В итоге был заключен Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси и Украины отходили Польше. Текст научной работы на тему «РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921 Г. В ИСТОРИИ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКОЙ ДИПЛОМАТИИ». Мирный договор РСФСР и Украины с Польшей был подписан в Риге 18 марта 1921 года и вступил в силу после обмена ратификационными грамотами в Минске 30 апреля 1921 года.
Немного истории: Рижский мирный договор 1921 года.
Трагическое поражение Красной Армии командующий — Михаил Николаевич Тухачевский под Варшавой, названное поляками «чудом под Вислой», позволило режиму Юзефа Пилсудского не только удержать захваченные во время войны земли, но и навязать советской России свои условия мирного договора. Почему поляки выиграли эту войну? Одни историки винят в поражении самонадеянность Тухачевского, который не рассчитал собственные силы и пропустил момент, когда польские войска перешли в контрнаступление. Тем самым были разгромлены основные войска Красной Армии, брошенные против Польши.
Другие отмечают, что Россия серьёзно пострадала во время Гражданской войны и не имела сил для борьбы на несколько фронтов. Мирный договор был нужен ей, чтобы убрать угрозу с запада и покончить с Русской Армией генерала Петра Николаевича Врангеля, которая в разгар борьбы с поляками перешла в наступление. Условия мира, предложенные поляками, изначально были тяжёлыми.
Каждая из сторон предоставляла гражданам другой стороны полную амнистию за политические преступления. Советская сторона, признавая роль польских земель в хозяйственной жизни бывшей Российской империи, обязалась уплатить Польше в годичный срок 30 млн. Польша освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи. Договор вступал в силу после его ратификации.
Однако правительство буржуазной Польши не соблюдало условий Р.
Через неделю военные действия были прекращены. После 5-месячных переговоров был подписан Рижский мирный договор, официально объявивший о прекращении войны. Советско-польская граница устанавливалась значительно восточнее «линии Керзона». К Польше по мирному договору отходили западные земли Украины и Белоруссии. Обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых могла быть направлена против другой стороны. Польша также обязывалась предоставить русским, украинцам и белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и исполнение религиозных обрядов; те же права предоставлялись полякам на территории РСФСР и Украины. Обе стороны взаимно отказывались от требования возмещения расходов и убытков, связанных с ведением войны.
Подлежащее реэвакуации на основании п. В частности, расчет этот должен охватывать, с одной стороны, субсидии, выданные на эвакуацию, ссуды и открытые кредиты, кроме обеспеченных ценными бумагами, а с другой стороны — расходы по эвакуации и претензии за сырье, полуфабрикаты, товары и капиталы, взятые возвращающим государством; равным образом в расчет этот должно быть включено возмещение за частичное или полное использование в процессе производства имущества, подлежащего реэвакуации.
Правительства договаривающихся сторон гарантируют уплату по вышеуказанным расчетам. Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации. Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами. На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п. Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей. Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства. Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам.
Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора. Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше. Все требования о реэвакуации имущества должны быть заявлены Смешанной Реэвакуационной Комиссии в течение одного года со дня ратификации настоящего договора; по истечении этого срока никакие требования возвращающим государством приниматься не будут. Решение Смешанной Реэвакуационной Комиссии должно последовать в трехмесячный срок со дня поступления требования в Комиссию; реэвакуация имущества должна быть произведена в течение полугода с момента решения Смешанной Реэвакуационной Комиссии; истечение двух последних сроков не освобождает возвращающее государство от обязательства реэвакуировать то имущество, которое было своевременно затребовано. Статья XVI. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по фондам и капиталам, завещанным или пожертвованным для польских лиц юридических и физических и находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по капиталам польских общественных учреждений, находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по имуществам и капиталам польского происхождения, принятым в заведывание Российского Правительства, ликвидированным или слитым со счетами казны и принадлежавшим общественным, культурным, религиозным и благотворительным учреждениям и обществам, равно как предназначавшимся на содержание церквей и духовенства. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по специальным капиталам и фондам, а также по общеимперским капиталам социального обеспечения, находившимся в заведывании отдельных ведомств и связанным по своему происхождению и предназначению отчасти или целиком с территорией или гражданами Польской Республики. Сроком, на который должно быть установлено сальдо расчетов, предусмотренных в п.
При производстве расчетов по капиталам, имевшим счета с государственным казначейством, должна быть произведена предварительная ликвидация этих счетов, причем суммы, ассигнованные из казны на усиление капиталов, не будут считаться долгом капиталов казне. По мере завершения расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам и фондам, находившимся на хранении в казне или на вкладах в государственных и частных кредитных учреждениях бывшей Российской Империи, Россия и Украина обязуются учитывать в пользу Польши утрату российскою бумажно-денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчета. При производстве же расчетов по специальным капиталам и фондам, находившимся в заведывании отдельных ведомств и слитым со счетами казны бывшей Российской Империи, — изменение ценности денежной единицы не будет учитываться. При производстве окончательного расчета по специальным капиталам, фондам и имуществам Польше будет возвращено движимое имущество, поскольку оно окажется в заведывании Правительств России и Украины. В тех случаях, когда это имущество окажется ими ликвидированным, оно возмещается в соответственном эквиваленте; последнее не относится к русским ценным бумагам. Статья XVII. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по вкладам, депозитам и залогам польских лиц юридических и физических в российских и украинских государственных, национализированных или ликвидированных кредитных учреждениях, а также в государственных учреждениях и кассах. При возмещении претензий, возникающих на основании этого пункта, Россия и Украина предоставят польским юридическим и физическим лицам все те права, которые в свое время были признаны за российскими и украинскими лицами юридическими и физическими. В отношении же лиц физических при производстве вышеуказанных расчетов Россия и Украина будут учитывать в их пользу утрату российскою денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчетов.
Разрешение вопросов о регулировании частно-правовых отношений между лицами физическими и юридическими договаривающихся государств, а также разрешение вопросов о регулировании основанных на юридических титулах претензий лиц физических и юридических к правительству и государственным учреждениям другой стороной и обратно, — поскольку таковые вопросы не разрешены настоящим договором, — передается Смешанной Расчетной Комиссии, предусмотренной в статье XVIII настоящего договора. Настоящим пунктом предусматриваются правоотношения, возникшие до момента подписания настоящего договора. Сроком, к которому должны быть приурочены все расчеты, принимается 1 октября н. Все расчеты за материальные ценности устанавливаются в русских золотых рублях; в остальных случаях расчеты производятся на основаниях, предусмотренных в статьях XIV, XVI и XVII настоящего договора. Статья XIX. Россия и Украина освобождают Польшу от ответственности по долговым и всякого рода иным обязательствам бывшей Российской Империи, в том числе возникшим из выпуска бумажных денег, казначейских знаков, обязательств, серий и свидетельств Российского Казначейства, по внешним и внутренним займам бывшей Российской Империи, по гарантиям разным учреждениям и предприятиям, по гарантированным займам таковых и проч. Статья XX. Россия и Украина обязуются признавать, согласно принципа наибольшего благоприятствования, автоматически, без особого договора за Польшей, ее гражданами и юридическими лицами все те права, преимущества и льготы, которые прямо или косвенно были или будут ими предоставлены любой третьей стране, ее гражданам и юридическим лицам в области реституции имущества и возмещения убытков периода революции и гражданской войны в России и Украине. В случаях, предусмотренных в первом абзаце этой статьи, Россия и Украина будут признавать обязательную силу не только за подлинными документами, удостоверяющими имущественные права польских лиц юридических и физических, но и за теми документами, которые будут выдаваться Смешанными Комиссиями, предусмотренными статьями XV и XVIII настоящего договора. Статья XXI.
Статья XXII. Впредь до заключения торгового договора и железнодорожной конвенции обе договаривающиеся стороны обязуются допускать транзит товаров на нижеследующих условиях. Изложенные положения настоящей статьи должны лечь в основу предстоящего торгового договора в части, касающейся транзита. Договаривающиеся стороны предоставляют друг другу свободный транзит товаров по всем железнодорожным и водным путям, открытым для транзита. Перевозка транзитных товаров будет производиться с соблюдением правил, установленных в каждом из договаривающихся государств для движения как по железным дорогам, так и по водным путям, принимая во внимание провозоспособность дорог и нужды внутреннего движения. Под свободным товарным транзитом обе договаривающиеся стороны понимают, что товары, перевозимые из России или Украины, а также в Россию или Украину через Польшу, равно как из Польши или в Польшу через Россию или Украину, не будут облагаться никакими транзитными пошлинами, ни иными транзитными сборами, независимо от того, следуют ли эти товары через территорию одной из договаривающихся сторон прямо, или же на пути выгружаются, временно останавливаются на складах и вновь нагружаются для дальнейшего следования, под условием производства этих операций в складах, находящихся под надзором таможенных властей страны, через которую товары следуют транзитом. Польша оставляет за собою свободу нормирования условий транзита для товаров германского и австрийского происхождения, ввозимых из Германии или Австрии через Польшу в Россию или Украину. Запрещаются к транзиту предметы вооружения, военного снаряжения и боевые припасы. Это ограничение не может быть распространено на предметы, хотя и являющиеся боевыми припасами, но не предназначенные для военных целей. Для провоза таковых товаров требуется заявление соответствующего правительства, что они не будут использованы как военные материалы.
Изъятия допускаются также для товаров, по отношению к коим, в интересах народного здравоохранения, борьбы с эпизоотией и с заразой растений, могут применяться исключительные запретительные мероприятия. Товары третьего государства, перевозимые транзитом через территорию одной из договаривающихся сторон, при ввозе их на территорию другой стороны не будут облагаться ни иными, ни более высокими сборами, чем те, которые надлежало бы взимать с таких же товаров, прибывающих прямо из страны их происхождения. Фрахты, тарифы и иные за провоз транзитных товаров сборы не могут быть выше таковых, установленных за провоз однородных товаров местного значения на том же пути в том же направлении. До тех пор, пока фрахты, тарифы и иные сборы не будут взиматься за провоз местных товаров в России и Украине, — плата за провоз товаров, идущих из Польши и в Польшу транзитом через Россию и Украину, не может быть выше платы, установленной для перевозки транзитных товаров наиболее благоприятствуемой страны. В виду необходимости надлежащего оборудования пограничных станций в пунктах схождения железных дорог обеих договаривающихся сторон, временно назначаются для транзитного движения из России и Украины через Польшу и обратно из Польши через Россию и Украину, передаточные станции на участках Минск — Барановичи и Шепетовка — Ровно, а именно: на территории Белоруссии и Украины для приема товаров, идущих с запада, ст. Минск до приспособления ст. Негорелое и ст. Шепетовка до приспособления ст. Кривин , а на территории Польши для приема товаров, идущих с востока, ст. Столбцы и ст.
Порядок и условия транзитного движения подлежат установлению в железнодорожной конвенции, имеющей быть заключенной между договаривающимися сторонами после ратификации настоящего договора. Вместе с тем договаривающиеся стороны примут надлежащие меры к скорейшему, по возможности, приспособлению для транзитного движения также и других направлений с тем, что пункты смычки сходящихся дорог будут определены особыми соглашениями. Передаточными пунктами на границах обеих сторон с другими государствами для транзитного движения будут служить все пограничные станции, которые открыты или будут открыты для международных сообщений. Для перегрузки транзитных товаров, прибывающих водой или следующих на воду, открывается в г. Пинске или на разъезде Припять перевалочный пункт, причем в этом пункте к пристани должен быть подведен рельсовый путь для подачи вагонов под перегрузку. Россия и Украина заявляют, что все обязательства, принятые ими по отношению к Польше, равно как и права, приобретенные ими на основании настоящего договора, распространяются на все территории, расположенные к востоку от государственной границы, указанной в статье II настоящего договора, которые входили в состав бывшей Российской Империи и при заключении настоящего договора были представлены Россией и Украиной. В частности, все вышеупомянутые права и обязательства распространяются на Белоруссию и ее граждан.
Столетие Рижского мирного договора: чем закончилась советско-польская война
Это государство между Балтийским, Черным и Адриатическим морями. Цепочка такая от Югославии до Румынии, Венгрии. При этом, по мысли Пилсудского, западная Украина и Белоруссия должны были отойти именно полякам», - отметил куратор выставки Евгений Григорьев. На выставке представлены протоколы 1919 года - воспоминания жителей Вильно Вильнюс, - прим. Белосток, Глинки, Ближин - лагеря, построенные в Польше для пленных солдат Красной армии. Из 120 тысяч солдат обратно вернулась только половина. Минимальная польская оценка - около 20 тысяч погибло в плену от нечеловеческих условий.
Большая часть закреплённых в документе договорённостей подводила своеобразный итог претензиям Польши к России за 150 лет прошедшие с момента первого раздела Речи Посполитой. То есть для поляков Рижский договор - это своего рода реванш, «акт исторической справедливости». Официальные круги и представители польской исторической школы продолжают трактовать отделение «восточных кресов» осенью 1939 г.
Заключение Рижского мира сыграло ключевую роль в истории становления белорусской и украинской национальной государственности, став временным препятствием для консолидации в рамках этнического расселения. Поэтому основной причиной аннуляции договора в сентябре 1939 г. Несмотря на выявленное разнообразие в оценках мирного соглашения, можно утверждать, что Рижский мирный договор 1921 г. Список литературы и источников 1. The Soviet-Polish peace of 1921 and the creation of interwar Europe. New Haven; London: Yale univ. Materski, W. Tarcza Europy. Stosunki рolsko-sowieckie.
Дипломатический словарь. Громыко, А. Ковалёв, П. Севостьянов, С. Дипломатический словарь: в 2 т. Вышинский, С. Изд-во полит. Документы и материалы по истории советско-польских отношений. Ноябрь 1918 г.
Апрель 1920 г. Малыхша Л.
Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора.
Обширный комплекс документов, представленный на выставке, позволяет взглянуть на события исторического прошлого непредвзято, отказаться от их политизации, оценивая их в контексте конкретной эпохи. Вниманию посетителей предлагается широкая база исторических документов из фондов Государственного архива РФ и других федеральных и ведомственных архивов России, государственных архивов Белоруссии. Ряд архивных документов дополняют музейные предметы, уникальные подлинные пропагандистские листовки и плакаты на русском и польском языках , включая оригиналы легендарных «Окон РОСТА», образцы живописи и графики, личные вещи В. Ленина, Ф.
Дзержинского, С. Буденного, также в экспозиции представлены аудиозаписи и кинохроника. Выставку сопровождает интернет-проект, включающий полнотекстовые электронные копии более чем 1000 архивных документов. Организаторы выставки: Федеральное архивное агентство, Российский государственный архив социально-политической истории, Российское историческое общество.
В церемонии открытия выставки и заседании Круглого стола 16 марта примут участие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, руководитель Росархива Андрей Артизов, директор департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Белоруссии Виктор Кураш, директор Института российской истории РАН Юрий Петров, ректор МГИМО У Анатолий Торкунов, председатель Совета фонда «Российско-польский центр диалога и согласия» Владимир Григорьев, представители научной общественности.
Антон Деникин , руководитель Белого движения... Тем не менее, он заявлял, что «при проведении этой границы должны быть учтены этнографические , исторические факторы, наконец, обоюдное удобство для соседних государств и все то, что будет им гарантировать прочные дружественные отношения». Однако Деникин весьма решительно очертил пределы дружественности новой России — ими были украинские земли. Какая-либо польская помощь для атамана Петлюры , поддержка стремлений украинцев к отделению от России и самоопределению должны были бы считаться враждебным актом по отношению к новой России.
Деникин категорически предостерегал эмиссара Пилсудского: «Кто с Петлюрой — тот против возрождающейся России , тот ее подрывает! То есть, с точки зрения Деникина, перспектива отделения «малороссийских губерний» от остальной территории страны была не менее опасна, чем окончательная победа большевиков. Белая Россия в вопросе украинской государственности занимала определенно более жесткую позицию, чем Россия красная. Парадоксы политики большевиков Большевики не только по тактическим причинам склонны были признать национальные чаяния украинского народа , если бы он согласился пойти вместе с ними под красным знаменем. На рубеже 1918-1919 годов Ленин употреблял термин «временно независимая Украинская Советская Республика» и внушал своим соратникам необходимость сохранять «величайшую осторожность» в отношении национально сознательных украинских рабочих масс, а своим функционерам рекомендовал учить украинский язык.
Убежденность во временном характере суверенитета украинской и белорусской советских республик позже нашла свое выражение и в Рижском договоре. Однако Ленин ошибался , полагая, что революционный советский интернационализм можно будет примирить с растущим национальным сознанием белорусов и украинцев и стремлениями этих народов к государственной обособленности. Даже тактическое признание ее большевиками укрепляло отличное от российского национальное сознание населения обеих этих советских республик, а также их стремления иметь собственные суверенные государства. Поэтому , как это ни парадоксально, тот факт, что формально подписантами Рижского договора стали советская Белоруссия и советская Украина хотя текст договора на украинском языке составил Леон Василевский, польский политик и дипломат, бывший министр иностранных дел , символизировал юридическое признание отдельности обоих народов и имел значение для процесса дальнейшего укрепления их национального сознания. Исторический процесс государственного строительства оказался сильнее идеологических установок.
Ведь одной из главных причин распада советской империи в конце ХХ века как раз были всё усиливавшиеся стремления входивших в его состав народов к созданию собственных независимых государств. Слабость польской государственности , а также признаки возможности вспышки революции в Германии побуждали Ленина и его соратников задуматься о переносе пламени революции на Запад. Большевики считали Польшу хрупкой «перегородкой» , отделявшей русскую революцию от немецкой. Соединение этих двух стихий создавало возможность для советизации всей Европы. Первым сигналом , который мог свидетельствовать о перемене отношения большевиков к территориальному статус-кво в Восточной Европе, возникшему в конце Первой мировой войны, было аннулирование Брестского мира 13 ноября 1918 года.
На практике это решение означало изменение позиции Советской России, которая до того времени осуждала разделы Польши и их территориальные последствия. Лозунг самоопределения наций был заменен лозунгом о самоопределении трудящихся масс. Советское правительство заявляло, что будет бороться против попыток восстановления власти капитала в Центральной и Восточной Европе. После аннулирования Брестского мира большевики начали формирование польских и литовских ударных батальонов , предназначавшихся для «поддержки революции в Польше». Одновременно части Красной армии, действуя согласованно с командованием Обер-Оста, продвигались по пятам за отходившими немецкими войсками, а польские попытки противодействовать этой процедуре, то есть убедить европейские державы принудить Германию к сотрудничеству с целью совместного создания антибольшевистской преграды, закончились неудачей.
Поэтому конфронтация польских и большевистских устремлений была лишь вопросом времени. В Варшаве попытку Красной армии занять Вильно сочли актом начала агрессии. Схватка за Березу-Картузскую 14 февраля 1919 года послужила началом полномасштабной польско-советской войны , завершившейся мирным договором, подписанным в Риге 18 марта 1921 года. Норман Дэвис , историк Польские историки говорят о «нападении» большевиков на Кресы Кресы также Восточные Кресы, Kresy Wschodnie, от польского слова «крес» — граница, конец, край; буквально «восточная окраина» — польское название территорий нынешних западной Украины, западной Беларуси и Литвы, входивших в состав Польского государства. Советские историки, а в последние годы и некоторые российские, говорят о «польских агрессорах» так, будто Кресы принадлежали Советской России.
Обе позиции безосновательны. В 1919 году Кресы не «принадлежали» никому, разве что местному населению, у которого ни поляки, ни Советская Россия никоим образом не могли спросить о его мнении. Правда состоит в том, что большевики первыми двинулись на Обер-Ост, сформировав 16 ноября 1918 года Западную Армию, которая заняла Минск и Вильно, прежде чем польские войска успели предпринять какие-либо Однако на этот вопрос можно взглянуть несколько иначе , а именно отметить, что как Советская Россия, будучи правопреемницей Российской империи, так и возрождавшееся польское государство, признававшее разделы недействительными ex tunc, c самого начала лат. Из того факта, что советская сторона не признавала за державами Антанты права принимать решения по вопросам границ Советской России а само это понятие вплоть до августа 1920 года большевики зачастую признавали идеологической ересью , следовало, что польско-советский конфликт становился неизбежным. Судьба Версальского договора Итак , война была, с одной стороны, неминуемым следствием политических процессов, происходивших на рубеже 1918-1919 годов в Центральной и Восточной Европе конфликта соперничавших устремлений и политических проектов, лишь до времени замедляевшихся присутствием немецких войск Обер-Оста , а с другой — результатом фактического отсутствия у держав Антанты инструментов для эффективного воздействия на ситуацию в Восточной Европе и первоначальной незаинтересованности в ее проблемах.
Внимание держав было сосредоточено, скорее, на развитии ситуации на Рейне, Шпрее и Дунае. Правда, они приписывали себе компетенцию в решениях по поводу нового порядка на всем континенте, но их надежды распространить политическое верховенство на его восточную часть не были основаны на реальной силе. В результате функционировавшая в условиях перемирия с Германией временная политическая система была явно незамкнутой. Единственным инструментом , при помощи которого Антанта могла ее замкнуть, была Польша. Однако для того , чтобы контролировать ее политический потенциал и использовать его для эффективной реализации своих решений, необходимо было вовлечение Польши в сеть политических взаимосвязей.
Такую возможность предоставляли Антанте несколько факторов. Во-первых, роль распорядителя в польско-германских вопросах, во-вторых, роль арбитра в спорах между Польшей и другими ее соседями: чехами, литовцами , украинцами, в-третьих, функция единственного источника снабжения для молодого польского государства. В зависимости от потребностей и текущего хода событий использовался один либо несколько доступных средств давления на польские власти, чтобы склонить их к принятию точки зрения держав Антанты. Положение Польши лишь немного облегчалось тем , что по многим вопросам взгляды держав Антанты все же достаточно расходились, а различия в интересах между ними вызывали неопределенность совместной позиции.
Рижский мирный договор, 1920
Read the Privacy and Cookie Policy I accept 2017 год внес свежую струю в перечень бесконечных претензий Польши к России как к правопреемнице Советского Союза. Поляки вспомнили так называемый Рижский договор, прозвучало требование немедленно выплатить причитающиеся по этому договору суммы. Полякам удалось невозможное. Заикнувшись про Рижский договор, они заставили множество людей интересоваться этой темой, изучать специальную литературу и выступать с комментариями в средствах массовой информации.
В чем заключается суть вопроса? Рижский мирный договор был заключен в 1921 году по итогам Советско-польской войны. Выставив претензии к Советскому Союзу и к России как к правопреемнице СССР, поляки почему-то ни единым словом не упомянули про Украину, хотя она если придерживаться точки зрения поляков как правопреемница Украинской Советской Социалистической Республики тоже должна Варшаве.
При этом поляки почему-то игнорируют некоторые важные детали. Прежде всего нужно разобраться, кто были подписанты этого договора. Как известно, Советский Союз был создан только в 1922 году, и зафиксированное во многих учебниках истории наименование Советско-польская война — это большая условность.
Надо понимать, что воевал не Советский Союз в том виде, в каком его все сегодня себе представляют, а отдельные республики. Соответственно, эти три республики и подписывали договор с Польшей. Кроме того, нужно учитывать, что Белоруссия в переговорном процессе в принципе не участвовала.
Минск делегировал все свои права и полномочия Москве. Договор должен был подвести итог советско-польскому конфликту, причем на достаточно выгодных для Польши условиях. Он фиксировал окончание пребывания Польши в составе России.
По этой причине, собственно, и разгорелась полемика в 2017 году. Чего хотела Польша, подписывая договор? Она требовала свою долю за развитие промышленности, культуры и вообще всей русской государственности за тот период, когда она находилась в составе Российской империи.
Оценили поляки себя достаточно скромно — «всего лишь» 300 млн золотых рублей. Но этого им показалось мало: они захотели еще 2 тысячи паровозов и несколько десятков тысяч вагонов. Без этого Польша, по их мнению, существовать не могла.
Переговорный процесс шел непросто. Но по определенным позициям договоренностей достичь удалось. В частности, в документе есть параграф 13, который гласит, что Россия и Украина обязуются выплатить золотом или слитками, но только не 300, а 30 млн, то есть польские запросы в результате переговоров сократились.
Причем выплатить обещали в течение года с момента ратификации документа. Было решено, что Польша получит не 2000 паровозов, а 300, а также 8360 товарных и пассажирских вагонов.
Оно даже упало по сравнению с дореволюционным.
Восток Белоруссии в девять раз экономически — промышленное производство, сельское хозяйство — превышал экономический потенциал Западной Белоруссии", — пояснил он. Конфликтная Варшава. Польша натыкается острые углы истории Потому жители этих территорий, ущемленные этим режимом, с благодарностью принимали освобождение Красной армией.
Несмотря на то, что в Советском Союзе проводилась политика коллективизации и индустриализации, заметил Мягков. Национального, политического, экономического и религиозного, который был даже в какой-то мере хуже, чем в XVII веке, когда Богдан Хмельницкий поднял восстание запорожского казачьего войска против как раз тоже социального, экономического и религиозного гнета Речи Посполитой", — указал историк. Но ошибки и справедливость были восстановлены как раз 17 сентября 1939 года, иначе бы эти территории попали бы под оккупацию немцев.
И геноцид народа со стороны гитлеровцев начался бы там намного раньше, чем на самом деле произошло. То есть многие люди смогли сохранить свою жизнь. Я имею в виду еврейское население.
Тех, кто потом эвакуировался вглубь Советского Союза благодаря вот этому решению, благодаря вступлению Красной армии", — заключил Мягков.
В этой связи следует проанализировать условия подписания мирного договора и его политико-правовые основания. В 1920 году РККА была близка к победе. Войска Западного фронта под командованием двадцатисемилетнего Михаила Николаевича Тухачевского успешно наступали до рубежа рек Нарев и Западный Буг. Противник, разбитый в ряде сражений, отступал, не в состоянии задержаться и оказать сопротивление. И вот здесь должен был начаться решающий этап наступления на Варшаву, этап реализации стратегического плана М. Этот план предусматривал глубоко охватывающий маневр правым флангом в обход Варшавы с севера и запада. Силы обоих фронтов направлялись на разгром варшавской группировки противника. Предполагалось стремительное наступление с целью окружения пилсудчиков вокруг польской столицы и последующего нанесения концентрического удара.
Западный фронт свою часть пути прошел в максимальном темпе. Юго-Западный фронт должен был наступать на Варшаву стремительно и по кратчайшему пути, затем объединиться под командованием Западного фронта. Юго-Западный фронт под командованием А. Егорова и члена РВС И. Сталина промедлил с наступлением, решили наступать через Львов. Хорошо известна гневная реакция В. Ленина на эти действия: «Кто же наступает на Варшаву через Львов!
Путин напомнил, что польско-советская война была противостоянием двух государств, стремившихся к достижению амбициозных целей: Польша хотела восстановить прежние границы Речи Посполитой, а вожди большевиков мечтали о мировой революции. Договор, подписанный 18 марта 1921 года в Риге, затрагивал и территориальные вопросы, в этом плане во многом он был аналогом Версальского договора 1919 года. Советская власть была вынуждена согласиться с тем, что Польша получает половину территории нынешней Белоруссии и четверть современной Украины, говорится в послании главы государства.
При этом, отмечается в тексте, передача земель не отвечала сложившимся этническим, культурным, социальным реалиям, способствовала дискриминации местного населения и активизации крайних националистических идей. Он подчеркнул необходимость взвешенного и объективного анализа многовековых отношений российского, белорусского, украинского, литовского и польского народов на основе исторических фактов, подтвержденных документально.
Временный реванш. Историк – о Рижском мирном договоре с Польшей
пардон за высокий слог. 15 апреля польский сейм ратифицировал Рижский мирный договор, после чего польское правительство запретило украинским эмигрантам заниматься политической деятельностью на территории своей страны. Рижский мирный договор, подписанный Россией, Украиной и Польшей, завершал польско-советскую войну. 1919-1921 годов и Рижскому мирному договору. Прежде всего, хотел бы поблагодарить Росархив, музейных работников, которые провели большую работу по формированию экспозиции. РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921, договор между РСФСР (подписала также от имени БССР по полномочию её правительства) и УССР, с одной стороны, и Подписан 18 марта в Риге.
Рижский мирный договор 1921 г. 1 страница
А вот 18 марта 1918 года был заключен Рижский мирный договор на чрезвычайно выгодных для Варшавы условиях, поляки получили то, что они называют "Восточные кресы" - обширные земли с преобладающим белорусским и украинским населением. В этом видео мы вспоминаем события 100-летней давности, которые предшествовали последнему пока разделу Польши. Смотрите наши видео на сайте SB. BY и в группах sbbytoday в социальных сетях, комментируйте, делитесь роликами с друзьями, подписывайтесь на канал «СБ ТВ».
Кроме того, само существование обновлённой Речи Посполитой было угрозой для молодой советской республики.
Поляки в своей политике всецело руководствовались указаниями стран Западной Европы, которые были враждебны большевикам. На польской территории находились многочисленные группы антисоветских эмигрантов, которые легко пересекали границу и совершали диверсии в отношении советских органов власти. Советские и польские представители выбрали для переговоров город Ригу — столицу буржуазной Латвии. Руководителем советской делегации был Адольф Абрамович Иоффе — известный революционер, позже ставший советским дипломатом.
Польскую сторону представлял Ян Домбский — заместитель министра иностранных дел и член националистической партии «Пяст». Поляки и российские коммунисты долгое время не могли согласовать пограничные вопросы.
Иоффе [советский дипломат] предписывалось идти на всяческие уступки, в том числе территориальные. За счет белорусских земель», — объяснила кандидат исторических наук Ольга Боровская. Договор гарантировал белорусам национально-культурные права. Но началось ополячивание. Закрывались белорусские школы. Православных притесняли. Белорусов не брали на госслужбу. Результатом шовинистской пропаганды стали сожженные деревни.
В 1946-м под командованием польского офицера на Белосточине белорусские села уничтожались вместе с жителями.
Советское правительство будет вправе изменить предложенные условия. Новые советские условия мира являлись подтверждением стремлений Советского правительства покончить даже ценой серьезных уступок с советской стороны с польско-советской войной и добиться добрососедских отношений между Советским государством и Польшей. Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство провели в жизнь ряд важнейших мероприятий по улучшению обороноспособности страны и по подготовке к зимней кампании. Ленин 22сентября 1920 года, — мы победим, в этом нет сомнения, несмотря на истощение и усталость. За это ручается и наше экономическое положение. Оно значительно улучшилось. Мы приобрели, по сравнению с прошлым, твердую экономическую базу» 1. В подтверждение своих слов В.
Ленин привел цифры. К концу сентября — началу октября обстановка на Западном фронте еще продолжала быть чрезвычайно тяжелой. Перед Советским правительством встала первоочередная задача — разгром Врангеля. Для облегчения ее выполнения необходимо было заключить мир с Польшей. Ленин 22 сентября 1920 г. Несмотря на то, что польская армия вела успешное наступление, внутриполитическое положение в стране было катастрофическим. Польская экономика пришла в полный упадок, резервы были исчерпаны. Там же. Все это привело к обострению классовой борьбы.
Правительство усилило кровавый террор, ввело ряд чрезвычайных законов. Так, например, участие в забастовках каралось пожизненным тюремным заключением. Ленин,— сохраняя буржуазный порядок, вызвала войной крайнее хозяйственное расстройство всей страны, вызвала чрезвычайный рост недовольства, вызвала буржуазный террор, который свирепствует не только против промышленных рабочих, но и против батраков. Общее буржуазное положение Польши сделалось до такой степени неустойчивым, что и речи быть не могло о продолжении войны» 1. Подавляя революционные выступления рабочего класса и крестьянства, правительство В. Витоса и И. Дашиньского в целях демагогии заявляло, что войну с Советской Россией ведут якобы польские рабочие и крестьяне. Разоблачая эту ложь, ЦК Польской коммунистической рабочей партии 25 августа обратился с воззванием к пролетариату всех стран. Если бы так было, не нужно было бы особого положения и излишни были бы принятые сеймом исключительный устав и другие репрессивные законы, не лилась бы кровь польского рабочего на улицах Варшавы, Лодзи и Познани, не существовали бы полевые суды и каторжные приговоры.
Победа союза Пилсудского и Врангеля означала бы неслыханное усиление польского империализма, кровавое уничтожение рабочего движения в Польше, беспощадное затягивание петли на шее польского пролетариата». Обострение внутриполитического положения сказалось на боеспособности армии буржуазно-помещичьей Польши. Классовые конфликты начали достигать значительной силы. Дальнейшее продолжение буржуазно-помещичьим правительством войны не могло не привести к срыву временного неустойчивого и противоречивого национального единства, которого удалось достигнуть господствующему классу в момент наступления Красной Армии на Варшаву. Эта опасность была тем вероятнее, что войска буржуазно-помещичьей Польши продвигались во враждебной им среде. Белорусские и украинские крестьяне видели в бело-польских войсках силу, несшую им угнетение.
100 лет назад Польша и РСФСР подписали мирный договор в Риге
Новости и события Российского исторического общества. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР, БССР [комментарий 1] с одной стороны, и Польшей, — с другой.[1][2]. Подписан 18 марта 1921 года в Риге. Рижский мирный договор был подписан между Польшей и РСФСР i Украинскoй Советскoй Социалистическoй Республикoй. Рижский мирный договор Война всех против всех за раздел наследства Российской Империи закончилась, но трансформация границ продолжалась. Рижский мирный договор, подписанный Россией, Украиной и Польшей, завершал польско-советскую войну.
Латвия и Советская Россия на пути к миру. Рижский договор 1920 года
Обе договаривающиеся стороны выражают готовность заключить специальные соглашения, касающиеся возвращения, выкупа или обмена предметов категории, перечисленных в п. России и Украина обязуются реэвакуировать в Польшу следующие-предметы, эвакуированные в Россию или Украину принудительно или добровольно с территории Польской Республики, начиная с 1 августа нового стиля 1914 года, т. Однако, предметы, возникшие до 1870 года или же жертвованные поляками, могут быть возвращены не в натуре, а возмещены в соответственном эквиваленте только при соглашении обеих сторон, в вышеупомянутой Смешанной Комиссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на тех же основаниях реэвакуировать собрания и предметы, перечисленные п. Перечисленные в п. Обязательство доказать, что предмет погиб или исчез, возлагается на возвращающее государство. Если указанные в п.
Равным образом должны быть реэвакуированы по требованию владельцев предметы, перечисленные в п. Расход по возвращению и реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Возврат и реэвакуация должны быть произведены независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будут отягчены никакими пошлинами и налогами. Каждая из договаривающихся сторон обязуется выдать другой культурные или художественные ценности, принесенные в дар или завещанные до 7 ноября н. Обе договаривающиеся стороны оставляют за собою право заключать впоследствии особые соглашения по вопросу о передаче вышеуказанных дарений или завещаний, совершенных после 7 ноября н. Статья XII.
Обе договаривающиеся стороны признают, что государственное имущество всякого рода, находящееся на территории одного из договаривающихся государств или подлежащее на основании настоящего договора реэвакуации в это государство, составляет его неоспоримую собственность. Государственным имуществом признается имущество и имущественные права всякого рода как самого государства, так и всяких государственных учреждений, имущество и имущественные права удельные, кабинетские, дворцовые, всякого рода имущество и имущественные права бывшего царя и членов бывшего царствовавшего дома, наконец, всякого рода имущество и имущественные права, пожалованные бывшими царями. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от всяких расчетов по разделу государственного имущества, поскольку настоящий договор не постановляет иного. К Польскому Правительству переходят все права и требования Российской казны, лежащие на каких бы то ни было имуществах, находящихся в пределах Польши, и все требования на лиц физических и юридических, если таковые права и требования подлежат осуществлению и исполнению на территории Польши, и при том лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями дебиторов, вытекающими из пункта 2 статьи XVII настоящего договора и подлежащими зачету. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским Правительством, поскольку они находятся в его фактическом владении, — Польскому Правительству. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными.
Статья XIII. В силу признанного договором о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 г. Статья XIV. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на общих основаниях, предусмотренных в статье XV настоящего договора, возвратить друг другу государственное речное имущество суда, снаряды, береговые устройства и прочее имущество речного транспорта , а также имущество шоссейных управлений, поскольку и то и другое имущество находится или окажется в ведении правительственных или общественных учреждений возвращающего государства. Проведение в жизнь постановлений настоящего пункта, равно как и разрешение всех связанных с этим вопросов, возлагается на Смешанную Реэвакуационную Комиссию, предусмотренную статьей XV настоящего договора. Статья XV.
Россия и Украина обязуются по требованию Польского Правительства, основанному на заявлениях собственников, реэвакуировать в Польшу для передачи по принадлежности имущество органов самоуправления, городских управлений, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное добровольно или принудительно с территории Польской Республики в Россию и Украину с 1 августа н. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются реэвакуировать по требованию правительства противной стороны, основанному на заявлениях собственников, имущество органов самоуправления, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное на территорию другой стороны добровольно или принудительно после 1 октября н. Имущество, поименованное в п. Поскольку поименованные в п. Если указанное в п. Равным образом должно быть реэвакуировано по требованию собственников указанное в п.
Подлежащее реэвакуации на основании п. В частности, расчет этот должен охватывать, с одной стороны, субсидии, выданные на эвакуацию, ссуды и открытые кредиты, кроме обеспеченных ценными бумагами, а с другой стороны — расходы по эвакуации и претензии за сырье, полуфабрикаты, товары и капиталы, взятые возвращающим государством; равным образом в расчет этот должно быть включено возмещение за частичное или полное использование в процессе производства имущества, подлежащего реэвакуации. Правительства договаривающихся сторон гарантируют уплату по вышеуказанным расчетам. Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации. Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами.
На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п. Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей. Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства. Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам.
Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора. Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше. Все требования о реэвакуации имущества должны быть заявлены Смешанной Реэвакуационной Комиссии в течение одного года со дня ратификации настоящего договора; по истечении этого срока никакие требования возвращающим государством приниматься не будут. Решение Смешанной Реэвакуационной Комиссии должно последовать в трехмесячный срок со дня поступления требования в Комиссию; реэвакуация имущества должна быть произведена в течение полугода с момента решения Смешанной Реэвакуационной Комиссии; истечение двух последних сроков не освобождает возвращающее государство от обязательства реэвакуировать то имущество, которое было своевременно затребовано. Статья XVI. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по фондам и капиталам, завещанным или пожертвованным для польских лиц юридических и физических и находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи.
Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по капиталам польских общественных учреждений, находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по имуществам и капиталам польского происхождения, принятым в заведывание Российского Правительства, ликвидированным или слитым со счетами казны и принадлежавшим общественным, культурным, религиозным и благотворительным учреждениям и обществам, равно как предназначавшимся на содержание церквей и духовенства. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по специальным капиталам и фондам, а также по общеимперским капиталам социального обеспечения, находившимся в заведывании отдельных ведомств и связанным по своему происхождению и предназначению отчасти или целиком с территорией или гражданами Польской Республики. Сроком, на который должно быть установлено сальдо расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам, имевшим счета с государственным казначейством, должна быть произведена предварительная ликвидация этих счетов, причем суммы, ассигнованные из казны на усиление капиталов, не будут считаться долгом капиталов казне. По мере завершения расчетов, предусмотренных в п.
При производстве расчетов по капиталам и фондам, находившимся на хранении в казне или на вкладах в государственных и частных кредитных учреждениях бывшей Российской Империи, Россия и Украина обязуются учитывать в пользу Польши утрату российскою бумажно-денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчета. При производстве же расчетов по специальным капиталам и фондам, находившимся в заведывании отдельных ведомств и слитым со счетами казны бывшей Российской Империи, — изменение ценности денежной единицы не будет учитываться. При производстве окончательного расчета по специальным капиталам, фондам и имуществам Польше будет возвращено движимое имущество, поскольку оно окажется в заведывании Правительств России и Украины. В тех случаях, когда это имущество окажется ими ликвидированным, оно возмещается в соответственном эквиваленте; последнее не относится к русским ценным бумагам. Статья XVII. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по вкладам, депозитам и залогам польских лиц юридических и физических в российских и украинских государственных, национализированных или ликвидированных кредитных учреждениях, а также в государственных учреждениях и кассах.
При возмещении претензий, возникающих на основании этого пункта, Россия и Украина предоставят польским юридическим и физическим лицам все те права, которые в свое время были признаны за российскими и украинскими лицами юридическими и физическими. В отношении же лиц физических при производстве вышеуказанных расчетов Россия и Украина будут учитывать в их пользу утрату российскою денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчетов. Разрешение вопросов о регулировании частно-правовых отношений между лицами физическими и юридическими договаривающихся государств, а также разрешение вопросов о регулировании основанных на юридических титулах претензий лиц физических и юридических к правительству и государственным учреждениям другой стороной и обратно, — поскольку таковые вопросы не разрешены настоящим договором, — передается Смешанной Расчетной Комиссии, предусмотренной в статье XVIII настоящего договора. Настоящим пунктом предусматриваются правоотношения, возникшие до момента подписания настоящего договора. Сроком, к которому должны быть приурочены все расчеты, принимается 1 октября н. Все расчеты за материальные ценности устанавливаются в русских золотых рублях; в остальных случаях расчеты производятся на основаниях, предусмотренных в статьях XIV, XVI и XVII настоящего договора.
Статья XIX. Россия и Украина освобождают Польшу от ответственности по долговым и всякого рода иным обязательствам бывшей Российской Империи, в том числе возникшим из выпуска бумажных денег, казначейских знаков, обязательств, серий и свидетельств Российского Казначейства, по внешним и внутренним займам бывшей Российской Империи, по гарантиям разным учреждениям и предприятиям, по гарантированным займам таковых и проч.
Условия мира, предложенные поляками, изначально были тяжёлыми. Советскому правительству приходилось соглашаться с тем, что под польским гнётом окажутся многие белорусские и малороссийские земли, которые совершенно не тяготели к польской государственности. Кроме того, само существование обновлённой Речи Посполитой было угрозой для молодой советской республики. Поляки в своей политике всецело руководствовались указаниями стран Западной Европы, которые были враждебны большевикам.
На польской территории находились многочисленные группы антисоветских эмигрантов, которые легко пересекали границу и совершали диверсии в отношении советских органов власти. Советские и польские представители выбрали для переговоров город Ригу — столицу буржуазной Латвии. Руководителем советской делегации был Адольф Абрамович Иоффе — известный революционер, позже ставший советским дипломатом.
Збруч является оптимальной, поскольку на ней находятся готовые инженерные укрепления. Принять данную линию за основу польской восточной границы предлагали сторонники Народно-демократической партии Польши «эндеки» их ярким представителем был Р. Дмовский; соответствующие установки разделяли глава польской делегации на рижских мирных переговорах Я. Домбский и представлявший польский сейм на переговорах Ст. Выступая за создание «сильной Польши», они считали, что в состав польского государства не следует включать территории с народами, ментально и культурно чуждыми польскому обществу. Что касается ССРБ, то ее позиция в отношении границы с Польшей была сформулирована в Декларации о независимости, принятой 31 июля 1920 г. В документе говорилось, что западная граница должна соответствовать этнографическому принципу [5, с. Итак, несмотря на принципиальные политические расхождения, в части определения западной границы белорусского государства подходы сторонников демократической и Советской Беларуси совпадали. В документе говорилось, что в основу мира следует положить «немедленное торжественное подтверждение как Польшей, так и Россией, независимости Украины, Литвы и Белоруссии и признание независимости Восточной Галиции», а также официальное признание государственного устройства в Литве, Беларуси и Украине [8, с. В заявлении подчеркивалось, что советская сторона готова признать в качестве польской границы линию, которая будет проходить значительно восточнее «линии Керзона». Иоффе в десятидневный срок заключить перемирие с поляками даже ценой уступки полякам части территории Беларуси и Украины. После консультации с Москвой А. Иоффе заявил о предпочтительности второго варианта. Тогда же обе стороны договорились не рассматривать в качестве основы польско-советской границы «линию Керзона» и «борисовскую линию» т. Польша обязалась признать независимость Беларуси и Украины и подтвердила, что уважает их государственный суверенитет. В феврале 1921 г. Пилсудский, который заметил, что земли, отходящие к Советской России, не представляют для Польши существенного значения, а в дальнейшем границу можно будет изменить с большей выгодой для польского государства.
Также очевидно, что Польше пришлось бы столкнуться с волнами «сталинских репрессий». Но вместе с тем можно предположить, что национально ориентированные польские коммунисты постарались бы минимизировать преследования польских граждан и республика не пережила бы польскую операцию НКВД в 1937—1938 годах, затронувшую граждан польской национальности, проживающих в Советском Союзе. Более того, очевидно, что поляки заняли бы ведущие позиции в советском руководстве и оказывали самое серьезное влияние на курс Москвы. Это означает, что поляки могли бы предотвратить Вторую мировую войну, и не было бы никакого пакта Молотова-Риббентропа. Советская польская республика постепенно бы добилась включения в свой состав Восточной Пруссии, надежно изолированной от Германии, а также Вильнюсского края и, что не исключено, «выровняла» бы границы с Украиной и Белоруссией. Самое главное, не было бы шести миллионов погибших от рук нацистов граждан Польши и масштабных разрушений. И в случае распада СССР, который, кстати, поляки могли бы захотеть сохранить, они вышли бы с гораздо лучшим потенциалом. Наша версия, безусловно, носит гипотетический характер. Историю не переиграешь, она такова, какая есть. Но рассмотрение возможных сценариев говорит о том, что кооперация Польши с Россией несет обеим сторонам больше выгод, чем вражда и конкуренция.
Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор. Онлайн-выставка
Рижский мирный договор, подписанный 18 марта 1921 года, разделил спорные территории в Беларуси и Украине между Польшей и Россией и положил конец конфликту. Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается. Фотографии из репортажа РИА Новости 15.03.2021: Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР, БССР [комментарий 1] с одной стороны, и Польшей, — с другой.
Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор. Онлайн-выставка
По этому поводу советская сторона направляла ноты протеста, обвиняя Ригу в нарушении мирного договора. Итогом советско-польских переговоров стал Рижский мирный договор, подписанный 18 марта 1921 года. обширные земли с преобладающим белорусским и украинским населением. В случае с Рижским мирным договором 1921 года произошло разделение страны и народа по живому, по границе, которую в тот момент практически занимали войска, и которая не имела отношения к этнической границе ни тогда, ни сейчас.