неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей. Неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя с ребенком или несколькими детьми до 18 лет.
Статус «неполная семья» в 2022 году для получения пособия на ребенка – что нужно знать?
Далее нужно узнать прожиточный минимум в регионе, где проживает человек, желающий признать себя и своих близких малоимущими. В каждом регионе установлен свой прожиточный минимум. Узнать его можно на сайте социальных служб или городской администрации. Если сайта у администрации нет, то можно посетить ее или же узнать необходимую информацию в отделе социальной защиты. Если средний доход, который получает каждый член семейства, ниже, чем тот самый прожиточный минимум, оно вполне может быть признана малоимущей. Как оформить статус малоимущей семьи? После того как вы определились с тем, что вы и ваши родственники можете быть признаны малообеспеченными, можно переходить к оформлению документов. Начать стоит с подготовки. Перечень необходимых бумаг будет приведен ниже. Подготовив документы, стоит обратиться в отдел социального обслуживания. Также прийти с документами для признания семьи малоимущей можно в районный многофункциональный центр или подать заявку онлайн через портал «Госуслуги».
После того как документы и соответствующее заявление будут поданы, малоимущему семейству останется подождать десять рабочих дней. Принятым заявление считается с тех пор, как оно прошло регистрацию. На регистрацию же сотрудникам отдела социального обслуживания выделяется один день. Когда решение о том, будут ли люди признаны малообеспеченными, приняли, заявителя должны будут уведомить о нем в течение трех дней с момента принятия этого самого решения. Стоит отметить и то, что стать малоимущим официально человек может бесплатно. Государственная пошлина за эту услугу не оплачивается. Придется заплатить только за подготовку ксерокопий документов и за консультацию юриста, если вы за ней обратитесь. Ксерокопии в некоторых случаях снимают бесплатно в госучреждении, в которое вы обратились. Завершается процедура признания семьи малообеспеченной тем, что заявителю выдается справка о том, что его семейство признано малоимущим. Если в присвоении такого «звания» отказано, то человеку направят оповещение.
Справка о признании человека малообеспеченным выдается ему на руки работником отдела соцзащиты. Если человек не придет в госучреждение для того, чтобы получить эту справку в течение месяца, то бумага будет отправлена по почте. Список необходимых документов ксерокопии паспортов и свидетельств о рождении всех членов семьи; копии свидетельства о заключении брака или разводе; документы, подтверждающие доход за последние три месяца, то есть справка о средней зарплате, стипендии или пенсии; копии трудовых книжек или справок, подтверждающих, что человек состоит на учете в центре занятости; ксерокопия документа, подтверждающее место жительства; выписка из единого госреестра для каждого члена семейства, показывающая цену и состав имущества, которое принадлежит им и облагается налогом; справка об инвалидности, если кто-то из родственников является инвалидом; реквизиты счета в банке или сберегательной книги. Иногда может потребоваться ИНН, хотя это и не обязательная бумага. Также при посещении госучреждения нужно иметь при себе оригиналы документов, копии которых подаются. Если сам малообеспеченный человек подать заявление и документы не может, то можно оформить доверенность на другого. Зачем семье нужен статус малоимущей? Большинство людей добиваются признания малоимущими для того, чтобы государство начало оказывать им поддержку. Помощь малообеспеченным оказывается и на федеральном, и на местном уровне. О том, какую поддержку можно получить на региональном уровне, малоимущая семья может узнать в местных отделениях социальной защиты.
Чтобы получить точную информацию, лучше обращаться именно туда, ибо в каждом регионе действуют свои программы, каждый год они могут обновляться. Несмотря на то, что поддержка, оказываемая региональными властями, может варьироваться, выделить какие-то основные виды помощи, на которую могут рассчитывать малоимущие, все-таки можно. Это и денежная помощь, которая выплачивается каждый месяц на содержание несовершеннолетних детей, а также на более взрослых, которые учатся и не могут зарабатывать в связи с этим. Студенты могут рассчитывать на выплату социальных стипендий. Помимо ежемесячных пособий, малообеспеченные семьи могут получать и единоразовые выплаты или временную помощь в разных ситуациях. Например, детям может быть предоставлена помощь перед началом учебы в школе, а беременным или кормящим женщинам предоставляется помощь, позволяющая улучшить питание. Кроме этого, нуждающиеся семьи, в зависимости от обстоятельств, могут получать поддержку в виде бесплатных лекарств, теплой одежды на зиму, продуктов. Когда подобным семействам приходится слишком много платить за коммунальные услуги, то есть их ежемесячные затраты на такие услуги превышают 22 процента от бюджета на месяц, можно рассчитывать на помощь и по этому направлению. Обычно такая помощь оказывается в 2 видах: субсидии — то есть семье выделяют дополнительную финансовую дотацию из регионального бюджета — либо льготы, то есть понижение коммунальных тарифов. Также нуждающиеся семейства могут получить поддержку в виде жилищных и налоговых льгот, помощи детям при поступлении в учебные заведения и зачислении в детсад, и даже бесплатную юридическую помощь, от консультаций до представления интересов в судебных разбирательствах.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим. Понятие «неполная семья» в праве Для начала нужно разобраться, что собой представляет понятие семья.
Однако чрезмерная занятость часто на нескольких работах, а также материальное благополучие не дают даже самой заботливой женщине заниматься ребенком, и он предоставлен самому себе. Другой не менее важной проблемой неполных семей является ее функционирование, как института воспитания и социализации детей. Образ жизни неполной семьи имеет специфические особенности, которые сказываются на воспитательном процессе.
Именно отсутствие кого-либо из родителей может стать причиной неудачного и неполноценного воспитания ребенка детей. В материнских семьях, где отсутствует отец, у мальчиков формируются неадекватные, искаженные представления о ролевых функциях отца, мужа, мужчины, поскольку он в процессе социализации не видит мужского примера. В неполных материнских семьях у девочек также искажаются представления о ролевых функциях жены, матери, женщины. Поскольку незамужняя мама и ее поведение накладывает определенный отпечаток на социализацию девочки. Поскольку дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины, это оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни и социализацию в целом. Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется.
В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери, что не способствует полноценному воспитанию ребенка. В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение ребенка. Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять достаточное количество внимания детям. Другой проблемой неполных семей, которой необходимо уделить внимание, является качество здоровья детей. Дети из неполных семей, что доказано педиатрами, чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Это объясняется объективными причинами. Женщина, в одиночку воспитывающая ребенка, в первую очередь вынуждена заботиться о материальном благополучии семьи, отодвигая свои непосредственные обязанности воспитания и укрепления здоровья детей на второй план.
Кроме того, в неполных семьях чаще наблюдается наличие вредных привычек курение, алкоголизм , неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни, а также самолечение в случаях болезни детей и. Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье.
Для нормального гармоничного развития личности ребенку необходимо, чтобы его воспитанием занимались как мать, так и отец. Причем, вопреки расхожему мнению, это важно не только для мальчиков, но и для девочек. Видя, как мать и отец строят отношения, как взаимодействуют друг с другом в разных жизненных ситуациях, ребенок получает матрицу взаимоотношений мужчины и женщины, супругов, родителей и детей. Получая тепло и внимание от отца и матери, ребенок воспринимает всю полноту родительской любви.
Известно, что мать любит свое дитя безусловно, просто за то, что оно появилось на свет, а любовь отца — оценочная и требовательная.
Наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребёнок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов. Осиротевшая семья. В такой семье существуют свои психологические проблемы формирования личности ребёнка, отличающиеся от тех, которые возникают в семье разведённых родителей. Потеря родителей в раннем возрасте ведёт к неспецифическим травмам, последствия которых зависят от пола, биогенетической уязвимости, наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя, от типа потери матери или отца , доступности компенсаторных поддержек и социального статуса развития. Период сильного переживания горя у ребёнка обычно короче, чем у взрослого слёзы часто сменяются смехом , но при столкновении с новыми жизненными ситуациями чувство невосполнимой утраты может стать острее. Хотя связь смерти одного из родителей с появлением психических нарушений у ребёнка чаще всего глубоких страхов и депрессивных состояний выражена не так, как в тех случаях, когда ребёнок теряет родителя при распаде семьи, тем не менее риск возникновения психического нарушения увеличивается и становится максимальным, когда родитель умирает на третьем или четвёртом году жизни ребёнка, особенно если пол умершего совпадает с полом ребёнка. Это вызвано тем, что родитель того же пола играет особую роль в процессе идентификации ребёнка и его участие в формировании соответствующего полу поведения в позднем детстве и подростковом возрасте ребёнку необходимо.
Острее всего ребёнок ощущает отсутствие умершего родителя в первый год после его смерти во время семейных праздников. Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает, и хотя потеря не забывается, ребёнок вместе с другими членами семьи учится справляться с нею. Таким образом, одна из первоначальных задач, которые предстоит решать овдовевшему родителю и работникам образовательных учреждений, - это помочь ребёнку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов. Шок - первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается в молчаливом уходе или взрыве слёз. Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме. Отрицание смерти - следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мёртвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нём, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.
Поиски - это очень логичная для ребёнка стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь. Отчаяние наступает, когда ребёнок осознаёт невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его покинул. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестаёт общаться с матерью, ни за что бьёт младшего брата, грубит учителю. Тревога и чувство вины ведут к депрессии.
Детей могут тревожить различные практические вопросы: «Кто будет провожать меня в школу? Все эти эмоциональные реакции ребёнка могут проявляться по-разному в зависимости от его возраста. Наряду с нормальными реакциями могут появиться тревожные симптомы, которые должны насторожить взрослых: отсроченное переживание горя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство, отсутствие переживаний, длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо чувств, анорексия, бессонница и галлюцинации всё это чаще встречается у подростков. Естественно, воспитание ребёнка, у которого умер один из родителей, - сложное, нелёгкое дело, так как овдовевшему родителю придётся взять на себя воспитательную роль того, кто ушёл из жизни. Но при разумной позиции родителя общее семейное горе сплачивает членов семьи, помогает формированию одного из лучших качеств - бережного отношения друг к другу. Забота о благополучии близких приобретает для ребёнка характер жизненной ценности. Не так давно стала распространённой новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы. Гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в местах лишения свободы, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков, ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности, часто они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.
Внебрачная семья семья матери-одиночки. Бесспорно, преобладающая доля детей рождается в браке. Однако ещё одной важной причиной появления неполной семьи является рождение ребёнка у не состоящей в браке матери. Впервые при проведении переписи населения в 2002 г. Из общего числа супружеских пар 3 млн. Число таких одиноких матерей и их детей постоянно растёт. По данным последней переписи населения, за 1989-2002 гг. По данным Ростовстата в 2005 г. Это явление характерно для большинства европейских стран, например, самые высокие показатели в Исландии в 2000г.
Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брака, распространенность юридически не оформленных браков привела к тому, что в 2000г. Здесь тоже возможны различные варианты.
Что значит понятие неполная семья
Во всех таких ситуациях воспитательная атмосфера семьи отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка. Кроме того, в неполной семье ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Психическое и сексуальное развитие девочки в неполной семье также отличается противоречивостью. Часто дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Однако это не означает, что неполная семья обязательно является неблагополучной.
Эмоциональное выгорание. Родители детей, выросших в неполной семье, часто сталкиваются с раздражительностью, усталостью, неврозами. Отсутствие у ребенка ролевой модели в отношениях между мужчиной и женщиной.
Дети из неполных семей часто не имеют понятия, как строить здоровые семейные отношения , что становится настоящей проблемой для специалистов по психологии. Может ли неполная семья выступить как институт социализации? Дети, выросшие в неполных семьях, могут не испытывать проблем с дальнейшей самоидентификацией, построением дружеских и романтических отношений, коммуникацией с окружающими или собственными детьми. Однако чтобы это произошло, нужно соблюсти ряд правил. По возможности делегируйте обязанности. Отсутствие у родителя времени на себя — настоящий бич неполных семей. Если у вас есть деньги на няню или подруга предлагает выступить в роли бебиситтера, не пренебрегайте возможностью отдохнуть от ребенка. Не препятствуйте общению ребенка с бывшим супругом.
В статьях раздела «Психология» , посвященных детско-родительским отношениям, мы нередко говорили о том, как важно наладить контакт одновременно и с отцом, и с матерью.
В ряде случаев мать стремится восполнить недостаток отцовской заботы, окружая ребёнка чрезмерной лаской и опекой. Во всех таких ситуациях воспитательная атмосфера семьи отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка. Кроме того, в неполной семье ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. Психическое и сексуальное развитие девочки в неполной семье также отличается противоречивостью.
Часто дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Николаева Я. Нельзя сказать, что любая полная семья может являться нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи. Отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью [2, с. Таким образом, в определение понятия «неполная семья» ложится количественная характеристика, которая заключается в следующем: неполными считаются семьи, в которых одинокий родитель проживает с ребёнком детьми несовершеннолетнего возраста и несёт за него них основную ответственность [3, с. Например, известный советский педагог А. Макаренко понимал под неполной семьёй семью, которая не имеет отца или матери. За рубежом термин «неполная семья» практически не используют, заменяя его выражением «материнская семья», подчеркивая ее особенность, но вместе с тем социальное и психологическое равноправие [4, с.
Социальная политика большинства европейских стран предусматривает оказание одиноким родителям значительной помощи со стороны государства; такие шаги со стороны государства показывают правовое, социально-психологическое, материальное вспоможение неполным семьям, решая их определенные проблемы опыт США, Франции, Швеции и других стран. В связи с этим, в Ульяновской области создана сеть учреждений социальной помощи семье и детям, включающая в себя: три центра социального обслуживания населения, один центр социально-психологической помощи семей и детям, восемь социально-реабилитационных центров с приютами, два социально-реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем регионе активно внедряется программно-целевой подход к вопросам оказания социальной помощи семье и детям. В учреждениях социальной помощи семье и детям реализуется более 30 программ и проектов, разработано более 10 авторских методик. В целом учреждения социальной защиты населения Ульяновской области имеют широкую и многоплановую деятельность по поддержке семьи. Прежде всего, это оказание помощи одинокому родителю и его ребёнку детям на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Зарубежный и российский опыт работы с семьями, где один родитель воспитывает детей, показывает, что в понятие «неполная семья» необходимо вкладывать не только количественную, но и качественную характеристику. В основе индикативных показателей качественной стороны неполных семей ложится комплекс проблемных вопросов материального, жилищного, психологического, социального и др. Кратко рассмотрим эти аспекты.
Омбудсмен Москвы заявила, что каждый третий ребенок в РФ живет в неполной семье
Неполная семья — это когда по каким-либо причинам одного родителя нет при наличии одного или более несовершеннолетних детей. Причем процент таких семей растет по причине именно ухода мужа из семьи. Следует отметить, что другие участники воспитания — родственники бабушки, дедушки, дяди и тети не создают полной картины, и семья по-прежнему будет считаться неполной, если по определенным обстоятельствам один из родителей в ней отсутствует. Современное общество до сих пор с уверенностью заявляет, что один родитель неспособен воспитать своего ребенка правильно, что в итоге приведет к явным проблемам психического и психологического аспекта в личности уже взрослого человека. Какие же именно последствия могут ожидать ребенка, выросшего в неполной семье? Последствия для ребенка из неполной семьи В зависимости от того, с кем рос ребенок и кем воспитывался и формируется в нем понятие не только о других людях, но и об окружающем мире в целом. Так, например, если мальчик рос без отца, то он может вырасти представителем сильного пола с женским характером: мягкий, податливый, но без каких-либо мужских качеств. Девочка же без отца, вполне вероятно, может в будущем испытывать затруднения в общении с представителями сильной стороны человечества, поскольку будет лишена той необходимой любви и ласки, которую может дать только отец. Какие семьи считаются неполными? Критерии, которые попадают под определение неполной семьи, являются следующими: Уход из жизни одного из родителей; На момент появления ребенка на свет родители не находились в брачном союзе; Судимость одного из родителей и пребывание его в местах заключения; Развод родителей; Родители проживают на раздельной жилплощади.
С учетом вышеперечисленных фактов получается, что существуют такие типы неполной семьи, как: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. Как это не прискорбно, но психологи считают, что самая доброжелательная и положительная обстановка в неполной семье присутствует по причине гибели родителя, ведь оставшийся родитель отзывается об ушедшем хорошо, а родственники поддерживают и помогают детям преодолеть трагичный осадок. Конечно, такой расклад имеет место, только если оставшегося родителя уважают и стараются помогать в процессе воспитания ребенка. Неполная семья имеет свои пути развития Пути развития в неполной семье. Так или иначе, но стоит поговорить о возможных последствиях воспитания в неполной семье.
Волкова, неполная семья характеризуется следующим образом: «Неполная семья - неполное ядро семьи. Обычно один из родителей с одним или несколькими детьми, не состоящий в браке» [5]. Не вполне соответствующим для исследуемого нами предмета оказывается и определение В. Архангельского: «Неполная семья - это семья с детьми, в которой нет одного или обоих родителей» [6]. По нашему мнению, В.
Архангельский дает расширительное толкование данного термина: в неполной семье внутренние отношения составляют мать или отец, т. Например, в педагогике неполная семья рассматривается как один из факторов неблагополучного воспитания. Среди трудов советских исследователей считаем необходимым отметить работу В. Титаренко, который рассматривал неполную семью, исходя из воспитательной ущербности, а не в виде нарушения структуры семьи, как это делают другие исследователи [7]. Синельников,- показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, пережитых ими до достижения 18 лет из-за потери одного из родителей» [8]. В области права первоначально использовался термин «одинокая мать». Позже, когда общественное мнение солидаризовалось с желанием женщин родить ребенка вне брака и создать маленькую, но семью, вошло в научный оборот понятие «неполная семья», которое стало употребляться и в правительственных документах. Кстати отметим, что понятие «одинокий отец» в литературе менее распространено, в силу малочисленности в составе неполных семей отцов с детьми. В исследованиях ученых-юристов неполная семья рассматривается как поставщик несовершеннолетних правонарушителей, что подтверждается данными о повышенном уровне криминогенности среди несовершеннолетних детей, являющихся выходцами из неполных семей. Так, по данным МВД России среди несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в центрах временной изоляции, почти половина были представителями неполных семей [3].
Демография как наука о народонаселении дает нам некоторые статистические сведения о неполных семьях, в частности, о количестве одиноких матерей отцов с детьми в данных переписи населения. Но в указанных сводках неполная семья не является специальным объектом исследования. Так, по данным микропереписи населения 2002 г. В последние годы неполная семья во всех обществах развивается как институциональная структура. Если формирование института может не завершиться созданием четкой системы статусов и ролей, тогда мы говорим, что данные социальные связи имеют неполный институциональный статус. То же можно сказать и об образцах поведения в институтах, не получивших должного социального одобрения: этот институт также не полностью развился. Как и другие институты общества, неполная семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций, главными среди которых являются: функция воспроизводства общественных отношений, регулятивная, интегративная, транслирующая, коммуникативная и другие.
Причина, по ее словам, в том, что муж не особенно хотел участвовать в жизни семьи, заниматься воспитанием ребенка, помогать. Дочка плохо спит, я вместе с ней не высыпаюсь, плюсом ужасное физическое состояние. И ко всему этому — вечно недовольный муж. По словам Власич, после рождения ребенка он был вечно недоволен: ребенок кричит, от жены внимания он не получает, не всегда готова еда, не всегда в квартире убрано и его рубашки выглажены. При том что физическое состояние жены не было для него откровением: мужчина знал, что она перенесла тяжелую операцию и сложно восстанавливается. Через полгода моих мучений ко мне приехала моя мама — стало значительно легче. А еще через полгода, восстановившись после операции, я сняла квартиру, и мы с дочкой переехали. Еще через год женщина официально развелась. На слова о том, что ребенку нужен отец, женщина отвечает: — Какой отец? Тот, кто просто номинально существует, но не занимается воспитанием, не интересуется своим малышом? Зачем в таком случае он нужен? Чтобы что? Если показать модель полной семьи, то это будет модель хоть и полной, но очень несчастной семьи, а дочь будет расти в атмосфере неуважения и нелюбви. Кому от этого будет хорошо?
Некоторые из тех, кто отвечал, сами еще дети, а некоторые уже имеют собственные семьи. Все они разного социального положения и возраста. Аня Климчук: Я не могу сказать, верно или нет отвечали опрошенные, для каждого случая вывод свой. Но хотелось бы обратить внимание, что сперва большинство моих друзей подумали, что это спам. Мне приходили вопросы: «Аня, это ты пишешь или это спам? Некоторые из моих друзей откровенно не хотели отвечать. Другие вместо собственного ответа присылали выдержки из Википедии или даже просто ссылки на статьи. Но позже начало приходить множество сообщений на эту тему. Я поняла, тема актуальная и никого не оставляет равнодушным. Интересно то, как мои друзья относились к самому вопросу. Одни говорили, что это легкий вопрос, другие, наоборот, что сложный.
Неполные семьи в России: масштабы, проблемы и социальная помощь
В некоторых регионах последнее обстоятельство подпадает под другой статус — «неполная семья», но его недостаточно для федеральных или трудовых льгот. Неполные семьи могут иметь свои сложности, но они не менее значимы и способны обеспечить полноценное воспитание и развитие детей. В 2021 году принят закон о выплатах пособия неполным семьям. Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. Считается ли семья неполной после развода, ребенок проживает с матерью, есть постановление о взыскании алиментов с отца? Неполные семьи – это та категория семей, где одинокий родитель проживает с ребенком или детьми несовершеннолетнего возраста и несет за детей основную ответственность: моральную и материальную.
Статья 63. Неполная семья
Известно, что мать любит свое дитя безусловно, просто за то, что оно появилось на свет, а любовь отца — оценочная и требовательная. Он готов радоваться успехам ребенка, гордиться ими, но своими требованиями, советами, наставлениями стимулирует дальнейший рост личности своего чада. Если воспитанием занимается только мать, ей невольно приходится брать на себя как мужские, так и женские семейные функции, в том числе по отношению к ребенку, а это искажает его формирующееся представление о социальных ролях матери и отца, хозяйки дома и добытчика. Конечно, если условия в полной семье были неприемлемы, если на мать и ребенка оказывалось психологическое давление, если они подвергались физическому насилию, такой семейный микроклимат можно скорее назвать разрушительным для психики ребенка. И, разумеется, в этом случае ему лучше воспитываться в неполной семье.
Обычно наблюдается одновременно с другими видами психической депривации, как то материнская, социальная, когнитивная и другие. Приёмная семья — это правовая форма принятия на воспитание в семью несовершеннолетних детей, у которых нет родителей.
В России приёмная семья создаётся на основании договора между гражданами, желающими взять ребёнка на воспитание, и органом опеки или попечительства.
В патриархальной крестьянской семье на женщину смотрели прежде всего как на работницу, способность работать нередко была главным критерием при выборе невесты. Родителям принадлежало решающее слово, когда речь шла о женитьбе сыновей, а особенно о замужестве дочерей. В крестьянской семье дети работали с малолетства [32]. В индустриальном обществе пропала экономическая необходимость жить большими «традиционными» семьями, отпала необходимость рожать много детей, так как дети теперь не только не способствовали увеличению семейного дохода, но еще стали требовать дополнительных средств на длительное обучение. При уменьшении детской смертности рождаемость неизбежно сниижась демографический переход.
При этом переход к нуклеарной семье многими воспринимался как катастрофа, как отход от традиций и падение нравов [32]. С переходом к постиндустриальному обществу возрастает экономическая независимость женщин, количество «чисто мужских» рабочих мест сокращается, а «универсальных» — растет, что связано с уменьшением потребности в физическом труде, где требуется мужская сила. Рост экономической независимости женщин привел к уменьшению их зависимости от мужчин, в чем многие исследователи видят причины « сексуальной революции ». Обретение женщиной экономической независимости привело к распространению неполных семьей матерей-одиночек , а также «динамичных семей», когда супруги легко расстаются и подыскивают себе новых [32]. Признаки постиндустриалной трансформации семьи стали проявляться в развитых странах Европы уже с середины 1960-х годов, а в других европейских странах — с конца 1980-х — начала 1990-х годов. Перечень важнейших перемен в состоянии семьи был кратко сформулирован Дирк ван де Каа [35] : переход от «золотого века» брака к конкубинативному союзу; переход от пары «ребёнок-король с родителями» к «паре королей с ребёнком»; переход от контрацепции в целях предохранения к контрацепции как самовыражению; переход от однородного хозяйства к плюралистическим типам семьи и домашнего хозяйства [36].
Семья в России в XX—XXI веках[ править править код ] До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья , которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 1940-х годов до 1980-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации. В XX веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает Кон И. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов — изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид [37].
Психологические различия Несмотря на то, что неполные семьи стали теперь совершенно обычным явлением, психологи не считают такую семью семьей полноценной. Для нормального гармоничного развития личности ребенку необходимо, чтобы его воспитанием занимались как мать, так и отец. Причем, вопреки расхожему мнению, это важно не только для мальчиков, но и для девочек.
Видя, как мать и отец строят отношения, как взаимодействуют друг с другом в разных жизненных ситуациях, ребенок получает матрицу взаимоотношений мужчины и женщины, супругов, родителей и детей. Получая тепло и внимание от отца и матери, ребенок воспринимает всю полноту родительской любви.
В Минтруде разъяснили, кто сможет претендовать на новую ежемесячную выплату детям из неполных семей
Юрист Гавришев рассказал, кому положены выплаты для неполных семей. неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей. Неполной семьёй называют группу родственников с одним родителем и одним (или несколькими) несовершеннолетними детьми. Если ваша семья или семья близких вам людей неполная, старайтесь прочитать всю доступную литературу по этому поводу. неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей.
Сколько в России одиноких матерей и отцов
Помимо данной правовой нормы, ч. Все это в последующем приводит к негативным последствиям, дети не осознают свое предназначение и меру социальной культуры. Проблемы семей существовали всегда, ведь на каждом этапе они различны в силу постоянной мобилизации человеческих потребностей. Возникает необходимость в управленческом реформировании семьи, которая наиболее сильно нуждается в поддержке и модернизации.
Рассмотрим, что представляет собой понятие «неполная семья» с точки зрения психологического аспекта. По мнению А. Волкова неполная семья характеризуется как неполное ядро, поскольку внутренние отношения составляют один из родителей, не состоящий обычно в браке, и ребенок.
Здесь стоит помнить, что все мы разные с точки эмоционального и психологического состояния, возможно, когда один из родителей покидает семью — второй склонен по тем или иным причинам пойти на крайнюю меру, отказаться от ребенка, мотивируя это слишком большой ответственностью, с которой одному нелегко справиться. Но, такое восприятие трудной ситуации далеко не у всех, и, на мой взгляд, если брать обобщенную картину — в мире есть более серьезные проблемы. Неполная семья сталкивается с рядом трудностей и проблем, но имеет возможность для полноценного воспитания детей.
Важно учитывать эмоциональное состояние и развитие, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, не отставал в процессе социализации от своих сверстников. В стране 5,6 миллиона матерей одиночек и 634,5 тысячи отцов — одиночек. Около 9,5 тысячи одиноких родителей самостоятельно воспитывают пять и более детей.
Возможно, это связано с тем, что отцы чаще оставляют свои семьи на единоличный контроль матери, может быть в силу отсутствия в полной мере чувства ответственности у мужчин. Но, следует заметить — не всех родителей отцов мы относим к данным категориям, статистика отражает полноценную обобщенную картину. Правовая сторона понятия подразумевает государственные правовые гарантии.
Защита неполной семьи, и прав детей, в нашей стране реализуется в соответствии с различных отраслей права.
Москвы, Республики Карелия, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, г. Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области, Новосибирской области, Сахалинской области отмечалась выраженная тенденция роста числа разводов, что наиболее ярко проявилось в регионах Северного Кавказа с традиционно высокими ценностями семьи и брака.
Формирование данной негативной тенденции можно рассматривать как предпосылку для роста риска бедности семей с детьми в ближайшей перспективе. С учетом данного обстоятельства полагаем, что сохранение и укрепление семейных ценностей россиян должно выходить на передний план государственной социальной повестки. Несмотря на достаточно короткий срок реализации федеральных выплат неполным семьям с детьми, данные Пенсионного фонда России с 01 января 2023 года — Социального фонда России позволяют провести предварительный анализ и определить, насколько эффективной оказался новый вид государственной социальной помощи неполным семьям и каковы перспективы дальнейшего развития данного механизма сокращения бедности семей с детьми.
Анализ влияния ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет на сокращение региональной бедности. Специфической особенностью российской бедности является преобладание семей с детьми, в том числе неполных семей, степень риска бедности для которых значительно выше, чем для полной семьи с одним или двумя детьми. В связи с этим представляется актуальным проведение отдельного исследования вклада отдельных видов социальных трансфертов в уровень благосостояния неполных малоимущих семей для выявления необходимости и достаточности действующих мер социальной помощи именно этой категории малоимущего населения.
До 2022 года на федеральном уровне отдельные виды социальной поддержки неполных семей с детьми отсутствовали. Неполные малоимущие семьи имели право на получение всех видов пособий, назначаемых остальным низкодоходным семьям с детьми. Дополнительные выплаты неполным семьям, осуществляемые из региональных бюджетов субъектов РФ, за редким исключением, не превышают 500 рублей в месяц, что, безусловно, не оказывает существенного влияния на благосостояние таких семей.
Начиная с 01 мая 2022 года, на основании обновленной редакции Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" редакция от 01. Право на получение выплаты имеет единственный родитель такого ребенка или родитель иной законный представитель такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства пребывания или фактического проживания заявителя.
На основании оперативных данных Пенсионного фонда России далее — ПФР о выплатах семьям с детьми за период с 01. В ходе исследования выполнялись задачи по определению: - охвата выплатой детей в возрасте от 8 до 17 лет; - адекватности размера выплаты с точки зрения сокращения дефицита денежных доходов малоимущих семей; - вклада выплаты в сокращение численности малоимущих граждан в целом по России и в субъектах Российской Федерации. В ходе выполнения задач были проанализированы следующие сведения в разрезе субъектов Российской Федерации за период с 01.
Для определения охвата данной выплатой детей в возрасте от 8 до 17 лет количество детей, в отношении которых осуществлена выплата, сравнивалось с численностью детей в возрасте от 8 до 17 лет, актуальной на 01. По данным Росстата по состоянию на 01 января 2022 года численность детей в возрасте в возрасте от 8 до 17 лет варьировалась от 6554 человека в Ненецком АО до 1147793 человек в г. Москве [4].
Ожидаемо, что в наиболее благополучных с точки зрения уровня бедности регионах охват данными выплатами был ниже, чем в субъектах с высоким уровнем бедности. Так, минимальный охват выплатами детей в возрасте от 8 до 17 лет зафиксирован в г. Вместе с тем ситуация с детской бедностью данной возрастной группы даже в наиболее благополучных субъектах весьма неоднозначна рис.
Рисунок 4. Однако, очевидно, что проблема масштабов неполных семей и детской бедности в неполных семьях Республики Татарстан глубже, чем в Московском регионе. Ожидаемо, что с ростом показателя «Уровень бедности» доля детей, охваченных выплатами, должна возрастать.
Это может быть связано с более благополучной ситуацией с доходами неполных семей в Ленинградской области и их менее значительной долей в составе малоимущих семей по сравнению с показателями Воронежской области. Однако данный разрыв в показателях не исключает и более качественную работу по сбору информации о малоимущих жителях и организации информирования населения региона о возможности получения данного вида социальной помощи, проведенную в Воронежской области, нежели в Ленинградской области. Аналогичные вопросы вызывает ситуация с детской бедностью в неполных семьях и выплатами на таких детей в регионах России с наиболее высоким уровнем бедности рис.
Рисунок 5. Следует отметить, что в каждом из субъектов сложилась собственная ситуация с бедностью в неполных семьях, которая является, помимо экономических факторов, отражением социокультурного, исторического уклада жизни семей на территориях России и не всегда в полной мере совпадает с численностью детей рассматриваемой возрастной группы и показателями уровня бедности в субъектах. В «доковидном» 2019 году в данных субъектах количество браков на 1 тыс.
Личные проблемы родителя Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку — мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.
Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании. Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства.
Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки. Дети из неполных семей Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Полоролевая идентификация Главная проблема детей из неполных семей — трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей — образец отношений мужчины и женщины.
В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример. У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации.
Если он учится в вузе очно, рассчитывать на поддержку можно до 23 лет. Сейчас размер пенсии при потере одного из родителей — около 7 000 рублей.
Дополнительные льготы одиноким родителям Стандартный налоговый вычет на детей положен одинокому родителю в двойном размере. Оформляется в ФНС. Субсидия на оплату услуг ЖКХ. Будет начислена, если семья тратит на коммунальные услуги больше установленной нормы.
Нормативы определяют регионы. Оформить субсидию одинокий родитель может через Госуслуги, в МФЦ или в профильном ведомстве своего города. Компенсация платы за государственный детский сад. Региональные выплаты — условия можно уточнить в соцзащите.
Какие ещё выплаты на детей могут получить одинокие родители? Помимо специальных выплат, неполным семьям положены все другие меры поддержки для семей с детьми: пособие по беременности и родам; единовременная выплата при рождении ребёнка; пособие по уходу за ребёнком до полутора лет; пособие по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет; ежемесячное пособие по уходу за ребёнком от трёх до семи лет для семей с низким доходом; материнский капитал. Как оформить пособие при рождении ребёнка Список документов: свидетельство о рождении документ об усыновлении, опеке ; свидетельство о расторжении брака если родители в разводе. Работающие родители обращаются за выплатой к работодателю, неработающие — в соцзащиту.
8 распространённых мифов о неполной семье
Это значит, что полной семьей смело можно назвать следующие типы семей. Как свидетельствует статистика, дети из неполных семей начинают хуже учиться, не ходят в школу. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.
Какая семья считается неполной?
Одним из самых значимых решений стало заявление о поддержке неполных семей, — ежемесячных выплатах на детей от 8 до 16 лет включительно, которые воспитываются в таких семьях. Неполная семья может быть обеспеченной, равно как и «полноценная» ячейка общества может испытывать финансовые затруднения. Неполные семьи могут иметь свои сложности, но они не менее значимы и способны обеспечить полноценное воспитание и развитие детей. Как правило, неполной семьей считается, если есть только один родитель при наличии детей.