Новости нарушение памяти в психологии

Снижение памяти (плохая память, забывчивость, расстройство памяти, потеря памяти, ухудшилась память) – это нарушение функции головного мозга. В клинике соматических заболеваний нарушения памяти и других когнитивных функций могут быть обусловлены дисметаболическими церебральными расстройствами.

Что-то с памятью моей стало

Это также включает в себя принятие правильных решений и создание эффективных моделей поведения. Когнитивные нарушения являются одним из основных признаков шизофрении, наряду с позитивными бред и галлюцинации и негативными симптомами. Снижение когнитивных функций описано не только у пациентов с продолжающейся шизофренией , но и в периоды ремиссии , у пациентов с первым психотическим эпизодом и даже у здоровых близких родственников. Исследователи считают, что нейрокогнитивные нарушения можно обнаружить задолго до того, как болезнь проявится, и они столь же значительны, как другие симптомы шизофрении. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации. Эти нарушения часто сохраняются даже в период ремиссии. К нейробиологическим механизмам, ведущим к когнитивным нарушениям при различных нервно-психических заболеваниях, относятся: Генетические механизмы. Это связано с дисфункцией различных генов, участвующих в патогенезе психических расстройств. И генетические, и экологические факторы влияют на когнитивное развитие, но в то время как генотип остается постоянным, эпигенетические средовые факторы могут изменяться и влиять на когнитивные функции на протяжении всей жизни человека и даже до рождения. Например, дети, чьи матери употребляли алкоголь во время беременности, могут родиться с расстройствами фетального алкогольного спектра FASD и иметь тяжелые когнитивные нарушения. Геномные исследования выявили тысячи генетических локусов, связанных с психическими заболеваниями, по результатам множественных полногеномных ассоциативных исследований GWAS.

Эпигенетические механизмы. Эпигенетика в настоящее время привлекает все больше внимания в связи с ее ролью в изучении психических заболеваний, и она может дать определенное понимание причин как шизофрении, так и когнитивной дисфункции. Понимание эпигенетики стабильности хроматина, регуляции генов, ответа на факторы окружающей среды и болезненных состояний быстро выросло за последние два десятилетия. Эпигенетические механизмы жестко контролируют экспрессию и репрессию генов без каких-либо изменений в последовательности ДНК и, что важно, могут служить механизмом, объясняющим отсутствие наследственности при шизофрении. Эпигенетика — сложный биологический процесс, который регулирует доступность ДНК и транскрипцию генов.

Проблемы могут носить различный характер. Если человек забыл, где оставил ключи или документы, — это может быть простая забывчивость, когда из памяти стираются события прошедшего дня, — это тревожный звонок.

Мысли в голове Признаки проблем с памятью Существует 2 вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная — откладывает информацию ненадолго, без понимания сути информации. Человек может запомнить мелодию, слова из песни или рекламы. В долговременной памяти информация анализируется и откладывается надолго. Это могут быть воспоминания из детства, знания, полученные на уроке в школе или институте. Проблемы с памятью имеют разный характер: Временный, или транзиторный. Человек может забыть названия предметов, имя собеседника, когда лицо кажется знакомым.

Забытая информация полностью восстанавливается, спустя короткий промежуток времени; Постоянный, или перманентный, например, забыть о самостоятельно назначенной встрече. Потерянная информация не восстанавливается или вспоминается с большим трудом. Самая распространенная проблема — «паталогическая» забывчивость или амнезия. В этом случае человек помнит о том, что он должен что-либо сделать, но не может вспомнить, что именно. Признаки амнезии: Тяжело формулировать свои мысли, подбирать правильные по смыслу слова; Человек часто не может отыскать нужную вещь, даже если сам её куда-то положил; Теряется ориентация в пространстве, даже в хорошо знакомых местах. Человек забывает, куда нужно идти, как называется улица, на которой он живет; Путаются дни недели, числа, месяцы; Человек не помнит, что он говорил, поэтому повторно рассказывает историю; Забывчивость в повседневных делах. Человек не может купить продукты без списка, не помнит, закрыл ли он дверь; Тяжело усвоить информацию, пользоваться инструкциями, разобраться в электронной технике.

К проблемам с памятью также относится снижение внимания. Признаки: Невнимательность. Человек не может вникнуть в суть разговора, воспринимает информацию раздробленно. Прочитав несколько предложений в книге, не помнит, о чем шла речь; Замедленное восприятие. Тяжело переключаться с одной темы на другую, работать с техникой и компьютерными программами. Резкая смена темы разговора приводит в ступор; Плохая концентрация. Человек постоянно отвлекается во время важной работы, не может довести дело до конца.

Мужчина за компьютером Причины проблемы внимания и памяти Нельзя дать точный ответ на вопрос «почему портится память? Человек может терять память в результате травмы головы, неврозов, частых стрессовых ситуаций.

Это защитный механизм психики.

Дефицит йода и нарушения функций щитовидной железы повышают склонность к депрессии и апатии, что в свою очередь чревато нарушением процессов запоминания. Поэтому так важно правильно составить рацион, чтобы в полной мере получать все необходимые витамины и микроэлементы. Память как психологическое явление Память - это в психологии функция, которая осуществляет фиксацию, хранение и воспроизведение разных событий и переживаний, а также дает способность постоянно пополнять данные и использовать уже имеющийся опыт.

Как известно, в зависимости от функциональной нагрузки существует несколько видов памяти. Виды памяти Образная память занимается тем, что позволяет фиксировать в памяти различные образы. Двигательная делает то же, но по отношению к движению.

Эмоциональная память концентрируется на пережитых эмоциях. Символическая является своеобразной, но благодаря ей мы можем запоминать слова, мысли, идеи. О краткосрочной и долгосрочной памяти известно всем.

Первая способствует запоминанию большого количества информации на небольшой промежуток времени, после чего она ликвидируется или переходит раздел долгосрочной. Произвольная и непроизвольная память. Первая срабатывает благодаря предварительному указанию на запоминание, а вторая делает это произвольно, без каких-либо команд.

Для каждого из этих видов существует свое нарушение памяти. В психологии Корсаковский синдром, к примеру, является расстройством кратковременной памяти. Виды расстройства памяти Каковы симптомы нарушения памяти?

Это забывание и невозможность воспроизведения событий из личного или чужого опыта. Парамнезия — потеря во времени, когда индивид путает события прошлого и настоящего, не может понять, какие события в его голове имели место быть в реальном мире, а какие являются вымышленными, спроецированные мозгом на основе полученной когда-то информации. Дисмнезия - расстройство, к которому относятся гипермнезия, гипомнезия и амнезия.

Последнее характеризуется забыванием отдельной информации и навыков на некоторый отрезок времени.

Терапевт направил на Гастроскопию, УЗИ брюшной полости, биохимию крови. Всё в порядке. Ещё раз был у невролога, снова попал к другому.

На всякий случай рассказал ему про ещё одну мою проблему: с детства, во сне, под утро, я начинаю издавать громкий монотонный звук. Врач сказал, что это сноговорение, и это не страшно. Результат попыток решения проблемы с памятью Прописал дорогущий курс лекарств на 3 месяца: «Пантогам», «Семакс», «Триттико», «Настойка Женьшеня». Всё вместе выходит больше 4 тысяч, я уже потратил очень большие деньги на диагностику и таблетки, и теперь такую сумму мне найти очень сложно.

Кроме того и это не помогло. Набрался духа и посетил психолога. Психолог провел какие-то тесты на интеллект, и написал в заключении, что со мной всё нормально. После этого, желания там появляется, нет.

Пошел еще раз, снова к другому неврологу, который направил на консультацию к врачу-психотерапевту. Основными моими жалобами были всегда на проблемы с памятью. Прошел амбулаторный курс интенсивной комплексной терапии под руководством врача-психотерапевта в течение четырех месяцев. Под наблюдением врача-психотерапевта находится шесть месяцев.

Жалобы на состояние здоровья остаются не значительными в виде незначительной тревоги и незначительного снижения фона настроения. Продолжает лечение на дому под наблюдением врача-психотерапевта. Гипомнезия — проблема с памятью Самое распространенное расстройство памяти — снижение памяти гипомнезия. При гипомнезии затрудняется воспроизведение воспоминаний недавнего или отдаленного прошлого.

Снижение памяти при возрастных изменениях мозга происходит по так называемому закону Рибо: сначала забываются недавние события, тогда как старое помнится хорошо. Память снижается при сосудистых заболеваниях головного мозга гипертоническая и гипотоническая болезнь, атеросклероз сосудов и др. Снижение памяти у психически здоровых людей часто является проявлением так называемого рефлекса запредельного торможения. Это защитная реакция организма на физическую или психическую перегрузку при переутомлении, заболеваниях, длительно текущих стрессах.

То есть, снижение памяти не всегда признак болезни. Реже наблюдается противоположное расстройство — гипермнезия усиление памяти. Оно может наблюдаться у психически здоровых людей при возбуждении, при повышенном настроении. Гипермнезия — частый симптом маниакальных состояний при биполярном аффективном расстройстве, шизофрении и других эндогенных заболеваниях.

Амнезия — проблема с памятью Еще один вид нарушений памяти амнезия — пробелы в памяти. Амнезия говорит о грубых нарушениях в работе мозга. Амнезия наблюдается при бессознательных состояниях, при черепно-мозговых травмах, при алкоголизме и наркоманиях. Антероградная амнезия — потеря памяти на период после травмирующего события например, после сотрясения мозга пациент не помнит событий, произошедших непосредственно после самой травмы.

Ретроградная амнезия — выпадение из памяти событий, предшествующих травматическому событию больной не помнит события, предшествовавшие травме. Жалобы на нарушения памяти часто связаны со сниженным вниманием. Внимание человека может ухудшаться при многих состояниях: при переутомлении, при любых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры, в период восстановления после инфекций, отравлений. Для врача-психотерапевта, столкнувшимся с жалобами на нарушения памяти, важна объективная оценка состояния памяти.

Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать

Лекарственная терапия назначается в соответствии с выявленной органической причиной амнезии. Следует помнить, что универсальной таблетки для памяти не существует. Есть конкретная причина, которая привела к амнезии и соответственно этой причине должно быть подобрано индивидуальное лечение. Какой врач вам поможет:.

Многие дисфункции косвенно могут повлиять на концентрацию внимания, память. Гормональный фон влияет на процесс запоминания. Тестостерон, вазопрессин, пролактин, эстроген помогают преобразовывать кратковременную память в долгосрочную. Окситоцин ухудшает процесс запоминания. Основные болезни: Гипертония, другие болезни сердечно-сосудистой системы. Провоцируют ухудшение кровоснабжения головного мозга. Нарушение процессов обмена. При сбое в обмене веществ ткани мозга страдают от дефицита питательных веществ. Ресурсы распределяются по жизненно важным областям, а центр памяти в этом списке не приоритетен. Ангиопатия — патология развивается на фоне сахарного диабета. Сосудистые стенки утолщаются, мелкие сосуды перекрываются и прекращают работать. Кровообращение нарушается во всех органах, страдает и головной мозг. Гипотиреоз — недостаток гормона щитовидной железы приводит к развитию йододефицита. Психические расстройства — шизофрения, эпилепсия, депрессия. Шейный остеохондроз. Деформированные позвонки пережимают кровеносные сосуды, мозг страдает от дефицита кислорода и питательных веществ. При болезнях почек ухудшается вербальная память. Когнитивные функции снижаются при увеличении уровня креатинина, снижения скорости клубочковой фильтрации. Исследование проводили на протяжении 5 лет ученые из США. Нужна консультация специалиста? Неблагоприятное воздействие внешних факторов, образ жизни Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Но эти причины, в отличие от болезней, устранить проще.

Плоть самых сильных солдат не более прочна, чем ваша, и ум может противостоять — или не может — внешним воздействиям аналогично. Ложные воспоминания и будущее Насколько эффективной будет имплантация памяти? По мере того, как будущее грядет, будут поддельные воспоминания отдыха на Марсе, и это вполне может стать на коммерческую основу, как отлично расписал Филип Дик в своей истории, которая позднее стала популярным фильмом «Вспомнить все». Будут ли пропагандисты-политики переписывать историю страны непосредственно у вас в голове? Будут ли психотерапевты для нашего же блага имплантировать нам, например, воспоминания о том, что если переесть мороженого, то можно заболеть или растолстеть? Станет ли это нашим спасением? Будут ли электронные чипы, содержащие воспоминания курсов трудных предметов — языков, истории уже переписанной победителями , математики, физики? Будут ли имплантации в мозг или просто таблетки? Каким будет ограничение на перезапись памяти со стороны государства? Лофтус полагает, что в ближайшие 50 лет мы сможем освоить возможность создания ложных воспоминаний на сто процентов. Самые мощные рецепты будут включать фармацевтические препараты, которые уже без пяти минут открыты. Когда мы сражаемся за разум, что можно считать победой, а что поражением? Реклама показала, что человеческое мышление, память и сознание — податливая масса. Но по своей природе реклама действует в интересах рекламодателя, а не того, чей мозг промывается. Рассмотрим термин «пропаганда»: согласованный набор сообщений с целью повлиять на мнение или поведение большого числа людей. Очевидно, власть имущие всегда знали о пропаганде и о том, как ее использовать. Каким будет мир в будущем? Как заметил лорд Актон 1834-1902 , «власть развращает». Очевидно, это относится к политике, но можно применить высказывание в отношении коммерческой рекламы, цель которой, как правило, заключается в том, чтобы разлучить людей с их деньгами. Пока миром правит доллар, этики передела памяти не будет. Чтобы обеспечить защиту памяти, «коварные механизмы и методы» модификации памяти должны преподаваться в школе, чтобы люди могли успешно противостоять манипуляциям с разумом. Если кто-то хочет изменить свою память, остальные должны знать это в целях самозащиты. Например, знать, что воспоминания подростков — лучшая цель для рекламы пива. И так далее. Память, как и свобода, хрупкая вещь.

Улучшить работу мозга поможет выполнение привычных действий с закрытыми глазами или не ведущей рукой, обучение новым языкам, разгадывание кроссвордов, игры в шахматы, освоение новых программ. Чем более сложные задачи выполняются регулярно, тем выше шансы сохранить память и ясное мышление. Важно поддерживать высокий уровень бытовой, социальной и профессиональной активности. Двигайтесь, общайтесь, выезжайте на природу, планируйте свои дни так, чтобы они были разнообразными, — это будет поддерживать вашу мозговую деятельность. Регулярно проводите контроль артериального давления, пульса, следите за содержанием жиров и уровнем сахара в крови. Все это важные шаги к профилактике заболеваний, приводящих к ухудшению памяти, снижению способности ясно мыслить и планировать свою деятельность. В лечении проблем с памятью помогут лекарства для нормализации работы мозга — ноотропные препараты — например, Проспекта, которая помогает улучшать память и внимание, возвращать силы, повышать работоспособность, справляться со слабостью, усталостью, повышенной утомляемостью. Эмпирический опыт говорит, что влияет точно.

Почему нарушаются память , внимание и мышление при психических расстройствах

Еще два процесса — узнавание и воспроизведение — дают возможность «вытащить на поверхность» требуемую информацию. Таким образом, под потерей памяти, или провалами, подразумевают невозможность распознать или воспроизвести сохраненные в мозге данные. Провалы в памяти или амнезия могут иметь временную зависимость. Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события, антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также ретроантероградную амнезию сочетание первых двух и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии. Возможные причины Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании. Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти.

Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование. Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга. При наличии психологических факторов стресс, нервное перенапряжение или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания. Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией. Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании. Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам.

Улучшить работу мозга поможет выполнение привычных действий с закрытыми глазами или не ведущей рукой, обучение новым языкам, разгадывание кроссвордов, игры в шахматы, освоение новых программ. Чем более сложные задачи выполняются регулярно, тем выше шансы сохранить память и ясное мышление. Важно поддерживать высокий уровень бытовой, социальной и профессиональной активности. Двигайтесь, общайтесь, выезжайте на природу, планируйте свои дни так, чтобы они были разнообразными, — это будет поддерживать вашу мозговую деятельность. Регулярно проводите контроль артериального давления, пульса, следите за содержанием жиров и уровнем сахара в крови. Все это важные шаги к профилактике заболеваний, приводящих к ухудшению памяти, снижению способности ясно мыслить и планировать свою деятельность. В лечении проблем с памятью помогут лекарства для нормализации работы мозга — ноотропные препараты — например, Проспекта, которая помогает улучшать память и внимание, возвращать силы, повышать работоспособность, справляться со слабостью, усталостью, повышенной утомляемостью. Эмпирический опыт говорит, что влияет точно.

Когда речь идет о забывчивости в каких-то простых вещах куда положил, что сделал — уже тревожный признак, начало которому положено за некоторое время до этого: усталость, невнимательность невнимательность нужно отнести к нарушению памяти, поскольку она является признаком усталости мозга. Обычно все привыкли думать, что память — это умение доставать какую-то информацию из мозга. Однако на начальных этапах тревожные звоночки могут быть несколько иными. Начальные проявления нарушения памяти всегда связываются с поведенческими расстройствами. То есть человек помнит только то, что ему привычно, и противится всему новому. Обычно специалисты говорят, что это дисциркуляторная энцефалопатия патология связана с нарушением кровоснабжения сосудов головного мозга, ухудшением оттока крови и ликвора от мозга. Самые тяжелые тревожные расстройства и симптомы — это нарушение праксиса способность человека совершать обычные, привычные манипуляции, например, орудовать вилкой или ножом, забывчивость относительно нюансов прошедшего вечера и даже собственного адреса. Все эти признаки говорят, что пострадала долгосрочная долговременная память. От перегрузки, усталости чаще всего страдает кратковременная память человек может забывать события, произошедшие с ним совсем недавно. Когда ситуация усугубляется то есть участки мозга сильно поражаются , страдает и долговременная память. Я призываю не доводить до нарушения долговременной памяти и обязательно обращаться к врачу при первых признаках надвигающейся проблемы. Но на самом деле память способна ухудшиться и от других явных причин.

Зачастую возникает в результате атеросклеротического заболевания сосудов, когда мозг не получает необходимое количество кислорода; Психические расстройства депрессия, шизофрения ; Развитие болезни Альцгеймера; Сахарный диабет. Обратите внимание! Память может частично пропадать в результате физической и психологической усталости организма. Проблема носит временный характер и проходит после отдыха. У молодых Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Забывчивость возникает из-за перегрузки мозга информацией, явление часто встречается среди студентов. Когда парень или девушка старается выучить много за один раз, мозг отказывается что-либо запоминать и воспроизводить. Частые болезни, черепно-мозговые травмы и стрессы одинаково негативно влияют на память 40-летнего мужчины и 20-летнего парня. У детей Если ухудшилась детская память, причинами тому могут быть ослабление иммунитета, анемия, частые простудные заболевания. Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление. Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать. Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию. Особенно это касается детей в возрасте до 13 лет. Проблемы с памятью возникают у малышей с врожденными проблемами головного мозга. Девочка думает за столом Муж не хочет близости с женой — причины проблемы и советы психолога Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти: Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается; Курение. Головной мозг насыщается кислородом вперемешку с табачным дымом и ядовитыми веществами, которые в нем содержатся. Даже в минимальном количестве сигареты будут ухудшать работу мозга; Недобор тиамина — вещества, необходимого для работы центральной нервной системы, метаболических процессов. Его недостаток провоцирует проблемы с кратковременной и долговременной памятью; Недостаток сна. Когда человек спит, организм создает мозговые потоки и волны, которые отвечают за сохранность информации. Волны передают воспоминания и мысли в кору головного мозга, где собирается и хранится долгосрочная информация. Если человек спит мало, волны не успевают вырабатываться, информация не откладывается. Недостаток сна ведет к провалам в памяти и кратковременной её потере; Привычка делать несколько дел сразу.

Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы?

Клиническое лечение психических расстройств памяти в этом случае направлено на восстановление поврежденных участков мозга и стабилизацию общего состояния. Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации. В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти. Нарушение памяти в престарелом возрасте требует от окружающих близких пожилого максимального терпения и заботы.

Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти

Эпигенетика в настоящее время привлекает все больше внимания в связи с ее ролью в изучении психических заболеваний, и она может дать определенное понимание причин как шизофрении, так и когнитивной дисфункции. Понимание эпигенетики стабильности хроматина, регуляции генов, ответа на факторы окружающей среды и болезненных состояний быстро выросло за последние два десятилетия. Эпигенетические механизмы жестко контролируют экспрессию и репрессию генов без каких-либо изменений в последовательности ДНК и, что важно, могут служить механизмом, объясняющим отсутствие наследственности при шизофрении. Эпигенетика — сложный биологический процесс, который регулирует доступность ДНК и транскрипцию генов. Хроматин регулируется метилированием ДНК и посттрансляционной модификацией гистонов.

Эти модификации изменяют транскрипцию генов и могут быть очень стабильными и наследственными. Напротив, модификация гистонов является более динамичным и сложным процессом с большим количеством посттрансляционных модификаций. Регуляция гистоновых хвостов более обратима, чем метилирование ДНК, и, вероятно, играет важную роль в нейропластичности и патогенезе заболеваний. Дисфункция нейромедиаторных систем.

Это связано с нарушением нейропластичности и синтеза нейротрофических факторов, поддерживающих функцию нервных клеток. Дисфункция систем нейротрансмиттеров, нарушение нейропластичности и синтеза нейротрофических факторов, поддерживающих функцию нервных клеток, являются прямым следствием нарушений генетических и эпигенетических механизмов, связанных со снижением когнитивных функций. В основе всех когнитивных процессов лежат дискретные нейронные сети, функционирующие посредством нейромедиаторных систем. Понимание нейробиологических процессов, лежащих в основе когнитивных функций, необходимо для интерпретации поведения как здоровых, так и психически больных людей.

Большинство психических расстройств и, следовательно, когнитивных дисфункций имеют воспалительный компонент. Заболеванию сопутствуют воспалительные процессы, однако некоторые исследователи считают, что нейровоспаление может играть ключевую роль в патогенезе заболевания. Воспалительные процессы также имеют нейропротекторную роль, выполняя защитную функцию при нарушении структуры и функции ЦНС.

Нарушение опосредованной памяти.

Нарушение мотивационного компонента памяти. Нарушение памяти у больных разных нозологических групп. Методики, используемые для исследования памяти. Актуальность и основные направления исследования нарушений памяти В психологии нет единого определения памяти.

В одних случаях память рассматривается как форма психического отражения, в ходе которого происходит оживление в сознании прошлого опыта, образов того, что ранее было воспринято. В других - память определяется как способность хранить и многократно вводить в сферу сознания и деятельности ранее воспринятую информацию. В третьих - памятью называют совокупность информации, накопленную мозгом и управляющую поведением. Оставив вопрос о поиске универсального определения памяти специалистам и в области общей психологии, подчеркнем, что какого бы подхода мы не придерживались, все они сходятся во взгляде на структуру памяти, согласно которому ее работа складывается из трех последовательных процессов: запечатле-ния, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Поэтому в патопсихологии принято следующее определение памяти: Память есть совокупность процессов, позволяющих запечатлевать, хранить и воспроизводить прошлый опыт. Каждый из названных процессов может быть нарушен отдельно от других или в сочетании с ними, что делает картину мнестических расстройств очень многообразной. Большинство больных психиатрической клиники жалуются на расстройства памяти. Это происходит отчасти потому, что признать свою несостоятельность в области запоминания менее обидно, чем сделать то же самое по отношению к своему мышлению, поведению или чувствам.

Вместе с тем расстройства памяти действительно являются частым симптомом при заболеваниях мозга. К тому же, ряд нарушений психической деятельности, таких как нарушение работоспособности, нарушения моти-вационной сферы, выступают для самого больного и наблюдающих за ним людей в виде расстройств памяти. Поэтому проблема расстройств памяти всегда стояла в центре психиатрических и патопсихологических исследований. Исследования расстройств памяти особенно важны для разрешения практических вопросов психиатрической клиники.

Нередко данные о нарушении памяти, полученные при патопсихологическом эксперименте, не совпадают с представлениями самого больного о характере своей мнестической деятельности. Например, больные жалуются на ослабление памяти, которое мешает им в работе, в то время как психологическое исследование этого нарушения не выявляет. И наоборот, некоторые больные успешно справляются со своими профессиональными обязанностями, требующими удержания материала, данные же психологического эксперимента обнаруживают расстройства мнестической деятельности. Анализ подобного несовпадения оказывается часто очень важным при решении экспертных вопросов, при трудовых рекомендациях, выборе коррекционньгх мероприятий.

Они могут оказаться полезными также при установлении диагноза, разграничении синдромов и в практике восстановительной работы с больными. Исследования памяти в патопсихологии проводятся в следующих направлениях: 1 изучение следообразования; 2 изучение воспроизведения; 3 изучение ретенции отсроченного воспроизведения. В патопсихологическом эксперименте исследуется чаще всего непосредственная и опосредованная память. Учитываются также нарушения динамики мнестической деятельности и расстройства мотивации.

Нарушение непосредственной памяти: «корсаковский синдром» и прогрессирующая амнезия Непосредственная память — способность воспроизводить события, опыт, информацию сразу после действия стимула. К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится «корсаковский синдром» и прогрессирующая амнезия. Корсаковский синдром впервые был описан известным отечественным психиатром С. Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях.

Два последних признака могут быть слабо выражены, но первый нарушение памяти на текущие события составляет основной радикал этого расстройства. Впоследствии оказалось, что корсаковский синдром может обнаружиться и при других поражениях мозга неалкогольного генеза. Вот пример из клиники. Больной может правильно назвать события из своего детства, школьной жизни, помнит исторические даты, но не может вспомнить, обедал ли он сегодня, посетили ли его вчера родственники, беседовал ли с ним сегодня врач и т.

Если подобного больного спросить, навещали ли его сегодня родственники, нередко можно получить ответ: «Я не помню, но у меня в кармане папиросы - значит, жена приходила». Такие больные здороваются по несколько раз в день один и тот же вопрос, обращается помногу раз с одной и той же просьбой, производят впечатление назойливых людей. Встает вопрос, является ли забывание недавнего прошшого следствием дефекта воспроизведения или это дефект удержания материала. Ряд хорошо известных в медицинской психологии экспериментальных данных говорит о том, что речь идет о плохом воспроизведении.

Приведем эти данные. Еще в 1911 г. Клапаред описал интересные факты, выступившие у подобных больных. Клапаред несколько дней подряд здоровался с больным, при этом незаметно для больного колол его при рукопожатии спрятанной иглой.

Больной перестал подавать Э. Клапареду руку, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того, что с ним здоровались. В лаборатории Б. Зейгарник были поставлены следующие эксперименты с больным, у которого после тяжелого брюшного тифа развился корсаковоподобный амнастический синдром.

Больной должен был в течение некоторого времени нажимать на кнопку при зажигании зеленой лампочки. На следующий день больной, введенный в кабинет, не только не помнил, что он вчера делал, но отрицал сам факт того, что он вчера был в этом кабинете, не узнавал экспериментатора, однако, когда стала зажигаться лампочка зеленого цвета, он стал нажимать на кнопку и не производил этого действия, когда зажигалась лампочка другого цвета. Спрошенный, почему он это делает, больной удивленно пожал плечами: «Не знаю». Какие же выводы мы отсюда должны сделать?

Эти и многие другие экспериментальные факты свидетельствуют о том, что при корсаковском синдроме процессы запечатления и сохранения опыта у больных не нарушены, данное расстройство по преимуществу является следствием нарушения процесса воспроизведения. Одним из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции, то есть заполнение провалов памяти несуществующими событиями. Так, один из больных заявил, что он сегодня «ходил в лесок по грибы», другой «вспомнил», что «он вчера был дома и ему там устроили пышную встречу». Это наводит на мысль о существовании какого-то парадоксального механизма восполнения дефекта, который подтверждается и другими наблюдениями.

В подтверждение приводим выписки из истории болезни как всегда по Б. Зейгарник , внесенные в нее психиатром и клиническим психологом. Врач-психиатр: Во время беседы больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата. На вопрос, откуда взялись чернильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: «Не знаю, вероятно, дали мне такой халат».

Утверждает, что ходил сегодня в «рощу березовую гулять». Также упорно и настойчиво отрицает факты, имевшие место в действительности. При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни, год женитьбы и т. Нарушения памяти больной не замечает, утверждая, что у него прекрасная память.

В то же время у таких больных отсутствуют и четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы. При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать жестами, междометиями и т. У этих больных нарушены зрительные представления объектов, вследствие чего нарушен и рисунок, однако они не обнаруживают никаких собственно гностических зрительных расстройств, полностью ориентируясь в окружающем зрительном мире и его изображениях. В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной или зрительно-речевой системы. Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга у правшей.

Для поражения правого полушария мозга присущи другие формы модально-специфических расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой музыкальный слух - возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты. Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам например, лицам - возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты. Как специальные формы модально-специфических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса. Помимо двух основных типов амнезий, описанных выше, в нейропсихологии выделяется еще один тип мнестических нарушений, когда память страдает главным образом как мнестическая деятельность.

Такого типа нарушения памяти, которые можно назвать псевдоамнезией, характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга левой лобной доли или обеих лобных долей. Сама задача запомнить материал не может быть поставлена перед «лобными» больными, так как у них грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, т. То, что больной «не принимает» задание, отнюдь не означает, что у него грубо нарушена память. Опыты показали, что на непроизвольном уровне память у этих больных может быть достаточно сохранной. Так, если больному показать несколько картинок, он легко узнает их среди многих других при непроизвольном пассивном узнавании.

Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой-либо материал например, 10 слов , то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной. Больной в лучшем случае воспроизводит 3-4 слова из 10, несмотря на многократное повторение материала. Возникает «плато» в кривой воспроизведения материала, очень характерное для данной категории больных. Оно свидетельствует об отсутствии у них какой-либо стратегии, обдуманного плана запоминания материала. В то же время при чтении списка слов, в котором имеются и эти 10 слов, больной легко узнает почти все слова, так как в этом случае от него не требуется активного произвольного воспроизведения.

Таким образом, в целом у больных с поражением лобных долей мозга непроизвольная память непроизвольное запечатление и непроизвольное узнавание лучше, чем произвольная; последняя, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, у данной категории больных нарушена первично. Нарушения памяти как мнестической деятельности имеют генеральный характер, распространяясь на любой материал: вербальный, невербальный, осмысленный, неосмысленный. Как уже говорилось выше, эти нарушения можно обозначить как псевдоамнезию, поскольку у «лобных» больных нет первичных нарушений следовых процессов, а страдает общая организация любой произвольной психической деятельности в целом. Нужно сказать, что у «лобных» больных особенно при двухстороннем поражении лобных долей наблюдается не только псевдоамнезия, но и другие псевдодефекты зрительная, слуховая, тактильная псевдоагнозия и др. Нейропсихологический анализ нарушений памяти является достижением отечественной нейропсихологии и прежде всего А.

В ряде его монографий - «Высшие корковые функции... Среди этих работ значительное место занимают нейропсихологические исследования, посвященные вкладу левого и правого полушарий в процессы запоминания вербального и невербального материала работы Э. Симерницкой, Н. Корсаковой, Л. Московичюте, Ю.

Микадзе, О.

Сама кратковременная память не страдает, поэтому пациент может повторять длинные цифровые ряды тест digit span или достаточное число слов, но забывает информацию сразу после отвлечения внимания, когда исключен процесс мысленного повторения [10, 11]. Клинически гиппокампальный тип нарушений памяти характеризуется законом Рибо см. Для диагностики и дифференциальной диагностики нарушений памяти по гиппокампальному типу в клинической практике используются методики с контролируемым запоминанием и категориальными подсказками при воспроизведении [9, 13]. Одной из таких методик является тест «12 слов», который используется в лаборатории памяти Клиники нервных болезней им. Кожевникова в течение многих лет см. Попробуйте сервис подбора литературы. Долговременная память, включая все три ее блока, не нарушена.

Обычно неспецифическая забывчивость сочетается с дефицитом внимания, снижением темпа познавательной деятельности и недостаточностью управляющей функции. Поэтому нередко неспецифическая забывчивость интерпретируется не как собственно нарушение памяти, а как вторичное расстройство вследствие дефицита внимания и снижения активности познавательной деятельности в целом [5, 14-16]. Объективное симптомы, как правило, носят легкий или умеренный характер. В основном проблемы с памятью сводятся к некоторым трудностям воспроизведения тех или иных деталей информации при отсутствии клинически значимой утраты воспоминаний о событиях жизни. Нет закона Рибо: память на недавние и отдаленные события существенно не отличается. Нет перечисленных выше признаков гиппо-кампального типа нарушений памяти, в тесте «12 слов» с категориальной подсказкой пациент может назвать не менее 10 слов. Очень характерным признаком неспецифической забывчивости является ощущение близости искомой информации «вертится в голове», «на кончике языка», «я же это знаю», «помню, но забыл» и др. Спустя некоторое время пациент часто сам припоминает ту информацию, которую не мог воспроизвести сперва.

Повышение мотивации, включение эмоционального компонента, повторные предъявления информации существенно улучшают результативность мнестической деятельности [5, 14-16]. Третьим распространенным в клинической практике типом мнестических нарушений являются преходящие расстройства запоминания. В подавляющем большинстве случаев они связаны со снижением уровня бодрствования или изменением сознания. Такие расстройства наблюдаются при интоксикациях например, при алкогольном или наркотическом опьянении , делирии, острой спутанности сознания, эпилептических припадках [17]. Пациент амнезирует события определенного промежутка времени, измеряемого десятками минут или часами, реже - днями или неделями. Длительный период амнезии наблюдается в относительно редких случаях длительного пребывания в состоянии спутанного сознания или сопора, например, при тяжелой интоксикации, последствиях черепно-мозговой травмы, инсульте, нейроинфекции и др. При данном типе нарушений памяти забываются только события, произошедшие в период измененного состояния сознания. Полностью сохранна память о событиях, предшествующих этому состоянию и последовавших по выходу из него.

Отдельные эмоционально значимые или важные события либо детали самого эпизода также могут припоминаться впоследствии. Обычно не выявляется каких-либо нарушений памяти при ней- ропсихологическом исследовании пациента после нормализации сознания или восстановления надлежащего уровня бодрствования. Во время состояния измененного сознания нейропсихологическое исследование, как правило, невозможно из-за трудностей контакта с пациентом и грубых поведенческих расстройств. В редких случаях, когда нейропсихологическое исследование все же удается провести, выявляются грубые нарушения не только памяти, но и всех когнитивных функций. Среди преходящих нарушений запоминания особое место занимает транзиторная глобальная амнезия ТГА. В отличие от других вариантов преходящих нарушений запоминания при ТГА в острую фазу нет никаких изменений уровня бодрствования. Пациент находится в ясном сознании, у него также нет нарушений других высших психических функций, но избирательно утрачивается способность запечатлевать текущие события. При этом критика остается сохранной, пациент, как правило, адекватно обеспокоен происходящим с ним.

Нейропсихологи-ческое исследование во время острого эпизода выявляет нарушения эпизодической памяти по гиппокампальному типу. Однако данные расстройства носят преходящий характер: фиксационная амнезия длится несколько часов, затем самостоятельно регрессирует. ТГА остается не до конца изученной, прежде всего в силу относительной редкости этого расстройства и, как правило, ретроспективной диагностики. Лечение амнестических нарушений Ведение пациентов с нарушениями памяти определяется их причиной, то есть основным церебральным заболеванием, и патофизиологией мнестических расстройств. При наиболее распространенной в клинической практике неспецифической забывчивости, как уже говорилось выше, трудности воспроизведения обусловлены дефицитом внимания и снижением активности познавательной деятельности в целом.

Почему все жалуются на память и что с этим делать

Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным. Достоверно причины расстройства памяти не известны. Медики лишь установили, что для пациентов с патологией характерны базальные повреждения переднего мозга и повреждения лобных долей, которые провоцируют нарушения памяти и проблемы с самосознанием. это расстройство, которое приводит к потере памяти, но не мешает человеку, который им страдает, в его повседневной деятельности. Депрессивные расстройства также сопровождаются когнитивными нарушениями в различных областях, таких как внимание, исполнительные функции, память и скорость обработки информации.

Лекция 7 Нарушения памяти

Подробнее Ученые еще точно не знают, что именно вызывает мозговой туман — широкий спектр симптомов наблюдают даже у людей, которые легко перенесли болезнь и до этого не имели хронических заболеваний. Главная теория на сегодня такова: мозговой туман возникает, когда иммунная реакция организма на вирус не прекращается, или становится следствием воспаления кровеносных сосудов мозга. Спутанность и расстройство сознания, а также другие типы изменения психических функций возникали при госпитализации коронавирусных пациентов с респираторными проблемами. И исследование показало, что такие пациенты нуждались в более длительной госпитализации и часто после нее не могли справляться с повседневными делами.

Но исследования долговременного мозгового тумана только начинаются. Проблемы с памятью, головокружение или спутанность сознания отмечались у трети или более респондентов. Как будто нахожусь под наркозом.

Но девушка стала такой рассеянной, что однажды постирала пульт от телевизора вместе с бельем, а также была вынуждена вернуть собаку, которую недавно взяла из приюта, потому что не могла доверить себе заботу о домашнем животном.

То, что запоминается автоматически, без создания логических цепочек. Это построение целого ряда единиц информации, взаимосвязанных логически. Благодаря этой способности мозга были придуманы эффективные мнемотехники. Она позволяет нам запоминать целые объекты, предметы и даже полностью сформированные в уме образы. Все мы обладаем разным объемом памяти и способностью к запоминанию. Однако есть общие факторы, которые влияют на эту функцию: концентрация внимания в момент усвоения новой информации, интерес к изучаемой теме, количество повторений изученного материала. Кроме того, лучше всего запоминается то, что несет яркие эмоции или важный смысл.

Как и другие функции мозга, память угасает, если ее не развивать и постоянно не тренировать. Причины амнезии Нарушения памяти могут быть вызваны различными заболеваниями, а также внешними факторами. Атеросклероз сосудов головного мозга, эпилепсия, сахарный диабет. Эти заболевания провоцируют структурные изменения нервной ткани, а именно — закупорку сосудов, снижение кровотока, кислородное голодание. В результате происходит отмирание нервных клеток, и как следствие, нарушения памяти. Черепно-мозговые травмы. Любое механическое повреждение головного мозга а это может быть даже легкий удар по голове может привести к нарушению работы структур, ответственных за память. Стресс и шок.

Этот вид амнезии называется диссоциативным. Он сопровождается потерей памяти о травмирующих событиях. То есть человек не помнит всего, что происходило в стрессовой ситуации. При этом остальные события — до и после стресса — сохраняются.

Чаще всего амнезия является обратимым процессом и воспоминания возвращаются к человеку начиная с самых давних, события, предшествовавшие амнезии, воспроизвести удаётся не всегда. Причины амнезии: алкогольная интоксикация острая или хроническая ; тяжёлые травмирующие психологические события; заболевания головного мозга эпилепсия, инсульт, деменции, болезнь Альцгеймера ; наркотическая интоксикация и передозировка лекарственными средствами; психические заболевания например, шизофрения, постгипнотическое расстройство ; опухоли головного мозга. Диагностика В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти. В качестве общей оценки состояния организма назначают общий анализ крови, биохимический анализ крови, общий анализ мочи, при соответствующей клинической картине возможно проведение обследования на различные нейроинфекции ВИЧ-инфекция, вирус герпеса, нейросифилис, нейротуберкулез и другие. Также в обязательном порядке врач проводит специальные тесты на выявление проблем с памятью тест «Рисование часов», тест Бушке на селективное запоминание, тест на запоминание трёх предметов или тест на запоминание списка слов и другие.

У здоровых пожилых людей нет амнезии на текущие или прошлые события. Возрастные изменения памяти происходят в связи с ослаблением концентрации внимания и уменьшением скорости внимания на внешние события, что в свою очередь и приводит к недостаточности процессов кодирования и декодирования информации на этапах сохранения и воспроизведения. Поэтому эффективны методики заучивания для стимуляции внимания. В отличие от деменции нарушения памяти при доброкачественной старческой забывчивости не прогрессируют и не приводят к невозможности общения. Если постоянно заниматься научной деятельностью и тренировкой мозга, можно сохранить к пожилому возрасту хорошую память.

Часто общие заболевания могут вызывать снижение памяти, причем некоторые лекарственные средства при длительном применении в больших дозах могут приводить к нарушениям памяти. Пожилые люди особенно чувствительны к психотропным препаратам, а наркотические анальгетики могут неблагоприятно воздействовать на внимание, память и интеллект. При тяжелой депрессии происходят нарушения внимания и снижение памяти - это характерные когнитивные симптомы, очень похожие на симптомы с подкорковой деменцией. Бывают случаи, когда расстройство памяти имеет временный характер, когда человек полностью теряет память на какое-то время, при этом не выявляется каких-либо значимых расстройств функции памяти. Это может произойти при злоупотреблении алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, например, транквилизаторов и опия.

Провалы в памяти могут случаться при эпилепсии, после припадка люди не помнят, что с ними произошло и при этом их сознание замутненное. В случае черепно-мозговых травм возможно возникновение амнезии кратковременной и более длительной посттравматической, которая характеризуется амнезией на текущие события продолжающейся нескольких дней после травмы у больного находящегося в полном сознании, в этом случае происходит нарушение консолидации следа в долговременной памяти. Воспоминания после амнезии возвращаются, но не всегда. Сначала пострадавший вспоминает самые старые события, детство или ранние события жизни, но не всегда может вспомнишь воспоминания произошедшие перед несчастные случаем. К сожалению способов профилактики амнезии не существует.

Но следует знать, что вовремя начатое лечение в значительной степени ускоряет процесс возвращения памяти. Если имели место физическая травма или эмоциональный шок, следует немедленно обратиться к врачу, что поможет уменьшить вероятность развития диссоциативных расстройств. При амнезии, связанной с психологическими факторами, применяют психотерапию, гипноз и такие лекарственные средства, как пентотал или амитал натрия. При сотрясении мозга память может постепенно восстанавливаться, однако тяжелые повреждения иногда приводят к стойкой ее потере. Описание Амнезия подразделяется на частичную или полную, временную или постоянную.

Нарушение непосредственной памяти

Самая распространенная группа причин нарушений памяти — органические повреждения мозговой ткани — энцефалопатия. — При деменции позднего возраста наблюдаются различные симптомы нарушений праксиса, оптико-пространственной деятельности, речи, мышления, поведения и памяти. Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний. Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. Вследствие вышесказанного нарушение рабочей памяти можно считать эндофенотипическим признаком, маркером восприимчивости к расстройствам шизофренического спектра. нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным.

Появление провалов в памяти

Вследствие вышесказанного нарушение рабочей памяти можно считать эндофенотипическим признаком, маркером восприимчивости к расстройствам шизофренического спектра. Начальные проявления нарушения памяти всегда связываются с поведенческими расстройствами. Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа. Качественные расстройства памяти (парамнезии) — искажение содержания воспоминаний. У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий