Новости сколько раз люди летали на луну

— А с Рогозиным вы спорили как раз о Луне?

Россия отправила станцию на Луну. Что дальше?

Астронавты собрали 23 килограмма грунта, включая белые камни, при этом успели даже немного заблудиться, не достигнув намеченной цели — кратера Коун. В скафандрах дважды обнаруживалась небольшая утечка. Кроме того, астронавты забыли извлечь кассету из камеры на посадочной ступени лунного модуля — и запись осталась на Луне. Тем не менее, в целом эта высадка на Луну вновь подняла престиж американской космической программы, упавший после аварии «Аполлона-13». Технические неполадки были незначительными и быстро ликвидировались, а астронавты продемонстрировали хорошую квалификацию и подготовку, несмотря на возраст командира. Столь успешная высадка на Луне произошла в 1971 году. Командир Дэвид Скотт и пилот Джеймс Ирвин пробыли на Луне почти трое суток, собрали 77 килограммов лунного грунта и впервые использовали лунный автомобиль, быстро достигали на нем намеченных кратеров и каньонов и перевозили грузы. К Луне был доставлен небольшой искусственный спутник, а с Луны увезен Камень Бытия — кусок кристаллической породы возрастом в 4,1 миллиарда лет.

На обратном пути пилот командного модуля Альфред Уорден впервые вышел в открытый космос в межпланетном пространстве, чтобы демонтировать отснятые фотокассеты.

Это ж не шуточное дело, такую ракету строить. То же касается и скафандров. Вот представьте, что будет, если США отправят на Луну женщину-космонавта, да еще и афроамериканку, а она получит при этом дозу радиации и лишится здоровья. Какого масштаба скандал тогда будет? Лучше перестраховаться. Частный космос Вторая и неочевидная проблема может заключаться в принципиальном изменении состава участников «лунной гонки». Если в 60-70 годы прошлого века между собой соревновались два сверхдержавы, США и СССР, каждая из которых старалась продемонстрировать все достоинства своего пути, то сейчас все иначе. Россия о Луне только думает, Китай присматривается и готовит технологическую базу. Реальными соперниками в «лунной программе» сегодня являются крупные частные компании миллиардеров Илона Маска и Джефа Бэзоса, а также формирующиеся вокруг них корпоративные альянсы.

И это вызывает к себе неоднозначное отношение. С одной стороны, в рамках либеральной мифологии частные собственники считаются более эффективными, чем государство. С другой стороны, для бизнеса вся эта идеология и прочая политическая мишура не слишком интересна, корпорации заинтересованы только в прибылях, получении долгосрочных контрактов от государства. Где крутятся огромные бюджетные деньги, там всегда найдется место коррупции, и не надо рассказывать сказки, что для США эта проблема неактуальна.

Но в декабре 1965 года Политбюро решает сосредоточить все практические работы по лунной программе в ОКБ-1 Сергея Королёва. Там были представлены два проекта. Проект Л-1 предусматривал облёт Луны экипажем из двух человек. Другой Л-3 , подписанный Королёвым ещё в декабре 1964 года — полёт к Луне экипажа тоже из двух человек с высадкой на поверхность Луны одного космонавта. Первоначально срок его осуществления был назначен Королёвым на 1967-1968 гг. В 1966 году Главный Конструктор неожиданно умирает во время неудачной операции. История руководства и научно-технического обеспечения советской космонавтики, роль в этом отдельных личностей — особая тема, её разбор увёл бы нас слишком далеко. Первый удачный запуск комплекса «Протон»—Л-1 был осуществлён с Байконура 10 марта 1967 года. На орбиту ИСЗ был выведен макет модуля, получивший официальное обозначение «Космос-146». К этому времени американцы уже почти год как провели первое испытание «Аполлона» в автоматическом режиме. Последующие две попытки запуска оказались неудачными из-за сбоев в работе двигателей РН. Только 15 сентября 1968 года на траекторию полёта к Луне был выведен Л-1 под названием «Зонд-5». Однако спуск состоялся в незапланированный район. Системы спуска в атмосфере подвели и «Зонд-6» по его возвращении в ноябре 1968 года. Напомним, что уже в октябре 1968 года американцы перешли от автоматических к пилотируемым полётам по программе «Аполлон». А в декабре того же года первый триумфальный облёт Луны совершил «Аполлон-8». В январе 1969 года РН снова захандрила на старте. Только в августе 1969 года состоялся успешный беспилотный полёт «Зонда-7» с возвращением на Землю в заданный район. К этому времени американцы уже побывали на Луне… В октябре 1970 года состоялся рейс «Зонда-8». Практически все технические проблемы были решены. Следующие два аппарата этой серии были уже подготовлены к пилотируемым полётам, но… программу было приказано свернуть. Проект Л-3, предназначенный для посадки на Луну, имел существенные отличия от американского. Принципиальная схема полёта была той же. Однако более мощный двигатель ЛК не требовал разделения кабины на посадочную и взлётную ступени. Другим отличием было то, что переход космонавта между ЛОК и ЛК должен был осуществляться через открытый космос. Это было связано с тем, что к тому моменту отечественная космонавтика ещё не решила технических проблем, связанных с герметичной стыковкой двух КК. Первый успешный опыт такого рода был проделан нашими только в 1971 году при запуске к орбитальной станции «Салют-1» КК «Союз-11». А американцы уже в марте 1969 года на «Аполлоне-9» выполнили первую в истории герметичную стыковку и расстыковку и переход из одного космического модуля в другой без выхода в открытый космос. Необходимость создания в советском ЛОК шлюзовой камеры и присутствия там пилота в скафандре резко ограничивала полезный объём и полезную нагрузку всего лунного комплекса. Поэтому в экспедицию намечалось только два человека, а не три, как у американцев. Испытания отдельных элементов полёта на Луну проходили первоначально в рамках проектов «Союз» и «Космос». В январе 1969 года Владимир Шаталов на «Союзе-4», Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов на «Союзе-5» совершили первую стыковку пилотируемых аппаратов и переход из одного в другой через открытый космос. Отработка расстыковки, торможения, ускорения и стыковки ЛК на околоземной орбите продолжалась и после принятия решения об отмене пилотируемого полёта, в начале 1970-х. Главным препятствием на пути лунного проекта стали трудности с созданием РН Н-1. Её аванпроект был подписан Королёвым ещё в 1962 году, причём на эскизе Главный Конструктор сделал пометку: «Мы мечтали об этом ещё в 1956-57 гг. Конструкция РН Н-1 была пятиступенчатой! По проекту первые три ступени должны были выводить на траекторию полёта к Луне груз общим весом 96 тонн, включавший, кроме лунного корабля, две ступени для маневрирования у Луны, спуска на её поверхность, подъёма с неё и отлёта к Земле. Вес собственно лунного корабля, состоявшего из орбитального отсека и лунной кабины, не превышал 16 тонн. Ракету Н-1, первое испытание которой состоялось в январе 1969 года уже после первого облёта Луны американцами , с начала и до конца преследовали фатальные неудачи, вызванные сбоем работы двигателей. Ни один запуск Н-1 не был успешным. После катастрофы при четвёртом старте в ноябре 1972 года дальнейшие работы над Н-1 были прекращены, хотя причины аварий были выявлены и вполне подлежали устранению. Ещё в 1966 году Челомей предложил альтернативный проект лунной экспедиции, базировавшийся на создании РН УР700 дальнейшее, так и не осуществлённое развитие УР500, то есть «Протона». Схема полёта по этой программе напоминала первоначальный проект американцев от которого те потом отказались. Она предусматривала одномодульный лунный корабль, без разделения на орбитальный и взлётно-посадочный отсеки, с двумя космонавтами на борту. Однако ОКБ-52 дали «добро» только на теоретическую разработку данного проекта. Если бы не поспешное политическое решение советского руководства, можно утверждать, что, несмотря на все технические проблемы, наши космонавты вполне реально смогли бы осуществить первый облёт Луны в 1970-1971 гг. Но в это время, после успешных полётов американцев, вожди КПСС охладели к лунной программе. Это указывает на резкое изменение их менталитета. Можно ли представить, что, сумей США опередить нас в разработке первого ИСЗ или запуске первого космонавта, советская космическая программа была бы свёрнута ещё на начальном этапе? Конечно, нет! В конце 50-х — начале 60-х гг. Но в 70-е годы у лидеров КПСС были другие приоритеты. Необходимость уделить особое внимание военной составляющей служила только предлогом для свёртывания лунной программы тем более, что начало 70-х характеризуется разрядкой международной напряжённости. Отныне престиж советской космонавтики базировался лишь на постоянно обновляемых рекордах длительности полёта. В 1974 году в результате корпоративных интриг Мишин был уволен с должности руководителя ОКБ-1. На его место пришёл Валентин Глушко, который не только прекратил все работы над Н-1, даже теоретические, но и приказал уничтожить готовые к испытаниям экземпляры этой РН. Вопрос, вынесенный в заголовок этого раздела, вполне уместно дополнить другим: почему наши космонавты не были на Марсе? Точнее, около Марса. Дело в том, что проект Н-1 рассчитывался как многоцелевой. Эта РН которая планировалась лишь как первая в семействе тяжёлых носителей разрабатывалась в перспективе не только под лунный корабль, но и под «тяжёлый межпланетный корабль» ТМК. Данный проект предусматривал вывод КК на гелиоцентрическую орбиту, позволявшую пролететь в нескольких тысячах км от Марса и возвратиться на Землю. Отработка СЖО такого корабля проводилась на Земле. Испытатели-добровольцы Мановцев, Улыбышев и Божко в 1967-1968 гг. Аналогичные эксперименты значительно меньшей продолжительности начались в США лишь в 1970 году. В дальнейшем многомесячное пребывание ряда советских экипажей на «Салютах» формировало подозрения, что руководство СССР готовится к выполнению «марсианской программы». Увы, это были только домыслы. Такой программы в реальности не существовало. Работы над ТМК были прекращены одновременно с работами над Н-1. В принципе, выполнение пилотируемого полёта вокруг Марса с возвращением на Землю было бы вполне реально для СССР уже в начале — середине 1980-х годов. Конечно, при условии, если бы все элементы лунной программы, пригодные для использования в полёте к Марсу, продолжали развиваться и работы по ним не прекратились в 70-е годы. Моральный эффект от такого полёта был бы сравним с высадкой американцев на Луне, если не больше. Увы, позднее советское руководство в очередной раз упустило исторический шанс для великой страны… 7. Есть ли будущее у лунных экспедиций? Для этого необходимо в первую очередь коренное изменение менталитета современной цивилизации. Несмотря на появляющиеся время от времени обещания лидеров США или руководителей нашей космонавтики организовать полёт человека на Марс, ясно, что они уже не воспринимаются обществом с таким энтузиазмом, как 40-50 лет назад обещания первых полётов в космос и на Луну. Джордж Буш-младший провозгласил задачу возвращения американцев на Луну до 2020 года и последующего полёта на Марс. К тому времени сменится уже несколько президентов, и с Буша, в случае неисполнения его «предначертаний», как говорится, взятки будут гладки. В наше время космические исследования и покорение мировых пространств решительно сместились из приоритетов на периферию общественного интереса буквально во всех странах мира. Это хорошо видно и по удельному весу сообщений такого рода в общем медиа-потоке. Если в советское время почти каждый гражданин СССР знал, есть ли сейчас наши космонавты на орбите и кто именно, то сейчас лишь незначительное меньшинство твёрдо знает, находятся ли в данный момент космонавты на борту Международной космической станции. Впрочем, большинство, вероятно, даже не знает, что это такое. Между тем эффективность пилотируемых полётов для научных исследований была доказана теми же экспедициями «Аполлонов». За трое суток пребывания на Луне два астронавта успевали проделать объёмы научной работы, на порядки превышавшие те, которые провели оба наших лунохода за 15 месяцев! Программа «Аполлон» имела важное значение для научно-технического прогресса. Многие её наработки были использованы затем в самых различных проектах.

За услуги каждый астронавт получил по 7000 долларов. Вскоре это об этом узнали в NASA. Конверты и марки, которые пытались продать астронавты Поднялась большая шумиха. Дошло даже до Конгресса США. В результате, все 298 конвертов были конфискованы, а астронавты подвергнуты дисциплинарной ответственности и отстранены от подготовки к дальнейшим полетам, а позже вообще уволены из NASA. Джон Янг и Чарльз Дюк стали следующими астронавтами, которым удалось посетить лунную поверхность. Томас Маттингли ждал их на орбите спутника. К слову, эта миссия могла не состояться. Когда корабль вышел на лунную орбиту в двигателе контрольно-обслуживающего модуля возникли неполадки. Задержка посадки составила 6 часов. За это время корабль успел совершить 11 витков вокруг спутника. Проблема в итоге была решена и «Аполлону-16» разрешили продолжить запланированную посадку. После прилунения оказалось, что посадочный модуль находится на возвышенности и немного наклонен. На Луне астронавты провели 71 час, с 21 по 23 апреля 1972 года. В течение этого времени они совершили три выхода на поверхность общей продолжительностью 20 часов и 14 минут, а также накатали 26,7 километров на луноходе. На лунную поверхность были доставлены: детектор космических лучей и ультрафиолетовая фотокамера и сейсмометры. А еще астронавты провели серию взрывов для проверки установленных сейсмических датчиков. Для этого использовалось два десятка зарядов взрывчатки, а также миномет! Этот эксперимент рассказал ученым о подповерхностной структуре лунного грунта реголита , а также о скорости распространения звука в нем. Один из зарядов. На фото — миномет для активного сейсмического эксперимента. В ходе миссии «Аполлон-16» астронавты собрали и доставили на Землю 96,7 килограммов образцов лунного грунта. Кроме того, астронавты привезли на Землю 3793,5 м фото- и кинопленки, отснятой на Луне и окололунной орбите. Третий член экипажа Роналд Эванс оставался на орбите Луны в космическом аппарате. Астронавты оставались на Луне чуть более трех суток, 74 часа 59 минут 40 секунд. За это время они совершили три выхода из лунного модуля общей продолжительностью 22 часа 3 минуты 57 секунд. Проведено множество научных экспериментов по изучению особенностей магнитного поля спутника, частиц космической радиации, а также особенностей рельефа.

Превышение скорости и нервный компьютер

  • Покорение Луны: как астронавтам удалось то, чего не смогла самая совершенная на тот момент техника
  • Еженедельный выпуск №16
  • Как прошел старт и последующие этапы программы
  • Как астронавты NASA по Луне гуляли… — Фонд стратегической культуры
  • Сколько раз американцы были на Луне?

Космос ошибок не прощает. Часть 1. Потерянная Луна

Сколько человек ходило по луне? вторая по важности космическая программа после пилотируемых полетов на орбиту. "На Луне нам не рады", — якобы произнёс отец американской космической программы Вернер фон Браун, когда узнал о результатах миссии "Аполлон-17".

Сколько было человек на Луне? Кто посещал Луну дважды?

Этапы освоение Луны, история неудачных лунных миссий и наиболее громких неудач в лунной гонке. Сколько раз люди высаживались на Луну? Как американцы смогли за несколько лет преодолеть такой гигантский технологический разрыв между первым полетом астронавта на орбиту Земли и высадкой людей на Луну? Сообщения об очередном штурме Луны, как правило, недолго держатся в топе новостей. Россия возвращается к полетам на Луну спустя почти полвека.

Куда пропали «герои»?

  • Как человечество покорило Луну, все потеряло и сможет ли сделать это снова?
  • Сколько было человек на Луне? Кто посещал Луну дважды?
  • Первые полеты на Луну
  • Покорение Луны: как астронавтам удалось то, чего не смогла самая совершенная на тот момент техника
  • Странные прогулки по Луне
  • Сколько раз люди высаживались на Луну? -

Россия впервые за 50 лет отправит миссию на Луну. Что она там будет делать?

вторая по важности космическая программа после пилотируемых полетов на орбиту. первый выход человека на Луне. Так что же послужило истинной причиной прекращения полётов людей на Луну?

Шесть экспедиций американцев на Луну

В описании высадки экипаж «Аполлона-15» упоминает забавный курьез: "После снятия скафандров астронавты обнаружили, что микробиологический фильтр на бачке питьевой воды дал течь и на пол вытекло 10 л воды. Фильтр сняли, отверстие загерметизировали". При этом когда астронавты выходили на поверхность Луны, они оставляли люк открытым и весь воздух из кабины улетучивался. Возвращаясь назад, они закрывали люк, герметизировали кабину и заполняли ее дыхательной смесью.

Но вода в вакууме существовать не может. Она или кипит и сразу испаряется, или превращается в лед и тоже испаряется. После того как астронавты гуляли 6 часов по Луне, бачок питьевой воды должен был быть пуст.

Или астронавты подзабыли школьный курс физики и поведение жидкости в вакууме? Западная карикатура на тему лунной аферы США Интересно, что, потеряв оригиналы «записи высадки на Луну», американское космическое агентство обнаружило тоже потерянные 40 лет назад! Оказалось, лунная пыль накапливается на поверхностях в 10 раз быстрее, чем считалось ранее.

Здесь стоит процитировать стенограмму командира «Аполлона-12» Ч. Конрада с сайта NASA: "... Это выглядело намного хуже, чем в фильмах о посадке Нила.

У нас была пыль от 300 футов около 90 метров. Вещество летело до горизонта… Газовые струи поднимают пыль, которая затем оседает на деталях конструкции аппаратов… Пыль поднимается под действием газовых струй реактивных двигателей и налипает на элементы конструкции космических аппаратов". Здесь отдыхает даже фантастический фильм «Мгла».

А на «послепосадочных» фото видно, "как" эта пыль затмевает все вокруг, а после налипает на все конструкции. Лунные модули блестят, как новенькая сковородка и такие же чистенькие. Так где пыль?

На фото Базз Олдрин — один из первых американских астронавтов, якобы ступивших на Луну, высадку которого снимали на видео и на фото. Спустя десятки лет, прилетев на Гавайи, он сделал снимок на память, который в очередной раз заставил сомневаться в реальном месте съемок "высадки на Луну".

Всего их полёт продолжался 12 дней 14 часов. Отметим, в каких условиях реализовывалась лунная программа.

Битва, которая велась между двумя державами за победу в умах всего человечества. Космическая баталия была лишь частью этой, так называемой, холодной войны. Первые успехи нашей страны в космосе поставили США в роль догоняющих. Понимая всю важность победы в лунной гонке, американское правительство сделало «шаг конём», не пожалело ни денег, ни людей.

Астронавты Гриссом, Уайт и Чаффи погибли при первом испытании Аполлона. Уже после полёта Аполлона-11 интерес общественности к космической программе американцев резко упал. Население страны принялось слать на телевидение жалобы на отмену любимых передач из-за трансляции полётов. Шоу, можно сказать, закончилось.

СССР реализовал свою программу по запуску искусственных спутников Луны, доставке на её поверхность луноходов, что было гораздо дешевле и намного безопаснее, так как гибель людей исключалась. Зато результаты были не менее сенсационными. Поэтому, хотя в своё время и было объявлено об Аполлонах -18, -19, -20…, пришлось закруглиться на семнадцатом. Ведь главная цель была достигнута: американцы доказали всем своё превосходство, и дальнейшие полёты смысла не имели.

Джордж Буш-младший во время своего правления пообещал, что американские граждане вернутся на Луну к 2020 году, более того, высадятся на Марсе!

Если бы операция завершилась успехом, капсула с собранными образцами лунного грунта обогнала бы Apollo 11 на пару дней. Однако этого не произошло. И в самом деле, аэрокосмическому агентству удалось совершить настоящее чудо, успешно вернув домой трех астронавтов, находившихся в, казалось бы, практически безнадежной ситуации. Неудивительно, что по сей день эти события считаются одной из наиболее выдающихся спасательных операций в истории. Тогда экипаж Apollo 13, состоящий из трех астронавтов, Джеймса Ловелла, Джона Суайгерта и Фреда Хейза, должен был прилуниться вблизи кратера Фра Мауро для изучения лунного реголита. Запуск с Земли оказался успешным, несмотря на небольшие неполадки с одним из двигателей. Но на третьи сутки полета случилась авария — вследствие короткого замыкания взорвался один из трех кислородных баков. Из-за этого корабль начал терять напряжение в сети электропитания и изменил траекторию.

Центр управления полетами NASA отменил миссию по высадке на Луну и в срочном порядке собрал штаб по спасению экипажа. Несмотря на хэппи-энд, нельзя не отметить, что Apollo 13 оказал очень серьезное влияние на последующий ход американской лунной программы. Авария показала, что NASA ходит по довольно опасной грани. В конце концов, программа Apollo в первую очередь все же имела идеологическую, а не научную подоплеку. И в условиях, когда ее основная цель была уже достигнута, потеря экипажа лунной экспедиции могла свести на нет весь политический эффект. Экипаж Apollo 13. Фото NASA Это привело к разговорам о необходимости скорейшего сворачивания лунной программы, чтобы избежать подобного исхода. В итоге авария стоила NASA двух экспедиций Apollo 18 и Apollo 19 , которые не получили финансирования и были вычеркнуты из графика полетов. Жесткая посадка первого частного «лунника» 22 февраля 2019 года вошел в историю космонавтики как день запуска первого частного лунного аппарата.

Эта честь выпала зонду Beresheet, созданному израильской некоммерческой организацией SpaceIL. Аппарат должен был совершить мягкую посадку в районе Моря Ясности. Первоначально все шло хорошо. Аппарат успешно выполнил необходимые коррекции курса и перешел на орбиту вокруг Луны. К сожалению, когда до поверхности оставалось всего 22 км, у зонда внезапно перестал работать один из инерциальных измерительных модулей IMU. В теории, ситуация была некритичной, поскольку у Beresheet имелись резервные измерительные системы. Но из-за ошибок в софте попытка запустить датчик вызвала настоящую цепную реакцию сбоев, которые в итоге привели к отключению посадочного двигателя. К тому моменту, когда его вновь удалось активировать, у Beresheet уже не оставалось времени, чтобы затормозить — аппарат разбился о лунную поверхность. Позже американский зонд LRO сфотографировал образовавшийся кратер.

Место падения посадочного модуля Beresheet. Фото NASA Интересно, что на борту Beresheet находились «пассажиры» — тысячи обезвоженных тихоходок микроскопические беспозвоночные размером 0,1-1,5 мм. Они были размещены на прикрепленной к корпусу капсулы специальной ленте, обернутой несколькими слоями изолирующей пленки. Поскольку тихоходки являются одной из самых выносливых форм жизни на Земле и способны при наступлении неблагоприятных условий на долгие годы впадать в состояние анабиоза, существует вероятность, что какая-то их часть пережила удар. Так что, как знать, возможно, в будущем кто-то посетит место крушения Beresheet, чтобы найти тихоходок и проверить, сумеют ли они снова ожить в благоприятных условиях. Неудача первого индийского лунохода 2019-й был неудачным сразу для двух лунных миссий.

Прототип такой ракеты — РН Н-1 на фото — постиг целый ряд катастроф. После чего работы над ней, в связи с уже состоявшимися полётами американцев на Луну, были свёрнуты. Третья причина заключалась в том, что, как ни парадоксально, но именно в СССР, в отличие от США, существовала реальная конкуренция вариантов лунных программ между объединёнными конструкторскими бюро ОКБ.

Политическое руководство СССР оказывалось перед необходимостью выбирать приоритетный проект, а в силу своей научно-технической некомпетентности оно не всегда могло сделать удачный выбор. Параллельная поддержка двух и более программ приводила к распылению человеческих и финансовых ресурсов. Она состояла из различных, часто многофункциональных проектов, которые так и не слились в один. Программы облёта Луны, высадки на Луну и создания тяжёлой РН реализовывались во многом раздельно. Наконец, руководство СССР рассматривало высадку человека на Луне исключительно в политическом контексте. Отставание от США в осуществлении пилотируемого полёта на Луну почему-то оценивалось им как худшее признание поражения, нежели «отмазка», будто лунной программы у СССР вовсе не было. В последнее мало кто верил даже тогда, а отсутствие намёков на попытки хотя бы повторить достижение американцев воспринимались и в нашем обществе, и во всём мире, как признак безнадёжного отставания от США в сфере космических технологий. Но в декабре 1965 года Политбюро решает сосредоточить все практические работы по лунной программе в ОКБ-1 Сергея Королёва. Там были представлены два проекта.

Проект Л-1 предусматривал облёт Луны экипажем из двух человек. Другой Л-3 , подписанный Королёвым ещё в декабре 1964 года — полёт к Луне экипажа тоже из двух человек с высадкой на поверхность Луны одного космонавта. Первоначально срок его осуществления был назначен Королёвым на 1967-1968 гг. В 1966 году Главный Конструктор неожиданно умирает во время неудачной операции. История руководства и научно-технического обеспечения советской космонавтики, роль в этом отдельных личностей — особая тема, её разбор увёл бы нас слишком далеко. Первый удачный запуск комплекса «Протон»—Л-1 был осуществлён с Байконура 10 марта 1967 года. На орбиту ИСЗ был выведен макет модуля, получивший официальное обозначение «Космос-146». К этому времени американцы уже почти год как провели первое испытание «Аполлона» в автоматическом режиме. Последующие две попытки запуска оказались неудачными из-за сбоев в работе двигателей РН.

Только 15 сентября 1968 года на траекторию полёта к Луне был выведен Л-1 под названием «Зонд-5». Однако спуск состоялся в незапланированный район. Системы спуска в атмосфере подвели и «Зонд-6» по его возвращении в ноябре 1968 года. Напомним, что уже в октябре 1968 года американцы перешли от автоматических к пилотируемым полётам по программе «Аполлон». А в декабре того же года первый триумфальный облёт Луны совершил «Аполлон-8». В январе 1969 года РН снова захандрила на старте. Только в августе 1969 года состоялся успешный беспилотный полёт «Зонда-7» с возвращением на Землю в заданный район. К этому времени американцы уже побывали на Луне… В октябре 1970 года состоялся рейс «Зонда-8». Практически все технические проблемы были решены.

Следующие два аппарата этой серии были уже подготовлены к пилотируемым полётам, но… программу было приказано свернуть. Проект Л-3, предназначенный для посадки на Луну, имел существенные отличия от американского. Принципиальная схема полёта была той же. Однако более мощный двигатель ЛК не требовал разделения кабины на посадочную и взлётную ступени. Другим отличием было то, что переход космонавта между ЛОК и ЛК должен был осуществляться через открытый космос. Это было связано с тем, что к тому моменту отечественная космонавтика ещё не решила технических проблем, связанных с герметичной стыковкой двух КК. Первый успешный опыт такого рода был проделан нашими только в 1971 году при запуске к орбитальной станции «Салют-1» КК «Союз-11». А американцы уже в марте 1969 года на «Аполлоне-9» выполнили первую в истории герметичную стыковку и расстыковку и переход из одного космического модуля в другой без выхода в открытый космос. Необходимость создания в советском ЛОК шлюзовой камеры и присутствия там пилота в скафандре резко ограничивала полезный объём и полезную нагрузку всего лунного комплекса.

Поэтому в экспедицию намечалось только два человека, а не три, как у американцев. Испытания отдельных элементов полёта на Луну проходили первоначально в рамках проектов «Союз» и «Космос». В январе 1969 года Владимир Шаталов на «Союзе-4», Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов на «Союзе-5» совершили первую стыковку пилотируемых аппаратов и переход из одного в другой через открытый космос. Отработка расстыковки, торможения, ускорения и стыковки ЛК на околоземной орбите продолжалась и после принятия решения об отмене пилотируемого полёта, в начале 1970-х. Главным препятствием на пути лунного проекта стали трудности с созданием РН Н-1. Её аванпроект был подписан Королёвым ещё в 1962 году, причём на эскизе Главный Конструктор сделал пометку: «Мы мечтали об этом ещё в 1956-57 гг. Конструкция РН Н-1 была пятиступенчатой! По проекту первые три ступени должны были выводить на траекторию полёта к Луне груз общим весом 96 тонн, включавший, кроме лунного корабля, две ступени для маневрирования у Луны, спуска на её поверхность, подъёма с неё и отлёта к Земле. Вес собственно лунного корабля, состоявшего из орбитального отсека и лунной кабины, не превышал 16 тонн.

Ракету Н-1, первое испытание которой состоялось в январе 1969 года уже после первого облёта Луны американцами , с начала и до конца преследовали фатальные неудачи, вызванные сбоем работы двигателей. Ни один запуск Н-1 не был успешным. После катастрофы при четвёртом старте в ноябре 1972 года дальнейшие работы над Н-1 были прекращены, хотя причины аварий были выявлены и вполне подлежали устранению. Ещё в 1966 году Челомей предложил альтернативный проект лунной экспедиции, базировавшийся на создании РН УР700 дальнейшее, так и не осуществлённое развитие УР500, то есть «Протона». Схема полёта по этой программе напоминала первоначальный проект американцев от которого те потом отказались. Она предусматривала одномодульный лунный корабль, без разделения на орбитальный и взлётно-посадочный отсеки, с двумя космонавтами на борту. Однако ОКБ-52 дали «добро» только на теоретическую разработку данного проекта. Если бы не поспешное политическое решение советского руководства, можно утверждать, что, несмотря на все технические проблемы, наши космонавты вполне реально смогли бы осуществить первый облёт Луны в 1970-1971 гг. Но в это время, после успешных полётов американцев, вожди КПСС охладели к лунной программе.

Это указывает на резкое изменение их менталитета. Можно ли представить, что, сумей США опередить нас в разработке первого ИСЗ или запуске первого космонавта, советская космическая программа была бы свёрнута ещё на начальном этапе? Конечно, нет! В конце 50-х — начале 60-х гг. Но в 70-е годы у лидеров КПСС были другие приоритеты. Необходимость уделить особое внимание военной составляющей служила только предлогом для свёртывания лунной программы тем более, что начало 70-х характеризуется разрядкой международной напряжённости. Отныне престиж советской космонавтики базировался лишь на постоянно обновляемых рекордах длительности полёта. В 1974 году в результате корпоративных интриг Мишин был уволен с должности руководителя ОКБ-1. На его место пришёл Валентин Глушко, который не только прекратил все работы над Н-1, даже теоретические, но и приказал уничтожить готовые к испытаниям экземпляры этой РН.

Вопрос, вынесенный в заголовок этого раздела, вполне уместно дополнить другим: почему наши космонавты не были на Марсе? Точнее, около Марса. Дело в том, что проект Н-1 рассчитывался как многоцелевой. Эта РН которая планировалась лишь как первая в семействе тяжёлых носителей разрабатывалась в перспективе не только под лунный корабль, но и под «тяжёлый межпланетный корабль» ТМК. Данный проект предусматривал вывод КК на гелиоцентрическую орбиту, позволявшую пролететь в нескольких тысячах км от Марса и возвратиться на Землю. Отработка СЖО такого корабля проводилась на Земле. Испытатели-добровольцы Мановцев, Улыбышев и Божко в 1967-1968 гг. Аналогичные эксперименты значительно меньшей продолжительности начались в США лишь в 1970 году. В дальнейшем многомесячное пребывание ряда советских экипажей на «Салютах» формировало подозрения, что руководство СССР готовится к выполнению «марсианской программы».

Увы, это были только домыслы. Такой программы в реальности не существовало. Работы над ТМК были прекращены одновременно с работами над Н-1. В принципе, выполнение пилотируемого полёта вокруг Марса с возвращением на Землю было бы вполне реально для СССР уже в начале — середине 1980-х годов. Конечно, при условии, если бы все элементы лунной программы, пригодные для использования в полёте к Марсу, продолжали развиваться и работы по ним не прекратились в 70-е годы. Моральный эффект от такого полёта был бы сравним с высадкой американцев на Луне, если не больше. Увы, позднее советское руководство в очередной раз упустило исторический шанс для великой страны… 7. Есть ли будущее у лунных экспедиций? Для этого необходимо в первую очередь коренное изменение менталитета современной цивилизации.

Несмотря на появляющиеся время от времени обещания лидеров США или руководителей нашей космонавтики организовать полёт человека на Марс, ясно, что они уже не воспринимаются обществом с таким энтузиазмом, как 40-50 лет назад обещания первых полётов в космос и на Луну.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий