Новости спасение челюскинцев 1934

син сделал очень много для спасения челюскинцев, он пользуется вполне заслуженно авторитетом среди других участников подготовки спасения, безусловно, заслуживает быть награжденным орденом Красной Звезды.».

Два месяца на льдине: как выживали челюскинцы

Газета "Правда". 85 лет назад завершилась операция по спасению челюскинцев син сделал очень много для спасения челюскинцев, он пользуется вполне заслуженно авторитетом среди других участников подготовки спасения, безусловно, заслуживает быть награжденным орденом Красной Звезды.».
Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин». Новости. Первый канал Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского.
Спасение челюскинцев | Омское областное отделение КПРФ Сибирские авиаторы участвовали в знаменитом спасении челюскинцев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин».

Новости и события Российского исторического общества

Это стало уникальным в истории случаем подобного спасения жертв кораблекрушения в полярных водах. История исследования Северного морского пути Голландец Вильям Баренц в ходе трёх экспедиций, осуществленных в 1594-97 годах, открыл архипелаг Шпицберген и исследовал западное побережье Новой Земли Первые попытки исследования Северного морского пути приходятся на XVI век. Их целью было найти морской проход в страны Азии. Так, в 1553-54 годах, в царствование в России Ивана Грозного, англичанин Хью Уиллоби, обогнув мыс Нордкап, направился на восток, намереваясь найти северо-восточный проход в Китай. Однако его амбициозным планам не суждено было сбыться: корабль путешественника был затёрт льдами к северу от Кольского полуострова, а сам он погиб. Спустя почти полвека аналогичную попытку предпринял знаменитый голландский исследователь Вильям Баренц. В ходе трёх экспедиций, осуществлённых в 1594-97 годах, он открыл архипелаг Шпицберген и исследовал западное побережье Новой Земли, однако в ходе последнего путешествия его корабль тоже был затёрт во льдах, и Баренц скончался от цинги в лагере, разбитом командой на берегу Новой Земли. В 1648 году произошло важное событие, не замеченное современниками. Казак Семён Дежнев на своём коче русское мореходное парусное судно поморов и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное, промысловое, парусно-гребное , обогнув с севера Чукотский полуостров, вышел в Тихий океан через пролив, отделяющий Евразию от Америки. Большой вклад в исследование заполярных территорий России внесла Великая Северная экспедиция 1733-43 годах в ходе которой было изучено и закартографировано северное побережье России от устья Печоры до Чукотки. Также Витусом Берингом был повторно открыт пролив между Азией и Америкой, впоследствии названный его именем.

Казак Семён Дежнев на своём коче, обогнув с севера Чукотский полуостров, вышел в Тихий океан через пролив, отделяющий Евразию от Америки В последней четверти XIX века исследования Северного морского пути активизируются, и в 1878-79 годах экспедиция шведского географа Норденшельда, в которой участвовал русский предприниматель и исследователь Севера Александр Сибиряков, прошла на парусно-паровом китобойном барке «Вега» от Норвегии до восточного побережья Чукотки, и после зимовки через Берингов пролив вышла в Тихий океан. Это стало сенсационным успехом. До сих пор еще никому не удавалось пройти весь Северный морской путь.

Лётчики, снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми, кому присвоено звание Героев Советского Союза, почти всех участников экспедиции наградили орденами Красной Звезды. Среди награждённых - крымский татарин из-под Судака Ибрагим Факидов. А вот симферопольский крымчак Илья Сельвинский остался без ордена - он и ещё семь членов экспедиции сошли на берег в октябре 1933-го, на разведку. Арктический поэт Идея покорить грузопассажирскими пароходами Северный морской путь возникла в 1932-м, после того как ледокол «Сибиряков» за 64 дня в летнюю навигацию прошёл от Архангельска до Чукотки. Теперь же необходимо было «обкатать» путь для доставки грузов, сменить зимовщиков на станции острова Врангеля и обогатить научные знания о Севере. Для ответственного задания пароход переименовали в «Челюскин» в честь исследователя Севера Семёна Челюскина. В арктический рейс пароход вышел 16 июля 1933-го из Ленинграда, экспедицию возглавили те же, кто покорял Север на «Сибирякове»: профессор, математик, географ, астроном Отто Шмидт и капитан парохода, полярный мореплаватель Владимир Воронин. Кстати, Воронин противился назначению капитаном на «Челюскин», понимая так же, как и комиссия, принимавшая корабль, что для такого плавания пароход не готов, хоть, как писал позднее Илья Сельвинский, и «надели на него ледовый пояс». Но всё-таки 112 членов команды «Челюскина» в «ответственный арктический рейс» вышли, зайдя по пути в Копенгаген Дания , где устранили несколько дефектов корабля. Затем - Мурманск и «в лёд», следуя по пути во Владивосток. Сохранилось немало воспоминаний журналиста и поэта, фотографии, пьеса «Умка - Белый медведь», поэма «Челюскиниана», роман «Арктика», собранные им советские и зарубежные газеты, касающиеся экспедиции. В этом походе меня как писателя больше всего интересует подчинение льдов человеку. Убеждён, что для меня как поэта кстати, ни один поэт в Арктике ещё не был настоящая экспедиция станет плодотворной». Шмидт - математик; языки; арктик. Воронин В. Гаккель Як. Эмблема скромности: когда его имя нанесли на карту во время похода открыто несколько новых земель. Факидов Ибр. В 1921-м неграмотен, сейчас физик, ассистент академика Иоффе. Решетников Ф. Бывший беспризорник. Громов Б.

Поскольку судно в это время плыло по Карскому морю, новорожденную решено было назвать Кариной. Она составила компанию 1,5 годовалой Аллочке Буйко, которая с родителями тоже плыла на остров Врангеля, чтобы жить там на полярной станции. Эти две малышки оказались самыми юными участницами беспримерной ледовой эпопеи. А сейчас Карина Васильевна, живущая в Петербурге, является единственной из челюскинцев, оставшейся в живых. Конечно, собственных впечатлений о времени пребывания на льдине и эвакуации на «большую землю» у нее нет, однако женщина помнит много рассказов, услышанных впоследствии от матери. Что-то из них мы использовали в свое время при съемках документального фильма. Но об одном из эпизодов, доселе никому неизвестном, Карина Васильевна упомянула лишь не так давно во время нашего с ней разговора.

Фанфары и дифирамбы После челюскинской эпопеи стало ясно: наша страна пришла в Арктику. Популярность героев-полярников в те годы можно сравнить только со славой первых космонавтов. Их наперебой приглашали к себе трудовые коллективы, чтобы угощать, чествовать, славить. В метриках новорожденных девочек в 1934 году появилось новое имя Оюшминальда — «Отто Юльевич Шмидт на льдине». Как «Великан Поколен Борода» не иначе! Шмидт стал героем своеобразных былин — новин, которые слагали и пели в те годы знаменитые сказители Марфа Крюкова и Пётр Рябинин-Андреев. А на мотив «Мурки» городские повесы запели: «Шмидт сидит на льдине, словно на малине и качает длинной бородой... В ХХ веке самым прозорливым стало ясно: мало совершить подвиг, о нем нужно было еще рассказать. Иначе всё канет бесследно. О Льве Мехлисе принято писать в мрачных тонах: самодур, сатрап, инициатор репрессий, один из наименее обаятельных выдвиженцев Сталина. Но он был и настоящим профессионалом, талантливым организатором прессы, говоря современным языком — пиарщиком. В то время он занимал кабинет главного редактора «Правды» и курировал пропагандистскую кампанию, развернувшуюся вокруг спасения челюскинцев. Получилось блестяще. Едва ли не в каждом дворе дети играли в челюскинцев, в Ляпидевского и Водопьянова. Да что дети, весь мир смотрел на арктическую драму и ее счастливый финал глазами Мехлиса. Еще до конца 1934 года неслыханная оперативность! Книгу перевели на несколько европейских языков. Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество! Его ирония всегда была обоюдоострой, но на сей раз она все-таки шла на пользу репутации СССР. Именно после спасения челюскинцев в мире поверили в Советский Союз. С державой, которая устраивает грандиозные научные экспедиции и может с помощью авиации вызволить своих граждан из ледового плена, приходится считаться... Трудно было отмахнуться и от того, что в этой операции достойно показали себя самолеты, сконструированные и произведенные не где-нибудь, а в СССР. Это внушало уважение и к советской индустрии, и к Красной Армии. Эта эпопея является одной из величайших среди тех героических эпопей, которыми так богата история арктических исследований», — писала британская газета «Дейли Геральд». Их мужество, выдержка, преданность делу заслуженно вызывают восхищение всего мира», — вторили англичанам французские журналисты. Еще цветистее писали о советских полярных подвигах в Штатах. Великолепная семёрка Лётчики, переправившие полярников из ледового лагеря на большую землю, стали первыми Героями Советского Союза. Без преувеличений, это был беспрецедентный подвиг.

Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути

Ледокольные пароходы — «А. Сибиряков», «Г. Седов», «Малыгин», «Русанов». Эти суда хоть и имели высокие для того времени ледовые качества, использовались либо как научно-исследовательские и гидрографические, либо как транспортные для снабжения полярных станций и доставки небольших объемов грузов, либо на зверобойных промыслах.

В условиях недостатка ледоколов на трассе СМП их также привлекали для проводки судов. Другие грузовые, грузопассажирские суда, привлекавшиеся для транспортных операций в Арктике, не были судами ледового класса и не проектировались специально для работы в полярных морях. Особенности навигации 1933 года Для своей первой навигации 1933 года Главное управление СМП разработало обширные планы.

В Карской экспедиции, проводившейся в августе-октябре 1933 года, участвовало 30 судов, в том числе лесовозы. Их проводку осуществлял ледокол «Ленин». Центральным событием навигации 1933 года должен был стать повторный сквозной проход судна из Баренцева моря в Тихий океан.

Центральным, но отнюдь не самым масштабным. А самой масштабной операцией, проведенной в навигацию 1933 года, стала Первая Ленская экспедиция, цель которой была проводка каравана грузовых судов из Архангельска в устье реки Лены через Карское море, пролив Вилькицкого и море Лаптевых, а затем обратно — в Архангельск. В состав грузового каравана вошли пароходы «Володарский», «Правда» и «Товарищ Сталин».

В задачу экспедиции входила также проводка речного буксира и лихтера с Оби в устье Лены. Задача проводки экспедиции возлагалась на ледокол «Красин». Руководителем экспедиции был назначен Борис Лавров, начальником проводки — капитан Михаил Сорокин.

Архив фотокорреспондента "Правды" С. Нероты, притока р. У правого берега устья - суда Нижне-Ленской экспедиции на пути в бухту Тикси.

Ленская экспедиция 1933 г. Известно, что ни одно из судов Ленского каравана не имело ледового класса. Экспедиция вышла из Архангельска 8 августа, 12 сентября прибыла в бухту Тикси.

Однако дойти до Архангельска ему не удалось, суда попали в тяжелые льды и встали на зимовку у островов Комсомольской Правды. Эта экспедиция началась еще в 1932 году, но тяжелые ледовые условия в Восточном секторе не позволили ей выполнить поставленные задачи и она встала на зимовку. В ее состав сначала входили шесть грузовых пароходов из них три — серии «Анадырь»: «Анадырь», «Сучан» и «Север» и одна шхуна.

Леваневский, В. Молоков, Н. Каманин, М. Слепнёв, М. Водопьянов и И.

Звание «Герой Советского Союза» появилось стихийно, но само время требовало создания особой награды за геройский подвиг во имя великой страны. Вниманию гостей выставки представлены архивные газеты, телеграммы и фотохроника, а также вещественные памятники эпохи — мемориальные предметы первых Героев Советского Союза и букинистические издания 1930-х годов.

Сегодня спустились на лёд Боевский, Трояновский, Ширшов и я. Бегали по торосам нагромождение обломков льда до 20 метров высотой. На обратном пути лёд стало заметно отжимать. Появились полыньи.

К кораблю подойти было уже невозможно. Нам бросили доски, концы канат , и мы подтянулись. Дрейф неожиданно прекратился. Мы оказалась смёрзшимися с неподвижной снеговой площадью». Напрасно группы в том числе и сильный Сельвинский с тяжеленными бочками взрывчатки, ползком, проваливаясь сквозь молодой лёд, добирались до кромки плена, стараясь взрывами очистить путь пароходу. Лёд оказался сильнее.

С берега пришли на собаках чукчи, сообщившие, что давно ждали, когда же корабль обратится за помощью. Было решено, что первая партия экспедиции сойдёт, пройдя 400 километров до чукотского села Уэлен, проведёт разведку и подготовку для остальных. А утром следующего дня «Челюскин» оторвало вместе со льдиной и понесло на восток. Эта разведка - трудная, бегом за собаками по неокрепшему льду, через торосы, всего лишь с двумя спальниками, спать приходилось по очереди - и стала поводом для лишения Ильи Сельвинского ордена за экспедицию. И об ушедшей в разведку группе постарались забыть, а кто-то и вовсе считал их дезертирами - долго потом пришлось Отто Шмидту разъяснять ситуацию. Воссоединиться членам экспедиции так и не удалось: разведчиков подобрал ледокол «Литке», но пробиться на помощь к «Челюскину» он не смог.

Впаянный в льдину, лишённый возможности поворачиваться «Челюскин» дрейфовал то на запад, то на север, то на восток. Пароход начал погружаться в воду. Команде удалось сойти на лёд, забрать необходимое оснащение и продовольствие. При сходе погиб завхоз Борис Могилевич -придавлен бревном и увлечён в воду. Илья Сельвинский потом с грустью вспоминал этого «одного из самых обаятельных и отважных людей на корабле». Два месяца челюскинцы жили в обустроенном лагере на льдине.

Таким образом с 23 сентября 1933 года "Челюскин" дрейфовал в течение почти пяти месяцев. Трагедия В тот момент, когда начало казаться, что спасение близко и до Берингова пролива оставалось всего ничего, судно утянуло назад и в итоге оно было зажато и раздавлено льдами. Однако люди на борту предполагали такое развитие событий, потому заранее подготовились к высадке на льдину. Всего с парохода спустились 104 человека — некоторые сошли с рейса раньше, а один из членов экипажа, завхоз Могилевич, сходивший с парохода последним, погиб под упавшим на палубу грузом во время затопления корабля.

Все остальные пассажиры "Челюскина" под руководством Шмидта и капитана судна Воронина успешно выгрузились на лед, взяв с собой необходимые материала для сооружения палаток, провизию, спальные мешки и средства связи с землей. Четкие инструкции руководства и дисциплина всех присутствующих позволили продержаться в тяжелых условиях в лютый мороз посреди ледяных вод в течение нескольких месяцев. На льдине был построен деревянный барак, организована кухня и пекарня. Как передавал в своих сообщениях Отто Шмидт, моральный дух у челюскинцев был превосходный и боевой.

Газета "Правда". 85 лет назад завершилась операция по спасению челюскинцев

Как спасали «челюскинцев» · Родина на Неве Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского.
Несостоявшаяся челюскиниада | Аргументы времени О подготовке «Красина» к экспедиции по спасению челюскинцев рассказывают публикуемые документы ЦГАИПД СПб.
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли.
Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев – За пять месяцев до спасения челюскинцев экипаж Куканова на одном У-2 за тринадцать рейсов спас более 90 человек с вмёрзших в лёд пароходов Колымской экспедиции, но эта спасательная операция не получила широкой огласки в то время, поскольку многие из спасённых были.
Челюскинцы во Владивостоке 13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов, и «Челюскин» затонул.

Не сдрейфили: как советские летчики спасали челюскинцев

О подготовке «Красина» к экспедиции по спасению челюскинцев рассказывают публикуемые документы ЦГАИПД СПб. Страна собирала силы и средства для спасения челюскинцев, которых партия, правительство и общественное мнение уже причислило к пантеону героев. 13 февраля 1934 года судно все-таки не выдержало тягот ледового плена и в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен затонуло.[4] Челюскинцы были готовы к этому!

Новости и события Российского исторического общества

Спасение челюскинцев стало мировым триумфом Советского Союза — до этого момента все попытки спасти кого-то из Арктики либо ничем не заканчивались, либо не обходились без жертв. Первым практическим результатом работы комиссии было спасение экспедиции Нобиле, потерпевшей аварию на дирижабле «Италия». Все пилоты-спасатели за мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, первыми в стране были удостоены высокого звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. Это, конечно, сыграло огромную роль в спасении челюскинцев», — вспоминал о событиях 13 февраля 1934 года советский радист-полярник, участник экспедиции Эрнст Кренкель / РИА Новости.

Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев

Корабль дрожал, стонал, кряхтел, как живое существо. Борт в надводной части разорвало метров на двадцать. Нутро корабля выворачивалось наружу", - вспоминал радист Эрнст Кренкель. Фото: "Родина" К аварийной выгрузке готовились загодя, эвакуацию провели организованно.

Летчик с "Челюскина" Михаил Бабушкин вспоминал: "В кормовой части стояли Воронин и Шмидт, наблюдая, все ли спрыгнули за борт. Позади них остановился Борис Могилевич - наш завхоз. С трубкой во рту он спокойно выжидал.

Ни капитан, ни Шмидт не заметили его и в самый последний момент спрыгнули на лед... Будет поздно! Видимо, его подвели сапоги, скользнувшие по обледенелой и накрененной палубе.

В этот момент сорвались с мест бочки, бревна, ящики. Они покатились по судну, сбили с ног Могилевича и увлекли его за собой". Жизнь на льду На лед высадились 104 человека.

Сначала жили в палатках, потом соорудили бараки из стройматериалов, которые везли на Врангеля. Кренкель наладил связь с материком. Энциклопедист Шмидт читал лекции на любые темы.

На льдине выпускали газету "Не сдадимся", играли в футбол и преферанс. Лагерь Шмидта. Первая ночь.

Фото: "Родина" За челюскинцами следил весь мир. Пресса изо дня в день сообщала о том, что происходит на льдине, - это было "реалити-шоу" своего времени. О чем-то, конечно, вслух не говорили.

Например, о романе Шмидта и уборщицы Александры Горской, у которой в сентябре 1934 года родится сын Александр. Обсудив различные варианты спасения собаки, дирижабли, ледоколы , комиссия во главе с членом Политбюро ЦК ВКП б Валерианом Куйбышевым высказалась за авиацию. Имелся хороший пример: в октябре-ноябре 1933 года, когда "Челюскин" уже начал свой дрейф, летчик Федор Куканов эвакуировал с вмерзших в льды пароходов "Анадырь", "Хабаровск" и "Север" свыше 90 человек.

Национальным героем он не стал потому, что это были возвращавшиеся домой ссыльные, - история для пропаганды неподходящая... Предлагали помощь американцы - на Аляске имелись десятки самолетов, но Москва ответила отказом. Белые пятна челюскинской эпопеи".

Вместе с уполномоченным от правительства Георгием Ушаковым они отправились в Штаты - пароходом через Атлантику. Тем временем в тундру завозили на собаках бензин, а челюскинцы готовили аэродром. Лед ломало, змеились трещины, громоздились торосы - то и дело площадку приходилось готовить заново.

Куканов и Ляпидевский пытались долететь до лагеря Шмидта, но безрезультатно. Лишь 5 марта Ляпидевский достиг лагеря и эвакуировал оттуда 10 женщин и двух детей - дочь Васильевых Карину и полуторагодовалую Аллу, дочку другого зимовщика, радиста Петра Буйко. Это был успех, но остальным пришлось ждать спасения еще больше месяца.

Для нее, прожившей всю жизнь со своими родителями, была особенно очевидна надуманность версии других родителей и иной жизни, описанная Белимовым. Очень серьезным является вопрос о численности зимовщиков на дрейфующей льдине с учетом плавания двух кораблей. Этот вопрос не рассматривался ни в одной из известных мне публикаций.

После гибели «Челюскина» на льду оказалось 104 человека. В их число входили 52 члена команды «Челюскина», 23 участников экспедиции О. Шмидта и 29 участников предполагавшейся зимовки на о.

Врангеля, включая 2 детей. При этом штатное число членов команды парохода должно быть несколько больше, так как в преддверье зимовки в сентябре 1933 г. Именно такое количество людей — 104 человека - было вывезено пилотами спасательной экспедиции на землю.

Белимов делает намек, что количество переправленных на землю людей могло быть больше с учетом значительного количества самолетов, участвовавших в спасении. Поэтому мы сочли необходимым столь скрупулезно привести данные количества полетов и вывезенных людей каждым летчиком. Среди спасенных зимовщиков не находится места даже для мифического Кандыбы и его жены Елизаветы Борисовны.

Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности. Мы не говорим уже об охране заключенных. Какова их судьба при наличии второго парохода, затопленного по приказу, выполненному лично Кандыбой?

Жестокость сталинского режима и методов обращения с заключенными сотрудников НКВД давно перестали быть тайной. Были опубликованы и документально подтверждены неоднократные случаи казни заключенных путем затопления их в трюмах старых барж. Допустим, что для уничтожения всех свидетелей транспортировки заключенных и их потопления, было принято трудно реализуемое одним человеком решение об уничтожении вместе с заключенными всех охранников и членов команды парохода.

Но даже реализация такого решения не уничтожает опасных свидетелей. Северный морской путь в те годы уже совсем не был ледовой пустыней. Многомесячное плавание сопровождалось неоднократными встречами с другими кораблями, периодическим участием ледоколов в проводке экспедиции.

Мы указывали на встречу шести кораблей на мысе Челюскин, встречу с большой группой чукчей. Белимов описывает неоднократные контакты команд «Челюскина» и «Пижмы», как до гибели «Челюскина», так и после. Для уничтожения свидетелей пришлось бы принять столь же радикальные меры по отношению ко всем людям, которые были или могли быть свидетелями плавания второго корабля.

Тем более не реальной с этих позиций является отправка О. Шмидта, старого интеллигента, человека с безупречной репутацией в научном мире, на лечение в США сразу после эвакуации с льдины. Хорошо известно, что обладатели секретов ни в каком случае не имели возможности выезда за границу, тем более без надежного сопровождения.

Флотилия насчитывала с дюжину судов. В одну навигацию они не успевали пройти до Лены и обратно, зимовали во льдах. Вполне возможно, что там есть сведения и о затонувшем пароходе.

Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение. Известный английский исследователь Роберт Конквест посвятил много лет изучению процессов насилия над собственным народом в СССР. Отдельные работы посвящены лагерям смерти в Арктике и перевозкам заключенных.

Им составлен полный перечень судов, использованных для транспортировки заключенных. Ни одного арктического рейса в 1933 г. Поиск дал возможность обнаружить фотографии гибели «Челюскина», координаты затонувшего корабля, ряд сообщений о дрейфующем ледовом лагере, этапах подготовки и спасения челюскинцев, об участие в этом американцев, транспортировке и лечении О.

О других сигналах SOS из советской Арктики или нахождения спасшихся заключенных ни одного сообщения в газетах не было обнаружено. Единственным упоминанием о радиосигналах, связанных с заключенными, является заметка корреспондента «Труда» из Казани, относящаяся к 2001 году. Не были обнаружены такие сообщения в зарубежных исследованиях о советской Арктике.

За прошедшие 70 лет нам не известно ни об одной публикации в зарубежной печати о спасшихся или погибших в 1934 г. Советские руководители часто применяли принцип, что цель оправдывает средства. И в мирное и в военное время превращение людей в лагерную пыль было обычным делом.

С этой стороны принесение в жертву массы людей для освоения Севера было бы обычным делом. Но при всей признанной жестокости власти в крупных начинаниях она не была глупой. Для реализации той же задачи с большей выгодой бросается в глаза простой выход.

С еще большей помпой анонсируется прохождение Северного морского пути за одну навигацию не одним, а двумя пароходами. Открыто, легально, под звуки оркестров, как сказано у Белимова, два парохода гордо идут по заданному маршруту. Они не боятся свидетелей и встреч с другими кораблями.

Тайной остается только «начинка» одного из кораблей: вместо леса, продуктов и запаса угля в трюмах скрыт живой стройматериал. Нет исчезновения только что построенного корабля, нет многих проблем… Трудно представить, что вершители судеб избрали столь более уязвимый вариант, чем было возможно. Все это заставляет предположить, что этих проблем не было, потому что в составе экспедиции не было второго корабля.

Приведенные выше сведения из архивов судостроителя свидетельствуют, что в 1933 г. Регистрационные книги английского Ллойда позволяют установить наличие только этого корабля. К активному участию в поиске удалось привлечь коротковолновиков.

По версии Белимова большая группа классных радиолюбителей — коротковолновиков была на «Пижме» и им была отведена существенная роль. Начало 30х годов было временем широкого увлечения коротковолновой связью. Многие сотни и тысячи радиолюбителей в СССР и за рубежом получали личные позывные и выходили в эфир.

Почетным было установление большого числа связей, проводились соревнования среди коротковолновиков. Доказательством установления двухсторонней связи было наличие в принятой информации позывного, принадлежащего пославшему сигнал. Ссылки на наличие сигналов бедствия от коротковолновиков, не принадлежавших «Челюскину», были приведены журналистами от третьих лиц уже после публикации версии «Пижмы».

Каждый из них включал подробности, в точности повторяющие текст Белимова. Личного позывного на эту фамилию зарегистрировано не было. Это имя не встречается среди участников соревнований коротковолновиков в1930-33 гг.

Остановимся на некоторых менее существенных деталях рассказа Э. Белимова, плохо согласующихся с реальностью. Явная неувязка связана с названием корабля.

Автор указывает, что на небольшой медной пластинке по-английски было написано примерно вот что: «Челюскин» спущен на воду 3 июня 1933 года». Фиксированная строителем дата спуска парохода на воду — 11 марта 1933г. При спуске на воду пароход имел другое имя - «Лена».

Шмидт, капитан корабля — В. В Беринговом проливе пароход был затёрт льдами, а затем вынесен в Чукотское море и 13 февраля 1934 года затонул, раздавленный льдами. Участники высадились на лёд всего 104 человека, восемь по разным причинам покинули пароход у мыса Челюскин; в Карском море в семье геодезиста Васильева родилась дочь Карина; боцман Б. Могилевич погиб при высадке , откуда были эвакуированы лётчиками Полярной авиации последняя партия 13 апреля на материк мыс Ванкарем. Спасение «челюскинцев» стало настоящим триумфом советской авиации. Лётчики, участвовавшие в спасении экспедиции, моментально стали известны во всём мире. Восхищение мастерством советских пилотов высказывала даже пресса Третьего рейха и фашистской Италии.

Этот лагерь просуществовал 2 месяца. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолёты для полётов в лагерь. Летчики совершили невозможное: на лёгких самолётах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев.

90 лет спасению челюскинцев

13 апреля: спасение челюскинцев, освобождение Симферополя | НКК 13 февраля 1934 года ушел на дно пароход "Челюскин", на котором покоряла Арктику экспедиция полярного исследователя Отто Шмидта.
История спасения «Челюскина» экспертом по истории Арктики и полярной авиации. В этом выпуске речь об уникальной операции, благодаря которой были сп.

90 лет назад - 13 апреля 1934 года, успешное окончание операции по спасению челюскинцев!

Учитывая разноречивость оценок координат затонувшего «Челюскина» автор предпринял попытку выяснения спорных моментов у Сергея Мельникоффа, утверждающего, что он совершил погружение к затонувшему пароходу и сделал фотографии в непосредственной близости от корабля на глубине 50 метров. На вопрос о значимости расхождений в координатах и наличии фальсификации исходных данных С. Мельникофф ответил, что «расхождение не значительно. В половину морской мили. В силу того, что в те времена координаты брали с помощью ручного секстана, а я пользовался спутниковой системой - это нормальная ошибка».

Поиск осуществлялся «по картам Генштаба, на которых нет других затонувших судов в этом районе. И нашли в полумиле от места его обозначения на карте. Эхолокация тоже говорит об этом - объект имеет 102 метра длины и 11 метров в высоту. Видимо, пароход чуть-чуть наклонен на левый борт» и практически не погружен в ил или донные наносы.

Недостаточная обоснованность заявления Михайлова о фальсификации данных была подтверждена участником экспедиции «Челюскин — 70» руководителем аппарата Комиссии Совета Федерации по делам молодёжи и спорту, доктором социологических наук Александром Щегорцовым. Поскольку мы берем на себя задачу проведения независимого расследования, то при анализе фактической стороны дела будем исходить из «презумпции невиновности», то есть будем предполагать, что вся основная информация, изложенная автором Э. Белимовым в «Тайне экспедиции «Челюскина», отражает реальные известные автору факты и не отягчена сознательным литературным вымыслом. Обратим внимание, что до сегодняшнего дня считалось, что первая публикация работы «Тайна экспедиции «Челюскина» была на сайте «Хронографъ», выходящем под лозунгом «XX век.

Документы, события, лица. Неизвестные страницы истории…». В предисловии к сайту редактор Сергей Шрам указывает: «Многие страницы этого сайта покажутся кому-то непривычно жесткими, а кому-то даже обидными. Что ж, такова особенность жанра, в котором я работаю.

Особенность эта - подлинность факта. В чем отличие беллетристики от истории? Беллетристика рассказывает то, что могло быть. История - только то, что было.

В переломные моменты эпох люди охотнее тратят время на чтение исторических изданий, в которых рассказывается "то, что было". Перед Вами как раз такое издание... Поэтому неудивительно, что такую проблематичную статью, делающую достоянием общественности высказывание участников экспедиции по очень острой проблеме, перепечатали многие издания и интернетовские сайты. Поиск показывает, что традиционная ссылка на «Хронографъ» как на первоисточник не верна.

Публикация в «Хронографе» датируется августом 2001 г. Первая публикация работы Э. К тому же эта публикация имеет ссылку: «специально для «Новой Сибири». В этом случае становится совершенно определенным место работы автора в НЭТИ, аббревиатура которого ничего не говорила при повторных публикациях.

Обратим внимание также на то, что израильская версия тоже появилась в печати позже публикации в «Новой Сибири», но и она предшествует публикации в «Хронографе». Анти-«Пижма» Когда идет речь о сравнении различных версий, всегда может возникнуть опасность, что версии относятся к различным объектам и их несоответствия не взаимоисключающие. В данном случае есть два уникальных и единичных события, рассматриваемых в обеих версиях, информации о которых не может быть двойственной. Это — единственный, первый и последний, поход «Челюскина», применительно к которому не может быть различных дат.

И единственный случай рождения в Карском море девочки: не может быть разных дат рождения и разных родителей. Поэтому первоначально обратимся к сопоставлению информации именно по этим вопросам. По официальной версии пароход вышел из Мурманска 2 августа 1933 г. Уже 13 августа 1933 года в Карском море появились серьезная деформация корпуса и течь.

Руководитель экспедиции О. Шмидт, находясь в Беринговом проливе, направил советскому правительству поздравительную радиограмму. После этого пароход уже не имел возможности самостоятельного плавания и дрейфовал во льдах в северном направлении до дня своей гибели. Белимов пишет: «Итак, вернемся в далекое прошлое 5 декабря 1933 года.

Часов в 9 или 10 утра Елизавету Борисовну будущую мать Карины по версии Белимова — прим. ЛФ привезли на причал и помогли подняться на борт "Челюскина". Почти сразу же началось отплытие. Гудели пароходы, в черном небе лопались ракеты, где-то играла музыка, все было торжественно и немного печально.

Вслед за "Челюскиным" плывет "Пижма", вся в огнях, точно сказочный город». Можно привести дополнительно целый ряд временных вех, показывающих, что «Челюскин» не мог начать плавание из Мурманска 5 декабря 1933 г. В соответствии с этим можно твердо утверждать, что датировка экспедиции «Челюскина» в работе Э. Белимова ошибочна.

В Карском море на «Челюскине» родилась девочка, названная по месту рождения Кариной. Большинство источников в этой связи ссылаются на следующую запись в судовом журнале: «31 августа. В работе Э. Белимова указано: «И только один раз корабли-близнецы причалили друг к другу.

Это случилось 4 января 1934 года, в день рождения Карины. Начальник конвоя Кандыба пожелал лично увидеть новорожденную дочь. Карина родилась в самом дальнем углу Карского моря. Оставалось каких-нибудь 70 км до мыса Челюскин, а за ним начинается другое море - Восточно-Сибирское.

Мать по месту рождения в Карском море предложила назвать дочь «Карина». Капитан Воронин тут же на судовом бланке написал свидетельство о рождении, указав точные координаты - северную широту и восточную долготу, - расписался и приложил корабельную печать». Сравнение этих записей позволяет выделить два принципиальных различия. В первой версии девочка родилась 31 августа 1934 г.

По второй — 4 января 1934 г. В январе 1934 г. Это делает единственно возможной версию о рождении Карины 31 августа 1933 г. В первой версии родителями девочки указаны Васильевы.

В составе группы зимовщиков были геодезист Васильев В. В версии Э. Белимова родителями названы Кандыба без указания имени и отчества и Елизавета Борисовна без указания фамилии. Следует обратить также внимание на то, что во второй версии в цитируемой записи о рождении девочки вообще отсутствует упоминание о родителях.

Уншлихта, С. Между тем челюскинцы развернули на льдине лагерь: собрали палатки, устроили кухню с печью из спасенного дерева и глины. Старались не паниковать и занимать себя делом. А когда работа заканчивалась - проводили поэтические вечера, читали вслух книги, слушали лекции О. Шмидта, организовали стенгазету «Не сдадимся». И, конечно, оборудовали аэродром и ждали спасателей. Шмидта, летчик А. Ляпидевский, наконец, сел на льдину. Радости челюскинцев не было предела. Ляпидевский перевез за один полет десять женщин и двоих детей.

Об этом дне вспоминал очевидец А. Погосов: «Челюскинцы поверили в силу и мужество нашей авиации и теперь уже знали наверняка, что палатки на льду недолго будут служить для них пристанищем». Слепнев, Н. Каманин и В. С этого дня авиасообщение между лагерем и чукотским становищем Ванкарем стало постоянным. В числе последних улетел и капитан «Челюскина» В. Первыми этой награды удостоились 7 летчиков, эвакуировавших людей из лагеря О.

Эвакуация людей осуществлялась с помощью авиации и продолжалась с 5 марта до 13 апреля. Было спасено 111 человек. Подвиг спасателей был высоко оценен советским правительством — «Золотую Звезду» получил лётчик А. Это были первые Герои Советского Союза.

Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли - "Красин", "Сталинград" и "Смоленск".

Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?

Предполагалось, что дирижабли будут летать в лагерь для спасения челюскинцев. Однако к тому времени, как дирижабли прибыли во Владивосток, экспедиция уже была вывезена самолетами. По распоряжению правительственной комиссии из Владивостока на Чукотку пароходом были отправлены пять военных самолетов звена пилота Каманина. Еще два самолета плыли на пароходе из Петропавловска-Камчатского. Одну машину в разобранном виде везли на платформе, прицепленной к курьерскому поезду из Москвы в Хабаровск. Оттуда должны были вылететь три самолета. Кроме того, полярник Ушаков, летчики Слепнев и Леваневский выехали в США, чтобы там закупить два самолета и перебросить их со стороны Аляски на Чукотку.

Экспрессом из Красноярска во Владивосток поспешил красноярский полярный летчик Молоков. Всего в спасении принимали участие 16 самолетов. На спасение челюскинцев из Владивостока также были направлен пароход «Смоленск» и дополнительно пароход «Свет». Они везли спасательные партии, имевшие самолеты и аэросани. На Камчатке самолеты с обоих судов были выгружены на берег и оттуда вылетели в бухту Провидения. Дрейфующих снимали со льдины партиями и вывозили на материк.

В общей сложности самолеты совершили 24 рейса, причем эвакуация проходила в сложных условиях. Например, эвакуируемому матросу Миронову, вылетавшему из ледового лагеря на Большую землю, пришлось лететь в наглухо завинченной бочке, предназначавшейся для хранения грузовых парашютов. Сбоку в ней была сделана маленькая дырочка для доступа воздуха. Бочка, как потом вспоминал Миронов, была подвязана под нижними плоскостями самолета веревками. В ней с трудом можно было шевелить руками, ноги затекали. Казалось, что полет длится бесконечно.

Маврикий Слепнёв вывез 6 человек, включая страдавшего туберкулёзом лёгких Отто Шмидта, которого, по распоряжению Совнаркома, пришлось отправить в госпиталь на Аляску. Двоих вывез на своём «Юнкерсе» Иван Доронин. В тот день они доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Алексея Боброва, радистов Эрнста Кренкеля и Серафима Иванова, боцмана Анатолия Загорского, моториста Александра Погосова и капитана Владимира Воронина, который по старинной морской традиции последним покинул палаточный лагерь. В последнем рейсе лётчики забрали с собой и 8 собак, помогавших челюскинцам все дни дрейфа. Их тоже не забыли и не оставили на произвол судьбы. Советские лётчики вывезли на материк всех челюскинцев — всех до одного!

Знаменитый ас Сигизмунд Леваневский тоже принял участие в поисках. Найти лагерь Шмидта и спасти челюскинцев ему не удалось, но он сумел в сложных погодных условиях доставить в Ванкарем руководителя спасательной операции, полярника Георгия Ушакова. Это было настоящее торжество прогресса: во льдах, при опасных перелётах не погиб ни один человек. Ни среди полярников, ни среди лётчиков, ни среди жителей Севера. Ни один! Это и называется «чистая победа».

Победный резонанс Эта эпопея произвела сильное впечатление и на друзей, и на врагов Советского Союза. А в сердцах наших соотечественников она сохранилась навсегда. Георгий Ушаков, возглавлявший спасательную экспедицию, вспоминал о том, как отреагировали на работу лётчиков-спасателей жители Севера: «Многие из них плавали на американских шхунах, большинство соприкасались с американцами, торговавшими на Чукотке и скупавшими пушнину вплоть до 1930 года. Американские самолёты они видели в 1929 году, когда с их помощью американцы вывозили пушнину на Аляску. Среди них шли разговоры о том, что наши русские самолёты ничего не смогут сделать. То ли дело американские!..

А Молоков и Каманин всё везут и везут. Вера в безукоризненные свойства всех вещей, прибывающих из Америки, была сильно поколеблена. Зато с огромным вниманием чукчи стали прислушиваться к рассказам о достижениях советской промышленности». Главным редактором «Правды» был в те дни Лев Мехлис. Личность противоречивая. Даже в последние годы мало кого так наотмашь демонизируют, как его.

Одно нельзя отнять у Мехлиса: это был преданный стране человек и настоящий профессионал в журналистике. И он хорошо понимал: чтобы победа оказалась полноценной, о ней нужно просто и ясно рассказать миллионам людей. Большевики и ленинских, и сталинских времён хорошо понимали эту истину: их представления о прессе, об информационной политике соответствовали самым строгим запросам эпохи. Именно Мехлис организовал всестороннее освещение подвига полярных лётчиков — в газетах, на радио, в сюжетах кинодокументалистов. Оперативно вышла в свет и была переведена на многие иностранные языки! Народовластие — это всегда разговор с массами, с широкой аудиторией, без сословных предрассудков.

И такой разговор о спасении челюскинцев в 1934 году у правдистов получился. Результат очевиден: подвиг не остался неизвестным. Челюскинцами и их спасателями восхищался весь мир — даже те, кто относился к Советскому Союзу враждебно. Возрос престиж нашего государства. Многие именно в те дни поняли, что советские индустрия и наука — это не пропагандистский пшик, а реальность, с которой нельзя не считаться.

После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда.

Впервые на выставке их биографии и судьбы станут предметом отдельного рассмотрения. Название выставки повторяет название стенгазеты «Не сдадимся! Рабочие материалы этого спектакля, а также история съемок документальных и художественных фильмов, посвященных Челюскинской эпопее, также представлены на выставке. Различные художественные решения выставки представляют известные события в новом свете: здесь и интерактив, погружающий в мир Челюскинской эпопеи, и наглядное воплощение фразеологизма, и возможность заглянуть в панораму эпопеи через личные истории её частников. Значительная часть предметов, представленных на выставке, связана с отображением в массовом советском сознании пропаганде, культуре и искусстве.

Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин»

Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. семи летчиков - первых Героев Советского Союза, подвиг самих челюскинцев, - воспет в фильмах, книгах, поэмах, но в камне или бронзе не увековечен. Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий