Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать. Ошибка: уделить значение, играет большое значение. Лексическая же ошибка в собственной речи говорящим не замечается и не исправляется, поскольку возникает она из-за незнания точного значения или формы употребленного слова: ему кажется, что в его речи все правильно. Ещё одна пара хитрых глаголов с лексической несочетаемостью. Глагол «играть» сочетается с «ролью», а если нужно всё-таки подчеркнуть «значение», то нужно подставить рядом глагол «иметь».
Примеры речевых ошибок в русском языке
Ошибки эти вызываются тем, что мы смешиваем похожие по смыслу сочетания. Например, из сочетаний «принять меры» и «предпринять шаги» получается ошибочное «предпринять меры». Казалось бы, в чем проблема, ведь мы понимаем, о чем говорится.
Пример: «Бабки из бабы даму не делают.
Но мне на это плевать! Правильно: «Деньги из женщины даму не делают. Неуместное использование слова, приводящее к изменению эмоционально-оценочной окраски.
Пример: «Путники не ночевали на базе благодаря наводнению». Правильно: «Путники не ночевали на базе из-за наводнения». Лексическая неполнота высказывания.
Пример: «Картины акварелью помещают в рамы». Правильно: «Картины, написанные акварелью, помещают в рамы». Расщепление сказуемого.
Глагол в предложении заменяется сочетанием существительного и полузнаменательного глагола. Это придаёт высказыванию официальный характер. Пример: «Саша решил произвести уборку всей квартиры перед новогодними праздниками.
Правильно: «Саша решил убрать квартиру перед новогодними праздниками». Неправильное употребление фразеологических оборотов. Пример: «Всё возвращается на спирали своя».
Лексическая неполнота высказывания. Пример: «Картины акварелью помещают в рамы». Правильно: «Картины, написанные акварелью, помещают в рамы».
Расщепление сказуемого. Глагол в предложении заменяется сочетанием существительного и полузнаменательного глагола. Это придаёт высказыванию официальный характер.
Пример: «Саша решил произвести уборку всей квартиры перед новогодними праздниками. Правильно: «Саша решил убрать квартиру перед новогодними праздниками». Неправильное употребление фразеологических оборотов.
Пример: «Всё возвращается на спирали своя». Правильно: «Всё возвращается на круги своя». Смешение лексики разных исторических эпох.
Пример: «На картине Васнецова изображены три русских богатыря в кольчугах, варежках, брюках». Правильно: «На картине Васнецова изображены три русских богатыря в боевых доспехах». Нарушение порядка слов: Пример: «На сцену вышла актриса с микрофоном в красном облегающем платье в пол.
Правильно: «На сцену вышла актриса в красном облегающем платье в пол с микрофоном».
Сопоставлять слова, описывающие одно явление, проверять возможность соединения по смыслу слов в словосочетаниях предложения. Необходимо напомнить, что в русском языке, как и в других языках, каждое слово, взятое отдельно, может иметь правильное лексическое значение, определяемое толковым словарём. Но в живой речевой практике оказывается, что многие слова имеют ограниченную возможность соединения с другими словами, некую фразеологичность. Например, в предложении «Дети начинают постигать первые школьные трудности» слово «постигать» может сочетаться со словами «знания», «премудрость», а трудности можно только «преодолевать». Решая задание, действуйте последовательно. Формулировка задания 6 может иметь вариант: «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово». В этом случае задание направлено на преодоление речевого излишества. Чаще всего проявляется незнание значений слов, особенно заимствованных: «Говоря о войне, представляешь ужасающую картину: пылающие города, душераздирающий свист бомб» правильно «леденящий душу свист бомб» , «Новый фильм обречён на большой успех у зрителей» правильно «Новому фильму обеспечен большой успех» , «Эфемерные исследования душевных движений князя позволяют заметить его стремление познать себя» эфемерный — кратковременный или мнимый , в данном случае автор имел в виду «точные», «мельчайшие».
Играет значение лексическая ошибка
Учет коммуникативных требований к речи. Соблюдение этических норм и правил общения. Среди перечисленных аспектов одним из наиболее важных является нормативность речи. Она касается всех уровней языковой системы — от произносительного до стилистического. Так как слово является основой коммуникации, выполняя номинативную и оценочно-характеризующую функцию, необходимо, чтобы требования соблюдения нормы реализовывались и в сфере лексики. Определение 1 Лексическая ошибка — это непреднамеренное искажение существующей лексической или лексико-фразеологической, лексико-стилистической нормы, ведущее к появлению речевых недочетов. Причины возникновения лексических ошибок кроются как в собственно языковых, так и во внеязыковых факторах: Сложность и многообразие лексического уровня языка, состоящего из единиц разного значения и функциональной окраски. Слабое знание толкования слов, особенностей его семантической сочетаемости с другими словами в высказывании.
Но в живой речевой практике оказывается, что многие слова имеют ограниченную возможность соединения с другими словами, некую фразеологичность. Например, в предложении «Дети начинают постигать первые школьные трудности» слово «постигать» может сочетаться со словами «знания», «премудрость», а трудности можно только «преодолевать».
Решая задание, действуйте последовательно. Формулировка задания 6 может иметь вариант: «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово». В этом случае задание направлено на преодоление речевого излишества. Чаще всего проявляется незнание значений слов, особенно заимствованных: «Говоря о войне, представляешь ужасающую картину: пылающие города, душераздирающий свист бомб» правильно «леденящий душу свист бомб» , «Новый фильм обречён на большой успех у зрителей» правильно «Новому фильму обеспечен большой успех» , «Эфемерные исследования душевных движений князя позволяют заметить его стремление познать себя» эфемерный — кратковременный или мнимый , в данном случае автор имел в виду «точные», «мельчайшие». Правила, которые необходимо повторить Задание проверяет знание лексического значения слова, особенностей лексической сочетаемости; умения не допускать речевой избыточности и других видов речевых ошибок. Оно проверяет владение лексическими нормами.
В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 одна из которых канцеляризм. Главред Glvrd. Однако будьте осторожны — порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова а они в некоторых нишах обязательны. Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте. А в примерах предложений заметил только канцеляризм. Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций. Небольшой тест Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка. Выводы Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс — это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям. Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте — по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. Еще по теме: Программа VS плагиат. Видят ли антиплагиаторы смысловую неуникальность? Сегодня текстовый контент на сайте в первую очередь ценится за смысловую уникальность. Это не всегда просто: с вами спорят, вас не понимают… Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок? Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по… 7 мифов о копирайтерах Интернет-портал Psychologies. И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать… Есть вопросы? Источник Смысл понятия Основой учения о сочетаемости слов является теория академика В. Известный лингвист предположил, что способность единиц речи к созданию связи друг с другом зависит от типа их лексических значений. Всего их три: свободные. Это почти все служебные слова, вспомогательные глаголы, некоторые прилагательные хороший, плохой, большой, маленький. Они способны легко образовывать сочетания; фразеологически связанные. Подобные лексические значения предельно ограничивают возможность слов соседствовать с другими. К примеру, «бразды» могут быть только «правления» — нельзя сказать «бразды руководства» или «бразды власти». Это слова, возможность употребления которых вместе с другими зависит от норм и традиций языка. К примеру, сказать «крепкая дружба» или «крепкий мороз» можно, а «крепкая ненависть» или «крепкая жара» — нельзя, хотя речь идёт об одних и тех же явлениях чувствах и погоде. Прежде всего смысл стоящих рядом слов не должен противоречить друг другу. Так, ошибочны сочетания «огромный домик», «отъявленный герой», «страшно красивый». Однако существует много выражений, неправильных с точки зрения логики, но при этом закрепившихся в языке: профилактика здоровья, громоотвод, выгодный кредит. Их употребляют по привычке. Во избежание огрехов спорные примеры лексической сочетаемости слов необходимо сверять со словарём. Но важно помнить, что нормы не могут быть окончательно утверждёнными, так как язык постоянно обновляется. Этому способствует проникновение устной речи в средства массовой информации. Так, выражение «автор гола» ненормативно, но его можно услышать даже на центральных телеканалах. Виды ошибок и причины их возникновения Нарушения норм лексической сочетаемости часто встречаются даже у носителей языка. Трудность заключается в том, что необходимо не просто иметь обширный словарный запас, но и знать различные особенности современной речи. К примеру, сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна — нет. В зависимости от того, чем регулируется комбинирование слов, различают три вида сочетаемости — семантическую, синтаксическую грамматическую и лексическую: Семантическая предполагает согласование по смыслу. Нарушение возникает, когда нет точного понимания значения слов. Распространённые примеры: «она женилась» вместо «она вышла замуж», «одолжить у друга денег» вместо «занять у друга денег». Синтаксическая сочетаемость подразумевает, что слова должны быть грамматически согласованы. Например, нельзя сказать «большинство времени», поскольку первая лексема употребляется только с существительными, означающими поддающиеся счёту предметы. Кроме того, нарушение грамматической сочетаемости возникает при неверном глагольном управлении: говорить за жизнь, описывать об успехах, приехать с деревни. Случаи лексической сочетаемости самые сложные, поскольку для грамотного употребления слова необходимо учитывать всё богатство его ассоциативных связей. Так, прилагательное «закоренелый» помимо значения «застарелый, не поддающийся исправлению» имеет дополнительную негативную окраску, поэтому сказать «закоренелый преступник» можно, а «закоренелый филантроп» — нет. Нарушения лексической сочетаемости Об этих ошибках следует рассказать отдельно, так как они встречаются часто и имеют множество разновидностей. При этом отношение к недочётам двоякое: если автор отклоняется от нормы из-за собственной невнимательности, то это свидетельствует о его небрежном отношении к языку. Однако намеренное ошибочное словоупотребление допустимо, поскольку является художественным приёмом. Яркий пример: сочетание «живой труп» в полицейской сводке и в литературном тексте. В первом случае это явное нарушение, поскольку речь идёт, скорей всего, о недоразумении, при котором живого человека сочли погибшим. Что касается второго примера, то в нём автор пытается словами изобразить крайнюю степень измождённости персонажа, поэтому употребление не возбраняется. Все виды нарушений можно разделить на две основных группы — смысловые и стилистические ошибки. Смысловые недочёты Непонимание точных значений похожих слов приводит к появлению таких популярных фраз, как «удовлетворять потребностям», «заслужить известность», «длинное лечение», «логический вывод». Все они являются неправильными.
Мы постоянно слышим, например, «предпринять меры» или «поднять тост» и даже не задумываемся о том, что говорить так — неправильно. Ошибки эти вызываются тем, что мы смешиваем похожие по смыслу сочетания. Например, из сочетаний «принять меры» и «предпринять шаги» получается ошибочное «предпринять меры».
12 наиболее распространённых лексических ошибок на ЕГЭ
Требуется знать лексическое значение и сочетаемость слов, разбираться в сферах применения и стилистической окраске, уметь верно употреблять синонимы и антонимы, не допускать избыточности или недостаточности. Это играет большое значение лексическая ошибка. Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто целостное с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава. Подобные лексические ошибки возникают в результате стилистической небрежности автора, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка.
Лексические нормы русского языка
Лексическая избыточность: слово «в газете» уже подразумевает собой печать, поэтому слово «напечатана» избыточно, либо его следует заменить на «размещена» 18 Не ругайся на меня. Стилистическая ошибка : «ругайся» - разговорная форма, уместнее употребить «не ругай меня» 19 Ситуация на сегодняшний день сложилась неблагоприятная. Синтаксическая ошибка : неправильный порядок слов. Правильно: На сегодняшний день сложилась неблагоприятная ситуация. Лексическая ошибка : правильнее сказать «уровень воды в реке поднялся» 21 Отопление еще не включили, поэтому холодина в доме была страшная.
Стилистическая ошибка : «холодина» - разговорная форма, уместнее употребить «холод», «страшный» в значении «сильный» - разговорная форма, уместнее употребить «сильный» 22 Узнав об этом, у нее случился инфаркт. Деепричастие «узнав» и сказуемое «случился» должны относиться к одному лицу. Правильнее перефразировать предложение без деепричастного оборота: Когда она узнала об этом, у нее случился инфаркт. Лексическая избыточность: словосочетание «мы знакомы» уже подразумевает собой взаимность, поэтому слово «оба» избыточно.
Публикации по теме: Дидактическая игра по математике «Примеры на сложение» для 1 класса Дидактическая игра по математике «Примеры на сложение» для 1 класса. Цель: развивать умение решать пример на сложение из 2 слагаемых. Учим детей решать примеры Современные дошкольники буквально закормлены достижениями технического прогресса. Им не всегда понятно, для чего нужен счет в уме, если.
Сценарий квест-игры «Остров ошибок» Видео НОД «Остров ошибок» квест-игра итоговое комплексное интегрированное открытое занятие в средней группе для родителей Подготовила: Моисеева.
Такие ошибки однотипны, они часто встречаются в речи, некоторые плеоназмы даже являются устойчивыми оборотами, поэтому можно составить небольшой словарик плеоназмов и выучить фразы, на которые необходимо обратить внимание на экзамене. Определите значение каждого слова в предложении смысловая точность. Определите близкие по смыслу слова, в том числе однокоренные тавтология. Выделите словосочетания или сочетания слов. Проверьте возможность соединения в нём слов по смыслу лексическая сочетаемость. Проверьте, нет ли в предложении неоправданной речевой избыточности тавтология, плеоназмов.
В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим. Смешение внешне похожих словосочетаний — одна из самых распространённых в речи ошибок.
Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество повысился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Обратите внимание на следующие пары словосочетаний в речи частотно смешение их компонентов : удовлетворять требования — отвечать потребностям; возместить ущерб — взыскать деньги, штраф; принять меры — предпринять шаги; постоянная помощь — неослабное внимание; играть роль — иметь значение.
Мы постоянно слышим, например, «предпринять меры» или «поднять тост» и даже не задумываемся о том, что говорить так — неправильно.
Как правило, ошибка эта вызывается тем, что мы смешиваем похожие по смыслу сочетания.
Повысить кругозор лексическая ошибка. Лексическая сочетаемость
нет выражения ИГРАТЬ ЗНАЧЕНИЕ, существуют выражения ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ и ИГРАЮТ РОЛЬ, но мы должны заменить только одно слово, поэтому заменяем глагол (НЕ ИМЕЮТ СУЩЕСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ). Враги речи - Лексические ошибки. Он всегда вежлив, иметь значение, гостиница для командированных, играть роль, так ведет себя только невежа. Нарушение лексической сочетаемости вызывается смысловыми ошибками двух типов – логическими и лингвистическими. Играть значение лексическая. Одержать поражение лексическая ошибка. Лексическая ошибка в том, что слова дублируют значение друг друга.
Нарушение норм лексической сочетаемости
Выразительны необычные сочетания слов в песнях В. Высоцкого; Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души. Еще пример из песни того же автора: К утру расстреляли притихшее горное эхо — И брызнули слезы, как камни, из раненых скал... Некоторые слова часто употребляются в речи в неправильных сочетаниях встреча созвана, беседа прочитана, усилить внимание, уделить значение, повысить кругозор и др. Еще примеры контаминаций: предпринять меры ср. Смешение словосочетаний послужило поводом для шутки: О вкусах не спорят: Одни уважают урюк в рассоле, Другие любят с горчицей варенье. Но все это не имеет роли И, кроме того, не играет значенья.
Неточный подбор синонима Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века развивается в городе. Употребление паронимов Каменистые ступеньки каменные , высотная гора высокая. Формулировка 1: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны. Ответ: главную В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как словосочетание "главная суть" является плеоназмом.
Во многих статьях авторы так хотят убедить читателя, но достаточно одного слова. Главный приоритет. Приоритет — это первенство, важность, он и есть главный. Полное фиаско. Неожиданный сюрприз. Сюрприз по определению всегда неожиданный. Памятный сувенир.
Неожиданный сюрприз. Сюрприз по определению всегда неожиданный. Памятный сувенир. По определению сувенир — это предмет, который о чем-то напоминает, мы покупаем его на память. Ответная реакция. Реакция — это уже то, что возникает в ответ на что-то. Государственный чиновник.
Задание 6 из ЕГЭ по русскому языку
Давайте сегодня отвлечемся от горячего обсуждения интервью и поговорим о такой лексической ошибке, как плеоназм. Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал а. Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования.
…Это не играет значения… 15 ошибок в лексической сочетаемости
«Это не играет значения»: 15 ошибок в лексической сочетаемости, с которыми вы сталкиваетесь каждый д. Это не играет значения Нарушение лексической сочетаемости слов очень распространенная ошибка. «Это не играет значения»: 15 ошибок в лексической сочетаемости, с которыми вы сталкиваетесь каждый д. Ещё одна пара хитрых глаголов с лексической несочетаемостью. Глагол «играть» сочетается с «ролью», а если нужно всё-таки подчеркнуть «значение», то нужно подставить рядом глагол «иметь». Это играет большое значение лексическая ошибка. Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто целостное с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава.