Центризбирком провел просветительский марафон об истории выборов в России. 18 декабря в России стартует избирательная кампания президентских выборов 2018 года. В новейшей истории России первые выборы в Государственную думу прошли в 1993 году. По Указу Президента РФ Бориса Ельцина был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента Федерального Собрания. Министерство культуры РФ.
Льготные категории посетителей
- История выборов в России: выборы новейшего времени
- 7 периодов из истории выборов в России - Русская семерка
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- История выборов: 25-летний рубеж
12.5. Выборы в России: история и современность
За десятилетний период применения на парламентских выборах смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы выявлен ряд существенных недостатков. Так, нередко на выборах в одномандатных избирательных округах число голосов избирателей, отданных за победившего кандидата, оказывалось намного меньше числа голосов, отданных в сумме за других кандидатов. В результате мнение значительного числа избирателей фактически не учитывалось. Кроме того, часто депутаты-одномандатники, которые были самовыдвиженцами и провозглашали себя независимыми кандидатами, что привлекало голоса избирателей, после выборов присоединялись к парламентским партийным фракциям, меняя свои политические установки и таким образом фактически обманывая проголосовавших за них избирателей. На выборах 2003 г. Вся остальная федеральная часть списка должна быть разбита как минимум на 100 региональных групп кандидатов. Это требование будет стимулировать партии на поиск соответствующих кандидатов практически во всех регионах Российской Федерации.
Предусмотрена возможность включать в партийные списки не только членов партии, но и беспартийных, а также членов других партий. Особое значение придается требованиям к порядку формирования федеральных списков кандидатов. При этом преследуется цель повысить информированность избирателей не только о лидерах, возглавляющих партийные списки, но и обо всех претендентах на депутатские мандаты. Повышение планки прохождения в парламент будет способствовать объединению партий, стоящих на близких платформах. Характеризуя последние изменения в российском законодательстве председатель Центризбиркома России А. Журналисты теперь имеют право находиться в помещении для голосования в течение всего времени работы избирательного участка, производить фото- и видеосъемку.
В целях поддержки деятельности политических партий и обеспечения их большей независимости от «теневого» финансирования государственная финансовая поддержка политических партий увеличена в десять раз - до 5 рублей за голос избирателя, полученный партией на федеральных выборах. Такую поддержку ежегодно будут получать политические партии, за которые на выборах в Государственную Думу или за выдвинутых ими на президентских выборах кандидатов проголосовало более трех процентов избирателей. Согласно новым нормам Федерального закона «О политических партиях», возросли требования к численности партийных рядов - с 10 тыс. С 1 января 2007 года те партии, которые не будут соответствовать этим параметрам, прекратят свое существование или перейдут в разряд общественных объединений. В соответствии с новым законодательством осуществляется формирование органов местного самоуправления. Число муниципальных образований в ходе реформы местного самоуправления увеличилось с 12,5 тысяч до 24 тысяч, при этом общее число депутатов представительных органов местного самоуправления составило более 250 тысяч человек.
Практически все выборы во вновь образованных муниципальных образованиях были проведены в установленный законом срок до 1 ноября 2005 года. Сформированная публичная власть на муниципальном уровне с 1 января 2006 года приступила к своим полномочиям. Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существует прошедшая этапы становления и совершенствования, нацеленная на дальнейшее развитие демократических институтов нормативно-правовая база проведения выборов и референдумов, соответствующая международным избирательным стандартам. Основные понятия: абсентеизм, активное избирательное право, выборы, государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы», избирательная система, избирательное право, критерии оценки избирательных систем, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система, пассивное избирательное право, принципы законодательной регламентации выборов, принципы избирательного права, пропорциональная избирательная система, референдум, российское избирательное законодательство. Вопросы для самоконтроля: 1. Для решения каких основных функций предназначаются выборы?
Поясните формулировку А. Пшеворского: «демократия — это система, при которой партии проигрывают выборы». В чем заключается различие между активным и пассивным избирательным правом? Что означает такое явление в ходе избирательных кампаний как абсентеизм? Дайте определение избирательной системе. В чем заключается различие между мажоритарной системой с абсолютным и относительным большинством?
Охарактеризуйте пропорциональную избирательную систему. С какими целями проводится референдум? Чем отличались президентские кампании 1996, 2000 и 2004 гг.? Каковы основные особенности выборов в четвертую Государственную Думу? Какие можете сделать выводы, основываясь на избирательной практике 1993-2004 гг.? Назовите основные федеральные законы, определяющие нормы избирательного права в России.
Для чего предназначена и что в себя включает государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»? К каким результатам может привести отмена голосования против всех кандидатов? К каким результатам могут привести основные изменения в Федеральном законе «О политических партиях»? Литература: Вешняков А. Выборы в посткоммунистических обществах. Вешнякова на научно-практической конференции «100-летие выборов Государственной Думы: история и современность» 3 марта 2006 г.
В то же время метод Сен-Лагю — наиболее пропорциональный из трех нами рассмотренных, но в то же время он усугубляет фрагментацию парламента больше партий, сложнее договориться. Он более пропорционально распределяет места по сравнению с методом Империали, однако также завышает результат крупных партий и занижает количество мест у тех, кто набрал не так много голосов. Неудивительно, что в 1917 году, принимая во внимание всеобщее избирательное право, победила Партия социалистов-революционеров эсеров , уделявшая особое внимание решению крестьянского вопроса: Россия, как мы помним, была крестьянской страной. К сожалению, выборы в Учредительное собрание стали последними свободными выборами в России практически на 70 лет. Большевики, установившие власть в стране, пошли по пути царской власти и значительно ограничили избирательное право, лишив избирательных прав широкие слои населения из бывших «угнетателей», а также введя двухступенчатые выборы и установив сильную диспропорцию, чтобы снизить представительство крестьян в Советах. По конституции СССР 1936 года всем «лишенцам» были возвращены избирательные права, а сами выборы стали прямыми, равными и тайными. Однако это не имело большого значения.
Политической конкуренции в стране давно не было, выборы были чисто формальным институтом. Скорее всего, именно поэтому с ними особенно не заморачивались: фактически выборы проводились по системе простого большинства в одномандатных округах. Следующие реально конкурентные выборы прошли в нашей стране только в 1989 году. Треть депутатов избиралась по национально-территориальным союзные республики округам, треть — по территориальным, и еще треть — от общесоюзных общественных организаций, например, от Академии наук, Союза писателей или Всесоюзного общества филателистов. При этом количество депутатов было в целом пропорционально численности организации. Так, от Коммунистической партии избирались 100 человек, так же, как и от профсоюзов, а от Союза театральных деятелей — 75. Согласно закону , конкретные кандидаты в рамках установленных лимитов утверждались на совещаниях руководящих выборных органов, всего таких организаций было более 20.
Сейчас такая структура кажется по меньшей мере вычурной, однако в тех условиях она, как, очевидно, предполагал Михаил Горбачев, позволяла добиться двух целей одновременно: пошатнуть господство коммунистической партии и в то же время избежать радикальной смены предпочтений среди народных депутатов. Как показала история, Горбачев промахнулся с обеими целями. Разумеется, в отличие от начала XX века, они были прямыми, равными и тайными. Страна перешла к смешанной несвязанной системе выборов: когда часть депутатов избирается по одномандатным округам, а часть по партийным спискам. При этом две части системы никак между собой не взаимодействуют. Следует отметить, что определением округов, согласно ФЗ-67 от 2002 года, занимается Центральная Избирательная Комиссия России. Кроме того, если в силу естественной миграции населения количество избирателей в округах изменилось и стало слишком диспропорциональным, новые границы должны быть утверждены не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.
Однако на выборах 2007 года правила игры изменились. Как результат, «Единая Россия» получила 315 мест из 450. Почему эта система была несправедливой? Во-первых, сразу бросается в глаза неоправданно высокий порог.
Но что отмечается вот эти выборы, идет много избирателей. Причем избиратели идут и молодое поколение идет избирателей и средний возраст и пенсионеры. Надо проголосовать, что еще скажешь. Совершенно верно, правильно. Хорошая штука. Обязанность наша такая. Интерес есть. За кого, кто будет править. Так что мы голосовали. Голос свой отдали. Как же без этого? Как мы жили в 90-е и как сейчас. Мы все равно же стараемся выбирать надежных людей. Чтобы выразить свое мнение. Большую ставку кандидаты и политические партии делали на печатные агитационные материалы.
Лидер «Яблока» Григорий Явлинский также не баллотировался. В итоге ЦИК зарегистрировал шесть кандидатов. Еще шестеро не смогли получить регистрацию: мультимиллионер, председатель общественной организации «Всероссийская партия народа» Анзори Аксентьев-Кикалишвили; бизнесмен Владимир Брынцалов; экс-глава Центробанка, выдвинутый Партией российских регионов сейчас «Справедливая Россия» , Виктор Геращенко; общественный деятель Иван Рыбкин; председатель общественного движения «За социальную справедливость» Игорь Смыков и одиозный бизнесмен Герман Стерлигов. Голосование состоялось 14 марта 2004 года. Владимир Путин был переизбран президентом России. Он принес присягу 7 мая. Президентские выборы — 2008 Согласно Конституции России, Владимир Путин не мог больше баллотироваться на должность президента страны. Он официально поддержал выдвижение кандидата от «Единой России», премьер-министра Дмитрия Медведева на пост главы государства. Этот выбор поддержали партии «Справедливая Россия», «Гражданская сила», «Аграрная партия» и «Зеленые». ЦИК зарегистрировал четверых кандидатов в президенты. Отказы получили 14 человек, в том числе лидер Российского народно-демократического союза и партии «Народ за демократию и справедливость» Михаил Касьянов. Не был зарегистрирован также чемпион мира по шахматам, один из лидеров коалиции «Другая Россия» Гарри Каспаров. Съезд инициативной группы, выдвигающей его, не состоялся.
Из истории выборов
Выборы президента России проходили с 15 по 17 марта 2024 года. Инфоурок › Обществознание ›Презентации›История возникновения выборов в России. Спикеры ий в рамках просветительского марафона «Выборы в России: история и современность» уже завтра расскажут о новейших технологиях и древних традициях нашей избирательной системы.
Участники выборов
- Содержание
- История выборов России
- Сообщить об опечатке
- Когда прошли первые президентские выборы в России
- Управа района Пресненский города Москвы
История выборов России
«Выборы в России: история и современность». 2. История проведения выборов корнями уходит в далекое прошлое нашего государства. История президентских выборов в России. В России пост президента был учрежден в 1991 году. Выборы Президента России 2018 год. Как прошли исторические выборы в России — в материале «».
Как менялись правила выборов президента России
Вторые президентские выборы в Российской Федерации состоялись 18 июля (первый тур) и 1 августа (второй тур) 1993 года. Выборы состоялись досрочно, по решению конституционного совещания, которое было связано с конституционным кризисом в России. О комиссии Деятельность ЦИК России Найди свой избирательный участок Найди себя в списке избирателей Избирательное законодательство Информация о выборах и референдумах Видеотрансляции заседаний ЦИК России. Доклад ЦИК России «О развитии и совершенствовании законодательства РФ о выборах и референдуме», определил основные направления работы по дальнейшему совершенствованию системы правового регулирования выборов и референдума в России. Выборы Выборы президента России 2024 История Культура Общество Политика Праздники Москва Республика Крым Севастополь.
Президентские выборы в России с 1991 по 2012 год: цифры и факты
Глава государства определяет внешнюю политику России, участвует в международных переговорах и принимает решения, влияющие на взаимоотношения с другими странами. Президент отвечает за обеспечение безопасности страны, включая вопросы обороны, внутренней безопасности и борьбы с терроризмом. Президент участвует в формировании социальной политики, в том числе в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты и других социальных программ. Глава государства влияет на законодательный процесс, участвует в формировании законов и принимает решения по конституционным вопросам. Решения президента могут затрагивать права и свободы граждан, поэтому выборы важны для выражения воли населения и влияния на политический курс страны. Тогда жители страны отдавали свой голос сразу за пару кандидатов, которые шли в связке — на посты президента и вице-президента.
Административный ресурс может быть реализован в виде прямого давления на избирателей или конкурентов, использования государственных структур в центре и регионах, искажения итогов голосования. Скажем, по мнению представителей КПРФ и партии «Яблоко», в ходе парламентской избирательной кампании 2003 г. Кроме того, ряд политических партий, например «Единение», Демократическая партия России, Российская экологическая партия «Зеленые», вообще не упоминались на ведущих каналах.
В ходе проведения новейших реформ российской избирательной системы сначала допускалась возможность исключения из бюллетеня строки «Против всех кандидатов» «Против всех списков кандидатов» на региональных и муниципальных выборах поправки от июля 2005 г. Что касается отмены голосования «против всех», то эта форма протестного голосования была одним из индикаторов отношения граждан к претендентам на властные полномочия и властным институтам в целом, к проведенной избирательной кампании и институту выборов вообще. И что важно, эта форма легального поведения была в основном проявлением активной политической позиции. Проявившиеся тенденции не могли не снизить эффективность института выборов как механизма легитимации власти и представительства общественных интересов, не вызвать снижения доверия к самому процессу выборов и формируемым политическим институтам. Однако важным политическим итогом функционирования новой избирательной системы в России следует считать тот факт, что выборы стали расцениваться большинством политических сил и граждан как единственно законный способ передачи власти. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте функции института выборов в политической системе общества. В чем заключаются основные принципы организации и проведения выборов?
В каких значениях употребляется понятие «избирательная система»? Назовите основные характеристики субъектов выборов. Сравните понятия избирательного права в широком и узком смыслах слова. Каковы основные принципы: избирательного права и в чем их суть? Достаточно ли, по вашему мнению, закрепления принципов избирательного права в законодательстве для признания выборов демократическими? Какие этапы можно выделить в ходе избирательной кампании и каково их содержание? Охарактеризуйте основные типы избирательных систем. Какой принцип лежит в основе каждого из них?
В чем заключаются достоинства и недостатки основных электоральных формул? Каковы основные параметры избирательной системы в современной России?
За высший пост государства боролись 6 кандидатов. Всего в списки избирателей на момент окончания голосования был включен 108 млн. Пятые выборы президента России — 2008 год 2 марта 2008 года за высший пост боролись 4 кандидата. Президент России Владимир Путин, согласно Конституции страны, не имел права баллотироваться на этот пост в третий раз подряд.
По итогам голосования президентом страны был избран Дмитрий Медведев, первый вице-премьер правительства РФ, выдвинутый «Единой Россией» и получивший поддержку партий «Справедливая Россия», «Гражданская сила» и Аграрной партии России. Вступил в должность 7 мая. Некоторые итоги Всего с 1991 года в выборах главы государства участвовали 28 человек, из них всего две женщины — Элла Памфилова и Ирина Хакамада.
Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х — 70-х гг. XIX в. Эти органы городские думы, дворянские собрания формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза.
Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения. Во второй половине XIX в. Земская реформа 1864 г. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными.
Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы — городские Думы — получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в городскую казну.
Пользовались правом голоса и различные ведомства, учреждения, общества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, в лице своих представителей. Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав. Все избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным. Допускалось голосование по доверенности.
Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов. При этом число избирателей присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных. В начале XX в. Революционные события 1905 — 1907 гг. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета.
Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» 11 октября 1905 г. Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни.
Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т.
Антимайдан
- Арабский халифат и его распад
- История избирательной системы России
- Читайте также
- История избирательной системы России
12.5. Выборы в России: история и современность
Пятые выборы президента России — 2008 год 2 марта 2008 года за высший пост боролись 4 кандидата. Президент России Владимир Путин, согласно Конституции страны, не имел права баллотироваться на этот пост в третий раз подряд. По итогам голосования президентом страны был избран Дмитрий Медведев, первый вице-премьер правительства РФ, выдвинутый «Единой Россией» и получивший поддержку партий «Справедливая Россия», «Гражданская сила» и Аграрной партии России. Вступил в должность 7 мая. Некоторые итоги Всего с 1991 года в выборах главы государства участвовали 28 человек, из них всего две женщины — Элла Памфилова и Ирина Хакамада.
За пять прошедших избирательных кампаний победителями становились только три человека — Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев. При этом Борис Ельцин и Владимир Путин избирались на два президентских срока.
Спустя месяц после выборов, 10 июля, состоялась инаугурация Ельцина. Он официально вступил в должность президента. Церемония прошла в Кремлёвском дворце съездов. Сейчас это здание называется Государственный кремлёвский дворец.
Там теперь звёзды эстрады проводят свои гала-концерты. А президентами с 2000 года становятся в Большом кремлёвском дворце. Все инаугурации Путина прошли там. В начале церемонии вступления в должность президента Ельцин произнес присягу. Он её выучил наизусть — только один раз взглянул в текст. Вопреки правилам, Ельцин во время присяги положил руку не на Конституцию, а к сердцу.
А Конституция России была принята только в 1993 году. Ещё одна любопытная деталь — Ельцин принимал присягу один, без вице-президента. Руцкой в это время сидел в зале. Хотя шли они на выборы вместе. Да и по американскому протоколу, если уж на то пошло, вице-президент стоит у трибуны рядом с лидером. Затем перед собравшимися выступил патриарх Алексий Второй.
Только после него свою победную речь произнес Ельцин. Церемонию завершил главный проигравший — Горбачёв. Сразу после вступления в полномочия Ельцин постановил ликвидировать партийные организации на предприятиях. А также начал переговоры с Горбачёвым и лидерами других союзных республик. Речь шла о подписании нового союзного договора. Согласно этой идее, единое государство сохранялось, но республики приобретали больше полномочий.
Но проект не был реализован. СССР распался. Всегда любопытно проводить политические аналогии. Да, параллели часто бывают несколько натянутыми, но… С Ельциным, например, многие сравнивают Навального. Не только журналисты и аналитики, но и представители властей. Вот Зюганов, например: "Навальный - это молодой Ельцин, только трезвый, я знаю эту породу наизусть".
И дело, как вы понимаете, не только во внешнем сходстве. В 1991 году было столько надежд на светлое демократическое будущее — как внутри страны, так и в мировом сообществе.
Официально зарегистрированные кандидаты: 1. Глазьев, Сергей Юрьевич, российский политический и государственный деятель, сопредседатель фракции «Родина» Народно-Патриотический Союз в госдуме IV созыва , однако баллотировался, как самовыдвиженец. Хакамада, Ирина Муцуовна, российский политический и общественный деятель; 6. Выборы прошли 14 марта 2004 года. Избранный на второй срок Путин повторно вступил в должность 7 мая, ровно в четвёртую годовщину первого вступления в должность. Путин Владимир Владимирович 49 565 238 71,31 2.
Харитонов Николай Михайлович 9 513 313 13,69 3. Глазьев Сергей Юрьевич 2 850 063 4,10 4. Хакамада Ирина Муцуовна 2 671 313 3,84 5. Малышкин Олег Александрович 1 405 315 2,02 6. Миронов Сергей Михайлович 524 324 0,75 Против всех 2 396 219 3,45 Миссия наблюдателей ОБСЕ в своём итоговом отчёте сочла, что «В то время, как в техническом плане выборы были организованы весьма компетентно, в особенности со стороны ЦИК России, в целом принципы, необходимые для проведения нормальных демократических выборов, не были адекватно отражены в избирательном процессе. В ходе избирательного процесса не были соблюдены важные обязательства, касающиеся недискриминационного отношения государственных СМИ к кандидатам и принципа тайного голосования»14. Зафиксированные некоторые упущения и недостатки в ходе подготовки к выборам, при организации предвыборной агитации и проведении голосования не повлияли на свободное волеизъявление избирателей и на итоги голосования. Президентские выборы в России 2008 Выборы Президента России в 2008 году состоялись 2 марта, как и было определено Советом Федерации.
Медведев, от Коммунистической партии Российской Федерации — Г. Зюганов, от Либерально-демократической партии России — В. Жириновский, лидер Демократической партии России А. Последний был зарегистрирован как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, то есть после сбора 2 миллионов подписей, так как он не был выдвинут партией, имеющей представительство в Государственной Думе пп. Зарегистрированные кандидаты: 1. Богданов А. Андрей Богданов заявил, что лейтмотивом его кампании станет тема семьи, в том числе, как модели идеальных отношений между гражданином и государством. Жириновский В.
Заместитель Председателя Государственной думы с 2000 , основатель и председатель Либерально-демократической партии России, член Парламентской ассамблеи Совета Европы. Баллотировался в президенты в 1991, 1996 и 2000 годах, на первых занимал 3 место, на остальных двух 5 место. Зюганов Г. Баллотировался в президенты в 1996 и 2000 годах; оба раза занял второе место. Медведев Д. Курирует реализацию национальных проектов. По мнению наблюдателей Парламентской Ассамблеи Совета Европы19, результат выборов действительно отражает волю народа. Наблюдатели ПАСЕ указали на ряд нарушений в ходе выборов: вопросы у наблюдателей вызвала регистрация кандидатов; обращалось внимание на то, что кандидаты не имели равного доступа к СМИ; обращалось внимание на применение административного ресурса для обеспечения более высокой явки избирателей.
По мнению наблюдателей, всё это ставит под сомнение справедливость выборов. Однако, делают вывод наблюдатели, даже если бы указанные недостатки были устранены, результаты голосования бы не изменились. Наблюдатели ПАСЕ констатировали: Народ России проголосовал за стабильность и преемственность, которая ассоциируется с действующим президентом и с поддерживаемым им кандидатом. Избранный президент будет иметь солидный мандат большинства россиян.
Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в городскую казну. Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав. Голосование было тайным. Впервые в России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума. Вслед за манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности Государственной Думы, основополагающим из которых стал указ "Об изменении положения о выборах в Государственную Думу" от 11 декабря 1905 г.
Избирательная система, устанавливаемая этим указом, по мнению многих историков и политиков, была наиболее прогрессивной до 1917 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не могли в них участвовать должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы, а также служащие полиции. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми. Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей.
Из истории выборов в России
История ЦИК началась в 1993 году, когда 29 сентября был утверждён временный состав из 21 человека для проведения предстоящих выборов в Федеральное Собрание России. В действующем законодательстве количественный состав ЦИК России — 15 членов. Пять — от Государственной Думы из числа кандидатур, предложенных депутатскими фракциями , пять — от Совета Федерации и пять — от Президента России. Территориальные избирательные комиссии В избирательной системе работают порядка 1140 членов избирательных комиссий субъектов РФ с правом решающего голоса, 27 270 членов избирательных комиссий муниципальных образований и около 850 000 членов участковых избирательных комиссий. Число членов установлено в рамках — от 10 до 14 человек. Формируются комиссии субъектов Российской Федерации следующим образом: половина членов назначается законодательным представительным органом государственной власти региона, другая половина — высшим должностным лицом региона; минимум половина этих назначенцев должна формироваться на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в регионах; минимум два члена назначаться на основе поступивших предложений ЦИК РФ. В 2017 году были внесены изменения в ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», которые предоставили общественным палатам право назначать наблюдателей в региональные избирательные комиссии на президентских выборах.
Избирательные комиссии муниципальных образований Срок полномочий — пять лет. Число членов устанавливается уставом муниципального образования — 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса; для поселений число — 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса. Формируются муниципальные комиссии представительным органом муниципального образования следующим образом: на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учёбы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ, а формирование избирательной комиссии поселения — также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района; минимум половина этих назначенцев должна формироваться на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в регионах. Территориальные избирательные комиссии Срок полномочий — пять лет. Число членов устанавливается уставом муниципального образования — от 5 до 14 членов с правом решающего голоса. Формируются ТИКи избирательными комиссиями субъектов РФ сообразно формированию муниципальных комиссий.
Окружные избирательные комиссии Это временные комиссии: они формируются в случаях, когда проводятся выборы по одномандатным и или многомандатным избирательным округам.
Мероприятия по избирательному праву для них проводятся регулярно. В этот раз ребята совершили небольшой экскурс в историю выборов. Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное баллотирование с помощью жребия.
В Афинах существовал еще один тип тайного голосования — так называемый, «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования была предельно простой: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специально огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным. В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться.
Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это несколько театрально: кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку — «избирательный бюллетень», писал на ней имя кандидата и опускал в урну. Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция.
Она способствовала возникновению таких понятий, как «активное право», «списки избирателей», «Права человека и гражданина». Активное право получали граждане в возрасте 21 года. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина.
Формируютя также как муниципальные комиссии. Участковые избирательные комиссии Срок полномочий — пять лет. Число членов устанавливается и формируются территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: до 1001 избирателя — 3 — 9 членов участковой комиссии; от 1001 до 2001 избирателя — 7 — 12 человек; более 2000 избирателей — 7 — 16 человек. Выборы федеральных органов власти Граждане России имеют право участвовать в выборах органов власти с 18 лет. Минимальный возраст для того, чтобы быть избранным в органы власти, устанавливается законодательством: президент России не может быть моложе 35 лет; депутат Государственной Думы — моложе 21 года. Выборы Президента России Президент РФ избирается всеобщим голосованием граждан путём свободного тайного волеизъявления. Право выдвижения кандидатов в президенты имеют политические партии, а также в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвиженца группой избирателей [2].
Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей. Если в первом туре никто из кандидатов не смог добиться этого результата, то назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие по итогам первого тура наибольшее количество голосов. При этом их число должно составлять половину списочного состава избирателей плюс 1 голос. Новоизбранный президент вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента России. Формирование Совета Федерации В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. По действующему законодательству срок полномочий сенаторов соответствует срокам полномочий делегировавшего их органа власти субъекта Федерации, который имеет право отзыва члена Совета Федерации, если его действия не соответствуют в должной мере интересам региона. Выборы Государственной Думы Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации, либо Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
В итоге мы отстали во всех отраслях — технологической, экономической, культурной, политической. Ну, зато духом окрепли! Возросла вера, из великих притеснений выросла великая сила.
Разразилась Куликовская битва, затем освобождение земель русских — в общем, полный катарсис и перезагрузка, как сейчас модно говорить. К середине XVI века в России окончательно сформировалась модель самодержавия. Первым принял титул царя Иван Грозный. Правило он неограниченно, самодержавно, впрочем, как и все русские монархи. Земские Соборы Грозный, конечно же, созывал, но этот орган был совещательным. Другими словами, царь послушает, послушает, а сделает все равно по-своему. А иной раз особо говорливых и усердно советующих на кол отправит. После смерти Ивана IV положительной динамики в выборной истории тоже не наблюдается. В смутное время Лжедмитрий I, захватил Москву, правил ей абы как, раздавал какие-то сомнительные поручения своим любимцам, а сам предавался разврату. После и Лжедмитрий II — «тушинский вор» — подоспел.
Когда ополчение Минина и Пожарского боролось за Москву, управлением занимался временный правительный орган — «Совет Земли Русской». В следующие века выборная модель была упразднена на Руси. Самоуправление наблюдалось только на нижнем уровне, «на местах». Впрочем, попытки местного самоуправления то там то здесь, периодически предпринимались.
История выборов в России: выборы новейшего времени
Решающие действия руководства России по наведению порядка на Северном Кавказе, подготовка к выборам нового Президента РФ. Выборы Президента России 2018 год. Доклад ЦИК России «О развитии и совершенствовании законодательства РФ о выборах и референдуме», определил основные направления работы по дальнейшему совершенствованию системы правового регулирования выборов и референдума в России. Выборы в Древней Руси. История выборов берет свое начало в IX веке: в Великом Новгороде было принято выбирать, кого призвать княжить, и в этом процессе участвовало все взрослое население города и княжества. Голос и право: история проведения президентских выборов в России. XVII веках. Сословно-представительная демократия. Земская и городская реформы второй половины XIX в. Выборы в Государственную Думу Российской империи.