Примерный устав сельскохозяйственной артели: окончательный текст, утвержденный СНК и Президиумом ЦИК СССР со всеми относящимися к нему директивами и законодательными постановлениями и циркулярами по 7 февраля 1933 г. 11 февраля 1935 г. Второй Всесоюзный. Примерный устав (12). Источник документа. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам.
1935-02-17, Примерный Устав сельскохозяйственной артели
В материалы дела ответчиком так же представлены Акты от 18. С момента постройки - с 1963, 1967 годов силосные траншеи находятся на бухгалтерском учете СПК, что подтверждают инвентарные карточки л. Землепользователь на своем земельном участке имел право возводить и использовать любые строения и сооружения для хозяйственных и жилищных надобностей ст. Все сооружения, постройки, посевы и растения и вообще все, соединенное с участком земли, находящемся в пользовании землепользователя, принадлежит ему ст. Правление и все члены артели были обязаны организовывать строительство на общественных началах хозяйственных и общественных построек ст. Расходы по оплате строительных материалов, а также оплате труда рабочих, привлекаемых на строительство со стороны, возлагались на саму артель ст. В силу ст. Советское законодательство предполагало три формы коллективного хозяйства, которые отличаются одна от другой по степени обобществления средств производства их членов: товарищества по общественной обработке земли ТОЗ , сельскохозяйственная артель, сельскохозяйственная коммуна. Наличие в уставе слова «артель» обусловлено тем, что на момент создания колхоза 1937г.
В его работе приняли участие 1433 делегата, в том числе 290 участников являлись делегатами проходившего в тот период времени съезда Советов. Наиболее значительную группу составляли бригадиры и руководящие работники колхозов около 400 чел. Впервые на съезде присутствовали звеньевые около 30 человек и инспектора по качеству 28 чел. По вопросу обсуждения проекта Устава с замечаниями и предложениями выступили 80 делегатов. В их речах проявлялись неподдельная активность, искренняя заинтересованность. Большое внимание колхозников привлекали нормы, касающиеся приусадебного хозяйства. Для окончательного редактирования проекта съезд избрал большую комиссию из членов Политбюро ЦК ВКП б , секретарей обкомов партии, председателей колхозов в количестве 150 человек. Представительство различных уровней управления, по нашему мнению, являлось началом построения властной вертикали, функциональной обязанностью которой была организация принятия Устава на местах. Делегаты съезда внесли немало поправок и дополнений, направленных на закрепление в Уставе права колхозника на личное приусадебное хозяйство ЛПХ , четкое и справедливое определение его размеров. В советской литературе господствовала точка зрения, что И. Сталин, вошедший в состав комиссии съезда по выработке Устава, пошел во многих вопросах на большие уступки делегатам. Так, М. Вылцан, ссылаясь на доклад Я. Яковлева о работе II Всесоюзного съезда колхозников-ударников, приводит следующие слова И. Сталина: «Вы нисколько не учитываете личных интересов колхозников, когда говорите, что не больше одной десятой гектара приусадебной земли дать колхознику. Это неправильно». Но, такой вывод носит явно преувеличенный характер. Делая свои замечания, И. Сталин явно пытался обозначить позицию сочувствия простым крестьянам и их стремлению к достойной жизни, дистанцируясь от тех партийных руководителей низшего звена и активистов, которые проявляли нетерпимость к крестьянским чаяниям и склонность к перегибам. Не получили одобрения руководства и не были приняты предложения колхозников, касающиеся недопустимости нарушений их прав районными органами при проведении заготовок, предъявлении дополнительных заданий. Без внимания было оставлено предложение делегатов Мосоловой и Охраменко о необходимости изменений в организации планирования. Суть предложения заключалось в том, чтобы к разработке планов, спускаемых колхозам сверху, привлекались колхозники. Не было принято во внимание также предложение колхозника Филиппова о запрещении принудительных поборов с колхозов после выполнения ими плана хлебо- и мясозаготовок. II съезд колхозников-ударников на своем девятом заседании единодушно утвердил новый Примерный устав сельскохозяйственной артели. При этом съезд принял решение, указывающее совнаркомам союзных и автономных республик немедленно перевести текст нового устава на свои национальные языки и распространить среди колхозников. Устав сельскохозяйственной артели состоял из 24 статей, объединенных в 8 глав. В соответствии с Конституцией 1924 г. Именно из общественных угодий небольшие участки земли выделялись в личное пользование каждому двору. Устав 1935 г. Нормы, регулирующие размер приусадебных участков, носили диспозитивный характер: законодатель закреплял в Уставе минимальные и максимальные размеры участков: от до га, а в отдельных регионах СССР - до 1 га статья 2. При принятии устава отдельной сельскохозяйственной артели на общих собраниях колхозников эти нормы должны были конкретизироваться. Вследствие существования в колхозе различных форм земельной собственности порождались многообразные имущественные отношения между колхозами и колхозниками. Наряду с приусадебной землей, согласно главе 3 в личном пользовании колхозника находились постройки, личный скот и птица, количество которых зависело от хозяйственной направленности данного района ст. В том случае, если число голов скота в личном приусадебном хозяйстве колхозника превышало установленную уставом норму, они подлежали обобществлению. В Примерном уставе сельскохозяйственной артели не проводилось четкого разделения имущества колхозов на основные и оборотные средства. С одной стороны, Устав предусматривал образование в колхозах различных имущественных фондов, относящихся по своему характеру к основным и оборотным средствам. Ими являлись неделимый фонд артели, формируемый за счет вступительных взносов, основные семенные посевные и фуражные фонды, страховые на случай неурожая, денежные. С другой стороны, значительная часть оборотных средств колхозов сырье, топливо, лесные участки и т. В Уставе также отсутствовали нормы, содержащие перечень объектов колхозной собственности. Авторы Устава ограничивались лишь перечнем видов имущества, подлежащего обобществлению при вступлении в колхоз новых членов. Этот пробел, входивший в замысел сталинского руководства, оставлял вопрос об объектах колхозной собственности открытым и давал государству возможность регулировать данные правоотношения в свою пользу. Институт членства относился к числу важнейших в колхозном праве, так как именно возникновение данного правоотношения являлось основанием для порождения всех других, которые по отношению к нему являлись вторичными. Эти правоотношения вытекали из членства в колхозе и юридически опосредовались предоставлением колхозникам ряда льгот и приобретением ими обязанностей. К кандидату в члены артели предъявлялись следующие требования: во-первых, возрастной ценз - достижение 16 лет; во-вторых, наличие имущества или денежных средств для внесения вступительного взноса возможно в рассрочку ; в-третьих, наличие у кандидата избирательных прав ст. В Уставе 1935 г. Прием в члены артели проводился общим собранием колхозников, которое утверждало внесенный правлением колхоза список кандидатов. Устав не регламентировал порядок выхода из колхоза, лишь оговаривал, что одна из его форм - исключение - возможна только по решению общего собрания членов артели при кворуме две трети от общего числа колхозников. В этом случае законодатель предусматривал право исключенного из колхоза члена артели обжаловать решение общего собрания в районный исполнительный комитет Советов. Окончательное решение по данному вопросу выносилось президиумом РИКа в присутствии председателя артели и жалобщика ст. Единственной формой организации труда колхозников являлась производственная бригада, создаваемая правлением из членов артели на определенный срок: полеводческая - на срок не менее полного севооборота, животноводческая - на срок не менее трех лет. Законодатель в императивной форме закреплял новый принцип осуществления бригадами своих работ - в форме сдельщины. Распределение работы между колхозниками производилось бригадирами, в задачу которых входило наиболее результативное использование членов своих бригад. Нормы выработки и расценки по всем видам сельскохозяйственной деятельности утверждались общим колхозным собранием п. В Устав вводились также принципы материальной заинтересованности и ответственности. Трудодень по уставу являлся единственной формой выработки и расценки любого вида работы п. За бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход на работу без уважительных причин и другие нарушения трудовой дисциплины к виновным применялись различные санкции: исправление некачественной работы, порицание на общем собрании, выговор, штрафы, в крайнем случае - исключение из артели. Дело о хищении членом артели колхозного имущества, рассматриваемое как помощь врагам народа, в обязательном порядке передавалось в суд п. Органы управления сельскохозяйственной артелью были представлены общим собранием колхозников, правлением артели, председателем артели и ревизионной комиссией. Высшим органом управления являлось общее собрание, к исключительным полномочиям которого относились прием в члены артели и исключение из ее состава, утверждение договора с машинно-тракторной станцией, утверждение правил внутреннего распорядка артели и др. Для заведования делами артели колхозниками избиралось правление в составе 5-9 человек, осуществлявшее свои полномочия в течение двух лет. Повседневной организацией работы в артели занимался избираемый общим собранием председатель артели, который являлся и председателем правления. Контрольные функции по отношению к председателю артели и счетоводу выполняла ревизионная комиссия, также избираемая общим собранием колхозников. Состав ревизионной комиссии в обязательном порядке утверждался районным исполнительным комитетом. Все органы управления артелью были подотчетны в своей деятельности общему собранию. Нормы Примерного устава не давали подробной регламентации отношений между колхозами и государством. Устав ограничивался лишь установлением центральной концепции этих отношений: крестьяне и их объединения в первую очередь должны были выполнять обязательства перед государством. Устав сельскохозяйственной артели, не являясь законом по своей юридической природе, после его принятия на Всесоюзном съезде колхозников, получил силу закона. Все сельскохозяйственные артели должны были в трехмесячный срок на основе принятого съездом Устава выработать свои уставы, обсудить их на общем собрании и зарегистрировать в районных исполнительных комитетах. Активное обсуждение норм Устава на Всесоюзном съезде привело к необходимости создания слоя активистов, проводящих принятие уставов конкретных сельскохозяйственных артелей в намеченных руководством процедурных рамках. Большую роль в процессе подготовки активистов должны были сыграть проводимые после окончания Всесоюзного, региональные съезды колхозников-ударников. В Западной Сибири третий краевой съезд колхозников-ударников открылся 16 марта 1935 г.
Расходы по оплате строительных материалов, а также оплате труда рабочих, привлекаемых на строительство со стороны, возлагались на саму артель ст. В силу ст. Советское законодательство предполагало три формы коллективного хозяйства, которые отличаются одна от другой по степени обобществления средств производства их членов: товарищества по общественной обработке земли ТОЗ , сельскохозяйственная артель, сельскохозяйственная коммуна. Наличие в уставе слова «артель» обусловлено тем, что на момент создания колхоза 1937г. Идентичность понятий «артель» и «колхоз» подтверждается федеральным Законом от 8 декабря 1995 г. Согласно архивной выписки из исторической справки колхоза им. Ленина Раздольненского района от 06. Из архивной справки от 03. Ленина Березовского сельсовета Раздольненского района от 10.
При обобществлении полностью всех земельных угодий оставляются в единоличном пользовании приусадебные земли огороды, сады и т. Единый земельный массив артели ни в коем случае не должен уменьшаться. Наделение выбывших членов артели землей за счет земельной площади артели воспрещается. Выбывающие из артели могут получать землю лишь из свободных земель госфонда. О средствах производства. Обобществляются: весь рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь весь товарно-продуктивный скот, все семенные запасы, кормовые средства в размерах, необходимых для содержания обобществленного скота, хозяйственные постройки, необходимые для ведения артельного хозяйства и все предприятия по переработке. Жилые постройки членов артели не обобществляются. При обобществлении сельскохозяйственного инвентаря оставляется в личном пользовании членов артели мелкий сел. Из обобществленного рабочего скота правление артели в случае необходимости выделяет минимально необходимое количество лошадей для обслуживания личных нужд членов артели. В однокоровных хозяйствах молочный скот не обобществляется. В многокоровных хозяйствах оставляется в личном пользовании одна корова, остальные обобществляются. Производители безусловно обобществляются. Из обобществленного молочного окота создается товарное артельное хозяйство. Обобществление мелкого скота, т. В районах непромышленного мелкого скотоводства свиньи и овцы не обобществляются. Домашняя птица не обобществляется. Наряду с оставлением в индивидуальном владении мелкого окота и птицы колхозы организуют промышленное обобществленное мелкое животноводство и птицеводство. В виде страховки от неурожая и бескормицы при артели создаются неприкосновенные семенные и кормовые фонды. Деятельность артели. О членстве.
Устав сельскохозяйственной артели
Члены артели обязуются укреплять свою артель, трудиться честно, делить колхозные доходы по труду, охранять общественную собственность, беречь колхозное добро, беречь тракторы и машины, установить хороший уход за конем, выполнять задания своего рабоче-крестьянского государства и таким образом сделать свой колхоз большевистским, а всех колхозников зажиточными. О земле 2. Все межи, разделявшие ранее земельные наделы членов артели, уничтожаются, и все полевые наделы превращаются в единый земельный массив, находящийся в коллективном пользовании артели. Земля, занимаемая артелью как и всякая другая земля в СССР , есть общенародная государственная собственность.
Она, согласно законам рабоче-крестьянского государства, закрепляется за артелью в бессрочное пользование, то есть навечно, и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче артелью в аренду. Каждой артели выдается районным исполнительным комитетом Советов государственный акт на бессрочное пользование землей, в котором устанавливаются размеры и точные границы земли, находящейся в пользовании артели, причем сокращение этих земель не допускается, а допускается лишь их увеличение - либо за счет свободных земель государственного фонда, либо за счет излишних земель, занимаемых единоличниками, с тем чтобы никакая чересполосица при этом не допускалась. Из обобществленных земельных угодий выделяется в личное пользование каждого колхозного двора по небольшому участку в виде приусадебной земли огород, сад.
Единый земельный массив артели ни в коем случае не должен уменьшаться. Наделение выбывших членов артели землей за счет земельной площади артели воспрещается. Выбывающие из артели могут получать землю лишь из свободных земель государственного земельного фонда.
Земли артели разбиваются на поля в соответствии с утвержденным севооборотом. В полях севооборота к каждой полеводческой бригаде прикрепляется постоянный участок на весь срок севооборота. В колхозах, имеющих крупные животноводческие фермы, в случае необходимости при наличии достаточных земель могут быть выделены определенные участки земли, прикрепляемые к ферме и используемые для посева кормовых культур для скота ферм.
О средствах производства 4. Обобществляются: весь рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь плуг, сеялка, борона, молотилка, косилка , семенные запасы, кормовые средства в размерах, необходимых для содержания обобществленного скота, хозяйственные постройки, необходимые для ведения артельного хозяйства, и все предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства. Не обобществляются и остаются в личном пользовании колхозного двора: жилые постройки, его личный скот и птица, хозяйственные постройки, необходимые для содержания скота, находящегося в личном пользовании колхозного двора.
При обобществлении сельскохозяйственного инвентаря оставляется в личном пользовании членов артели мелкий сельскохозяйственный инвентарь, потребный для работ на приусадебной земле. Из обобществленного рабочего скота правление артели в случае необходимости выделяет несколько лошадей для обслуживания за плату личных нужд членов артели. Артель организует смешанную животноводческую товарную ферму или в случае наличия большого количества скота несколько специализированных животноводческих товарных ферм.
Каждый колхозный двор в зерновых, хлопковых, свекловичных, льняных, конопляных, картофеле-овощных, чайных и табачных районах может иметь в личном пользовании корову, до 2 голов молодняка рогатого скота, 1 свиноматку с приплодом или, если правление колхоза найдет необходимым, 2 свиноматки с приплодом, до 10 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы и кроликов и до 20 ульев. Каждый колхозный двор в земледельческих районах с развитым животноводством может иметь в личном пользовании 2 - 3 коровы и, кроме того, молодняк, от 2 до 3 свиноматок с приплодом, от 20 до 25 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы и кроликов и до 20 ульев. К этим районам относятся, например, земледельческие, не смежные с кочевыми, районы Казахстана, полесские районы Белоруссии, Черниговской и Киевской областей Украины, районы Барабинской степи и приалтайские районы Западно-Сибирского края, Ишимская и Тобольская группы районов Омской области, горная часть Башкирии, восточная часть Восточной Сибири, земледельческие районы Дальне-Восточного края, Вологодская и Холмогорская группы районов Северного края.
Каждый колхозный двор в районах некочевого и полукочевого животноводства, где земледелие имеет небольшое значение, а животноводство играет решающую роль в хозяйстве, может иметь в личном пользовании от 4 до 5 коров и, кроме того, молодняк, от 30 до 40 овец и коз вместе, от 2 до 3 свиноматок с приплодом, неограниченное количество птицы и кроликов, до 20 ульев, а также по одной лошади или по одной кумысной кобылице, или по 2 верблюда, или по 2 осла, или по 2 мула. Каждый колхозный двор в районах кочевого животноводства, где земледелие не имеет почти никакого значения, а животноводство является всеобъемлющей формой хозяйства, может иметь в личном пользовании от 8 до 10 коров и, кроме того, молодняк, 100 - 150 овец и коз вместе, неограниченное количество птицы, до 10 лошадей, от 5 до 8 верблюдов. К этим районам относятся, например, кочевые районы Казахстана, Нагайский район, кочевые районы Бурят-Монголии.
Деятельность артели и ее правления 6. Артель обязуется вести свое коллективное хозяйство по плану, точно соблюдая установленные органами рабоче-крестьянского правительства планы сельскохозяйственного производства и обязательства артели перед государством.
В артель не принимаются кулаки и все лица, лишенные избирательных прав. Хозяйства тех лиц, которые перед всту- плением в колхоз убивают или продают свой скот, ликвидируют инвентарь и зло- намеренно разбазаривают семена, в ар- тель не принимаются.
Каждый вступающий в артель дол- жен внести денежный вступительный взнос в размере от 2 до 10 процентов стоимости всего имущества, как обобще- ствленного, так и не обобществленного, приходящегося на его долю во дворе, за исключением предметов домашнего оби- В случае, когда основным источником дохода вступающего в артель является заработная плата агрономы, учителя, и организаций, расположенных в районе артели и т. Рабо- чие, постоянно занятые на работе вне колхоза, сверх предусмотренного уста- вом отчисления во вступительный взнос от двух до 10 процентов стоимости иму- щества, единовременно вносят 3 процен- та от годовой заработной платы. Примечание: Сверх вступительного взноса артель не требует от рабочего члена артели каких-либо добавочных отчислений с заработной платы.
Количественный состав членов Совета устанавливается Общим собранием. Никакое вознаграждение за деятельность в качестве члена Совета получать не разрешается. Расходы, понесенные членом Совета при выполнении им своих полномочий, возмещаются на основании решения Общего собрания. Полномочия членов Совета могут быть прекращены по решению Общего собрания и до истечения срока, на который они были избраны. Для принятия такого решения требуется не менее чем две трети голосов от числа присутствующих на Общем собрании. Член Совета не может одновременно быть членом Правления либо Председателем.
Члены Правления, изъявившие желание выйти из его состава, не могут быть избраны в Совет до принятия Общим собранием решения о прекращении их полномочий. При проведении на Общем собрании выборов или довыборов членов Совета Председатель и члены Правления не вправе вносить предложения о таких кандидатурах. Заседания наблюдательного совета кооператива проводятся не реже одного раза в три месяца и оформляется протоколом, подписываемым всеми присутствующими на данном заседании членами наблюдательного совета кооператива. Председатель наблюдательного совета кооператива и заместитель председателя наблюдательного совета кооператива избирается на заседании наблюдательного совета из числа членов наблюдательного совета кооператива на три года. Функциями председателя наблюдательного совета кооператива является подготовка, созыв, ведение заседание наблюдательного совета кооператива и организация деятельности наблюдательного совета кооператива в соответствии с положением, утвержденным общим собранием членов кооператива. Полномочия наблюдательного совета: Совет осуществляет контроль над деятельностью Правления, Председателя, проводит ревизию деятельности. Совет вправе потребовать от Правления, Председателя отчет об их деятельности, а также ознакомиться с документацией Кооператива, проверить состояние кассы Кооператива, наличие ценных бумаг, торговых документов, провести инвентаризацию и другое. Совет обязан проверять бухгалтерский баланс, годовой отчет, давать заключения по предложениям о распределении годовых доходов Кооператива и о мерах по покрытию годового дефицита. О результатах проверки Совет обязан доложить Общему собранию до утверждения бухгалтерского баланса.
Совет дает заключения по заявлениям с просьбами о приеме в члены Кооператива и о выходе из членов Кооператива. Совет созывает Общее собрание, если это необходимо в интересах Кооператива. Председатель Совета выполняет обязанности председателя Общих собраний, если Общим собранием не выбран другой председатель Общего собрания. Общим собранием могут быть установлены и иные полномочия членов Совета. Члены Совета не вправе передавать свои полномочия другим лицам. Совет представляет Кооператив в случае, если Кооперативом предъявлено исковое заявление к членам Правления, Председателю в соответствии с решением Общего собрания. Согласие Совета необходимо в случае предоставления займа члену Правления, а также в случае, если член Правления выступает в качестве поручителя при предоставлении займа члену Кооператива. В случае предъявления исковых требований к членам Совета Кооператив представляют уполномоченные на то лица, избранные Общим собранием. Совет вправе временно, до решения Общего собрания приостановить полномочия членов Правления и принять на себя осуществление их полномочий.
В течение 30 дней со дня принятия этого решения Совет обязан созвать Общее собрание, которое должно отменить решение Совета кооператива или избрать новых членов Правления и или Председателя. В отношении членов Совета действуют положения Федерального закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации» и п. Совет принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих членов Совета на его заседании. В случае невозможности присутствия на заседании Совета Председателя Совета — обязанности и права Председателя Совета исполняет и осуществляет член Совета, избранный простым большинством голосов перед началом заседания Совета. В протоколе заседания Совета должны содержаться следующие сведения: наименование Кооператива и информация о его месте нахождения; место, дата и время проведения заседания Совета; общее число членов Совета на дату проведения заседания Совета; отметка о правомочности неправомочности заседания Совета; повестка дня заседания Совета; фамилии, инициалы и должность лиц, участвующих в работе заседания Совета и основные положения их выступления на заседании Совета; результаты голосования по вопросам повестки дня заседания Совета, решения, принятые на этом заседании. Если Председатель Совета или члены Совета отказываются подписать протокол заседания Совета, то они обязаны указать в протоколе этого заседания причины своего отказа. Правление по требованию члена Кооператива или ассоциированного члена Кооператива может ознакомить их с протоколом заседания Совета либо выдать им удостоверенные копии протокола этого заседания или выписки из протокола этого заседания, за исключением сведений, отнесенных Общим собранием к коммерческой тайне, за плату, не превышающую расходов на изготовление этих копий или выписок, и при условия согласия на такое ознакомление и выдачу всех членов Совета, присутствовавших на данном заседании Совета. Кооператив и его члены могут при необходимости заключать договоры, обязывающие членов Кооператива в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, продавать исключительно Кооперативу или создаваемым им филиалам всю производимую ими сельскохозяйственную продукцию или ее часть. Сделки Кооператива в том числе сделки по передаче в аренду земельных участков и основных средств кооператива , по залогу имущества кооператива , стоимость которых в процентах от общей стоимости активов кооператива за вычетом стоимости земельных участков и основных средств кооператива составляет до 10 процентов, совершаются по решению правления кооператива, от 10 до 20 процентов — по совместному решению правления кооператива и наблюдательного совета кооператива , свыше 20 процентов — по решению общего собрания членов кооператива.
Сделки кооператива по отчуждению и приобретению земельных участков и основных средств кооператива совершаются в соответствии с пунктом 3 статьи 20 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» 10. Сделка Кооператива, второй стороной в которой выступают Председатель, члены Правления или Совета, их супруги и ближайшие родственники либо владельцы пая, размер которого составляет более чем 10 процентов от паевого фонда Кооператива, считается сделкой, в которой присутствует конфликт интересов. Такой сделкой признается и сделка, в которой не менее чем 10 процентов членов Кооператива или не менее чем 20 процентов ассоциированных членов Кооператива по их заявлениям в письменной форме усматривают имущественный интерес указанных лиц, не совпадающий с законными имущественными интересами Кооператива. Лица, указанные в пункте 10. Решения о совершении сделок Кооператива, в которых присутствует конфликт интересов, принимаются на совместном заседании Правления и Совета единогласно и утверждаются Общим собранием большинством не менее чем две трети голосов. Сделка, в которой присутствует конфликт интересов, может быть совершена при условии соблюдения установленного Кооперативом порядка определения рыночной стоимости имущества, являющегося предметом такой сделки, и при условии оглашения на общем собрании членов кооператива заключения ревизионного союза, членом которого является кооператив, о соответствии указанной сделки закону и интересам кооператива, членов кооператива и ассоциированных членов кооператива. Ведение документации и отчетности кооператива 11. Кооператив обязан правильно вести бухгалтерскую отчетность , а также протоколы общих и собраний членов кооператива, заседаний правления кооператива и заседаний наблюдательного совета кооператива, реестры членов кооператива и ассоциированных членов кооператива, членские книжки. Член кооператива или ассоциированный член кооператива вправе ознакомиться с документацией бухгалтерской отчетностью кооператива в порядке , определенным наблюдательным советом кооператива.
Первый финансовый год Кооператива начинается с момента государственной регистрации Кооператива. Начало каждого последующего финансового года — 1 января текущего календарного года. Окончание каждого последующего финансового года — 31 декабря текущего календарного года. По окончании каждого года составляется годовой баланс Кооператива. Годовой отчет и бухгалтерский баланс кооператива подлежат утверждению на Общем собрании членов кооператива после их проверки ревизионным союзом и представляются в налоговый орган и органы государственной статистики. Сроки и формы представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики устанавливаются законодательство РФ о налогах. Кооператив несет установленную законодательством РФ ответственность за достоверность информации, содержащейся в годовом отчете и бухгалтерском балансе, а также за достоверность сведений, предоставляемых государственным органам , членам кооператива и публикуемых в официальных печатных органах. Ревизионный союз осуществляет ревизии в соответствии с правами саморегулируемой организации и правами ревизионного союза, которое не должны противоречить правилами саморегулироуемой организации. Право ревизионного союза осуществлять ревизии и оказать сопутствующие ревизиям услуги возникает с даты получения им от саморегулируемой организации свидетельство о включении ревизионного союза в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров — консультантов.
Саморегулируемая организация в течение 30 дней с даты получения заявления о вступлении ревизионного союза в саморегулируемую организацию обязана принять решения о приеме ревизионного союза в члены саморегулируемой организации, включении его в единый реестр ревизионных союзов и ревизоров — консультантов и выдаче свидетельство о включении ревизионного союза в указанный реестр или направить ревизионному союзу мотивированный отказ в приеме его в члены саморегулируемой и во включении е единый реестр ревизионных союзов и ревизоров — консультантов. Ревизионный союз по результатам ревизии составляет в письменной форме ревизионное заключение, которое является официальном документом, предназначенным для членов кооператива, членов союза кооперативов и иных пользователей бухгалтерской отчетности кооператива, союза кооперативов и содержащим выраженное в установленной форме мнение ревизионного союза о достоверности бухгалтерской отчетности кооператива. Ревизии осуществляется ревизорами — консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются ревизионным союзом к работе на основании гражданско — правовых договоров. В штате ревизионного союза по основному месту работы должно состоять не менее трех ревизоров — консультантов. Ревизионный союз осуществляет ревизию деятельности кооператива, союза кооперативов на предмет оценки достоверности их бухгалтерской отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, соблюдения ими законодательства Российской Федерации и положений устава кооператива, устава союза кооперативов, соблюдения принципов создания и деятельности кооперативов, на предмет выявления нарушений, ведущих к ухудшению результатов финансово — хозяйственной деятельности или несостоятельности банкротству кооператива, союза кооперативов, фактов ущемления интересов членов кооператива, союза кооперативов, а также выдает предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков и осуществляет контроль за их исполнением. Ревизионный союз вправе оказывать своим членам следующие сопутствующие ревизиям услуги: 1 постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; 2 консультирование по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским и финансовым вопросам; 3 анализ финансово — хозяйственной деятельности кооператива, оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов и предпринимательских рисков, проведение маркетинговых исследований; 4 консультирование по правовым вопросам, а также представительство в судебных и налоговых органах по таможенным и налоговым спорам; 5 ведение реестра членов кооператива и ассоциированных членов кооператива; 6 информационные и иные связанные с ревизионной деятельностью и способствующие улучшению результатов финансово — хозяйственной деятельности кооперативов, союзов кооперативов услуги.. Ревизионный союз по результатам ревизии представляет в кооператив, союз кооперативов в письменном форме заключение, которое в семидневный срок должно быть рассмотрено на совместном заседании правления кооператива и наблюдательного совета кооператива, союза кооператоров. О результатах рассмотрения заключения должно быть на очередном общем собрании членов кооператива. Правление кооператива, правление союза кооперативов обязаны известить ревизионный союз, представители которого имеют право участвовать в указанных заседаниях и общем собрании с правом совещательного голоса, о датах проведения указанного заседания и очередного общего собрания членов кооператива, союза кооперативов.
Ревизионный союз в случае необходимости в целях скорейшего ознакомления членов кооператива, союза кооперативов с результатами ревизии кооператива, союза кооперативов вправе потребовать от правления кооператива, союза кооперативов союза внеочередного общего собрания членов кооператива, союза кооперативов. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения кооперативом, союзом кооперативов этого требования ревизионной союз вправе созвать внеочередное общее собрание членов кооператива, союза кооперативов по собственной инициативе. Председательствует на таком собрании назначенное ревизионным союзом лицо. Расходы на организацию и проведение внеочередного общего собрания членов кооператива возмещаются за счет кооператива, союза кооперативов. По итогам рассмотрения результатов осуществления ревизии общее собрание членов кооператива, союза кооперативов принимает решение о мерах по защите прав и законных интересов кооператива, союза кооперативов и или членов кооператива, союза кооперативов, в том числе о привлечении должностных лиц кооператива, союза кооперативов к дисциплинарной ответственности, о направлении материалов ревизии в правоохранительные органы, об обращении в суд, арбитражный суд, и иные решения. При осуществлении ревизионным союзом ревизии кооперативы, союзы кооперативов обязаны: 1 представлять ревизионному союзу необходимые информацию и документацию, давать по запросу ревизионного союза исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной или письменной форме, запрашивать необходимые сведения у третьих лиц, создать иные способствующие своевременному и качественному осуществлению ревизии условия; 2 своевременно вносить членские взносы в ревизионный союз, в том числе в случае, если заключение ревизионного союза не согласуется с позицией кооператива, союза кооператоров, и в случае осуществления ревизионным союзом ревизии и или оказания сопутствующих ей услуг не в полном объеме по не зависящим от ревизионного союза причинам; 13. Для осуществления своей деятельности Кооператив вправе нанимать работников. Трудовые отношения работников в Кооперативе регулируются трудовым законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Труд членов Кооператива регулируется Федеральным законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, настоящим Уставом.
Время работы в Кооперативе работников и членов Кооператива засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж на основании записей в трудовых книжках, которые Кооператив обязан вести на каждого члена Кооператива, а также на каждого работника Кооператива, для которого работа в Кооперативе является основной. Не допускается установление условий, ухудшающих положение работников и членов Кооператива по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и другие. Кооператив вносит в Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования страховые отчисления от своих доходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Члены Кооператива и их наследники имеют преимущественное право на получение работы в Кооперативе в соответствии со своей специальностью и квалификацией. В случае невозможности обеспечить члена Кооператива работой в Кооперативе ему может быть временно предоставлено право на трудоустройство вне Кооператива без утраты членства в нем. Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда своих членов. Оплата труда может производиться как деньгами, так и в натуральной форме. Размер оплаты труда членов Кооператива определяется в зависимости от их личного трудового участия и доходов Кооператива. Помимо оплаты труда член Кооператива получает кооперативные выплаты в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Уставом.
Председатель, члены Правления и члены Совета могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям только по решению Общего собрания. Член Совета может быть освобожден от основной работы в Кооперативе без его согласия только решением Общего собрания. Характер, порядок и минимальный размер личного трудового участия члена Кооператива в его деятельности, а также ответственность за нарушения обязательства по личному трудовому участию устанавливаются локальными нормативными актами Кооператива, должностной инструкцией и трудовым договором с данным членом Кооператива. Землепользование Кооператива может складываться как из земли, находящейся в собственности Кооператива, так и за счет аренды земельных участков. Землепользование может также осуществляться на любых других правомерных основаниях. Аренда земельных участков оформляется договором аренды. Арендная плата по договору аренды может выплачиваться не только в денежном, но и в натуральном выражении, в том числе и продукцией собственного производства. Кооператив ведет воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, а также исполняет иные обязанности в области обороны, мобилизационной подготовки, мобилизации, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кооператив осуществляет учет и хранение документации, подлежащей передаче в органы Архивного фонда Российской Федерации в соответствии с законодательством России об архивных фондах и архивах.
Реорганизация Кооператива. Реорганизация Кооператива слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование осуществляется по решению Общего собрания в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Правление кооператива направляет в письменной форме членам кооператива и ассоциированным членам кооператива в порядке и в сроки, которые установлены ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и уставом кооператива, уведомление о созыве общего собрания членов кооператива, в повестку дня которого включены вопросы о реорганизации кооператива. К указанному уведомлению прилагается: 1 обоснование целесообразности реорганизации кооператива; 2 проект решения общего собрания членов кооператива о реорганизации кооператива с указанием следующих данных : - организационно-правовая форма, наименование и место нахождения организации или организаций, создаваемых в результате реорганизаций; - характер и порядок участия членов кооператива и ассоциированных членов кооператива в деятельности организации или организаций, создаваемых в результате реорганизации; - категории, номинальная стоимость и количество акций, размер долей участников организации или организаций, создаваемых в результате реорганизации, их права; -заключение ревизионного союза, членом которого является кооператив ,по указанному обоснованию и проекту решения общего собрания членов кооператива о реорганизации кооператива в части соответствия реорганизации кооператива законным интересам членов кооператива, ассоциированных членов кооператива и кредиторов кооператива. В случаях, установленных законом, реорганизация Кооператива в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению суда. При реорганизации Кооператива вносятся соответствующие изменения в настоящий Устав. При реорганизации Кооператива его права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом, в которых должны содержаться положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого Кооператива в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, и с учетом положений Федерального закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации». Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются Общим собранием и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного Кооператива, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного Кооператива перед его кредиторами.
Члены реорганизуемого Кооператива становятся членами вновь образуемых кооперативов. Решение о преобразовании кооператива в хозяйственное товарищество или общество правомочно: 1 такое решение принято общим собранием членов кооператива единогласно и члены кооператива и ассоциированные члены кооператива, имеющие право голоса и не принявшие участия в указанном общем собрании , дали в письменной форме согласия на данное преобразование; 2 представитель ревизионного союза должен огласить свое заключение о целесообразности преобразования и осуществляет контроль за соблюдением правовых норм при принятий решений. Кооператив считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Ликвидация Кооператива. Ликвидация Кооператива влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей Кооператива в порядке правопреемства к другим лицам. Кооператив может быть ликвидирован: по решению Общего собрания; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения лицензии , либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями настоящего Федерального закона, иных законов или правовых актов; в случае признания судом Кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом; в других случаях, предусмотренными действующим законодательством РФ. Требование о ликвидации Кооператива по основаниям, указанным в пункте 17. Основания для признания судом Кооператива банкротом либо для объявления Кооператива о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого Кооператива устанавливаются законодательством о несостоятельности банкротстве. В случае возникновения установленных законодательством признаков несостоятельности банкротства Кооператива Правление обязано: направить запрос о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности Кооператива в ревизионный союз, членом которого является Кооператив; ознакомить Совет с заключением ревизионного союза о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Кооператива; разработать план мероприятий по предупреждению несостоятельности банкротства Кооператива.
В случае принятия Правлением и Советом решения о необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением должника о признании Кооператива банкротом или в случае обращения конкурсного кредитора или уполномоченных органов в арбитражный суд с заявлением о признании Кооператива банкротом Совет или Правление обязаны созвать Общее собрание, на котором обязаны: ознакомить членов Кооператива и имеющих право голоса ассоциированных членов Кооператива с заключением ревизионного союза о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Кооператива и о причинах, которые привели Кооператив к банкротству; избрать представителя членов Кооператива при проведении процедуры банкротства Кооператива; принять план мероприятий по защите законных интересов членов Кооператива, ассоциированных членов Кооператива и работников Кооператива.
Согласно общему правилу, сначала колхозникам следовало выполнить план по сену для общего стада и лишь потом косить для себя — «кто где найдет, без отрыва от колхозной работы». На этот счет на селе ежегодно получали соответствующие предписания из райкомов и райисполкомов. Поскольку общественные планы никогда не выполнялись, крестьяне рисковали остаться вообще без кормов. Вот почему приходилось совершать так называемые «самовольные покосы» в канавах, оврагах, перелесках, на просеках и обочинах дорог, но «иногда залезать и в сенокосные угодья колхоза». Чтобы сдержать «самопокосы», колхозные власти задействовали милицию и прокуратуру. Согласно Примерному уставу сельскохозяйственной артели от 1935 года колхозный двор в зерновых районах мог иметь в личном пользовании 1 корову, до 2 голов молодняка рогатого скота, 1 свиноматку с приплодом, до 10 овец и коз вместе , до 20 пчелосемей и неограниченное количество птицы и кроликов. Эта норма механически переписывалась в уставы калининградских колхозов. Когда в уставе колхоза им.
Щербакова Большаковcкого района по решению общего собрания записали «две коровы», прокуратура признала это «грубейшей политической ошибкой», так что документ пришлось переделать. Однако проблема «двухкоровности», несмотря на «правильные» уставы, оставалась одним из самых больных мест для ревнителей чистоты колхозного строя. Крестьянам иногда удавалось под видом молодняка держать вторую корову-кормилицу. Здесь многое зависело от благорасположения колхозного начальства, лояльности бескоровных односельчан и умения доказать проверяющим, что перед ними всего лишь телочка, только очень упитанная.
Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 г. и 1935 г.
Устав 1930 года:«Примерный устав сельскохозяйственной артели» был разработан Колхозцентром, одобрен Наркоматом земледелия СССР и утвержден СНК и ЦИК СССР 1 марта 1930 г. его введение привело к тяжелейшим последствиям. 1. Примерный Устав сельскохозяйственной артели 1930 года за пять лет своего действия сыграл огромную роль в деле укрепления колхозов. Устав 1930 года: «Примерный устав сельскохозяйственной артели» был разработан Колхозцентром, одобрен Наркоматом земледелия СССР и утвержден СНК и ЦИК СССР 1 марта 1930 г. его введение привело к тяжелейшим последствиям. Примерный Устав колхоза отразил социально-экономические преобразования, происшедшие в советской деревне после принятия ранее действовавшего Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. Чтобы избегать этого в будущем и быть на твердой почве фактов, выкладываю текст Примерного устава сельскохозяйственной артели в редакции 1930 года. ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ: Принят I Всесоюзным съездом колхозников-ударников Утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 года I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Трудящиеся крестьяне села (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула).
Образец Устава СПК
Примерный Устав колхоза отразил социально-экономические преобразования, происшедшие в советской деревне после принятия ранее действовавшего Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. Утверждение нового Устава сельскохозяйственной артели на II Всесоюзном съезде колхозников в 1935 г., ставшего основным законом советской деревни. 1. Примерный Устав сельскохозяйственной артели 1930 года за пять лет своего действия сыграл огромную роль в деле укрепления колхозов. рядовых колхозников».
ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ (УТВ. СНК СССР, ЦК ВКП(Б) 17.02.1935)
Примерный устав сельскохозяйственной артели: окончательный текст, утвержденный СНК и Президиумом ЦИК СССР со всеми относящимися к нему директивами и законодательными постановлениями и циркулярами по 7 февраля 1933 г. Устав года Примерный устав сельскохозяйственной артели был разработан Колхозцентром одобрен Наркоматом земледелия СССР и утвержден СНК и Провозглашался принцип добровольности вхождения в колхоз определялся порядок. Cкачать образец документа «Примерный устав производственного кооператива (артели)» (43,5 кб). Образец Устава СПК. Важно Примерный устав сельскохозяйственной артели сыграл важную роль в организационно-хозяйственном укреплении колхозов. Исключение производится в порядке, установленном пунктом 8 Устава сельскохозяйственной артели.