При академии был открыт Академический университет (1726— 1766 гг.) — первое в России светское высшее учебное заведение. Российская академия медицинских наук (РАМН) и Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН). Картина «Первое торжественное заседание в Российской академии наук». Дата приурочена к основанию Российской академии наук, созданной по указу Петра Великого ровно 300 лет назад.
Родились: Гумер Баширов, Гузель Уразова
- Реформа или уничтожение: как изменилась РАН за годы собственной перестройки - МК
- Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие | Аргументы и Факты
- Настройки шрифта:
- Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук
- В каком веке произошло открытие академии наук
- Российская академия наук | Наука | Fandom
Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами
За свою работу архитекторы получили премию 500 рублей, но не могли покинуть Санкт-Петербург, здание строил Генрих Руш. Фото pastvu. В него входили пять институтов: физико-технический, химический, геологический и биологический, языка и литературы, а также сектор водохозяйственных проблем и энергетики и сектор научно-технической пропаганды. Возглавил филиал Александр Арбузов. После музыкального училища в Уфе стала солисткой Башкирской государственной филармонии. В 1982 году фирма «Мелодия» выпустила диск-гигант с ее записями, а в 1993 году Кадырова на фестивале в Турции завоевала премию «Золотой банан». Здесь проходят практику студенты, работает школьное лесничество, ежегодно дендрологический сад и Музей природы заповедника посещают более 10 тысяч экскурсантов. В ГИБДД Казани подтвердили, что кольцевое движение на Оренбургском тракте решили полностью закрыть, автоинспекторы восприняли такое решение как намерение разгрузить дорогу в этой части города.
Канцлер Горчаков 1859, 25 августа Взятие Гуниба. Начало эпохи «народного самодержавия» 1891 Союз с Францией 1892—1903 Министерство С. Начало революции 1906, 6 августа Начало деятельности Государственной думы 1906—1911 Правительство П.
Андреевский монастырь и здание Президиума Российской академии наук в Москве. Автор: «А. Савин, Википедия». Эмблема Российской академии наук. Здание Кунсткамеры. Автор: «Кsider, Википедия» Документ этот так и не был утвержден в связи с кончиной императора в 1725 году, но продолжал выполнять функции Академического устава до 1747 года. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост.
Гравюра С.
Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые бы младых людей первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли. И таким бы образом одно здание с малыми убытками тоеж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные собрания чинят, ибо оная 1. Яко б совершенная Академия была, понеже довольно б членов о совершенстве художеств и наук трудились. Егда оные же члены те художествы и науки публично учить будут, то подобна оная будет универзитету и такую ж прибыль произведет. Когда данные академикам младые люди, которым от его императорского величества довольное жалование на пропитание определено будет, от них науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж полезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум. Притом же бы вольные художествы и манифактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут. И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобна есть кроме сего розличия и авантажа, что сия Академия и то чинит, которое универзитету или коллегии чинить надлежит , того для меня надеюсь, что сие здание удобнейше Академиею названо быть имеет. Науки, которые в сей Академии могут учены быть, свободно бы в три класа розделить можно: в 1-м класе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2-м — все части физики, в 3-м — гуманиора, гистория и права.
К первому класу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться матези сублимиори, яко арифметикою, алгеброю и геометриею, и протчими частьми теоретическими; второй бы тщание иметь к астрономии, географии, навигации; третьей и четвертой — о механики. Второй клас розделяется в четыре части, а имянно: 1. И такожде четырех персон к тому иметь надлежало б. А за нужду мог бы академикус матезеос сублимиорис за академика физики теоретической и экспериментальной отправлять, ибо собственно физика генеральная ничто иное есть, токмо апликация к телесам. Третей клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются. И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б — элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2 — гисторию древную и нынешную, а 3 — право натуры и публичное, купно с политикою и этикою ндравоучением. Аще же притом экономия учена будет, то похвально и весьма полезно, ибо в общем жительстве учением ее великая прибыль и польза чинится. Кроме сих членов, особливой секретарь потребен, который все, что в Академии предлагается, в протокол вносит, в порядок приводит и тое, что достойно есть, ежегодно или чрез каждые два года публикует и купно с библиотекарем корреспонденцию с учеными людьми держит. Должность академиков: 1. Все, что в науках уже учинено — розискивать, что к изправлению или прирощению оных потребно есть — производить, что каждый в таком случае изобрел — сносить и тое секретарю вручать, которой тогда понужден будет оное, когда надлежит, описать 2.
Каждый академик обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать. И тако ему лехко будет экстракт из оных сочинить.
День в истории 7 января: создание Российской академии наук
Так что Академия наук сыграла огромную роль в распространении научных знаний в России. В память об этом событии 8 февраля в нашей стране стали отмечать День российской науки. 25 июля 1925 года Российская академия наук получила название Академия наук СССР. Отд-нием исторических наук и филологии); в 3-м отд-нии изучались также этнография и нек-рые вост.
Вы точно человек?
Вы точно человек? | По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. |
Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами | Первым домом для Российской академии наук в Санкт-Петербурге было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. |
Главная по науке — Бизнес России | Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. |
Российская академия наук
Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Здание первой Российской академии наук расположено на Васильевском острове в городе Санкт-Петербурге.
8 февраля 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
Основой публикации послужила статья Марины Сорокиной "Открытая сцена, или Двухсотлетний юбилей Академии наук", опубликованная в сборнике "На переломе: Отечественная наука в конце XIX-XX вв. Петербургская академия наук появилась благодаря желанию Петра I поставить Россию на одну ступень с прогрессивной Европой. 20 декабря в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание Академии. В 1917 году Петербургская Академия наук была преобразована в Российскую академию наук, а в 1925-м — в Академию наук СССР. Сейчас, когда Российская Академия наук переживает переломный период в своей истории, интересно было бы обратиться к прошлому – к первым десятилетиям ее существования. Первый российский император основал Академию не только как научное, но и учебно-образовательное учреждение.
День в истории: в России пустили троллейбусы, в Казани открыли филиал Академии наук
Лейбниц проявлял большой интерес к России, видел в ней значительный научный потенциал. Именно он посоветовал императору создать Академию наук и, будучи назначенным тайным советником по науке, написал первый устав академии. По мысли Лейбница, будущая академия должна была создаваться не сама по себе, а вместе с университетом и гимназией — для подготовки научных кадров. И этот момент отличал российскую академию от зарубежных аналогов. На одном из предложенных проектов Пётр Первый начертал свою резолюцию: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции и прочия». В России на тот момент уже были академии: Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская в Москве, но они давали исключительно гуманитарное, церковное образование. А по замыслу Петра в университете при новой Академии наук должны были учить медицине, философии, юриспруденции.
В университет же будут поступать те, кто окончил гимназию при нём. И всё это вместе позволит создать в стране полноценную систему подготовки научных кадров. Также императору импонировала идея стать покровителем наук, поэтому финансирование нового учреждения он предусмотрительно назначил из государственной казны, понимая, что за счёт частной или общественной поддержки нужного результата не будет. По совету же Лейбница царь даёт согласие на приглашение иностранных учёных, которые, по его замыслу, должны были подготовить новую смену уже из русских кадров. Таким образом, в России на тот момент оказалось немало выдающихся европейских учёных: французский астроном и картограф Жозеф-Николь Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, великий математик и механик Леонард Эйлер. Всего же в 1725 году в Россию прибыли 16 учёных.
Кстати, почти все они были весьма молоды — средний возраст составлял всего 30 лет. Планировалось, что европейские учёные должны не только преподавать в университете, но и в индивидуальном порядке вести одного-двух воспитанников, которые со временем могли бы заменить их. Также предполагалась стажировка молодых учёных в европейских университетах и академиях. Первоначально планировалось открыть три отделения: математическое, физическое и гуманитарное. Но сам Пётр Первый, заложивший фундамент будущей Академии наук, открыть её де-факто не успел. Это сделала его супруга Екатерина I своим указом от 7 18 декабря 1725 года.
Она же назначила и первого президента академии — лейб-медика Лаврентия Блюментроста, человека из окружения Петра Первого, который лично организовывал Аптекарский огород в Москве. В 1728 году академия переехала в новое здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Читайте также: Окно в Россию: Петергофу 300 лет Русский гений Новое научное учреждение сразу же приступило к работе. И надо сказать, что эта деятельность осуществлялась не на пустом месте: в распоряжении учёных были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад, где трудились также приглашённые из Европы ботаники и натуралисты. Интересный факт: по распоряжению Петра Первого в ведение Академии наук были переданы сформированная царём библиотека и Кунсткамера, куда он сделал бесплатное посещение для всех желающих. Когда царю предложили брать деньги с посетителей, он возразил, что за деньги туда никто ходить не будет и предложил, наоборот, угощать всех пришедших чашкой кофе или бокалом вина — на это библиотеке выделялись специальные средства.
Ну а с тех пор все библиотеки в России стали бесплатными и общедоступными. Академики в первые годы своей работы заложили основы для горного дела и металлургии, благодаря их усилиям зарождались геодезия и картография.
Гуманиора, яко элоквенцию, студиум антиквитатис и гисторию, обучать могут к тому определенные члены третьего класа.
Помянутые и в некоторые класы розделенные академики обязаны будут в своей науки ежедневно один час публичные лекции иметь, как в протчих универзитетах. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено. Однакожде не надобно ему токмо ради корысти вельми много коллегиев держать и тем протчим своим наукам и розмышлениям вред чинить.
А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторое малое искуство филозофии и математики имеют. Того ради весьма нуждно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованием снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют. И понеже помянутые младые люди, под дирекциею академиков, без своих убытков наукам обучатся и притом ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искуства своего объявят надежду имеют произойти и учителям своим наследовать; и тако подобает, чтоб оне за такую добродетель благодарствовали.
Того ради имеют оные тех, которые учиться начинают, первым фундаментам наук обучать, дабы и те со временем учениями академическими пользоваться могли. И таким образом можно б, без великих убытков, намерение нижней школы изполнить. Надлежит по два человека еще прибавить, которые из словенского народа, дабы могли удобнее русских учить, а каких наук написать именно.
Аще же его императорское величество ныне или со временем сему собранию такую привилегию пожаловать соизволит, чтоб они тем, которые в науках произошли, градусы академиков давать могли, сие бы вельми к возращению ее служило. Но чтоб сие здание непременно и полезно было, то имеет оное токмо под ведением императора, яко протектора своего, быть и само себя править, еже учиняется, когда из оных или непременный президент или попеременно один по другому каждый год или полгода выбирается. Ученые люди, которые о произведении наук стараются, обычайно мало думают на собственное свое содержание, того ради потребно есть, чтоб Академии кураторы непременные определены были, которые бы на оную смотрели, о благосостоятельстве их и надобном приуготовлении старались, нужду их императору при всех оказиях предлагали и доходы в своем ведении имели.
Надлежит учинить директора и двух товарыщей и одного камисара над деньгами. Но надлежит, чтоб сии доходы достаточны, верны и неспоримы были, дабы оные люди непринуждены больше о своем и фамилии своей содержании старатися, нежели о возращении наук, наипаче понеже все такие люди суть, которым жалованием своим жить надобно, ибо трудно поверить, чтоб кто охоту имел в службе чюжого государя то прожить, что он в своем отечестве имеет. Давать деньги с верхних зачиная.
И тако хотя бы как поступать, то однакожде все тое без 20000 рублев зачать невозможно. Доход на сие определяетца 24912 рублев, которые збираютца з городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурха, таможенных и лицентных. Копелевич Ю.
Основание Петербургской академии наук.
Отдельно выделены краткие биографические справки об ученых. Статьи, представленные на портале, позволят узнать и оценить вклад Российской академии наук в развитие научного знания и технологий в общемировом масштабе. Техника и технические науки.
Событие завершилось я посетил Решение организовать Академию наук было принято еще при жизни Петра I. Однако первое собрание Академии состоялось лишь в конце 1725 года. Академия наук была открыта первоначально в доме Шафирова на Петербургской стороне, а потом перешла в здание с обсерваторией, расположенное на Васильевском острове ныне Музей антропологии и этнографии , где разместилась петровская кунсткамера музей и библиотека.
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
«Основание Петербургской Академии наук» | К 300-летнему юбилею Российской академии наук На фото: Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге. |
1725 Открытие Академии наук. Хронология российской истории. Россия и мир | Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. |
Пётр I – создатель Российской академии наук | 6 февраля 2009 года в Архиве Российской академии наук была открыта выставка «Социетет художеств и наук», посвященная 285-летию основания «Академии художеств и наук». |
300 лет служения человечеству
Левитана, В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля, Ф.
Малявина, А. Бенуа, М. Добужинского, К.
Сомова, Б. Кустодиева, С. Судейкина, Н.
Сапунова, Б. Григорьева, Н. Фешина, А.
Яковлева, М. Шагала и других русских художников. Музей-квартира И.
Бродского, Санкт-Петербург. Интерьер Фото С. Церетели Продолжая академическую традицию, И.
Бродский подарил около 300 произведений живописи и графики своим землякам в Бердянске, где по его инициативе в 1930 году был создан музей, а в 1936-м передал 300 работ мастеров русского искусства Днепропетровскому художественному музею. Поступали дары академика и в другие музеи страны. В 1939-м, после смерти коллекционера, его родные передали Всероссийской академии художеств большое собрание картин и рисунков.
Интерьер с цветами. Бродского, Санкт-Петербург Декрет Совнаркома об упразднении Академии художеств содержал положение не только о роспуске академического собрания, но и о переименовании Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские ПГСХУМ. На протяжении 1920-х - 1930-х годов это название несколько раз менялось.
В 1934-м учебному заведению возвратили название «Российская академия художеств»; ректором ее был назначен член бывшей Императорской Академии художеств, живописец И. В те годы многие бывшие академики преподавали и в этом художественном вузе, и в других художественных учебных заведениях. Своим вкладом в русскую культуру они подтвердили преемственность моральных и художественных традиций, заложенных Императорской Академией художеств.
В соответствии с утвержденным тогда же уставом в академическое собрание вошли 45 действительных членов и 25 членов-корреспондентов. Подведомственными Академии учреждениями стали с учетом некоторых последующих изменений в названиях Московский Государственный академический художественный институт имени В. Сурикова, Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.
Репина, Московский академический художественный лицей имени Н. Томского, Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. Иогансона, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, библиотеки, музеи и творческие мастерские.
Герасимов, Б. Иогансон, В. Серов, Н.
Томский, Б. Угаров, Н. В 1948 году возродился к жизни принадлежавший ранее Императорской Академии художеств Владимиро-Мариинский приют, называемый теперь Домом творчества художников «Академическая дача» имени И.
Члены Академии, продолжая традиции, приезжали туда в качестве руководителей творческих групп, работали вместе с молодыми художниками. Для многих художников «Академичка» явилась жизненной и профессиональной школой. Здесь происходило становление их творческой личности, определение пути.
Академия художеств СССР продолжила деятельность по формированию музеев. Были созданы мемориальные музеи: Музей-усадьба И. Репина «Пенаты», Музей-квартира И.
Бродского, Дом-музей П. Чистякова, Музей-мастерская С. Выдающийся педагог, профессор ИАХ П.
Чистяков 1832-1919 воспитал плеяду замечательных художников, среди них - И. Репин, В. Поленов, B.
Суриков, В. Васнецов, В. Савинский, В.
Серов, М. Врубель, И. Грабарь, Д.
Кардовский, А. Рябушкин, В. Борисов-Мусатов и другие.
Мемориальный музей «Творческая мастерская C. Коненкова» был открыт в Москве в 1974 году, в год столетнего юбилея скульптора 1874-1971. Практически дом Коненкова уже при жизни мастера стал в какой-то мере музеем.
Прежде всего это касается так называемой «вечной мебели», одного из шедевров скульптора, созданного в основном в 30-е годы, во время пребывания в Америке. В экспозиции представлены произведения Коненкова, многие из которых составили славную страницу в истории отечественной скульптуры. Коненкова», Москва.
Экспозиция Фото С. Репина в Чугуеве и Мемориального музея-мастерской П. Корина в Москве по просьбе его вдовы Прасковьи Тихоновны Кориной.
Корин 18921967 собрал уникальную коллекцию икон, которая по его воле вместе с его собственными произведениями, архивом и другими мемориальными предметами составила музей, переданный затем Академией музейному объединению «Государственная Третьяковская галерея». Музей-квартира великого пейзажиста академика А. Куинджи 1841 1842?
Оно принадлежало его ученику, академику Н. Распространению художественных знаний способствовала и академическая библиотека; из ее фондов безвозмездно передавались в разные годы книги по искусству и искусствоведению более чем в 20 учебных и художественных учреждений. Одним из самых удивительных событий в советский период истории Академии художеств был дар, сделанный знатоком искусств и меценатом князем Семеном Семеновичем Абамелек-Лазаревым 18571916 : в соответствии с завещанием коллекционера, окончившего свои дни в Италии, Академии была передана его вилла в Риме.
В советское время виллу посетили более шестисот художников - академиков и награжденных золотыми медалями Академии. При организации Академии в 1947 году вышло постановление об учреждении наград за лучшие произведения изобразительного искусства - золотых и серебряных медалей и дипломов. Творческие результаты этих поездок были очень высоки: художники впервые получили возможность воочию увидеть шедевры искусства, многие из них привезли из Италии не просто отдельные работы, а целые циклы.
Портреты, пейзажи, виды городов, созданные такими мастерами, как Я. Ромас, О. Г Верейский, Т.
Салахов, А. Грицай, И. Заринь, Д.
Налбандян, М. Куприянов, П. Крылов, Н.
Соколов, А. Мыльников, Д. Мочальский, Н.
Пономарев, Ф. Решетников, Н. Ромадин, Б.
Угаров, Д. Шмаринов, и другими, стали украшением многих выставок и вошли в золотой фонд отечественного искусства. Указом Президента Российской Федерации Б.
Черномырдина был утвержден новый Устав Академии. Академию возглавил Н. Пономарев, затем ее Президентом был избран З.
Графиком М. Аввакумовым и скульптором И. Уткиным , а также дипломы и грамоты к ним.
Количество наград увеличилось, так как расширился спектр награжденных за счет выдвижения архитекторов, дизайнеров, критиков и историков искусства. Одно из направлений деятельности президента Зураба Константиновича Церетели — создание музеев. Создание первого в России Московского музея современного искусства явилось ценнейшим вкладом в российскую культуру.
Несмотря на то, что подобными музеями обладают практически все крупнейшие города мира, в России данное начинание в течение десятилетий не приводило к успеху, пока З. Церетели не взялся за организацию музея. Одной из основных выставочных площадок Российской академии художеств является открытый в 2009 году Российский музей современного искусства Гоголевский бульвар, 10.
Во внутреннем дворике музея находится «Хрустальная часовня», возведенная З. Академия поддержала создание Дома-музея П. Кузнецова в Саратове к 120-летию со дня рождения художника, которое отмечалось в 1998 году.
Весной состоялась закладка сада у мемориального дома художника; к этому событию была приурочена выставка «Сад Павла Кузнецова». Многие академики стали основателями музеев в тех городах, где они родились. Вице-президент РАХ А.
Мыльников 1919-2012 родился и провел детство в городе Покровске ныне город Энгельс. Дед его, почетный гражданин города Н.
Так, пятидесятилетие Академии отметили в присутствии Екатерины I , выпустив к этой дате специальные издания и медаль.
Академия наук - не только старейшее и крупнейшее научное учреждение России, но и родоначальница всей системы научной деятельности в стране. Возникновение первых российских обсерваторий и музеев, исследовательских лабораторий, университетов и научных обществ было связано именно с Академией. Создание Академии Академия своим рождением обязана широкой реформаторской деятельности Петра I.
Он стремился, помимо прочего, вовлечь Россию в процесс культурного развития Европы. Создание Академии рассматривалось им как составная часть преобразования страны, оно диктовалось потребностями роста промышленности, торговли, укрепления государства и его внешнеполитических позиций. Как почти всё в России, науку Петр начал внедрять сверху, но в отличие от некоторых других нововведений, это себя оправдало, Во время своих поездок по зарубежным странам Петр знакомился там и с наукой и ее организацией.
Он посетил Парижскую академию, присутствовал на демонстрации химических экспериментов и был даже принят в число ее почетных членов. Особенно много Петр общался с немецкими учеными. В значительной мере под влиянием Лейбница, с которым он встречался трижды, а также немецкого философа и естествоиспытателя Вольфа у которого впоследствии учился Ломоносов Петр понял значение научных знаний.
Он пришел к выводу, что в России надо создать условия для их развития и распространения. Еще до создания Академии начали закладываться элементы ее инфраструктуры. Петербургская библиотека Академии наук считает датой своего рождения 1714 год.
За 10 лет до создания Академии Петр сделал общедоступным свое личное собрание книг, взял библиотекаря, которому поручил навести в собрании порядок и пополнять его. Первый музей, впоследствии вошедший в состав Академии как ее важная часть, Кунсткамера, начал формироваться тоже до ее создания - в 1718 г. Была образована первая типография гражданского назначения.
Своего библиотекаря, Шумахера того самого, с которым 20 лет спустя боролся М. Ломоносов , в 1721 г. Петр направил в Европу изучать опыт создания и функционирования научных и учебных заведений и подобрать ученых для работы в России, хотя и до этого, с 1715 г.
Крутой, решительный и нередко жестокий Петр, в делах, касавшихся науки, проявлял осторожность, терпение, и я бы сказал, деликатность. Это проявилось не только по отношению к ученым, с которыми Петр общался, но, прежде всего, в формулировании задач. Блюментростом, подписал "Определение об Академии", и 28 января вышел именной Указ об ее учреждении.
Положение об Академии Петр утвердить не успел, однако в течение 20 лет его использовали как первый Устав. Реальное образование Академии приходится на начало царствования Екатерины I : в декабре 1725 года состоялось ее торжественное открытие. К этому моменту Академия уже существовала, штат был укомплектован, приехавшие из-за границы ученые были назначены академиками.
Общие собрания Академии начали проводить с сентября 1725 г. Екатерина I всячески содействовала созданию Академии. Уже летом 1725 года она приняла у себя всех приехавших ученых - почесть, неслыханная в Европе.
Помимо Петра и Екатерины I, еще два человека приложили руку к созданию этого научного учреждения - Блюментрост и Шумахер. Лейб-медик Лаврентий Блюментрост был важным действующим лицом в создании этого замечательного учреждения.
В средней — арифметике, геометрии, "плоской и сферической тригонометрии". В старших классах преподавались: математическая география, астрономия, черчение, геодезия и навигация. Многие ученики недворянского происхождения ограничивалось первыми двумя ступенями и шли после школы на подсобные работы во флот. Те, кто продолжал учебу в старших классах, проходили обязательную практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог.
В первые годы число учеников возрастало. Так в 1701 году в Школу было принято 300 человек, а в 1711 — уже 500. Одним из главных организаторов и вдохновителей Школы был Леонтий Магницкий — русский математик и знаменитый педагог, автор учебника "Арифметика, сиречь наука числительная... По этому учебнику учился и М. Ломоносов, назвав эту книгу "вратами учености".
Великий математик Эйлер писал даже: «я и все остальные, имевшие счастье состоять некоторое время при Русской императорской Академии, должны признать, что тем, чем мы являемся, все мы Обязаны благоприятным обстоятельствам, в которых мы там находились». Петр I был озабочен устройством быта ученых. Жалованье было положено по тем временам огромное от 500-600 руб. Для содержания Академии наук выделялись денежные средства — 24912 руб. Годовой доход России в 1724 году составлял всего 8, 5 млн руб.
Император распорядился сделать жизнь ученых возможно более замкнутой, и оградить их от реалий российской действительности, а для этого «дом академический домашними потребами удостачить… кормить в том же доме, дабы, ходя в трактиры и другие мелкие домы, непотребными обращаючись, не обучились их непотребных обычаев, и в других забавах времени не теряли бездельно, дабы государственного убытку больше, нежели прибыли, не учинили» Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. Это был пышный праздник, собравший весь высший свет тогдашнего Санкт-Петербурга. И позже императрица Екатерина I неизменно покровительствовала Академии, посещала заседания, беседовала с учеными. В академическую гимназию записалось немало отпрысков благородных семей; всего же здесь в 1726 году проходили обучение 112 детей. Но вниманием властей Академия наук пользовалась недолго — императрица Екатерина, разделявшая замыслы своего супруга, умерла уже через три года, а подлинного социального статуса новое учреждение не получило. Придворная политическая борьба, интриги, а позже давление «русской партии» при дворе Елизаветы Петровны — все это отодвинуло Академию наук с ее немецким составом на задний план. Двор в 1725 году переехал в Москву, и за все время пребывания его там Академия не получала никаких средств. Да и позже общим правилом была постоянная нехватка денег. Много лет содержание членам Академии не выплачивалось вовсе или, в обход распоряжений, выплачивалось частично. Нередко долг перед служащими гасили при помощи «натуральной оплаты» — отпечатанными в Академической типографии книгами, которые нужно было продавать самим.
Торговать книгами приходилось и М. Ломоносову, назначенному адъюнктом в Академию уже в начале 1742 года. Точного, обдуманного устава Академии дано не было. Она управлялась «по обычаям», т. Академики от руководства делами были устранены. Первый президент Академии Лаврентий Блюментрост в соответствии с веяниями времени, не очень интересовался ею. Чтобы оставаться на виду, он вместе с двором переехал в Москву, где занял должность начальника Московского госпиталя. Президентские же полномочия он фактически возложил на своего помощника, секретаря Академии философа Иоганна Шумахера, который к науке как таковой и к своим подчиненным — ученым особого уважения не испытывал. Его наклонностям соответствовало и распределение академических средств: на кунсткамеру, библиотеку, канцелярию и мастерские шло денег гораздо больше, на непосредственно научные нужды — меньше. Академикам постоянно отказывали в покупке инструментов, открытии новых лабораторий.
Таким образом, ученые Российской Академии неоднократно испытывали унижение даже в стенах собственного учреждения. Некоторые академики, видя бесполезность и утомительность борьбы, устранялись от нее и, наконец, уезжали, пользуясь истечением срока контракта. Уехали Г. Бильфингер и Я. Герман, Гмелин, Делиль; в 1735 году уехал под предлогом слабого здоровья Бернулли; в 1741 году, получив место в Берлине, покинул Россию Эйлер. Упреки уязвленных ученых были справедливы. Действительно, управление Академией было далеко от правил «ученой республики», она авторитарно управлялась Шумахером, который сам решал, на что и сколько потратить денег и т.
Российская Академия наук
Со дня основания Академия занималась и издательской деятельностью. Это одна из важнейших задач в укреплении связей образования и науки, развитии образовательной деятельности. В разные годы это первое высшее научное учреждение России носило разные названия, но обобщенное, принятое в литературе, — Императорская академия наук. В 1999 году указом президента Российской Федерации день образования Российской Академии наук 8 февраля был установлен Днем российской науки. Сегодня, 28 апреля в истории: 1563.
Дабы науки размножены и в лутчее состояние приведены были.
Все издания розыскиваны и апробованы. От оной системы учащимся младым людем изготовлены были. Но сие служит токмо к произведению в лутчее состояние наук. В универзитете, как уже упомянуто, 4 факультета имеются, а имянно: 1 — феология, 2 — юрис пруденция, 3 — медицина и 4 -- филозофия. Факультет феологии здесь оставляется, и попечение о том токмо Синоду предается.
Юридический факультет. При оном академик третьего класа, который науки практики, яко политику, этику и право натуры, учит быть может, аще же еще похощется славного, правам искусного человека притом определить, оное бы толь наилутче было. Медицынский факультет совершенно из второго класа, сиречь анатомика, химика и ботаника, сочинен быть может. Факультет филозофской не может в совершенстве больше сего быть, ибо академик матезеос сублимиорис может професором логики и метафизики и математики генеральной быть и притом же физику генеральную и экспериментальную учить, а протчие собственные части математики можно протчим академикам первого класа, яко астроному и механику, розделить. Гуманиора, яко элоквенцию, студиум антиквитатис и гисторию, обучать могут к тому определенные члены третьего класа.
Помянутые и в некоторые класы розделенные академики обязаны будут в своей науки ежедневно один час публичные лекции иметь, как в протчих универзитетах. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено. Однакожде не надобно ему токмо ради корысти вельми много коллегиев держать и тем протчим своим наукам и розмышлениям вред чинить. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторое малое искуство филозофии и математики имеют. Того ради весьма нуждно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованием снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют.
И понеже помянутые младые люди, под дирекциею академиков, без своих убытков наукам обучатся и притом ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искуства своего объявят надежду имеют произойти и учителям своим наследовать; и тако подобает, чтоб оне за такую добродетель благодарствовали. Того ради имеют оные тех, которые учиться начинают, первым фундаментам наук обучать, дабы и те со временем учениями академическими пользоваться могли. И таким образом можно б, без великих убытков, намерение нижней школы изполнить. Надлежит по два человека еще прибавить, которые из словенского народа, дабы могли удобнее русских учить, а каких наук написать именно. Аще же его императорское величество ныне или со временем сему собранию такую привилегию пожаловать соизволит, чтоб они тем, которые в науках произошли, градусы академиков давать могли, сие бы вельми к возращению ее служило.
Ведущие место в работе как ВЭО России, так и Академии наук с момента их основания занимало просвещение и «расширение пределов всякого рода полезных человечеству знаний». Во второй половине XVIII века организации уделяли большое внимание экспедициям «для познания России», исследованию природных богатств страны, внесли весомый вклад в подготовку и проведение реформы образования в России. Менделеев, Л.
Эйлер, А. Бутлеров, Н.
Котюков Министр науки и высшего образования Российской Федерации Н.
Кропачев ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» С. Лавров Министр иностранных дел Российской Федерации А. Лихачёв генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» В.
Мединский Министр культуры Российской Федерации Т.
Пётр Первый - создатель Российской академии наук
«Открытия Российской академии наук, изменившие мир» – это историко-просветительский портал, созданный к 300-летнему юбилею Российской академии наук. Петербургская академия наук имела огромное влияние на академическую среду России в Петровскую эпоху. 6 февраля 2009 года в Архиве Российской академии наук была открыта выставка «Социетет художеств и наук», посвященная 285-летию основания «Академии художеств и наук». Петербургская академия наук появилась благодаря желанию Петра I поставить Россию на одну ступень с прогрессивной Европой.