Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской государственной художественной.
СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ НИКОЛАЙ РЕРИХ
Сокровище Ангелов. Русская живопись XIX-XX веков. Картина, религия, фреска, икона | Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин. |
Сокровища ангелов / Антиквариат / Независимая газета | Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы. |
«Сокровище сердца» Николая Рериха. О чем говорит искусство | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» | В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». |
Сокровище ангелов
Николай Рерих Имя Николая Рериха овеяно множеством легенд и домыслов. Что только не говорили о великом художнике и путешественнике. Причём далеко не всегда предположения носили невинный характер: учёного и философа, мечтавшего найти в горах Тибета легендарную страну Шамбалу, пытались уличить даже в сотрудничестве с НКВД. Кем же был Рерих-старший, и отражением чего стали написанные им картины, всего около 7000? Ответы на эти и другие вопросы попыталась дать открывшаяся позавчера в ЦВЗ «Манеж» масштабная выставка «Рериховский век», посвящённая 75-летию подписания в Вашингтоне Пакта Рериха, представляющего собой договор о защите культурных ценностей. Тогда, в 1929 году, когда проект только предлагался на рассмотрение, Рерихом было придумано Знамя Мира - белое полотнище с красной окружностью, в которую были вписаны три красных круга, обозначающих единство прошлого, настоящего и будущего в вечности.
Это знамя, являющееся отличительным знаком для идентификации объектов охраны, стало символом открывшейся в Петербурге выставки.
Бывшее собрание Г. Шапошникова "Великое путешествие. Книга первая.
Обычно это означает выполнение какого-либо из следующих условий.
Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы.
Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы.
Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло.
Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы.
Всем конец придет. Июнь—октябрь 1929 г. Вход в Музей Рериха, Нью-Йорк.
Архив Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Универсальное Владевшее художниками-символистами стремление к жизни на пике душевных волнений и прозрений, в которых время приобщается к Вечности через опыт естественной для творческого духа «мистики» — через опыт эстетического и этического самоопределения, волевой импульс к которому имеет древнюю религиозную и историческую традицию, — нашло в программной работе Рериха «Сокровище Ангелов» рукотворно личностное выражение.
Трудится весь народ в тылу, на своей Родине, в тылу врага и на фронте. Огромные жертвы во имя мира на всей Земле.
Фашистский зверь будет уничтожен. Светоносные войска освобождают другие народы, Европу от власти тьмы, концлагерей. Фашистская нечисть забивается в щели, огрызаясь.
Освобождаются пленники, и вот уже главари фашистов под судом народов. Гаснут пожары от набегов врага. Искореняются пособники фашистской тьмы над Миром.
Торжество Света, духовного единения народов, укрепления сил Мира. Необходима бдительность. Духовные Учителя наготове.
Они с мечом готовы достойно встретить новых захватчиков, откуда бы они не стремились поработить народы и погасить Свет. Но силы противостояния остались. Всякое послабление, потеря контроля народа над своими управителями грозит бедой, новыми жертвами.
Возрождаются Храмы. Дети видят подвиг отцов и готовятся идти по Пути Света. Будем бдительны!
Мир был на грани. Без Пробуждения Духа народа тьма захватила бы Русь, сравняла бы с лицом Земли Москву, древнюю российскую культуру. В этой борьбе подвиг Духа многим казался необходимым и последним.
Всё зависит от нас, от укрепления сил Света, Пробуждения и устремления к созданию единой Божественной цивилизации на Земле. От активности и труда каждого видеть в себе необходимость искоренения негативного, — это наш последний рубеж на страже которого стоит Ангел Последний. Божественное самопрограммирование и саморазвитие каждого из нас, всей системы управления является Путем Пробуждения и создания единой Божественной Цивилизации, достойной Творцов и Охранителей Вселенной, Махатм, Просветленных и Учителей, посланников и носителей Божественного промысла землян.
Пусть они будут в самоуправлении новой Жизни, Божественно устремленным Миром землян. Будут готовы искоренить любую тьму и невежество, войны, захваты, порабощения. Ангел Последний на страже на каждом рубеже, где Свет противостоит тьме.
Выставка "Рерих" в Новой Третьяковке. Начало.
Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет». На родину картина вернулась лишь в 2007 году. Коллекция, состоящая из 350 предметов, собиралась около 30 лет. Все эти произведения искусства находились в лондонской и парижской квартирах Вишневской и Ростроповича. Галина Вишневская решила расстаться с коллекцией после кончины Мстислава Ростроповича, последовавшей 27 апреля 2007 года. На торги было выставлено около 20 работ Ильи Репина - крупнейшее собрание, находящееся в частных руках, портреты кисти Боровиковского, Серова, Брюллова, картины Венецианова, Кустодиева, Левитана, Айвазовского, эскиз Александра Иванова к "Явлению Христа народу", эскиз к декорациям Александра Бенуа. Особо ценны в этой коллекции картина Бориса Григорьева «Лики России» начальная цена 1,5—2 миллионов фунтов стерлингов ; картина Николая Рериха «Сокровище ангелов» 0,8—1,2 миллионов фунтов стерлингов ; «Портрет княгини Авроры Демидовой» Карла Брюллова 0,8—1,5 миллионов фунтов стерлингов , а также 20 произведений Ильи Репина и предметы декоративно-прикладного искусства.
Вопреки опасениям российских искусствоведов, уникальная коллекция русской живописи, фарфора, стекла и декоративного искусства не ушла с молотка по частям, а за день до торгов была целиком куплена за «неразглашаемую сумму, существенно превышающую самые высокие предпродажные ожидания» российским бизнесменом Алишером Усмановым. Новый владелец коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневский, российский бизнесмен Алишер Усманов передал ее государству. По согласованию с Роскультурой коллекция будет размещена в Константиновском дворце в Стрельне под Санкт-Петербургом. Официальное название этого комплекса Дворец конгрессов, он находится в ведении не Министерства культуры, а Управления делами президента России. Алишер Усманов: "В самом начале была поставлена цель - сохранить в целостности эту прекрасную коллекцию произведений русского искусства и вернуть ее в страну. При этом учитывалось и пожелание продавца, который тоже хотел, чтобы коллекция нашла свое место в одном из музеев-дворцов Петербурга... Выяснилось, что в одном из прекрасно отреставрированных в последнее время дворцов - Константиновском - нет собственной коллекции произведений искусства, которые постоянно бы находились в нем...
Я с огромным удовольствием передаю эту коллекцию государству и буду очень рад иногда посещать этот дворец".
Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже. Костюм девушки ко 2 сцене «Весна Священная». Сапоги половецкой девушки.
И тогда заголовки газет пестрят сообщениями о том, что продана картина из коллекции Фрэнка Синатры или Эндрю Ллойда Уэббера. Но так, чтобы частное артистическое собрание продавалась целиком, бывает крайне и крайне редко.
Ценность таких событий не только в том, какие выставляются вещи и кому они принадлежат. Впервые во всем объеме можно увидеть вкус и предпочтения создателя коллекции. И это, пожалуй, самое интересное.
Вот почему предстоящая аукционная продажа коллекции знаменитой во всем мире четы Ростропович—Вишневская вызывает столько ажиотажа. В самом деле, событие беспрецедентное — такой цельной, качественной и в то же время индивидуальной коллекции русского искусства на торги, пожалуй, еще не выставлялось. Масштабные коллекции, которые складывались на территории России, как правило, передавались государству из них и вырос, например, Музей личных коллекций.
Но Вишневская и Ростропович в первую очередь музыканты, их главными сокровищами всегда были голос и руки. А еще два музыкальных фонда и медицинский фонд помощи детям. Все это требует постоянных вложений, тем более теперь, после ухода великого виолончелиста.
Поэтому место этой коллекции на аукционе, а не в музее. Впрочем, чудеса случаются, и кто знает, вдруг найдется меценат, желающий привести эти произведения в российские музеи. Потому что у самих музеев, которые, безусловно, выражают большую заинтересованность, таких средств просто нет.
Кстати сказать, вещи из собрания Ростроповича—Вишневской из России не вывозились.
Человек их прекрасно понимает. Жар-птица — истинное волшебство.
С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее… Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь 483 И.
Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И. Репин и П. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.
Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на… Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата» 424 Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве — странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом. Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата».
В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он… Сочинение И. В центре внимания художника — тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части.
Задний план более мрачен, преобладают… Сочинение по картине «Май 1945» А. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г.
Военная тема занимает… Сочинение по картине 3. Серебряковой «За туалетом. Счастливое детство, юность,… Комментарий Пробуждённого к картинам Н.
Рериха Н. Картина «Ангел последний» 1942 г. В мире война.
На Русь лезут полчища фашистов. Огонь охватывает города. Враг всё ближе подбирается к Москве — сердцу Родины.
"Сокровище ангелов" Николая Рериха
Рерих Н.К. сокровище ангелов (фрагмент стенописи). В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». Санкт-Петербург Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году.
Сокровище ангелов. Николай Рерих
" Сокровище ангелов " Н.К.Рерих 1905 г. | Сокровище Ангелов приобрели в свое время Вишневская: «купленную на «сотбис» четырехметровую картину рериха «сокровище ангелов» мы с трудом занесли в нашу квартиру — пришлось разобрать фрамугу над дверью». |
«Рериховский век» в городе на Неве | Treasure_of_ (705 × 600 пикселей, размер файла: 164 КБ, MIME-тип: image/jpeg). |
Файл:Treasure of angels.jpg | Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). |
СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ: fi_lo_sof — LiveJournal | Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха. |
Сокровище из созвездия Орион | За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. |
Николай Рерих в Третьяковке
«Сокровище Ангелов» — начальная буква в художественных письменах Рериха, насчитывающих десятки и десятки полотен. 7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов». Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др. 7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов». Подробно рассказываем о выставке, приуроченной к 150-летию великого художника Николая Рериха, которая проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу с 10 октября 2023.
"Сокровище Ангелов" Н.К. Рериха
Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера, раскрывает перед зрителями панораму его творчества. Особое внимание уделено опытам Н. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —«Гонец. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи.
Koiransky A. May 6, 1920. Каталог выставки «Мир Искусства». Волошин Максимилиан. Лихтман М. Рериха Нью Йорк. Рерих Е. Note book, 20. Сокровище Мира. Комментарии к некоторым картинам Н. Новокузнецк, 2006 г. Грандиозна по своему замыслу и картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, - символы чего начертаны на камне». На одной стороне его «изображен распятый Христос, на другой же его стороне — змей и дракон». Отблески, 1999 г. Николай Константинович Рерих. Совершенно особое место в творчестве Рериха в это время занимает полотно "Сокровище ангелов. Эскиз стенописи" 1905 года. Картина представляет собою огромное, почти квадратное по форме полотно, площадью около семи квадратных метров. На холсте изображены стройные ряды ангелов, поднимающиеся все выше и выше, к верхней зоне картины, а на первом плане - большой светящийся камень, на котором изображено "Распятие". Рядом - древо жизни с птицами на ветвях. Легенда о камне связана с Шамбалой, о которой Рерих узнал из различных источников 30. Согласно буддийскому учению, Шамбала - это центр духовного мира, символ царства сознания. В легенде о Шамбале отражены мечты народов Азии и стран Востока о прекрасной обетованной земле, где живут мудрецы, невидимо помогающие всему человечеству. Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на московской выставке "Мир искусства" в 1911 году. В каталоге название произведения сопровождалось рериховскими строчками "За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается" 31. В этой работе Рерих также впервые обратился к изображению "древа жизни", которое в дальнейшем будет основной темой в целом ряде его картин и панно. Образ "древа жизни" заключает в себе общечеловеческий, вселенский смысл доброго начала и вечной жизни. Он восходит к древнейшим временам и встречается в памятниках культуры различных народов "как символ Вселенной". Этими существами могли быть звери, животные, птицы, фантастические чудовища и, наконец, люди" 32. Образ "древа жизни" был известен и в дохристианской Руси. На предметах материальной культуры языческой Руси изображалось древо жизни как "явный символ плодородия, урожая, изобилия, или, по крайней мере если изображались не плоды, а листья полного расцвета" 33. Исследователи обнаружили, что в росписи русских крестьянских домов непременным элементом было древо жизни, как "символ добрых пожеланий и охранительный знак"34. Монголия и страна тангутов. Первое издание - 1875 г. О таинственном царстве индийских мудрецов см. Аполлоний Тианский. Жизнь Аполлония Тианского Литературные памятники. Ходжаш, Н. Трухтанова, К. Образ "древа жизни" запечатлен в Библии Книга Бытия 2 9 и находит дальнейшее развит ие в Новом завете Откровение св. Иоанна, 22, 1,2,3 33 Б. Язычество Древней Руси. Рерихе господствует утверждение, что художник, интересуясь культурой стран Востока, основательно познакомился с памятниками искусства Индии, Монголии, Тибета и, главным образом, Индии лишь в зарубежный период жизни и тогда же отразил их в своем творчестве. В литературе упоминались написанные в России сказки «Девассари Абунту», «Граница царства», а также картины на эти сюжеты, затем шли «Заповедь Гайятри» и поэма «Лаухми-Победительница». Это работы 1905, 1908 и 1916 годов. Таким образом, согласно установившемуся мнению, тема Индии вошла в творчество Рериха в 1905 году. Однако выясняется, что это не так. Уже в 1904 году художник приступил к работе над огромным полотном, главной темой которого стал важнейший символ тибетских, монгольских и индийских легенд — Камень мудрости, иначе — Сокровище Мира. Рерих поместил его изображение в центральной части картины «Сокровище Ангелов»1. Эта картина никогда не воспроизводилась в цвете и не исследовалась. В 1904 году Рерих выполнил эскиз к этой картине под названием «Архангел», принадлежавший княгине М. Тенишевой; в сборнике «Рерих» 1916, под ред. Левитского он воспроизводится как «Эскиз к «Сокровищу Ангелов»». Впервые он был помещен в журнале «Золотое руно»4. В эскизе представлен архангел, стоящий у «древа жизни». Вскоре Рерих завершил огромное, почти 12 кв. В картине на первом плане помещена композиция — архангел у «древа жизни». Рядом с архангелом возвышается Камень, испещренный таинственными знаками и сияющий синим светом. На Камне изображено Распятие. Поэт Вольфрам фон Эшенбах в поэме «Парсифаль» ввел мотив драгоценного Камня, источника творческих сил, мудрости и блаженства. В этом произведении поэт обратился к старинной легенде о Святом Граале: по преданию Иосиф Аримафейский собрал в чашу кровь Иисуса Христа5. Интересно отметить, что основной темой поэмы Вольфрама Эшенбаха является не чаша, а Камень, принесенный ангелами на землю и «обладающий чудесной силой»6. Согласно преданию, Камень находится на священной горе, куда нет входа недостойным. Известно, что легенда о Камне восходит не к средневековью, а к еще более древним временам и пришла в Западную Европу из глубин Азии. Предположительно, о «Камне мудрости» было известно не только в Монголии, Индии и Тибете. В легендах говорится, что частичкой Камня владел царь Соломон. В «Откровении» св. Иоанна Богослова также упоминается некий магический Камень: «Побеждающему дам вкушать сокровенную Maнну и дам ему белый Камень, и на Камне написанное новое имя, которое Никто не знает, кроме того, кто получает»7. Возникает вопрос: знал ли Рерих эту легенду до своих экспедиций по Монголии, Тибету и Индии? Вопреки распространенному в литературе утверждению, что художник познакомился с легендой о Камне лишь в Индии, можно смело сказать, что он знал ее уже в Петербурге. Существует целый ряд источников, которые позволяют сделать такой вывод. В 1890—1891 годах наследник Российского престола, будущий император Николай II совершил путешествие по странам Востока на яхте «Память Азова». Путь шел из Греции и Египта в Индию. Посетив ряд индийских городов, в их числе Мадрас, Калькутту, Бенарес, и остров Цейлон, путешественники направились в Сингапур, Бангкок и Японию. Наследника сопровождал востоковед князь Э. Во время путешествия им была собрана большая коллекция произведений искусства, отражающего религиозные верования народов Индии. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена общедоступная выставка предметов буддийского культа, привезенных князем Э. Ухтомским из путешествия. Был издан каталог с перечислением всех представленных предметов, в том числе и многочисленных даров, преподнесенных во время путешествия наследнику9. Об этой выставке, широко познакомившей русскую общественность с буддийским искусством, никогда не упоминали исследователи. В 1893—1897 годах вышли из печати изданные в Лейпциге три прекрасно иллюстрированных тома с текстом князя Э. Ухтомского, где подробно описывалось путешествие. Основное внимание автор уделил предметам религиозного культа, изучению сходных черт в верованиях буддийского населения России с буддистами Индии, Китая и Бангкока, а также высказал мысль о необходимости изучения «таинственной культуры Тибета с исходящим от него мистическим светом»10. В книгах — что самое главное — помещены фотографии памятников культуры и связанные с ними легенды. В частности, среди предметов, привезенных в Петербург, значится: «Драгоценность Чиндамани» и дается ее описание: «В месте, где бывает драгоценность Чиндамани, не бывает болезни и безвременной смерти: она исполняет всякое пожелание и своим видом служит к развлечению Всемирного Царя; «Морин-Ирдыни» — драгоценная лошадь, на спине которой водружена драгоценность Чиндамани. Она обладает способностью избавить всякого едущего на ней от всевозможных страхов, быстра как ветер и скоро пробегает громадные пространства. Происхождение этих предметов восходит к глубокой древности». В книге также помещены среди фотографий статуэток различных божеств — фигура Авалокитешвары, «хранителя от Зла» — и Майдари, о котором говорится: «Так называют монголы древнеиндийского Майтрейю, своего рода Мессию, который придет обновить мир, погрязший во грехе»11. По материалам собрания Ухтомского в 1900 году в лейпцигском издании Ф. Брокгауза вышла книга А. Грюнведеля о мифологии буддизма12. Книга знакомит с главнейшими индийскими и тибетскими легендами, отраженными в предметах изобразительного искусства, в том числе и Камне Чинтамани. В книге А. Грюнведеля, к примеру, помещена фотография статуэтки коня, несущего Чинтамани. Статуэтка, как сказано в ее описании, выполнена из кости, украшенной эмалью и золоченой бронзой. Воспроизведены также божества — Зеленая Тара, Джама, бог ада и другие, в руках у которых непременным атрибутом является «Камень мудрости»13. Приведена легенда о появлении Камня на земле: «История древнего королевского Тибета рассказывает, что однажды, во времена владычества короля Лха-то-тори, во дворец упало с неба несколько чудесных предметов, среди них: золотая ступа, книга, ящичек с чудесным драгоценным камнем Чинтамани. Король не понял значения этого дара, и Голос с неба объяснил ему, что во время владычества пятого Наследника короля будет понято применение этих предметов. Король положил их в сокровищницу. Умер он в глубокой старости, и его дух, как и дух его супруги, перешел в статую бодхисаттвы Авалокитешвары, находившуюся в Лхасе»14. Далее рассказывается, что «король Индрабхути, желая исчерпать все сокровища мира, принес с одного далекого острова чудесный камень, исполняющий все желания, называемый Чинтамани15. Возможно, Камнем владел Падмасамбхава, «Наставник Тибета», родившийся, согласно легенде, из цветка лотоса. Падмасамбхава был приемным сыном бездетного слепого короля Индрабхути, получил очень хорошее образование, изучал различные науки — астрологию, алхимию, «все языки»16. Трудно себе представить, что Рерих, интересовавшийся с юных лет культурой Востока, не посетил выставку в Зимнем дворце и не ознакомился с каталогом и упомянутыми изданиями. Как известно из «Листов дневника», увлечение культурой стран Востока и Азии появилось у Рериха довольно рано, еще в юношеские годы, и постепенно все более укреплялось, превратившись в серьезное занятие. Рерих вспоминал: «В семье нашей сама судьба складывала особые отношения с Азией. Постоянно появлялись друзья, которые служили в Азии, или вообще изучали ее. Профессора восточного факультета бывали у нас. Из Сибири приезжали профессора из Томска, и все толковали об азиатских глубинах и усиленно звали не терять времени и так или иначе приобщиться к азиатским просторам. Каждая памятка из Азии была чем-то особенно душевным, от ранних лет и на всю жизнь»17. В 1880-е годы вся Россия читала статьи и книги путешественницы Е. Блаватской, открывшей Индию широким кругам читателей. Известно, что Рерих-гимназист делал выписки из ее книг. Все находки и открытия в востоковедении и, прежде всего, выставка в Зимнем дворце, каталог, воспроизведения предметов буддийского культа из коллекции князя Э. Ухтомского, а также научные исследования и беседы с известными учеными — В. Стасовым, Вл. Соловьевым и другими — стали основой знаний Рериха о культуре стран Востока. Все это и вызвало к жизни изображение «Камня мудрости» в рассматриваемой картине. На вопрос о том, знал ли Рерих легенду о Камне в то время, можно ответить положительно. Главным доказательством осведомленности художника является сама картина. Мы попытались найти источники, послужившие почвой для ее создания. Не случайно в это время Андрей Белый называл Рериха «специалистом по Востоку»20. Вполне закономерным также было приглашение Рериха в Комитет по строительству буддийского храма в Петербурге 1909—1915, архитектор Г. В картине «Сокровище Ангелов» у Рериха впервые появляется образ «древа жизни». Этот образ восходит к Библии: «И произрастил Господь Бог из земли всякое древо.. Изображение «древа жизни» встречается в искусстве различных народов как «символ Вселенной». На ветвях «древа» и других райских деревьев, расположенных в глубине картины, изображены птицы с женскими головами — птицы-девы, сирины и алконосты. Эти райские птицы возвещали «радость и жизнь бесконечную»22. Сирины и алконосты — образы древнерусского и западноевропейского средневекового фольклора, восходящие к древнегреческим мифам23. На Камне изображено Распятие в окружении таинственных орнаментальных форм. Распятие напоминает о жертве Иисуса Христа, открывшей праведникам вход в рай. Картина «Сокровище Ангелов» выполнена жидкой темперой на холсте в красивой мягкой гамме сине-лиловых и светло-желтых тонов, богатых оттенками. Местами охра имеет более яркий золотистый оттенок, акцентируя нимбы ангелов. Цвет в картине глубоко символичен: лиловый выражает вечность, синий и золотой — божественные цвета. Вся композиция устремлена ввысь, подчеркивая духовное начало. Впервые со времени создания картины воспроизводим ее в цвете. После выставки в петербургском Салоне 1909 года картина еще раз экспонировалась на московской выставке «Мира искусства» в 1911 году. В каталоге название «Сокровище Ангелов» сопровождалось рериховскими строчками: «За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается»24. Картина принадлежала жене художника и была вывезена Рерихами за рубеж вместе со многими другими произведениями. До 1935 года она находилась в Музее Н. Рериха в Нью-Йорке. Затем следы ее затерялись. Картина нуждалась в реставрации. На фотографии, сделанной до ее реставрации, видны места сгибов холста и частично поврежденного красочного слоя. Снимок, сделанный после реставрации, дает представление о цветовой гамме произведения. Реставрация была осуществлена в Нью-Йорке в 1998 году. В картине «Сокровище Ангелов» нашла воплощение рериховская идея синтеза религий, которая стала с этих пор главной темой его художественного творчества и религиозно-философских сочинений. Именно поэтому здесь соединены элементы и символы различных вероисповеданий. Монументальная по своему характеру картина была создана как эскиз стенописи усыпальницы; для какой именно, художник не уточнил. Нам предстоит разобраться в этом вопросе. В 1903 году в имении Тенишевых Талашкине строилась церковь Преображения Господня, заложенная в сентябре 1900 года25. В этом еще недостроенном храме княгиня М. Тенишева похоронила мужа, князя В. Тенишева, умершего в Париже в 1903 году. Вскоре под влиянием бесед с Рерихом княгиня изменила свое намерение назвать церковь Преображенской и решила посвятить строящийся храм Святому Духу. Она вспоминает: «Я давно знала Рериха. У меня с Николаем Константиновичем установились более чем дружеские отношения. Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся»26. Рерих впервые приехал в Талашкино в 1903 году27, после чего приезжал почти ежегодно. В 1904-м он разработал интерьер жилого дома в Талашкине. По-видимому, художник заинтересовался постройкой храма, в убранстве которого и решено было соединить культовые признаки различных религий. Рерих вспоминал: «Последнее время ее княгини М. Тенишевой жизни в Талашкине увлекла ее мысль о синтезе всех иконографических представлений. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, еще более кристаллизовалась на общих помыслах об особом музее изображений, который мы решили назвать «Храмом Духа»28. В связи с общим для Рериха и княгини М. Тенишевой замыслом — провести в убранстве храма мысль о синтезе религий, предполагалось поместить на стене храма роспись на тему картины «Сокровище Ангелов», своим содержанием отвечающей задаче синтеза. Поэтому здесь и объединены символические образы различных религий, отраженных в преданиях ветхозаветных времен, в христианстве и буддизме. Но, как показали события последующих лет, в Покровской церкви села Пархомовка, построенной архитектором В. Покровским в 1903—1907 годах, не были осуществлены предполагавшиеся фрески по эскизам Рериха, поэтому художник использовал в росписи Храма Духа некоторые из эскизов, предназначенных для Покровской церкви. Таким образом, эскиз стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов» так и остался самостоятельным произведением. Эта картина особенно характерна для художественного стиля Рериха.
Написанная художником пояснительная легенда к эскизу большой настенной фрески За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень. В нём добро и зло. Краеугольный камень. Вся земная твердь на камень опирается.
Экспозицию составили как знаменитые произведения автора — например такие, как «Заморские гости» 1901, Государственная Третьяковская галерея , — так и малоизвестные работы. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи. В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге.
Выставка "Рерих" в Новой Третьяковке. Начало.
Сокровище Ангелов. КОМПАНИЯ. О проекте. Новости. Помощь. Рекламодателям. Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др. Санкт-Петербург Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году. XX века ~ Рерих Николай Константинович (1874-1947) ~ Сокровище Ангелов, 1905. Сокровище Ангелов приобрели в свое время Вишневская: «купленную на «сотбис» четырехметровую картину рериха «сокровище ангелов» мы с трудом занесли в нашу квартиру — пришлось разобрать фрамугу над дверью».
Сокровище ангелов рерих картина
Сокровище Ангелов. Автор. Николай Константинович Рерих. Год. Комментарий пробуждённого к картинам картина «ангел последний» 1942 г. 7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов». Санкт-Петербург Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году. Интересные факты о создании картины «Сокровище ангелов (Николай Рерих)» и ее смысл. Грандиозна по своему замыслу и картина «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне».