Новости василий великий григорий богослов и иоанн златоуст

В самом начале января месяца прославляли мы Святителя Василия Великого, сравнительно недавно Святителя Григория Богослова, а совсем недавно было перенесение мощей Святителя Иоанна Златоуста. Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01.

Виртуальный хостинг

  • Акафист трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому — Акафистник
  • Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста - Праздник
  • Соединенные после смерти
  • Святитель Григорий Богослов
  • 12 февраля Церковь вспоминает Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста - Праздник

Икона «Три святых»: история и описание образа

Прежде чем достичь этой заповеди, очень много нужно упражняться и в терпении, и в смирении, и в любви, и в милосердии. Поэтому все заповеди Христа служат для нас маяками, которые определяют, что мы уже можем из того, чему нас святая Церковь научила, а что мы пока еще не можем. И надо стараться в этом упражняться, все время в этом направлении трудиться. Вот как ученик: ему учитель дает какие-то задачки, а он все время решает и становится все более искусным, все более опытным, все более сообразительным. Так точно и в духовной жизни. Наш учебник — это есть святое Евангелие, а все заповеди, которые в нем даны, — это жизненные задачи, которые мы обязательно должны решить, причем решить хорошо, не только умом постичь, что это значит, но научиться на деле. Вот, допустим, есть заповедь Божия «молитесь за обижающих вас». Если кто нас обидел — а все время кто-нибудь нас обижает, — как вылечить эту обиду? Вообще обижаться — это есть страшный грех.

Если человек обижается на кого-то, Царствия Небесного он уже достичь не может, это совершенно исключено. Поэтому у кого есть на кого-нибудь какая обида, бесполезно в храм ходить, бесполезно и свечи ставить, все бесполезно, все перечеркивается одной обидой. Потому что, когда человек обижается, он уже не христианин, он даже не имеет права «Отче наш» читать, так как там сказано: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», — то есть, Господи, прости мне мои грехи так, как я прощаю другим. А если ты хоть что-то не прощаешь, значит, и тебе Господь не прощает. А раз тебе Господь не прощает, значит, ты не можешь быть в Царствии Небесном. Оно только для кающихся грешников, которые грехи исправили, грехи им прощены, очищены. Поэтому, когда мы плачем о чем-нибудь, горюем, надо задуматься: а не от обиды ли я плачу? Потому что, если меня по правой щеке ударят, я должен подставить левую.

И чтобы избавиться от обиды, Господь дает изумительное лекарство: молись за обижающего тебя. Молись час, два, три, день, неделю, месяц, год — и увидишь, что обида твоя ушла. А может быть, и не понадобится года, достаточно, может быть, один раз перекреститься, и эта нечисть от тебя отойдет. И если каждый раз мы будем так поступать, то постепенно вообще у нас никакой ни на кого обиды не будет, никаких отношений ни с кем мы выяснять не будем, нам это просто не потребуется. И таким образом мы сделаем шаг навстречу к Богу. И если бы мы все заповеди Божии так внимательно рассматривали, в своей жизни бы использовали, исполняли, наша жизнь бы начала меняться, мы бы стали просвещаться светом Христовым. Василий, Григорий и Иоанн, они это исполнили. У них получилось.

Поэтому они есть учителя, они показывают и рассказывают в своих произведениях, как это все нужно сделать. А если мы не трудимся над тем, как нам это сделать, то наша жизнь проходит бесполезно. Ну приходи, ну ставь свечки — молодец, клади деньги в кружку — тоже неплохо, записки подавай за кого-то о здравии, за упокой. Помолишься о здравии — Господь поможет. Помолишься за упокой — усопший, за которого ты молишься, почувствует твою молитву. Это дело хорошее, доброе. Да, твое сердце умилилось, у тебя есть чувство исполненного долга, у тебя душа успокоилась. Это все хорошо, но это опять ты все себе.

А Богу-то что? Где в этом стремление к Царствию Небесному? Поэтому сказано: «Да светит свет ваш пред людьми». Это же заповедь. А наша жизнь с вами, разве она сияет? Нет, наша жизнь серая, она у нас пошлая, она от жизни людей, которые в церковь не ходят, ничем принципиально не отличается. Потому что невозможно назвать отличием нашей жизни то, что мы утром пять минут и вечером десять минут молимся или в среду и пятницу чего-то там не вкушаем. Это что, принципиально?

Нет, конечно. Ты два раза молишься в день, а мусульманин нормальный пять раз в день молится, так что уже ты отстаешь. Дальше Господь говорит: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». То есть вся наша жизнь должна быть построена так, чтобы для Царствия Небесного стараться, чтобы все время к нему устремляться, чтобы все время о нем думать: что мне еще такого сделать для Царствия Небесного? Мы думаем о хлебе, о том, что нужно из прачечной белье забрать, надо за телефон заплатить, а то отключат, о многих вещах мы думаем, заботимся. А ведь самая главная забота должна быть о том, что вот, если я сегодня умру, Господь меня возьмет в Царствие Небесное или скажет: отойди, Я тебя не знаю? Если Господь действительно был в нашей душе, вошел в нашу душу как свет, то значит — да.

Оригена , "Против Евномия" опровержение арианского учения , беседы в т. Особенно важный источник для истории церк. Проповеди, панегирики, псалмы; с именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популярным, но восстановили против него влиятельные круги двора и высшего клира; в 403 был отправлен в ссылку, из страха перед народом возвращен, но снова в 404 низложен и сослан. Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400.

По нашим меркам умер он еще достаточно молодым человеком, поскольку не дожил до 50 лет, но при этом на века оставил о себе память, подарив Церкви сокровища своих трудов, наставлений, правил, бесед, толкований, и самой своей высоконравственной жизнью явил пример деятельного служения людям и Богу. Высокое значение деятельности святителя переоценить невозможно, особенно учитывая состояние Церкви в то время. Церковь только начинала строиться тогда, освободившись от гонений. Общины существовали обособлено, отсутствовало единообразие службы, догматы только формулировались, языческое окружение еще доминировало. При этом в церковной среде появились уже болезни заблуждений и ересей. Василий Великий проложил человеческому разуму мост для перехода от античного сознания и философских исканий истины к христианскому мировоззрению, христианской нравственности и христианским основам социальной жизни, утверждая вокруг веру и благочестие. Он внес свой вклад в разработку православной догматики, в определение понятий «сущность» и «ипостась», что послужило борьбе с арианством и стало опорой для формулирования догмата о Пресвятой Троице. Широко известны экзегетические Беседы святителя на Шестоднев, давшие богословскую основу для развития естественных наук. Помимо литературной деятельности и богословия Василий очень много сделал для устроения Церковной организации, упорядочения ее внутреннего устройства, а также потрудился для оформления службы, составив чин Божественной Литургии. Народ запомнил святителя благотворительной и попечительской деятельностью. Василий Великий много сделал для Церкви, отдельно необходимо отметить, из какой семьи происходил этот человек, тогда станет понятна сила его веры и источник его деятельной энергии. Особенное значение в современных условиях расшатывания традиционных ценностей имеет необходимость сплочения и укрепления христианской семьи, и житие Василия Великого показывает церковным людям силу семейного корня, силу молитв за родного человека и своих близких. Семья является для человеческой души опорой, питательной средой для воспитания веры, дароносительницей для передачи от поколения к поколению благого опыта жизни во Христе. Такой семьей были близкие Василия Великого, научившие его святости. Интересный факт Макрина, усвоившая догматы веры от Григория, передавала их своему внуку Василию, наставляя его с малолетства в любви к Богу и «в благочестивых учениях», а главное — учила всегда и за все благодарить Господа. Хотя красавица Емилия и желала посвятить себя Богу, но чтобы не пасть жертвой насилия, сирота вышла замуж за образованного и доброго молодого адвоката Василия старшего , сына благочестивой Макрины. Святая семья свт. Василия Великого. Икона 1999 г. Вот какой благой плод принес христианский брак Василия и Емилии и доброе воспитание в семье через благочестивую жизнь родителей и вероучительные наставления бабушки-исповедницы, много перенесшей в жизни за Христову веру, но никогда не роптавшей, а твердо верившей в промысел Божий и не забывавшей за все Его благодарить. Семья заботилась о воспитании и образовании детей. Так Василий, получив достаточное домашнее образование от отца, высокообразованного адвоката и преподавателя риторики, был отправлен в Кесарию Каппадокийскую в самую лучшую школу, а затем в центр классического образования — в Афины. Еще в Кесарийской школе Василий подружился с таким же студентом Григорием. Эту студенческую дружбу Василий и Григорий сохранили на всю жизнь, сроднившись, как братья. В будущем Григорий тоже станет святым, и Церковь назовет его Богословом. После окончания светской учебы Василий отправился не в столицу, а в египетскую пустыню к монахам-отшельникам, чтобы учиться у них Божественной мудрости. Он пишет: «я удивлялся их умеренности в пище, их выносливости в трудах, я изумлялся их глубокому молитвенному настроению, изумлялся тому, как они успешно борются со сном, как помышления их всегда возвышенны и свободны, несмотря на голод и жажду, на холод и скудную одежду… Живя, как будто их тело не принадлежит им, они на деле показали, что значит жить в этом мире мыслью об ином мире и иметь свое отечество на небесах… Я молился, чтобы и я, насколько позволят мои силы, мог бы сделаться подражателем этих людей». Но вскоре Василию пришлось оставить пустыню для деятельной защиты православия от арианской ереси. Уже в сане епископа Кесарийского он бесстрашно боролся с ересиархами, обладающими как церковной, так и светской властью. Не терял мужества святитель и перед арианином императором Валентом, даже под угрозой смерти стоял он в Христовой вере, так отвечая безумной силе: «Если ты отнимешь у меня имение, то и себя этим не обогатишь, и меня не сделаешь нищим. Полагаю, что тебе не нужны эти ветхие мои одежды и несколько книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни сошлют, будет мое… А мучения что могут сделать мне?

По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну ок. С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах зафиксирована служба трем святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора 1136 год , который содержит правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Считают, что основа составлена Киприаном, а Зосима лишь дополнил список, но точный объем добавлений не известен, поскольку индекс Киприана не сохранился. Однако известно, что он существовал, поскольку в списке Зосимы указано: «А се писано из молитвеника митрополита Киприана всеа Руси». Святитель Василий Великий Василий Великий родился в удивительной семье. Дедушка и бабушка святого стали мучениками во время Диоклетианова гонения. Дядя будущего святителя был епископом. Святые родители Василия воспитали в христианском благочестии девять детей. Из них трое стали епископами, а ещё двое — известными иноками. Помимо Василия Великого, сегодня мы чтим в лике святых его брата Григория Нисского и сестру — преподобную Макрину. Литургия святителя Василия Великого Семейный достаток позволил будущему архиепископу Кесарии Каппадокийской получить лучшее богословское образование своего времени и дополнить его в Афинах всеми достижениями античных философов. Это позволило святому сформулировать православное учение о Святой Троице, благодаря которому были побеждены ереси Ария и Македония и прекращены тринитарные споры.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Воронежа была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск. Его Высокопреподобию сослужили благочинный собора иерей Павел Колбасов и клирик храма иерей Михаил Семенов. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих.

Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют.

Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал.

В 20 лет Иоанн принял крещение — его крестил сам епископ Мелетий Антиохийский. Вскоре Иоанн принял иночество, а после того как император Валент отправил Мелетия в ссылку, Иоанну предложили занять кафедру учителя. Но юноша, уклонившись от архиерейского сана, укрылся в пустыне, где стал писать книги о сути жизни со Христом: «Шесть слов о священстве», «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». В 386 году Иоанн был всё-таки рукоположен во пресвитеры. Он оказался блестящим проповедником и получил от паствы прозвище «Златоуст». Двенадцать лет он ежедневно проповедовал в храме, обличая ереси и лжепророков, не спешивших уходить из церквей. Также он составил чин литургии, написал тексты гимнов, толкования на ряд книг Священного писания и множество бесед на отдельные библейские тексты. В 397 году после кончины константинопольского архиепископа Нектария преемника Георгия Богослова Иоанн взошёл и на Константинопольскую кафедру. Но она стала для него второй Голгофой. Из-за того, что епископ бескомпромиссно обличал распущенность нравов высшего света, императрица Евдоксия добилась суда над святителем. Суд приказал казнить епископа, но император заменил казнь изгнанием — на далёкий Кавказ. Причём воинам, конвоировавшим его, император дал задание убить в дороге престарелого Иоанна. Что они и сделали. В послании императору Алексею он рассказал, что ему во сне явились сразу три святителя — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, которые повелели установить общий день празднования их памяти: Икона "Иоанн Златоуст" из книги "Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря". Фото: Издательство Индрик — Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Император Алексий согласился с митрополитом Иоанном. И решил отвести этому празднованию 30 день января то есть 12 февраля по новому стилю , чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.

Перевод: Богословским языком твоим сплетения риторов расторгнув, славный, Православия одеждой, свыше сотканной, ты Церковь облек, и, нося ее, Она взывает с нами, твоими чадами: «Радуйся, отче, богословия ум высочайший». Молитва 1;я святителю Григорию Богослову Святитель Григорий Богослов О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, повози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православной Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную, пети и славити во веки веков. Молитва 2;я святителю Григорию Богослову О, великий святителю отче Григорие, преславный Вселенския Церкве учителю, славы Пресвятыя Троицы всеусердный поборниче, Матере Божия и Ея Пренепорочнаго Девства предъизбранный исповедниче, пресветлый чистоты, смирения и терпения образе. Се аз многогрешный и недостойный на высоту небесную взирати, смиренно молю тя, премудрый Церкве Христовы учителю, научи мя тако богобоязненно житие свое проводити, да никогдаже на путь, Божиим повелением противен, уклонюся или совращен буду. Соблюди и избави мя твоим многомощным предстательством от соблазнов мира и козней диавольских, якоже избавил еси от них юношу, от Сладчайшаго Спасителя нашего отступивша и во власть сатаны впадша. Даруй мне силу душевную усердным быти подражателем добродетелей твоих высоких: соделай мя в вере правей тверда и непоколебима, укрепи мя малодушнаго в терпении и уповании на Господа, возгрей в сердце моем истинную Христову любовь, да небесных благ паче всех желаю и ими услаждаюся. Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду. Егдаже час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми непреступнаго Божия Величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Молитва 3;я святителю Григорию Богослову О, великий и преславный святителю Христов, всея Вселенския Церкве учителю богомудрый, Православия твердый исповедниче и поборниче, преблаженне отче Григорие!

Самое читаемое

  • Предыдущие выпуски
  • Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
  • Собор трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • Православная газета
  • Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста - Праздник

Молитвы Собору Св Вас Велик Гр Богосл Иоанна Злато

Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. 11 февраля 2016 года,накануне праздника Собора вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в нашем храме состоялось всенощное бдение. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст жили в том время, когда христианство уже становилось государственной религией в Римской империи. К таким – избранным среди избранных – относятся Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Войти на сайт

Главная \ Вселенские учителея и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Григорий Богослов (†389, память 7 февраля (25 января по ст. ст.)). 12 февраля Церковь празднует Собор вселенскихъ учителей и святителей Церкви: Василiя Великаго, Григорiя Богослова и Iоанна Златоустаго. Григорий Богослов (†389, память 7 февраля (25 января по ст. ст.)).

Святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — по словам святого Амфилохия, «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». В Афинах он сдружился с Григорием Богословом. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних». Святой Василий Великий. Шебуев Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, «желая снискать руководителя к познанию истины», отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей. Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и все глубже вчитывались в Священное Писание. Ересь Ария как импульс к действию Но в царствование императора Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен сначала в диакона, затем в пресвитера. Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей.

А в Кесарию вновь приехал лишь после воцарения императора Валента, приверженца ереси Ария , когда для православия наступили тяжелые времена и «предстояла великая борьба». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии он занимал лишь второе место. Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером. Составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место. Но болезни, труды, воздержание, заботы и скорби рано истощили его силы: преставился святитель Василий 1 января 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Ему было всего 49 лет. Григорий Богослов Однокашник императора-отступника Архиепископ Константинопольский, богослов, близкий друг и сподвижник Василия Великого, Григорий Назианзин, вошедший в историю Церкви как Григорий Богослов, родился около 329 года в городе Арианза в Каппадокии. Его отец, тоже Григорий, был богатым аристократом-язычником, но под влиянием своей жены Нонны, причисленной впоследствии к лику святых, принял крещение и со временем стал епископом в городе Назианзе. Все детство и юность Григорий учился — сначала дома, потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии.

Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником. Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом. Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством.

И вот святой апостол Павел в сегодняшнем послании к Коринфянам призывает возвратиться от этого блудного дела к Богу, чтобы Господь по Своему милосердию очистил, омыл наши оскверненные тело и душу и даровал прощение грехов. Есть и другая сторона нашей жизни, когда мы удаляемся от Отца нашего Небесного грехами и пороками, увлечениями, удовольствиями, наслаждениями этого мира. И нам кажется, что мы - глубоко верующие люди, что мы верим в Бога, а на самом деле мы далеки от Него, далеки от исполнения Его воли. И Господь стучится в сердце каждого человека и хочет, чтобы мы отверзли наше сердце, и Он вошел вечерять с нами и принял в свои объятия, простил наши грехи, и мы были вместе с Ним. Поэтому мы должны сохранить это единство, близость к Богу, почувствовать и постоянно сознавать наше сыновство по отношению к Богу, что мы являемся сынами Божиими по благодати. Мы должны всегда сохранять сыновство, помня о нем даже тогда, когда мы далеко ушли от Бога, от Отца своего Небесного, живя блудно и развратно. Нужно вспомнить о нашем Отце Небесном, который всегда готов объять нас Своею любовью и простить и принять в Свои обители. Эти святители всегда были любимы нами и при жизни были любимы верующими людьми. Было время, когда одни люди почитали больше Иоанна Златоуста, другие — Василия Великого, иные — Григория Богослова, и таким образом было разделение между людьми. Святители Христовы, находясь в Царстве Божии, в обителях небесных, явились людям на земле и возвестили им о том, что нужно искоренить это разделение, чтобы не было разделения в их почитании.

Радуйтеся, пресветлии благочестия образи; радуйтеся, верныя в боговедении утвердившии. Радуйтеся, слова Божия богодухновеннии изъяснителие; радуйтеся, Владыки Христа раби блазии и вернии. Радуйтеся, кротость Моисееву и ревность Илиину в подвизех своих воплотившии; радуйтеся, терпением скорбей и гонений древнему Иову подражавшии. Радуйтеся, Иосифа целомудрием и чистотою украшеннии; радуйтеся, Петрово исповедание и Иоанново богословие показавшии. Радуйтеся, трие святителие, велицыи и вселенстии учителие. Кондак 8 Странное чудо благодати дарованныя тебе, святителю Василие, уведе на себе Ефрем Сирианин, егда восхотевшу ему видети тя, отче, послал еси архидиакона своего привести его к тебе, и молитвою твоею Ефрем уразуме язык еллинский и, чудеси дивяся, прослави Бога, поя Ему: Аллилуиа. Икос 8 Всю веру во Святую Троицу непорочну сохранисте и многи ко Христу приведосте, святителие Христовы, подвигом добрым подвизавшеся. Сего ради, взирающе на дивный подвиг ваш и на чистое житие ваше, со умилением вопием вам таковая: Радуйтеся, Православия одеждою, свыше истканною, Церковь украсившии; радуйтеся, еретическая суесловия ясно обличившии. Радуйтеся, писаньми и словесы вашими духовное сокровище Церкви Христове собравшии; радуйтеся, мудрость земную и вся красная мира Христа ради отвергшии. Радуйтеся, сокровищ Небесных паче всего взыскавшии; радуйтеся, Пастыреначальника Христа, яко служителие вернии, живоносным стопам последовавшии. Радуйтеся, высокий образ добродетелей в житии вашем явившии; радуйтеся, душевныя страсти, вкупе же и телесныя, духовным мечем посекшии. Радуйтеся, Живоначальней Троице в жертву живу, святу и благоугодну себе самих принесшии; радуйтеся, грешников предстателие. Кондак 9 Всею душею твоею возлюбив Бога, отче Григорие, боговидную чистоту и целомудрие паче всех избрал еси и богослов великий и таинник явился еси. Ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, испроси мирови мир, и спасение всем нам, восхваляющим тя и поющим Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витийством богодухновенным триех вселенских святителей еретичестии соблазны престаша, православная же вера паче и паче превозможе. Сего ради от усердия нашего со умилением и любовию взываем к ним таковая: Радуйтеся, любовию Православия все житие ваше озарившии; радуйтеся, Единаго Бога в Триех Лицах чествовати научившии. Радуйтеся, Ариево злочестие и хуления иных еретиков низложившии; радуйтеся, лжеучителей пребеззаконная уста светлостию словес ваших заградившии. Радуйтеся, небесныя трубы, проповедавшия мирови Христово Евангелие; радуйтеся, во иерарсех светила три великая. Радуйтеся, учителие кротости, воздержания, вкупе же и покаяния; радуйтеся, монашествующих добрии учителие и наставницы. Радуйтеся, Церкве ограждение и Православия поборницы; радуйтеся, в труды Апостолов вшедшии и клас добраго исповедания пожавшии. Радуйтеся, за веру и подвиги венцы нетленныя от Пастыреначальника Христа приемшии; радуйтеся, великия труды и подвиги во благоустроении Церкве Христовы подъемшии. Кондак 10 Спаса Христа умоляти не престай о чтущих память твою, всехвальне Иоанне Златоусте: тебе бо дадеся благодать молитися за ны. Темже и мы, яко ко благоуханнаго мира сосуду, точащему исцеления всем с верою притекающим, со умилением и любовию припадающе, вопием прославльшему тя Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена есте необоримая празднующим святую память вашу и всем притекающим к молитвенному покрову вашему, непостыдная надежда и крепкое заступление. Темже и нам, святии трие святителие, со умилением припадающим к вам, испросите у Престола Святыя Троицы милость и благодать во благовременную помощь, да с радостию и благодарением взываем вам: Радуйтеся, милость и утешение всем верным являющии; радуйтеся, кающияся грешники от сетей диавола избавляющии. Радуйтеся, благодатных даров усерднии раздаятелие; радуйтеся, всех человек предстательство и покрове.

Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников. Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал Слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы.

Правила комментирования

  • Икона «Три святых»: история и описание образа
  • Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст
  • Правила комментирования
  • Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — Русская вера

Житие и праздник Трех святителей

Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним.

Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал.

Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей. А в Кесарию вновь приехал лишь после воцарения императора Валента, приверженца ереси Ария, когда для православия наступили тяжелые времена и «предстояла великая борьба». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии он занимал лишь второе место.

Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером. Составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место. Но болезни, труды, воздержание, заботы и скорби рано истощили его силы: преставился святитель Василий 1 января 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Ему было всего 49 лет. Григорий Богослов Однокашник императора-отступника Архиепископ Константинопольский, богослов, близкий друг и сподвижник Василия Великого, Григорий Назианзин, вошедший в историю Церкви как Григорий Богослов, родился около 329 года в городе Арианза в Каппадокии.

Его отец, тоже Григорий, был богатым аристократом-язычником, но под влиянием своей жены Нонны, причисленной впоследствии к лику святых, принял крещение и со временем стал епископом в городе Назианзе. Все детство и юность Григорий учился — сначала дома, потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии. Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником. Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом.

Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь.

А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. Епископ поневоле Но епископом стать ему все же пришлось — когда умер его отец, сами жители Назианза избрали его на свою кафедру. А после смерти Василия Великого в январе 379 года его избрали архиепископом Константинополя, города, в котором за сорок лет правления императоров, покровительствовавших арианам, почти все церкви, включая Святую Софию, были арианскими. Григорий остановился в доме своих родственников, устроил там в одной из комнат домовую церковь и начал совершать богослужения.

В этой церкви в 380 году он произнес свои знаменитые пять слов «О богословии», принесшие ему славу Богослова. Ариане грозились его убить, кидали в него камни, но через год император Феодосий своим приказом вернул Святую Софию православным и сам ввел в нее Григория. А для решения вопросов, связанных с взаимными обвинениями друг друга в ересях, был созван Собор, получивший название Второго Вселенского. На этом Соборе ереси были преданы анафеме, а Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским.

Куки — это 10-15 килобайт полезной информации на вашем устройстве, позволяющей браузеру быстрее и точнее показывать наш сайт при неоднократном его посещении. Например, благодаря куки, в следующий раз вы этого сообщения не увидите.

Впоследствии любовь к Трем Святителям была воспринята и Русью — часто она была даже, как говорится, не по разуму. Например, еще в XV в. В действительности «беседа» троих никак не могла бы состояться при земной жизни: если свтт. Василий и Григорий и в самом деле были не только современниками, но и близкими друзьями, то свт. Иоанн жил через несколько десятилетий по их кончине. Что сделали три святителя для Церкви Святители чтятся как внесшие главный вклад в формирование христианской догматики и богослужения: свтт. Иоанн создал чин литургии, которая совершается в большинство дней церковного года. История установления праздника Это установление связывают с развернувшейся полемикой христиан Запада и Востока по поводу церковных догматов. При этом православные Византии во многом опирались на богослужебные тексты пера святых, а также на их догматические сочинения. Тогда, как говорит церковное предание, в Константинополе и возникла полемика по поводу того, кто из святителей больше должен почитаться. Эмоциональные споры даже грозили перейти в церковный раскол. Именно тогда Патриарху Иоанну Мавроподу в 1084 или, по иной версии, в 1092 г. Дабы прекратить споры, святители повелели учредить им общее празднование. Впрочем, хотя это предание ныне считается общецерковным достоянием, многие ученые сомневаются в его исторической достоверности, так как оно встречается только в Синаксаре — особом богослужебном чтении на праздник, но не приводится другими византийскими источниками. Поэтому есть версия, что установление торжества лишь приписывается Патриарху Иоанну Мавроподу просто ввиду того, что он особо чтил Трех Святителей и составлял им службы — песнопения и молитвы святым действительно известны под его авторством. Но так или иначе, празднование вошло в церковную жизнь с 90-х гг. Значение даты для православных Оно было особенно велико во время догматических споров с католиками.

12 февраля — день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Высказывания святителей: Святитель Иоанн Златоуст. Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло. Святитель Василий Великий. Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение. Святитель Григорий Богослов.

Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память — 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год.

Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт.

Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.

С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах появляется служба трём святителям.

В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Считают, что основа составлена Киприаном, а Зосима лишь дополнил список, но точный объем добавлений не известен, поскольку индекс Киприана не сохранился. Однако известно, что он существовал, поскольку в списке Зосимы указано: «А се писано из молитвеника митрополита Киприана всеа Руси».

Войти на сайт

Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. 12.02.2016Новости. Великие-Вселенские-учителя-и-святители-Василий-Великий-Иоанн-Златоуст-Григорий-Богослов Праздник трех вселенских святителей был установлен в 1084 году. Василий Великий, Григорий Богослов (Назианзин) и Иоанн Златоуст. Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Составлено по творениям святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. праздничный день, когда Церковь чтит учителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - это Собор трех святителей, празднование триады вселенских столпов Православия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий