Новости переносное жилище некоторых народов севера

Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,5 до 8,5 метров. Жилище кочевых народов России!

Чум: гениальность в простоте

Дудинка онлайн: городской портал это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.).
Традиционное жилье народов Крайнего Севера стало предметом роскоши У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв.
Переносное жилище у некоторых сибирских народов - сканворд 6 букв имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.
ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. - 6 Букв - Ответ на кроссворд & сканворд Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта.

Переносной домик у народов Севера

Высота около двух метров, диаметр — 3 или 4 метра. Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков. Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкурами. Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок.

Традиционно установкой чума занимаются женщины, хотя сейчас мужчины часто помогают им и тогда сборка чума не занимает больше 30 минут. Коническая форма помогает противостоять метелям и сильным ветрам, а также способствуют тому, чтобы снег скатывался вниз. Первым делом для чума выбирается место, оно должно быть ровное. Зимой присматривают менее продуваемый участок, а летом, наоборот, ищут открытое для ветра место. В центральной части на лист железа устанавливают печку, затем выкладывают доски, которые будут служить полом. Сразу же заносят стол и стелят циновки там, где будут располагаться спальные места. Установка чума, доски для пола и печка - базовые элементы чума Только после этого начинают возводить стены. Сначала устанавливают два основных шеста, которые связывают между собой, а потом и все остальные их обычно от 20 до 50 штук. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.

Основные занятия ненцев — это оленеводство, охота и рыболовный промысел. В зависимости от рода занятий семья выбирает место для сезонного стойбища — высокие берега рек или ягельные пастбища с оленьим мхом. На выбор места для строительства чума влияет и время года: летом место должно быть открытым и хорошо продуваемым, чтобы людям и животным меньше досаждали комары и гнус. Зимой ненцы выбирают лесные поляны, окруженные высоким лесом для защиты от холодных ветров. Зимой чум покрывают нюками — это шкуры северных оленей, плотно сшитые нитками из сухожилий. Летом нюки выбивают, чистят, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы.

С одной стороны, как правило, располагается стол, за которым собираются семьи и гости. Павел Кузьмичев «Чум — это чистая природа, — говорит Марьям. Олени тоже наши, шкуры копим постепенно. Но если переводить в деньги, то себестоимость такого чума примерно 1,2 млн рублей 15 тыс. Сейчас женятся лет в двадцать пять, родители им помогают с чумами», — говорит Анна из другого поселка. Кроме того, на Ямале существует чумовой материнский капитал — после рождения третьего ребенка можно получить комплект для сборки чума. В него входят печка, шесты, доски для пола, шкуры, брезент и нарты. Павел Кузьмичев Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. Жизнь на чемоданах «Мы кочевники, и на каких-то пастбищах мы стоим неделю, на других — месяц-два, на третьих — день. Вот зимой мы стоим по четыре месяца, с января по апрель», — говорит Николай из Приуральского района. Павел Кузьмичев Перекочевку называют «кастлание». Все маршруты не меняются веками: бригады ходят по следам своих предков, которые остаются в тундре.

Значение слова «яранга»

Национальное жилище — ЧУМ - Музей истории и этнографии города Югорска Для того чтобы существовать в комфортных условиях даже в суровом климате севера Сибири, местные коренные народы изобрели несколько тысячелетий назад особый тип жилища — чум.
Чум: гениальность в простоте Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов.
Традиционные жилища народов российской Арктики имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга).

Чум - традиционное жилище коми-оленеводов

В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. У оленеводов тундры служил постоянным, в тайге – временным или сезонным жилищем. Ответ на вопрос "Переносной домик у народов Севера ", 6 (шесть) букв: яранга. ЧУМ — ЧУМ — переносное жилище народов Севера России. переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь. констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример.

Аннотация к презентации

  • Чум: гениальность в простоте
  • Жилища народов Севера появились в глубокой древности, но существуют и сейчас
  • Дома народов Крайнего Севера. Чум. Яранга. Иглу | Факты - YouTube
  • Жизнь в чуме, или Традиционные дома народов Севера

Чум: гениальность в простоте

Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. Переносной домик у народов Севера. Переносное жилище в Сибири. Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях.

Жизнь в чуме, или Традиционные дома народов Севера

Несколько выступая за плоскость стены, имели круглую, полукруглую, прямоугольную, многоугольную и другие формы, с поперечником до 20 м, высотой иногда в 1,5—2 раза выше стен. Башни предназначались для наблюдения, обеспечения продольного обстрела крепостной стены, подступов к ним и защиты ворот, служили укрытием для войск и опорным пунктом обороны. С развитием артиллерии башни стали заменяться бастионами. Избушка Бабы Яги макет из фанеры Баба-Яга со своей избушкой уникальный персонаж, пришедший прямо из славянского фольклора. Избушка Бабы-Яги выглядит как маленькое, шестиугольное жилище с соломенной крышей. На крыше торчит шаткая дымовая труба.

Издали избушку можно принять за стоящую на ходулях, но вблизи становится ясно, что это — гигантские курьи ножки. Имеется одна дверь и два окошка. Избушка почти всегда пребывает в глубоких лесах, окруженная частоколом. Избушка редко стоит спокойно — часто она кружится и подпрыгивает, приседает, раскачивается из стороны в сторону, или вертится, оглядываясь по сторонам. Не менее удивительны, чем их хозяйка, были и волшебные предметы Бабы-Яги.

Говорят, что она летала по небу в железной ступе, управляя пестиком. Некоторые говорили, что гром — это, на самом деле, грохот ее ступы и пестика во время полета. С собой у нее всегда была огромная палица, которая могла обращать людей в камень. Однако нет никаких сомнений, что величайшим сокровищем была ее Избушка. Замки на Руси — укрепленное жилище феодалов Одним из редких примеров русского замка являлся замок Владимира Мономаха.

Многочисленные укреплённые монастыри не являлись замками как таковыми — это были крепости. Они были тесно связанны с городом, вмещали не только оборонительные сооружения, но также культовые и жилые здания. На русской земле обязательным признаком города было ограждение вокруг него либо в виде тына, либо в виде стены, деревянной или каменной. Составные элементы замка: Круглый насыпной холм из земли с высотой насыпи от 5 до 10 метров. На вершине возводилась деревянная, а позднее каменная, оборонительная башня, окруженная палисадом.

Вокруг холма шёл заполненный водой или сухой ров, из земли которого и формировали насыпь. Доступ в башню осуществлялся через перекидной деревянный мост и устроенную на склоне холма лестницу. Большой внутренний двор площадью, примыкающий к холму, разнообразные жилые и хозяйственные постройки — жилища хозяина замка и его воинов, конюшни, кузницу, склады, кухню — внутри него.

А тут все просто. Яранга отлично защищает от ветра, осадков и других факторов внешней среды. Но ее саму никто никогда специально не протапливает. Для жизни как раз и используется полог. Полог представляет собой квадратное меховое сооружение чуть в стороне от центра яранги в центре яранги очаг , размером метра полтора на два и на метр в высоту. Внутри полога может гореть малюсенький жирник, фитиль, свеча или нечто подобное.

И в этом пологе будет жарко в любой мороз снаружи яранги. По факту, в пологе спят, раздевшись догола. Все дело в оленьих шкурах, волоски меха которых внутри полые и придуманы природой таким образом, чтобы прекрасно сохранять тепло. Так что для хозяйственно-бытовых нужд используется внутренняя часть яранги, а для сна, отдыха и … секса в том числе, используется этот самый полог, где никто не рискует ничего себе отморозить, какая бы погода снаружи ни была.

В переводе с ненецкого слово «чум» означает «очаг». Только женщина могла прикасаться к очагу в чуме, собирать и колоть дрова. Она разжигала огонь, говорила с ним, гадала по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Костер разводили внутри чума на земле или на снегу.

Строительство чума тоже было женской работой, отсюда народная присказка: «Неженатый ненец, даже имеющий достаточное количество оленей, но ни одной женщины в семье, не может кочевать, так как некому поставить чум». Чум прост в конструкции и хорошо приспособлен для кочевого образа жизни.

Мех могли подстригать, чтобы в него не забивался снег.

Внутренние шкуры женщины выколачивали ежедневно. При бережном обращении верхнее покрытие служило лет 20, нижнее — 5. На чум средних размеров требовалось порядка 20 шкур.

При переезде их брали с собой, оставляя остов на месте. Но там, где леса было мало, жилище перевозили полностью. Постройка эта на первый взгляд очень проста, но настолько же она и «умна».

После розжига очага, который традиционно располагался в центре дома, дым и тепло по стенкам поднимались вверх, до дымового отверстия. Там создавалась зона повышенного давления, и холодный воздух не мог проникнуть внутрь. Летом такая «пробка» защищала от насекомых.

Дождь и снег скатывались с крутых стенок чума, поэтому покрытия не промокали. Всевозможные шалаши тоже напоминали чумы, правда, конструкция иных делала их более похожими на небольшие стационарные домики. У орочей, нанайцев и удэгейцев шалаш напоминал двускатную крышу, поставленную прямо на землю.

Сверху ее покрывали еловой корой и берестой, боковые стены закладывали землей. Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке. Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными.

Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле. Зачем солить юрту-часы?

Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу. Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти.

Решетки были подвижными, что позволяло растягивать их или сдвигать, регулируя высоту постройки. Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса. Ее образовывали жерди из гибких пород дерева, одним концом воткнутые в решетки, а другим — в специальный круг диаметром до 1 м.

Получившееся сверху отверстие служило источником света и дымоходом. Снаружи юрту покрывали войлоком, не пропускавшим дождь, ветер и холод.

Традиционные жилища народов российской Арктики

Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. переносное жилище у народов севера — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей.

Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал!

На потолок накладывают сухой травы, на пол — кустарник, а на него шкуры оленя. Пологов ставят столько, сколько семей живет в яранге, обычно около 1-3. В остальном пространстве хранится запас еды — туши моржей, нерп, а также разводится костер для приготовления еды, и это пространство холодное — уличной температуры, разве что ветра нет. Этот балок используется как перевалочная база оленеводов. А сами оленеводы, ночуют уже в меховых палатках из выделанных зимних шкур оленя. Палатки просторные, в них можно стоять даже взрослому человеку, там может поместится семья из несколько человек.

Также симзы поддерживает печную трубу, достигающую отверстия, образованного на вершине конструкции. На нем устанавливаются еще два поперечных шеста, а между ними закрепляют металлическую перемычку с крючком, на котором будет висеть котел. В последние же годы симзы стали местом, на которых можно увидеть телевизоры и места для установки компьютеров. Рядом с печкой установлен священный шест, за которым могут жить и находится лишь мужчины. Затем готовый остов чума покрывают шкурами, точнее сказать, подготовленными по особым правилам нюками покрышками или покрытием. На один чум требуется до 80 «покрышек», на которые уходит около 60 шкур оленей. Они укладываются в 2 слоя, чтобы в самую стужу обитатели могли спокойно жить, не заботясь о дополнительном обогреве кроме тепла от печки-буржуйки. Летом же остов чума покрывают брезентом или специальным покрытием из геотекстиля, в былые же времена эту роль выполняла береста. Кстати сказать, у каждого народа в технологии сборки чумов имеются свои особенности, но основная конструкция остается прежней и если следовать правилам, то время сборки много времени не заберет, что особенно важно в период зимней стужи и надвигающейся метели. Внутренняя «планировка» чума Нехитрая обстановка чума, где каждый знает свое место. Фото: clubstrannik. На чумовых хозяйках держится весь быт и благоустройство чума и семьи. По понятным причинам, внутреннее пространство чума можно лишь условно зонировать, ведь в нем нет не то, что стен или перегородок, даже габаритная мебель отсутствует. И это при всем при том, что один чум может быть рассчитан на проживание двух семей, за членами которых закреплены строго отведенные места. При распределении зон мужчинам отведены главные и самые удобные места. Прямо напротив входа находится синя, та самая мужская половина жилища, где не только они спят, но и хранятся их инструменты, оружие и вещи. Центр чума занимает очаг, рядом с которым устанавливаются невысокие обеденные столы для каждой из семей, а ближе к выходу отведены спальные места для детей и женщин, у которых помимо циновок имеются и небольшие короба, где спрятаны принадлежности для рукоделия. Вещи же и спальные принадлежности хранятся в специальных мешках, которые легко собирать и перемещать во время переездов. Кстати, больше всего работы при переездах оказывается у женщин чумработницы или чумхозяйки, у которых работы не меньше чем у мужчин, но ни трудового стажа, ни зарплаты ждать не приходится , им нужно подготовить всю посуду и кухонную утварь, упаковать каждый предмет и продукты в специальные короба, собрать все вещи и приготовить сухой паек на несколько дней для путешествий всей семьи. После разборки конструкции правильно сложить нюки, чтобы во время монтажа не допустить ошибки и не затянуть время сборки.

Но поднимаются они не по вертикали, а по наклонной, вдоль стенок чума. Достигнув высоты роста человека, дым повисает до тех пор, пока горит очаг. Дым служит своеобразной «пробкой», не позволяющей проникать с улицы и из чумового отверстия холодному воздуху. Хорошо сохраняют тепло и двойные, меховые покрышки, создающие эффект «термоса» оболочка в оболочке. Для уменьшения объема и веса олений волос на внутренних нюках подстригают, оставляя лишь третью часть его длины. Подстриженные внутренние нюки не обмерзают. При продолжительных стоянках в зимний период в мех забивается снег, поэтому каждое утро хозяйка чума специальной палкой в виде сабли выбивает нюки на доступной высоте. Она строго следит за постоянством температуры нюка с его внутренней стороны и никогда не разведет чрезмерно большой огонь в очаге. Подпись к фото в процессе Спальные полога, днем собранные и привязанные к шестам чума, на ночь распускаются. Они делят внутреннее пространство чума на отдельные зоны — «комнатки». Несмотря на то, что шьются полога из обыкновенного ситца, они в значительной степени способствуют сохранению тепла зимой и защищают от гнуса летом. Во время сна тундровики укрываются часто с головой ягушкой распашного кроя женской шубой , используемой в качестве одеяла. В сильные морозы используют кукуль — меховой спальный мешок. Путем создания «оболочки в оболочке», без дополнительного источника тепла можно значительно, почти в два раза, повысить температуру. Снятие внешнего нюка ея. Ямал, 2017 Чум — главный признак жизни в тундре. Лаконичный силуэт чума органично вписывается в окружающую среду. Коническая форма для тундры своя, «родная» горы, сопки. Ненецкая загадка «Посередине тундры остроконечная куча, покрытая шкурами» отгадка — чум точно описывает эту особую примету жилища кочевников. Коническая форма придает жилищу исключительную устойчивость: воздушные потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру, поэтому при сильных ветрах чум никогда не опрокидывается, а лишь сильнее прижимается к земле. Чум-конус отражает возможные внешние воздействия в виде ветра, снега, попыток сдвинуть его с места или перевернуть. Еще одна ценность конической формы чума — он никогда не заносится снегом. С крутой и гладкой поверхности конусообразного чума легко скатывается снег, поэтому его можно очистить, не снимая покрышек, постучав по стенкам специальной колотушкой-янгач. Чум имеет сходство с живым организмом. Верхушка чума соответствует понятию головы — и не только по своему верхнему расположению, но и по функции. Она представляет собой узел, который держит все шесты и весь каркас. Верхние концы шестов образуют пучок сцепления, в котором сходятся и перераспределяются силовые импульсы. Особую нагрузку несут опорные шесты макода и священный шест сымзы, на который завязан второй важный узел чума — очажный. На шесте сымзы держится надочажное устройство, по нему в верхнее окно макода си идет дым «из дома в небо». Шест сымзы раньше отмечался семью вырезанными личинами, а в чуме шамана венчался фигурой мифической птицы Минлей. Священный шест вместе с очагом не разделяет пространство чума на священное и обыденное, а объединяет его, играя роль своего рода позвоночника. Сходство чума с живым организмом вызывают его наружные и внутренние покрышки, сшитые из оленьих шкур каждая из 15-20 , придающие ему облик существа в огромной оленьей шкуре. Подобие усиливается его «живой температурой» — собственным внутренним микроклиматом. Всё и все находящиеся внутри чума называются мяд-тер содержимое чума, обитатели чума. В этом смысле люди и вещи относятся к одному разряду существ, объединенных общим качеством — местонахождение в чуме. Можно сказать, что чум обладает собственной душой. Центром жилища являлся очаг костер, печь-буржуйка. Если от очага провести линию через си за пределы чума, то она выйдет на священную нарту хэхэ-хан, если линию провести в обратную сторону через нё вход , она укажет на «грязную» нарту сябу. По старому обычаю, здесь хранятся культовые предметы, некоторые мужские вещи пояс с медвежьими клыками, инструменты , а также светильник обычно керосиновая лампа , часы, радиоприемник. Сегодня в синекуе располагаются телевизоры компьютеры, зарядные устройства для гаджетов. В старину женщинам запрещалось обходить очаг, т. Здесь обрабатывают шкуры и шьют одежду, хранят свои вещи хозяйка и взрослые дочери, сушат дрова для очага.

Мочалкой из тонких древесных стружек вытирали руки после еды, сметали остатки пищи с блюда. Посуду хранили в ящичке. Иглу У канадских эскимосов зимнее жилище часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота около двух метров, диаметр — 3 или 4 метра. Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий