Одним из любимых праздников русского народа всегда была Масленица. Во всех филиалах МУК «ЦКС Ртищевского района» 18 февраля 2017 года прошли народные гулянья. 15 марта в библиотеке прошёл фольклорный праздник «Гуляй, масленица!». В конце недели было проведено развлечение "Широкая Масленица", где дети от души веселились, водили хоровод, пели, играли в народные игры, учувствовали в конкурсах. Одним из любимых праздников русского народа всегда была Масленица. Во всех филиалах МУК «ЦКС Ртищевского района» 18 февраля 2017 года прошли народные гулянья. Праздничная программа заканчивалась добрыми словами в след ушедшей Масленице: «Масленица, прощай!
Уярня – Масленица
Масленичные потехи (Полурядинский СДК) | Утром 26 февраля в Сухобузимское начали приезжать гости на праздник «Сибирская Масленица». |
Прощай, Масленица! | Власть труда | Медведь рассказал детям об играх в масленичную неделю. |
Проводы Масленицы - Статьи - Чугуевская районная газета «Наше время» | Ребята своими руками смастерили масленичные сувениры, а вместе с учителями технологии изготовили из бумаги масленицу. |
14 марта - Празднование Широкой масленицы | А захватывающее театрализованное шоу «Широкая Масленица», подготовленное методистом сельского клуба, оставило неизгладимое впечатление у жителей и гостей села. |
Масленичная неделя «Мы Масленицу встречали, в библиотеку зазывали»
Весёлые скоморохи завлекали участников в игры, забавы, конкурсы, хороводы. Все присутствующие угощались горячим чаем, блинами, пирогами. С интересом прошёл конкурс поедания блинов между тёщей и свекровью, традиционные «петушиные бои», перетягивание каната, бег в мешках, конкурс гиревиков и другие. В завершении праздника по традиции было сожжено чучело, символизирующее прощание с «Зимой» и приход «Весны». На площади Владыкинского сельского дома культуры прошло театрализованное представление «Прощай, Зимушка-зима!
Владыкино — Конева А. Также в нём приняли участие сказочные персонажи Леший краевед-любитель — Карасёв А. Владыкино — Ширшова М. Чествуя Масленицу, все присутствующие водили хороводы, пели частушки, состязались командами в русских народных играх, мерились силушкой богатырской.
Жители села могли не только сфотографироваться с настоящим русским дровяным самоваром, но и угоститься вкусным горячим чаем с баранками и главным символом праздника — блинами. Проводы зимы увенчались символическим сожжением чучела, как знака окончания зимы и встречи весны. В Васильевском сельском клубе совместно с библиотекарем Васильевской сельской библиотеки при материальной поддержке индивидуальных предпринимателей Ефимоновой О. Н, Захаровой Е.
Мероприятие прошло шумно, весело, под народные мелодии. Гостей угощали вкусными горячими блинами. Провожали зиму с хороводами, играми, народными забавами, плясками, песнями, частушками. В селе Макарово состоялся праздник «Широкая масленица».
Мероприятие получилось весёлым, разнообразным и очень красочным. Работники библиотеки и Дома культуры подготовили интересную программу с театрализацией и конкурсами. Был накрыт богатый стол с самоварами, блинами с икрой, мёдом, вареньем и сметаной. Многие односельчане пришли на праздник наряженные в русские сарафаны и платки, что так же создавало общую праздничную атмосферу.
В проведении праздника участие приняли все организации, находящиеся на территории села. Еланская сельская библиотека совместно с сельским домом культуры провели проводы зимы «Масленица! Широкая, разгульная!
Зрители в это время бурно поддерживали команды, веселились и смеялись с нестандартных решений в ходе конкурсов. Первый конкурс сразу показал кто сильнее и мудрее.
Обмен был произведен, но, не смотря на это, нечисть все равно справилась с заданием быстрее. Следующее испытание — «Ходули» — не дали участникам проявить себя, у молодцев сломалась одна ходуля и они решили, что это тоже подстроено. Но нечистая сила не растерялась — снова произвела обмен и из одной ходули сделали своеобразную «жердочку»: пока молодцы пытались научиться хотя бы стоять на двух ходулях, нечисть на одной импровизированной перекладине сделанной из этой ходули перетаскала своих участников до цели и обратно. Самым зрелищным и динамичным стал конкурс «Гонки на санках» — один везет, другой едет на санях. Конкурс немного упростили, прикрутив к санкам колесики, поэтому всю бравую силу смогли показать молодцы, которые, собравшись, вырвали победу у нечистой силы!
Дальше — больше, на лыжах бравые защитники Весны бегали как после упорных тренировок, в «Рыбалке» проявили себя, включив смекалку, конкурс «Бабка Ёжка» прошел очень весело: глядя на застрявшую ногу в ведре и метлу в руке, можно было подумать, что попал на слет добрых ведьм. Традиционные русские забавы — перетягивание каната и гиря — помогли выявить самых крепких чугуевцев. Один за другим, молодые парни и зрелые мужчины стремились поднять 16-тикилограммовую гирю, самым сильным в этом конкурсе оказался Александр Ионенко, который поднял в воздух на вытянутой руке этот вес 70 раз! Праздник порадовал всех гостей еще одним веселым зрелищем — еще в древние времена мужики залазили на столб, чтобы с самого верха сорвать приз. Раньше столбы обливали водой, чтобы усложнить задачу, но теперь это испытание и на тесаном столбе кажется очень сложным.
Видимо, не для всех.
Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван.
В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души.
Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием.
Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту.
Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели.
Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой.
Всегда на Масленицу тешились песнями, плясками, игрищами, но главный её герой — золотистый блин, маленькое солнце, о котором русский писатель А. Куприн писал: «Блин кругл, красен и горяч, как настоящее щедрое солнце».
И сегодня нам остается только порадоваться тому, что проходили годы и столетия, сменялись поколения, а традиция празднования Широкой Масленицы продолжает жить. Организаторы праздника постарались создать настроение всеобщего торжества и веселья, доставить людям радость. Праздник, собравший немало зрителей, начался с веселой музыки. С Божьим словом и поздравлениями к жителям села обратился настоятель храма Вознесения Христова протоиерей Алексей.
Как Россия мерзла на столбах и ела блины — 15 огненных фото Масленицы
Даты Масленой недели подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному. Масленица – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. «Мне праздник Масленица очень понравился, — говорит старшеклассница средней школы № 2 Гаврилова Посада Елизавета Фаломина.
Пришла Масленица к нам, это значит: быть блинам!
Повсюду царила атмосфера радости и веселья. Как положено на празднике веселились от души, гостям рассказали о масленичных традициях и символах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца, ожившего после зимней спячки. Ребята с большим удовольствием слушали народные масленичные мелодии и песни, участвовали в веселых конкурсах, танцевали, исполняли частушки, декламировали стихи. Праздник удался на славу: дети повеселились, потанцевали, попрыгали и побегали. Традиционно праздник закончился поеданием вкусных и ароматных блинов, которые с любовью приготовил каждый класс. Веселым и задорным праздником зиму проводили с почестями и встретили весну!
Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют. Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует. Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица масленица проходит между неделями воскресеньями о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью. Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту — все больше и больше. На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе : Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное в том числе, в среду и пятницу. Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность.
Паширова с. Кушнаренково для учащихся младшей школы прошли масленичные гуляния «Широкая масленица». Прошли масленичные гуляния «Широкая масленица» Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица — веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну.
С раннего возраста важно приобщать детей к русским народным традициям. Наш праздник был пропитан народным колоритом: русские народные мелодии и костюмы, пляски и хороводы, игры и забавы. В завершении праздника Весна угощала детей долгожданными ароматными и вкусными блинами. Здоровья, добра и вкусных блинов, Солнца тепла и счастливых деньков, Мира, уюта, веселья желаем,.
“Веселись, народ, гуляй! Масленицу провожай”
Новости Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» Ключевые слова. Статья автора «РИА Новости» в Дзене: В России масштабно отметили Масленицу В России масштабно отметили Масленицу В минувшие выходные в России встречали весну и жгли. Масленица. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Блины занимают важное место среди масленичных традиций. И без масленичного столба не обошлось, который покоряли мужчины разных возрастов, все призы были сняты. В конце масленичной недели в библиотеке прошла познавательно-игровая программа "Мы масленицу встречали, в библиотеку зазывали". Сразу после масленичной недели наступает Чистый понедельник, который в 2024 году выпадает на 18 марта.
Муниципальное образовательное учреждение "Красночикойская средняя общеобразовательная школа № 2"
- Бакшевская Масляница 2024
- Прощай, Масленица!
- Проводы Масленицы - Статьи - Чугуевская районная газета «Наше время»
- «Широкая Масленица»
- Масленица - Российская газета
Масленица по-библиотечному
15 марта в библиотеке прошёл фольклорный праздник «Гуляй, масленица!». Масленицу праздновали еще наши прадеды, так как этот задорный и веселый праздник уходит своими корнями в глубину веков. В конце недели было проведено развлечение "Широкая Масленица", где дети от души веселились, водили хоровод, пели, играли в народные игры, учувствовали в конкурсах.
15-17 марта проведена очередная акция "Дарю тепло" на тему проводов зимы "Масленица"
Но белорусы пошли еще дальше, и в 2016 году миру был явлен двухметровый в диаметре драник, на изготовление которого пошло 30 кг картофеля. Блины бывают разных видов — толстые и тонкие, на кефире, молоке, сладкие, мясные и рыбные. Но в честь названия этого торжества хозяйки обычно пекут круглые мучные кушанья и приправляют их маслом. История праздника — как появилась Масленица?
Историки до сих пор спорят, какой бог был «главным» в Масленицу: Ярило, повелевавший энергией Солнца и приносящий весну, или Велес, способствующий плодородию скота. Но если принять главенствующий вариант исторического толкования, то все-таки праздник этот приходился на неделю до и после весеннего равноденствия 21-22 марта. Верования говорили, что чем лучше отметить его, больше веселиться, эффектнее сжечь чучело, тем лучше будет урожай.
С приходом христианства, сначала настороженно относящегося к языческому обряду, праздник все равно продолжали отмечать. И к началу 17-го века он уже стал православным, начинался за 56 дней до Великого поста и длился уже неделю. Также праздник стал еще более веселым и радостным.
Интересный факт: Петр Первый ездил по улицам нового столичного града на запряженном лошадьми корабле. Елизавета Петровна, его дочь, съедала на Масленицу по две дюжины блинов. А Екатерина Вторая устраивала массовые костюмированные шествия, в которых принимало участие по 200-400 человек.
Так что размах празднования был велик. Гулять на славу на Руси в этот праздник продолжали, и сегодня традиция продолжает жить. А еще с XIX века появилась традиция кулачных боев.
Она пошла от языческих верований о связи Масленицы и будущего урожая. По легенде, сила участников противостояний переходила к пшенице. В хороводах участвовали только статные парни, и это способствовало по поверью росту льна.
А бражничанье в данный период времени увеличивало приплод скотины. Так что это праздник, в котором тесно сплелись многие народные русские верования.
Фотоотчет «Масленица в детском саду» Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию фото отчет о праздновании "Масленицы" в нашем ДОУ. К 10 часам утра родители с детьми собрались. Праздник Масленицы «Прощай, Масленица, прощай, широкая! Народ его всегда любил и называл «касаточка», «сахарные. Фотоотчет о празднике «Масленица шумная, веселая, озорная! Снег кружится, снег ложиться, Снег!
Рады снегу зверь и птица. И, конечно человек. Фотоотчет о празднике к 8 Марта в детском саду Уважаемые коллеги!
Основной целью проекта является обеспечение каждого учебного заведения собственным сайтом, который будет отвечать всем современным требованиям к технологическому и информационному оснащению.
Ребята участвовали веселых играх и эстафетах, перетягивали канат, отгадывали загадки, пускались в пляс под задорные частушки. Говорят «Без пирогов — не именины, а без блинов - не Масленица».
В конце праздника все собрались за праздничным столом и лакомились румяными блинчиками. Повсюду царила атмосфера радости и веселья.