Новости Китая, 18 апреля: новые банки отказывают в платежах, «Формула-1» в Шанхае, Индия обогнала Китай по числу жителей. Китай намерен в ближайшее время решить территориальный вопрос с Индией и нормализовать обстановку на линии фактического контроля, передает со ссылкой на Nikkei Asia.
Китай и Индия обязались поддерживать мир на спорных приграничных территориях
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть Россия не ощутила санкционного давления Запада из-за поддержки со стороны Китая и Индии. Ранее глава немецкого химического предприятия Leuchtstoffwerk Breitungen Вольфганг Айзенберг назвал бесполезными санкции против России из-за того, что Индия и Китай не присоединились к ограничениям, передает «Национальная служба новостей».
С Алжиром и Египтом история сложнее. Здесь многое завязано на Китай. Итого — для РФ от новых стран пользы не так уж и много, сильно на экономику это не повлияет. Теперь по нынешним участникам. Китай активно и открыто инвестирует в Африку, которая еще несколько лет назад условно делилась Россией и США. Китай укрепляет влияние в Африке, причем в ее экономических центрах. Смотрим шире: вроде бы Китай — это ближайший союзник в геополитической борьбе, но экономической поддержки, кроме как на словах, оттуда не так уж и много. Транзакции замораживаются, китайские банки напрягаются из-за санкций банков российских, часть товарооборота, в том числе технологической продукции — от чипов до станков и технологий, которая сейчас важнее остального, сильно заторможена. Индия открыто продает российскую нефть с хорошим наваром, красиво обходя санкции и ограничения. При этом сильного развития обратной связи тоже не видно, если не считать единичных кейсов с ритейлерами. Бразилия характеризуется одним эпизодом — Дилма Русеф, которая пользовалась серьезной поддержкой России в период президентства и во многом благодаря этому получившая пост главы НБР, категорично открестилась от инвестиций банка в экономику РФ. Выходит, вроде везде «мои кореша». Но есть ощущение, что «кореша» могут подвести в самый неподходящий момент.
В 1967 году во вновь вспыхнувшем конфликте перевес уже был на стороне Индии. Блэйк Флитвуд: «Индия пытается самоутвердиться в качестве соперника Китая в сфере технологий и в ходе столкновений на границе. А Китай хочет править Азией единолично. Так что их противостояние было неизбежно. Что касается Байдена — он просто пытается воспользоваться этим разделением и перетянуть одеяло на себя» На этой неделе Джо Байден снова дал понять, что от своих слов не отказывается и по-прежнему считает Си Цзиньпина «диктатором». По мнению профессора Стэндфордского Университета Джорджа Ку, объявляя на весь мир битву «демократии с автократиями», Байден не понимают, что эта конструкция слишком черно-белая в мире серых тонов. И когда очень надо, команда американского президента может поступиться своими принципами, принимая политика, которого по западным меркам вполне можно считать авторитарным политиком. Джордж Ку, профессор Стэнфордского университета, член Тихоокеанского совета по международной политике: «Каждый раз, когда президент облекает свою внешнюю политику в язык ценностей, любая уступка геополитической реальности неизбежно вызывает крики лицемерия. Госдепартамент готов все простить, даже когда из Индии приходят сообщения о притеснениях мусульман или христиан». Но готовы на все закрыть глаза, лишь бы убедить индийцев отказаться от традиционного сотрудничества с Москвой. Джордж Ку: «Проблема в том, что у России много нефти, а страна находится под санкциями, она не может продавать нефть кому-то еще. Так что нефть продают Индии по сниженным ценам. И пока Россия будет продавать Индии нефть по сниженным ценам, никакие действия США не заставят эти страны прекратить торговые отношения». Весь мир сейчас словно одна большая игра.
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.
Алексей Куприянов: Отношения Индии и Китая обострились
Бывший командир индийской армии Депендра Сингх Худа, однако, называет ситуацию на границе «рискованной». Обе стороны будут агрессивно патрулировать спорную границу. Любой маленький инцидент может выйти из-под контроля и привести к непредвиденным последствиям», — рассказал он. Эксперты отмечают, что наращивание военной мощи в Ладакхе также может означать смену геополитических приоритетов Индии: в Нью-Дели начинают понимать, что в будущем их главным стратегическим вызовом может оказаться именно Китай, а не Пакистан.
Для Китая партнерство с Нью-Дели не так значимо.
Однако сотрудничеством Пекин дорожит. С тех пор регулярно проводятся встречи между двумя странами. Поскольку на общей границе между странами регулярно возникают конфликты. Иногда дело доходит до кровопролития.
Так было в 1962, 1967, 1987 и 2020 годах. Главными точками конфликта являются выяснение территориальной принадлежности области Аксайчин и штата Аруначал-Прадеш. В 1914 году, в период колониальной Британской Индии, эти регионы были «подарены» англичанам государством Тибет. После освобождения Индии обе области вошли в состав молодой страны.
Китай договор не признает, поскольку никогда не считал Тибет независимой страной. Это часть Китая. В первую половину XX века спорить с соседями сил у китайцев не было. Однако в 1962 году Мао Цзэдун забрал Аксайчин силой.
Штат Аруначал-Прадеш остался за Индией. Рядом ещё и Пакистан с собственным территориальным спором сразу с обеими странами! Почему области так желанны? Никаких полезных ископаемых тут нет.
Аксайчин — это вообще горная пустошь.
В случае с плато Доклам Китай применил ту же схему. Однако, как говорится, «нашла коса на камень»: Бутан обратился к Индии, и Индия отреагировала очень резко — ввела свои войска, пусть и невооружённые, на спорную территорию. В свою очередь в Китае действия Индии также вызвали бурную реакцию, поскольку он считает эту территорию своей. Так, в редакционной статье китайской газеты Global Times говорится о том, что Индия своими действиями на Сиккимском участке индийско-китайской границы подталкивает ситуацию к войне, в которой у неё нет шансов на победу. Но с другой стороны Индия заявляет, что Китай нарушил соглашение о статус-кво. То есть если бы китайцы ничего не делали на этой территории, то можно было бы вести переговоры, но поскольку они строят там дорогу, то де-факто они эту территорию осваивают, что меняет статус-кво в их пользу, — пояснил Лукин.
Вопрос в том, зачем в этот пограничный спор вмешалась Индия? А это было бы большим ударом по престижу Индии», — сказал в заключение Александр Лукин.
Реализации этих задач призвана способствовать объявленная в 2014 году Н. Моди программа «Делай в Индии» Make in India. Кроме того, развитие торговли между Индией и Китаем сталкивается со многими другими преградами, включая языковой барьер, ограничения на перемещение рабочей силы и повышенные визовые требования. К коренным проблемам повышения качества двусторонних экономических отношений китайские эксперты относят так называемых трех «внутренних демонов» индийской политической элиты иньду чжэнцэ цзинин дэ «синь мо» : внешнеполитическое позиционирование Китая в качестве стратегического конкурента чжаньлюэ цзинчжэнчжэ ; неверная оценка и преувеличение роли торгового дефицита в качестве неизбежного «проигрыша» индийской стороны; неверное предположение, что в укреплении торгово-экономического и стратегического сотрудничества с США для подавления Китая Индия сможет заменить Пекин в качестве главной «фабрики мира» шицзе гунчан.
Наметившаяся в последнее время тенденция на перенос части производства международных предприятий из Китая в Индию, обусловленная длительными ограничениями вследствие локдауна и усиливающимися трениями в американо-китайской «торговой войне», хотя и носит пока ограниченный характер, в перспективе может способствовать развитию внутреннего индийского производства и сказаться на снижении торгового дефицита с Китаем. Так или иначе, Р. Раджагопалан подчеркивает, что в целом торговое сотрудничество - это одна из тех немногих областей, где отношения Китая и Индии продвигаются вперед, несмотря на растущий дефицит двусторонней торговли. Отмечается также и значительный потенциал роста в таких секторах, как фармацевтика, информационные технологии и инфраструктура. Хотя Индия и Китай прибегают к определенным протекционистским мерам, рыночные силы и экономическая выгода часто перевешивают, что позволяет, например, китайским компаниям в сотрудничестве с местным бизнесом участвовать в инфраструктурных проектах на территории Индии, а также усиливать присутствие в некоторых секторах индийской экономики, включая энергетику. Взаимодействие в рамках многосторонних механизмов в сфере экономики и устойчивого развития Заинтересованность Китая и Индии в углублении экономического сотрудничества особенно заметна на уровне взаимодействия в рамках международных многосторонних площадок, включая АБИИ и НБР.
Так, Индия является одним из крупнейших заемщиков, привлекая средства на цели развития и для обновления инфраструктуры. Выделение финансирования, например в рамках АБИИ, не представляется возможным без поддержки Китая, который является крупнейшим держателем голосующих акций. НБР был создан в 2014 году, а уже в 2015 году первым в истории президентом банка был назначен крупный индийский предприниматель, председатель «Infosys Limited» вторая по величине индийская ИТ-компания Кундапур Ваман Камат. В 2016 году, когда банк впервые начал осуществлять операции по финансированию проектов национального и инфраструктурного развития, Индия из всех пяти членов получила наибольший объем финансирования в размере 500 млн долларов19. По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20. Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития.
Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату. В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников. Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата. Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год. Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой.
Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан». Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной. Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта. Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая. В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22.
Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год. Вследствие негативных экономических последствий от пандемии Covid-19 в 2020-2021 годах объемы инвестиций упали еще больше - до 200 млн долларов, что стало самым низким уровнем за последние несколько лет23. Усиление контроля за китайским капиталом в Индии продолжилось и в 2022 году, когда правительство страны инициировало дисциплинарные разбирательства против более чем 400 руководителей финансово-бухгалтерских и правовых подразделений фирм за их предполагаемую роль в регистрации подставных китайских компаний в обход существующих норм. Тогда же многие китайские компании в сферах телекоммуникации, финансовых технологий и производства, работающие в Индии, подверглись проверкам налоговых органов по обвинениям в уклонении от уплаты налогов. Кроме того, китайские компании, якобы находящиеся в Индии для уклонения от уплаты налогов, обвинялись в сборе личных данных индийских пользователей для последующей передачи их властям КНР. Начиная с 2020 года Индия также продолжает расширять «черный список» китайских приложений, которые попадают под блокировку на территории страны: с первоначальных 59 из них, включая «TikTok» от компании «ByteDance» и некоторые программы «Tencent», ограничения коснулись более чем 300 подобных приложений в 2022 году25, а в 2023 году к ним было добавлено еще 232 программы и веб-сайта26.
Необходимо отметить, что, хотя различные ограничения и могут восприниматься как попытка снизить влияние китайского капитала особенно после инцидента 2020 г. Так, согласно Индексу экономической свободы за 2023 год, Индия находится на 131-м месте в мире и 27-м среди 39 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это связано со многими факторами, включая не очень привлекательный инвестиционный климат, а также большое количество формальных и неформальных барьеров. Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний. Так как инвестиционное сотрудничество значительно зависит от политической конъюнктуры, решением сложившейся проблемы пассивных темпов роста взаимных инвестиций может стать лишь улучшение общего климата двусторонних отношений. В случае эффективного развития существующих механизмов координации по пограничным вопросам, налаживания более доверительного политического сотрудничества и преодоления опасений индийской стороны по отношению к китайскому капиталу, а также большей открытости китайских компаний к сотрудничеству с индийскими контрагентами может последовать и улучшение инвестиционного взаимодействия в целом.
Проблема отрицательного торгового баланса Индии Нью-Дели испытывает настолько серьезные опасения по поводу увеличения экономической зависимости от Китая, что даже на официальном уровне власти относят их к основным рискам для экономики страны. Китай и Индия неоднократно подходили к проблеме растущего дефицита торгового баланса и даже предпринимали ряд шагов к взаимной либерализации торговли.
Индия - новый Китай?
Ключевые слова: Китай, Индия, китайско-индийские отношения, международные отношения, Азиатско-тихоокеанский регион, внешняя политика. Компания Apple столкнулась с непредвиденными трудностями при переносе производства своих устройств из Китая в Индию. Компания Apple столкнулась с непредвиденными трудностями при переносе производства своих устройств из Китая в Индию.
Китай и Индия помирились только на словах
Индийские и китайские военные столкнулись вдоль линии контроля в округе Таванг на западе штата Аруначал-Прадеш, пишет India Today со ссылкой на источники. Если Россия пожертвует отношениями с Индией ради сохранения мира с Китаем, то это резко усилит роль США и Японии в индийско-китайских делах. Индии и Китаю необходимо срочно урегулировать приграничные вопросы и преодолеть период "ненормального состояния" двусторонних отношений. цитирует издание заместителя министра иностранных дел Индии. «Если США всегда будут рассматривать Китай как своего главного соперника, китайско-американские отношения будут непростыми и полными проблем».
Китай намерен решить территориальный вопрос с Индией
Как вы оцениваете их итоги? Упор был сделан на дружбу, сотрудничество и борьбу с терроризмом, что крайне важно в существующих обстоятельствах, когда международные отношения могут легко пострадать от действий негосударственных субъектов. Похожую позицию озвучили и на встрече министров обороны. В дополнение к этому министр иностранных дел индии Сушма Сварадж сделала упор на противодействие протекционизму в торговле.
В мире стремительно возникают все новые барьеры, ограничивающие глобализацию, и этому необходимо давать отпор во всех формах. С внедрением новых технологий ожидалось, что будет найден лучший подход к негосударственным субъектам и терроризму. Однако сегодня технологии все больше используются и для широкомасштабных террористических атак, и для экономических преступлений.
Некоторые страны используют терроризм как инструмент международной политики, чтобы навредить другим государствам. Необходим детальный анализ сложившейся ситуации для того, чтобы найти общую позицию по существующим вызовам среди государств-членов ШОС. Каковы ваши ожидания от этого события?
Индия, судя по заявлениям, сделанным на международных форумах, поднимет вопрос спонсируемого государствами терроризма — к неудовольствию Пакистана и Китая. Пекин сделает упор на экономическом сотрудничестве и противодействии торговым барьерам, учитывая его положение в торговой войне с США. Россия же, скорее всего сделает акцент на необходимости более стабильного мирового порядка, принимая во внимание кибервойны, а также последствия действий негосударственных субъектов для международных отношений.
Все эти вопросы важны для стран ШОС, но будет ли по ним достигнуто соглашение, станет ясно в июне. Еще одним острым вопросом для Индии могут стать энергокоридоры, особенно Китайско-пакистанский экономический коридор. Китай уже пригласил Афганистан присоединиться к расширенному проекту, но Индия всячески протестует против его осуществления, поскольку он нарушает ее суверенитет.
Официальный ответ из Афганистана на предложение Пекина пока не поступил.
Кстати, Пекин собрался продвигать взаиморасчеты со странами БРИКС в национальных валютах по мере роста реальных потребностей компаний. Некоторые из них подали официальные заявки, в том числе Алжир, Бангладеш, Египет и Эфиопия. Иные заявления об этом он назвал неправдой: "Члены БРИКС проводят внутреннее обсуждение руководящих принципов, стандартов, критериев и процедур для процесса расширения БРИКС на основе всесторонних консультаций и консенсуса".
Он заявил, что обсуждение проекта формулировки, который должен быть подписан лидерами G20 в Нью-Дели, "было очень трудными переговорами". Чиновник сожалеет, что проблема в том, что Россия и Китай отказались вернуть формулировку, которую использовали на Бали. Согласно информации Bloomberg, страны "Большой двадцатки" позднее договорились о едином коммюнике относительно спецоперации России. Издание объясняет, что даже Китай, который ранее подчёркнуто сохранял политику нейтралитета относительно вооружённого противостояния, теперь занимает "более мягкую" позицию относительно кризиса. При этом деталей этой мягкости СМИ не приводит. Но ожидается, что позиция КНР по данному вопросу в 2023 году будет ближе к западной, чем в 2022-м, когда она была подчёркнуто нейтральной.
Затем стороны отвели военных. Линия фактического контроля — условная демаркационная линия на приграничной территории, которую оспаривают Индия и Китай в Южном Тибете. В частности, Индия претендует на регион Аксайчин, который является частью Тибетского нагорья и находится под контролем Пекина. Китайские претензии в свою очередь касаются территории Аруначал-Прадеш, которую контролирует Нью-Дели. Тогда после объявления Тибетом независимости его граница с Британской Индией была отодвинута в пользу последней. Пекин такое решение не признал и после того, как в 1951 году взял Тибет под свой контроль, стал выражать территориальные претензии на эту территорию.
Tencent: Путин не стерпел демарша Индии, Моди поплатился за шантаж России
После этого «черной датой» в отношениях Индии и Китая, отбросившей их на многие годы назад, стало 15 июня 2020 года, когда в ходе пограничного инцидента в Ладакхе в труднодоступной горной местности были убиты 20 индийских военнослужащих. Интерфакс: Командование Китая и Индии по итогам 19-го раунда переговоров, прошедших 14 и 15 августа, пообещали сохранять мир и спокойствие на Линии фактического контроля (ЛАК) между странами, сообщает сайт Минобороны КНР. Если Россия пожертвует отношениями с Индией ради сохранения мира с Китаем, то это резко усилит роль США и Японии в индийско-китайских делах.
Tencent: Путин не стерпел демарша Индии, Моди поплатился за шантаж России
Чиновник сожалеет, что проблема в том, что Россия и Китай отказались вернуть формулировку, которую использовали на Бали. Согласно информации Bloomberg, страны "Большой двадцатки" позднее договорились о едином коммюнике относительно спецоперации России. Издание объясняет, что даже Китай, который ранее подчёркнуто сохранял политику нейтралитета относительно вооружённого противостояния, теперь занимает "более мягкую" позицию относительно кризиса. При этом деталей этой мягкости СМИ не приводит. Но ожидается, что позиция КНР по данному вопросу в 2023 году будет ближе к западной, чем в 2022-м, когда она была подчёркнуто нейтральной. Стоит учесть, что на встречах представителей G20 в феврале, июле и августе итоговые заявления не были согласованы из-за разногласий в позициях по конфликту на Украине.
Силою вещей. Неуклонно, неизбежно, без ограничителей по степени деградации, независимо от чьей бы то ни было персональной воли на любой из сторон.
Глубина взаимных экономических связей непреодолимым аргументом "против" не является: перед Первой мировой десятилетиями было практически общепринято, что большая война в Европе невозможна, потому что разорительный разрыв тех же самых связей перевесит любую возможную выгоду для победителя. Вполне рациональное в известном смысле соображение не помешало никому и никак, потому что этой рациональности не оставили шансов мотивы абсолютно того же экзистенциального порядка, что во весь рост работают и сейчас. Что с этой перспективы нам? Нам она безусловно на руку: иного, чем обратный, эффекта от американского давления как текущего, так и любого возможного впредь на китайские отношения с нами быть не может и не будет. Не только потому, что стратегически в их противостоянии как позиция России, так и мощь России для Китая важны одинаково жизненно. Еще и потому, что тактически давать слабину под давлением для Китая проигрышно: пойти на уступки под угрозой данных последствий в одном означало бы расписаться в согласии жертвовать чем угодно другим, лишь бы не получить тех же самых последствий - теория шантажа, старая как мир, но от этого не менее актуальная. Тем более если давление совершается в такой подчеркнуто похабной форме, как сейчас, и против адресата, как, наверное, больше никто на глобусе чувствительного к форме.
В общем, я с нетерпением жду, когда американцы начнут переходить от слов к делам если, конечно, на это таки хватит слабоумия и отваги. Важность и этой контрольной точки, и следствий из нее, которые обещают стать довольно форсированными, переоценить ни с какой точки зрения невозможно. Отдельный - скорее эстетический - интерес представляет вопрос, решатся ли американцы на этот раунд эскалации еще до пекинского визита Верховного, который стоит ждать в самом скором времени после инаугурации. Командующие тихоокеанским флотом США умоляют ускорить поставку вооружений Тайваню - они ожидают начала большой войны в течение 3 лет. Правда, вот незадача - американский ВПК с этим справиться не может. Тайвань до сих пор не получил оружие из США по контрактам на 19 миллиардов долларов, заключённым ещё с 2019. Артиллерию, стингеры, многочисленные ракеты перенаправили Украине.
На производство новых нужны годы, в связи с острым кризисом в американском ВПК. В новом пакете траншей Тайваню предоставят ещё оружия на 3 миллиарда долларов. Но поставят его не ближе к 2030-м годам. Пока же остаётся сидеть на сухом пайке. И ждать своей очереди - в то время как Пентагон разрывается между Украиной и Ближним Востоком. Но заговорили о перспективах войны сразу после провального турне Блинкена. Если в 2016 Демпартия объясняла своё поражение кознями русских хакеров, то теперь им на смену придут китайцы.
Логики здесь искать не стоит - ведь Трамп не любит Китай ещё сильнее, чем Байден.
Си Цзиньпин отметил, что это отвечает интересам обеих сторон и положительно отразится на глобальном и региональном мире, стабильности и развитии. Столкновения китайских и индийских военных на взаимной границе в горной области Ладакх происходят периодически, порой приводя к жертвам с обеих сторон. В район стянуты войсковые подразделения обеих стран, в том числе артиллерийские, танковые и авиационные соединения.
Зависимость Москвы от желания Пекина закупать ее энергоносители и природные ресурсы превращает ее в «вассала» или «колонию» Китая, на что указал экономист Леонид Пайдиев. С одной стороны, Россия знает, что не справится без Китая, потому что в этом случае она останется совершенно одна на международной арене. С другой стороны, она боится стать вассальным государством. И чтобы избежать этой дилеммы, Москва обращается к Индии. Отчасти повторив мысль Вана И, которую тот озвучил на встрече с Путиным, министр иностранных дел России Сергей Лавров во время январской пресс-конференции назвал Индию одной из стран, участвующих в «объективном и неостановимом процессе» «формирования многополярного мира». Лавров также включил в этот список Китай, Турцию, Египет, страны Персидского залива и Латинской Америки, чтобы дать Западу четкое представление о государствах, которым Россия отдает приоритет в своем стремлении ослабить глобальное влияние Соединенных Штатов.
В феврале пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что мир уже начал «долгий и болезненный» переход к многополярности. Стремительное увеличение численности населения Индии, рост ВВП и интереса к технологическому сектору в стране делают её наиболее перспективным партнером России среди перечисленных выше регионов. Но одним из важнейших факторов для Москвы является то, что Индия соперничает с Китаем. Это может показаться нелогичным, но на самом деле именно это позволит России отчасти избавиться от статуса младшего партнера в отношениях с Китаем. К примеру, инициативы Москвы в ее отношениях с государствами Латинской Америки и Ближнего Востока будут часто оказываться в тени аналогичных интересов Китая, поскольку Пекин, располагающий гораздо более значительной экономической мощью, уже добился успехов в развертывании там своей инициативы «Один пояс, один путь». Между тем углубляющееся соперничество Индии с Китаем может заставить ее направить больше ресурсов на Россию. В свою очередь, Кремль попытался привлечь молодых и талантливых индийцев в российские технические и медицинские университеты.