Если рассматривать итальянский фашизм и немецкий нацизм в рамках методологии, то необходимо отметить, что первый, в отличие от второго никогда не являлся стройной идеологией. Сейчас мы разберемся, чем отличается фашизм от нацизма. На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга. При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Нацизму присущи названные черты фашизма, но между ними есть и определенная разница.
Чем отличается современный нацизм от нацизма образца 1945 года
Сейчас мы разберемся, чем отличается фашизм от нацизма. Рассказываем, что же все-таки означают понятия национализм, нацизм, фашизм, и чем они отличаются друг от друга. Основными отличительными чертами фашизма в Германии являются: национализм, ксенофобия, неприятие коммунизма и либерализма, стремление государства подчинить все сферы жизни людей, милитаризм, иногда расизм и геноцид. Термины “фашизм”, “нацизм” и “национализм” часто понимаются как синонимы, но на самом деле разница есть. Классические фашисты родят десяток невнятных, но яростных по форме определений в духе итальянского футуризма, после чего сами же признают, что дать фашизму чёткого определения невозможно. Классический нацизм является основой для фашизма, который создается на почве ультраправых и командированных режимов правления.
Что такое нацизм и чем он отличается от национализма
При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий. Фашизм Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз». Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини — Fascio di combattimento Союз борьбы. Фасции — пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями — являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы.
По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором — смертной казни. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина биология , Рихарда Вагнера эстетика , Артюра де Гобино социология , Гюстава Лебона психология и Фридриха Ницше философия. На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма. Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения.
Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции. В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии Partito Nazionale Fascista получила парламентское большинство, а с 1928-го — стала единственной легальной партией страны. Национал-социализм Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе.
При анализе ситуации надо учитывать и тот факт, что большое влияние открыто профашистские силы на Западе могут получить в результате резкого падения качества жизни основных групп населения своих стран. В этом смысле на их руку играют негативные социально-экономические последствия очередных и внеочередных пандемий, финансово-экономических кризисов, участившихся в последнее время и порой имеющих рукотворный характер; нехватки продовольствия и энергоресурсов, высокой инфляции, массовых миграций населения и прочих сопутствующих явлений войны коллективного Запада против России. Надо помнить и о том, что сегодня во многих западных странах «общество уже не обладает должной сопротивляемостью, антифашистская прививка перестала действовать, а молчаливое большинство относится ко всему этому равнодушно.
Если ситуация будет развиваться в том же направлении, можно ждать дальнейших сюрпризов в виде героизации фашистских порядков и фашистских иерархов, полного уничтожения антифашистского консенсуса» [20, c. Фашизм, с его селективным отношением к человеку, отличается не только предельной жестокостью и высокой агрессивностью, но и особой порочной притягательностью. Корни его тёмной силы лежат в обращении к худшей, но весьма живучей стороне человеческой натуры: к эгоизму, насилию, неприязни и ненависти к «не своим», желанию иметь преимущества за счёт слабых. Необходимую питательную среду для распространения фашистских нацистских идей создаёт масштабный социально-экономический кризис, а точнее — производные от него резкое падение уровня жизни миллионов людей и девальвация морали. Именно так было в Италии и в Германии в 1920—1930 гг. Это обстоятельство давно подмечено очень многими отечественными и зарубежными учёными зафиксировавшими, что «фашизм как исторический феномен… был обусловлен последовавшим после Первой мировой войны острейшим социально-экономическим кризисом и «великой депрессией» 1929—1933 гг. Характерно, что глубокий, системный социально-экономический кризис стал важным условием и для фашизации Украины, взрывного роста среди населения этой бывшей советской республики крайних форм национализма, причём, прежде всего, в его бандеровско-нацистской версии.
Ещё одним весьма важным фактором, оказывающим влияние на потенциал и статус фашистской идеологии, традиционно считается позиция Церкви. Изменили свою позицию под влиянием нацистской пропаганды и многие немецкие христиане… это… привело к заключению 20 июля 1933 г. Бровко [20, c. Антифашистские взгляды отдельных церковных деятелей, также как и представителей их паствы, не меняли общей картины — Церковь, как влиятельнейший социальный институт, заняла по отношению к фашизму и нацизму, как минимум, позицию благожелательного нейтралитета. Религиозный церковный фактор остаётся значимым и сегодня. Не случайно его столь активно использовали и используют в современной Украине для разжигания ненависти к России, русским и РПЦ. Огромную роль в достижении консенсуса фашизма и народных масс играет уровень обучения и воспитания последних, и прежде всего, молодёжи.
При этом, акцент делается не на разум, а на «базовые инстинкты» и сильные негативные чувства, прежде всего — на ненависть к чужим, другим, непохожим. И действительно, как утверждал Жак Лакан, французский психоаналитик, философ и психиатр, «ненависть, как и сама любовь, — безграничное поприще» [18]. Оставалось привить, точнее развить, «правильные» инстинкты у германского народа. Осуществлять данную метаморфозу следовало, прежде всего, через систему образования. Потому-то в числе первых шагов фашистской власти в Германии значились массовые чистки учителей и преподавателей. Третьему Рейху нужны были не подлинные личности, а дивиды — люди с фрагментарными представлениями о действительности. Такими проще манипулировать, навязывая им свою волю, в том числе звериную ненависть к выдуманным врагам-«недочеловекам», как внутренним евреи, цыгане , так и внешним славяне.
Поэтому система образования любого фашистского государства направлена не на самостоятельное развитие личности, а на её формирование в жёстко определённых рамках. Типового оуновца описал участник ликвидации бандеровского подполья, ветеран органов госбезопасности Г. Санников: «Карпо был страшным человеком. В крови по локоть — не один десяток людей собственноручно повесил… дальше села, потом леса нигде не был, города не видал» [11]. Такие малограмотные, наивные и жестокие люди идеально подходили бандеровским бандам. От них требовали лишь фанатичной веры и покорности главарям, а также готовности пойти на любые злодеяния. Думать было не надо.
Шухевич повторял: «Холоп не смеет политиковать, он должен слушать и безоглядно выполнять приказы провода бандеровских главарей — авт. Дать холопу политическое образование — это значит предоставить ему возможность критиковать провод, думать над тем, правильную или неправильную политику ведёт провод, — этого допустить нельзя» [13]. Доживи Шухевич до наших дней, он был бы в восторге от бандеризации и разрушения системы образования Украины. Его дух… переродился в чудовище национал-социализма и был уничтожен в итоге только Красной армией в 1945 году… Нынешний украинский радикал тоже вырос за ученической скамьёй, — написал заместитель председателя Совета Безопасности России Д. Медведев в своём Telegram-канале. Пассионарная часть украинцев последние 30 лет молилась на Третий рейх... Не стоит удивляться, что преобразившуюся ментально в Третий рейх, записавшую в учебники по истории имена иуд и нацистских прихвостней Украину, его же судьба и постигнет» [10].
Кравцов сообщил, что более 50 экспертов, педагогов и историков провели анализ учебников, методических пособий, по которым работали учителя, учились дети на территории Украины. Оказалось, что в них целенаправленно фальсифицировались целые главы истории. Приведу лишь одну оценку министра: «В учебниках истории Бандера и Шухевич названы героями, которые культивируются. В ней впрямую нацизм возводился в абсолют» [19]. И всё это «творчество» финансировалось иностранными государствами. К этому добавим, что осуществлялась эта информационно-идеологическая кампания ещё с конца 1980-х годов. Напомним, что в январе 1989 г.
Как наставлял своих эсэсовских «прихожан» Г. Гиммлер, «недочеловек — духовно гораздо ниже, чем зверь — следовательно расизм может принять форму геноцида в отношении советского народа». А Гитлер так ориентировал своего румынского визави Антонеску: «моя миссия — уничтожить славян». Безусловно, нормальный человек, с образованием и воспитанием, в здравом уме никогда не воспримет столь бредовые идеи как правду, и тем более не станет участвовать в их реализации. Лестницей, ведущей человека вниз к такому звериному состоянию, является путь постепенного отказа от принятых в обществе правил и морали. Соблазн облегчения постоянно действующих ограничительно-сдерживающих установок — фактор относительной лёгкости восприятия «безумных» содержаний идей , преобладающих в этих содержаниях деструктивных и автодеструктивных тенденций, средним «нормальным» человеком. Вот, почему коллективный Запад так настойчиво разрушал Советский Союз изнутри, разлагая мораль и нравственность советского человека начиная с партийной и государственной «элиты».
Вот, почему ЦРУ США в холодной войне делало главную ставку в политическом противостоянии с СССР на разрушение его образования, науки и культуры щедро поощряя «лучших» «печеньками», вплоть до Нобелевской премии. Ими стали Россия, Украина, Беларусь и другие государства Русского мира. Владислав Дутчак — главный идеолог и вербовщик запрещённого в РФ «Азова» по прозвищу «доцент», начал свою трудовую деятельность в 1992 г. Будучи пленён в ходе спецоперации, этот профессиональный историк-этнограф, кандидат философских наук, доцент, с 2017 г. Поэтому для коллективного Запада так важен глобальный хаос, нравственное падение и фрагментарное мышление современного человека. В этой связи справедливо замечено, что «праворадикальные движения пытаются собрать под свои знамёна… разочарованных и дезориентированных людей, оказавшихся на обочине процессов глобализации… У них вновь появился шанс соблазнить этих людей проектом, ущербность и преступность которого история однажды уже доказала» [20, c. Путь к победе лежит через денацификацию государств обществ , поражённых «коричневой чумой».
А ещё эта борьба должна быть честной. Она не терпит лукавства, фальши, двойных стандартов. Нужны верные, взвешенные, умные решения в сфере науки и образования: просвещения, обучения, воспитания, развития личности. В этой связи необходимо особо выделить проблему сохранения исторической памяти и эффективного противодействия фальсификациям истории. Скажем прямо — начиная с эпохи пресловутой «перестройки», на историческое сознание нашего народа оказывается постоянное и мощное деформирующее воздействие, основными субъектами которого выступают как внешние силы, так и аффилированная с ними, и потому по сути своей предательская, внутренняя оппозиция. Следует также признать, что в последние годы существования СССР ряд государственных институтов, «с лёгкой руки» М. Горбачёва, фактически потворствовал этой деструктивной деятельности.
В «лихие девяностые годы» ситуация не была переломлена, негативные последствия чего сущностные и формальные, в том числе организационно-кадровые мы ощущаем до сих пор. Нередко и сейчас правильные слова плохо подкрепляются практическими действиями, которые, даже в самых лучших случаях, производят впечатление разрозненных и паллиативных. История может и должна стать мощным фактором духовной и материальной силы российского общества. Нам не обойтись без соответствующих решений, принятых на высшем государственном уровне. Например, давно назрела потребность в максимально объективных историко-юридических оценках таких событий, как «Куропаты», «Катынь», «Советско-германский договор 1939-го года» и др. Как долго ещё мы будем в ущерб себе игнорировать факты и признавать ложные перестроечно-горбачёвские трактовки истории?
Как отличить национализм от нацизма? Главные отличия нацизма от национализма состоят в том, что представители второго более терпимо относятся к другим этносам, но не стремятся с ними сближаться.
Помимо этого, они, как уже упоминалось выше, могут быть сформированы по территориальным или же религиозным признакам. Также это политическое движение реже противоречит экономике, свободомыслию и свободе слова. Оно умеет качественно вклиниваться в правовое поле государства и способно справляться с конструктивной критикой. Тот, кто понимает, что такое нацизм, должен знать, что при нем государство следует тоталитарным устоям, и в нем нет места свободомыслию. Нацизм Что такое нацизм? Определение этого понятия стало широко известно всему миру после окончания Второй мировой войны.
Фашизм, с его селективным отношением к человеку, отличается не только предельной жестокостью и высокой агрессивностью, но и особой порочной притягательностью. Корни его тёмной силы лежат в обращении к худшей, но весьма живучей стороне человеческой натуры: к эгоизму, насилию, неприязни и ненависти к «не своим», желанию иметь преимущества за счёт слабых. Необходимую питательную среду для распространения фашистских нацистских идей создаёт масштабный социально-экономический кризис, а точнее — производные от него резкое падение уровня жизни миллионов людей и девальвация морали. Именно так было в Италии и в Германии в 1920—1930 гг. Это обстоятельство давно подмечено очень многими отечественными и зарубежными учёными зафиксировавшими, что «фашизм как исторический феномен… был обусловлен последовавшим после Первой мировой войны острейшим социально-экономическим кризисом и «великой депрессией» 1929—1933 гг. Характерно, что глубокий, системный социально-экономический кризис стал важным условием и для фашизации Украины, взрывного роста среди населения этой бывшей советской республики крайних форм национализма, причём, прежде всего, в его бандеровско-нацистской версии. Ещё одним весьма важным фактором, оказывающим влияние на потенциал и статус фашистской идеологии, традиционно считается позиция Церкви. Изменили свою позицию под влиянием нацистской пропаганды и многие немецкие христиане… это… привело к заключению 20 июля 1933 г. Бровко [20, c. Антифашистские взгляды отдельных церковных деятелей, также как и представителей их паствы, не меняли общей картины — Церковь, как влиятельнейший социальный институт, заняла по отношению к фашизму и нацизму, как минимум, позицию благожелательного нейтралитета. Религиозный церковный фактор остаётся значимым и сегодня. Не случайно его столь активно использовали и используют в современной Украине для разжигания ненависти к России, русским и РПЦ. Огромную роль в достижении консенсуса фашизма и народных масс играет уровень обучения и воспитания последних, и прежде всего, молодёжи. При этом, акцент делается не на разум, а на «базовые инстинкты» и сильные негативные чувства, прежде всего — на ненависть к чужим, другим, непохожим. И действительно, как утверждал Жак Лакан, французский психоаналитик, философ и психиатр, «ненависть, как и сама любовь, — безграничное поприще» [18]. Оставалось привить, точнее развить, «правильные» инстинкты у германского народа. Осуществлять данную метаморфозу следовало, прежде всего, через систему образования. Потому-то в числе первых шагов фашистской власти в Германии значились массовые чистки учителей и преподавателей. Третьему Рейху нужны были не подлинные личности, а дивиды — люди с фрагментарными представлениями о действительности. Такими проще манипулировать, навязывая им свою волю, в том числе звериную ненависть к выдуманным врагам-«недочеловекам», как внутренним евреи, цыгане , так и внешним славяне. Поэтому система образования любого фашистского государства направлена не на самостоятельное развитие личности, а на её формирование в жёстко определённых рамках. Типового оуновца описал участник ликвидации бандеровского подполья, ветеран органов госбезопасности Г. Санников: «Карпо был страшным человеком. В крови по локоть — не один десяток людей собственноручно повесил… дальше села, потом леса нигде не был, города не видал» [11]. Такие малограмотные, наивные и жестокие люди идеально подходили бандеровским бандам. От них требовали лишь фанатичной веры и покорности главарям, а также готовности пойти на любые злодеяния. Думать было не надо. Шухевич повторял: «Холоп не смеет политиковать, он должен слушать и безоглядно выполнять приказы провода бандеровских главарей — авт. Дать холопу политическое образование — это значит предоставить ему возможность критиковать провод, думать над тем, правильную или неправильную политику ведёт провод, — этого допустить нельзя» [13]. Доживи Шухевич до наших дней, он был бы в восторге от бандеризации и разрушения системы образования Украины. Его дух… переродился в чудовище национал-социализма и был уничтожен в итоге только Красной армией в 1945 году… Нынешний украинский радикал тоже вырос за ученической скамьёй, — написал заместитель председателя Совета Безопасности России Д. Медведев в своём Telegram-канале. Пассионарная часть украинцев последние 30 лет молилась на Третий рейх... Не стоит удивляться, что преобразившуюся ментально в Третий рейх, записавшую в учебники по истории имена иуд и нацистских прихвостней Украину, его же судьба и постигнет» [10]. Кравцов сообщил, что более 50 экспертов, педагогов и историков провели анализ учебников, методических пособий, по которым работали учителя, учились дети на территории Украины. Оказалось, что в них целенаправленно фальсифицировались целые главы истории. Приведу лишь одну оценку министра: «В учебниках истории Бандера и Шухевич названы героями, которые культивируются. В ней впрямую нацизм возводился в абсолют» [19]. И всё это «творчество» финансировалось иностранными государствами. К этому добавим, что осуществлялась эта информационно-идеологическая кампания ещё с конца 1980-х годов. Напомним, что в январе 1989 г. Как наставлял своих эсэсовских «прихожан» Г. Гиммлер, «недочеловек — духовно гораздо ниже, чем зверь — следовательно расизм может принять форму геноцида в отношении советского народа». А Гитлер так ориентировал своего румынского визави Антонеску: «моя миссия — уничтожить славян». Безусловно, нормальный человек, с образованием и воспитанием, в здравом уме никогда не воспримет столь бредовые идеи как правду, и тем более не станет участвовать в их реализации. Лестницей, ведущей человека вниз к такому звериному состоянию, является путь постепенного отказа от принятых в обществе правил и морали. Соблазн облегчения постоянно действующих ограничительно-сдерживающих установок — фактор относительной лёгкости восприятия «безумных» содержаний идей , преобладающих в этих содержаниях деструктивных и автодеструктивных тенденций, средним «нормальным» человеком. Вот, почему коллективный Запад так настойчиво разрушал Советский Союз изнутри, разлагая мораль и нравственность советского человека начиная с партийной и государственной «элиты». Вот, почему ЦРУ США в холодной войне делало главную ставку в политическом противостоянии с СССР на разрушение его образования, науки и культуры щедро поощряя «лучших» «печеньками», вплоть до Нобелевской премии. Ими стали Россия, Украина, Беларусь и другие государства Русского мира. Владислав Дутчак — главный идеолог и вербовщик запрещённого в РФ «Азова» по прозвищу «доцент», начал свою трудовую деятельность в 1992 г. Будучи пленён в ходе спецоперации, этот профессиональный историк-этнограф, кандидат философских наук, доцент, с 2017 г. Поэтому для коллективного Запада так важен глобальный хаос, нравственное падение и фрагментарное мышление современного человека. В этой связи справедливо замечено, что «праворадикальные движения пытаются собрать под свои знамёна… разочарованных и дезориентированных людей, оказавшихся на обочине процессов глобализации… У них вновь появился шанс соблазнить этих людей проектом, ущербность и преступность которого история однажды уже доказала» [20, c. Путь к победе лежит через денацификацию государств обществ , поражённых «коричневой чумой». А ещё эта борьба должна быть честной. Она не терпит лукавства, фальши, двойных стандартов. Нужны верные, взвешенные, умные решения в сфере науки и образования: просвещения, обучения, воспитания, развития личности. В этой связи необходимо особо выделить проблему сохранения исторической памяти и эффективного противодействия фальсификациям истории. Скажем прямо — начиная с эпохи пресловутой «перестройки», на историческое сознание нашего народа оказывается постоянное и мощное деформирующее воздействие, основными субъектами которого выступают как внешние силы, так и аффилированная с ними, и потому по сути своей предательская, внутренняя оппозиция. Следует также признать, что в последние годы существования СССР ряд государственных институтов, «с лёгкой руки» М. Горбачёва, фактически потворствовал этой деструктивной деятельности. В «лихие девяностые годы» ситуация не была переломлена, негативные последствия чего сущностные и формальные, в том числе организационно-кадровые мы ощущаем до сих пор. Нередко и сейчас правильные слова плохо подкрепляются практическими действиями, которые, даже в самых лучших случаях, производят впечатление разрозненных и паллиативных. История может и должна стать мощным фактором духовной и материальной силы российского общества. Нам не обойтись без соответствующих решений, принятых на высшем государственном уровне. Например, давно назрела потребность в максимально объективных историко-юридических оценках таких событий, как «Куропаты», «Катынь», «Советско-германский договор 1939-го года» и др. Как долго ещё мы будем в ущерб себе игнорировать факты и признавать ложные перестроечно-горбачёвские трактовки истории? Собственно сказанное относится ко всему советскому периоду отечественной истории. История есть единый, неразрывный процесс. Наше дальнейшее движение вперёд невозможно без адекватного освоения опыта прошлого, что включает как знание ошибок, так и опору на достижения, среди которых важнейшее место занимает выстраданное понимание того, что общественный интерес выше личного, а все люди равны в главном — в своём праве на достойную и счастливую жизнь.
В германии не было фашизма, или разница между фашизмом и национал-социализмом
Немецкий национал-социализм же, который некоторые исследователи называют разновидностью фашизма, при немалом сходстве отличался от итальянского фашизма прежде всего расовым подходом. отличия фашизма от нацизма, фашизм разница — нацизм, расизм, религиозный и антикоммунистический фашизм, чем отличается фашизм, фашизм Муссолини. Нацизм и фашизм иделогически разные явления, хотя оба являются мелкобуржуазной реакцией на издержки и кризисные проявления так называемого "либерализма".
Отличается ли фашизм от нацизма или это одно и то же?
Краткая характеристика нацизма и фашизма Общность и различие фашизма и нацизма Если рассматривать фашизм от Муссолини — фашистская доктрина основывается на государстве. Термины “фашизм”, “нацизм” и “национализм” часто понимаются как синонимы, но на самом деле разница есть. Чем отличается фашизм от нацизма, в чём разница на примере истории?. Фашизм нацизм национализм. Отличие фашизма от нацизма. Нацизм меняет свою внешность, прикрывается патриотизмом, активно заигрывает с молодежью. Общность и различие фашизма и нацизма. Если рассматривать фашизм от Муссолини — фашистская доктрина основывается на государстве.
Фашизм: идеология и практика современного нацизма
Магистрат — должность административного управления в Древнем Риме. Уже исходя из этимологии слова можно предположить, что данная идеология подразумевает под собой жёсткий контроль общества и единовластие. Но нигде в фашистской идеологии не делается акцент на превосходстве одной нации над другой. Это его главное отличие от нацизма. Главные признаки фашизма Контроль всех сфер общественной жизни Отсутствие политического плюрализма Господство одной идеологии, запрет альтернативных Преследование инакомыслящих и несогласных Государственная пропаганда на каждом этапе жизни Что такое нацизм? В первой половине XX века фашизм был модной формой политического устройства, как сейчас демократия.
Они достаточно свободно получали народную любовь и приходили к власти.
В своих оценках будущего авторы предостерегают, что большое влияние открыто профашистские силы на Западе могут получить в результате резкого падения качества жизни основных групп населения своих стран. Формулируя предложения для практической антифашистской деятельности, авторы считают, что подлинная борьба с фашизмом может быть только бескомпромиссной, и ставят вопрос о том, как долго ещё мы будем в ущерб себе игнорировать факты и признавать ложные перестроечно-горбачёвские трактовки истории? По их мнению, история может и должна стать мощным фактором духовной и материальной силы российского общества. Важно понимать, что необходимый задел для этого создаётся государством.
И дело здесь не только в том, что лишь оно обладает соответствующими ресурсами и является основным бенефициаром. Обеспечение духовного здоровья общества есть одна из главных задач государства, его обязательная функция, предназначение. Гитлер, Б. Муссолини, С. Бандера, Р.
Шухевич, И. В немалой степени это объясняется тем, что в XXI веке семена фашизма дали новые опасные всходы. В целом ряде государств, в том числе и на постсоветском пространстве, заметно возросло влияние политических сил, в открытой или латентной форме связанных с фашистской идеологией и практикой. При этом, фашизм, умело маскируясь под знамёнами толерантности, либерализма, демократии, обретает сегодня своё второе дыхание и вновь становится глобальной угрозой. События Украинского кризиса подтверждают это со всей ясностью.
Демонстративный отказ Запада от принципа равной безопасности в ущерб России; его постоянная военно-политическая и экономическая экспансия; попытки пересмотра истории и итогов Второй мировой войны; русофобия, активно разжигаемая США и их сателлитами; массовые нацистские практики бандеровцев и их пособников; разжигание и стимулирование западными государствами конфликта на Украине — всё это звенья одной цепи. Генеральная Ассамблея ООН 120-ю голосами приняла внесённую Россией резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В документе, соавторами которого выступило ещё 16 государств, осуждаются «случаи осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в честь тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны, а также незаконной эксгумации или переноса их останков»; выражается обеспокоенность по поводу «героизации в любой форме нацистского движения и неонацизма»; содержится призыв «разработать и осуществлять национальные планы действий по ликвидации расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Казалось бы, что из этого может вызвать возражения со стороны «демократических сил»? Однако, 50 государств выступили против.
Кузьмин по этому поводу справедливо заметил: «Выступившие против резолюции государства, в первую очередь Германия, Япония, Италия, проявили откровенное кощунство в отношении памяти жертв германского нацизма, итальянского фашизма и японского милитаризма» и особо подчеркнул: «Голосуя против, вы думаете вы тем самым осудили СВО России на Украине? На самом деле вы показали свою истинную сущность и господствующие воззрения в правящих элитах» [5]. Однако они сделали прямо противоположное. Они предали своих предков, которые должны восстать из могил, чтобы покарать своих детей и внуков за это зло», — заявил в связи с итогами голосования в ООН американский политолог С. По его мнению, США и их союзники тем самым говорят: «Мы за нацизм, мы его поддерживаем, мы поощряем его, мы спонсируем его, мы забираем деньги из могил своих предков и отдаем их нацистам и Украине» [12].
Исследование генезиса фашизма, изучение механизмов его влияния на массы, выяснение взаимосвязей с нацизмом и тоталитаризмом — по-прежнему остаются важнейшими научными задачами. А тот факт, что это жизненно необходимо сделать, не вызывает никаких сомнений. Не заглядывая далеко вглубь веков, отметим, что даже учение Чарльза Дарвина о естественном отборе и философия сверхчеловека Фридриха Ницше, весьма вольно толкуемые и ловко препарированные идеологами фашизма, были использованы ими в качестве интеллектуальной базы своего «учения». В советских энциклопедических изданиях фашизм характеризовался как политическое течение и режим, основанные на крайнем национализме и насилии [21, с. В документе Российской академии наук [1], подготовленном по указанию Президента Российской Федерации в 1995 г.
И здесь сразу следует отметить существующую разницу трактовок понятия «национализм». Если на Западе этот термин широко используется почти в том же самом значении, что и патриотизм, то в отечественной культуре понятия «национализм» и «патриотизм» имеют принципиально разное содержание и различную оценочную окраску. Понятно, что данное обстоятельство необходимо учитывать в том числе в контексте проведения специальной военной операции Вооружённых Сил Российской Федерации спецоперация, СВО на Украине и заявленного стремления к её денацификации. Патриотизм многонационального российского народа, как осознанное социальное чувство любви к Родине и поведенческий принцип, традиционно сочетается с уважением интересов, культуры и патриотических чувств народов других стран, а национализм, особенно в его крайних, радикальных формах — шовинизма, фашизма, нацизма осуждается как идеология и практика, противопоставляющие друг другу народы и государства, сеющие вражду и служащие агрессивной политике 2. Эти негативные черты присущи, например, радикальному украинскому национализму — в своей основе не столько идеалистическому, сколько расчётливому и своекорыстному.
Мы отнюдь не исключаем наличия искренних патриотических мотивов у отдельных членов украинских националистических организаций, но не они определяли реальную политическую линию. Например, лидеры организации украинских националистов ОУН в начале 1930-х годов декларировали своей главной целью — создание «самостiйного» украинского государства. Но, поняв, что эти вожделения недостижимы, поскольку не получили поддержки Третьего рейха, ограничили свои желания статусом украинской колонии Германии, в надежде выслужить для себя у будущих хозяев роль подручных. Запад купил Украину вместе с продавцами. Ради борьбы против России и её уничтожения… 3 В наше время многие отечественные учёные и публицисты справедливо трактуют фашизм как явление не только прошлого, но и настоящего.
В числе примеров тому — две коллективные работы, вышедшие в последние годы: «Современный фашизм: новые облики и проявления» [3] и «Современный фашизм» [17]. Их отличают яркий публицистический стиль изложения и оригинальность выводов. Незаурядной попыткой исследования фашизма во всём его многообразии стал сборник «Фашизм, неофашизм и их преступная практика» [20], вышедший в свет в 2021 году. Его основу составили материалы одноимённой Всероссийской научно-теоретической конференции, прошедшей в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Жуковского и Ю.
Гагарина» Воронеж. Появление сборника работ специалистов по проблематике фашизма, на наш взгляд, стало заметным событием современной российской историографии. Подробнее с его содержанием можно ознакомиться на страницах «Военно-исторического журнала» [2]. В западной историографии при определении фашизма выраженный акцент традиционно делается на его тоталитарную природу 4 , что имея под собой определённые основания, вольно или невольно способствует упрощению, примитивизации как термина, так и самого явления, поскольку «приглушает» значение специфических характеристик фашизма. Есть в этой практике и определённый спекулятивный момент: избыточное внимание к недемократической составляющей фашизма даёт возможность на том же основании «пристегивать» к нему иные авторитарные тоталитарные политические режимы, даже включая антиподов.
Вместе с тем, для лучших образцов современной зарубежной историографии, как и для историографии отечественной, характерно разделение всей совокупности признаков фашизма на две группы: отличительных именно для фашизма, и черт, присущих всем разновидностям тоталитаризма. К первой группе относятся: расизм, в своих практических проявлениях доходящий до геноцида других народов; диктатура «национальной элиты» во главе с вождём; создание военизированной партии с жёсткой дисциплиной; определение внутренних и внешних «врагов нации»; абсолютная идеологическая монополия; идея построения тоталитарного государства на основе принципа корпоративности; имперская идея, экспансионизм, глобализм; особый политический стиль лексика; специальные приветствия, символика, униформа и др. Группа признаков, характерных не только для фашизма, но и для других видов тоталитаризма включает: культ вождя; отрицание демократии, подавление оппозиции, репрессивная политика; политическая и социальная демагогия; милитаризация экономики и общественной жизни и др. Надо сказать, что хотя эта классификация далеко не безупречна и содержит в себе определённые пересечения, она, тем не менее, позволяет составить достаточно полное и объёмное представление о феномене фашизма. Тем не менее, постоянно появляются всё новые его определения и трактовки, причём в большинстве случаев, они носят весьма общий и размытый в смысловом отношении характер.
Если опираться на них, то к фашизму можно отнести едва ли не всё, что не отвечает либеральным представлениям о демократии 5. В последние годы на Западе оформилась тенденция к проведению смысловой демаркации между фашизмом и нацизмом. Предпринимаются такие попытки и в нашей стране. В общественное сознание настойчиво внедряется мысль, что фашизм является де всего лишь одной из многочисленных форм национализма. Утверждается, что он далеко не столь опасен, как нацизм, с неизбежностью порождающий расизм, геноцид и войну 6.
Сегодня даже нередки заявления о большем различии, нежели сходстве между фашизмом и нацизмом. При этом авторы подобных воззрений апеллируют как к генезису этих явлений, так и к соответствующей практике конкретных фашистских режимов [22]. Проблема соотношения понятий «фашизм» и «нацизм» действительно существует. Никто не спорит: это не синонимы. Но и тесную связь между ними отрицать нельзя.
Феномен фашизма вовсе не предполагает полного единообразия его проявлений. Итальянская, немецкая, испанская, венгерская, румынская, польская, японская и иные версии фашизма несомненно имеют как общие, так и особенные черты. При этом итальянский фашизм, германский нацизм, испанский фалангизм и т. Об этом, например, говорил Муссолини в 1937 г. Подход предполагающий, что между фашизмом и нацизмом существуют различия принципиального характера, в лучшем случае ошибочен, в худшем —своекорыстен.
Цель подобных «интеллектуальных» конструкций состоит в том, чтобы, отделив фашизм от нацизма, добиться его частичной реабилитации. Фашизм — это родовое понятие, а итальянский, немецкий, португальский, украинский и другие виды фашизма — его частные случаи, разновидности. Очевидно также, что термин «фашизм», начиная уже с 30-х годов ХХ в.
После поражения Германии и ее союзников в Первой мировой войне и глобальных послевоенных потрясений немецкий народ, уже воспитанный в духе «национальной исключительности», испытал горькое чувство неудовлетворенности результатами заключенного мира. Провалы в работе по восстановлению потенциала Германии «Веймарской республикой», галопирующая инфляция, массовая безработица и «униженное» сознание германской нации оказались питательной средой для принятия новой концепции возрождения страны, предложенной Адольфом Гитлером Шикльгрубером. Его идея расширения жизненного пространства за счет восточных территорий была благосклонно принята национальным общественным сознанием. С приходом к власти в 1933 году гитлеровская национал-социалистическая немецкая рабочая партия NSDAP открыто провозгласила курс на захват восточных территорий, уничтожение «коммунистической заразы» терминология Гитлера как внутри Германии, так и за ее пределами. Маховик нацизма, впитавший идеологию фашизма, стал раскручиваться, разрушая на своем пути все, что мешало ему. К моменту вторжения немецко-фашистских войск на нашу землю этот маховик смерти набрал уже высокие обороты: бравурный германский дух был на самом пике. Финал известен. Гитлер оказался маньяком с выдающимися способностями актера влиять на психику людей, убеждать и вести за собой массы. Исключительность германской нации, ее «нордического» духа оказались фикцией, на которую история дала исчерпывающее заключение. Но в настоящее время заинтересованными мировыми силами по соседству с Россией из персонажей с выдающимися актерскими способностями вновь создаются гитлеры. Генераторы жизни Одним из важнейших побудительных мотивов, «генераторов жизни» является естественная способность, дарованная природой человеку, чувствовать, ощущать, реагировать на внешние раздражители. Таковых раздражителей — великое множество. Это не только любовь и ненависть, но и многое другое, что окружает человека в духовном и материальном мире. Возьмем человеческое чувство любви — к родителям, семье, роду, племени, нации, народу, Отечеству. Если проанализировать любую из перечисленных составляющих как общественное социальное явление, то очевидно, что главной опасностью в их проявлении является крайность. К примеру, любовь матери к своему ребенку может стимулировать ее на наделение родного чада абсолютными положительными качествами самый красивый, самый талантливый, самый лучший. Со временем у ребенка может сформироваться эгоизм эгоцентризм , отношение к себе любимому как к богоизбранной личности, призванной управлять людьми. Предела в эмоциях и чувствах нет. Любовь, доведенная до обожествления как в индивидуальном, так и в общественном сознании может превратить придуманный идеал в идол, обычного человека — в «сверхчеловека», а нацию — в «богоизбранный народ». Цепочка социальных ценностей, прежде всего — любовь, отражающая коренные чувства, эмоции человека в итоге формирует патриотизм. Эти же ценности, доведенные до крайности путем манипуляций индивидуальным и общественным сознанием могут быть использованы для создания фашистских нацистских государств. Теория фашизма Теоретиком фашизма считается немецкий философ Фридрих Ницше 1844—1900. Развивая идеи «новой морали», «сверхчеловека», он пришел к полному отрицанию христианства, то есть — к сатанизму. Суть его теории заключается в следующем: некая «белокурая бестия» «сверхчеловек» , наделенная идеальной исключительностью, божественным озарением, может быть постижима понята только богоизбранными расами и нациями. Все же остальные народы являются «недочеловеками». Эта теория была принята гитлеровским режимом в качестве официальной идеологии. Все годы существования третьего рейха она претворялась в практику геноцида «недочеловеков», к которым создателями фюрера германской нации был отнесен русский и многие другие народы. В наши дни об исключительности своих народов говорят руководители США и ряда других стран. Фашизм в разнообразных формах Современный фашизм стал многоликим и разноцветным. Его идеология объединила пестрый букет форм «национальной исключительности». Это не только «коричневая чума» и «белый апартеид» прошлого века, но и «черный расизм», а также «бандеровский нацизм» на Украине. Религиозный экстремизм не менее опасен для человечества, чем нацизм и расизм. Так, многовековая история христианства хранит в памяти походы «за веру» западных крестоносцев на Русь. Нельзя терять бдительность и в отношении исламского экстремизма. Здесь, как и в других религиях, позитивное содержание при определенных условиях может трансформироваться в чуждую для веры крайность и превратиться в свой антипод. В качестве примера можно привести запрещенное в России и ряде других стран террористическое движение «Исламское государство», открыто провозгласившее «джихад» миру. Причем, террористы, исповедуя фашистскую идеологию, даже не скрывают свои истинные цели борьбы с Россией. В наши дни украинские нацисты на службу фашистской идеологии привлекли религию. Сознательно пошли на церковный раскол и варварский захват святынь Русской Православной Церкви. В первой четверти XXI века главной опасностью для мира вновь становится нацизм как наиболее близкое и воспринимаемое сознанием личности, общества явление. Спящий вирус Фашизм, словно спящий вирус, терпеливо ждет своего часа. Он просыпается, когда созревают объективные условия для его произрастания. Освоение расширение жизненного пространства всегда сопровождалось силовыми методами, войнами, захватом территорий, источников сырья, рынков сбыта, порабощением народов. Эти методы экспансии современные носители фашистской идеологии пытаются применять и в наши дни. К примеру, хозяева Соединенных Штатов Америки практически все послевоенные десятилетия пытаются игнорировать новую реальность, сложившуюся в мире. Они говорят о божественном предназначении великой американской нации, призванной управлять миром.
Нацизм меняет свою внешность, прикрывается патриотизмом, активно заигрывает с молодежью. На этом фоне продолжение исследований, подобных «Белой книги нацизма», просто необходимо. В планах движения «Мир без нацизма» есть издание такого исследования. К сожалению, материалов для него сейчас предостаточно! Лозунги: «Мы сила, которая будет управлять этой страной. Мы сила, которая ведет войну на своей территории. Мы сила, которая будет воевать в Москве. Мы гордимся и помним подвиги дивизии». Раньше такое было только в западноукраинских городах, да и то, воспринималось неоднозначно многими, но теперь нацисты добрались до столицы, очередной европейской столицы. В 2018 году премьер Польши Матеуш Моравецкий возложил цветы на могилу карателей Свентокшицкой бригады — пособников гестапо. В бельгийском Зуделгеме на месте содержания пленных латышских эсэсовцев в их честь открыт памятник.
Различия между итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом
Разница и отличия между фашизмом и нацизмом | Отличие фашизма от нацизма, и нацизма от национализма. Чем отличается кинезиотерапия от ЛФК, особенность и преимущество. |
В чем разница между фашизмом и нацизмом? | отличие нацизма от национализма отличие нациста от националиста отличие между правыми и левыми Чем отличается демократия от либерализма. |
Чем отличается современный нацизм от нацизма образца 1945 года | В этом заключается разница нацизма и фашизма, последний направляет шовинистические идеи на усиление государства для возрождения былого величия Римской империи. |
Нацизм и фашизм - была ли Германия фашистской | определение, разница и идеология. |
Чем отличается современный нацизм от нацизма образца 1945 года
Все желают мира. Военный насильственный отпор агрессии отвергался рядом влиятельных пацифистских организаций Интернационал противников войны, Международное братство примирения , большинством религиозно-пацифистских организаций как метод, несовместимый с главным ненасильственным принципом пацифистской доктрины. Одновременно во второй половине 30-х годов выявилась другая тенденция: тысячи пацифистов активно выступили против фашизма и политики войны, осудили «невмешательство». В главном позиции коммунистов и пацифистов совпадали, так как основная цель — предотвращение войны, защита цивилизации от фашизма, будучи ценностью общечеловеческого значения, была единой. Поэтому идеи [176] о широком фронте мира получили распространение и в пацифистских кругах, способствуя усилению демократических и антифашистских тенденций. Брюссельский конгресс 3—6 сентября 1936 г. Мы должны спасти его! В нем участвовали 4900 делегатов и 950 гостей, включавших коммунистов, социалистов, либералов, консерваторов. Были представлены пацифистские организации различных направлений, в том числе из тех стран, которым угрожала фашистская агрессия, делегаты из полуколониальных и колониальных стран, представители 15 национальных профсоюзных центров, 12 социалистических партий. Этот форум принял важные и позитивные решения. Вместе с тем их слабостью было то, что не указывались конкретные поджигатели войны, еще нечетко была выражена связь с антифашистской борьбой.
Сесиль и П. Кот, вице-президентами — Ф. Ноэль-Бейкер и пастор Жезекиль. Важнейшим итогом Брюссельского конгресса мира был выход на авансцену истории нового движения социального протеста против войны — Всемирного объединения за мир, в котором впервые коммунистические, демократические и пацифистские силы готовы были совместно бороться за предотвращение войны. Московский конгресс Коминтерна и Брюссельский конгресс мира заложили серьезную основу для того, чтобы объединить приверженцев мира различной ориентации, создали предпосылки для формирования широкой антивоенной коалиции. Проявилась тенденция к интернационализации антифашистских акций, отразившаяся не только в увеличении числа антивоенных международных форумов, но и в совместных действиях общественных сил по обе стороны океана. Интернационализм становился важным оружием в борьбе прогрессивной общественности за дело мира. Такова была расстановка сил в антивоенном движении, когда нарастание военной угрозы стало определяющим фактором развития международных отношений.
Поэтому левые стараются всем объяснить, что фашизм как средство противникам неограниченного капитализма не поможет, а либералы твердят о сходстве. Их в фашизме и коммунизме больше всего волнует именно тот аспект, где обе идеологии едины — стремление покончить с миром торжествующего либерализма. Так что же всё-таки такое этот ваш фашизм? Мы не возьмёмся давать фашизму своё определение. Но выделить черты, с которыми согласны представители всех идеологий, можно. Авторитаризм, вождизм, антилиберализм, антикоммунизм, воинственность и взгляд на мир через призму дарвинизма. Все эти признаки верны и для классического германского нацизма. А вот дальше идёт главное отличие.
Не за горами, значит и улица Адольфа Гитлера… Может ли что-то остановить этот опасный процесс? В мае 2013 года в немецком городе Торгау, где в 1945 году произошла историческая встреча советских и американских войск на Эльбе, была подписана Всемирная антинацистская хартия. И вот в конце прошлого года ее, наконец, приняла Генеральная ассамблея. Понемногу и как бы с опаской все же создаются в мире общественные организации, объединяющие неравнодушных людей, которые хранят память об ужасах той войны, не приемлют нацистскую идею, в какие одежды она бы не рядилась, сохранили уважение и признательность к освободителям. Из частных инициатив своей результативностью выделяется издание «Белая книга нацизма», которая была представлена еще в 2014 году во время встречи Владимира Путина с лидерами международных организаций и наряду с Всемирной антинацистской хартией официально была признана ОБСЕ одним из основных источников объективной информации. Она выпущена международным правозащитным движением «Мир без нацизма» под руководством Бориса Шпигеля, которое объединяет и поддерживает более 140 антифашистских организаций по всему миру Учитывая, что в некоторых странах Европы, вставших на путь переписывания своей истории, антифашистская деятельность приравнивается к подрывной, без поддержки международного движения, активистов просто задавят. При всей неоднозначности личности Шпигеля, эксперты признают: эта книга - самое основательное исследование проблемы нацизма в современной истории. Хотелось бы верить, что это только начало. Нацизм меняет свою внешность, прикрывается патриотизмом, активно заигрывает с молодежью. На этом фоне продолжение исследований, подобных «Белой книги нацизма», просто необходимо. В планах движения «Мир без нацизма» есть издание такого исследования.
Особый цинизм А теперь посмотрим и на западных соседей. Возможно, читатель не знает, но в современной Польше ведется борьба между правыми и крайне правыми политическими силами за американские симпатии. При этом правящая партия «Право и справедливость» в этой борьбе далеко не самая радикальная, хотя, казалось бы, польско-белорусские отношения еще никогда не были на таком низком уровне, как сейчас. Между тем современная Польша сегодня — страна бытовой ксенофобии. Там ненавидят украинских мигрантов, к которым относят всех русскоязычных лиц, независимо от их национальности. Многие наши беглые оппозиционеры с удивлением столкнулись с таким отношением к себе. Но разгадка достаточно проста. Причина в том, что украинские мигранты не могут встроиться в польское общество, работают нелегально за низкую заработную плату, не гнушаются проституции и участия в наркотрафике. В результате возникают целые этнические преступные сообщества, каналы международной преступности, на что болезненно реагируют польские националисты. С особым цинизмом в Польше отмечают день «проклятых солдат» — убийц из антисоветского подполья. Делается это не только в пику Беларуси, но и против России — показать свою агрессивную антисоветскость. Но самое забавное в этой ситуации то, чем американцы платят за такое раболепие. Лингвистический синоним слова «поляк» в Америке — кровельщик, строитель, сантехник, пьяница, дурак, то есть низы американского общества. В фильмах про войну и не только у них будет обязательно рядовой Ковальски, когда нужно изобразить дурачка из народа. Как правило, в американском обществе поляки пребывают на нелегальном положении, в массовой культуре изображаются как наглые, жадные, необразованные. Более того, в Штатах существует такое языковое явление, как Polish Joke, культурным и гораздо более мягким эквивалентом которого у нас является анекдот про чукчу. Увы, польским националистам сложно осознать, что в западном мире, в который они так ломятся, им отведена роль лиц второго сорта. Не сильно далеко ушли и прибалты с украинцами, которые находятся на аналогичном положении в западных странах ЕС или Великобритании.
Отличия фашизма
Первоначальная разница между фашизмом и нацизмом. Нацизм, в отличии от фашизма, не поддерживает идеологию государственного строительства, он опирается на постоянную борьбу разных наций и рас человечества. Фашизм нацизм национализм. Отличие фашизма от нацизма. Фашизм, нацизм, коммунизм — разница в понятиях. Данное исследование необходимо для освещения существующих понятий фашизма и нацизма в доктринальных источниках, а также раскрытия попыток внедрить и разграничить указанные понятия в отечественной правовой системе.
11.07.2023г. Чем отличается нацизм от фашизма и как с ними бороться на современном этапе
политическая идеология диктаторского типа, представляющая государство как высшую ценность, а народ (нацию) — объединённой корпорацией людей, идея т. н. корпоративного государства. Чем же на самом деле отличается фашизм от нацизма? Немецкий национал-социализм же, который некоторые исследователи называют разновидностью фашизма, при немалом сходстве отличался от итальянского фашизма прежде всего расовым подходом. Главные отличия нацизма от национализма состоят в том, что представители второго более терпимо относятся к другим этносам, но не стремятся с ними сближаться. Или описать, чем фашизм отличается от нацизма? Как фашизм, так и нацизм являются крайними проявлениями национализма — идеологии о ценности нации, верности, преданности и духовном объединении самосознания народа.
Фашизм и нацизм – разница, чем отличается нацист от фашиста
Главная отличительная особенность нацизма по отношению к национализму — это то обстоятельство, что представители второго направления более терпимы к прочим этносам, таковые просто желают существовать отдельной группой и не сближаться с ними. Они могут быть сформированы по различным признакам. Среди наиболее популярных можно выделить территориальные либо религиозные. Национализм очень редко противоречит свободомыслию, экономике и свободе слова. Это движение более гибкое, оно способно существовать в рамках правового поля, созданного государством и нормально реагировать на поступающую извне конструктивную критику. Нацизм же в полной мере исключает инакомыслие.
Его сторонники готовы существовать только в тоталитарных условиях. Именно Вторая мировая война в полной мере показала нам, что же собой представляет нацизм.
Различия по национальному вопросу Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.
Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений: Б. Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации». Гитлер: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы». Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.
А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» - это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие.
Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины - понятием «государство». Краеугольным камнем национальной политики национал-социализма являлся антисемитизм. В то же время, в фашистской Италии, не было преследования евреев по, каким бы то ни было, идеологическим соображениям. Фашизм, как идеология, вообще свободен от антисемитизма. Более того, Муссолини резко осуждал нацистскую теорию расизма и антисемитизма.
В марте 1932 года, беседуя с немецким писателем Эмилем Людвигом, он сказал: «... К настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения. Именно такое смешение зачастую делает нацию сильной и красивой... Я не верю ни в какие биологические эксперименты, которые якобы могут определить чистоту расы...
Что касается неонацизма. Приставка нео означает Новый, возрождение. Поэтому неонацизм - это новый виток нацизма.
По своей сути с начала 2000-х год и по настоящее время, законодательными органами больше не производилось попыток сформировать понятия фашизм и связанных с ним терминов. Несмотря на принятие вышеперечисленных законов, имеющаяся нормативная база все равно не позволяет сформировать вышеуказанные понятие. Сложившаяся ситуация, по мнению автора, идет в разрез с задачами и основными положениями ФЗ от 19. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что тема фашизма и нацизма, а также необходимость борьбы с их современными проявлениями признается в России на высшем уровне государственной власти. Однако, доктринальные источники, а также нормативно-правовая база, не позволяют в должной мере сформировать четкого и исчерпывающего понятия фашизма и нацизма, и тем более провести грань между ними.
Что же касается законодательства Российской Федерации, в аспекте изучаемого вопроса, то здесь необходимо отметить наличие явных пробелов, противоречий и полное отсутствие развернутых понятий вышеуказанных явлений. Ряд нормативно-правовых актов призывают бороться с фашизмом, при этом не закрепляют его точного понятия и не делают того же в отношении нацизма, тем самым, создают вышеупомянутые пробелы в законодательстве. Правоприменитель и, собственно, сам законодатель в своей деятельности ограничены в использовании доктринальных источников и на практике не могут самостоятельно определить разницу между фашизмом и нацизмом, а также дать им самостоятельную характеристику. Кроме того, криминализация действий по реабилитации нацизма, дает повод предполагать, что законодатель не разделяет между собой вышеуказанные понятия. Выход из сложившейся ситуации лежит в четком разграничении и закреплении понятий фашизма и нацизма в нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также в осознанном подходе к вопросу внедрения методов борьбы с их современными проявлениями. Список литературы: 1. Багдасарян В. Современный фашизм: новые облики и проявления.
Бланк А. Из истории раннего фашизма в Германии. Старый и новый фашизм: Полит. Галкин А. Германский фашизм. Головненков П. Необыкновенный фашизм криминологическая и уголовно-правовая характеристика. Москва: Проспект, 2014.
Димитров Г. Избранные произведения. Ерусалимский А. Ин-т истории. Мещеряков Н. Мировой фашизм. Мстиславский С. Классовая фона в Германии.
Ожегов С. Толковый словарь русского языка: Ок. Рахшмир П. Происхождение фашизма. Шаховская С. Развал силы и силы развала буржуазной Германии М. Griffin R. The Nature of Fascism.
Knopf, 2004. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13. Федеральный закон от 19. Президентом РФ 28. Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. Нельзя не признать тот факт, что в некоторых бывших республиках Советского Союза на постсоветском пространстве в настоящее время действующей властью культивируется псевдокультура, носящая признаки фашизма и национализма. Молодое поколение впитывает в себя принципы и лозунги, с которыми в 40-х Адольф Гитлер завоевал большую часть Европы. При этом молодежь указанных стран лишена информации о том, к каким печальным последствиям приводят подобные учения.
Автором поднята и всесторонне исследована очень серьезная тема отсутствия в действующем законодательстве Российской Федерации официальных понятий фашизма и нацизма, а также способов их разграничения, что для России - страны, победившей фашизм в Великой Отечественной Войне и освободившей Европу от коричневой чумы, является недопустимым и неприемлемым. Автор раскрыл нам последствия отсутствия указанных определений и непринятия законодательными органами РФ соответствующих действий, направленных на решение обозначенной проблемы.