Просто нельзя ознакомиться с данными по лунному проекту сколько-нибудь полно и иметь при этом сомнения в высадке американских астронавтов на Луне. Одним из аспектов теории «лунного заговора» являются также попытки объяснить признание Советским Союзом американской высадки на Луне. Высадки американцев на Луне снимались в студии". «Луна-25» предназначена для отработки мягкой посадки в околополярной области и проведения контактных исследований лунного грунта на наличие льда.
Версии беспилотного лунного модуля
- Хронология полетов на Луну, Большая одиссея - 1
- Сколько было человек на Луне? Кто посещал Луну дважды?
- Лунная миссия «Одиссея» официально завершилась — возвращение США на Луну прошло через пень-колоду
- Неудачи космических миссий к Луне с 2018 года. Хронология
- Полная статистика нашей (СССР и РФ) лунной программы (с неудачами…) - Записки обывателя
- Первые запуски
Миссия невыполнима: что помешало американцам отправить корабль на Луну
Но настоящей связи нет. Может, перевернулся? Вроде не должен, на вид устойчивый. Вдруг все, и мужчина в очках, встали и захлопали. Но — без радости. Появился официальный представитель и сказал: мы на Луне. Связь есть. Что в точности с аппаратом, неясно.
На этом трансляцию свернули. В общем, сели. Но не так мягко, как хотели. Поэтому в западной прессе миссия называется не иначе, как «историческая». И это первый частный аппарат, который сел на Луну. Историческая вдвойне. А это-то почему важно?
Считается, что будущее — за частной космонавтикой. Взять Илона Маска — вот за такими ребятами, дескать, будущее. Если рассуждать широко, то так и есть. Пока технология дорогая и сложная, только государство может ее осилить. Но потом-то технология подешевеет, и в игру вступят частники. Представьте Солнечную систему через сто лет. Корабли летают туда-сюда.
Отпуск: на Луне переночевать, затем на Марс. И что, не будет частных туристических, транспортных компаний? Туристов государство будет возить? Конечно, нет. Когда мы освоимся в космосе, туда придет и бизнес. Так что идея-то правильная. Ее создали именно ради лунной миссии.
Среди руководителей известнее других Кэм Гаффариан, родом иранец на самом деле Камаль Гаффарян , миллиардер, вкладывающий деньги в космос и альтернативную энергию. Он помнит, как в 1969-м смотрел по телику первую в истории высадку на Луну, и это его так потрясло, что решил — и я там буду. Учиться поехал в Штаты. Докторских степеней у него навалом, и по электронике, и по компьютерным наукам.
За время работы с 18 января до 10 мая 1971 года ровер прошел по разным оценкам от 39 до 42 км по восточной окраине ударного кратера Леморье в Море Ясности на видимой стороне Луны.
Планетоход установил рекорд по дальности перемещения вне Земли, который продержался более 40 лет. Только в 2014 или 2015 году в зависимости от оценки маршрута «Лунохода-2» марсоход Opportunity превзошел это достижение. Лунные автомобили Лунный автомобиль миссии «Апполон-15». Фото : NASA Первое неавтоматическое транспортное средство попало на Луну вместе с американской миссией «Апполон-15» — четвертой высадки людей на спутнике во время пилотируемых полетов. Члены экипажа управляли четырехколесными автомобилями и исследовали окрестности места посадки.
Идентичные конструкции лунных машин использовались в трех миссиях «Апполон-15», «Апполон-16» и «Апполон-17». Экипаж миссии «Апполон-15» совершил посадку 30 июля 1971 года и исследовал область на юго-восточной окраине Моря Дождей у подножия лунных Апеннин. В следующий раз в апреле 1972 года астронавты «Апполона-16» исследовали кратер «Декарта» в центральной области видимой стороны Луны. А «Апполон-17» в декабре того же года совершил посадку в юго-восточной части Моря Ясности недалеко от области, где работал «Луноход-2». Следующая успешная доставка планетохода связана с китайской лунной программой.
После этого «Аполлон-11» получил добро на расстыковку командно-служебного и лунного модулей. В начале 13-го витка, когда «Аполлон-11» находился над обратной стороной Луны, «Колумбия» и «Орёл» расстыковались. Согласно плану полета, в конце 13-го витка над обратной стороной Луны на 29,8 секунды был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, «Орёл» перешёл на орбиту снижения с апоселением 105,9 км и периселением 15,7 км. В 102 часа 33 минуты 05 секунд полётного времени вблизи периселения орбиты снижения был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, начался этап торможения.
Через восемь с половиной минут после начала торможения, на высоте чуть менее 2 км, начался этап приближения к точке посадки, бортовой компьютер перешёл к выполнению программы, в соответствии с которой управление двигателем посадочной ступени и двигателями системы ориентации осуществляется автоматически, а астронавты могут вручную лишь корректировать ориентацию. На высоте около 460 м Армстронг увидел, что автопилот ведёт корабль в точку на ближнем краю большого кратера. Пилот быстро понял, что посадить «Орёл» в достаточно безопасном месте, не долетая кратера, не удастся.
Посадка запланирована с 21 по 24 августа. И, в принципе, по нашим расчетам, мы можем опередить индийскую миссию: "Чандраян-3" сейчас тоже летит к Луне. Зачем это нужно сейчас?
Александр Блошенко: Вы правы: предыдущий полет "Луны-24" состоялся в августе 1976 года. Тогда станция доставила на Землю колонку лунного грунта длиной около 160 сантиметров и весом 170 граммов. Но сегодня у нас совершенно новые задачи. Это исследование грунта и экзосферы Луны в окрестностях именно Южного полюса. В первую очередь, поиск следов органических соединений, воды. На "Луне-25" есть устройство для забора грунта на глубине до 40 сантиметров.
Анализ реголита будет проводиться сразу на борту самого космического аппарата. Без возврата на Землю. Благодаря специальным спектрометрам мы узнаем элементный, изотопный состав. Кроме того, будет измеряться радиационный фон нейтронов и гамма-лучей на поверхности, исследоваться плазменные и пылевые компоненты. Место посадки "Луны-25" - это восточный сектор южной полярной области Луны. Основной район расположен к северу от кратера Богуславский Говорят, лунная пыль такая "прилипала", от которой может быть куча неприятностей?
Александр Блошенко: Да, это мельчайшие острые частички, которые очень хорошо электризуются. И очень хорошо налипают на любые движущиеся части. Так что потенциально - это одна из приличных проблем для будущих миссий. И автоматических луноходов, и тем более пилотируемых программ. От лунной пыли надо как-то избавляться, когда будем в гермообъемы заходить. Но, повторю, главная задача " Луны-25 " - это поиск воды, летучих соединений в лунном грунте.
С одной стороны, вода нас интересует как ресурс для будущих лунных станций. Человеку в принципе вода нужна. А если доставлять ее с Земли, стоимость доставки литра может стартовать с 500 тыс. На данный момент одна из зарубежных компаний по космической робототехнике предлагает правительствам и компаниям доставку 1 килограмма полезного груза на Луну, что сопоставимо весом с 1 литра воды, за 1,2 млн долл. Комментарии, думаю, излишни? Кроме того, вода может быть сырьем для получения ракетного топлива.
С другой стороны, вода на Луне - сама по себе объект научных исследований. Она заносится кометами, а кометы - переносчики вещества и органических молекул во Вселенной. Когда узнаем состав воды, вполне вероятно, нам откроется что-то новое и про историю Луны, и про фундаментальные законы Вселенной. Один из уважаемых экспертов утверждал: нам нужно заново учиться садиться на Луну. И ведь запуск переносился как раз из-за проблем с прибором для мягкой посадки. Александр Блошенко: Сам факт запуска говорит о том, что все проблемные вопросы решены.
Но мы люди в некоторой степени суеверные. Поэтому скажу так: весь необходимый цикл проверки на заводе-изготовителе, на космодроме аппарат прошел. Техника испытана и отработана, чтобы по максимуму исключить нештатные ситуации. В свое время я брала интервью у ближайшего соратника Сергея Королева - академика Чертока. Отвечая на вопрос, почему оказались неудачными четыре подряд старта лунной ракеты Н-1, Борис Евсеевич был категоричен: главная ошибка - в отказе от наземной отработки первой ступени Н-1. Для этого надо было построить огромный и очень дорогой огневой стенд.
Решили не строить. Все такие ошибки учитываются? Результаты можно видеть, в том числе, по рекордной безаварийной серии пусков. Идет многократное резервирование основных систем. Не серийные, которых десятки на орбите. Именно такая станция больше не будет создаваться.
И если что, к ней не подлетишь, не поправишь. История космонавтики знает только один прецедент: когда на телескопе "Хаббл" уже на орбите исправляли дефект зеркала манипуляциями с выходом астронавтов в космос с "шаттла". Целая операция была. По стоимости близкая к самому телескопу. Нет задачи долететь до Луны, воткнуть в нее флаг, и сказать: "Все, мы смогли". Есть задача выполнить определенную научную работу Знаю, что рассматривались несколько точек для прилунения.
Как выбирали место? Александр Блошенко: Чем хорош Южный полюс? С одной стороны, там есть вечно затемненные кратеры с запасами водяного льда. С другой - эти области постоянно освещаются Солнцем, то есть там можно разместить солнечные батареи. И первые станции будут работать на них. Но в этом регионе очень сложный рельеф.
А нам нужно, чтобы при посадке аппарат не накренился, не завалился. Все это учитывалось. Пригодными нашли двенадцать точек, из них выбрали три. А конкретное место можно назвать? Александр Блошенко: Это восточный сектор южной полярной области Луны.
Лунная тайна и через полвека тайна
Отправить российских космонавтов на Луну планируется в период с 2031 по 2040 год, следует из доклада генерального конструктора РФ по пилотируемым космическим системам и комплексам, генконструктора РКК «Энергия», академика РАН Владимира Соловьева. Как передает РИА Новости, аппарат пробудет на Луне около года. Миссия по высадки экипажа на Луну была сорвана из-за взрыва кислородного баллона. Все новости Лента новостей Hardware Software События в мире В мире игр IT рынок Новости сайта. «Луна-25» — российский проект по запуску автоматических аппаратов на Луну для исследования окололунного пространства и возможностей для практического использования спутника. Приверженцы "лунного заговора" считают, что трансляцию высадки американцев на Луне снимали в павильонах Голливуда.
Зачем Россия впервые за 50 лет отправила корабль на Луну
Зачем Россия впервые за 50 лет отправила корабль на Луну | Приверженцы "лунного заговора" считают, что трансляцию высадки американцев на Луне снимали в павильонах Голливуда. |
Россия впервые за 50 лет отправит миссию на Луну. Что она там будет делать? | Посадка станции «Луна-25» на южном полюсе Луны ожидается 21 августа. |
Высадки на Луну не будет: NASA может изменить программу Artemis III | Вопрос, почему американцы после высадки на лунную поверхность 11 декабря 1972 года так долго «терпели», не даёт покоя ни тем, кто говорит, что НАСА вообще сфальсифицировало всю программу «Аполлон», ни тем, кто просто хочет понять, почему не занимались Луной целых. |
Зачем Россия отправила космическую станцию на Луну и почему это не удавалось сделать 47 лет
Основными частями ракетно-космической системы для высадки на Луну по проекту Н1-Л3 были лунный орбитальный корабль "Союз-7К-ЛОК", лунный посадочный корабль ЛК и сверхтяжелая ракета-носитель Н1. В период с 1968 по 1972 годы по программе «Аполлон» было выполнено 9 полётов к Луне. Три экспедиции прошли без высадки астронавтов на Луне и шесть — с посадкой на Луне. Первая американская мягкая посадка на Луну. Космическая станция "Луна-25" столкнулась с поверхностью спутника Земли.
Как человечество покорило Луну, все потеряло и сможет ли сделать это снова?
Главная» Новости» Высадка на луну сколько раз. Так сколько всего людей на Луну летало, что они там делали и сколько времени они там. Оформите Тинькофф Платинум и получите 1000 рублей за покупки от 3000 — купить TECNO MEGABOOK S1 с новогодней скидкой 20% на.
Миссия невыполнима: что помешало американцам отправить корабль на Луну
Надо полагать, после этого в Советском Союзе решили сделать перерыв, который продлился долгих 47 лет. И вот — «Луна-25» ударилась о лунную поверхность, как и многие её предшественники. Так что для специалистов это не стало трагедией. Осталось ответить на пару-другую вопросов. Но сначала предоставим слово Виталию Александровичу Лопоте. Он возглавлял НПО «Энергия» до 2014 года. При нём ни один космический корабль не потерпел аварию. Были заложены новые ракеты-носители и спускаемые аппараты, идеей которых воспользовался Илон Маск и довёл свой «Драгон» до полётов.
У нас же со скандалом сменили руководство НПО «Энергия», а «Роскосмос» на долгие годы погрузился в «серую зону». Вот что сказал «АН» Виталий Александрович. Лавочкина, где собирают спутники, не занималось межпланетными полётами. Сменилось несколько поколений сотрудников. Их квалификация при этом явно не улучшилась. Организация делала научные спутники. Лунный аппарат, естественно, столкнулся с огромными трудностями.
К примеру, лунный ландшафт, в котором пришлось бы приземляться, очень сложный. Это горы и ущелья полярного сектора Луны. Но я считаю, что основные проблемы должны были решать ракетные управленцы. Сложилась ситуация, когда производились многоразовые включения и отключения двигателей ориентации. Была масса других нюансов, за которые должны отвечать только ракетчики. Здесь и случилась «слабость».
Частные исследователи с мощным радиооборудованием утверждали, что советские космонавты сопровождались на орбиту НЛО, которые окружили их и начали швырять их назад и вперед, как будто советское судно было мячом. Космонавтам, впашим в панику, было приказано немедленно возвращаться обратно на Землю. Их траектории были отслежены секретными правительственными комплексами наблюдений, расположенными в пустынях Аризона и Невада, а также в подземных базах, расположенных внутри гор. Сержант Виллард Ваннаил, расследовавший приземление НЛО в Оаху Oahu во время службы в военной разведке, показывал нам 8 или 10 четких глянцевых фотографий серебристого космического корабля, парящего над лунной поверхностью. В период с 1950 по 60-е г. Советские и американские космические корабли расположенные на орбите Луны начали фотографировать таинственные структуры на Луне, обнаруженные NASA. Многие структуры могли быть заметны только при большем увеличении. Эти куполы не были новинкой. Они были сообщены в средствах массовой информации французскими астрономами приблизительно 48 лет назад. Высокий белый шпиль, похожий на памятник Вашингтона, был сфотографирован на поверхности Луны наряду с таинственными прямыми путями или следами, которые проходят не сворачивая через кратеры, холмы, долины и груды камней. Некоторые из куполов имели вспыхивающие огни. Несколько фотографий NASA, которые нам удалось видеть, показывали длинный сигарообразный объект, лежащий на поверхности Луны, который позднее отсутствовал на других фотографиях. Мы видели фотографию пирамиды на темной стороне обратной стороне. Нехватка атмосферы не представляет проблему, когда мы вспоминаем о куполах с искусственной окружающей средой. Даже NASA признает, что ученые имеют технологию но не миллиарды долларов для строительства подземных баз с искусственным кондиционированием, подобно тем, которые строят для себя военные. В 1978 года таинственный коренастый человек в внешностью типичного агента, появился в Мауи Maui , назвавшись Mr.
Начали, как и полагается, с автоматических аппаратов - зондов. Результаты исследований публиковались на официальном сайте CLEP. Кроме того, в 2018 году соответствующие материалы китайцы выложили в открытом сетевом архиве. Места всех шести посадок американцев зафиксированы «Чанъэ-2», правда, разрешение бортовой камеры китайского аппарата не всегда могло передать безупречное изображение лунной поверхности. Однако следы от посадочных американских лунных модулей и даже некоторые следы самих астронавтов видны отчётливо. Найти то - не знаю что …Осенью 1969 года Вернер фон Браун, истинный триумфатор американской первой в истории высадки на Луну в июле того же года, неожиданно уходит со всех постов в НАСА, где он уже полновластный хозяин, контролирующий половину бюджета американского космоса. Уходит в известную компанию «Фэйрчайлд индастриз» вице-президентом по техническим вопросам. Должность, конечно, громкая, руководящая, но согласитесь, это далеко не то, чем «владел» бывший штурмбанфюрер СС, создавший практически с нуля американскую космонавтику. Во всяком случае, все успехи США в космосе - и первый спутник, и первый астронавт на земной орбите, не говоря уже о Луне, - дело непосредственно его рук. Теперь уже доподлинно известно, что американцы, инициировав в конце Второй мировой войны программу «Страсть», получили массу свидетельств того, что немцам в период с середины 1930-х до самого своего конца удалось разработать а в ряде случаев и произвести экспериментальные образцы уникальные системы оружия и передовые по тем временам виды техники. Всё это помимо всемирно известной ракеты ФАУ-2. Здесь и дискообразные летательные аппараты, и сверхзвуковые истребители на основе дельтовидного крыла с техникой снижения демаскирующих признаков - знаменитая, якобы чисто американская, техника уже 80-х годов - «Стелс», и РЛС, и лазерные установки, и транзисторы, и трёхступенчатые ракеты, способные, согласно американским оценкам, обстреливать территорию США. У истоков всех этих программ прямо или косвенно стоял барон Вернер фон Браун. Но это, как говорится, надводная часть айсберга. Опять-таки уже не секрет, что сам барон всегда мечтал о межпланетных пилотируемых экспедициях. Уже находясь в США и, руководя, по сути, всей американской ракетной боевой и гражданской техникой, он, не скрывая говорил, что важнее всего разработка аппаратов для дальнего космоса, прежде всего, - Марса. Немецко-американский ракетчик понимал, что достижение дальних космических тел невозможно без открытия альтернативных источников энергии, то есть - источников не на основе химических видов топлива. Современная космическая философия исходит именно из данного утверждения… В 2010 году американский учёный и исследователь в области физики Джозеф Фаррелл опубликовал книгу-расследование, «Братство "Колокола" - Секретное оружие СС», посвящённую неизвестным немецким программам по разработке вооружений. На основе множества свидетельств, автор утверждает, что ещё с начала 30-х годов внутри СС существовала «Группа разработок IV СС», которая занималась проблемой разработки источников альтернативной энергии. В конце 30-х годов Гитлер санкционировал строго секретную экспедицию на Тибет с целью обнаружить свидетельства внеземного разума и получить доступ к внеземным технологиям, которые, по мнению нацистов, могли находиться именно на Тибете. Официальные доступные данные об этом вояже никакой информации о результатах поиска не приводят. Однако Фаррелл допускает, что в конце января 1944 года состоялось совещание при участии Гитлера и Гиммера, на котором «было принято решение послать к Альдебарану ярчайшая звезда в созвездии Тельца. Расстояние от Земли - 65,1 светового года. Яркость этой звезды в 439 раз выше солнечной. Неизвестно, состоялся этот запуск или нет. Также неизвестно, имел ли фон Браун какое-либо отношение к поискам альтернативной энергии. Весьма вероятно, что имел. Слово фактам. Уходит нежданно-негаданно даже для своего ближайшего окружения. Однако есть неоспоримое совпадение. Фон Браун бросает НАСА ровно через две недели после своего широко известного интервью журналу Time, перевернувшее привычное математическое представление о планетарной системе «Земля-Луна».
Гораздо лучше было бы «снизить риск» и упростить программу полета, вычеркнув из нее сложную посадку на Луну. До сих пор непонятно, сколько времени потребуется SpaceX, чтобы создать «Лунный Старшип», способный приземлиться на Луну и затем подняться обратно на окололунную орбиту. Компания Илона Маска известна своими быстрыми темпами работы, но ей еще предстоит проделать огромный объем работы над обычным Starship. Вместо этого SpaceX просто могла бы показать, что способна выводить пилотируемый Starship на низкую околоземную орбиту: в таком случае компания была бы готова провести запуск в ближайшие два года. Агентство пока публично не разглашает об изменении программы, поскольку лишний раз не хочет говорить о задержках и переносах ее запуска и не хочет нагнетать ситуацию перед президентскими выборами в США. Поэтому, как сообщают источники издания, окончательных решений о пересмотре Artemis III не было принято.
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Лететь было не на чем, потому что пилотируемый корабль «Орёл» ещё не готов, а «Союзы», которые были спроектированы в 60-е годы, требуют модернизации. К 2018 году Совет РАН по космосу утвердил лунную программу до 2040 года. Но практические работы касались только «Луны-25». Вместе с этим российские учёные и другие сотрудники «Роскосмоса» продолжали гадать, что и как делать.
Лишь спустя год был заключен госконтракт под кодовым названием «Пастораль» за 373,4 млн рублей на разработку трёх этапов программы: «Вылазка», «Форпост» и «База». Амбиции космических чиновников поутихли в 2020 году: тогда глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена ввязываться в гонку за освоение Луны. Тем временем с переменным успехом шла работа над «Луной-25», Институт космических исследований РАН заявил о создании прототипа тяжёлого «Лунохода-Геолога», а в сентябре 2021 года объявил конкурс на выполнение контракта по программе «Пастораль-2» — это исследования на тему пилотируемых полётов на Луну в срок до ноября 2025 года за 1,734 млрд рублей.
Вряд ли всю программу закроют из-за этого. На 2027 год запланирован запуск «Луны-26». Это совсем другой космический аппарат, который будет исследовать Луну с орбиты — ему не надо прилуняться.
Его задачей будет изучение Луны и обеспечение связи для будущих миссий. Вот такая логика у «Роскосмоса»: сначала, не имея опыта, пытаемся посадить аппарат в малоизученный район, а потом уже занимаемся дистанционными исследованиями и связью. Другие страны увеличивают сложность постепенно и предпочитают быть хорошо подготовленными к прилунению.
Но концепция «своего пути» России дошла до космоса. Советская лунная программа Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. У отечественной космонавтики есть масса поводов для гордости, советские аппараты изучали Марс и Венеру в экстремальных условиях, но с Луной вот не везло.
Даже запуск первого зонда «Луна-1» с научной аппаратурой и советскими вымпелами должен был столкнуться с поверхностью Луны и оставить там следы присутствия советской техники был признан частично успешным лишь с 4 попытки в 1958 году — зонд пролетел вблизи Луны. Только на период 1957—1960 годов было запланировано 10 различных исследовательских программ. Реализовать вовремя удалось только 4 из-за аварий и необходимости проведения повторных запусков.
Всего до завершения лунной программы в 1976 году было совершено 45 попыток запуска автоматических станций. Фактически отработка и испытание новых технологий тогда проходило в режиме реальных запусков. И поскольку новыми были все составляющие от ракеты до самого лунного аппарата, а телеметрия — несовершенной, то работать инженерам приходилось методом проб и ошибок.
Пилотируемая лунная программа была утверждена в 1964, но все попытки совершить облёт Луны и вернуть космический аппарат, на котором могли бы полететь люди на Землю, завершились неудачей. Благо, что испытания проходили в автоматическом режиме без экипажа. Но ни финансов, ни прочих ресурсов на две параллельные разработки не хватило.
Самым громким успехом стали программы «Луна-9» первая мягкая посадка, свершённая в 1966 году и «Луноход-1». Это первый в мире планетоход, успешно отработавший на поверхности другого небесного тела. Она работал с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года и проехал 10,5 км.
Фото: naked-science.
Этой ночью Россия запустила с космодрома «Восточный» ракету-носитель «Союз-2. Подобный запуск стал первым в истории современной России. Всё прошло штатно. Разгонный блок «Фрегат» с «Луной-25» отделился от третьей ступени ракеты-носителя. Затем отделился «Фрегат» и автоматическая станция была переведена на траекторию перелета к Луне. Путь будет не близким — до 5,5 суток, после чего аппарат выйдет на круговую околополярную орбиту высотой 100 км над Луной, где будет работать от трех до семи суток.
После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники. Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что проблема заключалась в создании мощного мотора. По его мнению, реализовать советскую лунную программу было заведомо невозможно. Лунное затишье К концу 1970-х годов многим казалось, что на Луне делать уже нечего и в Солнечной системе существуют более интересные объекты для исследований, например Марс или Венера. Период лунного затишья продолжался почти 20 лет. В середине 1990-х годов академик, сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени В. Однако проект был отложен и в конце концов превращен в современную "Луну-25" — посадочный аппарат, которому впервые в истории предстоит сесть у лунного полюса и "попробовать на вкус" лунную воду. Российская лунная программа "Луна-25" является частью российской лунной программы, рассчитанной на период 2021—2040 годов. Осенью 2021-го президент РАН Александр Сергеев заявил, что приоритетом в освоении космоса для России в настоящее время должно стать возвращение и освоение Луны, поскольку без этого невозможно освоение дальнего космоса.
Они следовали один за другим. И даже когда удавалось совершить мягкую посадку, пропадала связь. Носитель готовили с начала 60-х годов прошлого века для полётов к Марсу и Венере. Но с развёртыванием американцами лунной программы для доставки человека на Луну её срочно переформатировали именно для советской лунной программы. Был готов и модуль для доставки двух космонавтов на Луну — «Модуль ЛЗ». Всего было 4 попытки запуска Н-1. Все закончились неудачно. Вот это было разочарование! Не чета сегодняшнему. В 1970 г. Он был доставлен на Луну и проработал там 10, 5 месяца. Исколесил больше 10 километров. Но уже следующий запуск к Луне в 1971 г. А вот последняя советская «Луна-24» в 1976 г. Надо полагать, после этого в Советском Союзе решили сделать перерыв, который продлился долгих 47 лет. И вот — «Луна-25» ударилась о лунную поверхность, как и многие её предшественники. Так что для специалистов это не стало трагедией. Осталось ответить на пару-другую вопросов. Но сначала предоставим слово Виталию Александровичу Лопоте. Он возглавлял НПО «Энергия» до 2014 года. При нём ни один космический корабль не потерпел аварию.
Планетоходы, которые исследовали Луну: от «Лунохода-1» до «Нефритовых зайцев»
Концептуально велосипед никто не изобретает. Появляются новые материалы, электроника, аккумуляторы повышенной надежности. Повышаются автономность, удобство пользователя. Но целеполагание то же самое: любая база за пределами Земли, будь то МКС, лунная база, марсианская или еще где-то - это убежище для человека в априори чуждой для него среде. И это не только вакуум и температуры. Это радиация, гипомагнетизм.
Кто будет работать на лунной базе? Александр Блошенко: Пребывание человека на Луне требует огромных затрат на ресурсное обеспечение. Это очевидно. Поэтому люди будут работать там, где без них обойтись нельзя. Остальное поручим автоматам и роботам.
То есть задача "Роскосмоса" и космической отрасли - создать такую технику, чтобы ею было проще, удобнее пользоваться. И чтобы экипаж был сосредоточен на выполнении научных задач больше, чем на рутине. Носитель будущего должен быть с многоразовыми элементами. Чтобы большую часть ресурсов тратить на аппаратуру, а не на изготовление ракеты Сколько космонавты могут максимально работать на Луне? Вопрос пока открытый.
В Институте медико-биологических проблем РАН по нашему заказу уже ведутся работы по отработке технологий освоения космического пространства и совершенствованию медико-биологического обеспечения дальних полетов в космос. Каким вы видите оптимальный профессиональный состав лунного экипажа? Александр Блошенко: Знаете, это как в самолете, где есть командир, второй пилот, бортинженер или штурман. Все остальные летят выполнять целевую работу: доктор, геолог, биолог и т. Потому что нет задачи долететь до Луны, воткнуть в нее флаг, и сказать: "Все, мы смогли".
Есть задача выполнить определенную научную работу. У нас накоплен самый большой в мире опыт по эксплуатации космических станций. И его в полной мере можно применить на лунных базах. Ученые хотят изучить возможность использования 3D-печати для постройки домов на Луне. Это из области фантастики?
Александр Блошенко: Нет, не из области фантастики. Сегодня есть компании, в том числе и в России, которые предлагают услуги по 3D-печати домов. Это вполне реально и на Луне. Другой вопрос, насколько целесообразно. А создание полигона для отработки технологий , которые понадобятся для продвижения дальше в космос?
Александр Блошенко: Фактически Луна и станет таким полигоном. Сообщалось, что для лунной базы в сотрудничестве с "Росатомом" разворачивается работа по ядерным энергетическим модулям небольшого размера. Что это такое? Александр Блошенко: Поясню. Первые лунные базы, как уже говорил, будут работать с использованием солнечных батарей.
Такая система сможет генерировать до 20 кВт электроэнергии при сроке службы до десяти лет. Однако на следующих этапах, когда потребуется долговременное пребывание на Луне человека и функционирование каких-то сложных систем жизнеобеспечения, уже нужна будет мощность 100-200 кВт. И без ядерных миниэлектростанций не обойтись. Это некий реактор с делящимся материалом, который нагревается, а дальше энергию тепла преобразует в электричество. Такие энергетические установки будут фактически бесперебойно обеспечивать электричеством станцию.
Это важно. Не будем забывать про длинные лунные ночи - 14,5 суток, когда все погружается во тьму. Даже луноходы в этот период "засыпали". В настоящее время в России разрабатывается межорбитальный транспортный модуль с использованием газоохлаждаемого ядерного реактора, турбомашинной системой преобразования тепловой энергии в электрическую с мощностью до 500 кВт. Основные составляющие его энергоустановки выполняются по модульному принципу и могут быть использованы для создания напланетной, в том числе лунной, ядерной энергоустановки.
Кроме того, такой межорбитальный буксир сам по себе нам будет необходим для транспортного и грузового обеспечения лунной базы - он сможет доставлять к Луне десятки тонн груза. Когда россияне могут полететь на Луну? Александр Блошенко: Полет россиян на Луну - вопрос не ближайшей перспективы. После 2030 года. Это будет зависеть от создания средств доставки: пилотируемого транспортного комплекса, лунного взлетно-посадочного корабля, ракеты-носителя сверхтяжелого класса, а также от развития нашего сотрудничества по созданию Международной научной лунной станции.
С Китаем? Сообщалось, что станция будет развернута в два этапа с 2025 до 2035 года, потом начнется ее эксплуатация. Александр Блошенко: Между Россией и Китаем подписано межправительственное соглашение по созданию Международной научной лунной станции, которое предполагает взаимную увязку наших планов. Какие роботы разрабатываются для Луны и дальних планет? Какие там нужнее: антропоморфные, кентавроподобные на тележке, роботы-пауки, роботы-черви?..
И почему забраковали "гусеничные"? Александр Блошенко: Антропоморфные целесообразны там, где необходимо заменить или продублировать человека. Они лучше подходят для универсальных задач или в качестве компаньона в условиях длительной изоляции. Ими удобно управлять в режиме копирования с использованием, например, специального костюма, а не пультом управления. Но при этом их конструкция сложнее.
И для работы требуется больше энергии.
Интересно, что из дюжины человек ходивших по Луне, никто никогда не делал это больше одного раза. Однако трем разным астронавтам повезло слетать к спутнику несколько раз. Джим Ловелл облетал Луну на «Аполлоне-8» и на «Аполлона-13». Все пилотируемые миссии к Луне осуществлялись в составе экипажей из трех человек.
Непосредственно на поверхность высаживались по двое в специальном посадочном модуле. Третий член экипажа в ходе высадки находится на орбите Луны на борту космического аппарата командного модуля , с помощью которого астронавты сначала летели к спутнику, а затем возвращались на Землю. Нил Армстронг попал в историю, как первый человек, ступивший на поверхность спутника. Следом за ним вышел Базз Олдрин. В общей сложности, Нил и Базз провели на лунной поверхности 21 час, 36 минут и 21 секунду, а общая продолжительность прогулок по поверхности спутника составила 2 часа, 31 минуту и 40 секунд.
Все это время на орбите луны их ждал третий член экипажа — пилот командного модуля Майкл Коллинз. Олдрин разворачивает сейсмометр. Аппарат на Луне Лунный посадочный модуль «Аполлон-11» после взлета с Луны приближается к командному модулю, ожидавшему его на орбите. Памятная табличка: «На этом месте люди с планеты Земля впервые ступили на Луну в июле 1969 года нашей эры. Мы пришли с миром от имени всего человечества».
Нижний блок посадочного модуля, на стойке которого была закреплена табличка, остался на Луне. За время своей активности на Луне астронавты поставили на месте посадки флаг США, установили несколько научных приборов, а также собрали почти 22 кг образцов лунного грунта, которые затем доставили на Землю Вторая высадка на Луну «Аполлон-12» Cлева направо: Чарльз Конрад, Ричард Гордон, Алан Бин. Запуск второй пилотируемой миссии к Луне состоялся 14 ноября 1969 года. К спутнику добрались 19 ноября. Вид на поверхность Луны из иллюминатора посадочного модул Прогуляться по поверхности спутника повезло астронавтам Питу Конраду и Алану Бину.
Пилот Ричард Гордон ждал их на орбите. Алан Бин выходит из лунного модуля. Посадка на спутник осуществлялась примерно в 1500 километрах от места высадки «Аполлона-11». В ходе этой высадки астронавты провели фотографирование спутника, собрали образцы грунта, провели несколько сеансов телевизионной связи с Землей. Кроме того, команда «Аполлона-12» подтвердила свои навыки сверхточной посадки.
Они прилунились всего в 185 метрах от беспилотного космического корабля Сервейер-3, севшего на Луну двумя годами ранее. Перед астронавтами была поставлена задача демонтировать некоторые детали указанного аппарата и доставить их на Землю для изучения влияния длительного пребывания в лунных условиях. Пит Конрад рядом с аппаратом Сервейер-3 Время пребывания на Луне астронавтов миссии «Аполлон-12» составило 31 час 31 минуту 04 секунды.
Боялись, что что-то пойдет не так? Общая секретность? Поэтому многочисленные зрители ориентировались на мужчину в массивных очках, который сидел за компьютером, и его было видно лучше всего. За несколько минут до посадки мужчина занервничал и очки снял. Как-то побелели мониторы ЦУПа, которые виднелись вдалеке. С них явно пропал сигнал.
Тут же дали анимацию — оказалось, это просто мультик, нарисованный заранее, а никакой не «анимационный эфир». На мультике станция бодро садилась на Луну. С экранов тем временем пропал обратный отсчет. Американские СМИ как ни в чем не бывало трубили, что двигатели модуля «работают замечательно». Зрители трансляции тем временем сообразили: с модулем тупо потеряна связь. Тут же активизировались скептики: в комментариях стали писать, что никакого запуска, посадки и вообще модуля нет, а в ЦУП нагнали актеров. Честно говоря, в тот момент скептикам даже верилось. Наконец СМИ сообщили: аппарат на Луне; он не мертв — сигнала тревоги не было. Он даже посылает слабый сигнал.
Но настоящей связи нет. Может, перевернулся? Вроде не должен, на вид устойчивый. Вдруг все, и мужчина в очках, встали и захлопали. Но — без радости. Появился официальный представитель и сказал: мы на Луне. Связь есть. Что в точности с аппаратом, неясно. На этом трансляцию свернули.
В общем, сели. Но не так мягко, как хотели. Поэтому в западной прессе миссия называется не иначе, как «историческая». И это первый частный аппарат, который сел на Луну. Историческая вдвойне. А это-то почему важно? Считается, что будущее — за частной космонавтикой. Взять Илона Маска — вот за такими ребятами, дескать, будущее. Если рассуждать широко, то так и есть.
Кто первый: «Луна -25» или VS «Чандраян-3»? В начале августа на Луну успешно стартовал индийский космический аппарат «Чандраян-3». Его полет — вторая попытка Индии высадиться на Луне в 2019 году аппарат «Чандраян-2» потерпел крушение. Индийская организация космических исследований поздравила Роскосмос с успешным запуском автоматической станции «Луна-25».
Замечательно иметь еще одно место встречи в наших космических путешествиях. Желаем индийской миссии «Чандраян-3» и российской «Луна-25» достичь своих целей», - приводит слова представителей индийского космического агентства РИА Новости. Вполне вероятно, что «Луна-25» может опередить индийскую миссию, рассказали в Роскосмосе.
Зачем Россия впервые за 50 лет отправила корабль на Луну
Она уже находится на орбите Луны, но в Роскосмосе ожидают, что «Луна-25» окажется на поверхности спутника Земли раньше. AP отмечает, что санкции против России, введенные после начала военных действий на Украине, влияют на российскую космическую программу, поскольку затрудняют доступ к западным технологиям. По словам аналитиков, изначально в составе «Луны-25» предполагалось наличие небольшого лунохода, но от этой идеи отказались, чтобы уменьшить вес аппарата и повысить надежность. Что хотят найти российские ученые на Луне и как они обошлись без западных партнеров, — читайте здесь В условиях западных санкций запуск миссии на Луну становится важным испытанием способности России проложить новый путь, пишет The New York Times NYT. За российской лунной миссией будет пристально наблюдать весь мир, поскольку Европа и США работают над изоляцией России, а Москва в ответ пытается укрепить свои политические и экономические связи с другими странами.
Кремль рассматривает космическую программу как одно из направлений этих усилий, отмечает газета.
Al-Jazeera цитирует журналиста Дэниела Хокинса, который отметил, что «для России эта миссия стала большим возвращением к крупным космическим миссиям после довольно длительного перерыва». Европейское издание Politico цитирует автора книги о геополитике космоса «Будущее географии» Тима Маршалла. Тот заявил, что если России удастся миссия, то это будет «огромным технологическим и научным достижением». По его словам, успешная высадка россиян и плодотворные исследования «будут означать большой шаг вперед в реализации планов по созданию совместно с Китаем лунной базы к 2030-м годам». Индия и Россия стремятся первыми совершить посадку на южном полюсе Луны, в районе, где, как считается, находятся желанные залежи замерзшей воды», — добавляет китайская South China Morning Post.
Следующим частным проектом стала японская компания ispace, ей удалось привлечь инвестиции от государственных компаний и банков под амбициозный бизнес-план проведения рекламных кампаний на Луне. При этом компании удалось найти и коммерческого заказчика: Космический центр Мохаммеда бин Рашида из Объединенных Арабских Эмиратов оплатил доставку своего лунохода. Правда, Hakuto-R и луноходик Rashid ждала та же судьба, что и Beresheet, — удар о поверхность Луны на слишком высокой скорости. Лунная программа ОАЭ — это часть более широкой космической программы, куда включено также развитие околоземной космонавтики, наземных станций приема и обработки космических данных и исследование Марса. Для Эмиратов интерес к Луне и Марсу — это выражение стремления к диверсификации экономики за счет высокотехнологичного производства и услуг. Им же достались и государственные контракты на выполнение относительно простых задач в доставке государственной научной полезной нагрузки на Луну. В число таких компаний попали Moon Express, Astrobotic, FireFly, Masten Space и другие, пока ни одна из них не провела ни одного старта к Луне, но некоторые уже готовы и в ближайшие годы предпримут свои попытки лунных посадок. Для РФ «Луна-25» отражает стремление подчеркнуть статус космической державы и показать преемственность российской космонавтики и прежних советских успехов. Заявленные научные задачи миссии — поиск и изучение воды на Луне — также вполне актуальны и должны подчеркнуть передовое положение российской космической науки наравне с другими мировыми лидерами. Научная программа индийского Chandrayaan 3 не такая целенаправленная и включает в себя кратковременное исследование. Этот аппарат стартовал к Луне 19 июля, посадка в районе Южного полюса намечена на 23-24 августа. Но «Чандраян-3» способен работать только в условиях лунного дня, около двух земных недель. Для Индии здесь важнее престиж в первенстве за покорение лунного приполярья, а не научные результаты.
Второй из них успешно был выведен на лунную орбиту и проработал около года, а на "Лунцзян-1" отказала система управления. Он представлял собой аппарат-планетоход, который должен был передвигаться по поверхности естественного спутника земли прыжками, используя ракетные двигатели. По данным компании SpaceIL, сбой бортового датчика ускорения привел к выключению основного двигателя и потере контроля над аппаратом. Сатиша Дхавана на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе была запущена индийская автоматическая станция "Чандраян-2". Основной целью миссии была доставка в район южного полюса спутника Земли посадочной платформы "Викрам" с луноходом "Прагьян".
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
«Луна-25» предназначена для отработки мягкой посадки в околополярной области и проведения контактных исследований лунного грунта на наличие льда. Пятой миссией по высадке на Луну был "Аполлон-16", запущенный НАСА 16 апреля 1972 года. Однако, впервые Луны достиг советский космический корабль «Луна-2» 13 сентября 1959 года, то есть советские космические аппараты оказались на Луне на 10 лет раньше высадки американских космонавтов на спутник Земли.