От имени религиозной организации миссионерскую деятельность вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член её коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации. Среда, которая воспитывает миссионеров, в которой есть миссионерский дух, она способствует тому, что молодые люди, не закосневшие еще в каком-то привычном хождении на воскресные собрания, начинают работать в качестве миссионеров. Что такое миссионерская работа? От имени религиозной организации миссионерскую деятельность вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации. Среда, которая воспитывает миссионеров, в которой есть миссионерский дух, она способствует тому, что молодые люди, не закосневшие еще в каком-то привычном хождении на воскресные собрания, начинают работать в качестве миссионеров.
Диакон Антоний Данилов: Миссионерское богослужение
Миссионерство — Википедия с видео // WIKI 2 | А вот понятие «миссионерская деятельность» появилось в законодательстве не так уж давно. |
Стоит ли бояться православных миссионеров? | О Пасхе для миссионеров. 5 просмотров 28 апреля 2024 г. Еще. |
Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви | Давайте поговорим о том, кто такие миссионеры и чем они занимаются. |
Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви
Наша миссия Своими мыслями на эту тему делится председатель Миссионерского отдела Московской епархии митрополит Зарайский Константин. От уважения к другому человеку рождается понимание, что делать, умение чувствовать личное пространство человека. Говорить о Боге нужно с пользой для человека, а эта польза может быть разной. Обычно, чем человек опытней в своем деле, тем он деликатнее и тоньше, как опытный хирург».
Поделитесь впечатлениями от данного мероприятия. Такие многодневные семинары, на мой взгляд, очень нужны, важно, что там собираются представители разных епархий, и это в большинстве своем активные миряне и священники. Здесь отводится достаточно времени для неформального общения, во время которого можно обсуждать разные вопросы, находить какие-то решения, и это очень здорово. Также сюда приезжают интересные выступающие, делятся опытом, происходит обмен знаниями, контактами. Безусловно такие мероприятия важны и интересны, поэтому их проведение стоит больше освещать заранее.
Многие могли бы и пожелали приехать, но элементарно им неоткуда было об этом узнать. Это как раз вопрос коммуникации и информации, который надо налаживать и развивать. А вы там о чем рассказывали? Изначально у меня была тема «Миссия в современных условиях и в цифровой среде». Больше всего мы говорили о том, что сейчас можно называть миссией, какие у нас есть возможности для миссии, а их на самом деле огромное количество.
Пожалуй, исторически больших возможностей, как внутренних, так и внешних, Церковь и не имела. Также говорили о том, какие есть сложности в миссии. Отчасти затронули медиа-сферу и вопросы манипуляции людьми через медиа: как эти манипуляции работают, как их заметить и защититься от них, как научить себя в огромном потоке информации отфильтровывать всё лишнее, вредное, ненужное и не поддаваться на манипулятивные техники. Безусловно, это очень интересные и необходимые для понимания вещи. Раз уж вы затронули медиа-сферу, напомню, что вы являетесь непосредственным разработчиком всем известных миссионерских интернет-проектов.
Многие из нас уже пользуются приложениями Молитвослов, Библиотека, Библия за год, Мой приход и другими. Какой из этих проектов вам нравится больше всего? Расскажите немного о нем. Во-первых, хочу напомнить, что каждый год с первого сентября у нас стартует акция «Библия за год». Это как раз тот проект, к которому легко может присоединиться каждый желающий и за год прочитать всю Библию.
В проекте формируется особый план чтения, который позволяет за год прочитать Библию целиком и при этом задать возникшие вопросы. Оно позволяет каждому храму иметь собственное удобное и быстрое мобильное приложение, а прихожанам быть в курсе происходящего на приходе, узнавать его историю, новости, подавать записки, совершать пожертвования и т. У данного приложения есть некоторые преимущества перед группами в социальных сетях, мессенджерами, однако оно не призвано их полностью заменить, а позволяет сделать более качественной и удобной информационную среду прихода. Везде ли оно необходимо? К примеру, есть небольшие сельские приходы или приходы, где много пожилых людей?
Безусловно, не везде оно актуально и нужно. У ряда приходов давно не обновлялись сайты, поэтому говорить о необходимости мобильного приложении для них не приходится. Если же говорить о старшем поколении, то большинство бабушек сейчас вовсю пользуются смартфонами. В этом проблемы не вижу. Для активных приходов это очень удобный инструмент именно для прихожан.
На ваш взгляд, могут ли миссионерские проекты реализовываться без священника? Насколько вообще важна роль священника в миссионерской команде? Безусловно, священник должен участвовать в миссионерском служении мирян. В первую очередь окормлять, принимать по возможности личное участие, но при этом более эффективными могут быть сами миряне, активные прихожане по разным причинам.
Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось а в некоторых и ныне находится в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации. Миссии в Африке в меньшей степени в Европе в период раннего Средневековья известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации. Функции мусульманских миссионеров нередко выполняли купцы-мусульмане, а с развитием суфизма — странствующие монахи суфии.
Миссионерство на современном этапе[ править править код ] Подобные радиоприёмники с фиксированной настройкой на одну радиостанцию миссионеры бесплатно раздают пастве, чтобы новообращённые христиане могли слушать проповеди в любое время. Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма. К 1969 году в африканских миссиях насчитывалось около 16 тысяч членов мужских и 30 тысяч членов женских христианских орденов большинство — не африканцы. В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы миссионерства: создавать церковную иерархию из местных жителей, включать в христианский культ религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение.
Кто такой миссионер, католики знали еще в далеком пятнадцатом веке, когда началось массовое образование португальских и испанских колоний. Миссионер - это в те времена один из колонизаторов. Вместе с военными миссии от церквей прибывали в «захваченные» земли, дабы посеять там зерно веры. Узаконивание католического миссионерства произошло в 1622 году, когда была создана Конгрегация, пропагандирующая веру.
В завоеванных странах, колониях создавались отдельные миссионерские общины. В семнадцатом веке, когда на путь колонизации вступила Великобритания, протестантская церковь начала тоже посылать миссионеров в колонии. Что касается миссионерства среди мусульманской религии, то чаще всего в роли главных исполнителей миссии служили купцы и торговцы. Тотальный контроль В Соединенных Штатах Америки миссионерские сообщества начали появляться в конце девятнадцатого века. В большинстве случаев миссионерские организации владели большими участками ценных земель, недвижимостью. Они субсидировались правительственными и частными организациями. В руках религиозных миссий находилось большинство американских колоний в Африке и других странах.
Так что такое "миссионерский стан"?
«Миссионер – это врач, который лечит человека» | Начать программу, наверное, стоит с такого, казалось бы, банального вопроса, но при этом актуального: кто такие миссионеры, что такое миссионерство как процесс? |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Миссионерство, распространение религиозного вероучения среди людей, его не исповедующих; в современной миссиологии – осознание и реализация роли и. |
Что такое миссионерство кратко | Член религиозной группы, посланной для евангелизации Католические миссионеры в Папуа-Новой Гвинее A миссионер является членом религиозной группы, посланной в местность для распространения веры или выполнения служения, например образование, грамотность. |
МИССИОНЕРСТВО
Каким должен быть миссионер? 11:25 - Опыт миссионерской деятельности отца Сергия. Член религиозной группы, посланной для евангелизации Католические миссионеры в Папуа-Новой Гвинее A миссионер является членом религиозной группы, посланной в местность для распространения веры или выполнения служения, например образование, грамотность. О Пасхе для миссионеров. 5 просмотров 28 апреля 2024 г. Еще. Миссионеры являются деятелями (членами) религиозных организаций, которые ставят перед собой задачу обратить неверующих в определенную религию.
Созонюк Юрий Григорьевич
- Миссия и пастырство – разные вещи
- Что такое современное миссионерство? Круглый стол о православной миссии в современном мире
- Современные миссионерские усилия в православных церквях: ограничения и возможности | Катехео
- Что такое миссионерство?
- Опасный путь
Новое на сайте
Настоящая Концепция учитывает миссионерский опыт, накопленный за годы, прошедшие со времени принятия Священным Синодом "Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви". Миссионерский отдел Детский крестный ход В гостях у преподобного Саввы Дорога за Урал «Дорогою добра» О миссионерском отделе Стратегии православного миссионерства Что такое миссионерство? Своими мыслями на эту тему делится председатель Миссионерского отдела Московской епархии митрополит Зарайский Константин. В настоящее время миссионерский отдел имеется в каждой епархии, периодически проходят съезды миссионеров и другие мероприятия, выпускаются периодические издания.
Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви
Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять: руководитель религиозной организации; член коллегиального органа религиозной организации; священнослужитель религиозной организации. Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного Минюстом России или его территориальным органом.
Все Апостолы отдали свои жизни на ниве миссии, и только один из них погиб в Иерусалиме. Цитаты о миссионерстве «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе».
В том или ином виде подобная работа проводится в различных учреждениях, относящихся к миссионерским. Тем не менее разные религиозные организации имеют свои взгляды на просвещение атеистов или людей с отличным от них вероисповеданием. Самую длинную историю обращений имеет христианство. Христианство Раннее христианство было особенно активно во всем, что касалось миссионерской деятельности.
Инструментом обращения народа в религию было крещение, которое могло проводиться как индивидуально, так и в массовом порядке. Человек, прошедший обряд, считался очищенным от грехов и становился полноправным членом церкви. С приобретением религией статуса государственной, миссионерство в христианстве все чаще стало носить насильственный характер. Людям приходилось соглашаться на новую веру ради пропитания либо чтобы избежать пыток, но они не следовали христианским обычаям и тайно или даже явно продолжали исповедовать другие религии.
Такие новообращенные не считались полноценными христианами и всячески ограничивались в правах. Этому, в частности, поспособствовала миссионерская деятельность католической церкви, создававшей свои общества и помогавшей колонизаторам осваивать новые земли. В своей колониальной политике они использовали протестантское миссионерство. В XIX веке в связи с борьбой европейских держав за новые территории организации стали появляться в Америке.
Поддерживаемые и субсидируемые правительством, они быстро обогащались, им принадлежали крупные капиталы и огромные земли. Их основной целью было миссионерство в Африке, позволяющее государству осуществлять контроль над подавляющим большинством школ, больниц, культурных, спортивных и прочих организаций. Общественная деятельность затрагивала лишь небольшой процент местного населения. Дети, посещавшие миссионерские школы, в большинстве случаев не имели свободы выбора дальнейшей жизни, так как сразу после обучения поступали на службу в колониальную администрацию.
Новейшее время Вторая мировая война привела к краху колониальной системы. Многие насильственно захваченные страны стали бороться за независимость, а миссионерские организации развернули деятельность против национально-освободительского движения. Это привело к возникновению новой системы неравноправных экономических и политических взаимоотношений между капиталистическими странами и неразвитыми государствами. То, что провозглашалось как помощь в развитии, на самом деле было лишь эксплуатацией бедных стран.
Многие национальные и оппозиционные лидеры понимали это и продолжали бороться, поэтому методы миссионерства стали подстраивать под новые условия. В Африку было отправлено почти 50 тысяч членов христианских орденов. Они занялись созданием церковной иерархии из местных жителей, провозгласили недопустимость расизма, разрешили совмещать христианский культ с другими религиозными обрядами, в том числе предполагавшими использование музыки и танцев. Богослужения проводились на понятном населению языке, для пропаганды широко использовались средства массовой информации.
Миссионерские организации всячески старались подчеркнуть, что не имеют ничего общего с колонизаторами, и выступали против них. Тем не менее поначалу народное движение против них только усиливалось. Ситуация более или менее нормализовалась только сейчас. Положение дел в России Миссионерская деятельность в России преследовала важную цель укрепления государства.
В ее рамках славяне и представители нерусских народностей коми, татары принимали веру в Христа, иногда по принуждению. Также происходила борьба со старообрядчеством, неверием, распущенностью и бунтами, в большом количестве строились монастыри. Существовали миссионеры, действовавшие поодиночке, например епископ Стефан Пермский, но чаще люди, стремящиеся к популяризации христианства, объединялись в братства и общества. Миссионерская деятельность Русской православной церкви вышла далеко за рамки одной страны.
Для руководства католического миссионерства папа Григорий XV в 1622 учредил Конгрегацию пропаганды веры с 1967 года - Конгрегация евангелизации народов. Позже в ряде стран были созданы католические миссионерские общества. В начале 19 в. Миссионерство активизировалось в последней трети XIX века в период борьбы империалистических держав за раздел мира.
Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось а в некоторых и находится в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.
Содержание Миссионерство на современном этапе После 2-й мировой войны 1939-45 годов, в связи с крахом колониальной системы, подъемом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений. Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма. К 1969 году в африканских миссиях насчитывалось около 16 тысяч членов мужских и 30 тысяч членов женских христианских орденов большинство - не африканцы. В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы миссионерства: создавать церковную иерархию из местных жителей, в христианский культ включать религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение.
Учитывая силу национально-освободительного движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах Африки, стали выступать против расизма. В 1971 году католический орден "белых отцов" отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений португальских колониальных властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами. Вместе с ростом национально-освободительного движения усилилось антимиссионерское движение. Миссионерство в России Миссионерство в России было тесно связано с христианизацией нерусских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с расколом, сектантством.
В 14 веке Стефан Пермский распространял христианство среди зырян коми. В XVI веке усилилась миссионерская деятельность христианских монастырей среди местного населения Поволжья, в 18 - 1-й половине 19 вв. В 1870 году в Москве было основано Православное миссионерское общество, объединившее различные сибирские миссии. С 1867 года распространением христианства среди татарского населения занималось братство святого Гурия в Казани.
Ряд русских православных миссий был создан вне России. Общее руководство миссионерством в Российской империи осуществлял Синод, который разрабатывал уставы миссионерских организации, проводил всероссийские и местные съезды миссионеров. Давайте поговорим о том, кто такие миссионеры и чем они занимаются. Ведь данный вопрос часто становится причиной ожесточенных споров как среди верующих, так и среди тех, кто причисляет себя к атеистам.
А происходит это потому, что люди попросту не обладают необходимыми знаниями о миссионерстве. Что такое миссионерство? Следует заметить, что миссионерство считается привычной нормой для большинства мировых религий. Однако лучше всего оно развито в христианстве, исламе и буддизме.
Первые миссионеры Библия уверяет нас в том, что первыми миссионерами стали апостолы Иисуса Христа. Именно они создали то учение, что впоследствии превратилось в целую религию — христианство. Самым известным из них является апостол Петр. По преданиям, он принес благую весть в Самарию, Кесарию, Вавилон и Рим.
Практически везде, где он появлялся, стали возникать христианские общины. Некоторые даже приписывают ему создание первой римской церкви. Но историки опровергают это утверждение, так как в существующих летописях об этом ничего не говорится. Также ученые уверены в том, что именно Петр является автором евангелия от Марка.
Развитие проповеднической деятельности Многие ошибочно полагают, что пик развития миссионерства попал на средневековье. В действительности все было совершенно наоборот. Ведь частые крестовые походы привели к тому, что мавры и сарацины на дух не могли переносить христианских проповедников. Для них миссионер — это тот же захватчик, которого в лучшем случае не слушали, в худшем — отправляли на пику.
А вот мусульманские миссионеры в это время только укрепляли свои позиции. Их главной целью стали кочевые народы, которые не имели тоталитарной религии. Подобная тактика привела к тому, что мусульманский мир начал одолевать христианский, несмотря на то, что у последнего была значительная фора во времени. Католические проповедники вместе с испанскими конкистадорами отправились покорять Новый свет.
Однако на тот момент их цели были далеко не христианскими. Вера была лишь предлогом для того, чтобы развязать очередную войну с индейцами. А миссионер — это главное орудие в этой войне. Ведь именно он предлагал диким племенам новую религию и, если те отказывались, обвинял их в язычестве и ереси.
А убийство еретиков греховным не считалось. Православные миссионеры В Киевскую Русь миссионерство пришло вместе с христианством.
Религия, права и свободы
Так что перед миссионерским образованием, если мы будем говорить об образовании, стоят действительно большие задачи. Куратор миссионерского служения Союза евангельских христиан баптистов России Дмитрий Андрейчев считает, что предрасположенность человека к миссионерству можно увидеть по его характеру. Что такое миссионерская Литургия и для чего она в нашем городе? В субботу 14 сентября — в день церковного новолетия — в Боровецкой церкви впервые Набережных Челнах состоится Миссионерская Божественная Литургия с пояснениями. Можно сказать, что миссионер подводит человека к дверям храма, где его уже встречает катехизатор. Состоялась встреча председателя Синодального миссионерского отдела с миссионерами Белорусской Православной Церкви и духовенством Минской епархии. Начать программу, наверное, стоит с такого, казалось бы, банального вопроса, но при этом актуального: кто такие миссионеры, что такое миссионерство как процесс?
Так что такое "миссионерский стан"?
Ведь что такое — Православие без любви? Апостол Павел пишет: «медь звенящая или кимвал звучащий» 1 Кор. Миссионер — это врач, который лечит человека, а как можно лечить и при этом ненавидеть? Да, врач видит вину человека: он вел неправильный образ жизни, в результате чего разрушена печень, поражена селезенка. Но нормальный врач не возьмется лечить, не проявляя сострадания. Отцы заповедали нам относиться к самым разным людям по-доброму, и я не хочу знать такого Православия, которое пышет злобой и агрессией. Ненавидеть ересь и любить еретика — вот реальная вера отцов. Работа в Центре реабилитации Таким образом, работу в Центре мы сразу начали на платформе святоотеческого метода. Тогда я уже вел передачи на «Радонеже» и сделал в эфире объявление, что каждый вторник в определенное время жду в храме всех тех, кого интересуют полемические темы: «Приходите, будем с Библией в руках обсуждать все спорные места». Первую неделю я сидел в полном одиночестве, на следующей неделе бабушки, которые работали в храме, стали подходить и задавать какие-то вопросы — наверное, сжалились надо мной.
А через месяц мне уже потребовались помощники — народ пошел, можно даже сказать, повалил. Тогда и была создана организация «Родительский комитет» — для защиты детей, которые попали в разные деструктивные секты, в которых имелись проблемы и криминального характера. Кто в основном приходит в такие центры реабилитации? Сами сектанты практически не приходят. Приходят родители, у которых есть претензии к своим детям, втянутым в эти деструктивные культы. Результат какой? Человека, попавшего в секту, нередко настраивают на конфликт с семьей — не надо им подыгрывать. Вам нужно раз и навсегда прекратить скандалы с ребенком слово «ребенок» я употреблял условно — ему могло быть и 20, и 30 лет. Общайтесь на любые темы, кроме религиозных.
Беседы о заблуждениях может проводить только тот, кто имеет специальное образование и соответствующий опыт, а сами вы ничего не добьетесь. Постарайтесь сейчас выстроить мирные, доверительные отношения — вы же своего ребенка знаете: как он любит отдыхать, что он любит поесть. Любит пельмени — готовьте ему пельмени, любит жареные пирожки — жарьте ему эти пирожки. И первое, что вы сегодня сделаете, — придете домой и скажете ему: «Мы были в православном храме, в реабилитационном центре, и рассказали там о наших с тобой отношениях. Так нас там отругали и заявили, что в Российской Федерации вообще-то свобода совести и свобода вероисповедования, и никого в этом смысле насиловать нельзя». Во-первых, это сразу ломало некий стереотип в голове сектанта. После таких слов он говорил родителям: — Ну, хоть кто-то что-то понимает. Давалась еще одна установка: — Неделю-две займет у вас работа над гармонизацией отношений — ни в коем случае не препятствуйте ему ходить в это время на свои собрания, а потом мы с вами встретимся снова. Родители приходят во второй раз.
Заранее могу сообщить вам его ответ: «Мне это не надо». А вы ему: «Мы знаем, сынок, что тебе не надо — ты грамотный в этом деле, Библию вот изучаешь. Это нам надо — мы хотим узнать, как все это, по твоему мнению, укладывается одно в другое. Если ты туда сходишь, то мы с отцом матерью тоже к тебе на собрание сходим, послушаем, как у вас учат». Последняя фраза очень располагает детей, они ведь заинтересованы в том, чтобы вовлечь в свою секту и родителей. И вот родители приходят уже с ним — это начало серьезной работы, формат номер один: первая встреча с сектантом. Тут мы смотрим: если он настроен слишком фанатично и агрессивно — смысла разговаривать нет. Чаще всего так и бывает. Каким образом миссионеру вести себя в этой ситуации?
Вы миссионер задаете вопрос: — А ваш духовный наставник гуру, пресвитер, старейшина разрешил посетить православный храм? Тот отвечает: — Да нет, вот — родители настояли. Тогда вы ему: — Как же так: вы сюда без согласия духовного руководителя притащились?! Это вы неправильно поступили, так не делается. У нас в Православии, к примеру, послушание — прежде всего, оно выше поста и молитвы. А вообще, нам было бы интересно побеседовать с каким-нибудь авторитетным лицом из вашей общины. Про вашу организацию разное пишут, — журналисты эти чего только не напишут, — но нам хотелось бы узнать из первых уст. Пусть бы ваш лидер зашел как-нибудь, да литературу свою принес.
Она обладает знаниями, что полезно для нее, а что нет. Нравственно то, что полезно душе — А как понять границы, где нравственно, а где нет? Все просто: что полезно душе, то нравственно, что неполезно — безнравственно. А для того, чтоб понять, что полезно, а что вредно, надо вести духовную жизнь. Вот моему старшему сыну, когда он заболевал, достаточно было поставить два горчичника, и он поправлялся. На второго ребенка можно было поставить хоть двадцать — они на нее не действовали. Разные организмы — разный подход. То же самое в духовной области — различным духовным состояниям нужен различный подход, но превращать все в интересное — не стоит. Миссионер должен показать, почему человек должен знать духовные законы, как они помогают. Сегодня люди заражены соблазнами, пропитаны новыми играми и системами, очень трудно сказать им: а давайте изучать вот это. Скучно, неинтересно, утомительно и главное трудно. Поэтому лучше оставить в стороне эту область. Вот такой крест миссионера сегодня. Бывают вопросы из той области, которую ты не знаешь, не надо бояться показать этого, я обычно говорю, что обязательно отвечу при следующей встрече. Миссионер должен вести религиозную жизнь, и по нему это будет видно: по тому, как он одевается, говорит, ведет себя. Ему необходимо владеть культурой речи и, что самое важное, он должен научиться любить свою аудиторию. Она может быть разной — крикливой, вредной, иронической, насмешливой, все это надо уметь перетерпеть и не отвечать тем же. Каждый сидящий перед тобой — образ и подобие Божие, которому надо объяснить законы духовности. Не всегда получается, но когда выходит, чувствуешь огромную радость и удовлетворение. Тонко чувствовать аудиторию — Значит, это призвание, не каждый может нести такое служение… — Конечно. Здесь не надо стесняться. Я знал одного священника, который прекрасно читал лекции интеллигенции и совершенно не умел общаться с учениками седьмого—девятого классов. Лектор говорил высоким штилем, и поскольку дети его не понимали, они начинали бегать, проказить, это его страшно раздражало. Священник может быть хорошим проповедником, педагогом, организатором, строителем, но при этом может совершенно не быть миссионером. Здесь надо очень тонко чувствовать аудиторию, понимать, замечать, что тебя уже не слушают, и надо что-то менять. Я много раз видел людей, которые выходили к аудитории, а потом терялись или говорили стандартными шаблонными фразами. Они не понимают. Помню, на одном совещании, посвященном борьбе с сектами, некий генерал сказал: «А в чем проблема? Они же законов не нарушают». Да, и учитель, который плохо учит, тоже законов не нарушает, но дети у него вырастают глупыми, у плохого врача, соблюдающего законы, умирают пациенты. В духовной области тоже есть лжеучителя и лжеврачи... А потом мы удивляемся, что наши дети становятся в духовном плане более одичалыми.
Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Конечно, миссионерский ход в большинстве случаев уникален и неповторим. Иногда он остается актуальным на все времена. Апостол обращался к носителям эллинистической культуры, в которой было понятие о «Логосе» — Слове. Гераклит учил, что некий непостижимый Логос лежит в основании мира. Стоики, школы которых были очень распространены во время пришествия Христова, от Гераклита взяли мысль о мироправящем Логосе или законе, определяющем все происходящее. Вот им и было сказано, что Логос, Слово — это Бог, который стал Человеком ради спасения всех людей. Интересны случаи, когда при переводе Священного Писания на языки разных народов миссионеры творчески подходили к тому, чтобы текст был органично воспринят носителями другой традиции. Например, на китайский язык упомянутые нами строки были переведены как «В начале было Дао». Слово «дао» означает «путь» — это одна из важнейших категорий китайской философии. Просветитель Северных земель, Дальнего Востока и Америки святитель Иннокентий Вениаминов перевел для алеутов молитву «Отче наш» со словами «Рыбу нашу насущную дай нам на сей день», а в якутском переводе Евангелия фразу Спасителя «вы делаете дела отца вашего» Ин. Что делать? Даже если мы не едем в отдаленные земли, где еще не звучало слово о Христе, вокруг нас полным-полно людей, которые толком ничего не знают о вере, о Церкви, о Евангелии. И эти люди будут судить по нам, христианам: каковы мы с их точки зрения — такова и Церковь. Нам нет нужды переводить Священное Писание на другие языки, наша задача — перевести его на язык жизни, язык наших дел.
Поделиться Какие они — миссионеры ХХl века? Наверное, первыми миссионерами в истории церкви можно считать двенадцать апостолов Христа, от которых берут начало традиции миссионерства. А за ним последовали двенадцать его апостолов. Они были настоящие, не «диванные» миссионеры, проповедовали не в социальных сетях, а шли в народ, умирали за свою веру, потому что вера была для них дороже жизни. Из апостолов только Иоанн Богослов умер своей смертью. В их память в День Петра и Павла, 12 июля, мы отмечаем праздник всех миссионеров. Хотя есть еще места на земле, где миссия бывает сопряжена с серьезными опасностями. В частности, в нашем регионе важным является направление антисектантское. На слух звучит, может быть, грубовато и страшновато, но за этим стоит последовательное информирование граждан о существующих сектах и о том, какую опасность они несут. При этом мы разделяем секты на тоталитарные и нетоталитарные. Что это значит? Есть ряд сект, с которыми мы не согласны в вероучительном отношении, но ничего плохого о них сказать не можем, потому что они не нарушают закон. А есть такие, как свидетели Иеговы, мормоны, ваххабиты, сатанисты, о которых обязательно нужно рассказывать. Потому что, попадая туда, человек рискует не только своим спасением, но и здоровьем, а иногда и жизнью. И примеров тому на Кавказе и в целом по России хватает. Наша задача - предупреждение людей. Вас приглашают или это происходит как-то иначе? И мы что-то предлагаем, в социальных сетях раз в полгода даем информацию о том, что миссионерский отдел готов на бесплатной основе прочитать цикл лекций на обозначенные темы. В прошлом году владыка Кирилл создал в епархии лекторскую группу, в нее входят священнослужители, имеющие светское и богословское образование. Мы определили круг тем: от суицида или преступности до религиозных течений и истории церкви. В 2017 году была актуальна тема, посвященная 100-летию революции 1917 года. Есть актуальные темы и в 2018-м, например, Гражданская война. Причем стараемся охватить вопрос шире, так, в теме «Церковь и революция» затрагивались и вынужденная эмиграция, и поругание церкви, и движение обновленчества… В течение минувшей осени мы прочли более 120 лекций. Какие-то случаи из жизни подталкивают? Допустим, общество озабочено увеличением случаев суицида, и разные ведомства обращаются в епархию с просьбой разъяснить ее с точки зрения духовности, показать греховную сущность этого явления. В другом случает просят совета в ответ на те или иные действия какой-либо секты… В основном приглашают целенаправленно, узнав о наших циклах лекций и посчитав, что им это будет интересно и полезно. Со своей стороны, мы просим, чтобы посещение лекций было добровольным: мне, поверьте, неинтересно общаться с людьми, которых заставили прийти. Да и им это не нужно. Аудитории у нас разные: школы, вузы, воинские части, тюрьмы, правоохранительные органы, детские дома. Отчасти в этом видится возрождение традиций разъездных миссионеров. Когда-то миссионеры ездили по всей огромной Российской империи.