СФ поддержал Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской.
Добыча под контролем
- Путин подписал «антикриптовалютный» закон. Хорошо это или плохо?
- Законопроект «О цифровых финансовых активах» принят во втором чтении
- Налогообложение цифровых финансовых активов
- Кто автор?
- Защита документов
- Налоги на «цифру»
Госдума может разрешить применение цифровых активов в международных расчетах
Банк России вправе установить дополнительные к предусмотренным частью 1 настоящей статьи требования к содержанию решения о выпуске цифровых финансовых активов. В случае, если решение о выпуске цифровых финансовых активов содержит указание на ограничение оснований и или размера ответственности лица, выпускающего цифровые финансовые активы, такое указание должно быть явным и недвусмысленным. Решение о выпуске цифровых финансовых активов составляется в электронной форме и должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, выпускающего цифровые финансовые активы, или усиленной квалифицированной электронной подписью усиленными квалифицированными электронными подписями лица лиц , осуществляющего осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица, выпускающего цифровые финансовые активы. В случае обеспечения исполнения обязательств, права по которым удостоверены цифровыми финансовыми активами, третьим лицом решение о выпуске цифровых финансовых активов должно быть подписано также усиленной квалифицированной электронной подписью такого лица в случае, если оно является физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем или усиленной квалифицированной электронной подписью усиленными квалифицированными электронными подписями лица лиц , осуществляющего осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица, предоставившего обеспечение, подтверждая тем самым достоверность информации об обеспечении. Часть дополнительно включена с 25 июля 2022 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 331-ФЗ 6.
Решение о выпуске цифровых финансовых активов должно быть размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и на сайте оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и должно находиться в открытом доступе до полного исполнения обязательств лица, выпустившего цифровые финансовые активы, перед всеми обладателями цифровых финансовых активов, выпущенных на основании соответствующего решения о выпуске цифровых финансовых активов. Размещенное в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и на сайте оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, решение о выпуске цифровых финансовых активов, адресованное неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой. Решением о выпуске цифровых финансовых активов может быть предусмотрено, а решением о выпуске цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или удостоверяющих право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг или удостоверяющих права участия в капитале непубличного акционерного общества, должно быть предусмотрено, что оно адресовано определенному кругу лиц. Выпуск цифровых финансовых активов на условиях публичной оферты осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Статья 4. Учет и обращение цифровых финансовых активов 1. Цифровые финансовые активы учитываются в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, в виде записей способами, установленными правилами указанной информационной системы. Записи о цифровых финансовых активах вносятся или изменяются по указанию лица, осуществляющего выпуск цифровых финансовых активов, обладателя цифровых финансовых активов, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иных лиц или в силу действия, совершенного в рамках сделки, предусматривающей исполнение сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий в соответствии с правилами информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы.
Поделиться: Нет Да Форма предназначена исключительно для сообщений об отсутствии или некорректной информации на сайте ФНС России и не подразумевает обратной связи. Информация направляется редактору сайта ФНС России для сведения. Если Вам необходимо задать какой-либо вопрос о деятельности ФНС России в том числе территориальных налоговых органов или получить разъяснения по вопросам налогообложения - Вы можете воспользоваться сервисом "Обратиться в ФНС России".
Если кто-то захочет оплатить криптой что-нибудь в российском правовом поле, то это будет неправильно», — объяснил причину появления законопроекта Делягин.
Депутат подчеркнул, что законопроект был принят только в первом чтении. Для принятия закона необходимо пройти еще несколько ступеней: второе и третье чтение, рассмотрение в Совете Федерации , и только после этого — подписание закона президентом.
В Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими им товары, выполняемые ими им работы, оказываемые ими им услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг. Интересно, что этим же Законом о ЦФА вносятся изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», «О несостоятельности банкротстве », «О противодействии коррупции» и другие акты, в которых цифровая валюта признается не просто совокупностью электронных данных, а имуществом. То есть запрета на криптовалюту нет. Это очень важное положение с точки зрения практики, поскольку теперь криптовалюту можно будет обоснованно внести в конкурсную массу, передать по наследству или разделить в браке, а также проводить расследование в случае ее кражи, то есть вывести из «серой зоны».
При этом закон не распространяется на иностранные блокчейны и токены на их основе. Пока нет конкретных положений об уголовной ответственности за незаконный оборот виртуальных валют. Для обеспечения судебной защиты цифровой валюты их обладателям необходимо информировать налоговые и иные уполномоченные органы о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и или операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Соответственно, необходимы дополнения в налоговое законодательство в части декларирования цифровой валюты, определения порядка ее хранения. Законом сохранена возможность оборота ЦФА; сделки с цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов По сути, оборот регулируется Банком России и сложно говорить о какой-то децентрализации ЦФА, так как Банк России в установленном им порядке включает оператора информационной системы в реестр, принимает решение об отказе в согласовании правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Стейблкойны для российской экономики «Недавно принятый закон «О цифровых финансовых активах» и еще находящийся на рассмотрении законопроект «О цифровой валюте» позволят российским компаниям выпускать стейблкоины и обменивать их на другие активы, заявил глава комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
По его словам, о такой возможности неоднократно просили представители бизнеса.
Во внешнеторговых расчетах теперь разрешены цифровые финансовые активы. Но не криптовалюта
Цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права (УЦП) пока широко не распространены в нашей стране. Закон о них был принят в 2021 г., однако ранее налоговые правила не учитывали особенности обращения ЦФА и УЦП. СФ поддержал Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской. Подписанный 31 июля Президентом РФ закон «О цифровых финансовых активах» кажется скорее теоретическим справочником по основным понятиям наступающей «цифровой эпохи», чем практическим руководством по регулированию цифровых активов. Разберем особенности закона, выпуска и оборота цифровых финансовых активах. Первые цифровые финансовые активы начали выпускать в России в 2023 году после того, как в январе 2023 года в новой редакции вступил в силу федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные. Операции с цифровыми финансовыми активами регулируются в соответствии с федеральным законом №259.
Госдума приняла закон о цифровых финансовых активах
Закон «О цифровых финансовых активах»: разбор простым языком | Обзор законопроекта о цифровых финансовых активах от юристов и экспертов рынка. Как избежать штрафов. Как этот закон затрагивает трейдеров и владельцев криптовалют. Анализ законопроектов о регулировании рынка криптовалют в России. |
12.08.2020 Определен статус криптовалюты и правила ее обращения :: Комментарии законодательства | Чтобы исключить конкуренцию цифровому рублю со стороны цифровых финансовых активов, в закон был включен запрет на обмен активов на фиатные деньги, обмен их исключительно на аналогичные активы и так далее, отмечает эксперт. |
Закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте | О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. |
Дума разрешила использовать цифровые финансовые активы в международных расчетах | В среду, 22 июля, Государственная дума приняла закон о цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровой валюте. |
Законопроект «О цифровых финансовых активах» принят во втором чтении | Активнее заниматься «внедрением цифровых активов» министру финансов Антону Силуанову и главе Центробанка Эльвире Набиуллиной полгода назад поручил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. |
Закон «О цифровых финансовых активах» – полный разбор
Вероятность принятия закона "О цифровых финансовых активах" (ЦФА) до конца текущего года оценивается как "очень низкая", получены замечания, которые нельзя игнорировать, сообщил "Интерфаксу" замглавы Минфина Алексей Моисеев. Закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте в России 2024 года. Закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте в России 2024 года.
Путин разрешил использовать цифровые активы в международных расчётах
Закон о цифровых финансовых активах приняли в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ». Последние поправки к нашумевшему закону «О цифровых финансовых активах» внесли еще больше разногласий в российское криптосообщество. [1] статья 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Налогообложение цифровых финансовых активов
Думский комитет представил проект о расчетах в ЦФА во внешней торговлеЧитать подробнее В "антиотмывочный закон" закон вносится уточнение, согласно которому операции по передаче утилитарных цифровых прав, ЦФА или гибридных ЦФА подлежат обязательному контролю, если они совершаются в рамках внешнеторговых контрактов между резидентами и нерезидентами. ЦБ вправе запросить у лица, выпустившего ЦФА, или у оператора по выпуску ЦФА сведения о бенефициарных владельцах лиц, выпустивших данные активы.
Поправки уже подготовлены и, допускаю, что в декабре уже примем. Соответственно, со следующего года они начнут действовать ", — заявил также Аксаков. В настоящее время в Госдуме ведется подготовка соответствующего проекта закона ко второму чтению.
Оператором такой информационной системы может быть только российское юридическое лицо. Кто может быть обладателем цифровых финансовых активов? Обладателем ЦФА признается лицо, которое: включено в реестр пользователей информационной системы, где учитываются ЦФА; и обладает уникальным кодом, который позволяет получать информацию о ЦФА, принадлежащих данному лицу, и распоряжаться ими. Однако уникальный код — это не единственный «ключ» к ЦФА.
Оператор информационной системы обязан восстанавливать доступ к ЦФА по требованию обладателя ЦФА, утратившего доступ например, потерявшего код , а также предоставлять информацию о ЦФА по требованию уполномоченных органов и вносить записи о передаче ЦФА на основании свидетельств о праве на наследство, судебных решений, постановлений судебных приставов и других подобных документов. Сделки с ЦФА должны совершаться через оператора обмена ЦФА, которым может быть сам оператор информационной системы или отдельное юридическое лицо. Полномочия Банка России. Банк России будет вести реестр операторов информационных систем, в которых выпускаются ЦФА, реестр операторов обмена ЦФА и надзирать за их деятельностью.
Например, теперь установлено, что реализация цифровых финансовых активов не облагается НДС подп. Также законом предусмотрено, что при реализации цифрового права, включающего одновременно ЦФА и УЦП, налоговая база определяется как разница между ценой реализации указанного цифрового права с учетом суммы налога и ценой приобретения указанного цифрового права с учетом суммы налога ст. В частности, устанавливается, что относится к доходам и расходам по таким операциям. В НК РФ включена новая норма — статья 214.
Закон «О цифровых финансовых активах» – полный разбор
В свою очередь, цифровую валюту закон определяет как совокупность электронных данных в информационной системе. Как пояснил Аксаков, криптовалюты являются средством платежа, а также инструментом для инвестиций или хранения денег, но при этом не могут быть использованы для оплаты товаров и услуг в России. В рамках законодательства рубль был и остаётся единственным легальным платёжным средством в России. Изначально мы не рассматривали идею того, что криптовалюта может встать наравне с рублём. Такой задачи не стояло», — пояснил Анатолий Аксаков. Во многом запрет на использование цифровых активов в России в качестве средства платежа связан с желанием властей минимизировать риски финансового мошенничества с криптовалютами. Более того, невозможность отследить платежи позволяет злоумышленникам финансировать террористические организации», — отметил эксперт.
В то же время принятый закон внесёт ясность в понятие цифровых активов и криптовалют, считает заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко. По его словам, в дальнейшем у бизнеса и граждан появится больше понимания, как именно можно взаимодействовать с ЦФА. Этот вопрос необходимо было урегулировать, в том числе и для юридической практики.
После утверждения правил обмена цифровых финансовых активов оператор обмена цифровых финансовых активов обязан представить указанные правила на согласование в Банк России вместе со следующими документами: 1 ходатайство о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов; 2 документы, подтверждающие соответствие оператора обмена цифровых финансовых активов требованиям, установленным Банком России в соответствии с частью 11 статьи 10 настоящего Федерального закона. Порядок представления оператором обмена цифровых финансовых активов на согласование в Банк России правил обмена цифровых финансовых активов, а также порядок представления в Банк России предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи документов и требования к ним устанавливаются Банком России. Банк России принимает решение о согласовании правил обмена цифровых финансовых активов или об отказе в их согласовании в случае, если ходатайство о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов направлено кредитной организацией или организатором торговли, в срок не более 45 рабочих дней со дня получения Банком России указанного ходатайства, правил обмена цифровых финансовых активов и документов, указанных в пункте 2 части 4 настоящей статьи.
Банк России принимает решение о согласовании правил обмена цифровых финансовых активов или об отказе в их согласовании в случае, если ходатайство о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов направлено юридическим лицом, не относящимся к кредитной организации или организатору торговли, а также осуществляет проверку соответствия данного юридического лица требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России в срок не более 90 рабочих дней со дня получения Банком России указанного ходатайства, правил обмена цифровых финансовых активов и документов, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи. Банк России принимает решение об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов: 1 в случае несоответствия правил обмена цифровых финансовых активов требованиям к содержанию правил обмена цифровых финансовых активов, установленным частью 2 настоящей статьи и Банком России в соответствии с частью 3 настоящей статьи; 2 в случае несоответствия оператора обмена цифровых финансовых активов требованиям, установленным Банком России в соответствии с частью 11 статьи 10 настоящего Федерального закона; 3 в случае, если в представленных в Банк России документах, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, содержится неполная и или недостоверная информация. Если оператор обмена цифровых финансовых активов не является кредитной организацией или организатором торговли, Банк России принимает решение об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов: 1 в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи; 2 в случае несоответствия оператора обмена цифровых финансовых активов требованиям, установленным частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона и нормативными актами Банка России; 3 в случае несоответствия лиц, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 1 и подпункте "д" пункта 2 части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, требованиям к квалификации, установленным частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона; 4 в случае, если в представленных в Банк России документах, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, содержится неполная и или недостоверная информация. Банк России в письменной форме уведомляет о принятом решении об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов оператора обмена цифровых финансовых активов с указанием оснований отказа в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов. Банк России включает лиц в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов в течение трех рабочих дней со дня согласования правил обмена цифровых финансовых активов. В случае внесения изменений в согласованные Банком России правила обмена цифровых финансовых активов оператор обмена цифровых финансовых активов обязан представить на согласование в Банк России указанные изменения в правила в виде новой редакции правил.
В срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения изменений в правила обмена цифровых финансовых активов, Банк России принимает решение о согласовании указанных изменений или об отказе в их согласовании. Банк России принимает решение об отказе в согласовании изменений в правила обмена цифровых финансовых активов в случае их несоответствия требованиям к содержанию правил обмена цифровых финансовых активов, установленным частью 2 настоящей статьи и Банком России в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Порядок представления и согласования изменений в правила обмена цифровых финансовых активов устанавливается Банком России. Внесенные в правила обмена цифровых финансовых активов изменения вступают в силу не ранее даты согласования их Банком России. В случае неоднократного в течение одного года нарушения оператором обмена цифровых финансовых активов требований настоящего Федерального закона либо неоднократного в течение одного года нарушения таким оператором требований, установленных статьями 6, 7 за исключением пункта 3 , 73 и 75 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и или неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Банк России вправе исключить такого оператора из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России. Банк России исключает оператора обмена цифровых финансовых активов из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России, в случае аннулирования отзыва у оператора обмена цифровых финансовых активов, совмещающего свою деятельность с деятельностью кредитной организации или некредитной финансовой организации, лицензии на осуществление деятельности кредитной организации, некредитной финансовой организации соответственно либо исключения оператора обмена цифровых финансовых активов, совмещающего свою деятельность с деятельностью некредитной финансовой организации, из соответствующего реестра, за исключением случая аннулирования лицензии на осуществление банковских операций в связи с получением статуса микрофинансовой компании, или случая аннулирования отзыва лицензии по заявлению лицензиата, или случая исключения из соответствующего реестра по заявлению некредитной финансовой организации, включенной в соответствующий реестр.
Со дня исключения оператора обмена цифровых финансовых активов из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов запрещается совершение через такое лицо, исключенное из указанного реестра, сделок, предусмотренных частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить исключение возможности совершения сделок, связанных с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в соответствующей информационной системе, через привлеченного им оператора обмена цифровых финансовых активов со дня исключения его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Оператор обмена цифровых финансовых активов вправе обратиться в Банк России с ходатайством об исключении его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Банк России исключает оператора обмена цифровых финансовых активов из указанного реестра не позднее семи рабочих дней со дня представления им в Банк России такого ходатайства. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, включенный также в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, обязан прекратить осуществление деятельности по обеспечению заключения сделок с цифровыми финансовыми активами со дня его исключения из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, а также не позднее 30 рабочих дней после дня его исключения из указанного реестра обеспечить привлечение оператора обмена цифровых финансовых активов для совершения сделок, связанных с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в соответствующей информационной системе, в случае отсутствия иных операторов обмена цифровых финансовых активов, привлеченных таким оператором информационной системы. Положения настоящей части об обязательном привлечении оператора обмена цифровых финансовых активов не применяются в случае, если оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, включенный также в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, после исключения его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов самостоятельно обеспечивает заключение сделок, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе, оператором которой он является.
Статья 12. Особенности выпуска и размещения цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг 1. Цифровые финансовые активы, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, предоставляют их обладателю право требовать от лица, обязанного по таким цифровым финансовым активам, реализации через оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, прав по эмиссионным ценным бумагам, предусмотренных решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Цифровые финансовые активы, удостоверяющие право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предоставляют их обладателю право требовать от лица, обязанного по таким цифровым финансовым активам, передачи ему ценных бумаг, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов, в течение срока или при наступлении события, предусмотренных таким решением. Акциями и эмиссионными ценными бумагами, конвертируемыми в акции, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами или право требовать передачи которых удостоверяется цифровыми финансовыми активами, могут быть только акции непубличного акционерного общества и эмиссионные ценные бумаги непубличного акционерного общества, конвертируемые в его акции. Процедура эмиссии ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым или право требовать передачи которых удостоверяют цифровые финансовые активы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
В случае, если цифровые финансовые активы предусматривают возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, такие эмиссионные ценные бумаги должны учитываться на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, открытом лицу, выпускающему цифровые финансовые активы и осуществляющему права по указанным эмиссионным ценным бумагам. Лицо, выпускающее цифровые финансовые активы, не вправе зачислять иные ценные бумаги на лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов. Лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов открывается с указанием оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и сведений, позволяющих идентифицировать цифровые финансовые активы. В случае, если на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов учитываются ценные бумаги, под которые выпущены несколько выпусков цифровых финансовых активов, регистратор депозитарий при зачислении ценных бумаг на такой лицевой счет счет депо обязан открыть субсчета под каждый выпуск цифровых финансовых активов для учета прав на эти ценные бумаги. Лицо, выпускающее цифровые финансовые активы, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, осуществляет права по учитываемым на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов ценным бумагам в соответствии с указаниями обладателей цифровых финансовых активов. Условия, порядок и сроки направления таких указаний устанавливаются решением о выпуске цифровых финансовых активов.
Доходы и или иные выплаты по ценным бумагам, учитываемым на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, подлежат передаче обладателям цифровых финансовых активов, удостоверяющих право на их получение, в порядке и сроки, предусмотренные решением о выпуске цифровых финансовых активов. Не позднее даты выпуска цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить доступ приобретателям цифровых финансовых активов, которые удостоверяют возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или право требовать их передачи, к решению о выпуске соответствующих ценных бумаг, а также к сведениям о наличии преимущественного права их приобретения и порядке осуществления такого права. Статья 13. Особенности выпуска и обращения цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале акционерного общества 1. Выпуск цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале публичного акционерного общества акции публичного акционерного общества, выпущенные в виде цифровых финансовых активов , и выпуск акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов при условии, что ранее была осуществлена эмиссия акций данного общества не в виде цифровых финансовых активов, запрещены. В случае выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов лицом, осуществляющим учет прав на акции этого общества, признается оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
Эмиссия акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" с учетом следующих особенностей: 1 регистрация выпусков акций непубличного акционерного общества, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, осуществляется оператором информационной системы в соответствии с правилами информационной системы. Государственная регистрация выпусков акций в виде цифровых финансовых активов не осуществляется; 2 решение о выпуске акций непубличного акционерного общества, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, должно предусматривать учет акций в виде цифровых финансовых активов в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также содержать информацию о рисках, связанных с приобретением таких акций; 3 устав непубличного акционерного общества, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, должен предусматривать учет акций в виде цифровых финансовых активов в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Также уставом такого акционерного общества могут быть предусмотрены способы созыва и проведения общего собрания акционеров и способы уведомления акционеров об осуществлении корпоративных действий, предусмотренные правилами информационной системы; 4 возможность выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов должна быть предусмотрена уставом непубличного акционерного общества при его учреждении. Для выпуска и размещения акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, открывает в российской кредитной организации номинальный счет, бенефициаром по которому является эмитент ценных бумаг. Денежные средства, передаваемые в оплату акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, при их выпуске должны зачисляться на номинальный счет, указанный в части 4 настоящей статьи. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на номинальном счете, указанном в части 4 настоящей статьи.
Денежные средства, находящиеся на номинальном счете, перечисляются кредитной организацией по требованию бенефициара на его банковский счет, открытый в российской кредитной организации. Совершение иных операций по номинальному счету не допускается. Акции непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов считаются размещенными с момента наступления условий, при которых выпуск цифровых финансовых активов признается состоявшимся завершенным , и возникновения прав, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. Обязанность по оплате акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов считается исполненной с даты поступления денежных средств на номинальный счет, указанный в части 4 настоящей статьи. Установленные нормативными актами Банка России требования к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг в части порядка учета прав на ценные бумаги не распространяются на учет прав на акции непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов. Статья 14.
Оборот цифровой валюты 1. Под организацией выпуска в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и или информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и или комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации далее - объекты российской информационной инфраструктуры. Под выпуском цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и или пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами. Под организацией обращения в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и или операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры. Организация выпуска и или выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами. Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими им товары, выполняемые ими им работы, оказываемые ими им услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг.
Требования лиц, указанных в части 5 настоящей статьи, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и или операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими им товары, выполняемые ими им работы, оказываемые ими им услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг. Статья 15. Внесение в устав общества изменений и дополнений в части указания на возможность выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, а также исключения из устава общества такого указания, предусмотренного уставом при учреждении общества, не допускается. Внесение в устав непубличного акционерного общества, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным, не допускается. Статья 16.
Инвесторы неоднозначно отреагировали на... Но тут есть условие: если актив был выпущен не в рамках российского законодательства, то приобрести его в нашей кредитной организации будет нельзя. Цифровые активы, выпущенные вне российского права, можно будет приобрести только на иностранных площадках», — добавил депутат. В свою очередь, цифровую валюту закон определяет как совокупность электронных данных в информационной системе. Как пояснил Аксаков, криптовалюты являются средством платежа, а также инструментом для инвестиций или хранения денег, но при этом не могут быть использованы для оплаты товаров и услуг в России.
В рамках законодательства рубль был и остаётся единственным легальным платёжным средством в России. Изначально мы не рассматривали идею того, что криптовалюта может встать наравне с рублём. Такой задачи не стояло», — пояснил Анатолий Аксаков. Во многом запрет на использование цифровых активов в России в качестве средства платежа связан с желанием властей минимизировать риски финансового мошенничества с криптовалютами. Более того, невозможность отследить платежи позволяет злоумышленникам финансировать террористические организации», — отметил эксперт.
Опубликован закон, который среди прочего содержит правила выпуска цифровых финансовых активов, оборота цифровой валюты. Большинство положений этого документа начнет действовать с 1 января 2021 года. Цифровые финансовые активы Закон определяет цифровые финансовые активы далее — ЦФА как цифровые права, включающие, среди прочего: денежные требования; возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам; права участия в капитале непубличного АО. Выпуск, учет и обращение ЦФА возможны только путем внесения изменения записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы далее — система. Эти записи смогут вносить ИП и юрлица. Вид и объем прав, которые удостоверяются ЦФА, должны быть названы в решении об их выпуске. ЦФА учитываются в системе, в которой они выпускаются.
Налогообложение цифровых финансовых активов
Устанавливаются правила выпуска и обращения цифровых финансовых активов. Выпуск ЦФА осуществляется на основании решения о выпуске таких активов, которое должно содержать обязательные сведения определяется перечень таких сведений , составляется в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выпускающего ЦФА, отражает вид и объем прав, которые удостоверяют выпускаемые цифровые финансовые активы, должно быть размещено в интернете на сайте лица, выпускающего ЦФА, и на сайте оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск ЦФА, и должно находиться в открытом доступе до полного исполнения всех обязательств лица, выпустившего ЦФА. Решение о выпуске таких активов может быть адресовано неопределенному кругу лиц является публичной офертой либо определенному кругу лиц обязательно для ЦФА, удостоверяющих права участия в капитале непубличного АО. Полномочия ЦБ Банк России наделяется полномочиями ведения реестра информационных систем и реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, а также надзора за деятельностью операторов информационных систем, в рамках которых выпускаются ЦФА. ЦБ сможет устанавливать дополнительные требования к операторам информационных систем, к деятельности операторов обмена ЦФА включая требования к организации обращения ЦФА, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности. ЦБ также будет определять, какие ЦФА сможет приобретать только квалифицированный инвестор, а какие - неквалифицированный инвестор в пределах установленной Банком России суммы.
Во многих странах эта сфера никак не зарегулирована. И туда текут средства. Зачем им что-то регулировать, если реальные деньги поменяны на что-то виртуальное? То есть, не создавая физического товара, эти страны получили деньги, инвестиции и т. Позиция собеседника «Московской газеты» в том, что рынок надо сначала развивать, а уже «по ходу процесса его регулировать». Директор по маркетингу Intelinvest. Сейчас законодательно покупка NFT не регулируется и не обеспечивает покупателей такими базовыми правами интеллектуальной собственности, как, например, запрет на использование произведения третьим лицам. Урегулирование отрасли позволит перейти к следующему этапу развития, который сопровождается ростом институциональных инвесторов, создание ими ETF и других инвестиционных продуктов для розничных инвесторов, что приведет к активному использованию криптовалюты при трансграничных расчётах и росту капитализации всего криптовалютного рынка», — отметил Станислав Самсонов.
Часть дополнительно включена с 25 июля 2022 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 331-ФЗ Статья 2. Выпуск цифровых финансовых активов 1. Права, удостоверенные цифровыми финансовыми активами, возникают у их первого обладателя с момента внесения в информационную систему, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, записи о зачислении цифровых финансовых активов указанному лицу. Вид и объем прав, которые удостоверяют выпускаемые цифровые финансовые активы, предусматриваются решением о выпуске цифровых финансовых активов в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона. Действия по внесению в информационную систему, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, записи о зачислении цифровых финансовых активов их первому обладателю далее - выпуск цифровых финансовых активов вправе осуществлять: 1 физические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в качестве индивидуальных предпринимателей; 2 юридические лица коммерческие и некоммерческие организации. В случаях и порядке, предусмотренных нормативным актом Банка России, цифровые финансовые активы могут быть зачислены номинальному держателю цифровых финансовых активов, который учитывает права на цифровые финансовые активы, принадлежащие иным лицам. В качестве номинального держателя цифровых финансовых активов может выступать только лицо, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности. В качестве номинального держателя цифровых финансовых активов не может выступать оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск указанных цифровых финансовых активов. Сделки, связанные с приобретением цифровых финансовых активов при их выпуске, а также с прекращением обязательств, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, могут осуществляться в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, без привлечения оператора обмена цифровых финансовых активов. Часть дополнительно включена с 25 июля 2022 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 331-ФЗ Статья 3. Решение о выпуске цифровых финансовых активов 1. Решение о выпуске цифровых финансовых активов должно содержать: 1 сведения о лице, выпускающем цифровые финансовые активы, в том числе для физического лица - фамилию, имя, отчество если иное не вытекает из закона или национального обычая , место жительства, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, для юридического лица - полное наименование, адрес, сведения о государственной регистрации, а также сведения о сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 марта 2024 года N 45-ФЗ. В решении о выпуске цифровых финансовых активов наряду со сведениями, указанными в части 1 настоящей статьи , могут содержаться иные сведения, определенные лицом, выпускающим цифровые финансовые активы.
На базе блокчейна можно создавать самые разные решения, но популярность блокчейну принесли криптовалюты, или точнее bitcoin. По задумке создателей биткоина, эта система должна была стать децентрализованной цифровой валютой, за выпуск и обращение которой отвечает не кто-то конкретный, не страна и не корпорация, а все участники оборота в целом. Выпускать новые биткоины может любой участник сети с достаточной вычислительной мощностью, а обеспечения у них нет никакого. Именно это обусловило гигантскую волатильность биткоина и его многочисленных аналогов. Чтобы создать более стабильный инструмент, неоднократно предпринимались попытки выпустить обеспеченную реальными активами криптовалюту. Они получили название стейблкоины. Однако нехватка чётких требований к эмитентам и составу базовых активов приводит к тому, что стейблкойны зачастую не оправдывают свое название с англ. Блокчейн, но не криптовалюта Всё сказанное поможет нам понять, как работают ЦФА и чем отличаются от криптовалют. Каждый цифровой финансовый актив выпускается в виде ряда токенов, записываемых в блокчейне. Токены обычно привязаны к реальному активу например, к драгметаллу или бриллианту. Частью ЦФА является смарт-контракт, программирующий все условия выпуска и позволяющий в дальнейшем автоматизировать обращение ЦФА. Информационной системой, в которой находятся ЦФА, управляет специальная компания — оператор информационной системы, лицензированный ЦБ РФ. Инфраструктура операторов включает в себя не только классические процессы от клиринга до учета прав, но и фиксацию прав владения на базе блокчейна и автоматизацию торговых сценариев. Фактически, это «Биржа 2. Также оператор информационной системы выполняет проверку эмитентов согласно 115-ФЗ и идентификацию инвесторов. Благодаря работе оператора платформа становится доверенной средой. Выпустить ЦФА могут организации разных отраслей, обратившись к оператору информационной системы. Но важно помнить, что эмитент несёт обязательства перед инвесторами! Цифровые права являются разновидностью имущественных прав, признаваемых в суде. Главным преимуществом ЦФА перед криптовалютами являются регламентированные законом отношения между эмитентами и инвесторами. А чем ЦФА лучше привычных акций, облигаций или факторинга? Тут преимущество тоже весомо. Использование смарт-контрактов позволяет снизить число посредников, сильно упростить выпуск и оборот активов, что в конечном счёте приводит к существенной экономии времени и денег для всех участников рынка. Например, при выпуске еврооблигаций в процессе эмиссии поучаствует 8-9 посредников брокеры, НРД, биржа, национальный клиринговый центр , дебютный выпуск займёт около года, повторный — в среднем три месяца и обойдется в 11-23 млн рублей. Разумеется, при таких условиях мы почти не видим на рынке облигаций средние и небольшие компании.
Законопроект «О цифровых финансовых активах» принят во втором чтении
Например, теперь установлено, что реализация цифровых финансовых активов не облагается НДС подп. Также законом предусмотрено, что при реализации цифрового права, включающего одновременно ЦФА и УЦП, налоговая база определяется как разница между ценой реализации указанного цифрового права с учетом суммы налога и ценой приобретения указанного цифрового права с учетом суммы налога ст. В частности, устанавливается, что относится к доходам и расходам по таким операциям. В НК РФ включена новая норма — статья 214.
Решение о выпуске цифровых финансовых активов 1. Решение о выпуске цифровых финансовых активов должно содержать: 1 сведения о лице, выпускающем цифровые финансовые активы, в том числе для физического лица - фамилию, имя, отчество если иное не вытекает из закона или национального обычая , место жительства, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, для юридического лица - полное наименование, адрес, сведения о государственной регистрации, а также сведения о сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 11 марта 2024 года N 45-ФЗ. В решении о выпуске цифровых финансовых активов наряду со сведениями, указанными в части 1 настоящей статьи , могут содержаться иные сведения, определенные лицом, выпускающим цифровые финансовые активы. Банк России вправе установить дополнительные к предусмотренным частью 1 настоящей статьи требования к содержанию решения о выпуске цифровых финансовых активов. В случае, если решение о выпуске цифровых финансовых активов содержит указание на ограничение оснований и или размера ответственности лица, выпускающего цифровые финансовые активы, такое указание должно быть явным и недвусмысленным. Решение о выпуске цифровых финансовых активов составляется в электронной форме и должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, выпускающего цифровые финансовые активы, или усиленной квалифицированной электронной подписью усиленными квалифицированными электронными подписями лица лиц , осуществляющего осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица, выпускающего цифровые финансовые активы. В случае обеспечения исполнения обязательств, права по которым удостоверены цифровыми финансовыми активами, третьим лицом решение о выпуске цифровых финансовых активов должно быть подписано также усиленной квалифицированной электронной подписью такого лица в случае, если оно является физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем или усиленной квалифицированной электронной подписью усиленными квалифицированными электронными подписями лица лиц , осуществляющего осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица, предоставившего обеспечение, подтверждая тем самым достоверность информации об обеспечении.
Часть дополнительно включена с 25 июля 2022 года Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 331-ФЗ 6. Решение о выпуске цифровых финансовых активов должно быть размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и на сайте оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и должно находиться в открытом доступе до полного исполнения обязательств лица, выпустившего цифровые финансовые активы, перед всеми обладателями цифровых финансовых активов, выпущенных на основании соответствующего решения о выпуске цифровых финансовых активов. Размещенное в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и на сайте оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, решение о выпуске цифровых финансовых активов, адресованное неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой. Решением о выпуске цифровых финансовых активов может быть предусмотрено, а решением о выпуске цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или удостоверяющих право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг или удостоверяющих права участия в капитале непубличного акционерного общества, должно быть предусмотрено, что оно адресовано определенному кругу лиц. Выпуск цифровых финансовых активов на условиях публичной оферты осуществляется в соответствии с федеральными законами. Статья 4.
Для них вводится режим номинального счёта, бенефициарами по которому являются пользователи электронной платформы. Исключение сделано лишь для случаев исполнения оператором электронной платформы, который выпустил ЦФА, своих обязательств перед пользователем, денежные требования по которым включены в эти активы», — отмечает «РИА Новости». Реестр операторов электронных платформ будет вести Банк России. За регулятором закрепляется право применять к операторам меры воздействия в случае нарушений требований закона «О национальной платёжной системе».
Документ устанавливает возможность проведения внешнеторговых сделок с использованием цифровых активов в качестве средства платежа. Валютными операциями признаются операции между резидентом и нерезидентом либо между нерезидентами по приобретению и отчуждению цифровых активов на законных основаниях. Банк России наделяется полномочиями по установлению условий совершения отдельных валютных операций с цифровыми активами и установлению запрета на их совершение. Законом также уточняется определение цифровых прав, являющихся и не являющихся валютными ценностями.
Госдума 1-м чтении приняла законопроект о налогообложении цифровых финансовых активов
31 июля Президент РФ подписал закон “О цифровых финансовых активах”. Закон о цифровых финансовых активах приняли в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ». Подписанный 31 июля Президентом РФ закон «О цифровых финансовых активах» кажется скорее теоретическим справочником по основным понятиям наступающей «цифровой эпохи», чем практическим руководством по регулированию цифровых активов. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). В 2022 году о цифровых финансовых активах говорили нечасто.