Пока платить углеродный налог не придется, от производителей "грязной" продукции потребуют предоставлять только отчетность. Один из элементов инициативы – европейский пограничный углеродный налог (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), призванный не только стимулировать страны-экспортёры. Углеродный налог должен зародиться внутри страны и распространиться на те производства, которые активно выбрасывают в атмосферу парниковые газы.
Европа хочет миллиард от России: за что и куда пойдут эти деньги рассказали эксперты
Трансграничный углеродный налог может серьёзно изменить карту отрасли. Когда ЕС начнет в полной мере взимать трансграничный углеродный налог, для России он будет равнозначен дополнительной адвалорной пошлине в 16% от стоимости товаров. Стоило только Еврокомиссии опубликовать первые официальные предложения по введению в Евросоюзе пограничного углеродного регулирования, как это было расценено в России в.
В России предложили ввести углеродный налог
Объясняем простыми словами Что такое углеродный налог. Объясняем простыми словами Углеродный налог — это система налогообложения, которую Евросоюз собирается внедрить, чтобы уравнять продукцию, произведённую в ЕС с минимальными выбросами углекислого газа, и продукцию других стран, где используются технологии с высокими выбросами. Проект функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Статью проверил Александр Дубянский — доктор экономических наук, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли Санкт-Петербургского государственного университета.
И это мы говорим только про европейский рынок, хотя в США и КНР тоже подумывают об аналогичных защитных мерах для защиты своего внутреннего рынка и местных производителей. С чем же останется тогда Россия? Дело в том, что «углеродный след» у нас действительно очень большой, на что влияет сочетание сразу нескольких факторов. Во-первых, основной российский экспортный товар — это не электромобили или смартфоны, а газ, нефть и металлы. Во-вторых, при их добыче и производстве затрачивается много электрической и тепловой энергии, получаемых отнюдь не из «зеленых» источников. В-третьих, энергия затрачивается и при прокачке нефти и газа по трубопроводам, откуда, по мнению европейских экспертов, могут происходить утечки.
Пока точных методик расчета «углеродного налога» еще нет, но по предварительным оценкам, потери российских экспортеров уже к 2030 году могут составить от 5 до 50 миллиардов евро. Усредненная цифра составляет 33 миллиарда. Вероятно, изначально пошлина будет небольшой, но ее размер и количество позиций, которые она охватывает, будут только возрастать. Нетрудно догадаться, что государство будет вынуждено идти навстречу отечественным олигархам и снижать для них налоговую нагрузку: сократятся отчисления в бюджет от НДПИ и экспортной пошлине по нефти и газу. Это означает, что финансовые возможности федерального центра сократятся еще сильнее, и недобор от сырьевиков придется компенсировать ростом налоговой нагрузки на кого-то еще.
Если Россия добьется, что при расчете суммы налога будет учитываться поглощающий углерод потенциал российских лесов, то это сможет снизить его суммарную тяжесть на 30 млрд евро до 2030 года. Но, по мнению участников обсуждения, остается проблема открытости данных по инвентаризации российских лесов, которые пока не доступны не только иностранным экспертам, но и российским заинтересованным пользователям. Ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников заявлял, что Россия считает углеродный сбор противоречащим нормам Всемирной торговой организации ВТО , а в Минэнерго подчеркивали, что при расчете углеродного налога ЕС никак не учитывает площадь лесов в нашей стране и их вклад в поглощение углекислого газа. С другой стороны, углеродный налог изначально не был направлен против России, скорее под ударом оказывалась продукция, производимая в Китае. Но эта страна успела принять меры и изменить структуру своего экспорта в ЕС.
В чем причина такого положения дел? Эксперты говорят, что было ошибкой недооценивать сложности отказа от использования автотранспорта, электроприборов и отопления. Это не роскошь, а насущная повседневная необходимость для сотен миллионов и даже миллиардов жителей Земли. В поисках новых решений Опыт зарубежных стран позволяет говорить о важной закономерности. Инициативы по введению разного рода углеродных сборов неизменно встречают сопротивление со стороны общественности. В этом плане протесты вовсе не прерогатива граждан ЕС. Достаточно вспомнить, что в ноябре 2019 года беспорядки в Иране начинались с протеста против повышения цен на топливо, а уже потом были подняты политические лозунги, и случились сотни погибших и тысячи пострадавших и арестованных. Задачи по углеродной нейтральности, поставленные несколько лет назад, сейчас кажутся невыполнимыми В Нигерии, самой густонаселенной стране Африки, 22 февраля истекает срок ультиматума, данного профсоюзами правительству для решения «вопросов, имеющих решающее значение для благосостояния нигерийских масс и трудящихся». И это при том, что средний холодильник в США потребляет в три раза больше электроэнергии в год, чем житель Нигерии.
Чем грозит России новый углеродный налог ЕС на импортную продукцию
«Зелёное» углеродное ограбление России, или О чём умолчал Чубайс | Углеродный налог ЕС обойдется российским экспортерам в $2,2 млрд ежегодно. |
Чем грозит России новый углеродный налог ЕС на импортную продукцию | Возобновление в ЕC дискуссии о введении пограничного углеродного налога заставило российские власти задуматься об оценке влияния этой меры на экспорт — Минэкономики. |
Углеродный налог ЕС для России: проще будет откупиться? | Российским поставщикам железа, стали, алюминия и удобрений углеродный налог в ЕС может обойтись в сумму не менее 1,1 евро, подсчитало издание. |
Углеродный налог: за и против
- Нет постов для отображения
- Путин: России не так страшен углеродный налог Европы из-за снижения экспорта
- Полезная информация об углеродном налоге
- Европейский пограничный углеродный налог | Conomy
Примеры употребления на «Секрете»
- Заплати углеродный налог и дыши спокойно!
- Углеродный налог в 2024 году
- Путин: России не так страшен углеродный налог Европы из-за снижения экспорта
- Эксперт: введение в России углеродного налога несет риски для отечественного бизнеса
- Россия хочет стать углеродно-нейтральной к 2060 году
Европа хочет миллиард от России: за что и куда пойдут эти деньги рассказали эксперты
В министерстве торговли и интеграции сообщили LS, какие казахстанские экспортеры будут платить углеродный налог (СВАМ*) в Евросоюзе в 2023 году. Минэкономразвития планирует вернуться к налогу только в том случае, если российские компании не снизят объём выбросов. Тег: «углеродный налог». Нет постов для отображения.
В России предложили ввести углеродный налог
Читайте также Путиномика: Вместо производства стройматериалов в РФ власти предлагают открыть границы для импорта Результатом могут стать массовые проблемы у российских заводов и фабрик Сахалинская область является пилотным регионом для опробования системы торговли квотами на выбросы. Чубайс напомнил, что Европарламент предложил перенести начало взимания углеродного налога с 2026 года на 2025-й, а также убрать льготы для европейских производителей по предоставлению бесплатных квот на выбросы к концу 2028 года вместо 2035-го. По его мнению, льготы отменят в 2030 году, однако все равно раньше, чем изначально планировала Еврокомиссия. Как заявил спецпредставитель президента, желание сперва разобраться с сахалинским экспериментом, а потом решать, что делать дальше, может привести к «серьезному объему платежа в бюджет Евросоюза». Избежать этого, по его мнению, можно, только выйдя на «принципиальное решение» в 2022 году и его реализацию в 2023-м. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович напомнил, что Анатолий Чубайс вообще является одним из инициаторов введения в России углеродного налога. Это, в частности, компания Fortum, дочка финской Fortum Corporation, которая занимается в России в том числе проектами ВИЭ при субсидиях государства, это «Роснано», «Ренова», они будут оборудование для ВИЭ производить. Им это выгодно. Есть чиновники, которым все равно какие потоки администрировать — от нефти, от газа, от углеродного налога или еще чего-нибудь. Система пока в стадии становления, никто не знает, как она будет работать. Почему бы Чубайсу этим не заняться?
Несколько месяцев назад его даже прочили в потенциальные руководители новой госкорпорации, у которой даже было предварительное название «Роскарбо». Планировалось, что через нее стали бы выдаваться часть бесплатных сертификатов, а остальные надо было бы покупать, была бы биржа таких сертификатов. Так почему бы Чубайсу было не сесть на эту должность?
С учетом того, что в настоящий момент цена варьируется от 1,9 до 32 долл. США за тонну, достижение целей Парижского соглашения представляется проблематичным см. Наиболее низкие цены на углеродные квоты установлены в региональных СТВ Китая в Чунцине, Тяньцзине и Шэньчжэне, где рынок квот только формируется. Тонна CO2-эквивалента стоит на них менее 5 долл.
Аналогичная цена действует на аукционах RGGI13, где ее невысокий уровень объясняется ограниченным спросом на углеродные квоты. Рисунок 2. Наибольшее внимание при их описании будет уделено истории их функционирования и ошибкам в политике ценообразования, уровням покрытия выбросов парниковых газов, которые обеспечивают данные СТВ, а также секторам экономики, на которые распространяется ограничение на выбросы парниковых газов. Действие ЕС СТВ распространяется на предприятия электро- и теплоэнергетики, нефтехимической, химической, металлургической, целлюлозно-бумажной промышленности, а также на производителей строительных материалов стекла, цемента, керамики. В ЕС СТВ также включены авиационные перевозки, но до 2023 года под регулирование попадают лишь рейсы между аэропортами, расположенными в пределах европейского экономического пространства14. Цены на углеродные квоты в ЕС СТВ определяются балансом спроса и предложения, который, в свою очередь, в существенной мере зависит от законодательных и политических решений и событий в странах, объединенных в ЕС СТВ. Так, вследствие выдачи правительствами стран, входящих в ЕС СТВ, избыточного количества квот на выбросы в период с 2008 по 2013 год цена на них упала с 33 до 6 долл.
США за тонну. После проведенного референдума по вопросу Брекзита и на фоне известий о возможной продаже квот Великобритании цена снова упала до 6 долл. США за тонну в 2016 году. С 2017 по 2019 год рост цен связан с ужесточением законодательства европейских стран в отношении контроля выбросов и со значительным уменьшением количества квот см. В марте этого года ЕС СТВ снова подтвердила свою нестабильность: вследствие распространения коронавируса и введения карантина в ряде европейских стран на рынке квот ЕС СТВ наступил резкий дефицит спроса, что привело к обвалу цен до 17,5 долл. США за тонну CO2-эквивалента что примерно соответствует уровню цен на начало 2018 года 15. Рисунок 3.
Включение СТВ в экономическую систему Евросоюза было сопряжено со значительными трудностями и вызывало вопросы как со стороны предприятий — загрязнителей окружающей среды, так и со стороны населения. Основную критику на ранних этапах внедрения СТВ вызывали уровни ограничений, объемы бесплатных квот и достоверность информации о фактических объемах выбросов. Так, в 2006 году объем разрешенных выбросов с учетом бесплатных квот настолько превышал их реальный объем, что это привело к падению стоимости квоты на выбросы в ЕС СТВ до 1,3 долл. США за тонну к концу года. В последующие годы европейские страны более обдуманно подходили к вопросу учета выбросов и к объему выдаваемых бесплатных квот. Стоит отметить, что механизм бесплатного распределения квот до сих пор продолжает применяться в странах, входящих в ЕС СТВ, для предотвращения так называемой утечки выбросов, то есть ситуаций, когда компании перемещают свои производственные мощности в страны с менее жесткими ограничениями по выбросам, в результате чего общемировой объем выбросов не меняется или даже растет. Также в рамках ЕС СТВ бесплатные квоты могут предоставляться в целях поощрения игроков, значительно сокративших свои выбросы.
Правила ЕС СТВ предусматривают жесткие меры наказания для компаний-загрязнителей, превышающих установленные лимиты на выбросы. На разных этапах внедрения системы размер штрафа за сверхнормативные выбросы СО2—эквивалента менялся: если в 2005—2007 годах он составлял 40 евро за тонну, то в 2008—2009 годах — уже 100 евро за тонну.
Он отметил, что вопрос углеродного налога и "зеленого курса" Евросоюза "очень сложный, там огромное количество аспектов, которые необходимо принимать во внимание, как с точки зрения просчета последствий для взаимной торговли, влияния на экономику России и ЕС, так и с точки зрения соответствия этого курса правилам ВТО и Парижского соглашения по климату". По словам замглавы МИД РФ, при ознакомлении с основными положениями "зеленого курса" ЕС возникает вопрос о том, почему налог на углеродный след планируется "оставлять в кармане" самого Евросоюза. Это было бы и честнее и продемонстрировало бы, что страны реально объединяют усилия в борьбе с изменениями климата", - сказал Грушко. Он подчеркнул, что Россия в этих вопросах намерена действовать последовательно, отстаивать свои интересы на основе международного права.
В случае принятия углеродного налога внутри страны, под его действие попал бы уже весь объём производства отечественных компаний, а это дало бы увеличение в несколько раз. Неудивительно, что у ужесточения экологического законодательства в целом и введения углеродного налога в частности в России всегда было много противников. В первую очередь против выступали представители крупного бизнеса, зачастую их в этом поддерживали некоторые высокопоставленные чиновники. Однако последние несколько месяцев подход в этом вопросе российских властей изменился. По мнению первого вице-премьера Правительства РФ Андрея Белоусова, мотивацию российских компаний в процессе энергоперехода нужно «усилить».
Только «пряниками» — путём предложения доступных технологий и комплексных экологических решений этого сделать не получится. Поэтому рассматриваются идеи внедрения торговли квотами на выбросы CO2, изменения налогового законодательства в топливно-энергетическом секторе с учётом применения «чистых» технологий. Однако Андрей Белоусов добавляет, что это «пока идеи», на отработку которых уйдёт время, возможно, несколько лет. Изменения в законы касательно выбросов будут вноситься постепенно, подчеркнул чиновник в интервью «Коммерсанту». Энергопереход потребует серьёзных инвестиций, отмечают разработчики стратегии.
В том же интервью Андрей Белоусов называет цифры в 90 трлн рублей за 28 лет. Но эти затраты, по его мнению, абсолютно необходимы. Если не вкладываться в модернизацию производства, всё равно придётся отдать эти деньги в виде углеродного налога при экспорте в страны ЕС. Остановить процесс энергоперехода уже не получается, значит надо попробовать «оседлать эту волну» — такова логика разработчиков Стратегии.
Вопрос времени
- В России предложили ввести углеродный налог | Новости общества
- Россия и ЕС начали обсуждать углеродный налог
- Знаете ли Вы?
- Европарламент поддержал реформу углеродного рынка Евросоюза
- Европа хочет миллиард от России: за что и куда пойдут эти деньги рассказали эксперты Блокнот.
Эксперт: введение в России углеродного налога несет риски для отечественного бизнеса
One moment, please... | Возобновление в ЕC дискуссии о введении пограничного углеродного налога заставило российские власти задуматься об оценке влияния этой меры на экспорт — Минэкономики. |
Углеродный налог ЕС ударит по российской нефти | Российским компаниям придется платить углеродный налог в европейскую казну из-за ошибки российских властей. |
В России оценили эффективность нового налога: Госэкономика: Экономика: | Подборка наиболее важных документов по вопросу Углеродный налог нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. |
Путин: России не так страшен углеродный налог Европы из-за снижения экспорта - МК | Читайте логнрид по углеродному налогу с комментариями ведущих отраслевых экспертов. |
РСПП заявил, что выступает против введения углеродного налога в РФ | Вероятно, потери от трансграничного углеродного налога Китая будут меньше, чем от его европейской версии, полагает Белоглазова. |
Трансграничный углеродный налог – прямой удар по экономике России
В 2023 году Евросоюз запустили CBAM или механизм трансграничного углеродного регулирования. – Введение углеродного налога – это простой и надежный инструмент, администрировать налоги в России научились хорошо. С предложением о введении углеродного налога выступил на встрече с РСПП первый вице-премьер Андрей Белоусов. Трансграничный углеродный налог ЕС российским экспортерам прямо пока не угрожает, но глобализация торговли и углеродного регулирования может косвенно отразиться на ценах их. Последствия введения углеродного налога на импорт товаров в ЕС: рост цен и торговые войны. Как российский бизнес отреагирует на углеродный налог. Евросоюз с 2023 года вводит углеродный налог | ФОТО pixabay.
РБК: российским экспортерам придется платить ЕС 1,1 млрд евро углеродного налога в год
Поэтому предлагаемый «углеродный налог» деструктивен и неприемлем для нас», — заявил глава СР. Идея А. Чубайса связана с Парижским соглашением по климату, которое Россия подписала, но пока не ратифицировала. Однако сама теория изменения климата, положенная в основу соглашения, не вызывает доверия, подчеркнул С.
В апреле на Биржевом форуме-2021 А. Силуанов также заявил о том, что введение углеродного налога ЕС несет угрозу российскому экспорту.
При этом он отметил, что Россия также является сторонником низкоуглеродной экономики , но стране нужно определенное время на подготовку. Напомним, ЕС вводит трансграничное углеродное регулирование для сдерживания глобальных изменений климата.
Но эти затраты, по его мнению, абсолютно необходимы.
Если не вкладываться в модернизацию производства, всё равно придётся отдать эти деньги в виде углеродного налога при экспорте в страны ЕС. Остановить процесс энергоперехода уже не получается, значит надо попробовать «оседлать эту волну» — такова логика разработчиков Стратегии. Торговля квотами на выбросы парниковых газов — инициатива Сахалина В свете возможных грядущих перемен интерес представляет пилотный проект по снижению выбросов на Сахалине.
Законопроект о введении экспериментального углеродного регулирования в области внесло Минэкономразвития. Поставлена амбициозная задача — достичь углеродной нейтральности к концу 2025 года. Для этого планируется внедрение системы квот максимальных значений выбросов.
Если организация выйдет за пределы установленных квот, её ждёт штраф. С другой стороны, неиспользованные квоты превратятся в углеродные единицы, которые можно будет продать на специальной платформе тем, кто не уложился в норматив. Согласно проекту, с 2023 года отчитываться о выбросах парниковых газов начнут те компании, чьи выбросы в 2022 и 2023 годах составят свыше 50 тыс.
Начиная с 2025 года, к ним должны будут присоединиться организации, чьи выбросы превысят 20 тыс. Система квот должна подтолкнуть предприятия вкладываться в модернизацию, сокращать «углеродный след» в своей продукции. А это сделает их продукцию более конкурентоспособной, в том числе и на европейском рынке.
Свои аргументы есть и у противников введения экологических ограничений в России.
В отчете должны содержаться: количество импортированных товаров CBAM; прямые и косвенные выбросы CO2е в импортированных товарах первоначально косвенные выбросы только для цемента, электроэнергия и удобрения ; цены на углеродные единицы, уже уплаченные в стране производства. Первый квартальный отчет должен был быть представлен до 31 января 2024 г. Вступление в силу финансовых обязательств с 1 января 2026 г. Только зарегистрированным декларантам будет разрешено импортировать товары CBAM. Обязательное ежегодное декларирование то есть ежегодная декларация CBAM, в которую должны быть включены конкретные данные, включая верифицированный расчет воплощенного углеродного следа. Как рассчитывается «углеродный налог» Налог рассчитывается исходя из количества воплощенного углерода в продуктах с целью отражения в цене товаров воздействия на климат от их производства.
Майоров: вводить на территории РФ углеродный налог нет необходимости
Один из элементов инициативы – европейский пограничный углеродный налог (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), призванный не только стимулировать страны-экспортёры. Евросоюз с 2023 года вводит углеродный налог | ФОТО pixabay. Пока углеродный налог коснётся немногих товаров (речь идёт о тридцати кодах товаров европейской товарной номенклатуры). Введение углеродного налога в ЕС в 2023 г. несет риски для экономики России. Стоило только Еврокомиссии опубликовать первые официальные предложения по введению в Евросоюзе пограничного углеродного регулирования, как это было расценено в России в. Введение трансграничного углеродного налога в ЕС может привести к снижению российского ВВП на 0,17%, считают эксперты НИФИ.