Ранее имевшиеся в России и СССР традиции празднования Рождества, после исключения в 1929 году праздника из официального календаря, были перенесены на празднование Нового Года, что сохранилось и после восстановления Рождества в числе государственных. В статье Серафима Ореханова «Рождество Христово и Святки в 2020 году» вы узнаете еще больше об истории и традициях Святок в России. В нашем материале — коротко о том, откуда пошли рождественские традиции, ставшие общеевропейскими, и об особом колорите празднования Рождества в некоторых местностях и странах.
Традиции и обычаи Рождества в России
Сейчас такая традиция в России сохранилась в основном в деревнях. С тех пор новогодние традиции претерпели множество изменений: от обязательного празднования по указу императора, до тихих домашних посиделок за закрытыми дверями. рассказывает о рождественских традициях на Руси.
Как празднуют Рождество в России: традиции и обычаи
Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания", — говорится в сообщении. Праздничный рождественский стол После торжественного богослужения христиане всей семьей собираются за большим и пышным столом. Как правило, на Рождество также подают 12 постных блюд — по числу апостолов. Праздник не обходится и без мясных и рыбных блюд. Традиционно украшением стола считается запеченная птица: курица, гусь или утка можно запечь с мочеными яблоками, с брусникой и квашеной капустой. Также во главе стола ставили кутью рисово-пшеничную кашу с добавлением изюма, кураги или орехов. В остальном хозяйки вольны в выборе блюд.
В северных областях популярны архангельские козули — фигурки козочек, овечек, барашков и лошадок, вылепленные из сдобного теста на сливочном масле и яйцах. Такие фигурки связаны с хлевом, где родился Иисус. Еще одно традиционное мясное блюдо русской кухни — полотки — половинки птичьих тушек, просоленные и копченые или вареные. Из напитков на столе всегда был ягодный взвар — вода, настоянная на ягодах или фруктах. Колядки Рождество принято справлять радостно, весело — в кругу самых близких и родных людей. Во время Святок люди ходят друг к другу в гости, а также помогают нуждающимся. Эта традиция зародилась еще в Древней Руси. В ночь перед Рождеством дети наряжались в пастухов или ангелов, ходили по деревне и поздравляли соседей рождественскими песнями — колядками. В ответ добрый хозяин должен был отблагодарить их угощением или подарком.
Что нельзя делать на Рождество Рождество — великий и значимый праздник для всех христиан. Существует несколько поверий по поводу того, что нельзя делать в этот день: Не следует заниматься уборкой, домашними делами и тяжелой работой. Чистоту и порядок в доме нужно навести заранее. Считается, что в этот светлый праздник нельзя ругаться, выяснять отношения и сплетничать. В рождественскую ночь желательно не спать, а посетить службу в храме. Также в этот день нельзя забывать об умерших родственниках — нужно почтить их память, поставив на подоконник зажженные свечи. За праздничный стол не рекомендуется садиться в темной одежде, лучше выбрать наряды белого цвета. Если к вам неожиданно пришли гости, их обязательно нужно приветить и накормить. Ясный и морозный день предвещал достаток, а вот если праздник выпал на новолуние, богатого урожая можно не ждать.
Увидев её на восходе и решив, что родился «Царь Иудейский», Волхвы пришли в Иерусалим, чтобы поклониться Ему. Не найдя там искомого, волхвы отправились в Вифлеем Иудейский, где звезда указала место, в котором они увидели Святое Семейство. Пастухи с овцами Фигуры тех пастухов, которые пришли в пещеру поклониться родившемуся Спасителю. Как правило, одного из пастухов изображают с ягненком на плечах или в руках, ягненок в данном случае — символ Христа как Агнца Божия.
Рождественский пост и само Рождество — это всегда возможность улучшить и преобразить себя и мир вокруг. Николай Савченко священник Русской православной церкви, клирик Рождественские обряды, традиции и обычаи Как отмечают канун Рождества — сочельник Канун Рождества получил название «сочельник» — от названия ритуальной пищи в этот день — сочива, пояснила эзотерик. Сочиво или кутья — это разваренная каша из пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом, маком или орехами. Хорошие хозяйки в Рождественский сочельник пекут пироги, а на тесто загадывают желание. Добавляют в него монетки — для богатства, изюм — для сладкой жизни или колечко — для вступления в брак.
Бэла Белая эзотерик, молитвотерапевт По ее словам, в канун праздника стоит приглашать в гости своих крестных родителей либо навещать своих крестников. Обычно взрослые поздравляют детей, угощают пирогами и дарят подарки. Наши прародители верили, что именно эта звезда освещала путь волхвам, идущим к новорожденному Иисусу. И как только засияла первая звезда — Рождество пришло! РИА «Новости».
Теперь готовим также современные блюда, к примеру салаты. Это уже дань моде. Тогда мы заранее варили компот, жарили котлеты, чтобы можно было только разогревать и не тратить это рождественское, таинственное время.
Подарки нам приносили ночью. Все дети ложились спать и с замиранием ждали утра. Конечно, не всегда засыпали, не могли дождаться встречи с Weihnachtsmann. Кульков тогда как таковых не было, но конфеты дарили. Мы ставили свои тарелки и оставляли записку с именем. Так Weihnachtsmann различал, где чья тарелка. Потом утром все находили полные конфет тарелки, а сами подарки лежали недалеко от них. Сейчас для детей и внуков кладем подарки под елку, и тоже ночью. У них есть Adventskalender, зажигаем вместе свечи на Adventskranz и дарим самые разные сладости.
Также подготавливаем небольшие деревянные игрушки, чтобы у них были не одни конфеты. К примеру, для младшего внука, которому еще нельзя конфеты, кладем в мешочек по игрушке, и он ими украшает елку в течении 24 дней. Рождество всегда было каким-то особым, своим, и выделить какое-то трудно.
Рождество Христово: обычаи и традиции праздника
Рождественское богослужение c 6 на 7 января из Храма Христа Спасителя в Москве обычно транслируется по федеральным каналам. Эти традиции, принятые в нашей семье, служат одной цели – создать особое рождественское настроение вопреки новогоднему шуму и суете, напомнить и детям, и взрослым об истинном смысле предстоящего Рождества Христова. Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Эта традиция сохранилась не везде, но ее всё еще можно встретить в российских селах и деревнях. 4. Существует традиция Рождественских вертепов.
Так где родилась елочка? Лютер придумал, а Николай II запретил
Рождество 2023: традиции, обряды, ритуалы и гадания. Накануне Рождества, в Сочельник, наши предки наводили порядок в своих домах и готовили угощения к столу. Традиции новогодних катков и рождественских ярмарок перебрались и в наши дни. Впервые традицию украшать к Рождеству помещения и церкви еловыми веточками ввел Пётр I в 1700 году.
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России
И нищему на Рождество разговение". А еще верили: пост приведет к воротам рая, а уж милостыня их отворит. Комнаты наполнялись суетливой прислугой, вытирали и выметали скопившуюся пыль, грязь", - рассказывал купец Николай Варенцов. Наводили блеск не зря - все Святки, Святые дни от Рождества до Крещенского сочельника, в гости ходить да гостей принимать! Рождественский базар, 1906 г. Александр Бучкури 1870 - 1942 гг. Глубокие снега, морозы крепче, - рассказывал своему семилетнему французскому крестнику Иван Шмелев.
А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... На Театральной площади, бывало, - лес... А снег повалит - потерял дорогу!
Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Морозная Россия, а...
Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать.
Тропарь Рождества — основной гимн праздника — мог быть создан уже в IV веке: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! Рождественский пост: календарь питания по дням Накануне Рождества готовится специальное блюдо под названием «сочиво» — вареные зерна. От этого названия и произошло слово «сочельник». А вот гадать на сочельник — это традиция не христианская, а языческая. Пушкин и Жуковский, конечно, красочно описывали святочные гадания, но к настоящей вере такие гадания не имеют никакого отношения. На схеме серым выделены страны, в которых Рождество является государственным праздником. Страны, в которых Рождество не является государственным праздником, но неофициально отмечается — светло-коричневым. Страны, где Рождество не празднуется вовсе — тёмно-коричневым. Фото: World Map Blank Зато достаточно безобидной можно считать традицию колядования.
Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко — здоровье и мудрость, виноград — благополучие в доме, яйцо — новое начинание. Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают. В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок — успех, дом — благополучие. История праздника На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения — 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях. В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки — обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа. В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике. В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года. Рождественский символ — Вифлеемская звезда — была заменена на пятиконечную звезду. В советский период Новый год перенял рождественские атрибуты и стал главным семейным праздником.
Некоторые любители работать руками изготавливают композицию самостоятельно из дерева или папье-маше. Время вносит свои коррективы в традиции, и это совершенно нормально, считает этнограф Елена Сёмина. В 1513 году, он, возвращаясь домой в канун Рождества, обратил внимание на то, как красивы звёзды, усыпавшие небо. Их было так много, что казалось, будто верхушки деревьев искрятся звездочками. Придя домой Лютер поставил на стол елочку и украсил ее свечами. А на верхушку надел звезду — как напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к пещере, где родился Иисус. При Петре Первом в России тоже стали на Рождество украшать дома и ворота еловыми и можжевеловыми ветками и наряжать ёлки. Их мы ставим до сих пор, а вот можжевельник используется разве что дизайнерами. Европейский обычай подвешивать ветку омелы в России вообще не прижился. То же самое касается и остролиста, хотя он прекрасно растёт в наших широтах. Но вот с Рождеством и Новым годом у нас он не ассоциируется. Покупая искусственные рождественские венки, многие даже и не знают, что вплетённые в них веточки с красными ягодками — это остролист. Читайте также Дележ Украины стартовал: Варшава потребовала у Киева произведения искусства на «хранение» Укро-генералы уже готовят громадян к разгрому ВСУ, пока только прозрачными намеками, но про свою ПВО откровенно говорят — «сдулась» «СП»: — Сейчас ёлки наряжают так же, как и, скажем, в начале прошлого века? Например, раньше зелёную красавицу украшали не только игрушками, но и конфетами, фруктами, орехами. Теперь же все вкусности — на столе, а на колючих ветках — стеклянные шары, искусственные цветы, павлиньи перья, бабочки — да всё что угодно. А вот фигурки ангелов и звёздочки, связанные с темой Рождества присутствуют далеко не всегда.
Так где родилась елочка? Лютер придумал, а Николай II запретил
Рождество христово: обычаи и традиции, старинные рождественские обряды | В статье Серафима Ореханова «Рождество Христово и Святки в 2020 году» вы узнаете еще больше об истории и традициях Святок в России. |
Трудная история праздника Рождества | Впервые традицию украшать к Рождеству помещения и церкви еловыми веточками ввел Пётр I в 1700 году. |
Рождество Христово в 2024 году: Как сейчас отмечают этот православный праздник
Суть обряда была той же — прийти к своему соседу или знакомому и с песней известить радостную весть — Рождение Спасителя. В Российской Империи, патриарх, глава Православной церкви, приходил со славлением к императору. Вместе с ним во дворец заходила целая процессия. После поздравления главы государства, патриарх направлялся к царице и другим членам императорского семейства. Подарки Во все времена на Рождество было принято дарить подарки. Согласно Евангельским текстам, Иисус родился в хлеву, в бедности и страданиях. Одними из первых к нему пришли три волхва или три царя из восточных стран. Они принесли ему в подарок золото, ладан и смирну. Поэтому в Рождество подарки дарят не только детям, но и взрослым.
Этим охраняется, по народному поверью, урожай сада и огорода от гусениц, червей и других врагов плодоносящей растительности. По старинному преданию, накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебною силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них Солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои щедрые-богатые дары. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет, — все исполнится-сбудется, как по писаному, — говорит народ. Рождественский сочельник У сербов и лужичан существует обычай — выходить рождественской полночью в поле, на перекресток дорог и смотреть на небо. По словам стариков, перед взорами угодных Богу людей открываются неизреченные небесные красоты. И видят они, как из райских садов зоря-зоряница выводит красное солнце, как она, ясная, усыпает его путь золотом и розами. И видят они, как бьют в муравчатых берегах ключи живой воды, как расцветают духовитые цветы, как золотятся-наливаются сочные плоды на серебряных деревьях с бумажными листочками… Многое еще видят достойные видений люди, да все меньше таких становится на земле, затемненной нераскаянными грехами. А как ни смотри на небо грешная душа — ничего, кроме синевы небесной да звезд, — и то если они не укрыты темным пологом туч, — не высмотреть ей и в эту ночь откровений. У юго-западных славянских народов, там, где быт их еще не изменил единокровной с русским народом старины например, у тех же сербов, а также далматинцев, кроатов и некоторых других , канун Рождества Христова, называющийся в честь пробуждающегося и выезжающего на летнюю дорогу солнца «бадним днем» от слова будити, бдети и т. Утром вырубается в ближнем лесу толстая дубовая колода и привозится на двор. Как только начнет смеркаться, домохозяин-большак вносит ее в хату и, входя, приветствует всех домашних пожеланием провести счастливо «бадний день». Колоду обмазывают медом, посыпают хлебными зернами, затем кладут в печь на уголья. Когда колода «бадняк» разгорится, семья собирается близ очага за накрытым праздничным столом и начинает разговляться. По улицам горят в это время смоляные костры, молодежь у околицы палит из ружей. В каждой семье ждут гостей на вечерю. Первый гость зовется «положайником», и с появлением его в хате связываются потом все беды и радости, случающиеся в году с семьей. Твердо будучи убежденными в непреложности этого поверья, хозяева стараются приглашать на рождественскую вечерю к себе только тех людей, которые могут, по-видимому, принести счастье. Входя в хату, положайник берет из кадки, стоящей в сенях у двери, горсть зерен и, бросая их к хозяевам, произносит: «Христос ся роди! Но гость медлит отозваться на приглашение: он идет к очагу и начинает бить кочергою по горящей дубовой колоде так, что искры летят из нее во все стороны; бьет, а сам приговаривает пожелание, чтобы сколько вылетит искр, столько уродилось бы копен жита, сколько искр — столько бы и приплода на скотном дворе, сколько искр — столько мер овощей на огороде и т. Затем все присутствующие берут в руки по зажженной восковой свече, молятся на иконы и целуют друг друга со словами: «Мир Божий! Христос ся роди, ва истину роди, покланяемо се — Христу и Христову рождеству! Все принимаются за еду. На рождественской трапезе необходимыми кушаньями являются здесь мед и «чесница» пресный пшеничный хлеб с запеченной в нем монетою. Большак-хозяин разламывает чесницу и разделяет между трапезующими; кому достанется кусок с монетою, того ожидает счастье. Бадняк-колода, по мнению старых сведущих людей, наделяется свыше целебною силою. Уголья и зола, остающиеся после него в очаге, считаются лекарством против болезней рогатого скота и лошадей; если дымом его тлеющей головни окурить на пасеке улья, то это помогает дружному роенью пчел и т. Зернами, разбросанными по полу во время встречи гостя-положайника, хорошо кормить кур, чтобы те лучше неслись; солому, которою устилается на «бадний день» полхаты, выносят на ниву и разбрасывают по ней, думая, что от этого будет лучший урожай по весне. Во многих местностях огонь «бадняка» поддерживается не только в день великого праздника, но и во все Святки — вплоть до Нового Года. Стародавняя старина, уцелевшая до сих пор от всесокрушающей руки беспощадного времени, никогда не проявляется в народном быту так ярко, как во дни, окружающие великий праздник Рождества Христова. Ой, Святки мои, святые вечера! Ой, Дид! Ой, Лада моя! На Святки — простор-приволье широкому размаху живучей родной старины.
За вечерей гадают об урожае. Для этого вытаскивают из-под столешника стебельки сена, по длине которых и судят о будущем росте хлебов. Выдергивают также из снопа, стоящего под божницею, соломинки: если выдернется с полным колосом — ждать надо урожая, с тощим — недорода. Когда все повечеряют и хозяйка начнет убирать со стола, опять начинается гаданье, — на этот раз по осыпавшимся семенам трав: если осыпется больше черных — хороша будет гречиха-дикуша, а больше желтых и красных — можно рассчитывать на овсы, на просо да на пшеницу. Сноп остается в углу до самого Нового года. Со «святого» вечера вплоть до 1-го января не выметает ни одна хозяйка в Малороссии сор из хаты, чтобы затем весь его, собранный в кучу, сжечь во дворе. Этим охраняется, по народному поверью, урожай сада и огорода от гусениц, червей и других врагов плодоносящей растительности. По старинному преданию, накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебною силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них Солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои щедрые-богатые дары. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет, — все исполнится-сбудется, как по писаному, — говорит народ. Рождественский сочельник У сербов и лужичан существует обычай — выходить рождественской полночью в поле, на перекресток дорог и смотреть на небо. По словам стариков, перед взорами угодных Богу людей открываются неизреченные небесные красоты. И видят они, как из райских садов зоря-зоряница выводит красное солнце, как она, ясная, усыпает его путь золотом и розами. И видят они, как бьют в муравчатых берегах ключи живой воды, как расцветают духовитые цветы, как золотятся-наливаются сочные плоды на серебряных деревьях с бумажными листочками… Многое еще видят достойные видений люди, да все меньше таких становится на земле, затемненной нераскаянными грехами. А как ни смотри на небо грешная душа — ничего, кроме синевы небесной да звезд, — и то если они не укрыты темным пологом туч, — не высмотреть ей и в эту ночь откровений. У юго-западных славянских народов, там, где быт их еще не изменил единокровной с русским народом старины например, у тех же сербов, а также далматинцев, кроатов и некоторых других , канун Рождества Христова, называющийся в честь пробуждающегося и выезжающего на летнюю дорогу солнца «бадним днем» от слова будити, бдети и т. Утром вырубается в ближнем лесу толстая дубовая колода и привозится на двор. Как только начнет смеркаться, домохозяин-большак вносит ее в хату и, входя, приветствует всех домашних пожеланием провести счастливо «бадний день». Колоду обмазывают медом, посыпают хлебными зернами, затем кладут в печь на уголья. Когда колода «бадняк» разгорится, семья собирается близ очага за накрытым праздничным столом и начинает разговляться. По улицам горят в это время смоляные костры, молодежь у околицы палит из ружей. В каждой семье ждут гостей на вечерю. Первый гость зовется «положайником», и с появлением его в хате связываются потом все беды и радости, случающиеся в году с семьей. Твердо будучи убежденными в непреложности этого поверья, хозяева стараются приглашать на рождественскую вечерю к себе только тех людей, которые могут, по-видимому, принести счастье. Входя в хату, положайник берет из кадки, стоящей в сенях у двери, горсть зерен и, бросая их к хозяевам, произносит: «Христос ся роди! Но гость медлит отозваться на приглашение: он идет к очагу и начинает бить кочергою по горящей дубовой колоде так, что искры летят из нее во все стороны; бьет, а сам приговаривает пожелание, чтобы сколько вылетит искр, столько уродилось бы копен жита, сколько искр — столько бы и приплода на скотном дворе, сколько искр — столько мер овощей на огороде и т. Затем все присутствующие берут в руки по зажженной восковой свече, молятся на иконы и целуют друг друга со словами: «Мир Божий! Христос ся роди, ва истину роди, покланяемо се — Христу и Христову рождеству! Все принимаются за еду. На рождественской трапезе необходимыми кушаньями являются здесь мед и «чесница» пресный пшеничный хлеб с запеченной в нем монетою. Большак-хозяин разламывает чесницу и разделяет между трапезующими; кому достанется кусок с монетою, того ожидает счастье. Бадняк-колода, по мнению старых сведущих людей, наделяется свыше целебною силою. Уголья и зола, остающиеся после него в очаге, считаются лекарством против болезней рогатого скота и лошадей; если дымом его тлеющей головни окурить на пасеке улья, то это помогает дружному роенью пчел и т. Зернами, разбросанными по полу во время встречи гостя-положайника, хорошо кормить кур, чтобы те лучше неслись; солому, которою устилается на «бадний день» полхаты, выносят на ниву и разбрасывают по ней, думая, что от этого будет лучший урожай по весне.
Рождественские традиции и обычаи русского народа Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить: 1. Всем известен старый обычай колядок на Рождество, когда дети и молодежь ходят по домам, славят Христа в песнях и стихах, поют разные пожелания для людей, а за это получают сладкое угощение или вознаграждение в виде монеток. Даже сейчас дети колядуют: наряжаются и ходят по квартирам и домам, поют песни, рассказывают стихи на Рождество. Рождество является началом Святок святых дней , которые продолжаются до дня Крещения 19 января. В околорождественской традиции этот период считался самым благоприятным для гаданий. Особенно прельщала ворожба как способ предсказания судьбы незамужних девиц. Ритуалы любили проводить в полночь в темноте и при свечах, что создавало особенно мистическую атмосферу. Гадали и по расплавленному воску свечи, который выливали в воду и пытались рассмотреть образ застывшей фигуры. Было распространено и гадание на кофейной либо чайной гуще. Не обходилось и без зеркала. Генеральная уборка дома. К Рождеству хозяева обязательно прибирались в избах, топили бани, стелили чистую скатерть, готовили новую одежду для праздника. Особое оформление праздничного стола в Рождество. Хозяйки клали под скатерть сено, что символизировало ясли Иисуса Христа. Под столом часто размещали железный предмет топор , на который гости ставили ноги, что символизировало крепкое здоровье и сильный дух. По углам стола располагали монеты, купюры, соль и чеснок для благополучия в доме. Запрет на труд в Рождество. В сам праздник уже ничего не делали: не плели, не шили, не готовили и не убирали в доме под страхом бед и несчастья. Приглашение на праздничный ужин знакомых одиноких людей, странников и сирот. И это далеко не полный перечень всех обычаев и традиций на Рождество. Что же еще особенного делали в этот день в России?
Рождество Христово: обычаи и традиции праздника
Еще раньше в России стала популярна европейская традиция рождественского вертепа, который создавали своими руками и устанавливали в храмах, на площадях и в домах. Правительство Российской Федерации на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» рассказало о том, какие новогодние традиции и обычаи существуют в разных регионах нашей страны. Тематика новогодних и рождественских открыток в дореволюционной России была разнообразна. рассказывает о рождественских традициях на Руси. рождественские обряды, рождество обычаи Вечером 6 января, в сочельник принято вспоминать об уже ушедших в мир иной членах семьи. Именно к Рождеству в Российской империи было принято наряжать ёлку.
Как празднуют Рождество в России: традиции и обычаи
При последующих российских императорах традиция рождественских елок становится непременным атрибутом новогодних праздников. В России существует огромное количество традиций и обычаев, которых придерживаются люди в дни светлого дня. В материале подробнее рассказываем о некоторых рождественских традициях, которые соблюдали в дореволюционной России.
Протоиерей рассказал о потере традиций празднования Рождества
Всем жителям Москвы предписывалось «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» перед домами, а также устроить салюты «в знак веселия». Всё это напоминало европейские, в первую очередь, немецкие праздники. К новой моде будут долго привыкать, но со временем она полностью обрусеет — не последнюю роль в этом сыграют русские немцы. В больших городах постепенно появятся все привычные нам рождественские атрибуты: украшенные ёлки в гостиных, подарки, открытки, фейерверки, вечеринки.
Хороший вкус, на который необходимо было равняться при организации праздника, задавал императорский двор. Вот каким описывает «русское Рождество» Маргарита Игер, работавшая няней великих княжон Романовых с 1898 по 1904 год: «Обычно мы проводили Рождество в Царском Селе. Его вставили в музыкальную шкатулку, исполнявшую немецкую рождественскую песню.
В новогодний день здесь проходила большая служба в домовой церкви. Важно отметить, что в то время Рождество являлось гораздо более важным праздником, чем Новый год, поскольку «титульной верой» в Российской империи было православие. Всё внимание во время зимних торжеств концентрировалось на религиозном аспекте.
Церковь полностью отделили от светской части государства, она лишалась имущества, прав, начались кампании по вскрытию мощей. Сами религиозные обряды, в том числе рождественские, предписывалось соблюдать с осторожностью, не нарушая общественного порядка и безопасности. При этом «каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой», как сказано в «Декрете о свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 2 февраля 1918 г.
Почти одновременно с этим декретом был подписан ещё один — «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». В стране вводилось григорианское летоисчисление, «обгонявшее» юлианское на 13 дней. Таким образом, православное Рождество перенеслось на 7 число и получился неофициальный «старый Новый год» — 13 января.
В этом правовом и календарном сумбуре трудно было понять, как и что нужно было отмечать. Долгое время все праздновали православное Рождество, когда сами считали нужным — по старому или по новому стилю. Одновременно с принятием новых норм с 1921 года началась активная работа Агитпропа по информационной борьбе с «религиозными пережитками прошлого».
Как сказано в одной из первых методичек Агитпропа: «Церковь отделена, но ложь, суеверия, обманы, предрассудки остались». Журнал «Безбожник», 1 января 1926 года Тогда считалось, что в церковь люди идут из-за того, что государство не предлагает им альтернатив. Так постепенно появлялись «красные» крестины, «красные» свадьбы.
Начинает издаваться «Безбожник» и появляется влиятельный Союз воинствующих безбожников. Даты из святцев и сельскохозяйственного календаря переделываются в соответствии с идеологией. При этом Рождество и Пасха не были просто отменены — поначалу в них пытались вложить новый, «красный» смысл.
Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные — Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются. Консультация «Русская народная кукла. Обычаи и традиции» Обратившись к старым традициям народного творчества, можно открыть глубокое понимание мира, природы и быта. В этих игрушках и тепло рук,. Проект в подготовительной группе «Традиции и обычаи разных стран» Проект в подготовительной группе «Традиции и обычаи разных стран» Вид проекта: среднесрочный, групповой, информационный, творческий.
Дети заходят в зал. Давайте поздороваемся с нашими гостями и родителями.
Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня». С середины 1920-х гг.
Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью. К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным. Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы.
Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна. Пятигорск, 1936 год. Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля. Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит: «Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка!
На рождественской трапезе необходимыми кушаньями являются здесь мед и «чесница» пресный пшеничный хлеб с запеченной в нем монетою. Большак-хозяин разламывает чесницу и разделяет между трапезующими; кому достанется кусок с монетою, того ожидает счастье. Бадняк-колода, по мнению старых сведущих людей, наделяется свыше целебною силою. Уголья и зола, остающиеся после него в очаге, считаются лекарством против болезней рогатого скота и лошадей; если дымом его тлеющей головни окурить на пасеке улья, то это помогает дружному роенью пчел и т. Зернами, разбросанными по полу во время встречи гостя-положайника, хорошо кормить кур, чтобы те лучше неслись; солому, которою устилается на «бадний день» полхаты, выносят на ниву и разбрасывают по ней, думая, что от этого будет лучший урожай по весне. Во многих местностях огонь «бадняка» поддерживается не только в день великого праздника, но и во все Святки — вплоть до Нового Года. Стародавняя старина, уцелевшая до сих пор от всесокрушающей руки беспощадного времени, никогда не проявляется в народном быту так ярко, как во дни, окружающие великий праздник Рождества Христова. Ой, Святки мои, святые вечера! Ой, Дид!
Ой, Лада моя! На Святки — простор-приволье широкому размаху живучей родной старины. Это время, для которого словно и создавало богатое народное воображение пестроцветную вязь поверий, гаданий, игр и обычаев. Она нашептывает народу-пахарю о забытых преданиях былого-минувшего, вызывает его на утешливую потеху, пробуждает в стихийной душе миллионоголового правнука Микулы Селяниновича память обо всем, чем было живо богатырское веселье пращуров современных землепашцев, крепко держащихся за землю-кормилицу. Дмитрий Холин. Царь делал тайный выход. Благочестивые государи московские и «всеа Руссии» любили ознаменовывать все великие праздники делами благотворения. Так было и в этом случае. В сочельник, когда вся Москва — и первый богач, и последний бедняк — готовилась, каждый по своему достатку, к празднику, московская голь-нищета переполняла, еще до утреннего света, все площади, в надежде, что царь не захочет, чтобы кто-нибудь из его людей и людишек оставался голодным в предстоящие великие дни.
О тайном выходе знали все, кому о том надлежало знать. Неожиданно совершенное впервые превратилось в обычай; последний — в освященный годами обряд царского обихода. Если не сам государь, то кто-либо из ближних бояр его должен был исполнять положенное. Но только болезнь могла прибегнуть к замене царя приспешником, удостоивавшимся представлять собою священную особу государя. Обыкновенно же этот выход совершался самим царем. Ранним утром, сопровождаемый малым отрядом стрельцов и несколькими подъячими так называемого Тайного приказа, венценосный богомолец выходил из палат. Он был облечен в «смирныя» одежды простого боярина и в то же время был «смирен духом». Шествие направлялось к тюрьмам и богадельням. В первых растворялись к царскому посещению казематы «сидельцев за малыя вины» и полонянников; во вторых — ждали «светлаго лицезрения государева» увечные, расслабленные, убогие.
По улицам и площадям, облегавшим путь, по которым надлежало шествовать участникам тайного выхода, теснился бедный люд, жаждавший получить милостыню из государевых рук. Одновременно с этим по всем стогнам Белокаменной стрелецкие полковники и пользующиеся доверием царевые подъячие раздавали «от щедрот государевых» нищим, калекам и сирым праздничное подаяние. Земский Двор, Лобное Место и Красная Площадь собирали вокруг себя особенно много бедноты, памятовавшей слова указа государева о том, чтобы ни один бедный человек на Москве не остался в этот день без царской милостыни. За четыре часа до рассвета самодержец выходил на благочестивый подвиг. Темень зимней ночи черным пологом лежала над одетою снегами Москвой. Впереди государя несли фонарь, обок следовали подъячие Тайного Приказа, поодаль — стрельцы. Встречные на пути оделялись деньгами. Прежде всех «узилищ» посещался Большой тюремный двор.