В 46 году до нашей эры император утвердил новый календарь. Таким образом, если в юлианском календаре високосный год раз в четыре года, и соответственно 100 раз за 400 лет, то в григорианском — 97 раз за 400 лет. Благодаря этому и появился праздник Старый Новый год, соответствующий 1 января по юлианскому календарю. Многие россияне не отказались от празднования Нового года по юлианскому календарю, то есть отмечают не только Новый год, но и старый Новый год.
Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество
Год по этому «новому» календарю равен 365,2425 суток. В 1923 году на новый стиль перешло и большинство православных Церквей, но Русская православная церковь до сих пор осталась верна старому стилю и Рождество отмечает по юлианскому календарю 7 января. Таким образом, если в юлианском календаре високосный год раз в четыре года, и соответственно 100 раз за 400 лет, то в григорианском — 97 раз за 400 лет. В 46 году до нашей эры император утвердил новый календарь. Главной причиной принятия нового календаря являлось смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия. Указом Петра I Россия в 1700 году перешла на юлианский календарь, который считал Солнечный или астрономический год продолжительностью 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд и Новый год с 1 января.
Зачем Петр 1 заменил календарь?
В ночь с 13 на 14 января 2019 года отмечается старый Новый год или Новый год по юлианскому календарю - праздник, который появился в России в результате календарной реформы 1918 года. До введения григорианского календаря так называемый новый стиль на эти дни приходились даты 31 декабря и 1 января. История возникновения праздника В дохристианское время на Руси дата наступления нового года неоднократно менялась: начало новолетия приходилось в разные периоды на дни зимнего солнцестояния 21 или 22 декабря , весеннего равноденствия 22 марта или первого весеннего полнолуния. После крещения 988 года была принята византийская система летоисчисления "от сотворения мира", или от 5508 года, и юлианский календарь. При этом традиция встречать наступление нового года в марте сохранилась и продолжала действовать до XV века. В 1492 году или в 7000 году от сотворения мира указом Ивана III дата новолетия была перенесена на 1 сентября и стала совпадать с праздником сбора урожая, а также с окончанием срока выплаты оброков и податей.
Такое летоисчисление применяла также Русская православная церковь. В 1582 году Папа Римский Григорий XIII провел реформу по замене юлианского календаря григорианским, чтобы скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годами. В результате календарь сдвинулся на 10 суток вперед. Ряд христианских церквей, в том числе и русская, продолжали использовать юлианскую систему.
Примеры Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы , для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения — то есть 8 сентября по н. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года просто в разных странах действовали разные календари. Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.
То есть старый Новый год — это Новый год по старому стилю. Когда начали отмечать старый Новый год? Первый раз старый Новый год отметили на следующий год после перехода на другую систему летоисчисления — в ночь с 13 на 14 января 1919 года.
Святой Василий славился чудесными исцелениями и был настолько уважаем, что его почитали не только христиане, но и иудеи с язычниками. При этом в старину 14 января отмечали Васильев день, который считался очень важным праздником для всего года. Именно в этот день стартовал отсчет нового сельскохозяйственного года Люди чтили святого Василия, который также считался покровителем аграриев.
Вечером накануне праздника в Васильев вечер люди накрывали на стол и приглашали гостей: им подавали все самое лучшее. Обязательными считались кутья и блюда из свинины. Традиции старого Нового года Колядки В старину люди считали, что новый год будет счастливым, если проводить старый как можно веселее.
Именно так появилось выражение «Как встретишь новый год, так его и проведешь». А вечером 13 января молодые люди надевали маски и выходили колядовать — но только до полуночи, пока на улице еще не разгулялась нечистая сила. Застолья Сейчас старый Новый год празднуют так же, как и Новый год: красиво наряжаются, накрывают на стол и зовут гостей.
По телевизору часто показывают повторы передач , которые вышли в новогоднюю ночь. Желания Считается, что в этот день можно сделать то, что человек не успел сделать в ночь на 1 января. Например, поздравить друзей и близких с праздником или загадать желание.
Традиция встречать Старый Новый год сохранилась не только в России, но и бывших советских республиках. В Белоруссии и на Украине вечер накануне 14 января называется "щедрым", поскольку принято готовить "щедрую кутью" - богатый стол после рождественского поста. Отмечают Старый Новый год и Грузия, и Абхазия. В Абхазии 13 января официально значится как Ажьырныхуа или Хечхуама - День сотворения мира, обновление. Он является праздничным и нерабочим. Свое начало праздник обновления или сотворения мира берет в языческом прошлом страны и связан с почитанием божества Шашвы - покровителя кузнецов. Традиционно в этот день режут петухов и коз в жертву Шашве.
Праздник собирает под кров семейного святилища - "кузницы" - всех родственников по отцовской линии. Представители чужих родов - жены и невестки остаются дома.
Почему Рождество одни празднуют 25 декабря, а другие 7 января?
Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января. Вы здесь: Главная Новости Новый год по юлианскому календарю. Йеннайер (Yennayer) — это первый месяц нового года по берберскому календарю. Его первый день соответствует первому дню января по юлианскому календарю (14 января по григорианскому). В пояснительной записке авторы написали, что юлианский календарь использовался в нашей стране со времён Крещения Руси, а в связи с переходом на григорианский многие исторические события стали обозначать двойной датой — по старому и по новому стилю. Григорианский календарь Новый календарь учел ошибки своего предшественника и в 1582 году, первого марта, вошел в обиход европейских государств для того, что бы соотнести между собой «бумажный» и «природный» календари.
Новый Год по старому и новому стилям
Особенно упорные сторонники юлианского календаря продолжили отмечать так называемый "старый Новый год", наступающий 14 января по григорианскому стилю. Старый Новый год появился с тех пор, как Россия перешла с юлианского календаря на григорианский. Разница между двумя календарями составляет 13 дней, поэтому Новый год, который ранее отмечался 1 января, стал отмечаться на 13 дней позже, с 13 на 14 января. Новый год по юлианскому календарю — это особый подарок, который русские сами себе дарят каждый год после перехода на новый календарь в 1918 году. Поэтому Новый год отмечался 1 января, но по юлианскому стилю. Разница между календарями составляет как раз 13 дней, то есть даты по юлианскому смещены на 13 дней вперёд относительно григорианского. Поэтому и 14 января — это первый день Нового года по старому стилю. Главной причиной принятия нового календаря являлось смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия.
В Госдуме зарегистрировали законопроект о переносе празднования Нового года на 14 января
Выслушав все поздравления, царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь. Ни о каких народных гуляниях, ёлках и новогодних украшениях тогда ещё не шло и речи. Всё изменило решение Петра, который как раз накануне вернулся из путешествия по Европе и повелел перестроить празднование Нового года по образцу, принятому "не только во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всём согласны". В ночь с 31 декабря 1699 на 1 января 1700 года император собственноручно запустил в небо на Красной площади первую ракету, ознаменовав начало праздничного салюта. Впоследствии фейерверки и празднование Нового года становится неотъемлемым атрибутом всё новых военных побед. Так было, например, и в 1711 году, когда страна была вынуждена вести войну на два фронта — со Швецией на севере и с Турцией на юге, что было естественно весьма затруднительно. Подписание мирного договора с Турцией и отказ от некоторых крепостей на юге позволил России развязать руки для более успешных военных действий против Швеции, что и предопределило дальнейшую победу в Северной войне. По этому поводу 1 января 1712 года в Петербурге был сожжён фейерверк.
Устроителем грандиозного действа стал Меншиков — первый губернатор Петербурга. Тогда же начало было положено и традиции украшения домов. В соответствии с петровским указом жилища надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями — по образцам, выставленным в Гостином дворе.
С 1492 года 7000 год от Сотворения мира , при великом князе Иоанне III, начало нового года — 1 сентября. В XIX веке все чаще в России наиболее «прогрессивная» часть интеллигенции так называемые «западники» стала примериваться к европейскому образу жизни. Рано или поздно, дошло дело и до нового стиля, что встретило в 90-х годах XIX века сопротивление большинства членов Русского астрономического общества. В революционные годы большевики окончательно направили жизнь в западное русло, добавив декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года в календарь уже 13 дней. И эти «лишние» дни привели к серьезной путанице… Если раньше, по старому стилю Русская Православная Церковь придерживается его и по сей день , все шло своим чередом, логично и завершенно, — Рождественский пост предшествовал великому празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней встречали очередной Новый год, — то теперь главным и первым стал обычный день календаря, а праздник Рождества — как бы второстепенным.
Хотя эти праздники несопоставимы: день, когда родился Спаситель, и день начала очередного календарного года. Рождество Христово христиане отмечают вот уже две с небольшим тысячи лет. По разным календарям: Православная Церковь — 25 декабря по юлианскому 7 января н. Однако у нас до сих пор сохраняется традиция встречать «Новых Год» по юлианскому календарю, то есть с 13 на 14 января по новому стилю — наш добрый «Старый Новый год».
Новшество большевиков на самом деле не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд. Мне думается, что оно носило более антирелигиозный, нежели политический характер.
В результате в России возникла ситуация, когда одновременно функционирует два календаря: православный в Церкви и католический в государстве. Новый год празднуется по католическому календарю, а Рождество Христово по православному. Удивительный парадокс, Православная Россия вот уже век живет по католическому календарю. Именно этот факт привел к деформации восприятия праздников, прежде всего, Рождества Христова. Хотя по церковному календарю Рождество празднуется 25 декабря, но поскольку это по новому стилю — 7 января, в общественном сознании праздник Рождества устойчиво воспринимается как сугубо январский постновогодний праздник, потому что для большинства граждан сегодня — 13 января, а не — 31 декабря по старому стилю. То есть сегодня по идее мы должны быть в предновогоднем настроении, вспоминать прошедший год, готовиться к встрече Нового года! Но ситуация совершенно другая, про Новый год мы уже успели забыть.
На дворе средина января. По церковному стилю мы только встречаем Новый год, а по государственному — давно уже встретили. Как думаете, это вообще нормально или нет: существовать одновременно в двух измерениях времени? В психологии данное явление называется когнитивный диссонанс, оно приводит к серьезными психологическим расстройствам, вплоть до раздвоения личности. Невозможно одновременно жить в двух временах. Как же мы встречаем Новый год?! Если посмотреть внешне, то очень весело: тут тебе и застолья, и поздравление Главы государства, и грохот фейерверков, и дед мороз со Снегурочкой, и голубой огонек, и оливье, и «Ирония судьбы» и всенародная опохмелка в течение первых дней нового года.
В течение последних десятилетий сложилось особое «чинопоследование» встречи нового года. Главное только не спрашивать: а что, собственно, празднуем? На поверку — ничего, кроме перемены одной цифры. Получается веселый праздник, лишенный какого-либо смысла. К сожалению, Церковь все более вписывается в это светское торжество, причем как те, кто его принимает, так и те, кто его не принимает. Те, кто принимает, служат накануне — 31 декабря по новому стилю, а по сути, в совершенно рядовой день 18 декабря — молебны на новолетие или благодарственные молебны, дескать, за прошедший год. А те, кто не принимает, служат в полночь всенощные бдения и Литургии, как бы в противовес светскому празднованию, но придавая таким образом этому дню еще большее сакральное значение.
Ночные службы по уставу положено служить на самые великие Праздники, такие как Пасха и Рождество. И вдруг ничем не примечательный в богослужебном отношении день 19 декабря по старому стилю вопреки уставу получает статус чуть ли не равный величайшим церковным праздникам. Говорят, что это — гражданский новый год, и он не имеет никакого отношения к вере. Празднуя его, мы как граждане не нарушаем никаких церковных правил. Но так ли это на самом деле?! Может ли быть гражданским новый год, который берет свое начало, свой отсчет от Рождества Христова? Ведь мы встречаем не просто некий абстрактный год, а 2023 год от рождения Христа.
И нас пытаются убедить, что летоисчисление от Рождества Христова — это сугубо гражданское летоисчисление! Такой новый год, с этими цифрами, не может быть гражданским по определению, он всегда будет оставаться христианским новым годом, хотим ли мы этого или не хотим, и знаем ли мы об этом или не знаем.
Если каша вылезала из горшка либо горшок трескался, то считалось, что ничего хорошего в семье не будет, и ждали беды. Кашу в этом случае выбрасывали.
Были и приметы, связанные со старым Новым годом. Считалось, что если 14 января первой в дом вошла девушка — к беде; если погода теплая — лето будет хорошим; иней на деревьях — будет урожайный год; если ночью была пурга или метель — год будет, как считалось, беспокойным. Если утром услышал необычный звон, по поверьям, это весть о возможном пополнении. Считалось, чтобы притянуть удачу и достаток, нужно выбросить битую и колотую посуду и купить новую.
Также люди верили, что если купить новый веник 13—14 января, это принесет богатство. Наутро 14 января молодые люди разжигали костры, чтобы отпугнуть нечистую силу, и прыгали через них, демонстрируя свое бесстрашие. По поверьям, на старый Новый год есть ряд запретов. В том числе считается, что нельзя ругаться, обижаться и сквернословить, выносить мусор, иначе дом могут покинуть благополучие и достаток.
Также нельзя давать и брать деньги в долг, а также считать мелочь — люди верили, что это может привести к слезам. Также в праздник нельзя надевать старую, грязную и темную одежду. Анастасия Кирсанова Следите за нашим Telegram , чтобы не пропускать самое интересное Самое обсуждаемое.
Почему русский народ встречал Новый год в разные месяцы
Почему русский народ встречал Новый год в разные месяцы | Берберы в Алжире, Тунисе, Марокко традиционно отмечают Новый год по так называемому берберскому календарю – это юлианский календарь с незначительными отличиями. |
В ночь с 13 на 14 января будет отмечаться Новый год по юлианскому календарю | Закрепление Старого Нового года как праздника связано с важной ролью православного наследия в российской культуре. Православная церковь придерживается юлианского календаря и отмечает Рождество Христово 25 декабря по старому стилю и 7 января по-новому. |
Все врут календари | В России григорианский календарь (новый стиль) был введен уже при советской власти. |
Как разобраться в «старом» и «новом» стилях?
Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года просто в разных странах действовали разные календари. Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь. Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Рекомендуемые пособия.
А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Празднование Нового года в языческой Руси Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года. Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу. На Руси существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год. Празднование нового года после крещения Руси Вместе с христианством на Руси 988 г. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот. Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год.
В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января. Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др. И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году и православных в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году государствах. Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили Дмитрий Менделеев и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь. Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно. После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.
Что касается того календаря, который используется нами и сегодня, то в нем месяца в большей части своей ассоциируются с цифрами. Причем тут есть очень интересные закономерности. То есть даже сам календарь говорит о том, что Декабрь был изначально не 12-м месяцем в году, а 10-м. Вот и получается, что наши предки жили по правильному календарю по нему же жили и другие народы. Именно поэтому история Нового года изначально у всех народов начиналась 1 марта кстати, у современного Китай этот праздник очень приближен именно к этой дате. Перенос Нового года на 1 сентября В 1492 году Иван 3 издает указ, согласно которому празднование переносится на 1 сентября. Так начинается новая история Нового года в России. Этот указ был обусловлен тем, что на Руси уже давно было принято христианство и юлианский календарь. Этот календарь использовался и другими странами Европы, которые давно уже отмечали праздник 1 сентября. Соответственно России было необходимо ввести одинаковое летоисчисление со своими соседями. Примечательно, что формальный переход на празднование Нового года 1 сентября произошел сразу после принятия христианства. Но славяне крайне бережно подходят к своей истории и к своим традициям, поэтому, несмотря на внедрение юлианского календаря, люди продолжали праздновать Новый год 1 марта, как это делалась веками ранее. Интересно, что большой логики в начале года 1 сентября нет. Во многом поэтому славяне и не принимали эту дату. Перенос Нового года на 1 января В 1699 году Петр 1 издает указ, согласно которому новый 1700 год наступит не 1 сентября, а 1 января.
Братья и сестры, поздравляем вас с Русским Новым годом!
Сначала началом нового года на Руси было первое марта, а с 1492 года — первое сентября (по юлианскому календарю). Тогда летосчисление велось с момента сотворения мира. Современный календарь берёт начало от древнеримского юлианского календаря, который был введён с 1 января 45 года до нашей эры в результате реформы, осуществлённой в 46 году до н.э. Юлием Цезарем. Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Старый новый год, 14 января, по юлианскому календарю наступает 31-го декабря — Новый год по «старому стилю».
Почему мы празднуем не только Новый год, но и Старый Новый Год?
Указом Петра I Россия в 1700 году перешла на юлианский календарь, который считал Солнечный или астрономический год продолжительностью 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд и Новый год с 1 января. В пояснительной записке авторы написали, что юлианский календарь использовался в нашей стране со времён Крещения Руси, а в связи с переходом на григорианский многие исторические события стали обозначать двойной датой — по старому и по новому стилю. В григорианском календаре год, номер которого кратен 400, — високосный; другие года, номера которых кратны 100, — невисокосные; В момент введения григорианского календаря разница между ним и юлианским календарём составляла 10 дней. Почему отмечают Старый Новый год и в каких странах помимо России сохранилась традиция отмечать Новый год по старому стилю.
Не только русская традиция: где и почему отмечают Старый Новый год
Например, вы видите такую запись: 21 марта 8 марта по старому стилю именины отмечают Лазарь, Иоанн, Ерм, Дометий, Владимир, Афанасий, Феодорит, Феофилакт. Когда же вам отмечать их именины — марта или 8-го марта? Ответ однозначный — 21 марта по общепринятому григорианскому календарю новый стиль , который висит у вас на стене. Ровно в этот же самый день отмечает именины этих людей православная церковь, только «называет» этот день она 8 марта. Если же вы «попытаетесь» отметить эту дату 8 марта, то окажетесь «в полном одиночестве». Так как 8 марта т. Зачем знать даты тех или иных праздников или событий «по старому стилю», если они все уже «переведены» в новый?
Посмотрим на это под другим углом — например, какую дату брать, если речь идет о праздновании некого народного, дохристианского праздника? Все эти важнейшие народные праздники были впоследствии приурочены к другим — уже христианским праздникам, в определенном смысле интегрированы в них. Получается, что значительная часть народных дохристианских праздников с течением времени неизбежно «уходит вперед», удаляется от соответствующих им астрономических точек. То есть их датировка "по новому стилю" уже НЕ отражает их изначальной сути, связи с солнцем, а значит теряется сам смысл многих традиций и ритуалов. Причем это происходит одновременно по двум причинам - потому что сами эти праздники: а были привязаны к церковным праздникам юлианского календаря, который НЕ является солярным и НЕ соответствует астрономическому году; б были зафиксированы этнографами в датах юлианского календаря, который на то время единственный и использовался в России. Борис Ольшанский.
Ночь на Ивана Купалу. То есть когда мы имеем некую дату «по новому стилю» — это лишь привязка старой юлианской даты к новому общегражданскому календарю. Но сам смысловой факт 14-дневного отставания здесь никак не учтен и не пересчитан. Например, праздник Ивана Купалы несомненно связан с днем летнего солнцестояния 21 июня. Когда-то он почти совпадал с церковным Рождеством Иоанна Предтечи 24 июня , но сегодня по новому стилю церковное Рождество Иоанна Предтечи перешло на 7 июля, хотя сама точка солнцестояния само собой осталась на прежнем месте. Отсюда разночтение — когда отмечать Купало.
Вероятно, ответ в том, какой смысл тот или иной человек в этот праздник вкладывает — христианский или дохристианский. Тем же самым принципом можно руководствоваться при определении дат других народных праздников, связь которых с солнечным циклом не столь очевидна: более «ранняя» дата по старому стилю — когда расхождение юлианского календаря с астрономическим циклом была меньше будет ближе к той реальной точке года, когда наши предки славяне этот праздник отмечали, нежели ее «пересчет» на новый стиль. То есть из двух дат — по старому и новому стилю — нужно выбрать более раннюю дату по юлианскому старому стилю , но отмечать ее уже в соответствующий день по современному григорианскому календарю. Такой парадокс! Например, сегодня день памяти Марии Египетской православной церковью отмечается 14 апреля что соответствует 1-му апреля по старому стилю. То есть церковный праздник «ушел вперед» в пересчете на современный календарь.
Она датировала праздники по старому стилю, подчёркивая свою уникальность. Сегодня в некоторых справочных изданиях даты рождения и смерти людей, различных событий дореволюционной России приводятся по двум календарям, то есть по новому и старому стилю. Так случилось и с Новым Годом, который начинается 1 14 января. На Старый Новый Год православным людям не приходится отказывать себе в еде и веселье. По юлианскому календарю он наступает после Рождества 7 января , то есть после окончания строгого рождественского поста.
По григорианскому календарю Рождество празднуется 25 декабря. Поместные православные церкви некоторых зарубежных стран Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская также используют в наше время юлианский календарь. По юлианскому календарю живут и некоторые монастыри и приходы в тех странах, где в церковном богослужении принят григорианский календарь например, Афон в Греции. Кроме того, юлианский календарь принят в Украинской грекокатолической церкви и в Российской грекокатолической церкви. Васильев вечер В ночь с 13 на 14 января отмечается Васильев вечер, а 14 января — Васильев день Коляда.
Об этом весёлом, щедром на еду и питьё празднике можно прочитать в статье «Васильев вечер и Васильев день. Кесаретский поросёнок.
Позже Пётр Первый, решивший не отставать от Европы, распорядился праздновать Новый год 1 января. В декабре 1699 года он издал Указ, по которому встреча 1700 года должна была состояться 1 января, а не в сентябре. В тексте Указа содержались строгие наставления: украшать дома еловыми, можжевеловыми или сосновыми ветвями, в полночь в воздух палить из ружей и мушкетов, всю праздничную неделю жечь костры на улицах и устраивать фейерверки на Красной площади. Алексей Толстой в историческом романе «Пётр I» описывал состояние простого народа и бояр, у которых рушился привычный уклад. Многим казалось, что скоро «вострубит труба Страшного суда». Постепенно все привыкли к наряженным елям и суматошному празднику, который стал ежегодно отмечаться 1 января по юлианскому календарю, то есть по «старому стилю». Этот календарь ввёл император Древнего Рима Юлий Цезарь, взяв за основу солнечный год, а не астрономический.
В Россию юлианский календарь пришёл из Византии. Так было до Октябрьской революции 1917 года. Большинство других стран давно уже жило по григорианскому календарю. Разница между юлианским и григорианским летоисчислениями сегодня составляет тринадцать дней. В 1918 году правительство большевиков приняло решение перейти на единое во всём мире летосчисление.
К недостаткам относят также и разное число дней в столетиях, и непериодичность високосных лет. К недостаткам относят даже связь Григорианского календаря с временем года, что защитники Григорианского календаря относят к достоинствам данного календаря. Безусловно, Григорианский календарь, имеет много недостатков, в том числе изменение соответствие дат и дней недели от недели к недели и от месяца к месяцу, что, мешает, к примеру, правильно устанавливать моменты различных событий. Юлианский и Григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно Григорианский календарь, а Юлианский остается для расчета христианских праздников. Россия приняла реформу в числе последних. Православные христиане, руководствуясь наставлениями апостолов, рассчитывают праздники по Юлианскому календарю. Католики и протестанты считают праздники по Григорианскому календарю. Вопрос о календарях — это также богословская проблема. Хотя правильнее было бы задать вопрос: « Почему Юлианский календарь точнее Григорианского? Губанова, которую мы приводим ниже. Почему старый стиль точнее нового? И действительно ли точнее? Ведь у нас, в России, в школе доныне учат детей, что в Церкви отсталые люди живут по отсталому календарю. Журналисты кричат на весь мир, что старый календарь иулианский, как говорят православные отстаёт от современного григорианского, введённого римским папой Григорием. А кто поначитаннее, те даже утверждают, что старый календарь каждые 128 лет отстаёт на сутки от современного. Давайте проверим, и мы убедимся, что всё наоборот: неточным является современный календарь, так называемый новый стиль. В книге, которая является руководством по современной астрономии, ибо в ней собраны все основные астрономические и физические сведения, «Астрофизические величины» автор К. Аллен, издана в 1977 году, издательство «Мир», перевод с английского, страница 35 дана продолжительность года в различных точнейших измерениях. Тропический год от равноденствия до равноденствия 365,242199 средних солнечных суток. Сидерический год относительно неподвижных звёзд 365,25636556 суток. Время изменения прямого восхождения среднего Солнца на 360, измеренного относительно неподвижной эклиптики 365,2551897 суток. Аномалистический год время между последовательными про-хождениями через перигелий 365,25964134 суток. Затменный драконический год 346,620031 суток. Юлианский год 365,25 суток. Григорианский календарный год 365,2425 суток. Сидерический месяц относительно неподвижных звёзд 27,32166140 эфемеридных суток. Синодический месяц от новолуния до новолуния 29,5305882 суток Тропический месяц от равноденствия до равноденствия 27,32158214 суток. Аномалистический месяц промежуток времени между последовательными прохождениями Луны через перигелий 27,5545505 суток. Драконический месяц между двумя последовательными прохождениями через узел орбиты 27,212220 суток.