16 декабря 2023 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открывается выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Павел Филонов — бренд внутри бренда «русский авангард», его напряжённый нерв и аналитическое сердце, его уникальная системна — вне канонов. В Галерее современного искусства ГМИИ РТ работает выставка произведений Павла Филонова и его учеников «Глаз видящий, глаз знающий» из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). 16 декабря 2023 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открылась выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) – одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. самый ожидаемый культурный проект последнего. Павел Филонов — это величина не меньшая, чем Кандинский или Модриан.
Павел Филонов – репортаж с выставки в Зарядье
В Москве открывается выставка работ Павла Филонова. Павел Николаевич Филонов родился 8 января 1883 года в Москве. Практически все основные произведения великого русского художника, основателя аналитического искусства, Павла Николаевича Филонова, хранятся в Государственном Русском музее.
В парке «Зарядье» пройдет выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
Получив заказ на создание плаката, Павел Филонов погрузился в работу: изучал портреты Ленина, в том числе посмертные. В парке "Зарядье" в павильоне "Медиацентр" стартовала выставка "Павел Филонов. В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открывается выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Выставка Павла Филонова в Зарядье. Выставка "На берегах цветущих Крыма" открыта для бесплатного посещения в Медиацентре парка до 21 апреля. «Московские новости» изучили афишу музеев и театров на ближайшие даты и выбрали несколько театральных премьер. На выставке, которая проходит в рамках нацпроекта «Культура», представлены все периоды творчества русского авангардиста, основателя и теоретика аналитического метода в искусстве Павла Филонова и его последователей.
Работы учеников авангардиста Павла Филонова представили в Русском музее
Антураж оформления выставки и замысловатость ее лабиринтов больше подходят для шоу веселых покойников, чем для картин интеллектуального художника. Стоит однако отметить удачное расположение картин с точки зрения возможности детального их изучения, и если бы не упомянутая вселенская тьма, выставка, возможно, удалась бы на славу. Творчество Филонова нельзя назвать краеугольным или определяющим в русской живописи первой половины 20 века, но, благодаря своей масштабности и цельности, его значение носит экстралюминарный характер. Имеется в виду, что, несмотря на то, что Филонову не удалось по разным причинам создать свое направление в живописи, и последователей у него было мало, степень проработки придуманного им стиля была такой детальной, что само по себе существенно повиляло на большинство русских художественных стилей 20 века, включая авангард и соцреализм, привнеся в них палитру надинформационных слоев. Поэтому не зная Филонова, нельзя понять то, чем являлась русская живопись 20 века и что сегодня можно и нельзя считать русской живописью.
У Филонова бала своя школа — «Коллектив мастеров аналитического искусства». Филонов не брал с учеников деньги и не продавал свои картины.
В 1931 году он писал, что «все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, решил отдать Государству». Во время войны Павел Филонов остался в блокадном Ленинграде. Художник умер от истощения 3 декабря 1941 года. Большинство его работ были подарены сестрой художника Евдокией Глебовой Русскому музею. Павел Филонов. Живописец Автопортрет.
Женщина в восточной одежде. Пейзаж Ветер. Пир королей. За столом. Крестьянская семья. Рыбачья шхуна.
Портрет певицы Е.
За столом. Крестьянская семья. Рыбачья шхуна. Портрет певицы Е. Две девочки. Цветы мирового расцвета. Германская война. Формула революции.
Формула петроградского пролетариата. Победа над вечностью. Пейзаж Октябрь. Формула весны. Живая голова. Две головы Матросы с Азовского моря. Головы Человек в мире.
Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом», — писал он. Филонов осмелился нарушить один из важнейших авангардистских принципов — он никогда не отрицал классического искусства и не воевал с ним. В его работах всегда можно найти следы этого искусства — и хронологически близкого, вроде модерна и символизма, и гораздо более раннего, вроде Босха. Он упорно разрабатывал свой метод и никак не участвовал в борьбе авангардистских группировок, что было актуально до тех пор, пока в 1932 году их всех не разогнала Советская власть. Он занял уникальную в русском авангарде позицию, став пророком, мессией, аскетом, учителем, изгоем и мучеником в одном лице. На выставке будут представлены более 20 живописных работ мастера и 40 — графических.
Выставка Павла Филонова в Зарядье
Важнейшей частью московской выставки стал специальный проект «Я — Малевич» — новаторский эксперимент, сочетающий исследования, игровые элементы и цифровые технологии, который предлагает зрителям увидеть выставку глазами одного из десяти художников, чьи работы представлены в экспозиции. С помощью своего смартфона, наушников и QR-кода игры «Я — Малевич» посетитель может выбрать, от чьего лица посмотреть выставку. Путешествие с каждым героем продолжительностью около 15 минут позволяет зрителю — как впервые встретившемуся с авангардом, так и искушенному — погрузиться в хитросплетения художественной жизни начала ХХ века, пройти жизненный и творческий путь выбранного персонажа, по-новому взглянуть на авангардные произведения и понять, как зарождалось новое искусство 100 лет назад. Специальный проект доступен по входному билету на выставку и рекомендован для зрителей старше 10 лет. Центральная тема выставки — история одного из наиболее ярких этапов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства: от формирования объединения УНОВИС «Утвердители нового искусства» в Витебском художественном училище, куда Малевич был приглашен преподавать в 1919 году, до периода постсупрематизма 1930-х, когда около мастера остались только самые верные ученики. Трактат «Мир как беспредметность», написанный Казимиром Малевичем в 1921—1922 годах, подвел итог более чем десятилетней живописной эволюции художника.
В экспозицию вошло более 60 живописных и графических работ Павла Филонова из фондов Русского музея Санкт-Петербург. Посетители увидят картины из цикла «Ввод в мировый расцвет» 1910-х годов, такие как «Пир королей», «Крестьянская семья», «Перерождение интеллигента», а также абстрактные композиции, полотно «Головы» и изображения зверей, написанные в 1920-е. На выставке гости смогут познакомиться с творческим наследием художника, которое сохранилось не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Они узнают о том, как Павел Филонов понимал мир, космическое пространство и Вселенную.
Они фиксировали не частные, а глобальные перемены и переживали их приблизительно одинаково.
И мне иногда кажется, что непростой, «корявый» язык Платонова близок непрямолинейному, тяжелому живописному языку Филонова, Наталья Козырева заведующая отделом рисунка Русского музея. Павел Филонов — один из ярчайших авангардных деятелей первой трети XX века, основатель аналитического искусства. Художник исповедовал принцип «сделанности» произведений искусства — под этим он подразумевал исключительную точность и техническое мастерство. Он был убежден, что в работе художника нет сакрального, есть лишь набор инструментов, материалов и цель. Павел Филонов считал, что живописец должен быть профессионалом, как и маляр.
Ошеломляющий взрыв эмоций. Картины Павла Филонова не могут банально, исходя из вкуса, нравиться или - не нравиться. Они — будоражат. Наружность его была под стать живописным творениям — не то уродливая до крайности, не то завораживающая и почти красивая.
Это внешность безумца и мыслителя, святого и чёрта, аскета и - уголовника. Здесь какой-то неведомый сплав, являющийся в мир единожды в столетье, а то и реже. Александр Бенуа в своих дневниках отметил не без ехидства и свойственных ему подколок: «Филонова я увидел впервые и был поражен его видом. Это громадный безбородый детина, коротко остриженный, с сильно облысевшей головой, с широким жутким лицом, с безумными глазами и всегда полуоткрытым ртом. В общем, он удивительно похож на изображаемые им головы и в то же время он напоминает фотографии в книжках трансцендентных типов преступной психопатологии. При этом резкий, звучный, загробный голос, ровный, неизменно наставительный говор, подобный вбиванию свай, и настолько повышенная нервность, что во время чтения его доклада ноги его неустанно дрыгали. Тип сумасшедшего или «кандидата», находящего уж очень близко к критической стадии, зато отнюдь не шарлатан, а человек насквозь, до самой глубины своего существа, убежденный в той жуткой кошмарной ерунде, которую он изображает и о которой вещает». Не оценивший Филонова, господин Бенуа, всё же заметил, что матёрый человечище по-своему притягателен. Впрочем, эстет-насмешник финализирует вполне типично: «Доклад Филонова оказался набором несуразных мудростей и требований и просто провалился в пустоту».
Бенуа также высмеял Филонова за странную манеру одеваться. Но, как бы то ни было, в каких бы диких шмотках ни вещал художник с трибун, его, филоновский стиль — запоминается, вторгается в память и подсознание, тогда как милые вещицы Александра Бенуа при всём к нему уважении! Ощущение, что мэтр Бенуа испытывал чисто профессиональную, жгучую зависть крепкого мастера — к несомненному гению, вообще не требующему аплодисментов. Именно — смутьян холста, видевший незримое. Убедиться в пронзительной гениальности Павла Филонова можно, посетив масштабную экспозицию «Художник мирового расцвета», что работает сейчас в медиацентре парка «Зарядье». Обращает на себя внимание само прилагательной «мировый» с непривычным ударением на «о». Согласно этой концепции, живописец должен отображать не только и столько внешний вид предмета, человека, природы, но и всё, что он знает об объекте. Проект в «Зарядье» показывает нам и неузнаваемого Павла Филонова. Так, изумителен портрет Евдокии Глебовой — младшей сестры художника, певицы, интеллектуалки, педагога вокала.
Написанный в 1915 году, портрет на сто процентов отражает все преставления о манерно-салонной живописи. Никакого «разложения на атомы», никаких колористических протуберанцев — лишь гладкая и возвышенная красивость. Изящество музыкальных рук, тонкий полупрофиль, дивно выписанный материал. А уж как волшебно белое жабо!
Павел Филонов
эта коллекция приехала из культурной столицы - Санкт-Петербурга, а именно из Русского музея - одного из крупнейших в стране. На выставке представят более 60 живописных и графических работ Павла Филонова, созданных им в разные годы. 16 декабря в павильоне «Медиацентр» парка «Зарядье» откроется выставка «Павел Филонов. Выставка "Павел Филонов и его ученики" из фондов Русского музея открылась во вторник в Новосибирского государственном художественном музее, передал корреспондент "Интерфакса" с церемонии. В Выставочном зале Медиацентра открылась выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Выставка недаром получила название «Рабочий Изо»: именно так себя именовал сам Павел Филонов, желая подобной дефиницией обозначить свой подход к искусству. Художник порой трудился по 18 часов в день, поскольку такой пристальности требовала выбранная им эстетика.
Выставка «Павел Филонов и его ученики» открылась в новосибирском музее
В начале 1920-х художником были созданы картины-формулы, среди которых вошедшие в состав выставки «Формула революции», «Формула петроградского пролетариата» «Формула весны». Конец 1920-х и 1930-е период творчества художника характеризуется наибольшим стилистическим многообразием. Выставка также знакомит с публицистическими работами, манифестами и личными записями художника, раскрывающими его философские взгляды на мир.
Когда, точно соринки в глазу, рыбки в воде, окна в стене, вместе с чужими, точечными исключениями случаются и параллельные открытия, симметричные извилины, вспышки и всполохи схожих озарений. У Филонова рассыпаны их десятки, сотни — масса открытий, которых хватило бы на поколения художников, а их вот точно так и хватило. Все пущено в рост: фигуры интуиции, мембраны, вакуоли и ячейки, соединительные ткани и противительные союзы, атомы и их дрожания, всполохи и протоны, нейтроны, электроны, мюоны и даже кварки, шкварки и клейкая зелень, огонь, вода, земля и кислород — словом, все жизни, все жизни, вплоть до рыб, цветов, детей и их игрушек, мячей, кубиков, золотых обмолвок, шевелящихся виноградин, лунных городов и лунных рабочих поселков. Павел Филонов. Фото: Государственный Русский музей Прислушайся, прохожий, как трава растет, как облака плывут по орбите и рельсы гудят предчувствием воскрешения мертвых. Картины Филонова все время потягиваются и растут, мерцают, бликуют и делятся, кипят, закипают, их все не объять, не увидеть и не охватить. Выставка в «Зарядье» смещена к картинам и графическим листам 1910-х годов, позднего гораздо меньше в них видно, как Филонова ломали, а он не ломался, бился головой о затыки, и тогда голова отрывалась от тела и гуляла отдельно , но сильно заметно, как все эти бытовые и бытийные структуры меняются, как усложняются и измельчаются, после чего вновь наступает пора ясности и крупных планов, голов, заводов, социально озадаченных плоскостей. Как ближе к концу лица обращаются в лики, устав плести паутину млечных натяжений, и все время стараются очеловечиться, да, видно, нельзя никак.
В соцсетях спорадически возникают споры: с каким художником можно сравнить Филонова?
Оформление карело-финского эпоса «Калевала» 1932 , в котором приняли участие тринадцать мастеров, стало первым иллюстрированном изданием этого текста на русском языке. Впервые в составе школы Филонова экспонируются работы Георгия Новикова, Прасковьи Важновой, Ксении Ливчак, Михаила Макарова, приобретенные музеем в последние десятилетия. Государственный музей истории Санкт-Петербурга предоставил эскизы Татьяны Глебовой для оформления оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» 1931—1932 , которые редко появляются на выставках. Ранние «филоновские» живописные работы Бориса Гурвича и Евгения Кибрика из частной московской коллекции также почти неизвестны зрителям.
Основу выставки составляют более ста произведений из собрания Русского музея.
Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.