Также решением Синода епископ Зарайский Константин утвержден в должности патриаршего экзарха Африки. Русская православная церковь поддержит африканских буров, если они попросят помочь им переехать в Россию, заявил РИА Новости патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев). Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид прокомментировал в интервью RT утверждения в западных СМИ о том, что рост влияния РПЦ в Африке воспринимается некоторыми как попытка России укрепить своё влияние на континенте. И.о. Патриаршего экзарха Африки епископ Зарайский Константин 24 февраля опроверг информацию о том, что учащиеся духовных школ из Африки, участвовавшие в августе 2023 года в работах по восстановлению Николо-Бавыкинского монастыря в Рязанской области, вскоре.
Православная Африка
О решении Синода сообщило международное агентство церковных новостей Orthodoxia News Agency. Как сказано в сообщении, распространенном после окончания работы в пятницу, "Священный Синод приступил к свержению с первосвященнического служения исполняющего обязанности Патриаршего экзарха в Африке, бывшего епископа Зарайского Константина, добровольно поселившегося на длительное время в Каире Египет в пределах кафедры Александрийской архиепископии, совершившего ряд канонических правонарушений", отмечает агентство. Синод ставит в вину экзарху вторжение в юрисдикцию древнего престола, фракционность и якобы подкуп местного духовенства. Синод при этом опять осудил новые церковно-политические "теории" распространения Русского мира по планете по национальному признаку, отмечает агентство.
Гости не только отвечали на вопросы, но и сами живо интересовались нашими традициями. Их впечатлил теплый прием, радушие людей и большое количество прихожан на богослужении. Гости показали фотографии и ответили на все интересующие вопросы.
Совместно с епископом Мичуринским и Моршанским Гермогеном гости посетили храмы Мичуринска и Моршанска, где совершили божественные литургии. Фото: Мичуринская епархия Как сообщили в Мичуринской епархии, представители Патриаршего экзархата Африки прибыли в Мичуринскую епархию для участия в XI Владимирских образовательных чтениях. В рамках международного визита вчера в Тамбовской духовной семинарии состоялась встреча ректора — митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия — с представителями Патриаршего экзархата Африки.
За богослужением, которое совершалось на церковнославянском и французском языках, молились православные конголезцы, сотрудники российского посольства и проживающие в стране граждане России. По окончании Литургии отец Георгий передал духовенству Патриаршего экзархата гуманитарную помощь для нуждающихся православных конголезцев. Поддержку получили 30 семей столичного прихода.
Русская православная Африка: почему наша церковь достигла на континенте немалых успехов
В ходе мероприятия также выступил иеромонах Стефан Игумнов , который приветствовал участников от имени председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония. Затем на полях форума состоялась беседа владыки Константина с руководителем Русского дома на Занзибаре М. Обсуждались актуальные вопросы и перспективы сотрудничества. Во встрече также участвовали советник посольства Российской Федерации, представитель Россотрудничества в Танзании А. Стороны обсудили широкий круг вопросов, касающихся деятельности Патриаршего экзархата Африки и сотрудничества с Российской дипломатической миссией в Танзании.
Позади у этой улыбчивой монахини жизнь в бедной многодетной семье, голодное детство и тяжелая болезнь отца, подтолкнувшая к вере. Мать Матрона, в миру Абигейл Джепчирчир — личность многосторонняя. В московском Богородице-Рождественском женском монастыре она и звонарь, и чтец. Причем читает она на утренних службах отрывки из посланий апостолов на английском, что, конечно, в России услышишь нечасто. Мать Матрона из Кении.
Говорит по-английски и на суахили — это африканский язык. Сейчас учит русский. В Москву приехала по настоянию папы. Отец Матроны — кенийский священник.
Ее пока единственная монахиня проходит послушание в Московском Рождественско-Богородицком монастыре. Говорит, что полюбила Россию, набирается опыта, и готова устанавливать монашескую жизнь на православном Африканском континенте. Он также делится своими добрыми впечатлениями от посещения Московской духовной академии и считает самым важным для Африки "акцент на образовании". Африка как новая православная молодость Самое большое впечатление на пресс-конференции, подводящей итоги миссионерской работы Русской православной церкви в Африке, на меня произвели темнокожие африканские священнослужители - отец Захария и отец Даниил. Это невероятное ощущение, может быть, самое сильное на Земле, когда человек другого языка, другой культуры, другой страны, другого цвета кожи, вдруг очевидно становится тебе - в чем-то главном - своим. Это "свое" задано им христианством, православием.
Теперь уже и русским православием. Они умны. С хорошей лексикой. В них чувствуется духовная выделка в том числе и аскетическая , которой я бы позавидовала. И самое главное, в них чувствуется человеческая высота. Не только культурная, больше чем культурная - собственно человеческая, духовная высота. И эта высота задается им христианством. Всегда любившая Африку и африканцев, я подумала, глядя на этих православных отцов, что наша Русская церковь прирастает в Африке какой-то новой духовной стратой. К нам будто присоединяется новая - подростковая или юношеская - чистота. Красота этих молодых и настоящих в своем старании найти истину христиан видна особенно.
Давайте ее не проглядим и их не разочаруем. Кстати В столице Уганды прямо напротив президентского дворца будет построен духовно-административный центр Русской православной церкви.
Восточные патриархи скоро подготовят свой ответ. Например, актуализируют древнюю теорию Пентархии, по которой вся ответственность за мировое православие лежит на пяти древнейших патриархатах: Римском, Константинопольском, Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском. Москвы здесь, разумеется, нет: в эпоху Вселенских Соборов Московского патриархата просто не существовало. Что касается отпавшего Римского престола, то его место, возможно, займет предстоятель древней Кипрской Церкви. Православные патриархи решили поссориться глубоко и надолго. Ситуация настолько сложная, что предстоятель Православной Церкви Албании архиепископ Анастасий заявил: «Утверждение о том, что в православии нет раскола, а просто разногласия, напоминает теорию о том, что коронавируса не существует».
И действительно, создание параллельных церковных структур в истории Церкви обычно означало закрепление раскола. С начала церковного кризиса в Украине мы устно и письменно указывали на то, что церковные ошибки и расколы не излечиваются временем. Напротив, это углубляет и ожесточает их.
Православная Африка
Об этом говорится в заявлении, распространенном в среду Александрийским патриархатом по итогам заседания синода. Его цитирует Международное агентство церковных новостей «Православие». Как сообщает ТАСС, Синод обсудил «многочисленные и многосторонние социальные параметры антиканонического и антицерковного вторжения патриархата России» с целью создания новых «церковных формирований в Африке» и выразил протест по этому поводу Московскому патриархату и его синоду, действия которых он называл «покупкой коренного духовенства» Александрийского патриархата и «небратским ударом» со стороны единоверных россиян. Священный синод Александрийского патриархата, заседавший под председательством патриарха Феодора II, полагает, что посредством действий Московского патриархата «предпринимается попытка изменить православную экклезиологию по многим ее отдельным параметрам, но главным образом в вопросе о пределах административного устройства структур Церкви Христовой, исходя из далеких от православного предания мотивов». По этой причине его синод решил информировать Вселенский константинопольский патриархат в Стамбуле и поместные церкви через их предстоятелей Патриаршими Посланиями, в которых будут описаны «последствия видимых и невидимых действий уполномоченных лиц Русской Церкви» для верных Христу африканцев. Наконец, синод приступит к «верному и немедленному применению к нарушителям» предусмотренных канонами церковных наказаний, говорится в документе.
Путин, Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом , посвященным актуальным вопросам российско-африканских отношений и миссии Русской Православной Церкви на Африканском континенте. Святейшего Владыку сопровождали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний. В осмотре представленной на стенде экспозиции также приняли участие клирик Санкт-Петербургской епархии, создатель и директор Детского хосписа в Санкт-Петербурге, председатель правления фонда поддержки детей с тяжелыми заболеваниями «Круг добра» протоиерей Александр Ткаченко, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий Туриков , клирики Патриаршего экзархата Африки.
Вплоть до 20 века в титуле Александрийских патриархов значились Египет, Ливия и Эфиопия и лишь в 30-е годы прошлого века к титулу были добавлены слова «и всей Африки». Однако и после этого в Чёрной Африке южнее Сахары греческого присутствия долгое время практически не было. Хотя другие церкви не возражали против желания Александрийской церкви вести миссию на Африканском континенте и даже посильно в этом участвовали, помогала Александрийской церкви в этой миссии и РПЦ. После того как Александрийский патриарх вступил в общение с раскольниками на Украине, русские священники и прихожане, которые тоже есть в Африке, отказались от общения с Александрийским патриархом Феодором именно в силу канонических причин. Но кроме русских, проживающих в Африке, к Русской церкви по тем же причинам обратились и многие африканцы. Всё это и привело к созданию Патриаршего экзархата Африки», — сказал священник. Русская церковь никогда экспансией не занималась. Читайте также: В поисках истинной церкви. Как живут старообрядцы в Уганде Первые успехи Африканский континент — это 54 страны, 1,3 млрд населения, поэтому работы, отметил владыка Леонид, много, и уже можно говорить об успехах. Так, в декабре 2021 года в экзархате было чуть меньше 100 клириков из 8 стран Африки.
Год спустя это уже 198 клириков из 19 стран. И присутствие РПЦ в Африке расширяется: «Буквально ежемесячно к нам поступают запросы из новых стран континента с просьбой о направлении священнослужителей», — отметил владыка Леонид. Как подчёркивает митрополит Леонид, работы в Африке у новой структуры очень много. Мы им помогали: подключали воду, открывали школы, организовали несколько гуманитарных акций по доставке зерна, семенного фонда, удобрений», — рассказал он. Новой структуре нужны священники, и РПЦ ведёт и активную образовательную миссию на континенте.
Вот взамен ссылка на аудио 102 клирика Александрийского Патриархата из восьми стран Африки приняты в юрисдикцию Русской Православной Церкви, согласно поданным прошениям. Для подписки на уведомления в баузере нажмите здесь. Глава Патриаршего Экзархата Африки будет иметь титул «Клинский». Митрополитом Клинским назначен архиепископ Ереванский и Армянский Леонид с поручением управления Северо-Африканской епархией и временного управления Южно-Африканской епархией.
РПЦ заявила, что решение об образовании Патриаршего экзархата Африки окончательное
Русская православная церковь создала Патриарший экзархат Африки 29 декабря Священный синод РПЦ постановил образовать Патриарший экзархат Африки в сост. 17 апреля 2024 г. в Замбию с пятидневным визитом прибыла делегация Патриаршего экзархата Африки во главе с Патриаршим экзархом Африки митрополитом Зарайским Константином. Члены Священного Синода постановили образовать Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий, а главе Патриаршего экзархата Африки иметь титул «Клинский». Патриарший экзархат Африки опубликовал видео о том, как в апреле 2024 года в государстве Малави приняли крещение в православную веру около тысячи местных. Александрийский патриархат привык считать Африку своей канонической территорией, но "мнение это новое, и никогда Соборами не утверждаемое", поясняет председатель миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки, иерей Георгий Максимов. Год спустя после учреждения Патриаршего экзархата Африки можно сказать, что темпы его развития хорошие, и это вызывает острую реакцию Константинопольского патриархата, взявшего на себя роль «защитника» Александрийского патриархата.
Началась поездка и.о. Патриаршего экзарха Африки в Танзанию
Мичуринскую епархию посетили православные священники с африканского континента | Мичуринская правда | Главе патриаршего экзархата Африки иметь титул Клинский", – написал председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. |
Греки и католики испугались успеха миссии Русской церкви в Африке | Царьград. Африка | Дзен | Видеомост Москва – Кампала – Кейптаун по итогам работы Патриаршего экзархата Африки в 2022 году. |
В новом экзархате РПЦ на юге Африки отслужили первую литургию
Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) заявил, что приостановка поминовения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священным Синодом Александрийской Православной Церкви (АПЦ) будет означать разрыв отношений с РПЦ. Исполняющим обязанности Патриаршего экзарха Африки назначен викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Зарайский Константин. В частности, Патриарший Экзархат Африки окажет содействие в создании представительств ИППО в ЮАР, Египте и Тунисе.
«Я та, кто приемлет Истину»: первая в РПЦ монахиня из Африки о своем переезде в Россию
Владыка Константин поделился информацией о складывающейся тенденции перехода африканцев в православие, именно в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Стороны достигли договоренности о сотрудничестве и планировании совместных проектов. Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе Москвы.
За последние полгода я рукоположил 12 человек. Это те, кто уже имеет богословское образование, высшее образование, и готовы были к принятию сана. Они проходили у нас краткосрочные курсы по некоторым дисциплинам и предметам: я рукополагаю их, когда они готовы стать священнослужителями.
Слава Богу, у нас география сейчас по Москве расширяется, и я хотел бы поблагодарить всех наших священников, которые берут на себя это тяжелое бремя, потому что мы понимаем, что на время богослужения приходится менять язык. В тех храмах, которые приглашают наших священников на практику, Литургия совершается либо на английском, либо на французском. Плюс церковнославянский, плюс малагасийский, другие африканские языки. Это интересный опыт, может быть, для наших прихожан в Москве он нов, но никакого антагонизма от них мы не слышали. В частности, в нашем храме Всех святых на Кулишках, где мне сейчас сослужат клирики Африканского экзархата, приход с радушием принял наше духовенство.
Конечно, это расширяет и рамки кругозора, расширяет возможность соприкоснуться с другой языковой культурой в плане богослужения и песнопений — это очень интересный опыт, и я считаю, что он не несет никакой негативной окраски. Конечно же, надо отдать должное и клирикам нашего экзархата, и нашему Миссионерскому отделу, который возглавляет иерей Георгий Максимов: мы занимаемся плотно переводом богослужения на африканские языки. Полный перевод Литургии Иоанна Златоуста у нас уже имеется практически на всех языках, мы выпускаем молитвословы для обычных прихожан, африканцев, для того чтобы они могли спокойно молиться каждый на своем языке. Как бы Вы охарактеризовали это событие? Могло бы оно стать моделью для уврачевания углубляющегося раскола на Украине?
Не знаю, можно ли назвать это моделью. Я считаю, что очень грамотно и своевременно сработали прежде всего эфиопские власти, очень грамотно и своевременно обратился к своей пастве Патриарх Эфиопский Абуна Матфий. Люди почувствовали опасность деструктивизации, опасность раскола, и наблюдая со стороны за тем, что происходит с теми нациями и странами, где происходят такие расколы, были сделаны правильные выводы. Если Вы говорите о том, можно ли перенести эту модель на Украину, я бы ответил от обратного: что скорее всего эфиопская общественность и государство видели и видят, что происходит сейчас в религиозном плане на Украине, какие аспекты были при сотворении этого раскола, который учинил Патриарх Варфоломей и поддержали другие предстоятели греческих Церквей. Люди увидели в этом опасность — опасность прежде всего духовного упадка своей нации, опасность духовной деградации.
В то время как рукоположение местных православных, пока в диаконы и иереи, а после, что выглядит очевидным, воздвижение их в сан епископский, показывает наднациональность Русской православной церкви. Это первое. Безусловно, Александрийский и Константинопольский патриархат хотели бы изолировать Московский патриархат в Африке по церковной линии. Но это у них не получается. Летом сего года во время визита митрополита Леонида в Египет им была достигнута договоренность с предстоятелем Коптской церкви патриархом Тавадросом II об обмене подворьями Русской православной и Коптской церквами.
Российская сторона получила в безвозмездное пользование храм великомученика и чудотворца Мины и папы Кириллоса VI в Гизе. В ходе встречи с митрополитом патриарх Тавадрос II пожелал «успеха той миссии, которую вы будете выполнять в Египте и других африканских странах». В Марокко доброжелательный импульс был получен от католической общины. А в субботу в католическом соборе Святого Петра, расположенном в центре марокканской столицы, состоялся концерт русской музыки в исполнении ансамбля солистов «Вера». Всё это говорит о том, что Патриарший экзархат Африки воспринимается как минимум коптами и католиками серьезным и достойным партнером.
Почти два года миссию Русской православной церкви успешно возглавлял митрополит Леонид Горбачёв. Только за полтора года под юрисдикцией Московского патриархата оказалось 200 приходов в 25 африканских странах. К июлю 2023-го к Русской церкви на континенте присоединились около 215 священников, и каждый день их становится всё больше. Так, в ноябре 2022 года Синод Александрийской церкви постановил лишить митрополита Леонида сана "за ряд канонических преступлений", таких как "вторжение в юрисдикцию древней церкви, раздача антиминсов и мира, подкуп местного духовенства и т. За митрополитом сохранили временное управление Ереванско-Армянской епархией. И уже тогда православный интернет загудел, мол, "сливают" Африканский экзархат.
Его новый глава епископ Константин резких движений не совершал, и в африканские приходы не спешил. Но 11 января всё-таки отправился на Чёрный континент. Первым делом новый глава экзархата посетил ЮАР, где провёл ряд встреч, однако все они, по мнению блогеров, не носили миссионерского характера. Посетил он, мол, лишь ЮАР, где находятся "старые" приходы, не вызывающие вопросов у Александрийской церкви, причём не встретился ни с одним благочинным. С другой стороны, Александрийская церковь фактически не занималась миссионерством в Африке. Ну, учили в некоторых приходах греческий язык и изредка отправляли того или иного молодого человека учиться в греческую семинарию.
А когда на континенте появилась Русская церковь, то, конечно, она вызвала интерес, что понятно. Во-первых, интерес к православию есть во всём мире, во-вторых, в Африке живут верующие люди, многие из которых являются христианами. Сейчас западные ветви христианства переживают кризис - протестанты, католики, под которыми "лежат" и Александрийская православная церковь, и Греческая православная церковь.
Каноническая защита. Как Русская Православная Церковь создала Патриарший экзархат Африки
Для них учреждён Патриарший экзархат Африки во главе с митрополитом Клинским Леонидом (Горбачёвым). 2 июня председатель Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов выступил на встрече «Россия — Африка», организованной Африканским международным конгрессом в рамках проходящей в Москве Недели африканской культуры. Члены Священного Синода постановили образовать Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий, а главе Патриаршего экзархата Африки иметь титул «Клинский». Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев) сообщил, что обратился в Пограничную службу ФСБ из-за ненадлежащего обращения в аэропорту к студентами из Африки.
Патриарший экзархат Африки оказал гуманитарную помощь православным верующим в Республике Конго.
Иезекииль говорил, что огонь и сера падут на головы врагов избранного Богом народа. Специалисты по Библии давно уже утверждают, что Гог — это Россия». Во время предвыборной борьбы за пост президента он заявил: «Мы вполне можем оказаться именно тем поколением, которой увидит Армагеддон». Будучи президентом, 8 марта 1983 г. Рейган обратился к национальной ассоциации евангелистов: «Они русские являются сосредоточением зла в современном мире». Таких же взглядов придерживались в рейгановской администрации министр обороны Каспар Вайнбергер и министр внутренних дел Джеймс Уотт, а также многие другие высокопоставленные политические деятели и высшие чины американской армии. Так, проповеди евангелистов оказывают непосредственное влияние на формирование внутренней и внешней политики этой страны. Декларируя необходимость общенародной солидарности как основы общественной жизни, фашизм первоначально появился на европейской сцене в качестве незатейливого консервативного мировоззрения национально-государственного единства. Оно активно и всё более успешно противостояло волнам космополитизма и пролетарского интернационализма, затопившим континент после победы российской революции и окончания Первой мировой войны.
На заре своего существования фашизм ничем особенным не выделялся, продолжая традиции европейского национального консерватизма. Заявляя о своём надклассовом характере, опираясь на патриотические чувства широких масс и их стремление обуздать спекулятивный рынок, добиться социальной защиты и справедливости — он уверенно увеличивал число приверженцев, соединяя национальные и государственные лозунги с критикой экономической системы капитализма. Тогда, казалось, ничего не предвещало ему столь бурной и кровавой судьбы. Большая часть элементов фашистского мировоззрения имело длительную и весьма респектабельную историю. С известной долей условности можно утверждать, что они начали складываться как реакция консервативной Европы на катастрофу Великой французской революции с её очевидным политическим и религиозным модернизмом. Первая фашистская организация была создана итальянским антикоммунистами в 1919 г. Вскоре аналогичные движения возникли по всей Европе. Социально-экономические и политические успехи фашизма, позволившие ему прийти к власти во многих странах и установить в них относительное материальное благополучие и классовый мир, привлекали всеобщее внимание.
Межвоенные годы стали эпохой бурного развития национального консерватизма по всему миру. Этот факт, равно как и то, что развитие консервативного движения завершилось торжеством вульгарного нацизма, новой мировой бойней и окончательным утверждением космополитических ценностей — требует внимательно осмысления. Чем пристальней мы будем вглядываться в подробности эволюции немецкой национальной идеологии в межвоенный период, тем очевиднее будет для нас главный вывод — её деградация и конечный крах стали неизбежными в тот момент, когда национал-социализм отверг христианскую духовную традицию. Национальное самосознание оказалось отсеченным от животворных истин веры, гармонично соединяющих в себе смирение и мужество, доблесть и кротость, силу и милосердие. В результате оно стало беззащитным перед искушениями расовой гордыни, имперского властолюбия и безмерного тщеславия. Это грехопадение тем более показательно и наглядно, что всё начиналось в Германии весьма многообещающе — при активном участии русской эмиграции, вносившей в движение христианские начала нравственного и государственного мировоззрения. Немцы поняли, что у них нет выбора, что нужно или погибать под тяжестью Версальского договора, или со смелостью отчаяния вступить в единоборство, что никакие компромиссы невозможны, и что такую борьбу нужно начинать немедленно. И на трагическом фоне всеобщей придавленности и нищеты, сквозь толщу страданий и подневольного труда, не знавшего отдыха, стали мало-помалу вырисовываться признаки грядущего возрождения.
Немецкое национальное движение постепенно отвергло христианство в качестве своего духовного фундамента, скатившись к худшим формам оккультизма, восточной мистики и неприкрытого язычества. С этого времени стало активно формироваться то явление, которое сегодня известно под названиями «национал-социализм» или немецкий фашизм. На место главного идеолога и философа нацизма выдвинулся Альфред Розенберг, ревнитель расовой теории и певец превосходства «германской крови». Священная реликвия Гитлера Славян Розенберг не жаловал. В его понимании русские были слишком мечтательны и ленивы, невежественны и склонны к анархии.
В поездке архиерея сопровождают руководитель Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов, студент Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Захария Мулингва , помощник епископа Константина В. По благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония в поездке участвует секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан Игумнов. В аэропорту иерарха и сопровождающую делегацию встречали советник посольства Российской Федерации в Объединенной Республике Танзания, руководитель Русского дома А. Бондарук и консул России в Танзании Р. Мероприятие приурочено к 300-летию Российской академии наук.
К слову, по этой же причине еще раньше было разорвано общение РПЦ со Вселенским патриархатом. Добавим, что патриарх Александрийский хорошо был известен уральцам. В 2017 году он совершил в Екатеринбург визит в дни празднования памяти святой Екатерины.
В тех храмах, которые приглашают наших священников на практику, Литургия совершается либо на английском, либо на французском. Плюс церковнославянский, плюс малагасийский, другие африканские языки. Это интересный опыт, может быть, для наших прихожан в Москве он нов, но никакого антагонизма от них мы не слышали. В частности, в нашем храме Всех святых на Кулишках, где мне сейчас сослужат клирики Африканского экзархата, приход с радушием принял наше духовенство. Конечно, это расширяет и рамки кругозора, расширяет возможность соприкоснуться с другой языковой культурой в плане богослужения и песнопений — это очень интересный опыт, и я считаю, что он не несет никакой негативной окраски. Конечно же, надо отдать должное и клирикам нашего экзархата, и нашему Миссионерскому отделу, который возглавляет иерей Георгий Максимов: мы занимаемся плотно переводом богослужения на африканские языки. Полный перевод Литургии Иоанна Златоуста у нас уже имеется практически на всех языках, мы выпускаем молитвословы для обычных прихожан, африканцев, для того чтобы они могли спокойно молиться каждый на своем языке. Как бы Вы охарактеризовали это событие? Могло бы оно стать моделью для уврачевания углубляющегося раскола на Украине? Не знаю, можно ли назвать это моделью. Я считаю, что очень грамотно и своевременно сработали прежде всего эфиопские власти, очень грамотно и своевременно обратился к своей пастве Патриарх Эфиопский Абуна Матфий. Люди почувствовали опасность деструктивизации, опасность раскола, и наблюдая со стороны за тем, что происходит с теми нациями и странами, где происходят такие расколы, были сделаны правильные выводы. Если Вы говорите о том, можно ли перенести эту модель на Украину, я бы ответил от обратного: что скорее всего эфиопская общественность и государство видели и видят, что происходит сейчас в религиозном плане на Украине, какие аспекты были при сотворении этого раскола, который учинил Патриарх Варфоломей и поддержали другие предстоятели греческих Церквей. Люди увидели в этом опасность — опасность прежде всего духовного упадка своей нации, опасность духовной деградации. Именно поэтому они смогли сделать правильные выводы, договориться и не допустить начала этого раскола, за что Бога нужно благодарить. Мы очень плотно проработали меморандум, коммюнике по многим вопросам, и сейчас подошли вплотную к вопросам экклезиологического плана, вопросам догматики, и исходя из широкого спектра обсуждаемых вещей, наши позиции с Эфиопской Церковью близки. Приходится ли уже противодействовать таким деструктивным явлениям в практике экзархата? Деструктивные секты, которые тащили людей и в леса, и в подземелье… На все это, конечно, каноническая Церковь, которая несет пастырскую ответственность, должна обращать внимание — не запускать эти пагубные влияния на паству, как это было в Екатеринбурге с небезызвестным Сергием Романовым.