Зачем нужно регистрироваться как самозанятый и что дает этот статус, плюсы и минусы, оформлять или нет. Поскольку самозанятым разрешили работу в такси, сравним преимущества и недостатки. Смотрите в таблице все плюсы и минусы применения налога на самозанятых в 2024 году. Перед тем как приступить к регистрации надо изучить преимущества и недостатки самозанятых. Главными преимуществами перехода на самозанятость является низкая налоговая нагрузка, отсутствие отчетности и пенсионных взносов.
Полный гайд по самозанятости в России 2024
Заплатить налог можно в любом банке, но проще это сделать все в том же приложении «Мой налог». Чтобы платеж списывался со счета налогоплательщика, то есть с карты, которая зафиксирована в приложении в качестве основной, нужно сделать отметку в настройках в разделе «Платежная информация» напротив кнопки «Автоплатеж». Как самозанятые платят в Пенсионный фонд? Самозанятые не обязаны уплачивать взносы в Пенсионный фонд, но могут это делать в добровольном порядке. В отличие от ИП, пенсионные взносы самозанятых не включены в налоговый вычет. Управлять взносами в ПФР также можно в приложении. Там есть специальный раздел, где можно провести платеж за месяц или за весь год. Идет ли стаж у самозанятых? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно уяснить для себя: самозанятый гражданин, кто это.
Самозанятость не предусматривает запись в трудовой книжке, нет такого понятия пока и в Трудовом кодексе. Поэтому самозанятый не состоит в трудовых отношениях, а значит, и трудовой стаж в период самозанятости ему не идет. Может ли самозанятый оказывать услуги самозанятому? В законе запрета на это нет. Самозанятый оказывает услуги физическим и юридическим лицам. В конце концов, если услуга оказана постороннему человеку, самозанятый может просто не знать, в каком статусе находится его клиент. Яркий пример этому — извоз и многие другие услуги. Как самозанятому работать с юридическими лицами?
Принцип оказания услуг юридическим лицам практически тот же, что и физическим. Оплата может производиться безналичным путем или за наличные деньги. Документом, подтверждающим платеж, является кассовый чек, сформированный приложением «Мой налог». Обратите внимание: Организации предпочитают оформлять с самозанятым договор гражданско-правового характера и подписывать акт о выполнении работ, что не противоречит его деятельности. Заключение В России такой налоговый режим как НПД является пилотным, уникальным, потому что раньше его не существовало в принципе. Система будет действовать до конца 2028 года. За границей подобной практики тоже не существует. Так что иностранные коллеги по малому бизнесу скорее всего удивятся и скажут: «Самозанятый гражданин, кто это?
Арт Башлыков - автор блога.
Такие сельхозпродукты можно продавать по более высокой цене. Стартовый капитал на развитие бизнеса от органов социальной защиты 350 000 рублей — это максимальная сумма субсидии для самозанятых 2022 на развитие бизнеса. В этом году она выросла на 100 тысяч.
Программы выдачи и суммы выплат утверждают местные органы власти, они сами определяют основания для дачи денег или для отказа. Не все претенденты могут получить запрашиваемую сумму. Её размер рассчитывается на основании представленного бизнес-плана. Самозанятый с невысокими доходами ниже допустимого прожиточного минимума заключает соглашение с государственными органами соцзащиты — социальный контракт.
Это договор о получении безвозмездной субсидии, который подписывают на срок от 3 месяцев до 1 года. В течение этого времени налогоплательщику НПД регулярно выплачивают равные доли от рассчитанной суммы. Самозанятые могут получить господдержку на все виды разрешенной деятельности. Государство предоставляет средства, получатель должен создать свое дело либо развивать личное хозяйство.
По соглашению сторон можно потратить деньги на образование. Как получить субсидию самозанятому на развитие бизнеса через службу занятости населения: Неимущий или неработающий гражданин должен встать на учет в ближайшем центре занятости. Нужно представить паспорт, документ об образовании, трудовую книжку, справку о заработной плате за последние три месяца на предыдущем месте работы. После постановки на учет он официально получает возможность подать заявку на субсидию.
Ему предлагают обучение на курсах по основам предпринимательской деятельности. Центр занятости заключает договор с образовательным учреждением и с кандидатом, оплачивает его учебу. После двухнедельного прохождения учебной программы будущий предприниматель получает документ о завершении обучающего курса. Во время учебы каждый кандидат составляет бизнес-план, представляет его на согласование.
При рассмотрении его проекта оценивается коммерческая эффективность, рентабельность, конкуренция, сроки реализации основных пунктов, потребность региона спрос на такую деятельность, на товары или услуги. Защита бизнес-плана. Проект может быть отправлен на доработку. После внесения правок предстоит его защита.
На презентацию отводится несколько минут, затем кандидат отвечает на вопросы. После защиты комиссия выносит вердикт о предоставлении бюджетных средств либо отказывает в выдаче субсидии. Банковский счет. При одобрении проекта безработные лица регистрируют ИП, переходят на самозанятость, получают статус налогоплательщика НПД, открывают счет в любом банке.
Если у владельца уже есть банковская карта, не обязательно создавать новый счет, но можно завести отдельную карту для учета доходов от самозанятости.
Как платить налог на профессиональный доход? Квитанция на уплату налога автоматически формируется налоговым органом и направляется в приложение «Мой налог». Для простоты оплаты квитанция содержит специализированный QR-код. Как индивидуальному предпринимателю в том числе применяющему упрощенные режимы налогообложения: УСН, ЕСХН и ПСН стать самозанятым перейти на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»? Какие налоговые ставки предусмотрены по налогу на профессиональный доход? Какой срок уплаты налога на профессиональный доход? Уплата налога на профессиональный доход производится ежемесячно не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом месяцем. Если эта дата является праздничным или выходным днем, тогда срок уплаты переносится на первый рабочий день.
Следует учесть, что первый налоговый период считают со дня регистрации и до конца следующего месяца. Например, при постановке на учет в январе уведомление о начисленном налоге впервые придет до 12 марта. Заплатить указанную в нем сумму нужно до 25 марта. Кто не вправе применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»?
Для этого потребуется справка о постановке на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Печать не требует регистрации. Ее изготовят в профильной организации, которая занимается изготовлением штампов и печатей. Как получить электронную подпись для самозанятого Для самозанятого ЭЦП не требуется. Гражданин вправе оформить электронную подпись в добровольном порядке. Для этого необходимо обратиться в удостоверяющий центр, который оказывает услуги по выпуску ЭЦП.
Если самозанятый имеет статус индивидуального предпринимателя, ЭЦП потребуется для сдачи отчетности. Для ИП подпись оформляют в налоговой. Для этого необходимо приобрести носитель токен и записаться на прием в ФНС. Как закрыть самозанятость Снятие с учета и прекращение статуса самозанятого оформляют через приложение «Мой налог». В личном кабинете необходимо выбрать пункт «Сняться с учета», выбрать причину снятия и направить заявление в ФНС. Уведомление о снятии с учета поступит в личный кабинет. Если самозанятый зарегистрирован как ИП, необходимо подать в налоговую заявление о закрытии. Форма заявления — Р26001. Его направляют удаленно через личный кабинет налогоплательщика или регистрируют лично в ФНС. Уведомление о прекращении статуса ИП направят на электронную почту.
Нужна ли самозанятому отдельная банковская карта Закон не требует наличия у самозанятого отдельной банковской карты. Учет дохода ведется в приложении «Мой налог».
Эксперт: налоговый режим для самозанятых выгоден населению и государству
Сэкономьте на аутсорсинге и выберите свой тариф. Рассчитать стоимость Страховые взносы самозанятых в 2024 году C 1 июля 2023 г. Размер ежемесячного взноса зависит от страховой суммы, которую самозанятый вправе выбрать самостоятельно: 2 МРОТ за полный месяц или 32 484 руб. Право на получение пособия в случае болезни или травмы наступит спустя 6 месяцев с начала уплаты взносов. Лицензия такси С 1 сентября 2023 для самозанятых стал доступным еще один вид деятельности — организация пассажирских перевозок легковым такси. Ранее лицензия была доступна только ИП и юрлицам. Самозанятому для получения лицензии нужно заключить договор с любым агрегатором. Товарный знак С 29 июня 2023 г. Срок действия прав — 10 лет с возможностью дальнейшего продления. Рассчитайте стоимость аутсорсинга бухгалтерии в Главбух Ассистент.
В чеке должны быть заполнены обязательные реквизиты, приведенные в п. Дата оформления чека зависит от момента и способа оплаты. Момент подписания акта оказанных услуг если таковой составляется значения здесь не имеет. Сформировать и направить заказчику чек самозанятый гражданин обязан п. Возникнут ли у компании-заказчика налоговые риски, если чек был оформлен самозанятым с опозданием? По данному поводу отметим, что налоговые риски в полной мере исключить нельзя. Налоговые органы могут признать такой чек документом, оформленным с нарушениями, а значит, документом, на основании которого нельзя учесть расходы. Официальные разъяснения по этому вопросу пока отсутствуют.
А факт нарушения срока оформления самозанятым не должен негативно отражаться на сотрудничающей с ним компании. К тому же согласно п. Если допустить, что чек, составленный за пределами установленного срока, не является документом, оформленным в соответствии с законодательством, то в таком случае его можно отнести к документу, косвенно подтверждающему произведенные расходы. А если дополнительно имеется акт оказанных услуг, полученный от самозанятого, то тем более расход считается документально подтвержденным. Должен ли самозанятый составлять акт выполненных работ Еще один вопрос, который часто встает перед компаниями: необходимо ли требовать от самозанятого оформления акта на свои услуги или достаточно одного чека? В случае, когда оплата услуг самозанятого производится авансом, то акт, конечно же, необходим. Он зафиксирует факт оказания услуг, и из него будет видно, к какому периоду относятся расходы, а значит, в каком периоде следует отразить стоимость услуг п. А нужно ли оформлять акт в случае постоплаты услуг самозанятого?
Полной ясности в этом вопросе нет. Например, в п. То есть чиновники обозначили акт в качестве дополнительного необязательного документа, и то только в случае оплаты услуг на условиях предоплаты. Однако позже на сайте ФНС России вышла информация о том, что «для налогового учета расходов покупателя например, при наличии предоплаты акт о выполнении работ оказании услуг необходим. Он является документом, подтверждающим факт их исполнения, а также отражает период или дату их оказания» информация ФНС от 26. Мы считаем, что акт лучше оформлять, поскольку формально чек в большей степени является документом, подтверждающим оплату услуг, а не факт их оказания.
Система запоминает их, каждый раз вводить данные не нужно; 4. Нажать «Выдать чек». Передать чек можно разными способами: Отправить по смс или через мессенджеры; Выслать на электронную почту; Дать считать QR-код на чеке; Распечатать и отдать на бумаге.
При оплате наличными сформировать и отправить чек нужно в момент расчета, при безналичной оплате — до 9-го числа следующего месяца. Клиент не может требовать бумажный чек, если уже ему был отправлен электронный. Обычно компании и ИП прописывают в договорах с самозанятыми, что им нужно предоставить чек не позже следующего дня после оплаты. Также они часто прописывают в договоре санкции за непередачу чека, так как рискуют доначислением НДФЛ и взносов, а также не могут включить в налоговые расходы выплату самозанятому. Ошибочно сформированный чек можно аннулировать. После клика по кнопке надо указать причину: «Чек сформирован ошибочно» или «Возврат средств». Налог с суммы, которая была указана в чеке, не взимается. Как платить налоги Сервис сам рассчитывает сумму налога на основании сформированных чеков и присылает уведомление. Информация есть в разделе «Выручка» в части «Мои налоги».
Уведомление приходит до 12 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Уплатить налог необходимо до 28-го числа того же месяца. Например, Иван стал самозанятым в январе. Первое уведомление придет до 12 марта. До 28 марта ему нужно уплатить НПД за февраль и часть января. Следующее уведомление он получит до 12 апреля, а уплатит налог за март до 28 апреля.
Если доход налогоплательщика превысит это значение — нужно уведомить налоговую об утрате права на применение НПД. В этом случае ИП — самозанятый может в течение 20 дней перейти на другие спецрежимы, а физическое лицо — зарегистрировать ИП и выбрать один из них.
Если ИП пропускает срок возможного возврата к специальным режимам, его автоматически переводят на общую систему налогообложения. Подробнее обо всех режимах налогообложения говорили в этой статье Skillbox Media. Добровольно отказаться от работы в качестве самозанятого, если условия применения НПД не нарушены, тоже можно. Но в этом случае ИП не сможет перейти на другой спецрежим раньше начала следующего года. Самозанятость не запрещает физлицу работать по трудовому договору. Но оказывать услуги компании или ИП самозанятый может только в том случае, если не имел с ними трудовых отношений в последние два года. Это значит, что работать в компании по трудовому договору и одновременно оказывать ей услуги не получится.
Плюсы и минусы самозанятости: кому стоит выбрать этот налоговый режим
Далее рассмотрим, какими видами деятельности можно заниматься самозанятым и каких изменений стоит ожидать в 2024 году. ?feature=share. Смотри БЕСПЛАТНО мой вебинар "Как. Важный момент: как самозанятый вы платите налоги только со своего дохода, но при этом не получаете пенсионные баллы, а также не учитывается стаж.
В чём преимущества статуса самозанятого
Достоинства и недостатки режима самозанятости. Государство предоставляет самозанятым гражданам льготы и бонусы, выплачивает субсидии для самозанятых в 2024 году, а также оказывает нефинансовую поддержку. Работать индивидуальным предпринимателем на упрощённой системе налогообложения или с патентом, совмещая с режимом для самозанятых, нельзя. — При низкой налоговой ставке самозанятые получают преимущества перед теми, кто работает без регистрации статуса. Плюсы и минусы самозанятого в 2024 году: разбираем все особенности работы плательщиков НПД максимально подробно.
Все плюсы и минусы самозанятости для граждан в 2023 - 2024 годах
Например, ремонтируют сантехнику и строят дома, делают прически и маникюр на дому, сидят с детьми после школы или сдают жилье посуточно. Они самостоятельно занимают себя: не нанимаются по трудовому договору и не привлекают помощников для своей работы. За нее самозанятые граждане получают вознаграждение — профессиональный доход. Закон о самозанятых. Он ввел режим НПД, установил ставки и правила работы. В нем написано, кто может работать по НПД, что для этого нужно и что может помешать.
Специально читать его не нужно — мы достали из него все самое важное и ниже будем неоднократно на него ссылаться. Зачем нужна самозанятость. Чтобы начать работать официально. С помощью НПД государство легализует граждан с теневыми трудовыми доходами. Им предложили выгодный налоговый режим с небольшими ставками и простую регистрацию.
Самозанятые граждане показывают доход от подработок и бизнеса, платят налоги и не получают штрафы за работу без оформления ст. В каких регионах работает «самозанятость». Во всех регионах России. С начала 2020-го к эксперименту присоединили еще 19 регионов. Обратите внимание НПД — это временный эксперимент.
Он будет работать 10 лет, до конца 2028 года п. Затем самозанятые перейдут на иной налоговый режим. Как работает самозанятость Как работают самозанятые граждане: как понять, какую отчетность сдавать? В какую налоговую ходить? Где регистрироваться и вести деятельность?
Государство упростило основные моменты — никуда ходить и ничего сдавать не нужно. Регистрируетесь онлайн и работаете как раньше. Как контактировать с ФНС. Дистанционно, через приложение « Мой налог ». Его можно скачать на смартфон или пользоваться на сайте налоговой.
Лично ходить в ИФНС за квитанциями и справками не нужно. Как платить налоги по НПД. Тоже дистанционно.
Система налогообложения в виде налога на профессиональный доход предусматривает использование «самозанятыми» гражданами новых информационно—технологических решений, позволяющих налогоплательщикам автоматизировано с использованием мобильного приложения «Мой налог» подключиться к интернет-платформам агрегаторов банки, диспетчерские службы и т. Данные справки являются официальными документами подтверждающими статус налогоплательщика и сведения о полученных доходах. Данные справки можно предоставить по месту требования, например, в банк при оформлении кредита. Информация о новом налоге для самозанятых размещена на сайте www.
Среди очевидных недостатков: Ограничение по срокам применения налогового режима. Действовать он будет до 2028 года включительно п. Будет ли он продлен, пока не известно. Ограничение лимита дохода суммой в 2,4 миллиона рублей п. При превышении лимита гражданину придется переходить на «предпринимательский» режим налогообложения. Если гражданин не сделает этого самостоятельно, налоговый орган переведет его на ОСН автоматически. Запрет на торговлю подакцизными товарами, продукцией, имеющей специальную маркировку. Данный недостаток актуален в связи с тем, что ассортимент маркируемых товаров регулярно расширяется. Наличие специальных санкций ст. Так, за любое нарушение порядка или просрочку передачи данных налогоплательщик будет автоматически оштрафован на сумму в 20 процентов от суммы налога, неуплаченного правильно и своевременно. А если в течение полугода с момента первого нарушения налогоплательщик еще раз нарушит сроки или порядок передачи данных о произведенном расчете, то сумма штрафа будет равна полученному с нарушениями доходу. И минусы, о которых мы уже говорили и которые являются оборотной медалью плюса в виде отсутствия пенсионных и социальных отчислений. Самозанятые приравниваются к неработающим гражданам, поэтому период "самозанятости" не идет в счет трудовой пенсии. Также самозанятый не имеет права на получение больничных выплат.
Самозанятый не обязан отчислять и НДС, если только не ввозит товары в Россию. Если на этот налоговый режим переходит индивидуальный предприниматель, то ему не нужно больше переводить страховые взносы. Важно: самозанятые ничего не платят государству, если не имеют дохода. Нет никаких фиксированных сумм и взносов. Всё просто: заработал деньги — заплатил налоги. Это особенно удобно для сезонных работ. Уплачивать налог можно с банковской карты через приложение «Мой налог». В личном кабинете появится счёт, который нужно оплатить, чтобы погасить налоговую задолженность. Преимущества самозанятости Легко оформить. Не нужно собирать бумажки, чтобы встать на учёт. Достаточно скачать приложение «Мой налог» из AppStore, Google Play или зайти в веб-версию личного кабинета «Мой налог» и зарегистрироваться. Низкая ставка. Можно совмещать с работой по договору и с индивидуальным предпринимательством. Самозанятость может не быть основным источником дохода для работающих в компаниях. А индивидуальные предприниматели могут сохранять этот статус, при этом уплачивая НПД, а не пользуясь УСН или другой системой налогообложения. Никакой отчётности. Не нужно заполнять декларации и вести учётную книгу. Достаточно просто выставлять чеки клиентам или покупателям через приложение. Не нужна онлайн-касса. Для работы по НПД достаточно мобильного приложения. Никаких дополнительных отчислений. Только процент от фактически заработанных средств. Автоматический расчёт. Не нужно сидеть с калькулятором и высчитывать, сколько составит налог за месяц. Сервис налоговой сам посчитает и выставит счёт исходя из чеков за отчётный период. Удобная онлайн-платформа. Составить чек, выставить счёт или уплатить налоги можно через мобильное приложение или его веб-версию. В ней практически всё автоматизировано — достаточно вводить сумму и данные клиента, чтобы получить результат. Можно работать и с юрлицами, и с физлицами. Самозанятость не накладывает ограничений на работу с кем-либо. Нельзя работать только с бывшими работодателями, пока не пройдёт два года с даты увольнения. Поддержка от государства и банков.
Полный гайд по самозанятости в России 2024
Подробно рассказываем о нюансах самозанятости как самого простого способа легализовать своё дело и официально платить налоги. Самозанятость можно совмещать с основной работой: например, работаете в охране посменно и продаете резные деревянные тарелки как самозанятый. субсидии, льготные условия по кредиту и другие варианты помощи плательщикам НПД в России. Преимущества и недостатки самозанятости: есть ли изменения в 2023-2024 году. Самозанятый — это налоговый режим, благодаря которому вы можете стать прямым партнёром , платить меньше налога и получать справки о доходах онлайн. Стать самозанятым ИП с ВТБ просто Преимущества ИП на самозанятости Вас может заинтересовать.
Особенности сотрудничества с самозанятыми в 2023 году
Это приводит к тому, что взаимоотношения между сторонами регулируются не трудовым, а гражданским законодательством. Такая форма договора предоставляет работодателю возможность прекратить трудовые отношения с самозанятыми сотрудниками практически мгновенно, не прибегая к тем же процедурам и ограничениям, которые существуют при увольнении по трудовому договору. Популярные нарушения На сайте Роструда в перечне самых распространенных нарушений прав работников выделяется выполнение обязанностей без оформления трудового договора. Это подчеркивает проблему неоформленных трудовых отношений, которая, как признается в Федеральной службе по труду и занятости, связана с попытками минимизации налогообложения через регистрацию работников в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых, несмотря на фактическое наличие трудовых отношений. Указанная практика, по мнению специалистов, вызывает негативные последствия для работников, поскольку ей присущи: отсутствие трудовых гарантий; работа без страхования, больничных и других льгот, предусмотренных трудовым законодательством. Согласно этим ограничениям, работник не может одновременно быть трудоустроенным у того же самого работодателя по трудовому договору и выступать в роли самозанятого. Кроме того, предусмотрен запрет на расторжение трудового договора с последующим трудоустройством в ту же самую организацию в качестве самозанятого в течение двух лет. Эти ограничения введены для предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей, направленных на минимизацию налоговых обязательств и перехода работников в статус самозанятых.
Вместе с тем организации, заключающие договоры с самозанятыми, подвергаются внимательной проверке со стороны налоговых органов.
При этом в соответствии с ч. Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю заказчику в момент расчета наличными денежными средствами и или с использованием электронных средств платежа.
При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты. В чеке указывается в том числе ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя - покупателя заказчика товаров работ, услуг, имущественных прав в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя заказчика.
Однако данное положение, по нашему мнению, может применяться в отношении покупателей заказчиков , зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ. Как отмечается в п. Следовательно, налоговая база по НПД формируется налоговым органом на основании чеков, передаваемых налогоплательщиком покупателю заказчику в установленном порядке ч.
Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя заказчика. Однако данное положение, по нашему мнению, может применяться в отношении покупателей заказчиков , зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ. Как отмечается в п. Следовательно, налоговая база по НПД формируется налоговым органом на основании чеков, передаваемых налогоплательщиком покупателю заказчику в установленном порядке ч. Что касается оформления расчетов с иностранными организациями, зарегистрированными за пределами РФ, то рекомендуем обращаться за разъяснениями в ИФНС. Подрабатываю репетитором немецкого языка, если стану самозанятым какое у меня будет преимущество? Так как за оказанные услуги Вы будете выдавать чек, это будет Вашим преимуществом по сравнению с теми, кто оказывает услуги как обычное физическое лицо.
С помощью приложения можно сформировать выписку, в которой будет отражен доход плательщика НПД.
Например, продают украшения ручной работы, делают логотипы на заказ и выгуливают собак за деньги. Третьи совмещают — работают по найму и подрабатывают после работы или в выходные.
Например, пять дней в неделю работают бухгалтерами в компании, а на выходных таксуют.