Вечерня и Чин прощения. Трансляция 17 марта 2024 года. Вечером 17 марта 2024 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за вечерней и возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В этот день в храмах совершается чин прощения.
История чина прощения
Мы должны отвечать: «Пусть так живут все, но я так жить не буду. Я буду жить своим разумом, своей совестью, своим сердцем, буду жить с Богом! Буду молиться, каяться и надеяться, что Господь меня простит и дарует мне Царствие Небесное, и я буду там вместе с Ним». Помните: когда мы Великим постом сугубо молимся о том, чтобы Господь помог нам справиться с внутренними душевными недугами и грехами, то боремся духовно и против войны. Федор Михайлович Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорил: «Дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей». Сердце каждого стоящего здесь в храме — это поле брани, и итог битвы зависит от вашего выбора. Вы будете склоняться или ко злу, или к добру; будете или грешить, или в покаянии стремиться жить добродетельно. Это очень непростой выбор, особенно в современном мире, который все больше погружается во зло. Дьявол свирепствует, и бесы выбрались из бездны, чтобы искушать людей.
Мы видим, что люди обезумели и живут одним днем, им безразлично, что будет с ними завтра, что будет с их душой. Они уверены, что за пределами этой жизни ничего нет, но мы-то с вами знаем, что после смерти есть вечность, и в этой вечности есть Господь Бог. От нас зависит, продвинемся ли мы хоть на шажочек ближе к вечности во время этого Великого поста или же останемся в том же бедственном и плачевном духовном состоянии. Дорогие мои, напоминаю, что нам предстоит совершить духовный труд, как всегда в Великий пост. За эти короткие 49 дней мы должны постараться умягчить наше сердце, чтобы оно стало восприимчивым и милосердным, чтобы уклонялось от зла и стремилось к добру, чтобы мы воистину были чадами Божиими. Ведь пока мы молимся, этот мир будет стоять.
Василий Великий. А ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас» свт. Иоанн Златоуст «Но мы, братие, во время поста и молитвы, молю, если что когда и действительно имели против кого-нибудь, простим и будем полны любви; более того, будем следящими друг за другом с целью побуждения к любви и добрым делам, и говоря друг о друге хорошо, и в самих себе рассуждая и помышляя благая пред Богом и пред людьми, дабы нам поститься похвальным и непорочным постом, чтоб на основании его наши прошения были благоуслышаны Богом» свт. Григорий Палама, архиеп. О традиции испрошения прощения, которое зачастую считается прообразом чина прощения, упоминается в житии прп. Марии Египетской, автором которого является святитель Софроний, патриарх Иерусалимский. В воскресный день перед первой седмицей Великого поста монахи приходили на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых. Вечером того же дня монахи снова собирались в храме. После прощания монахи с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?
Сыны Израилевы, не соблюдши поста, лишились небесной утехи и божественной благодати. Теперь ты знаешь, что потерпели нарушители поста и воздержания; узнай же и то, какой чести и милости удостоились те, которые его почитали и сохраняли. Воздержание снискало Моисею достоинство законодателя, и поставило его во главе народа. Постничество вознесло Илию на огненной колеснице на небо, а его всечестную милоть сделало драгоценнее царской багряницы. Воздержанием Даниил во рве заградил уста диких зверей и из их пасти вышел невредимым. Воздержанием украсившись, три отрока потушили печь, разженную седмерицею, и пламень обратили в веяние влажной прохлады. Подвижник воздержания, Иоанн, наречен большим среди пророков и удостоился крестить во Иордане Господа славы. Но что говорить о пророках и праведниках? Сам Христос подвигом воздержания низложил врага и нам дал в нем оружие попирать его. Поэтому, примем пост, как драгоценный дар, святое сокровище, изображение истины, начало благочестия, основу духовного учения, умерщвление страстей, отгнание греха, бич пророков, сподвижника детства, губителя демонов, запрещение диаволу, низложение идолов, украшение церкви, силу царей, похвалу иереев, вразумление мужей, целомудрие жен, воспитание чад, свободу рабов, утешение бедных. Кто, возлюбив пост, не был прославлен? Кто, соблюдши его, не был возвеличен? Кому его исполнение не доставило блаженства? Кто, укрепившись им, не победил искушений? Кто, вняв его призыву, не только не получил чести от людей, но и не отвратил от себя гнева и негодования Божия? Ахаав, вооружившись им, не избавился ли от грозного гнева Божия? Будучи осужден на съедение птицам и зверям и на то, чтобы псы лизали кровь его, и омывали блудницы 3Цар. Разве не постом ниневитяне, от человека до скота, отвратили угрозу, изреченную на срок трех дней, и оставили бездейственным слово пророка Ионы? Разве не подвигом воздержания пророки достигали созерцаний и видений Бога Вседержителя и презирали и провещали будущее как настоящее? Разве не им вооружались апостолы, когда во всю землю вышло вещание их и в концы вселенной - слова их Пс. Разве и мученики, не им облекшись, разрушали храмы и алтари и курения идольские и ни во что вменяли угрозы гонителей? Разве не из любви к нему преподобные оставили мир и все его прелести и, обитая в пустынях и горах и пещерах и пропастях земных, по апостолу Павлу Евр. Будем же и мы сохранять пост, эту пристань душ, врачество тел, умирение помыслов, умерщвление страстей, — пост который ограждает чужое имущество, предупреждает обиды сиротам, является заступником вдов, не позволяет нам погрязать в житейских суетах, жизнь смертных делает равно-ангельской, научает прилежать закону Божию день и ночь. О нем именно говорит пророк Захария, раскрывая его громкую славу: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством Зах. Видите ли, как пост обращается в праздник? Слышите ли, какова его слава и его венцы? Убедитесь же, как возвышает он своих исполнителей в любви духовной. Вы хотите глубже проникнуть в его смысл? Откройте уши вашего сердца, вникните в духовные песни, изливающиеся из источника бессмертия вечно текущими струями. Что говоришь ты, пророк? Какого Израиля ты разумеешь — плотского или духовного, то есть душу, ведущую Бога? Оскверненного запрещенными жертвами или возрожденного учением апостольским? Приносящего кровь быков и баранов или возносящего бескровную жертву — Агнца, вземлющего грех мира? Служащего истуканам вместо Бога, или от алтарей и идолов плененного в сыновство духовное?
Чтобы прощение наших грехов Богом не сопровождалось несправедливостью, жертва была принесена за эти грехи, но Господь Сам Себя принес в такую жертву. Господь освободил нас от необходимости совершать жертвоприношения. А что же от нас требуется? От нас требуется соучастие в жертве Спасителя —— мыслями своими, верой своей, молитвой своей и, может быть, особенно через покаяние. Мы должны раскаиваться в грехах не потому, что кто-то нас принуждает или кто-то от нас чего-то требует. Но мы по совести своей должны осознать наши грехи, нашу неправду — по отношению к ближним и дальним, но в первую очередь по отношению к Самому Богу. Святая Четыредесятница дает нам такую возможность, а потому и начинается ныне духовная весна, возрождение человека, укрепление его веры и благочестия, переключение сознания с маловажного, не очень-то и нужного на самое главное. А главное — это вера в Господа и жизнь в соответствии с Его Божественным законом. Мы начинаем поприще Великого поста с этого вечера, когда испрашиваем друг у друга прощения. Это первый, небольшой, но очень важный шаг. Правда, для кого-то этот шаг становится очень тяжелым, особенно когда проблемы, обиды реально разделяют людей, и каждый негодует на того, с кем поссорился, полагая, что именно другой всенепременно во всем виноват. Ведь чаще всего мы оправдываем себя и возлагаем всю вину на другого, на того, с кем поссорились, на кого имеем какую-то обиду. Вот сегодняшний день и требует от нас того, чтобы мы ни на кого не возлагали ответственность — только на самих себя. А потому и требуется от нас сделать непростой первый шаг — попросить прощения у тех, с кем мы в ссоре, кого мы обидели. Невероятно трудно — с полным сознанием своей личной вины подойти к человеку и попросить у него прощения, но этого требует от нас Церковь Божия.
Проповедь на вечерне с Чином прощения
Вечернее богослужение с чином прощения в Христорождественском соборе 06 марта 2022. В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения видео доступно в записи. Подходя к порогу Святой Великой Четыредесятницы, верующие соборной молитвой встречают время «весной духовной», стараясь вступать в эти дни надо осознанно, не забывая о том, для чего установлен пост и к какой жизненной цели призывает Спаситель каждого человека. Христианская традиция просить друг у друга прощения в преддверии Святой Великой Четыредесятницы восходит к первым векам христианства. Тогда многие монашествующие на все дни поста удалялись в пустыню и не знали, вернутся ли из тех суровых мест обратно. Поэтому стремились примириться с окружающими, испросить у всех прощения за вольные и невольные обиды. Со временем сформировался особый чин, и даже весь Воскресный день перед постом получил название Прощеного. О значении святых дней Великой Четыредесятницы, подвигов поста и молитвы, особо необходимых и в Великий пост, и в связи с событиями, происходящими в мире, митрополит Марк говорил по окончании богослужения: — Наступает особое время Святой Великой Четыредесятницы.
Казалось бы, пост еще далеко, и вот он уже при дверях. И мы стоим, взирая на икону нашего Спасителя, благословляющего нас на сугубый пост и молитву. Если попытаться описать обычное состояние человека, наше с вами, то его можно охарактеризовать как спячку.
Легко и радостно собирать нам плоды по окончании долговременной кропотливой работы. Так и постное время: перед началом кажется тягостным и неудобным, но постепенно, день за днем, освобождая душу свою от греховного терния, ощутимо замечаем уже некоторое облегчение в подвиге. Особенная же радость — светлый пасхальный день, который встречаем с чувством выполненного долга ради перенесенных благих трудов и усилий. Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей. В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки — ненадмевающееся мудрование.
Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» «Лествица», слово 14. Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати — Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву. Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника — обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше Мф. Истинное духовное наше сокровище — быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, то есть чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души.
Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека — дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» «Лествица», слово 10. Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним. Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев.
Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его Рим. Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это — не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям. Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить.
Сотворение Адама и Евы. Первые люди предстоят пред Господом. Изгнание из Рая. Плач о потерянном Рае. Фрагмент северной двери иконостаса.
Но на практике все сложнее. В церкви встречаются люди разного уровня духовного развития. И это хорошо — православная вера позволяет нам быть самими собой, как и Христос принял в число двенадцати апостолов людей разных по роду занятий, темпераменту, сообразительности. Он терпеливо учил их, а не гнал железной рукой к счастью, устанавливая над всеми сферами их жизни тотальный контроль. Дар Богу Церковная община состоит из разных людей. К сожалению, конфликты, обиды, недопонимания неизбежны. Страшен, скорее, не сам конфликт, хотя лучше было бы его избежать, а то, что мы застреваем в нем, лелеем свою рану. Единство начинает рассыпаться, душевные занозы — гноиться. Вступая в период усиленного подвига молитвы и поста, мы пытаемся сделать это в чистоте, примирившись с теми, кому досадили. Спаситель учит: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» Мф. Наше постное делание воспринималось святыми отцами именно как дар, который мы приносим Богу. Евангелие дня Святое Благовествование этого воскресного дня посвящено теме прощения ближних, что является основным условием прощения грехов. Христос напоминает: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» Мф. Как проходит чин прощения? Чин прощения трогательный и поучительный. Сначала священник просит прощения у прихожан за все, что совершил «ведением и неведением».
Изгоняя чучело из деревни и сжигая его, люди побеждали зло, что выражалось в смехе и плясках, прославляющих жизнь. У масленичного костра были некоторые вариации. Где-то пускали вниз с горы горящее колесо или поднимали его на высоком шесте. А кое-где парни в соломенных колпаках проезжали вечером по деревне на конях, а за деревней сбрасывали все колпаки в одну кучу и сжигали. Ребятня бегали по дорогам подожженными соломенными пучками на шесте и распевали Масленице прощальные песенки. Такое повсеместное разжигание костров связано с тем, что костры воплощали жар солнца и были призваны скорее разбудить весну. Прыгая через догорающий костер, люди проходили своеобразный обряд очищения. После сожжения чучела огонь в доме не разводили — ложились спать. Утром оставшийся от костра пепел собирали и развеивали по полям — для обильного урожая. А остатки еды от праздничной трапезы отдавали скотине или выбрасывали. Сжигание чучела перешло и в городские традиции празднования Масленицы Фото: Тимур Ханов Сжигание чучела перешло и в городские традиции празднования Масленицы Православные традиции: прощение и молитва Чин прощения появился много веков назад. Чтобы отрешиться от всего мирского и усилить свою молитву, египетские монахи уходили поодиночке в пустынные места на все 40 дней поста. Кое-кто из них уже не возвращался, встретившись с лесных дебрях с дикими зверями или не выдержав жизни в пустыне. Поэтому, расходясь, святые люди просили друг у друга прощения и сами прощали, понимая, что эта встреча может быть последней, и уходили молиться в отшельничестве с очищенной душой... Со временем эта традиция перешла в церковное богослужение. Просить прощения друг у друга издавна было принято не с самого утра, а с заката до полной темноты. Литургия в церкви тоже происходила вечером.
Проповедь на Чин прощения: Почему важно быть друг с другом искренними?
Чин прощения совершается в конце вечерни, которая имеет ряд особенностей. В Троицком храме на вечерней службе был совершен Чин прощения: духовенство храма во главе с настоятелем храма протоиереем Алексием Виноградовым и прихожане испросили друг у друга прощения за вольные или невольные обиды. 17 марта 2024 года в православных храмах будет совершаться вечерня с особым чином прощения. Проповедь протоиерея Александра Сорокина после вечерни в Прощеное воскресенье перед Чином прощения Сегодня мы стоим на пороге Великого поста – времени.
Проповедь на Чин прощения: Почему важно быть друг с другом искренними?
Затем Его Преосвященство обратился с напутственным словом к народу, и по традиции первым коленопреклоненно испросил у духовенства и прихожан прощения. В Раифском монастыре будет отслужены Божественная литургия и Вечерня с чином прощения. Острие чина прощения направлено против человеческого эгоизма, гордости и себялюбия. Острие чина прощения направлено против человеческого эгоизма, гордости и себялюбия.
Когда простить нет сил: что нужно знать о Прощеном воскресенье
Это Он дарует нам возможность раскрыть объятия и выразить своё благоволение нашим ближним, испрашивая прощение у каждого. Это, как мы знаем, непременное условие для очищения нашего сердца и для изменения ума. Цель нашей жизни — любовью сочетаться со Христом. Но нельзя любить Бога и при этом ненавидеть брата своего. Для того-то и дарует нам Христова Церковь чин прощения, дабы мы со всеми были примирены. Припадём же к стопам Спасителя нашего, попросим Его, чтобы Он даровал нам благоговейное и трепетное отношение к ближнему, чтобы всякий встречный, как это переживается христианскими подвижниками, предстал нам богом после Бога. И испрашиваем этого дара у Бога мы не по своим заслугам, а исключительно по Его благости.
Дерзки, грубы, жестоки бывали мы к ближним, а сами в то же время хотели бы, чтобы ближние относились к нам с предупредительностью, с чистосердечием, с нежностью. Положим же и мы эти начала в основу наших отношений к ближним. Чистосердечно, искренно, от всего любящего сердца испросим у каждого прощения, чтобы и на нас излил Господь Своё благоволение и простил нам согрешения наши. Прошу и я вас, честные отцы, и вас, дорогие братья и сёстры о Христе, простить меня. Знаю, как повинен я перед вами. Бывал и резок, обрушивался гневным словом — и это тогда, когда нужно было всё покрыть любовью.
Мы должны попросить друг у друга прощения и простить своих ближних если не от полноты нашей духовной жизни, то хотя бы от страха быть непрощенными перед лицом Божиим" Да не осудит нас Господь, да будет сердце наше спокойным, а молитва чистой и искренней; да будет время поста для нас не отягчающим бременем, но временем духовного осмысления жизни…». Завершая проповедь, Глава Донской митрополии испросил прощения у клириков и всех верующих.
По окончании богослужения владыка прочитал молитву на начало поста Святой Четыредесятницы, а затем обратился к собравшимся: — Дорогие друзья, думаю, нет никакого смысла говорить о том, ради чего мы с вами сегодня здесь собрались, вы все это прекрасно знаете, прекрасно знаете вы и слова нашего Спасителя и Бога Господа Иисуса Христа, в которых содержится базовое условие получения прощения наших грехов от Бога: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» Мф.
Эти Христовы слова очень просты, они предельно понятны, вместе с этим, на них написано неисчислимое множество комментариев и сказано бессчётное множество проповедей. Любой из нас может сколь угодно долго рассуждать на тему связи умения прощать и получения прощения. Ко всему этому невозможно добавить что-либо новое и оригинальное, такое, что сумеем произвести радикальный переворот в нашем сознании и привести к безоговорочному умению прощать всех, всегда и не взирая ни на что. Впрочем, так ли прощает Бог?
Прощает ли Он всех, всегда и делает ли Он это безусловно? Из слов Спасителя мы можем сделать вывод, что есть как минимум одно условие: Бог не прощает тех, кто сам не умеет прощать. Что это? Почему так?
Но надо понимать, что не простится тот грех, который не раскаян. А вообще любой грех, который был совершен, даже если он очень тяжкий, но в котором человек раскаялся, может быть прощен», — сказал священнослужитель. Он напомнил, что по учению святых отцов даже Иуда, если бы он раскаялся после совершения предательства, был бы прощен. Соответственно, отметил Савченко, людям не следует думать о том, какие грехи не могут быть прощены. Господь простит, если мы просим у него прощения. Поэтому день, когда мы испрашиваем друг у друга прощения, — это прообраз прощения всех грехов, какие бы ни были, если они спрашиваются», — подчеркнул священник. Более того, добавил он, есть примеры, когда Господь старался простить те грехи, которые даже не раскаяны. Например, когда распятым на кресте говорил: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят».
И это же обращение к Богу повторял Стефан Первомученик — архидиакон, которого забросали камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме. Святой так и принял мученическую смерть под градом камней, молясь за своих убийц. Вот такое должно быть наше состояние в этот день. Желательно и в другие дни, но в этот день особенно. Если мы просим прощения, если мы раскаиваемся искренне, значит, любой, даже самый страшный грех, может быть прощен», — заключил священник. Не простить себе дороже Случается однако, что раскаявшегося человека в Прощеное воскресенье отказываются простить. В таком случае считается, что обида остается на совести того, кто отверг просьбу о прощении. Более того, он принимает на себя тяжесть обиды в двойном размере, потому что тот, кто искренне попросил прощения, снял со своей души этот груз.
Чин прощения
Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером – это служба вечерни сырной седмицы. 6 марта многие рязанцы пришли в Христорождественский собор Рязани, где в преддверии наступающего Великого поста митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил вечернее богослужение с особым чином прощения. Несколько слов об истории чина прощения. История происхождения этой традиции явно монашеская и связана с монашеским устройством, с монастырским житием. После вечерни в этот день в православных храмах совершается Чин прощения, на котором священнослужители и миряне испрашивают прощения перед предстоящим духовным подвигом поста и молитвы. Во время Чина прощения настоятель храма с крестом в руках выходит на амвон, чтобы первым испросить прощения у клира и всех прихожан, встав на колени, поклонившись до земли. Вечером 26 февраля 2023 года Святейший Патриарх Кирилл в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве перед чином прощения произнес проповедь.
Проповедь на вечерне с Чином прощения
Можно заметить, что сам упомянутый "чин прощения" не требует точной конкретизации вышеуказанных моментов. В канун Великого Поста на вечерне по древней традиции совершается Чин Прощения. Проповедь на чине прощения 26 февраля 2023 г. Дорогие братья и сестры, нынешний пост проходит, как и в прошлом году, в сложные для нашего Отечества дни — идет братоубийственная война. Этот умилительный чин родился из уставного чина прощения, который должен совершаться в конце повечерия ежедневно. Поэтому накануне Великого поста чин прощения принято совершать либо сразу после воскресной Литургии, либо уже после вечерни. Чин Прощения на вечерне сыропустной недели.