Новости марш смерти янтарный

узников концлагерей. В Янтарном планируют реконструировать «Марш смерти» — трагедию, произошедшую зимой 1945 года. Участники “марша жизни” вспоминали узников нескольких филиалов лагеря Штуттгоф – участников “марша смерти” 1945 года, когда нацисты на берегу Балтийского моря убили около семи тысяч евреев. сетях сообщили, что 29 января пройдет историческая реконструкция событий 27-31 января 1945 года, когда нацисты прогнали «Маршем смерти» порядка 7 тыс. человек из Кенигсберга (ныне Калининград) в Пальмникен (в настоящее время — Янтарный) к месту их казни.

В Янтарном прошло траурное мероприятие в память о жертвах Марша смерти 1945 года

Вот что рассказывает Анна Клиновска, одна из 14 спасшихся женщин. Кругом темно, мы не знаем, куда идем. Нас разделили на группы… Тем временем начало светать. Я оглянулась — наша группа была последней, в ней было не более 30 женщин. Мужчин уже не было видно — их потопили первыми… Рядом оказался украинец из нашего лагеря.

Он не был самым плохим человеком, подошла к нему, пала к его ногам и умоляла, чтобы не топил меня, оставил в живых. Но тут подскочил другой, схватил меня за шиворот и бросил в море. Вся наша группа оказалась уже в море. Рядом застреленные… Я лежала на льдине, на меня бросили убитую, они думали, что я мертва… Сознание моё работало, я решила не поддаваться смерти, хотя в первые минуты хотела утопиться, чтобы больше не мучиться…» Последние свидетели Анна Клиновска поднялась и начала переползать через трупы и нагромождение льда.

Вместе с ней пыталась спастись Цельникер и ещё одна женщина. Они с трудом забрались на высокий берег и руками засыпали снегом свои следы, чтобы их не обнаружили. Издалека они видели, как из моря пытались выбраться другие, но у раненых не было сил преодолеть горы льда. Через некоторое время беглецы услышали скольжение саней и немецкую речь.

Потом прозвучали выстрелы, после которых уже больше не было слышно ни единого стона со стороны моря. Беглянки подались в сторону деревни. В ближайшем из домов, куда они постучали, хозяин поднял крик: «Уходите вон, я непременно заявлю, что здесь евреи! У другого дома стояли старик и старушка.

Они тоже сразу же узнали, кто такие эти оборванные женщины, но открыли двери. Там стояли дети, они стали кричать: «Это евреи! Старик был садовником. Когда старик вернулся, он сообщил, что хозяйка разрешила остаться на одну ночь.

В доме натопили печь, накормили мясом с картошкой, можно было высушить одежду. Спать положили в хлеву, дали, чем укрыться. Крысы шелестели в соломе и носились по хлеву. Но девушки уже спали… На следующий день советские войска отступили от города, и старик хотел выгнать беглянок.

Он даже дал им носки и чулки, только бы ушли. Регина Цельникер покинула убежище. По дороге она выдала себя за польку, которую забрали в лагерь. А Анна Клиновска стала упрашивать старика, что будет делать всё по хозяйству, только бы не выгонял.

Тот посоветовался с женой, и они решили оставить несчастную. Анна доила коров, ухаживала за курами, стирала. Спала всё ещё в хлеву.

Автоматные очереди быстро прекратили их оборону. В ночной темноте кто-то падал замертво, кто-то замёрз на льду, утонул, кого-то зажало между льдинами. Были и такие, кто скончался от ран, пролежав без помощи. Около моря колонну евреев остановили, и начался расстрел. Хвост колонны всё время сокращался, так как охрана отсекала от конца евреев группами.

Их подводили к берегу моря, приказывали лечь на отвесном берегу. Головы евреев свисали над морем. В таком положении их расстреливали, потом пинками бросали в море. Берег моря был покрыт льдом, прикладами винтовок убитых и раненых заталкивали в ледяную воду, где все они тонули». Наблюдать происходящее на морском берегу имели возможность лишь немногие из числа местных жителей, так как между пляжем и Пальмникеном, расположенным на тридцать метров выше уровня моря на холме, растянулся широкий лесной массив. На это и рассчитывали эсэсовцы. Жители посёлка позднее обнаруживали трупы, выбрасываемые прибоем на берег моря. Но в темноте, в спешке, несмотря на использование сигнальных ракет, уничтожить всех сразу немцам и их прислужникам не удалось.

Анни Аудерш вспоминает: «На следующий день беглые евреи, которых в ту ночь пытались застрелить, были пойманы и расстреляны у старой заброшенной шахты «Анна». Несчастных беглецов, уцелевших в ту роковую ночь, в основном женщин, которых осталось порядка 300 человек, под охраной Гитлерюгенда колонной пригнали к шахте «Анна». Сначала их попарно уводили за здание шахты на расстрел, а затем начали расстреливать массово — ставили на обрыв, обстреливая из пулемётов. Трупы падали с обрыва в море. Спастись тогда чудом удалось лишь единицам. Их насчитывают в общей сложности 13 человек. Тяжело раненная, она приподнялась и крикнула конвойному: «Герр конвоир, я ещё жива! Он прицелился и застрелил её… Вдруг меня ущипнула Геня, пришедшая в сознание от ледяной воды: «Не высовывайся!

Появились эсэсовцы, кричавшие: «Поднять головы! Потом эсэсовцы ушли. Мы начали карабкаться верх по склону горы. Нас тошнило, так как мы наглотались морской воды. Стоял двадцатиградусный мороз. Мы были покрыты ледяной коркой и не могли двигаться…». Хана Клиновска продолжает: «Вся наша группа оказалась уже в море. Я лежала на льдине, на меня бросили убитую, они думали, что я мертва.

Позже всё затихло. Недалеко от меня лежала Регина Цельникер из Лодзи. Она, услышав мой голос, отозвалась и спросила: «Ханка, ты жива? Сознание моё работало, я решила не поддаваться смерти, хотя в первые минуты хотела утопиться, чтобы больше не мучиться. Поднялась, ступала по трупам. Впереди меня было огромное нагромождение льда, через которое я с трудом перебралась. Со мной шла Регина и Циля Мошкович. Вместе мы вышли из моря и забрались на высокий берег.

Кругом всё было покрыто снегом, и мы руками засыпали его, маскируя наши следы, боясь быть обнаруженными. Издалека я видела, как из моря пытаются выбраться другие, но из-за ранений не могут перебраться через нагромождения льда. Вскоре мы услышали скрип саней. Это подъехали эсэсовцы. Были слышны выстрелы, потом стоны со стороны моря прекратились. Вскоре послышалась немецкая речь: «Здесь люди в воде! Это евреи! Мы должны об этом заявить бургомистру».

Это были жители окрестных деревень, которые услышав крики и стрельбу в ночи, оказались здесь». На другой день после расстрела, подчиняясь приказу командования СС и по доносам местных жителей, бургомистр Пальмникена Курт Фридрихс, за пристрастие к алкоголю прозванный жителями посёлка «Синяком», набрал поисковые группы, из числа членов Гитлерюгенда. Раздав карабины и налив по стакану шнапса, он отправил их на «настоящее мужское дело» — убивать женщин-евреек, не успевших уйти далеко.

Начало движения Марша Памяти запланировано на 10 часов. Автобус, который довезёт желающих до развилки в пос. Круглово, будет отходить в 9 часов также от площади у Дома Советов. По вопросам участия в поездке на автобусе следует обращаться по тел.

Проведение каких-либо мероприятий, связанных с иудеями, в Святой день противоречат законам Торы и любым нравственным людским понятиям. Расстрел 7000 евреев не может стать хайпом для кого бы там ни было. Просим Вас не допустить распространение пропаганды фашизма, глумления над последним Маршем Смерти и внесение корректив в проведение траурного мероприятия, организованного ИРО «Еврейская община Калининграда» и администрацией МО «Янтарный городской округ». На официальной странице мероприятия в фейсбуке жители региона призывают организаторов воздержаться от проведения своего марша. Вот лишь некоторые высказывания: «Опомнитесь, пока не поздно, и прикройте это мракобесие. Даже не верится, что такое могло кому-то в голову прийти»; «Мне хочется спросить — кто конкретно эту мерзость придумал? Фамилии, должности? Не организации, а имена? Страна должна знать своих идиотов»; «Уберите на странице вашего странного мероприятия ссылку на Еврейскую общину города Калининграда. Она не имеет к организации этого мрака никакого отношения»; «Вас надо арестовать и завести на вас уголовное дело, за глумление над памятью погибших». Историк Константин Пахалюк проанализировал сведения, которые приводят организаторы акции «Марш Пальмникен 2022»: «Про какую достоверность вы вообще пишите? Вы у себя на сайте не разобрались, сколько погибло в Штутгофе лагере смерти — прим. На самом деле 65 тыс из зарегистрированных, и ещё 15 тыс незарегистрированных. Что за глупости про устройство — «Лагерь Штуттхоф имел несколько лагерей-подразделений» — нет, всего было 66 филиалов. Нет, на запад ушли 11 колонн по 1 тыс человек , а вот оставшиеся остались там. Под Пальмникен эвакуировали узников из лагерей в Хайлигенбайле, Есау и Кёнигсберга.

В Калининградской области открыли памятник «Жертвам марша смерти в Пальмникене»

В конце января 1945 года эсэсовцы погнали из Кенигсберга в сторону моря не менее пяти тысяч точное число не установлено заключенных концлагерей. В растянувшейся на километры колонне в основном были женщины-еврейки. Стоял лютый холод. Узники же — голодные, больные, полураздетые.

Многие падали, не в силах больше идти. Охранники добивали несчастных, так и бросая у дороги.

Там стояли дети, они стали кричать: «Это евреи! Старик был садовником. Когда старик вернулся, он сообщил, что хозяйка разрешила остаться на одну ночь. В доме натопили печь, накормили мясом с картошкой, можно было высушить одежду. Спать положили в хлеву, дали, чем укрыться. Крысы шелестели в соломе и носились по хлеву. Но девушки уже спали… На следующий день советские войска отступили от города, и старик хотел выгнать беглянок.

Он даже дал им носки и чулки, только бы ушли. Регина Цельникер покинула убежище. По дороге она выдала себя за польку, которую забрали в лагерь. А Анна Клиновска стала упрашивать старика, что будет делать всё по хозяйству, только бы не выгонял. Тот посоветовался с женой, и они решили оставить несчастную. Анна доила коров, ухаживала за курами, стирала. Спала всё ещё в хлеву. Анна принесла полный чемодан. Оделась, отросли волосы, теперь она уже имела постель и спала на кухне… Ей выдали удостоверение на имя Анна Клиновски.

Так она продержалась у них до прихода русских. Сходную историю рассказывает и упоминавшаяся выше Гелина Маленцевич. Наконец, поздно ночью мы пришли к берегу моря. Мы находились на возвышенности, перед которой был отвесный обрыв прямо к воде… По обе стороны колонны стояли автоматчики, которые стреляли в подходящих людей. Те, в кого попадали, теряли равновесие и падали вниз. Увидев, что происходит, мы естественно подались назад. Эсэсовский командир обершарффюрер Шток, схватил оружие и, злобно бранясь, закричал на нас: «Почему не хотите идти дальше? Всё равно вас пристрелят, как собак! Придя в себя после падения с обрыва, Гелина и ещё несколько женщин с большими усилиями начали карабкаться вверх по склону горы.

Наконец взобрались на возвышенность, Стоял 25-градусный мороз. Они были покрыты ледяной коркой и еле двигались. И вот, после часа блужданий в снегу, они увидели дома какого-то селения. Было ранее утро, стояла полная тишина. Постучали в дверь первого дома. Дверь открыла женщина. Увидев их, насмерть перепугалась, бросилась обратно в дом и вернулась со своим мужем.

Узнать об этом страшном событии в Калининградскую область приехали люди со всей страны. Лариса Прокудина — педагог из Энгельса. Говорит, что даже погода скорбит вместе с людьми. Порывистый ветер словно пытается рассказать об ужасной трагедии. И даёт почувствовать собравшимся то, что пришлось пережить жертвам фашизма перед смертью. Потому что это даёт возможность рассказать историю, такую, какой она была на самом деле и память, которую я смогу перенести в детские сердца, она останется у них. Официальной датой окончания холокоста считается 27 января 1945 года день освобождения «Освенцима» советскими войсками. Но убийства продолжались. Когда началось наступление Красной Армии в Восточной Пруссии в январе 1945 года, фашисты решили ликвидировать находящиеся в этом районе перевалочные лагеря. В ночь с 31 января на 1 февраля колонну из семи тысяч человек, в основном польских евреев и бывших узников Вильнюсского гетто голодных и больных погнали из Кенигсберга в Пальмникен. Многие погибли во время марша смерти. Тех, кто дошел до берега, согнали в море и расстреляли. Чудом выжило 13 человек.

Расширенный поиск 8361883 Люди у памятника жертвам Холокоста - мемориал жертвам "Марша смерти" в поселке Янтарный Калининградской области, где проходит траурный митинг, посвященный памяти жертв Холокоста и Пальмникенского расстрела. Участники митинга проследовали по маршруту, по которому в конце января 1945 года фашисты конвоировали узников концлагерей Восточной Пруссии на берег Балтийского моря в поселок Пальмникен ныне Янтарный.

70-летие Марша смерти

Руководитель Янтарного также принял участие в этом марше, собравшем 80 человек. В Янтарном городском округе Калининградской области состоялось мероприятие, посвященное памяти жертв Холокоста, когда нацисты страшно расправились с узниками концлагеря «Штутгоф». С 25 по 30 января 1945 года по дороге из Кенигсберга в Пальмникен (ныне Янтарный) были расстреляны тысячи узников концентрационных лагерей Восточной Пруссии, среди которых большинство составляли женщины и дети, прошедшие свой последний «Марш смерти».

Уродство ура-патриотизма, или «Холокост-шоу» под Калининградом

Однако сам факт, что поэзия охотно оплачивалась заказчиками, говорит, во-первых, о ее социальной востребованности, а, во-вторых, о безусловной значимости поэтического ремесла в жизни общества. Однако остановимся на этом и предложим прочитать более внимательно текст легендарной песни «Анхен фон Тарау», окутанной в тайны смысловых анаграмм. Язык эпохи барокко представлял собой не менее вычурный стиль в литературе, такой же, как и известный своим множеством деталей стиль в архитектуре. Каждый элемент поэзии барокко нёс в себе символы, знаки, тайные послания, понятные тем, кто был гоним и не мог открыто изъясняться с единоверцами — в разгар 30-летней войны религий в Европе чревато было протестантам вслух рассуждать в католическом европейском обществе. Пруссию обошла война, и те, кто в те времена искал духовную свободу, кто хотел избежать нужды, бедствий и притеснений, связанных с войной, тот отправлялся в толерантное герцогство Прусское — «пристанище Германское», прежнее государство Тевтонского ордена, которое не подчинялось императору из рода Габсбургов. Таким образом, протестантам удавалось в какой-то мере избежать жестокого преследования и ужасов войны. Студенты стремились попасть в «Альма матер Альбертина», в Кёнигсбергский университет. В XVII веке Кёнигсбергский университет являлся центром продвижения Реформации, здесь создавались поэтические кружки любителями стихотворных посланий и посвящений, в основе которых анаграммы. Процесс творческой интеграции поэтов и музыкантов в Кёнигсберге XVII века, объединившихся в дружеское сообщество, оставил заметный след в истории европейской литературы. Кёнигсбергский поэтический кружок XVII века — это круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой.

Таким образом Кёнигсберг становится колыбелью языка анаграмм — иронично-барочного отражения новой поэзии «скрытой теологии», парадигма тайн барокко. С октября 1640 года курфюрст Георг Вильгельм постоянно находился в постели. Помимо своей хронической болезни ног он также страдал водянкой. Георг Вильгельм умер после продолжительной болезни в возрасте 45 лет 1 декабря 1640 года. Причиной смерти была указана водянка и удар. Георг Вильгельм Бранденбургский является единственным представителем Гогенцоллернов, похороненным в Кёнигсберге, в местном Кафедральном соборе. Первый герцог Пруссии Альбрехт Бранденбургский был представителем династии Ансбах, его отец Фридрих I, будучи маркграфом Бранденбург-Ансбаха являлся представителем Гогенцоллернов. Король Фридрих I, внук курфюрста Георга Вильгельма и сын Великого курфюрста, расширил замок в Пальмникене в качестве также одной их своих охотничьих резиденций, побывав здесь в 1703 году и выделив на его перестройку из казны 1023 талера, — привёз шведский кафель, особый отделочный камень в количестве 66 тысяч штук по цене 5 талеров за тысячу. Примерно в 1690 году сюда из Гермау пос.

Русское Зеленоградского района перенесли управление береговой службы das Strandamt и янтарную палату die Bernsteinkammer , а в подземельях дома содержали расхитителей янтаря в темнице под названием «Кустоди» дьячок или побережье или «Клауссе» келья или ущелье. Возвращаясь к машинам, обратим внимание, что имя Беккера в Янтарном сохранили, благодаря внучатому племяннику янтарного фабриканта, в честь которого назван отель «HotelBecker» через дорогу от церкви в бывшем здании государственных служащих, открывшегося в 2008 году. Держим путь в сторону озера Синявино, бывшего карьера, красивейшего водоёма на территории Калининградской области. Мысль о том, что янтарь можно добывать и открытым способом, давно бродила в головах немецких специалистов. Попыткам создания карьеров мешало отсутствие техники нужного уровня, но добыча в шахте становилась всё более проблематичной. Во-первых, штольни стали многокилометровыми, квалифицированных горняков становилось всё меньше. А второй причиной для перехода к карьерному способу можно считать значительное подорожание древесины, которая в огромном количестве шла на крепёж в шахте. Требовалась именно лиственница, которая во влажной среде не поддавалась гниению, наоборот, приобретала крепость. Ежегодно перерабатывалась почти тысяча вагонов досок и брёвен.

Суточная потребность в лесоматериалах до Первой мировой войны обуславливала расходы до одной тысячи марок. Немецкие специалисты подсчитали, что кубометр горной массы, добытой в шахте подземным способом, стоит 15 марок, а при открытой разработке оценивается в 60 пфеннигов. Всё говорило в пользу нового способа и шли поиски территории с большим содержанием янтаря. Такое место было найдено на расстоянии 500 метров от моря на том же Пальмникенском месторождении, вблизи посёлка Гросс-Хубникен. В 1912 году был заложен крупный карьер глубиной 50 м — карьер «Вальтер», эксплуатировавшийся около 60 лет. В 1913 году приступили к вскрышным работам — «вскрышей» специалисты называют снятие верхнего слоя горных пород, покрывающих «голубую землю». Чтобы добраться до глины, содержащей солнечный камень, надо снять 30-40 метров породы, не имеющей ничего полезного для добытчиков. Началась большая выборка янтаря из «голубой земли» открытых карьеров. Эту работу производили многоковшовые экскаваторы, которые работали в двух уровнях — первые производили разработку пустой породы, вторые загружали вагонетки обнажившуюся глауконитовую «голубую землю» и загружали ее в открытые вагоны электропоезда, который следовал к обогатительной фабрике.

Карьер был оборудован сложными инженерными сооружениями для подъёма вагонов с янтароносной породой на поверхность. Теперь горнодобывающее предприятие представляло из себя промышленный комплекс с теплоцентралью, 60-метровыми заводскими трубами, водоохладителями, обогатительной фабрикой, складами, слесарными, кузнечными и столярными мастерскими, цехами по переработке янтаря и т. Для вывода янтарного производства из кризиса был взят курс на техническое перевооружение: обновилось оборудование карьера в Пальмникине; внедрялась механизация на всех этапах добычи, обогащения и обработки янтаря. Оснащение карьера «Вальтер» и экскавация выемка грунта экскаватором до начала выемки янтаря были оценены почти в три миллиона марок, но позднее потребовались дополнительные расходы в 600 000 марок. Правительство вернулось к промышленной добыче янтаря, лежавшей в основе успеха компаньонов фирмы «Штатиен и Беккер» во второй половине XIX века и полностью работавшего на экспорт, лишь в 1923 году. Созданный «Данцигский коридор» отделял Восточную Пруссию от Германии, вся торговля янтарём шла через Данциг, польские купцы желали торговать по «мировым ценам», что привело к увеличению пошлин. Ситуация усложнилась, когда США представили на рынок сотни тонн прессованного синтетического материала «БАКЕЛИТ» торговая марка по имени американского химика и изобретателя Лео Бекеланда нерастворимого негорючего сверхлёгкого пластика для изготовления курительных принадлежностей. Рынок янтаря «обрушился», прусское акционерное общество терпело огромные потери и тогда руководство впервые приняло решение заняться переработкой янтаря. В ней подробно говорится об упадке искусств: «…все без исключения искусства переживают сейчас тяжелый кризис».

Среди борцов за новые цели в пластическом искусстве в этой статье был назван штутгартский скульптор Герман Брахерт. В 1919 году Герман Брахерт получил приглашение на профессорскую должность в Школу искусств и ремесел Кёнигсберга. В течение семи лет работы в школе Брахерт вел класс скульптуры, класс ювелирного искусства, руководил мастерской по архитектуре интерьера и мебели. Мануфактура требовала повысить художественный уровень изделий янтаря. С этой целью в 1930 году на должность художественного консультанта был приглашен известный скульптор Германн Брахерт. Его изделия сочетали в себе стройное благородство и конструктивную рациональность школы дизайна Баухаус. В дальнейшем, в связи с ухудшением экономической ситуации, права на добычу неоднократно перекупались, но в результате контрольным пакетом акций в 1933 году завладела компания «Пройсаг» Preussag AG. В 1933 году впервые в Кёнигсберге в художественно-ремесленной школе был создан «янтарный класс» под руководством Яна Хольца, последователя Брахерта. Хольц много уделял внимания образовательному процессу, в том числе преподавал искусство художественной резьбы мастеров 17-го века.

Став в 1933 году художественным руководителем Мануфактуры, он поставил задачу расширить программу производства и установить для изделий заранее высокую художественную планку. Под его руководством и по его эскизам наряду с массовой продукцией на Мануфактуре стали изготавливаться дорогостоящие предметы обихода высокого художественного качества. В 1930-1940-е годы продукцию Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры можно было встретить в крупнейших магазинах многих европейских столиц. Изделия Мануфактуры получали международное признание, благодаря участию во многих выставках, где они не раз были отмечены высокими наградами. Часто витрины в рекламных целях украшали портреты звёзд германского кинематографа. Бусы, броши, серьги, кулоны, браслеты и кольца выпускались Мануфактурой массовыми сериями. Для их изготовления использовался натуральный, а также прессованный и окрашенный янтарь, который часто сочетался с металлом. Дизайном шкатулок занималась группа художников, которые после 200-летнего «молчания великого искусства обработки янтаря» проделали в этой области поистине новаторскую работу. Скульпторы Герман Брахерт и Ян Хольцу смогли творчески осмыслить и совместить практичность и дешевизну изделий — фирменные принципы Мануфактуры — с оригинальностью и современностью их внешнего вида.

Большими партиями изготавливались плакетки и медальоны в честь знаменательных событий. Среди них медальон с изображением Кёнигсбергского собора, выпущенный в 1933 году к 600-летнему юбилею его основания и знак «Германской Восточной ярмарки», изготовление которого было приурочено к проведению сельскохозяйственной выставки в Кёнигсберге в 1936 году. Неизменно большое внимание уделялось сувенирной продукции, отражающей неповторимый восточно-прусский колорит. Здесь янтарь выступал уже в качестве уникального «фирменного» материала. Мотивами этих изделий служили национальные восточно-прусские символы. Одну из самых многочисленных категорий составляли спортивные призы, среди которых кубки и тарелки, выполненные из янтаря и серебра и использовавшиеся в качестве почётных призов на Олимпийских играх в Берлине в 1936 году. Использование янтаря в изготовлении спортивных призов, несомненно, подняло его статус. В результате янтарь под рекламным лозунгом «Германское золото» стал равноправным в ряду материалов, обычно использовавшихся для подобных предметов, таких как: золото, серебро или ценные породы дерева. Государственная янтарная мануфактура стала крупнейшим в мире предприятием по добыче и обработке янтаря.

Высокий художественный уровень её массовой продукции сыграл огромную роль в популяризации янтарных изделий далеко за пределами Германии. Во время Второй мировой войны Германский экспорт янтаря в Японию приносил значительные валютные поступления, при этом на добыче и производстве работали тысячи пленных. На этом этапе истории янтарь «служил» на благо войны и разрушения… В относящейся к июню 1945 года справке об экономике района Земландской комендатуры содержится описание янтарного завода, из которого следует, что в последние месяцы войны он был перепрофилирован немцами на выпуск военной продукции: «Завод производил галантерейные товары мундштуки, расчески, пуговицы и работал до 1945 года. В связи с бомбардировкой промышленности, расположенной в центре Германии, оттуда было привезено оборудование двух заводов — орудийного и патронного, которое установлено в цехах янтарного завода, а оборудование янтарного завода снято и законсервировано на территории завода». Вскоре после окончания войны оборудование военных заводов демонтировали и вывезли из Пальмникена, а янтарное производство было передано не позднее 1 сентября 1945 года в ведение военторга. По свидетельству ветерана Янтарного комбината Г. Яковенко, на базе сохранившихся на складе двадцати тонн янтаря-сырца военторг организовал небольшое полукустарное производство по выпуску янтарных изделий. Работали в мастерских демобилизованные офицеры, солдаты, привлекали и оставшихся в Пальмникене немцев, причем вся продукция изготовлялась по образцам, доставшимся в наследство от Кёнигсбергской янтарной мануфактуры. Руководство новой советской области понимало значение и перспективы развития янтарного дела, о чем свидетельствует справка Облплана за 1946 год, в которой давалась следующая характеристика доставшегося от немцев наследства: «Особое место в Восточной Пруссии занимала янтарная промышленность, базирующаяся на единственном в Европе месторождении янтаря вблизи Пальмникена.

В 1940 году было добыто 5000 тонн янтарной руды. На отходах янтарного производства работал лаковый завод. В данный момент янтарный завод находится в распоряжении военторга и вырабатывает из имеющихся запасов сырья мундштуки, папиросницы и т. Карьер, где добывался янтарь, затоплен, механизмы разрушены». Ко времени окончания военных действий карьер оказался затопленным дождевыми и грунтовыми водами, что привело к оползням и разрушило рабочие площадки. По всему было видно, что немцы прекратили добычу еще до прихода советских войск. Осенью 1947 года началась откачка воды из карьера в море, со дна удалена порода, восстановлены сделанные в виде уступов площадки. Одновременно проводились реконструкция подъездных путей и ремонт уцелевшего оборудования. К началу июля 1948 года карьер был введен в промышленную эксплуатацию.

После двух крупных оползней грунта в 1957 и 1958 годах, когда на дно карьера обрушилось около полумиллиона тонн земли, из строя оказалась выведена почти вся транспортная система, засыпано всё оборудование, была применена гидротранспортная технология с размывом пульпы мощным гидромонитором. По воспоминаниям очевидцев, карьер буквально разрушался на глазах. Хорошо, что оползни произошли в выходные дни, когда в карьере не было рабочих и удалось избежать несчастья. Карьер в Синявино работал до конца 1960-х годов на базе созданного в июле 1947 года Янтарного комбината. В середине 1960-х годов на комбинате разрабатывались планы продолжения карьера непосредственно на территории поселка Синявино. В этом случае предстояло снести не только приусадебные участки жителей, но и школу, детские ясли, а также жилые дома, в которых проживало 340 человек. Расчеты показывали, что полученная в результате этой операции прибыль не только покроет все затраты на перенос части поселка и новое строительство жилья и объектов соцкультбыта, но и принесет комбинату существенный доход. Однако по социальным соображениям этот проект не был реализован. Озеро Синявино, или, как его ещё называют, пруд «Янтарный» привлекает многих отдыхающих и летом, и зимой.

В холодное время года здесь предлагают надеть акваланги и опуститься на дно бывшего карьера. Такой вид активного отдыха - дайвинг - становится популярным в последнее время. А тем, у кого на свежем воздухе разыгрался аппетит — неплохое кафе с горячими блюдами на территории базы отдыха. Озеро Синявино или озеро Янтарное, а если точнее по государственному реестру Федерального агентства водных ресурсов числится как «пруд без названия в посёлке Синявино», одним своим берегом граничит с территорией Янтарного комбината. К его этой стороне можно подъехать вдоль небольшого ущелья небольшой речки бывшего местечка Кракстепеллен. Переброшенный через ручей пешеходный мостик приглашает остановиться и «постоять» на благополучно разобранных железнодорожных путях. Эта дорога вела к шахте «Анна» на берегу моря. Последуем и мы в сторону легендарного пляжа под «Голубым флагом». Зимой здесь особенно тихо - безлюдно...

Чистые песчаные пляжи. Живописные обрывистые берега. Тишина и покой на бывших янтарных карьерах. Когда-то здесь добывали солнечный камень, и где-то здесь, под осыпью, вход в шахту с красивым женским именем Анна. Немногие, но всё же бывают в Янтарном на территории мемориального комплекса «Жертвам Марша смерти». При нацистах Пальмникен вписал свою страницу в печальную историю Холокоста: в ночь на 31 января 1945 года именно здесь, на берегу Балтийского моря, была осуществлена массовая казнь 7 тысяч узников лагеря Штутхоф под Данцигом — совр. Штутово под Гданьском, Польша — евреев по происхождению. Кажется невозможным, что 25 января 1945 года Красная Армия освобождает узников концентрационного лагеря «Освенцим», а буквально через неделю Холокост продолжился… и продолжился здесь на берегу Балтийского моря. Директор пальмникенских янтарных предприятий Ландман и управляющий трёх крупных сельскохозяйственных поместий — в Дробникене, Пальмникене и Гросс Хубникене Ханс Файерабенд, майор, награждённый орденом во время Первой мировой войны, публично воспротивились уничтожению узников в штольнях янтарного комбината.

Да, их протест ничего не изменил в судьбе приговорённых к смерти, но он был. И он достоин уважения. Директор янтарной мануфактуры Хельмут Ландманн отказался предоставить шахту «Анна» для уничтожения людей. Тогда эсэсовцы загнали 3000 еврейских женщин в фабричный цех, расположенный у карьера. Сегодня на месте карьера большое озеро. Когда 27 января 1945 в Пальмникен пригнали еврейских заключенных, командир батальона фольксштурма Ханс Файерабенд, высказал решительный протест командиру прибывшего подразделения SS. В ходе спора он со всей энергией заявил, что пока он жив, в Пальмникене больше не будет убит ни один еврей. Он начал организовывать для пленников необходимое питание. Внезапно янтарная мануфактура стала для евреев защитной зоной.

С этого момента над Пальмникеном нависла напряженная неизвестность. Чувствовалось, что здесь замышляется что-то чудовищное. Последний марш смерти в Восточной Пруссии достиг своей конечной станции. В течение трех дней Файерабенду удавалось обеспечивать скудной пищей и защищать евреев. Но потом он получил сфабрикованный боевой приказ выступить 30 января с сотней бойцов фольксштурма на передний край в район Куменена. Одновременно он получил из гестапо письмо с угрозой строгого наказания за противодействие ее планам. В Куменене Файерабенд прибыл в указанную в приказе воинскую часть, которая, как оказалось, не обращалась к командованию с просьбой об усилении. Той же ночью Файерабенд покончил с собой. Тела убитых заключённых свозили к шахте «Анна» и в районе пляжа за зданием заброшенного цеха сгружали в братскую могилу.

В ту первую половину дня солдаты SS прошли по домам вдоль трассы ужасного марша в поисках убежавших евреев. Они предостерегали от приема беглецов и угрожали казнью. Длинная яма почти до краев была заполнена трупами. Вероятно, здесь уже происходили расстрелы, и, наверное, здесь лежали также люди, убитые на улице. Убийцы определенно делали это не впервые. Они убивали свои жертвы выстрелами в затылок пистолетами калибра 7,65. Женщины должны были становиться на колени. Зверское уничтожение пленников должно было произойти на четыре дня позже, ночью 31 января 1945 года. Файерабенд, под защитой которого до сих пор находились евреи, вынужден был уйти из жизни.

Единственного человека, который смог бы предотвратить преступление, больше не было. Под покровом темноты палачи SS выгнали еврейских женщин из цехов мануфактуры на прибрежной лед. Стреляя в упор в беззащитных людей, они заставили их в страхе и отчаянии бросаться с кромки льда в открытую воду. Теперь море возвращало их тела... В 2011 году 30 января на берегу моря в Янтарном в районе гибели тысяч узников лагерей установлен памятный знак «Жертвам Марша смерти» работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия. От памятного монумента мы вышли в сторону шахты «Анна». В 2004 году в районе посёлка Синявино произошло обрушение морского берега, которое обнажило два оборудованных входа в штольни шахты «Анна». К тому времени они были прочно заблокированы, но есть сведения и о других закрытых для доступа входы. Путь в шахту «Анну» начинался с подошвы пляжа, штольни тянулись севернее и южнее — к центру Пальмникена.

Шахта «Анна» нигде не пересекалась с шахтой «Генриетта» и отработала 40 лет, исчерпав себя в 1923-1924 годах, — её законсервировали, штольни сохранили. У подножья сохранились железобетонные монолиты подъездных путей, арматура, остатки насыпи для движения вагонеток с грунтом… и следы недавней добычи янтаря от размывов помпой. Янтарь по-прежнему волнует... Кого, как украшение, кого, как минерал, кого, как предмет изучения, а кого, как средство обогащения - ничего не изменилось. Человек по-прежнему остаётся в плену у янтаря... Потому мы и назвали наше путешествие: «Янтарный — цвет, история места или судьба…» В завершении путешествия мы оказались у здания бывшей конторы сельскохозяйственного поселения Гросс Хубникен. Мы на конечной автобусной остановке в посёлке Синявино, пытаемся распознать год постройки сохранившихся стен когда-то добротного управления имением. Посёлок старше соседнего Янтарного, здесь разводили крупный рогатый скот, который получал призы на престижных немецких ярмарках. Арендатором янтарного рудника с 1912 года был управляющий трёх крупных сельскохозяйственных поместий — в Дробникене, Пальмникене и Гросс Хубникене — известный нам Ханс Фейерабенд, родившийся в 1882 году в Мариенхёхе крайса Пройсиш Эйлау район Багратионовска.

Именно ему округ Пальмникена был обязан выдающимся достижениям — чёрно-белые коровы из Пальмникена были отмеченных на Лейпцигской выставке-ярмарке. Фейерабенд был последним председателем Восточно-прусского общества племенной книги крупного рогатого скота с 1934 по 1945 годы. В Восточной Пруссии 1930-х годах было основано специальное племенное стадо — элита молочного животноводства. У неё было несколько соратниц с надоями за отметкой 10 000 кг в год. С такими показателями коровы из восточной провинции расходились на аукционах влёт. Только в военном 1941 году было продано 9 496 коров и 6 464 быков. Из них 1 034 быков и 6 647 коров было вывезено за пределы Восточной Пруссии. Никаких ограничений на экспорт не было. Так восточно-прусских коров закупали на развод покупатели из Тюрингии и Саксонии.

Про сельское хозяйство в Синявино давно забыли — земля распродаётся под коттеджи, особняки, дачи… В Синявино заезжают полюбоваться дикими нетронутыми пока цивилизацией красотами со стороны карьера — цвет воды этого водоёма удивляет, синий с изумрудным отливом не свойственен морю. Но, как мы и обещали, финал поездки предусматривает восторг от увиденных живописнейших берегов Самбийского полуострова. К морю ведёт дорога через поле — это путь к «Пляжному» карьеру Янтарного комбината, где встретит предупреждающая вывеска о запрете прохода. Но мы туда и не проходим, а пешком, как и следует встрече с нечто необычным, спустимся на побережье и ощутим радость от счастья жить у моря. Команда проекта «История.

Колонна, состоявшая преимущественно из женщин и детей, прошла 10 километров к месту, которое стало местом жестокой расправы. О трагедии в населенном пункте Пальмникен так раньше назывался поселок Янтарный , последнем акте холокоста и одной из самых страшных страниц в истории Второй мировой войны, стало известно совсем недавно. Это случилось благодаря вышедшей в Германии книге-покаянию немецкого публициста Мартина Бергау о чудовищном преступлении нацистов узнали во всем мире. Яков Суховольский провел в гетто почти два года. Шоссе и кюветы были буквально завалены убитыми людьми. Видел, как две, видимо, тяжело раненые женщины уползали в лес. Их стали преследовать.

Из семи тысяч человек чудом выжили тринадцать. Мраморный 10-метровый памятник представляет собой воздетые к небу человеческие руки, символизирующие мольбу погибающих людей о помощи.

Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев, русского народа, а также это Катастрофа всего человечества. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать детям и внукам. И жива память о миллионах погибших». Памятник призван напомнить и никогда не забывать о трагедии, которая стала последним актом Холокоста в Восточной Пруссии и произошла в январе 1945 года, когда на берегу Балтийского моря были расстреляны порядка 7 тысяч человек. В конце января 1945 года истощенных и практически без одежды, узников из гетто и концлагерей Восточной Пруссии, в основном это были женщины и девочки еврейской национальности, погнали в Пальмникен сегодняшний поселок Янтарный.

История марша смерти в Пальмникен( ныне Янтарный)

Памятный маршрут стартовал от посёлка Русское, где захоронены советские солдаты, пытавшиеся пробиться и помешать маршу смерти. Памятник почти семи тысячам жертвам Марша смерти был открыт в пос. Янтарном четыре года назад на средства еврейской общины и пожертвования частных лиц. В те годы в поселке Янтарный располагался один из нацистских лагерей смерти.

Калининградцы прошли Маршем смерти

Этой долгой дорогой в холодный зимний день ровно 70 лет назад шли тысячи женщин и детей. Многие из них знали, что конвоиры ведут их на верную смерть. Тех, кто выжил после марша, пригнали на берег Балтийского моря. Нацисты планировали уничтожить пленных в заброшенной штольне, где раньше добывался янтарь, но сделать это не смогли. Против планов немецких фашистов взбунтовался директор янтарного завода в поселке Пальмникен. Тогда колонну заключенных погнали в ледяную морскую воду и расстреляли. Из семи тысяч человек в ту ночь чудом выжили лишь 13.

Мы провели мониторинг — уже много лет это никому не интересно, просто это не озвучивают. А почему неинтересно?

Потому что это не касается конкретно каждого человека, а событие очень важное. Оно касается не только еврейской истории, это история отношений человека с человеком. Это может случиться с любой нацией, когда вдруг возникает ненависть, отторжение, которые приводят к таким последствиям. Вот на это мы бы хотели обратить внимание», — заявила она «Новому Калининграду». По её словам, воссоздание событий позволит людям погрузиться в историю и пропустить её через себя, однако как именно будет устроена реконструкция и что за сцены будут воссоздавать, Анна Симонова отвечать отказалась. Этот продукт имеет авторское право. У нас работают психологи, реконструкторы, сценаристы, режиссёры, другие представители творческих профессий кинобизнеса. И мы все вместе сделали некий продукт, который позволит участникам марша прожить эту историю, — пояснила она.

Это мероприятие создано для тех, кому оно нужно. А людей, кому это нужно, оказалось больше, чем мы ожидали.

По поводу этого праздника профессор поэзии Симон Дах был призван сочинить торжественное представление, приличествующее случаю. Университетская карьера Даха была в целом блестящей. Он пять раз избирался деканом, а зимой 1656 года без соблюдения формальностей единодушно был избран ректором университета. Следует отметить, что в глазах общественного мнения Дах, начиная примерно с 1638 года, скорее всего, представал именно как поэт правящего дома курфюршества Бранденбург-Пруссия, поскольку после визита в Кёнигсберг осенью 1638 года Георга Вильгельма его жизнь значительно изменилась к лучшему благодаря протекции со стороны курфюрста. И сам Дах стал активным поэтическим летописцем судьбы правящей семьи: он сочинял многочисленные стихи по разным многочисленным поводам в истории жизни и смерти правящей династии. Вместе с заслуженной славой к Даху пришло и материальное благополучие: кроме профессорского жалования постоянным и надежным источником дополнительных доходов было возрастающее число заказов. Дах возводит поэтическое творчество в ремесло, в ранг равноправного источника доходов. Дах сочинял за деньги, чем заслужил упреки многих потомков — историков литературы и поэтов, игнорирующих исторические обстоятельства художественного поэсиса XVII века в Германии.

Однако сам факт, что поэзия охотно оплачивалась заказчиками, говорит, во-первых, о ее социальной востребованности, а, во-вторых, о безусловной значимости поэтического ремесла в жизни общества. Однако остановимся на этом и предложим прочитать более внимательно текст легендарной песни «Анхен фон Тарау», окутанной в тайны смысловых анаграмм. Язык эпохи барокко представлял собой не менее вычурный стиль в литературе, такой же, как и известный своим множеством деталей стиль в архитектуре. Каждый элемент поэзии барокко нёс в себе символы, знаки, тайные послания, понятные тем, кто был гоним и не мог открыто изъясняться с единоверцами — в разгар 30-летней войны религий в Европе чревато было протестантам вслух рассуждать в католическом европейском обществе. Пруссию обошла война, и те, кто в те времена искал духовную свободу, кто хотел избежать нужды, бедствий и притеснений, связанных с войной, тот отправлялся в толерантное герцогство Прусское — «пристанище Германское», прежнее государство Тевтонского ордена, которое не подчинялось императору из рода Габсбургов. Таким образом, протестантам удавалось в какой-то мере избежать жестокого преследования и ужасов войны. Студенты стремились попасть в «Альма матер Альбертина», в Кёнигсбергский университет. В XVII веке Кёнигсбергский университет являлся центром продвижения Реформации, здесь создавались поэтические кружки любителями стихотворных посланий и посвящений, в основе которых анаграммы. Процесс творческой интеграции поэтов и музыкантов в Кёнигсберге XVII века, объединившихся в дружеское сообщество, оставил заметный след в истории европейской литературы. Кёнигсбергский поэтический кружок XVII века — это круг изысканных и талантливых людей, имевших изрядное гуманистическое образование и объединенных общей любовью к поэзии и музицированию, но, прежде всего дружбой.

Таким образом Кёнигсберг становится колыбелью языка анаграмм — иронично-барочного отражения новой поэзии «скрытой теологии», парадигма тайн барокко. С октября 1640 года курфюрст Георг Вильгельм постоянно находился в постели. Помимо своей хронической болезни ног он также страдал водянкой. Георг Вильгельм умер после продолжительной болезни в возрасте 45 лет 1 декабря 1640 года. Причиной смерти была указана водянка и удар. Георг Вильгельм Бранденбургский является единственным представителем Гогенцоллернов, похороненным в Кёнигсберге, в местном Кафедральном соборе. Первый герцог Пруссии Альбрехт Бранденбургский был представителем династии Ансбах, его отец Фридрих I, будучи маркграфом Бранденбург-Ансбаха являлся представителем Гогенцоллернов. Король Фридрих I, внук курфюрста Георга Вильгельма и сын Великого курфюрста, расширил замок в Пальмникене в качестве также одной их своих охотничьих резиденций, побывав здесь в 1703 году и выделив на его перестройку из казны 1023 талера, — привёз шведский кафель, особый отделочный камень в количестве 66 тысяч штук по цене 5 талеров за тысячу. Примерно в 1690 году сюда из Гермау пос. Русское Зеленоградского района перенесли управление береговой службы das Strandamt и янтарную палату die Bernsteinkammer , а в подземельях дома содержали расхитителей янтаря в темнице под названием «Кустоди» дьячок или побережье или «Клауссе» келья или ущелье.

Возвращаясь к машинам, обратим внимание, что имя Беккера в Янтарном сохранили, благодаря внучатому племяннику янтарного фабриканта, в честь которого назван отель «HotelBecker» через дорогу от церкви в бывшем здании государственных служащих, открывшегося в 2008 году. Держим путь в сторону озера Синявино, бывшего карьера, красивейшего водоёма на территории Калининградской области. Мысль о том, что янтарь можно добывать и открытым способом, давно бродила в головах немецких специалистов. Попыткам создания карьеров мешало отсутствие техники нужного уровня, но добыча в шахте становилась всё более проблематичной. Во-первых, штольни стали многокилометровыми, квалифицированных горняков становилось всё меньше. А второй причиной для перехода к карьерному способу можно считать значительное подорожание древесины, которая в огромном количестве шла на крепёж в шахте. Требовалась именно лиственница, которая во влажной среде не поддавалась гниению, наоборот, приобретала крепость. Ежегодно перерабатывалась почти тысяча вагонов досок и брёвен. Суточная потребность в лесоматериалах до Первой мировой войны обуславливала расходы до одной тысячи марок. Немецкие специалисты подсчитали, что кубометр горной массы, добытой в шахте подземным способом, стоит 15 марок, а при открытой разработке оценивается в 60 пфеннигов.

Всё говорило в пользу нового способа и шли поиски территории с большим содержанием янтаря. Такое место было найдено на расстоянии 500 метров от моря на том же Пальмникенском месторождении, вблизи посёлка Гросс-Хубникен. В 1912 году был заложен крупный карьер глубиной 50 м — карьер «Вальтер», эксплуатировавшийся около 60 лет. В 1913 году приступили к вскрышным работам — «вскрышей» специалисты называют снятие верхнего слоя горных пород, покрывающих «голубую землю». Чтобы добраться до глины, содержащей солнечный камень, надо снять 30-40 метров породы, не имеющей ничего полезного для добытчиков. Началась большая выборка янтаря из «голубой земли» открытых карьеров. Эту работу производили многоковшовые экскаваторы, которые работали в двух уровнях — первые производили разработку пустой породы, вторые загружали вагонетки обнажившуюся глауконитовую «голубую землю» и загружали ее в открытые вагоны электропоезда, который следовал к обогатительной фабрике. Карьер был оборудован сложными инженерными сооружениями для подъёма вагонов с янтароносной породой на поверхность. Теперь горнодобывающее предприятие представляло из себя промышленный комплекс с теплоцентралью, 60-метровыми заводскими трубами, водоохладителями, обогатительной фабрикой, складами, слесарными, кузнечными и столярными мастерскими, цехами по переработке янтаря и т. Для вывода янтарного производства из кризиса был взят курс на техническое перевооружение: обновилось оборудование карьера в Пальмникине; внедрялась механизация на всех этапах добычи, обогащения и обработки янтаря.

Оснащение карьера «Вальтер» и экскавация выемка грунта экскаватором до начала выемки янтаря были оценены почти в три миллиона марок, но позднее потребовались дополнительные расходы в 600 000 марок. Правительство вернулось к промышленной добыче янтаря, лежавшей в основе успеха компаньонов фирмы «Штатиен и Беккер» во второй половине XIX века и полностью работавшего на экспорт, лишь в 1923 году. Созданный «Данцигский коридор» отделял Восточную Пруссию от Германии, вся торговля янтарём шла через Данциг, польские купцы желали торговать по «мировым ценам», что привело к увеличению пошлин. Ситуация усложнилась, когда США представили на рынок сотни тонн прессованного синтетического материала «БАКЕЛИТ» торговая марка по имени американского химика и изобретателя Лео Бекеланда нерастворимого негорючего сверхлёгкого пластика для изготовления курительных принадлежностей. Рынок янтаря «обрушился», прусское акционерное общество терпело огромные потери и тогда руководство впервые приняло решение заняться переработкой янтаря. В ней подробно говорится об упадке искусств: «…все без исключения искусства переживают сейчас тяжелый кризис». Среди борцов за новые цели в пластическом искусстве в этой статье был назван штутгартский скульптор Герман Брахерт. В 1919 году Герман Брахерт получил приглашение на профессорскую должность в Школу искусств и ремесел Кёнигсберга. В течение семи лет работы в школе Брахерт вел класс скульптуры, класс ювелирного искусства, руководил мастерской по архитектуре интерьера и мебели. Мануфактура требовала повысить художественный уровень изделий янтаря.

С этой целью в 1930 году на должность художественного консультанта был приглашен известный скульптор Германн Брахерт. Его изделия сочетали в себе стройное благородство и конструктивную рациональность школы дизайна Баухаус. В дальнейшем, в связи с ухудшением экономической ситуации, права на добычу неоднократно перекупались, но в результате контрольным пакетом акций в 1933 году завладела компания «Пройсаг» Preussag AG. В 1933 году впервые в Кёнигсберге в художественно-ремесленной школе был создан «янтарный класс» под руководством Яна Хольца, последователя Брахерта. Хольц много уделял внимания образовательному процессу, в том числе преподавал искусство художественной резьбы мастеров 17-го века. Став в 1933 году художественным руководителем Мануфактуры, он поставил задачу расширить программу производства и установить для изделий заранее высокую художественную планку. Под его руководством и по его эскизам наряду с массовой продукцией на Мануфактуре стали изготавливаться дорогостоящие предметы обихода высокого художественного качества. В 1930-1940-е годы продукцию Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуры можно было встретить в крупнейших магазинах многих европейских столиц. Изделия Мануфактуры получали международное признание, благодаря участию во многих выставках, где они не раз были отмечены высокими наградами. Часто витрины в рекламных целях украшали портреты звёзд германского кинематографа.

Бусы, броши, серьги, кулоны, браслеты и кольца выпускались Мануфактурой массовыми сериями. Для их изготовления использовался натуральный, а также прессованный и окрашенный янтарь, который часто сочетался с металлом. Дизайном шкатулок занималась группа художников, которые после 200-летнего «молчания великого искусства обработки янтаря» проделали в этой области поистине новаторскую работу. Скульпторы Герман Брахерт и Ян Хольцу смогли творчески осмыслить и совместить практичность и дешевизну изделий — фирменные принципы Мануфактуры — с оригинальностью и современностью их внешнего вида. Большими партиями изготавливались плакетки и медальоны в честь знаменательных событий. Среди них медальон с изображением Кёнигсбергского собора, выпущенный в 1933 году к 600-летнему юбилею его основания и знак «Германской Восточной ярмарки», изготовление которого было приурочено к проведению сельскохозяйственной выставки в Кёнигсберге в 1936 году. Неизменно большое внимание уделялось сувенирной продукции, отражающей неповторимый восточно-прусский колорит. Здесь янтарь выступал уже в качестве уникального «фирменного» материала. Мотивами этих изделий служили национальные восточно-прусские символы. Одну из самых многочисленных категорий составляли спортивные призы, среди которых кубки и тарелки, выполненные из янтаря и серебра и использовавшиеся в качестве почётных призов на Олимпийских играх в Берлине в 1936 году.

Использование янтаря в изготовлении спортивных призов, несомненно, подняло его статус. В результате янтарь под рекламным лозунгом «Германское золото» стал равноправным в ряду материалов, обычно использовавшихся для подобных предметов, таких как: золото, серебро или ценные породы дерева. Государственная янтарная мануфактура стала крупнейшим в мире предприятием по добыче и обработке янтаря. Высокий художественный уровень её массовой продукции сыграл огромную роль в популяризации янтарных изделий далеко за пределами Германии. Во время Второй мировой войны Германский экспорт янтаря в Японию приносил значительные валютные поступления, при этом на добыче и производстве работали тысячи пленных. На этом этапе истории янтарь «служил» на благо войны и разрушения… В относящейся к июню 1945 года справке об экономике района Земландской комендатуры содержится описание янтарного завода, из которого следует, что в последние месяцы войны он был перепрофилирован немцами на выпуск военной продукции: «Завод производил галантерейные товары мундштуки, расчески, пуговицы и работал до 1945 года. В связи с бомбардировкой промышленности, расположенной в центре Германии, оттуда было привезено оборудование двух заводов — орудийного и патронного, которое установлено в цехах янтарного завода, а оборудование янтарного завода снято и законсервировано на территории завода». Вскоре после окончания войны оборудование военных заводов демонтировали и вывезли из Пальмникена, а янтарное производство было передано не позднее 1 сентября 1945 года в ведение военторга. По свидетельству ветерана Янтарного комбината Г. Яковенко, на базе сохранившихся на складе двадцати тонн янтаря-сырца военторг организовал небольшое полукустарное производство по выпуску янтарных изделий.

Работали в мастерских демобилизованные офицеры, солдаты, привлекали и оставшихся в Пальмникене немцев, причем вся продукция изготовлялась по образцам, доставшимся в наследство от Кёнигсбергской янтарной мануфактуры. Руководство новой советской области понимало значение и перспективы развития янтарного дела, о чем свидетельствует справка Облплана за 1946 год, в которой давалась следующая характеристика доставшегося от немцев наследства: «Особое место в Восточной Пруссии занимала янтарная промышленность, базирующаяся на единственном в Европе месторождении янтаря вблизи Пальмникена. В 1940 году было добыто 5000 тонн янтарной руды. На отходах янтарного производства работал лаковый завод. В данный момент янтарный завод находится в распоряжении военторга и вырабатывает из имеющихся запасов сырья мундштуки, папиросницы и т. Карьер, где добывался янтарь, затоплен, механизмы разрушены». Ко времени окончания военных действий карьер оказался затопленным дождевыми и грунтовыми водами, что привело к оползням и разрушило рабочие площадки. По всему было видно, что немцы прекратили добычу еще до прихода советских войск. Осенью 1947 года началась откачка воды из карьера в море, со дна удалена порода, восстановлены сделанные в виде уступов площадки. Одновременно проводились реконструкция подъездных путей и ремонт уцелевшего оборудования.

К началу июля 1948 года карьер был введен в промышленную эксплуатацию. После двух крупных оползней грунта в 1957 и 1958 годах, когда на дно карьера обрушилось около полумиллиона тонн земли, из строя оказалась выведена почти вся транспортная система, засыпано всё оборудование, была применена гидротранспортная технология с размывом пульпы мощным гидромонитором. По воспоминаниям очевидцев, карьер буквально разрушался на глазах. Хорошо, что оползни произошли в выходные дни, когда в карьере не было рабочих и удалось избежать несчастья. Карьер в Синявино работал до конца 1960-х годов на базе созданного в июле 1947 года Янтарного комбината. В середине 1960-х годов на комбинате разрабатывались планы продолжения карьера непосредственно на территории поселка Синявино. В этом случае предстояло снести не только приусадебные участки жителей, но и школу, детские ясли, а также жилые дома, в которых проживало 340 человек. Расчеты показывали, что полученная в результате этой операции прибыль не только покроет все затраты на перенос части поселка и новое строительство жилья и объектов соцкультбыта, но и принесет комбинату существенный доход. Однако по социальным соображениям этот проект не был реализован. Озеро Синявино, или, как его ещё называют, пруд «Янтарный» привлекает многих отдыхающих и летом, и зимой.

В холодное время года здесь предлагают надеть акваланги и опуститься на дно бывшего карьера. Такой вид активного отдыха - дайвинг - становится популярным в последнее время. А тем, у кого на свежем воздухе разыгрался аппетит — неплохое кафе с горячими блюдами на территории базы отдыха. Озеро Синявино или озеро Янтарное, а если точнее по государственному реестру Федерального агентства водных ресурсов числится как «пруд без названия в посёлке Синявино», одним своим берегом граничит с территорией Янтарного комбината. К его этой стороне можно подъехать вдоль небольшого ущелья небольшой речки бывшего местечка Кракстепеллен. Переброшенный через ручей пешеходный мостик приглашает остановиться и «постоять» на благополучно разобранных железнодорожных путях. Эта дорога вела к шахте «Анна» на берегу моря. Последуем и мы в сторону легендарного пляжа под «Голубым флагом». Зимой здесь особенно тихо - безлюдно... Чистые песчаные пляжи.

Живописные обрывистые берега. Тишина и покой на бывших янтарных карьерах. Когда-то здесь добывали солнечный камень, и где-то здесь, под осыпью, вход в шахту с красивым женским именем Анна. Немногие, но всё же бывают в Янтарном на территории мемориального комплекса «Жертвам Марша смерти». При нацистах Пальмникен вписал свою страницу в печальную историю Холокоста: в ночь на 31 января 1945 года именно здесь, на берегу Балтийского моря, была осуществлена массовая казнь 7 тысяч узников лагеря Штутхоф под Данцигом — совр. Штутово под Гданьском, Польша — евреев по происхождению. Кажется невозможным, что 25 января 1945 года Красная Армия освобождает узников концентрационного лагеря «Освенцим», а буквально через неделю Холокост продолжился… и продолжился здесь на берегу Балтийского моря. Директор пальмникенских янтарных предприятий Ландман и управляющий трёх крупных сельскохозяйственных поместий — в Дробникене, Пальмникене и Гросс Хубникене Ханс Файерабенд, майор, награждённый орденом во время Первой мировой войны, публично воспротивились уничтожению узников в штольнях янтарного комбината. Да, их протест ничего не изменил в судьбе приговорённых к смерти, но он был. И он достоин уважения.

Директор янтарной мануфактуры Хельмут Ландманн отказался предоставить шахту «Анна» для уничтожения людей. Тогда эсэсовцы загнали 3000 еврейских женщин в фабричный цех, расположенный у карьера. Сегодня на месте карьера большое озеро. Когда 27 января 1945 в Пальмникен пригнали еврейских заключенных, командир батальона фольксштурма Ханс Файерабенд, высказал решительный протест командиру прибывшего подразделения SS. В ходе спора он со всей энергией заявил, что пока он жив, в Пальмникене больше не будет убит ни один еврей. Он начал организовывать для пленников необходимое питание. Внезапно янтарная мануфактура стала для евреев защитной зоной. С этого момента над Пальмникеном нависла напряженная неизвестность. Чувствовалось, что здесь замышляется что-то чудовищное. Последний марш смерти в Восточной Пруссии достиг своей конечной станции.

В течение трех дней Файерабенду удавалось обеспечивать скудной пищей и защищать евреев. Но потом он получил сфабрикованный боевой приказ выступить 30 января с сотней бойцов фольксштурма на передний край в район Куменена. Одновременно он получил из гестапо письмо с угрозой строгого наказания за противодействие ее планам. В Куменене Файерабенд прибыл в указанную в приказе воинскую часть, которая, как оказалось, не обращалась к командованию с просьбой об усилении. Той же ночью Файерабенд покончил с собой. Тела убитых заключённых свозили к шахте «Анна» и в районе пляжа за зданием заброшенного цеха сгружали в братскую могилу. В ту первую половину дня солдаты SS прошли по домам вдоль трассы ужасного марша в поисках убежавших евреев. Они предостерегали от приема беглецов и угрожали казнью. Длинная яма почти до краев была заполнена трупами. Вероятно, здесь уже происходили расстрелы, и, наверное, здесь лежали также люди, убитые на улице.

Убийцы определенно делали это не впервые. Они убивали свои жертвы выстрелами в затылок пистолетами калибра 7,65. Женщины должны были становиться на колени. Зверское уничтожение пленников должно было произойти на четыре дня позже, ночью 31 января 1945 года. Файерабенд, под защитой которого до сих пор находились евреи, вынужден был уйти из жизни. Единственного человека, который смог бы предотвратить преступление, больше не было. Под покровом темноты палачи SS выгнали еврейских женщин из цехов мануфактуры на прибрежной лед. Стреляя в упор в беззащитных людей, они заставили их в страхе и отчаянии бросаться с кромки льда в открытую воду. Теперь море возвращало их тела... В 2011 году 30 января на берегу моря в Янтарном в районе гибели тысяч узников лагерей установлен памятный знак «Жертвам Марша смерти» работы скульпторов Франка Майслера и Арье Овадия.

От памятного монумента мы вышли в сторону шахты «Анна». В 2004 году в районе посёлка Синявино произошло обрушение морского берега, которое обнажило два оборудованных входа в штольни шахты «Анна». К тому времени они были прочно заблокированы, но есть сведения и о других закрытых для доступа входы. Путь в шахту «Анну» начинался с подошвы пляжа, штольни тянулись севернее и южнее — к центру Пальмникена. Шахта «Анна» нигде не пересекалась с шахтой «Генриетта» и отработала 40 лет, исчерпав себя в 1923-1924 годах, — её законсервировали, штольни сохранили. У подножья сохранились железобетонные монолиты подъездных путей, арматура, остатки насыпи для движения вагонеток с грунтом… и следы недавней добычи янтаря от размывов помпой. Янтарь по-прежнему волнует... Кого, как украшение, кого, как минерал, кого, как предмет изучения, а кого, как средство обогащения - ничего не изменилось. Человек по-прежнему остаётся в плену у янтаря... Потому мы и назвали наше путешествие: «Янтарный — цвет, история места или судьба…» В завершении путешествия мы оказались у здания бывшей конторы сельскохозяйственного поселения Гросс Хубникен.

Мы на конечной автобусной остановке в посёлке Синявино, пытаемся распознать год постройки сохранившихся стен когда-то добротного управления имением. Посёлок старше соседнего Янтарного, здесь разводили крупный рогатый скот, который получал призы на престижных немецких ярмарках. Арендатором янтарного рудника с 1912 года был управляющий трёх крупных сельскохозяйственных поместий — в Дробникене, Пальмникене и Гросс Хубникене — известный нам Ханс Фейерабенд, родившийся в 1882 году в Мариенхёхе крайса Пройсиш Эйлау район Багратионовска. Именно ему округ Пальмникена был обязан выдающимся достижениям — чёрно-белые коровы из Пальмникена были отмеченных на Лейпцигской выставке-ярмарке. Фейерабенд был последним председателем Восточно-прусского общества племенной книги крупного рогатого скота с 1934 по 1945 годы. В Восточной Пруссии 1930-х годах было основано специальное племенное стадо — элита молочного животноводства. У неё было несколько соратниц с надоями за отметкой 10 000 кг в год. С такими показателями коровы из восточной провинции расходились на аукционах влёт. Только в военном 1941 году было продано 9 496 коров и 6 464 быков.

Янтарном четыре года назад на средства еврейской общины и пожертвования частных лиц. Это страшные трагедии Великой Отечественной войны. Особые слова благодарности — нашим ветеранам, которые в этом году будут принимать поздравления с юбилеем Великой Победы.

В память о жертвах Холокоста прошел Марш жизни под Калининградом

«Марши смерти» из концлагерей проходили как можно дальше от населенных пунктов, во избежание контактов заключенных с гражданским населением и побегов из колонн. 24 августа стало известно, что неизвестными в поселке Янтарный был осквернен памятник Жертвам Марша смерти под Кенигсбергом. В те годы в поселке Янтарный располагался один из нацистских лагерей смерти. мемориал жертвам "Марша смерти" в поселке Янтарный Калининградской области, где проходит траурный митинг, посвященный памяти жертв Холокоста и Пальмникенского расстрела.

Под Калининградом прошел "марш жизни" по маршруту "марша смерти" жертв холокоста

Автор, бывший житель поселка и свидетель тех событий, детально описал происшествия января 1945 года. Труд произвел сенсацию в Германии. Памятник жертвам холокоста представляет собой установленные на двухъярусной основе, высеченные из гранита семиметровые возведенные к небу три руки, на которых находятся номера узников концлагеря. Скульптура, общей высотой около 10 метров, была сооружена на средства калининградского бизнесмена Владимира Кацмана. Авторами монумента являются скульпторы Франка Майслера и Арье Овадия. На втором ярусе основы памятника размещены изображения «жертв» и таблички с надписью «Памятник жертвам марша смерти под Кёнигсбергом 1945». Чуть севернее от памятника расположен памятный знак - небольшая пирамида, установленная ранее основного монумента. Пирамида создана из полевых камней, на которой укреплена мемориальная доска с надписью: «В память о 7000 жертв Холокоста убитых нацистами 31 января 1945 г…» и табличка: «Мемориал установлен на средства Еврейской Общины г.

Массовая бойня была последним событием, которое завершило марш смерти. Зимой 1945, перед наступлением Красной Армии крупные концлагеря спешно расформировывались. Около 10 тысяч молодых женщин и девушек были перенаправлены из концлагеря Штуттгоф во внешние лагеря в Восточной Пруссии, вначале на работы, затем — на уничтожение. В конце января колонна из нескольких тысяч человек под конвоем СС пешим ходом двинулась на северо-запад, в Пальмникен. По разным оценкам, не менее 2 тысяч узников погибли в дороге. В Пальмникене, центре янтарной добычи и производства, первоначально планировалось уничтожение людей в заброшенной шахте. Этим планам помешал директор имений Файерабенд, человек, пользовавшийся в местной общине большим авторитетом. После его устранения в ночь на 1 февраля 1945 был произведен массовый расстрел. Известно, что спастись в пальмникенском марше смерти удалось лишь 13-15 женщинам. Долгие годы трагедия оставалась почти неизвестной, как на Западе, так и в России. Внимание к ней вновь было привлечено лишь в конце 1990-х.

В конце января 1945 года из Кенигсберга в Пальмникен под конвоем эсэсовцев пешей колонной было отправлено 7 тысяч евреев, в основном женщин, свезенных в Восточную Пруссию якобы для эвакуации. Большинство из них, истощенных и обессилевших, погибли во время перехода на 20-градусном морозе, остальные были расстреляны. В 1994 году на месте расстрела был установлен памятный мемориал с надписями на русском языке и иврите.

Вот это цинизм с моей точки зрения». Новый марш начнётся в 16 часов в Синявино. Почти три часа его участники будут идти по посёлку, через лес и в итоге выйдут на побережье. Для будущей акции уже заготовлена пиротехника, а для её участников — специальный реквизит. Дания стала страной, где евреи не носили жёлтые звезды, поэтому мы взяли этот символ. Да, Холокост ассоциируется именно с жёлтой звездой, но в то же время это общечеловеческий символ, символ отсутствия деления по национальностям», — считает руководитель проекта. К «Маршу жизни» организаторы реконструкции тоже планируют присоединиться, если не возникнет конфликта с еврейской общиной. Традиционный «Марш жизни» пройдёт 30 января. Он начнётся в посёлке Русское в 11 часов. Траурное мероприятие у мемориала в Янтарном намечено на 13 часов. Текст: Алина Белянина.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий