В то время у неё сгорела квартира, и когда она сообщила новость режиссёру, тот только обрадовался. Первым руководителем университетского театра стал Михаил Матвеевич Херасков, впоследствии известный литератор, представитель «русского классицизма». Театральное мастерство бурно развивалось, и в V веке до н.э. в Древней Греции насчитывалось уже 55 театров.
От Древней Греции до современности: интересные факты во Всемирный день театра
Во времена Великой Отечественной войны театр давал людям надежду, внушал чувство патриотизма. Во второй половине XX века российский театр продолжил стремительно развиваться. В 1956 году режиссёр Олег Ефремов создал театр «Современник», в котором выступали молодые актёры с новаторскими спектаклями. Также одним из самых популярных театров в Москве считался театр драмы и комедии на Таганке, где выступал В. В 1980-х годах рок-опера «Юнона и Авось» принесла славу российскому театру и на родине, и за границей.
Труппа отправилась на гастроли в Европу, а через несколько лет — в США, где собрала полные залы восторженных зрителей. Театр в наше время Сегодня сложно сказать, сколько театров в России, но искусство это популярно и любимо. Спектакли нередко вызывают споры критиков, их обсуждают в социальных сетях и СМИ. В театры ходят всей семьёй, режиссёры ставят постановки для любой аудитории.
Сказки и сюжеты из школьных произведений интересуют детей, которые хотят посмотреть вживую на любимых персонажей. Литература — один из способов познакомить ребёнка с театральным миром. Рассказы о работе за кулисами и подготовке к представлениям помогут детям не испугаться нового места и получить удовольствие от игры актёров.
Хощу, хощу, но не могу же, не тако от вина, яко от силы красоты твоея низпадаю! Руководство придворным театром перешло к его помощнику Юрию Гивнеру , который за короткий период осуществил несколько постановок, в том числе спектакль на историческую тему «Темир-Аксаково действо». В конце 1675 года Гивнера сменил бывший преподаватель Киево-Братской коллегии Степан Чижинский, но его постановки уже не сопровождались прежним успехом. Окончательно театр закрылся со смертью царя Алексея Михайловича, случившейся 29 января 1676 года. Крепостные театры П.
Шереметев Явившись на первых порах забавой двора, крепостной театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин Матвеев устроил в своем доме театр вроде царского. Его примеру последовали боярин Милославский , получивший вследствие этого прозвание «потешного», кн. Одоевский и любимец царевны Софьи кн. Даже одна из приближенных боярынь царевны Софьи, Т. Арсеньева, устраивала у себя в доме театральные зрелища, на которых актёрами являлись её барские люди и барские барыни. В Петербурге уже во времена Елизаветы существовали театры в доме гр. Ягужинского и гр.
Петра Шереметева. Этот обычай богатых вельмож заводить у себя постоянные домашние театры сохранялся очень долго. Домашние театры при дворе и у знатных бояр способствовали появлению на сцене женщин уже в теремах царевны Софии. К выдающимся русским крепостным актрисам надо отнести и блиставшую в театре графов Шереметевых Прасковью Жемчугову-Ковалеву , бывшую крепостную актрису, ставшую графиней Шереметевой. Репертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера Монсиньи, Андре Гретри , Никколо Пиччини , Джованни Паизиелло , Моцарта , а также литературные драмы французских классицистов Жан-Жак Руссо , Дени Дидро. Однако уже появлялись и русские авторы. Козловского , сочиненной на основе сюжета отечественной истории. Гастрольные иностранные антрепризы Иноземные гастролеры, приезжая в Россию, несли с собой не только профессиональное мастерство — они становились источниками развития духовной мысли, социального и творческого развития.
В России актёрские труппы, как и актёры и музыканты-одиночки, часто обретали вторую родину, нуждающуюся в их творчестве. Итальянские, немецкие и французские труппы широко были распространены в XVII веке. Петр I уже сам приглашал «иноземщину», понимая значение просвещенных и культурных европейцев для развития России. Театральное дело при высочайшем дворе, заглохшее с кончиной Алексея Михайловича, было возобновлено Петром I. Прежде всего он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь в то время доступ туда был открыт , где воздвигнута была особая «комедийная храмина». Пётр желал сделать театр выразителем своих побед, но его немецкие комедианты оказались для этого дела непригодными. Директор Петровского театра Яган Куншт или, по другим написаниям — Иоганн Кунст затруднился выполнить заказанную Петром по случаю победы его «триумфальную» комедию, и Пётр должен был обратиться к Заиконоспасской академии, где процветала занесённая из Киева духовная драма и мистерия.
Сплавский привез в Москву девять комедиантов под управлением Куншта» [6]. Иоганн Кунст стал первым антрепренёром русского театра. Иоганн Кунст прибыл в Москву с труппой из девяти человек, приглашенный устроить в Москве театральные представления. По контракту он обязывался «царскому величеству всеми вымыслами потехами угодить и к тому всегда доброму, готовому и должному быти»; за все это Кунст должен был получать по 5000 ефимков в год и из этой суммы сам обязан был удовлетворять своих служащих. Немедленно по прибытии Кунста начата была да Красной площади постройкой «театральная храмина», «а в ней театрум, и хоры, и лавки, и двери, и окна»; «внутри её потолок подбить и кровля покрыта, а снаружи обита тесом». По словам Берхгольца, он требовал от актёров пьес, которые имели бы не более трёх действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов преимущественно из Польши , а не из Германии. В эпоху Петра театральное дело развивалось также и в провинции.
Так, 1705 годом датируются первые упоминания о театральных представлениях в городе Тобольске , где пропагандистом театра выступал местный митрополит Филофей Лещинский. После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны , страстной любительницы театра, театральное дело в России стало падать, что объясняется равнодушием к нему придворных сфер в царствование Екатерины I и Петра II : дворцовые спектакли стали весьма редким явлением. В Славяно-греко-латинской академии продолжались представления классических драм, которые получили и дальнейшее развитие, удалившись от схоластического направления прежнего духовного театра. Примеру Петра I подражали и последующие царственные особы. Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актёры в конце действия непременно колотили друг друга». Петербургское общество не довольствовалось одной итальянской оперой или немецкими комедиантами, выписанными из Лейпцига , а стало пробовать силы на русской комедии и хлопотало об устройстве постоянного театра во дворцовых покоях. Помещение, приспособленное для этой цели, стало носить название «комедии» и находилось в «новом Зимнем Е.
В дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Дмитрий Шепелев ; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона , Воронцовы , Апраксины , гр. Брюсов , Ермаков , Струговщиков и другие; есть основание предполагать, что в придворных спектаклях принимали участие кадеты вновь учреждённого Шляхетного корпуса. С особенной пышностью было поставлено в 1735 году действо о Иосифе. Существовал проект учреждения первого в России театрального училища, представленный балетмейстером Жаном Батистом Ланде ; по некоторым сведениям можно думать, что этот проект осуществился. Много работал в России итальянский композитор Джованни Паизиелло , прибывший в Россию в 1776 г. И в XIX веке приветствовалась и продолжалась деятельность иностранных гастролеров, многие из которых оставались в России навсегда, становясь подданными Российской империи. Очень часто их даже переименовывали на русский лад и по русской традиции присваивали отчество: английского антрепренера Майкла Медокса называли Михаилом Егоровичем или Михаилом Георгиевичем, немецкого композитора Фридриха Шольца — Федором Ефимовичем. Итальянский музыкант Катерино Кавос , приехавший в Россию с труппой под руководством антрепренера Антонио Казасси , вскоре вошедшей в состав императорских театров, стал по сути настоящим родителем русской оперы.
Ему принадлежит авторство первых оперных произведений, основанных на русской истории. Его произведения соответствовали стилю opera comique, но в них уже сквозила тема важных исторических вех. Именно Катерино Кавос первым сочинил оперу о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина — конечно, сюжет этого произведения был несколько упрощен и наивен, но надо учитывать специфику времени: красота музыки превалировала над тематикой сюжета, к которому в то время ещё не было должного отношения. И когда через несколько лет появилась одноименная опера Глинки, именно Катерино Кавос, в ущерб собственному творению, принял новое талантливое произведение молодого композитора, открыв ему дорогу. Который не только согласился принять оперу к постановке, но и сам решил стать её первым дирижером. Кавос был одним из лучших дирижеров и музыкантов своего времени и не увидеть творческого успеха молодого конкурента он не мог. Как Истинный Художник он выбрал то, что считал лучшим. И при этом вовсе не собирался снимать с репертуара и своё произведение.
Обе оперы, не мешая друг другу, ставились на одной сцене. Более того, некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных спектаклях. Имя Катерино Кавоса было долгое время забыто, и память о нём хранили только профессиональные музыканты. Значительное влияние на развитие российской музыкальной культуры оказал ирландский композитор Джон Филд , воспитавший плеяду русских музыкантов, среди которых Михаил Глинка , А. Верстовский , А. Гурилев , Н. Девитте , Шарль Карл Майер , А. Дюбюк — французский дворянин, ставший подданным России; а сын Джона Филда Леон Леонов стал знаменитым русским певцом, первым исполнителем партий в операх ученика своего отца Михаила Ивановича Глинки — партии Собинина в «Жизни за царя» и Финна в «Руслан и Людмила».
В России пели великие европейские мастера вокала Луиджи Лаблаш , Камилло Эверарди , ученики которого воспитали в свою очередь плеяду своих учеников-вокалистов, а те — уже своих, которые тоже стали педагогами новых поколений русских певцов; выступали немецкие и французские артисты, балетмейстеры Шарль Дидло, Морис Петипа и другие. Императорские театры В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 мая 2012. Основная статья: Императорские театры Российской империи Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся в ведении министерства Двора , а также правительственные театры в Варшаве. Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра Сумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.
XVIII век. Театр при Елизавете Петровне В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло и стало на ноги.
Галина Волчек: Моду надо приспосабливать под себя «Нас пугало, что свежий ветер современности редко врывается на ту самую сцену, которую Станиславский и Немирович-Данченко всегда стремились сделать вместилищем современных идей и современного человека», — писал в 1961 году Олег Ефремов. И они начали делать свой театр. Пьесу Виктора Розова «Вечно живые», которая позже ляжет в основу фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», а тогда еще мало кому была известна, предложил Ефремов. Актеров набрал среди своих любимых учеников и недавних выпускников. По ночам они тайно собирались в студии и репетировали до рассвета, а потом расходились по театрам, в которых работали. И никогда это ожидание не было тягостным. Наоборот, тяжело было уйти, расстаться до завтра, хотелось, чтобы репетиции, общение не кончались никогда.
Премьера тоже прошла ночью и тайно. Опасаясь критики, людей театра не пригласили. Несмотря на позднее начало, набился полный зал. Играть закончили к четырем утра. Там люди отказываются расходиться! Получилось не обсуждение, а, скорее, стихийный митинг. Это будет театр нашего поколения! Вы должны его создать во что бы то ни стало! Так появился «Современник» — тогда еще просто Студия молодых актеров.
Своей сцены у него не было. Первые спектакли ставили на сцене школы-студии, позже — на сцене самого МХАТа, отыскав в советском трудовом кодексе лазейку: ведь работают же шабашники в колхозах, почему бы не стать такими шабашниками в театре, создавая по его заказу спектакли. Мхатовские светила молодых актеров не принимали. Формулировка мне очень понравилась, потому что она жестко соответствует жизненному содержанию. Михаил Кедров, который тогда был художественным руководителем МХАТа, начал приходить на репетиции и вторгаться в режиссуру Ефремова — так вышло, например, в 1959 году со спектаклем «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Молодым актерам, впрочем, удалось выпустить собственный спектакль, даже в двух редакциях — Олега Ефремова и Галины Волчек. Ефремов поощрял желание актеров ставить спектакли, но его ученица взялась за постановку не из-за режиссерских амбиций, а из желания выручить товарищей. Несколько актеров, в числе которых был Станислав Любшин, оказались на грани исключения из труппы — мало проявляли себя в течение сезона. Было решено сделать свою версию «Пяти вечеров».
Репетировать без режиссера сложно, и актеры попросили Волчек посмотреть, что у них получается. Стороннего наблюдателя из Гали не получилось. Мы начали подробно и скрупулезно анализировать пьесу и взаимоотношения героев. Этот Галин анализ, положенный на нашу психофизику, на ее пристальнейшее внимание к индивидуальности артиста, привел к тому, что мы практически сделали другой спектакль», — отмечал Станислав Любшин. Актеры остались в труппе, спектакль — в репертуаре, а в театре появился новый режиссер. А к 1960-м напряжение между МХАТом и «Современником» достигло апогея — из театра, в недрах которого появилась студия, ее выдавливали. Студийцы выпустили слишком острый спектакль по «Голому королю» Евгения Шварца. Пресса ругала спектакль за безыдейность, а зрители валили на него валом.
В его честь дважды в год отмечались праздники Дионисии: Большой в городах и Малый в селах. Во время них совершались песнопения, так называемые дифирамбы. Именно они породили и трагедию, и комедию. В первоначальном варианте театральные представления проходили на открытом воздухе, в местах, способных вместить всех зрителей. Чаще всего это были горные склоны с дополнительным преимуществом в виде отличной акустики. Позже греки начали строить здесь первые амфитеатры. Театрализованное представление изначально ограничивалось диалогом между руководителем хора - корифеем - и хором. Со временем был выбран первый актер, представленный Тесписом. Второй актер появился на сцене благодаря Эсхилу, а третий - по инициативе Софокла. Древние греки ценили трагедию намного выше комедии, считая ее носителем важнейших ценностей: религии, патриотизма, а также демократии. Ибо давайте не будем забывать, что расцвет греческого театра пришелся на V век до нашей эры, то есть на пике развития афинского демократического правления. Такое положение вещей коренным образом повлияло на тематику отдельных пьес. Три величайших греческих трагика - Эсхил, Софокл и Еврипид - не избегали в своих произведениях военных или политических тем. Их тексты также насыщены мифологией, хотя религиозные темы были наиболее близки к древнейшей из великой троицы: Эсхилу. Греческий театр Греческий театр был основан на нескольких ключевых детерминантах, уважаемых всеми ведущими авторами. В частности, речь шла о применении принципа трех единств: времени, места и действия. Короче говоря, это правило гласило, что события, показанные в данной работе, должны происходить в течение одного дня, в том же месте, без побочных сюжетов. Если была необходимость упомянуть более ранние события, автор делал это посредством монологизированного рассказа об одном из персонажей. Еще один флагманский принцип греческого театра - так называемый принцип приличия, требующий от создателя говорить о серьезных проблемах достаточно серьезным языком.
Открытие театра «Современник»
Зрители, наконец, смогли занять «настоящие» места — для них были сооружены сидения из мрамора для почетных гостей и из камня для зрителей попроще. Среди зрительских мест располагались резонирующие сосуды, обеспечивавшие усиление звука. В Риме первый каменный театр появился только в 55 году до н. До этого актеры и зрители довольствовались лишь временными деревянными постройками. Спектакли прошлых лет мало походили на то, что мы понимаем под спектаклем сегодня. На сцене мог быть только один актер, менявший маски и игравший сразу несколько ролей. Необходимость масок была обусловлена большими размерами театров, вмещавших десять, а то и семнадцать тысяч человек. Разглядеть черты лица актера с далекого расстояния было практически невозможно, и маски легко решали эту проблему.
Вновь интерес к театральному искусству на государственном уровне возник во время царствования Петра I. Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом. Так, в 1702 году начал работу первый государственный публичный театр.
Актеры прибыли из-за рубежа — это была странствующая немецкая труппа, которой руководил Иоганн Кунст. Место для нового здания театра определили на Красной площади, а открыли его зимой 1702 года. Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей. Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать. Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге.
XX век и современность — инженерные решения и оборудование С приходом XX века на службу театра пришло электричество, и инженерные решения перестали быть исключительно механическими. Появилось большое количество подъемных штанкетов, всевозможные лифты, колесные плунжера, и новая техника для решения режиссерских задач в динамике.
Современные театральные сцены и вовсе расширили возможности постановщиков до пределов. Сейчас в России одной из самых современных с точки зрения технического оснащения площадок про праву считается площадка «Барвиха Лакшери Вилладж». Здесь используются технологии спиралифтов, то есть компактных подъемных механизмов, создающих крепкую и устойчивую колонну из двух переплетенных полос из нержавеющей стали. Такая технология позволяет трансформировать пространство в считанные минуты. Например: планшет превратить в ярусный театр или банкетную площадку со столами, или поменять местами сцену со зрительным залом. Малый драматический театр Постановка «Пьяные» в Большом драматическом театре Компания StagePro тесно сотрудничает с ведущими площадками страны, не только предоставляя в аренду, но и продавая оборудование, которое используется в ежедневной работе. Например, в Малом драматическом театре Льва Додина и в Большом драматических театре Андрея Могучего для ряда спектаклей декорации построены на строительных конструкциях Layher, которые, по задумке режиссеров, часто открыты взгляду зрителя. Фестивальные сцены — прошлое и настоящее В двадцатом веке сформировался новый формат массовых выступлений — фестивали. Конечно, на первых из них сценические конструкции были довольно пимитивными.
Сколоченный помост, первые попытки использования трубных конструкций строительных лесов, на которых ставились колонки и пытались повесить декорации — всё в духе «эпохи хиппи». Или посмотрите на весьма скромный сценический сет группы Битлз. Концерты Битлз Концерт Пола Маккартни в 2004 году А вот во что это превратилось чуть позднее, потому как помимо использования модульных конструкций, большое развитие сценических решений произошло благодаря английской компании TATE, о которой мы уже говорили. Концерт в честь 850-летия Москвы Основным толчком для развития российской фестивальной сцены послужило 850-летие Москвы в 1997 году с грандиозным концертом Жана-Мишеля Жарра и лазерным шоу на здании МГУ. Тогда в Россию привезли первый набор строительных лесов и впервые закупили европейское оборудование — это были первые комплекты Layher. Эпоха самоварных конструкций, сделанных на коленках, закончилась. Современные фестивальные сцены неотрывно связаны с высокими технологиями: организаторы используют video-mapping, объемные конструкции, превращающие площадку в объемную инсталляцию, устанавливают на ней многометровые экраны, пиротехнику, световое и звуковое оборудование по последнему слову техники. Фестиваль Tomorrowland Крупнейшее событие для поклонников электронной музыки в Бельгии привлекает туристов не только хедлайнерами, но и своими удивительными сценами. Проходящий в небольшом городке Бум фестиваль за восемь лет с его запуска посетили 180 тыс.
В 2019 году действие проходило на 18 сценах. Больше всего внимания всегда привлекает главная сцена фестиваля, которая представляет собой масштабную, нашпигованную современными технологиями, инсталляцию. Как она выглядит можно увидеть на фото. Всемирные игры кочевников 2018 На фото выше — сцена Всемирных игр кочевников, международных спортивных состязаний по этническим видам спорта, проходившие в Кыргызстане на побережье озера Иссык-Куль в 2018 году. Придумала и собрала её компания Stage Pro. Основной декорацией стал многоуровневый сценический комплекс, на который выводились световые проекции, создавая объемную картину. Сцена, образованная на первом плане, в ширину растянулась на 70 метров, а общий фронт застройки превысил 200 метров. Оборудование, которое привезли в Кыргизскую республику, чтобы оснастить площадку, заняло 25 еврофур. Kонцертный тур группы U2 Похожая на паука 360-градусная сцена тура долгое время занимала первое место в Книге рекордов Гиннеса как самая высокая сценическая конструкция.
Помимо модульных конструкций для её строительства используются высоконагрузочные фермы в виде опорных башен, которые выполняют роль подвеса звуковых и световых приборов.
Театр в годы войны С 17 мая по 22 июня 1941 года Горьковский драматический театр гастролировал в Москве. Закрытие гастролей совпало с роковым днем — 22 июня. В 12 часов начался дневной спектакль — уже успевшая понравиться москвичам «Зимняя сказка» Шекспира.
И в то же время по радио прозвучало сообщение Молотова о нападении нацистской Германии на нашу страну. После первого антракта зал постепенно опустел, а вечерний спектакль отменили. Администрация театра и актёры сразу же решили возвращаться в Горький. Труппа с большим трудом покидала Москву.
Уже начинались перебои в движении поездов. Добирались кто автомобилем, кто пароходом по каналу Москва-Волга, а кто и по Оке. Когда весь коллектив собрался в Горьком, было принято решение отказаться от очередного отпуска и продолжить работу в театре. Именно в тяжёлое военное время раскрылась сильная и глубокая связь театра со зрителем.
Для игры на сцене во время войны часто выбирались спектакли, способствующие поднятию духа и патриотическому настрою. Зрительный зал каждый раз был переполнен, что свидетельствовало о высокой потребности людей в искусстве. Труппа театра работала без выходных. Вместо отдыха артисты выступали в госпиталях, воинских частях, колхозах в разных районах области и на других значимых объектах.
В военные годы режиссёры также активно ставили спектакли по произведениям Максима Горького. С успехом шла пьеса «Мещане», а в 1942 года возглавивший художественное руководство Николай Покровский выпустил один из своих лучших спектаклей — «Варвары». А в следующем году режиссёр Всеволод Лермин выпустил в новой редакции спектакль «Враги». К 150-летию А.
Грибоедова Н. Покровский поставил бессмертную комедию «Горе от ума» и сам исполнил роль Чацкого в нескольких премьерных спектаклях. Премьера состоялась в середине мая, через несколько дней после победы над фашистами. Великая Отечественная война победоносно завершилась.
Четыре военных сезона театр держался изо всех сил, продолжая сохранять традиции. Позднесоветский период В послевоенное время театр сделал акцент на русской классической драматургии. Многое из показанного в предыдущие годы обрело новую трактовку. Ставились пьесы И.
Тургенева, А. Островского, А. Николай Покровский установил традицию — ежегодно выпускать спектакли по пьесам М.
От Древней Греции до современности: интересные факты во Всемирный день театра
Но игравший эту роль Евстигнеев всегда это отрицал. К тому же в пьесе высмеивался не король, а его льстивое окружение. Единственной пьесой, в которой действительно подразумевался Хрущев, была пьеса Зорина «Римская комедия», сочиненная под занавес «оттепели». Ее герои — император Рима и два писателя — негодяй по имени Сервилий и честный Дион, которого на вахтанговской сцене играл молодой Ульянов, а в БДТ — Юрский. Это была смешная, фельетонная пьеса про взаимоотношения власти и культуры. Но вахтанговский спектакль в итоге выпустили, и ставил его Рубен Симонов. Учитывая, что Хрущева только что сняли репетиции начались еще до его отставки , власти спектакль, вероятно, и разрешили только для того, чтобы нанести по бывшему лидеру вдогонку еще один удар. Как ни странно, но партийные органы появление театра «Современник» встретили достаточно положительно — такое тоже было возможно только во времена «оттепели». И более того, они сочувствовали этому театру, помогали ему. Есть масса баек, которые лучше всех рассказывают, конечно, артисты «Современника», про начальников московских управлений культуры, которые любили этот театр и любили артистов. Во многом это заслуга Ефремова.
При всей остроте своей социальной позиции и неприятии сталинизма он понимал, на какой земле живет, в какой стране существует, и мог находить взаимоотношения с властью. Если Ефремов был сильно не в духе, он мог послать куда угодно любого и, так сказать, возроптать. Но в то же время он хорошо понимал, до какого предела можно дойти. Репертуар, естественно, согласовывался, но в 50-е годы это было почти формальностью, если сравнивать с брежневскими временами. При Брежневе театры месяцами ждали ответа Министерства культуры на любую пьесу. Это стало целой процедурой, ритуалом задушения всего нового и яркого. Тем не менее и в «Современнике» запрещали спектакли. Например, запретили пьесу Галича «Матросская тишина», запретили спектакль «Случай в Виши». Не удалось поставить и Солженицына… «Современник» воспринимался консерваторами и важными театральными деятелями как вызов, как конкурент, которого надо уничтожить. Самое отрицательное отношение к «Современнику» было как раз в Художественном театре, чьим детищем он был.
Но молодой театр был поддержан обществом. Он очень быстро утвердился как театр нового ансамбля актеров, показал новый стиль актерской игры, со временем и другие театры стали у него многое перенимать.
На сцене молодого театра для маленьких зрителей шли разнообразные спектакли к оформлению которых привлекались молодые тогда композиторы - Прокофьев, Раухвергер, Александров, Кабалевский. Опыт Московского театра для детей стали широко использовать за границей, а Наталью Сац назвали «матерью детских театров мира».
И только через 14 лет, после триумфа на сцене театра эстрады оперы «Морозко», в 1979 году у театра появилось собственное новое здание на проспекте Вернадского, которое назвали «восьмым чудом света». Здание было спроектировано специально, а венчает его скульптура Синей птицы на золотой арфе, которая стала символом театра. Внутри, в фойе и переходах расположились скульптуры сказочных персонажей, зимний сад, аквариумы с разноцветными рыбками. В театре работают оперная и балетная труппы, симфонический оркестр, крупные художники-сценографы, композиторы.
Однако здесь есть свои особенности. Так, в цирке , при требовании артистизма участников представления, основополагающим фактором все же становится техническая чистота трюка: ее нарушение несет опасность для жизни циркового артиста, вне зависимости от присутствия или отсутствия зрителей. В принципиальном активном соавторстве со зрительской аудиторией находится, пожалуй, лишь один цирковой артист — клоун. Отсюда и пошло развитие одного из видов театра, театральной клоунады, которая развивается по законам, близким к цирковым, но все же иным: общетеатральным. Исполнительское же музыкальное и вокальное искусство с развитием техники аудиозаписи получило возможность фиксации и дальнейшего многократного воспроизведения, идентичного первоначальному. А вот адекватная видеозапись театрального спектакля в принципе невозможна: действие нередко развивается одномоментно в разных частях сцены, что придает объем происходящему и формирует гамму тонов и полутонов сценической атмосферы.
При крупных планах съемки нюансы общей сценической жизни остаются за кадром; общие же планы слишком мелки и не могут передать всех деталей. Не случайно творческими удачами становятся лишь режиссерские, авторские телевизионные или кинематографические версии театральных спектаклей, сделанные по кросскультурным законам. Это как с литературным переводом: сухая фиксация театрального спектакля на пленку аналогична подстрочнику: вроде бы все верно, но магия искусства пропадает. Персонификация явлений природы в том или ином божестве обусловливала необходимость своеобразного диалога с богами — в обрядах и ритуалах разыгрывались то есть подавались в театральной форме ключевые моменты, жизненно важные события. В обрядовых действах, казалось бы, не было зрителей как таковых, все их участники, сколько бы их ни было — много ли, при массовом обряде, или только жрецы, при обряде тайном были непосредственно включены в само действо. Тем не менее, зритель был, точнее, подразумевался: эти театрализованные действа, первобытные мистерии, адресовались божествам, с ними вступали в диалог участники обряда.
Так задавалась сакральность действа, высочайшая нота, сохраняющаяся в лучших произведениях театра и сегодня. Возникало первое осознание необходимой профессионализации будущего театра: чем искуснее ведется диалог с богами, тем вероятнее достижение их благосклонности. Здесь же впервые сформировалась и была осознана одна из важнейших социальных функций будущего театра — идеологическая. Близость к богам дает жрецам власть; для того, чтобы ее поддерживать, необходимо формировать нужное общественное мнение и настроение, идеологическую доктрину. Высокая степень эмоциональной включенности участников обрядовых действ а позже — театральных зрителей , то есть коллективное переживание, делает их наиболее внушаемыми. Отсюда идет распространенное и вполне объективное утверждение, что театр есть общественная трибуна, с которой пропагандируется и внушается система политических, правовых, религиозных и других взглядов общества.
Вторая, не менее важная общественная функция театрального искусства — коммерчески-развлекательная, она скорее есть производная от идеологической как отвлечение от наиболее острых проблем. Вспомним лозунг римской черни эпохи императорской власти: «Хлеба и зрелищ» лат. Panem et circenses. И как любая индустрия развлечений, коммерчески-развлекательный театр способен приносить серьезную прибыль, что в свою очередь, является привлекательным для идеологических и властных структур. Так, обе социальные функции театра на протяжении всей его истории существуют во взаимообусловленном единстве, порой переплетаясь самым прихотливым образом. Первый — выбор литературной основы спектакля на самых ранних, архаичных стадиях — выбор сюжета, повода для создания действа: праздник календарного цикла, подготовка к охоте и т.
Это большой подготовительный период, который проходит под руководством художественного руководителя театра. Его главными «действующими лицами» становятся коммерческий директор продюсер и главный бухгалтер театра: прежде всего, необходимо определить и утвердить финансовую смету спектакля. Этот, казалось бы, технический аспект театрального производства на деле закладывает основу как художественного решения, так и дальнейшего успеха будущего спектакля. Конечно, далеко не всегда можно выводить прямую зависимость крупного художественного достижения от размера суммы, вложенной в подготовку спектакля. Однако можно с уверенностью говорить о том, что недостаточное финансирование наверняка обеднит художественное решение постановки, а возможно и погубит ее. Финансовая смета спектакля учитывает огромное количество самых разных факторов.
Первые расчеты начинаются уже при выборе литературного материала. Здесь важен год написания пьесы — то есть подпадает ли ее автор под действие Международной конвенции об авторских правах. Необходимо знать и сценическую историю выбираемого произведения: если пьеса ставилась на сцене раньше, то речь пойдет только о выплате процентов автору с ее каждого будущего публичного исполнения на сцене. Если же пьеса ставится впервые, то расходы возрастут: необходимо будет выкупить право на постановку. Если речь идет о переводной пьесе, то аналогичным образом решаются и проблемы перевода. Скажем, пьесы Шекспира в оригинале давно уже стали мировым достоянием, и «авторские» проценты платить не нужно.
Однако в зависимости от времени исполнения выбранного варианта перевода необходимо подсчитать размер гонорарных выплат переводчику или его наследникам. То же касается выплаты гонораров инсценировщику, автору дополнительных текстов и т. Немалое значение имеет и количество действующих лиц выбранной пьесы: здесь речь пойдет не только об оплате работы актеров, но и о финансовом планировании репетиционного процесса — как «развести» репетиции нового спектакля с эксплуатацией уже идущего репертуара. Следующая статья расходов — гонорар режиссера-постановщика. Здесь недостаточное финансирование повышает фактор художественного риска: молодой «недорогой» приглашенный режиссер может быть талантливым, но зачастую недостаток постановочного опыта может привести как к творческой неудаче, так и к непредвиденным дополнительным расходам, необходимость которых обнаружится уже в период репетиций. Те же самые проблемы встают перед руководством театра при определении всей постановочной группы которое производится уже при участии постановщика спектакля и с учетом всех его пожеланий : сценографа , художника по костюмам, композитора, балетмейстера, постановщика сценического движения и т.
Финансовая смета будущего спектакля учитывает не только гонорары постановочной группы, но и сами средства его художественной выразительности: визуальное декоративное оформление, принципы музыкального оформления написание оригинальной музыки или подбор уже существующих музыкальных произведений, запись музыкального оформления — то есть расходы на звуковую студию, оркестрантов и пр. Здесь финансовые и художественные проблемы увязаны в единый прочный узел. Станиславского было принципиальным изготовление костюмов из настоящих тканей, а не их театральной имитации когда художественная роспись дешевой ткани и правильная постановка света создают при взгляде из зала полную зрительную иллюзию драгоценных материалов. Это, несомненно, существенно увеличило стоимость костюмов, однако помогло актерам добиться большей художественной подлинности в исполнении ролей. Или: воплощение в жизнь одной из самых ярких художественных находок начала 1970-х — т. В подготовительный этап входит распределение ролей с учетом не только творческих возможностей актеров, но и сметы оплаты их работы.
В репертуарном театре распределение ролей производится, как правило, на штатных актеров труппы. В этом случае, казалось бы, не приходится думать о дополнительных гонорарах — актеры участвуют в репетициях нового спектакля «за зарплату». Однако здесь большое значение имеет сложное планирование репетиций, осуществляемое заведующим труппой. Если актер широко занят в идущем репертуаре, то репетиции нового спектакля могут привести к т. Эти расходы необходимо закладывать в смету. Казалось бы, в антрепризном театре планировать репетиции проще — сумма общего актерского гонорара определена, длительность репетиционного процесса — тоже.
Однако здесь неминуемы свои сложности. Как правило, востребованные актеры одновременно заняты в нескольких проектах — театральных, кинематографических, телевизионных и т. Составление реального графика репетиций с учетом всего комплекса этих проектов — дело чрезвычайно непростое, и чем больше исполнителей занято в новой постановке, тем сложнее соблюдение этого графика. Когда утверждена финансовая смета спектакля и составлен график работы над ним, наступает время второго этапа — подготовка к самому действию. Сюда входят два взаимодополняющих аспекта: разучивание актерами текста сюжета , танцев, песен и др. На этом этапе особую важность приобретает координация всего репетиционного процесса: актеры должны не просто приходить на репетиции в срок, но и в соответствии с графиком вовремя осваивать тест, танцы, пластические элементы и пр.
Вовремя должны изготавливаться элементы художественного оформления: если на начальном этапе репетиций готовый костюм или декорации не имеют особого значения, то на более поздних стадиях отсутствие материальной части делают репетиции бессмысленными. График репетиций координируется режиссером-постановщиком и осуществляется большой группой участников спектакля. Заведующий труппой планирует явку актеров, статистов, массовки, оркестрантов, балета и т. Сценограф и художник по костюмам работают в тесном контакте с заведующим художественно-постановочной частью, организующим изготовление и монтаж декораций, бутафории, реквизита, пошив костюмов, постановку световых и шумовых эффектов и т. Промежуточное место в этой структуре работы занимает заведующий музыкальной частью: организация записи музыкальной партитуры спектакля осуществляется в рабочем контакте не только с композитором, но и с заведующим труппой, планирующим участие актеров в работе над музыкальными фрагментами.
В это день в Москве на сцене театра эстрады состоялась премьера оперы Михаила Красева «Морозко». Представление стало возможно, благодаря режиссёру, автору детских опер и либретто Наталье Сац, чьё имя театр сегодня с гордостью носит. Идея создания профессионального детского театра появилась у Сац ещё в начале 1920-х годов, и она его организовала. На сцене молодого театра для маленьких зрителей шли разнообразные спектакли к оформлению которых привлекались молодые тогда композиторы - Прокофьев, Раухвергер, Александров, Кабалевский. Опыт Московского театра для детей стали широко использовать за границей, а Наталью Сац назвали «матерью детских театров мира». И только через 14 лет, после триумфа на сцене театра эстрады оперы «Морозко», в 1979 году у театра появилось собственное новое здание на проспекте Вернадского, которое назвали «восьмым чудом света».
От скоморошества до храмины. Как на Руси зарождалось театральное искусство
Впервые царский театр появился в России в 1672 году при царе Алексее Михайловиче и просуществовал до 1676 года. Инициатором создания театра наподобие европейского стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Первый профессиональный театр появился в Ярославле в 1750 году. Впервые царский театр появился в России в 1672 году при царе Алексее Михайловиче и просуществовал до 1676 года. Инициатором создания театра наподобие европейского стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев. история создания театра кратко Театр представляет собой самый насыщенный вид деятельности человека, где в одно целое гармонично слились разные виды искусства. Возникновение театра было связано с глоб. Новости. Московский малый театр.
Эволюция сцены: от древнегреческих «Дионисий» до фестиваля «Tomorrowland»
Элементы театрального действа на Руси встречались еще в древних языческих обрядах, например, в трудовых или свадебных. Позже разнообразными представлениями народ развлекали скоморохи: выступали на ярмарках , переходили от селения к селению. Темы для сценок они черпали из народной жизни. Иногда знать оставляла полюбившихся лицедеев при себе, и они становились придворными шутами — дураками.
Держали при дворе шутов правители, а также князья и бояре. Такие представления посещали и сами москвичи, так что состоятельные горожане были знакомы с театральным искусством. Профессиональный театр стал формироваться при дворе царя Алексея Михайловича.
Первый спектакль организовал боярин Артамон Матвеев 17 октября 1672 года, его показали царю и знати. Как режиссер постановкой руководил лютеранский пастор Иоганн Готфрид Грегори. Для спектакля в царской резиденции в селе Преображенском под Москвой построили здание, оснащенное специальным инвентарем.
Возникла она в VI веке до н. В Средние века организацией театральных представлений активно занималась церковь. Целью постановок было прославление христианства. Позднее, в эпоху Возрождения, театр стал разнообразнее. Во времена барокко и классицизма он претерпел изменения и приобрел новые формы, став популярным у аристократии. Это время считается расцветом театральной культуры в России — наиболее известными тогда стали Московский художественный театр, Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге и другие. Впоследствии театральное искусство продолжило развиваться — появлялись новые направления, а режиссеры экспериментировали. Впервые День театра отметили в 1962 году. Традиции праздника Ежегодно 27 марта представители театральной сферы обращаются ко всему международному сообществу с посланием.
В 1920-е годы создаются театры во многих городах страны. Первые репертуары были по мотивам русских народных сказок и классической литературы. Именно в это время и возникло понятие «театр юного зрителя». С начала 1930-х годов советская драматургия заняла основное место в репертуаре ТЮЗов. Задачей их стала помощь школе и пионерской организации в воспитании детей и юношества в коммунистическом духе.
Для школьников младшего возраста прорабатывается жанр театральной сказки, в которой фантастика и фольклор сочетаются с элементами современной действительности «Снежная Королева» X. Андерсена, «Красная Шапочка» Ш. Перро, «осовремененная» Е. Шварцем, и др. После Второй Мировой войны театры юного зрителя появились в социалистических странах, например, «Театр дружбы» в Берлине, «Театр молодого поколения» в Дрездене, Театр им.
Волькера в Праге и др. Данные о количестве действующих детских театров в России на сегодняшний день в разных источниках не совпадают. Так, список сайта culture.
Отвечает Маргарита Ковынева , автор портала «Культура. РФ» Первый спектакль организовал боярин Артамон Матвеев в 1672 году, его показали царю и знати. Элементы театрального действа на Руси встречались еще в древних языческих обрядах, например, в трудовых или свадебных. Позже разнообразными представлениями народ развлекали скоморохи: выступали на ярмарках , переходили от селения к селению. Темы для сценок они черпали из народной жизни. Иногда знать оставляла полюбившихся лицедеев при себе, и они становились придворными шутами — дураками.
Держали при дворе шутов правители, а также князья и бояре. Такие представления посещали и сами москвичи, так что состоятельные горожане были знакомы с театральным искусством. Профессиональный театр стал формироваться при дворе царя Алексея Михайловича. Первый спектакль организовал боярин Артамон Матвеев 17 октября 1672 года, его показали царю и знати.
Когда и где зародился театр. Когда появился первый театр?
Он выполнял повеление императрицы Елизаветы Петровны вызвать в столицу актеров, «которые в Ярославле содержали театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут». Новости и события Российского исторического общества. 28 марта 1776 года в Москве был основан один из самых известных театров мира – Большой театр. По его настоянию появился так называемый школьный театр, целью которого было церковно-богословское образование: через аллегории зрителю преподносилось толкование таких понятий, как порок и добродетель, грех и раскаяние. Когда театр вошел в нашу литературу? История современного театра основана на религиозных церемониях, совершаемых во имя Диониса, бога урожая. Первый театральный фестиваль состоялся в Афинах в 534 году до нашей эры. Одним из древнейших форм театра было древнегреческое театральное искусство, которое возникло в VI веке до н.э. и было посвящено богам.
ТЕАТР, ТЫ – МИР!
Это работники сцены и художники по свету, билетеры и декораторы, гардеробщики и звукорежиссеры, суфлеры и музыканты. Широко отмечают праздник учащиеся и преподаватели всех профильных вузов, театральных кружков и секций. Эту дату считают праздничной для себя и зрители, миллионы театральных поклонников по всему миру. Немного истории Первые зрелища были разыграны перед зрителями еще в Древнем Египте. Это была театральная постановка о жизни бога Осириса, которая больше походила на религиозный обряд, чем на выступление актеров. Поэтому родиной театрального искусства принято считать Грецию. Именно здесь впервые прошли театральные представления, для проведения которых соорудили специальные деревянные подмостки. Это «место, где смотрят» на греческом teathron стало первой сценой, где перед зрителями выступали поэты, музыканты, актеры. Позже подмостки были переделаны в арену, оборудовали многоярусные места, а сами постановки разделились на два вида — комедию и трагедию. Так зародились основы современного театра.
Любили театральные зрелища и на Руси. По праву первыми русскими артистами можно считать шутов-скоморохов. Их специально для развлечений держали при дворе бояре и знать, а бродячие артисты развлекали народ на площадях. О существовании театра скоморохов упоминается в летописях 11 века. Первый публичный театр возник в России при Петре Первом. Немецкая труппа артистов давала спектакли в «комедийной храмине», и подобные зрелища не очень пришлись по нраву русскому народу. Только при Елизавете Первой русский театр приобрел привычный для нас вид. Дочь Петра не жалела денег на развитие этого вида искусства. При ее правлении появились Александринский и Императорский театры, в которых выступали как отечественные, так и зарубежные артисты.
Расцвет отечественного театра приходится на середину 19 и начало 20 веков. В это время сформировались традиции русской театральной школы, появились профессиональные артисты, выросло качество постановок. Наконец, театральное искусство России было признано во всем мире. Традиции праздника За почти шесть десятилетий сложились интересные традиции празднования. Торжества ежегодно открываются официальным обращением одного из деятелей культуры к мировой общественности. К поздравлениям театральных работников присоединяются и государственные чиновники. Торжественная часть праздника включает награждение отличившихся служителей Мельпомены премиями, благодарностями, грамотами, дипломами. Представители Министерства культуры вручают театральным деятелям правительственные награды.
Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей.
Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать. Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. Он был публичным, представления могли за плату посетить все желающие. Иногда актеры давали бесплатные спектакли для придворных. Руководил государственным театром поэт и драматург Александр Сумароков. Представления пользовались большой популярностью, все билеты на них быстро раскупали.
В один из теплых летних дней юный темпераментный Федор Волков вместе со своими товарищами выступили перед публикой. Выступление состояло из произведений Ломоносова, Сумарокова, Ростовского и собственных пьес молодого гения Волкова. К слову, Ф. Волков был по совместительству декоратором, переводчиком, директором выступлений и архитектором. Актеры даже посетили императрицу Елизавету согласно специально изданному ею указу во время гастролей в Петербурге. Примечательно, что в ту пору существовали и другие актерские труппы. Но выступления носили закрытый характер и не были доступны широкой общественности. В 1618 году итальянский город Парма подарил миру первый современный театр — Фарнези. Сцена была сконструирована довольно необычно — вдоль одной из стен.
Первый публичный театр возник в России при Петре Первом. Немецкая труппа артистов давала спектакли в «комедийной храмине», и подобные зрелища не очень пришлись по нраву русскому народу. Только при Елизавете Первой русский театр приобрел привычный для нас вид. Дочь Петра не жалела денег на развитие этого вида искусства. При ее правлении появились Александринский и Императорский театры, в которых выступали как отечественные, так и зарубежные артисты. Расцвет отечественного театра приходится на середину 19 и начало 20 веков. В это время сформировались традиции русской театральной школы, появились профессиональные артисты, выросло качество постановок. Наконец, театральное искусство России было признано во всем мире. Традиции праздника За почти шесть десятилетий сложились интересные традиции празднования. Торжества ежегодно открываются официальным обращением одного из деятелей культуры к мировой общественности. К поздравлениям театральных работников присоединяются и государственные чиновники. Торжественная часть праздника включает награждение отличившихся служителей Мельпомены премиями, благодарностями, грамотами, дипломами. Представители Министерства культуры вручают театральным деятелям правительственные награды. Чествуют не только живых - на торжественных церемониях отдается дань памяти великим артистам и режиссерам, ушедшим из жизни. У каждого театра есть свои традиции праздника. В этот день на различных театральных площадках проходят спектакли, как обычные, так и благотворительные. В муниципальных домах культуры, библиотеках, театрах организовываются праздничные вечера и капустники, демонстрируются постановки и поздравительные концерты, проходят тематические лекции, мастер-классы и семинары. Будущие актеры и театральные деятели также готовятся к праздничной дате. В этот день они проводят концертные программы, показывают фрагменты театральных постановок, устраивают конкурсы и представления. В учебных заведениях школьники и студенты ставят любительские спектакли, проводят тематические вечера. Часто в этот день проводятся различные фестивали, на которые съезжаются знаменитые театральные труппы. В Москве, например, проходит «Золотая маска», где в рамках фестивальной программы актеры со всех регионов страны представляют постановки в разных жанрах. В нашей стране есть и другие сложившиеся традиции праздника. Например, акция Театр. Go, с помощью которой можно купить билеты на театральные постановки с хорошей скидкой. Также в торжественную дату в столице проходит общегородская акция «Ночь театров». Для зрителей устраивается ночное путешествие в святая святых театра.
История детского театра
Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале. Как повлияло развитие христианства на театр в Средние века и когда возник прототип современной коробки сцены. полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово "театр" греческого происхождения и обозначает "место для обозрения".
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
Профессиональный театр появился в 1672 г. В России развивалась культура, образование. Первым руководителем университетского театра стал Михаил Матвеевич Херасков, впоследствии известный литератор, представитель «русского классицизма». Первый публичный театр в России, он заслужил право называться отцом русского театра. Большое значение имел также Крепостной театр Шереметьевых, который появился в столице в конце восемнадцатого столетия. Первым руководителем университетского театра стал Михаил Матвеевич Херасков, впоследствии известный литератор, представитель «русского классицизма». Как на Руси зарождалось театральное искусство.