Новости когда родился валерий чкалов

120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова. И стал бы Валерий Чкалов капитаном, но вскоре случилось новое событие он увидел впервые летящий самолет. Выдающийся летчик Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года. Валерий Чкалов родился на берегу Волги в селе Василево, в семидесяти пяти километрах от Нижнего Новгорода.

Валерий Чкалов: биография

Валерий Чкалов окончил теоретическую школу авиации в Егорьевске, Вторую военную школу летчиков Красного воздушного флота в Борисоглебске и Первую высшую школу красных военных летчиков в Москве. 1 декабря Валерия Чкалова в срочном порядке вызвали из отпуска для проведения серии испытаний «И-180». Будущий Герой СССР Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в небольшом поселке Васильево Нижегородской области. Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет.

Виртуальный хостинг

  • 120 лет Валерию Чкалову — самолеты
  • Чкалов Валерий Павлович
  • Сообщить об опечатке
  • Звезда по имени Чкалов - МК
  • 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: чем известен нижегородец и как живут его потомки
  • Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск

Валерий Чкалов - биография, фото, личная жизнь летчика героя

1 декабря Валерия Чкалова в срочном порядке вызвали из отпуска для проведения серии испытаний «И-180». С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Валерий Чкалов был рожден 20 января (2 февраля) 1904 года в простой рабочей семье: отец Павел Григорьевич служил котельщиком, мать Ирина Ивановна вела хозяйство. Валерий Павлович Чкалов (1904 – 1938) родился в селе Василёве Нижегородской губернии. Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет.

Биография Валерия Чкалова

РИА Новости. Валерий Чкалов родился в семье котельщика. Когда ему было всего 6 лет, его мать умерла. Валерий Павлович Чкалов (1904 – 1938) родился в селе Василёве Нижегородской губернии. Когда снимали фильм «Валерий Чкалов» в 1940 году, такой же трюк на камеру совершил летчик Евгений Борисенко. Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (ныне город Чкаловск). Дети Валерия Чкалова – Игорь, Валерия и Ольга, родившаяся через семь месяцев после гибели отца, – считали, что катастрофа была спланированным убийством. В этот день 112 лет назад родился Валерий Чкалов (2.02.1904 — 15.12.1938), советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Великий и скандальный Чкалов. Жизнь и смерть любимого авиатора Сталина

После окончания школы поступил в ремесленное училище в Череповце, куда его направил отец. Затем работал молотобойцем и кочегаром в Волжском пароходстве. Именно в это время 15-летний Чкалов познакомился с авиацией, которой «заболел» на всю жизнь. По совету односельчанина, работавшего слесарем по ремонту и сборке самолетов в Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде, юноша пошел в ученики в том же авиапарке. Тогда многие молодые люди мечтали связать свою жизнь с авиацией, новой и стремительно развивающейся отраслью. Но именно Чкалов получил направление на учебу в Егорьевскую военно-теоретическую школу военно-воздушных сил ВВС. Ему было всего 17 лет. После окончания обучения он был направлен в Борисоглебскую авиационную школу. А затем как один из лучших курсантов — в Московскую школу высшего пилотажа. Сто лет назад был совершен первый пассажирский рейс из Москвы 120 лет Валерию Чкалову — самолеты Свой первый самостоятельный полет Чкалов совершил в августе 1923 года на учебном самолете «Авро-504». С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе, осваивая различные типы самолетов — от «Юнкерса» до «Мартинсайда».

Лихому и самоотверженному пилоту легко давалось освоение любой авиационной техники. Это позволило ему очень быстро стать одним из ведущих летчиков-испытателей.

Я слабый человек, но я сделаю себя сильным и пригодным для борьбы. Человечество никогда не будет разбираться в мыслях одного человека, если этот человек не будет иметь поддержки от людей. Я, проживший 25 лет, недоволен своей жизнью, когда люди жили по 50 — 70 лет и не получали возмездия за свои труды, и все-таки делали свое дело, и только после смерти их начинали ценить» стиль и фразеология дневника сохранены. Вырываясь из сумятицы столичного или ленинградского бытия, Валерий Павлович обычно ездил на Волгу. Старожилы вспоминают, как он интересовался жизнью земляков, искренне радовался добрым переменам, охотно катал на своем «Паккарде» местных ребятишек. И память о нем здесь осталась добрая.

Из тюремного дневника: «Читаю книгу «Современники», ав. Ольга Форш. Ольга — имя моей жены, я люблю это имя, оно звучит силой воли, мужеством и энергией… Хорошо, что приходят, все как-то спокойнее. А через год — новый воздушный марафон Москва — Ванкувер. Дальние перелеты в те годы свидетельствовали о силе и мощи авиации того или иного государства. Завоевать рекорд дальности стремились самые развитые в научном и техническом отношении страны. И то, что молодое советское государство включилось в соревнование за этот рекорд, было показателем его высокого потенциала. Сам Чкалов к предложению коллег поучаствовать в воздушном марафоне поначалу отнесся холодно — он был летчиком-истребителем, на тяжелых самолетах летал мало.

Но в конце 1935 года опробовал АНТ-25 и влюбился в машину. Немало неприятных минут доставили поломки и сбои в работе двигателя: то текло масло, то замерзала вода в системе охлаждения, то на крыльях и винте нарастал лед. И все же выдюжили: после 63 часов изматывающего полета самолет приземлился на аэродроме в городе Ванкувер. Это был триумф советской авиации.

Чкалов к 83 летию трагической гибели... Сергей Александрович Корзинщиков Замечательный советский скульптор Исаак Менделевич дал в свое время очень точное описание Валерия Чкалова: «…крепко сбитая, но вместе с тем гибкая фигура, решительные, но спокойные движения, рабочие руки — все свидетельствует об огромной силе воли. Характерное лицо, как будто подготовленное для лепки — скульптурное по форме и по объему….

В нем все было выразительно: лоб, лежащие на нем светлые волосы, ярко очерченные губы, сильный нос, упрямый подбородок. Необходимо отдельно сказать о глазах — они, казалось, видят далеко-далеко вокруг себя. Эти полные жизни, любопытные глаза с ранними морщинами вокруг пристально изучают тебя. Кажется, Чкалов, хочет постигнуть сущность собеседника». Чкаловым всегда удавалось сделать то, что было недостижимо для других. Михаил Чкалов, прадед Валерия, был сильнейшим бурлаком на Волге. Дед — Григорий Чкалов — самым могучим грузчиком на пристани.

Отец — Павел Чкалов — первоклассным мастером-котельщиком из Нижнего Новгорода лучше всех облицовывавшим турбины, делавшим варные топки и клепку. Зарабатывал Павел Григорьевич весьма недурно, в слободе Василёво, куда его позвали чинить речные суда, он приобрел дом с резным крыльцом и садом вокруг. Валерий окрещенный Валерианом, а дома прозывавшийся попросту Аверьяном родился 2 февраля 1904 года. Мать Валерия, Арина Ивановна, скончалась в 1910 году. Спустя год мальчик отправился учиться в местную начальную школу, которую окончил в 1916 году. Валерий хотел пойти по стопам отца, интересовался обработкой металлов и даже прошел обучение работе на токарном станке. Видя это, Павел Григорьевич отправил сына в Череповецкое ремесленное техучилище.

Однако время было неспокойное, и в 1918 году ресмесленное училище закрыли, а Валерий, так и не окончив его, возвратился домой. Четырнадцатилетний широкоплечий невысокий парнишка был не по годам силен, и отец устроил его подсобным рабочим к себе на завод. Проработав полгода молотобойцем, молодой Чкалов устроился на должность кочегара в Волжское пароходство. Самолет он впервые увидел в 1919 году на Волге. Любуясь кружившимся в небе летательным аппаратом, у него возникло непреодолимое желание пережить ощущения полета, почувствовать себя в небе. После этого Валерий Чкалов всерьез «заболел» авиацией. Изначально его желание казалось несбыточным.

Уволившись с работы, он отправился в Новгород и вступил в ряды Красной Армии. Через некоторое время ему удалось получить направление в местный авиационный парк на должность слесаря-сборщика самолётов. Чкалов покрывал фюзеляжи и самолетные плоскости лаком, плел тросы и наблюдал за опытными мотористами, ремонтировавшими летную технику. Работа ему нравилась, он успевал и свои задания выполнять, и помогать другим, параллельно изучал техническую документацию. За любознательность и усердие Валерия полюбили механики и летчики. Иногда его даже брали в полет. Побывав в небе, Чкалов ясно понял, что иной жизни быть у него не может.

И, наконец, его мечта осуществилась — в 1921 году он добился направления в Егорьевскую авиашколу. Там начался трудный перид, Валерию необходимо было изучить не только специальные предметы, но и общеобразовательные, такие как физика, математика, русский язык, политграмота. Чкалов учился упорно и настойчиво, старался не отставать от своих товарищей. Весной 1923 теоретическая школа ВВС была им успешно окончена, все выпусники получили звание краскома красного командира и были сразу же направлены в Борисоглебскую военную авиашколу для практических занятий. В Борисоглебск Чкалов прибыл 16 апреля 1923 года. В числе преподавателей и летчиков-инструкторов школы было немало участников гражданской войны. От них курсанты узнали много интересного и поучительного о славных делах первых красных летчиков, самоотверженно боровшихся с врагами на Южном фронте, под Царицыном, у Каховки, в Туркестане и других местах.

Чкалов слушал рассказы о воздушных боях с белогвардейцами и интервентами с огромным интересом. Подобные беседы имели большое значение, способствуя формированию характера, патриотических чувств и любви к своей Родине у будущего авиатора. Все свободное время Чкалов отдавал работе. Он участвовал в перестройке кавалерийского манежа, помогал на аэродроме и в ангаре, трудился в мастерской на сборке самолетов, занимался в библиотеке. Кроме того энергичный и общительный волжанин успевал поучаствовать в художественной самодеятельности и поиграть в футбол. Инструктором его группы был Очев Вениамин Алексеевич — требовательный и строгий летчик. Занятия по летному мастерству начались с рулежки на самолете «Моран-Парасоль».

Курсанты учились управлять аппаратом при разбеге на земле, имитировали взлет и посадку. Чтобы самолеты не могли взлететь, с плоскостей у них была снята обшивка. Чкалов с упражнением справился на отлично, закончив рулежку в числе первых в группе и получив допуск к самостоятельным полетам. Дальнейшие занятия лишь подтвердили его незаурядные способности, неукротимую жажду летать, напористость в достижении поставленных целей. Первый выпуск летчиков новой авиационной школы состоялся 9 октября 1923 года. В аттестате Валерия стоит запись: «Чкалов являет собой пример внимательного и осмысленного летчика… Быстро соображает, действует энергично и решительно, умеет раскрывать причины ошибок и удачно их исправлять. Хорошо чувствует скорость полета и самолет…».

Осенью 1923 десять лучших летчиков из первого выпуска отправились в Москву в военно-авиационную школу. Инструктор Александр Иванович Жуков на боевых немецких «фоккерах» и английских «мартинсайдах» обучал Чкалова фигурам высшего пилотажа. Здесь же будущий авиатор учился командовать группой. В мае 1924 Чкалов успешно окончил и это учебное заведение, получил свидетельство военного летчика и тут же был направлен в Серпухов в высшую авиашколу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Он попал в отряд Михаила Михайловича Громова — прекрасного педагога, великолепного летчика и просто душевного человека. В своих воспоминаниях бывший инструктор М. Громов так характеризовал Валерия Павловича: «На всех стадиях обучения он постоянно был первым.

Чкалов не знал колебаний: сказал — сделал. Шел, как говорится, напролом. В решительную минуту отбрасывал все, мешавшее ему достигнуть успеха… Чкалов не умел бояться.

Он часто совершал очень рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства и даже был осужден за воздушное лихачество и приговорен к нескольким месяцам тюремного заключения. МС в Володее с Марсом и Уран в 6 доме. В возрасте 23 лет, неся службу в Ленинграде, Валерий Чкалов женился на Ольге Ореховой, которая по профессии была школьной учительницей. В этой семье родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. Так же у Чкалова было две дочери — Валерия и Ольга. Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели. В 1924 г. Разработал ряд новых фигур высшего пилотажа. Чкалов с Г. Байдуковым и А. Беляковым совершил беспосадочный перелет по маршру «Москва — остров Удд Дальний Восток ». Этот рекордный на тот момент перелет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «Сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров.

Детство и юность Валерия Чкалова

  • «До последнего момента управлял самолётом»: 115 лет со дня рождения Валерия Чкалова
  • Начало службы
  • 120 лет Валерию Чкалову — краткая биография, полеты, смерть
  • Звезда по имени Чкалов
  • Где «Баян» и где самолеты?
  • 10 рассекреченных фактов о полёте Валерия Чкалова в Америку

10 рассекреченных фактов о полёте Валерия Чкалова в Америку

В Борисоглебске Валерий Чкалов попал в группу инструктора Очева Вениамина Алексеевича , очень требовательного и строгого лётчика. Обучение летному мастерству началось с рулёжки на самолете "Моран-Парасоль". Рулёжка в то время входила в программу обучения курсантов и производилась на самолётах, у которых с плоскостей была снята обшивка, чтобы самолёт не взлетел. Курсанты учились управлять самолётом на земле при разбеге, имитируя взлёт, и на пробеге - посадку.

В этих случаях очень важно уметь выдерживать направление рулёжки. Такие упражнения Чкалов выполнял отлично и закончил рулёжку одним из первых в группе. Если на теоретически занятиях Чкалов учился хорошо, то во время практического обучения он сразу же показал незаурядные способности, напористость, неукротимую жажду в освоении лётного мастерства.

У Чкалова было много друзей. Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались. В аттестации Валерия было записано: «Чкалов являет пример осмысленного и внимательного лётчика… Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет.

Хорошо чувствует самолёт и скорость полёта». В октябре 1923 года в числе десяти лучших учеников, Чкалова отправляют в Московскую школу высшего пилотажа. Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «фоккеры» и английские «мартинсайды», на которых будут обучать фигурам высшего пилотажа.

Его учителем и наставником, в Московской авиашколе, стал Александр Иванович Жуков. В мае 1924 года Чкалов окончил московскую школу и получил направление в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Его определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова , великолепнейшего лётчика, прекрасного педагога и душевного человека.

В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор Серпуховской школы, М. Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано.

Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха.

Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться.

Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы». В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть. В 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье, созданной из отряда легендарного лётчика Нестерова, Валерия Чкалова назначили в звено лётчика Москвина, выделив для первоначальных тренировочных полётов французский самолёт «Ньюпор-24-бис», много раз ремонтированный во многих мастерских….

Трудно сказать, как сложилась бы служба Валерия Павловича в эскадрилье, если бы не её командир Иван Панфилович Антошин впоследствии ставшим начальником Одесской лётной школы или «Батя», как называли его подчинённые. Связанный рамками устава, указов свыше, Антошин понимал неординарность молодого лётчика Чкалова, уступал его просьбам совершить ту или иную фигуру в воздухе. Побеспокоился Иван Панфилович и о безопасности своего «подопечного» — пересадив его на более прочный самолёт — «Фоккер Д-7».

Благодаря А. Белякову, штурману Чкаловского экипажа, до нас дошел один из эпизодов, случившийся в Гатчине, куда Чкалов вновь вернулся после курсов усовершенствования, весной 1927 г. На аэродроме шли очередные полёты, и командир предложил Чкалову показать то, чему научили его на курсах.

А Чкалову показалось, что ему приказали показать все те фигуры, которые мог делать только он один. Вначале за полётом с земли наблюдали довольные командир и офицеры. Потом вдруг самолёт в крутом пике понёсся с рёвом к земле, к ангару.

Самолёт стремительно падал, до земли оставалось около 50 метров. В кабине хорошо был виден лётчик. Потом машина пошла круто вверх, явно намереваясь совершить петлю.

Идти на такой риск при такой высоте — самоубийство! Но Чкалов, чуть набрав высоту, показав зрителям «спину», чётко перевернул самолёт на 180 градусов, продолжив полёт на той же высоте. Какие чувства были у стоящих на земле?

Все знали, что самолёт при попытке совершить переворот, чаще всего сваливается в штопор, а Чкалов эту фигуру повторил ещё не один раз и пошёл на посадку.

Полет длился 56 часов 20 минут. Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой. Через два часа он скончался в Боткинской больнице. Это был первый полет одномоторного истребителя-моноплана. Многие элементы конструкции были опытными и раньше не проходили проверку в воздухе. Официальной версией авиакатастрофы считается отказ мотора. Спустя всего год разбился еще один опытный И-180 — лопнул маслорадиатор.

Оба происшествия поставили крест на образце самолета. К концу следующего года в Заполярье будет создана основа отечественной авиагруппировки Трагическая смерть Чкалова мгновенно обросла множеством слухов и догадок. Некоторые считали, что летчику «помогли» разбиться. В частности, его сын Игорь Чкалов и вовсе был убежден, что причиной всему стала личная обида Иосифа Сталина, который якобы хотел назначить отца на должность наркома внутренних дел, но получил отказ. Летчика похоронили с подобающими ему почестями. Читайте также:.

С 1930 года — лётчик-испытатель, один из лучших в стране. В историю вошли два рекордных перелёта Чкалова — из Москвы на Дальний Восток, с посадкой на острове Удд в Охотском море. И — из Москвы через Северный полюс в Америку.

Своим бывшим сослуживцам Чкалов говорил: «Раньше летал, теперь долётываю». Валерий Чкалов решил поступать в институт и засел за учебники. Но в ноябре 1930 года лётчика вновь восстановили в рядах Красной армии и направили в Московский научно-исследовательский институт ВВС РККА на лётно-испытательную работу. Валерий Чкалов Фото: www. В мае 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина. Был ли полёт под мостом? Многие при упоминании имени Чкалова сразу же вспоминают его легендарный пролёт под Троицким мостом над Невой в Ленинграде. Говорят, что за эту дерзкую выходку лётчик схлопотал 15 суток гауптвахты. Впрочем, некоторые исследователи уверяют: полёт под мостом в Ленинграде — это всего лишь легенда, дескать, ни дата, ни год этого события не называются, не сохранилось ни фотоматериалов, ни кинохроники. Некоторые исследователи считают, что киношный вымысел смешался с реальностью, так и родилась легенда. Кадр из фильма 1941 года «Валерий Чкалов», режиссёр Михаил Калатозов. В картине опасный манёвр — пролёт под мостом над Невой — исполнил лётчик Евгений Борисенко на гидросамолёте. Однако подобный эпизод всё-таки был в жизни Чкалова, но это было не лихачество, а жизненная необходимость. И произошло это над рекой Вялка в феврале 1930 года. Самолёт Чкалова, вылетев из Новгорода, попал в сложные метеорологические условия. Нужно было совершать вынужденную посадку, но некуда... Вот как об этом вспоминала жена лётчика Ольга Чкалова, ссылаясь на рассказ мужа: «Самолёту грозила неизбежная гибель. Зимний туман придавил его к земле, крылья обледенели. Кругом был лес. Невдалеке железнодорожный мост, по которому шёл поезд, преграждая путь к единственному и жалкому подобию посадочной площадки. И Валерий Чкалов посадил самолёт на этот маленький спасительный островок, пролетев под аркой железнодорожного моста. Валерию приходилось очень часто испытывать такие страшные для нас, земных людей, минуты. Человек беспримерной храбрости и мужества, он считал их обычными в своей жизни». Посадка была жёсткой, самолёт был разбит, но Чкалов и механик остались практически невредимы. Позже комиссия установила, что, если бы не эта вынужденная посадка, машина врезалась бы в железнодорожную платформу и экипаж неминуемо бы погиб. Лётчики Чкалов, Байдуков и Александр Беляков обратились в правительство страны с этим предложением. На острове Удд героический экипаж разместился в доме гостеприимной местной жительницы Фетиньи Смирновой фото из книги Георгия Байдукова «Чкалов» 10 августа Иосиф Сталин лично приехал на Щёлковский аэродром под Москвой, чтобы встретить вернувшийся героический экипаж, которым командовал Валерий Чкалов. С этого момента он приобрёл всесоюзную славу. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 года. Фото, опубликованное в газете «Правда», является общественным достоянием. Лётчик Александр Беляков За этот перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина медаль «Золотая Звезда», введённая в 1939-м, только в 2004 году была вручена детям Чкалова. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 — сейчас этот кукурузник находится в музее в Чкаловске. Перелёт в Америку Но главный триумф был ещё впереди. В мае 1937 года было получено разрешение на перелёт в США. Полёт через Северный полюс проходил в условиях, которые были намного сложнее, чем во время предыдущего перелёта. Отсутствие видимости, густая облачность, обледенение, сильный боковой ветер. Не хватало кислорода. Да и фактический расход горючего превышал расчётный. Командир экипажа принял решение изменить конечную точку маршрута: лететь не в Сан-Франциско, как планировалось, а совершить посадку на военном аэродроме Пирсон в городе Ванкувере штат Вашингтон.

Валерий Чкалов: фанатичная любовь к небу и каждодневный риск

Тайна гибели летчика №1 Валерия Чкалова. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции рпова. Валерий Чкалов родился в 1904 году в самой простой семье. Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика василёвских казённых мастерских. С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского.

Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза

Валерий Павлович родился в рабочей семье 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии – теперь это город Чкаловск. Гибель Валерия Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Практически восемь десятилетий назад отправился в свой последний полёт человек, которого смело можно называть символом и героем сталинской эпохи, — лётчик Валерий Чкалов. небольшой городок в Нижегородской области, где в 1904 году родился лётчик Валерий Чкалов.

Валерий Чкалов. Краткая биография летчика-испытателя. Личная жизнь. Причина смерти

Полёт через Северный полюс проходил в условиях, которые были намного сложнее, чем во время предыдущего перелёта. Отсутствие видимости, густая облачность, обледенение, сильный боковой ветер. Не хватало кислорода. Да и фактический расход горючего превышал расчётный. Командир экипажа принял решение изменить конечную точку маршрута: лететь не в Сан-Франциско, как планировалось, а совершить посадку на военном аэродроме Пирсон в городе Ванкувере штат Вашингтон. Преодолев по воздуху 9 130 км с учётом всех изгибов и обходов , самолёт благополучно приземлился в 16:20 20 июня 1937 года. Беспосадочный перелёт длился 63 часа 16 минут. Для перелёта Москва — Северный полюс — Ванкувер эта величина составила 8 582 км и 900 м. Рекорд дальности — 9 104 км по прямой — принадлежал французам Морису Росси и Полю Коде, которые в 1933 году совершили беспосадочный перелёт из Нью-Йорка в Сирию на расстояние 9 104 км по прямой. Правда, в полёте они находились 55 часов да и летели не через Северный полюс , так что вполне можно утверждать, что экипаж Чкалова побил рекорд французов по продолжительности полёта. Но дело даже не в этом.

Перелёт из Москвы в Америку имел важное историческое значение. Как сказал кто-то из американских журналистов на пресс-конференции экипажа, «за 63 часа полёта вы сделали столько, сколько не смогли сделать дипломаты США и СССР за многие годы…», имея в виду сложные в тот период взаимоотношения двух стран. А авторитетный английский журнал Flight International написал: «Тот факт, что им не удалось побить существующий рекорд беспосадочного перелёта, не так важен в сравнении с тем фактом, что трое русских — Чкалов, Байдуков и Беляков — впервые в истории соединили Советскую Россию с США через Северный полюс». В Америке советским лётчикам устроили шикарный приём. Говорят, Рузвельт попросил своих помощников поднять его из его инвалидного кресла, чтобы приветствовать героических советских лётчиков стоя. Байдукова «Чкалов» Разбился во время испытательного полёта В начале декабря 1938 года Валерия Чкалова, к тому времени имеющего звание комбрига, вызвали из отпуска для испытания нового истребителя И-180. Выпуск этого самолёта на лётное поле готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Авиаконструктор Поликарпов говорил, что гонка при подготовке И-180 к первому вылету ни к чему хорошему не приведёт, за что был временно отстранён от работы. Сначала полёт проходил штатно. При заходе на посадку, когда до лётного поля осталось один — полтора километра, двигатель неожиданно заглох.

Валерий Чкалов до последнего управлял самолётом и смог отвести машину от расположенных неподалёку жилых домов. Уже над самой землёй самолёт зацепился за провода, ударился крылом об электрический столб и упал. Чкалова выбросило из кабины на 10 — 15 метров. Лётчик получил тяжёлую травму головы и через два часа скончался в Боткинской больнице в возрасте 34 лет. Вдова лётчика Ольга Чкалова осталась с двумя детьми на руках — 10-летним сыном Игорем и 3-летней дочкой Валерией. В то время Ольга Эразмовна была беременна третьим ребёнком... Дочь Ольга родилась в 1939 году уже после гибели своего отца. Ольга Эразмовна Чкалова скончалась в 1997 году в возрасте 96 лет. И она, и её дети были авторами книг, статей и воспоминаний о Валерии Павловиче Чкалове. Внёс большой вклад к пополнение фонда музея В.

Чкалова в г. Ушёл из жизни в 2006 году. Дочь Валерия 1935 — 2013 гг. Младшая дочь Ольга стала инженером-электронщиком. Она кандидат технических наук. Сейчас живёт в Москве. Память живёт и в России, и за рубежом Именем Валерия Чкалова названо более 1 700 проспектов, площадей, улиц и переулков не только в России, но и за рубежом. В американском Ванкувере существует Чкаловский комитет, часть экспозиции музея авиации посвящена Валерию Чкалову и трансполярному перелёту. Здесь представлены архивные фотографии, документы, книги о Чкалове Георгия Байдукова и Валерии Чкаловой и многие другие экспонаты.

В тему Отдельная страница жизни - Чкалов - депутат Верховного Совета. Ему удалось сделать многое. Советское правительство подарило Чкалову небольшой самолёт, он летал по всей Горьковской области, помогал людям. По словам Зои Припоровой, после рокового крушения И-180 в кармане гимнастёрки Чкалова нашли записи: детскому дому нужно то-то и то-то... В Дзержинске к депутату обратилась многодетная семья Трофимовых: 8 детей и родители ютились в одной комнатке. Вот что пишет Чкалов руководству завода, где работала мать семейства: «В порядке человечности прошу послать рабочих обследовать комнатушку Трофимовых. Таисья Фёдоровна на сносях, и как ей с такой большой семьёй выйти из положения…». В этом был весь Чкалов. Ему удалось тогда выбить Трофимовым жильё. Евгений Дятлов в роли летчика Валерия Чкалова. Кадр из сериала «Чкалов». Дочери героя, увидев 8-серийную ленту, возмутились. О том, почему режиссеры все время хотят сделать из отца хамоватого лихача, «АиФ» рассказала Ольга Валерьевна Чкалова. Создатели фильма, в частности продюсер Алексей Поярков, прокомментировать эти претензии отказались. Ольга Чкалова. Ольга Чкалова: В основном этим занимается моя сестра. Она человек обстоятельный, много провела в архивах и написала две книги. Одна, «Чкалов без грифа «секретно», освещает гибель отца. Трактовка документов субъективна, как это всегда бывает, но все доводы имеют ссылку на тот или иной архив. Вторая книга автобиографическая. И сейчас она продолжает работать с архивами. Я принимаю участие в телевизионных передачах, участвую в документальных проектах и стараюсь вести себя так, чтобы никаким образом не бросить тень на своих родителей. Она его почти не помнит, но какие-то ощущения, конечно, остались. Она считала, что отец был меньший ухарь. В нем была сцена, где Чкалов выступает в Америке и свистит, чтобы прекратили шум. Мама говорила, что отец так не мог бы поступить. Я просмотрела фильм с интересом: одно дело — изустное изложение, другое — видеоматериал. Сейчас я понимаю, что тот фильм в его создании принимал участие летчик Георгий Филиппович Байдуков, второй пилот при Чкалове в знаменитом полете в США более достоверен, он лучше передает действительность. Тот фильм я приняла, но мамина настороженность у меня осталась тоже. Это верно? Это было в 2007 году. Мы думать о нем забыли, решили, что фильма не будет. Потом я прочла в газете, что картина все-таки снимается. Я позвонила режиссеру Игорю Зайцеву и предложила услуги нашей семьи — могли потребоваться документы, у нас сохранился в первозданном состоянии кабинет отца… Он был очень вежлив, но сказал, что должен посоветоваться с продюсером и мне перезвонит. Он не перезвонил, когда я его разыскала, он сказал, что потерял мой телефон… И пропал снова. Больше не было ни звонков, ни попыток. Если бы я делала такой фильм, я показала бы его путь к славе, который был очень, очень труден. Три раза его выгоняли из армии, два из них — по его собственной вине. Первый раз — когда ему было лет 20, но возвратили. Второй раз — тоже по его вине, из-за аварии, когда он задел провода. А третий раз его выгнали по доносу. Но каждый раз его возвращали — не за красивые глаза, а за его умение… Валерий Чкалов. Фото: www. Но как они самосовершенствовались — не показано совсем. Его «воздушное хулиганство» было не ухарскими выходками. Это было его совершенствованием в пилотировании, выяснением возможностей машины самолеты были еще очень ненадежны и своих собственных возможностей. У нас есть письмо отца маме от 1927 года, когда его командировали из Ленинграда в Москву на парад, посвященный десятилетию Октябрьской революции, и разрешили делать все, что захочет. Он пишет нашей маме, что люди, видя его виражи, вставали от восторга! И в Большом театре потом было торжество, где был зачитан приказ, что старший летчик Валерий Чкалов награждается денежным призом. Позже, к концу 1928 года, он пишет своей жене: «Я должен быть готов к будущим боям, чтобы сбивать самому, а не быть сбитым». Примерно в это же время его осудили за аварию. Он пишет кассационную жалобу, где говорит, что подготовка военных летчиков ведется не совсем правильно, и выражает свои предложения на этот счет. Конечно, в нем играли молодые силы. Но не чтобы себя показать, а чтобы это помогло авиации вообще. Отец был от природы очень способен к полетам. Было в нем что-то, что позволяло ему хорошо летать. Не знает рамок и не прошел медные трубы. Когда закончилась последняя серия, мне стоило больших усилий буквально не завыть. Может, это была задумка режиссера — не искать портретного сходства. Но там даже отдаленно нет ничего общего! Вот летчик Громов — человек с аристократической внешностью, прямой спиной, застегнутый на все пуговицы, достойный человек. В фильме он старый, сморщенный, бессловесный! Слева - летчик Громов, справа - актер Коршунов в роли Громова. Авиаконструктор Андрей Туполев — это просто ужас какой-то. В этой шляпе он как гриб. Такие, как он — это пенсионеры, которые во дворах играют в домино. Анисимов — совершенно реальная фигура, друг Чкалова, блестящий летчик. Насколько я знаю, у него на педали лопнул трос, и он не смог выйти из фигуры высшего пилотажа, не смог выровнять самолет. Это была не его вина, а поломка. Байдуков в своей книге пишет, что когда Анисимов и мой отец устраивали показательные воздушные состязания, все выбегали смотреть: это было очень красиво, и ни один не хотел уступить другому. Но ухаживаний Анисимова за мамой никогда не было! У него была жена Бронислава, тетя Броня, которая бывала в нашем доме, когда уже не было в живых ни отца, ни Анисимова. Женщина с трудной судьбой, но милая, хорошая. Люди, которые сохранили свое человеческое достоинство, в этом фильме показаны как люди без достоинства. Отец незадолго до смерти говорил ей: «Ты даже сама не представляешь, что ты для меня сделала». Она сыграла огромную роль в жизни отца. Никогда не уходила от него, забирая детей! Это какая-то дикая выдумка… Отец очень любил семью и детей. А там это бессловесная идиотка. Еще есть сцена, когда отец Чкалова приезжает навестить сына. Чкалов обожал отца, он венчался с моей матерью в 27-м году, когда это было очень опасно, только потому, что его отец был очень верующим человеком. И только чтобы уважить отца, он рисковал всем и венчался. А тут - в первый же вечер Чкалов уходит, оставив отца, на танцульки к некой Марго. Такого быть не могло! Все, что создатели фильма придумали, они придумали в минус. Они преувеличили пьянки, пляски с цыганкой на улице и лихачество. Да, одно время он считался фаворитом вождя. Но отец безумцем не был. По плечу Сталина никогда не хлопал! Это даже Сталин не допустил бы. Это полная чепуха. Отец стал по-настоящему знаменитым, когда Сталин в 1935 году сказал знаменитую фразу «ваша жизнь нам дороже любой машины». Но чтобы, как показано в фильме, в 31-м году Чкалов посадил Орджоникидзе и начал с ним крутиться, вытрясая из наркома душу? Дурь собачья. Старший летчик говорит наркому «садись»? У меня было впечатление, что это очень плохой вестерн, когда стреляют из-под руки, из-под ноги… Но тогда пусть берут другие фамилии и делают развлекалочку. Разгулявшийся поддатый купчик, танцующий с цыганами… Я не могу понять, для чего и для кого сделан этот фильм. Первое ощущение — для подростков, сосущих пиво из банки. Надо же, он пил-гулял и вон куда добрался. Ну и мы тоже — продолжай пить, может, и нам свезет. Хотя все эти люди, взятые как персонажи, - великие труженики. Они расширили наше представление о земном шаре, о мире. Уважайте хотя бы это. Валерия Валерьевна Чкалова скончалась 20 апреля 2013 года на 78-м году жизни.

Разработал ряд новых фигур высшего пилотажа. Чкалов с Г. Байдуковым и А. Беляковым совершил беспосадочный перелет по маршру «Москва — остров Удд Дальний Восток ». Этот рекордный на тот момент перелет был осуществлен вышеупомянутой командой без каких-либо проблем. Протяженность так называемого «Сталинского маршрута» составила более 9 тысяч километров. Чкалов с товарищами вылетели из Москвы, и, несмотря на плохие условия видимости, сумел вовремя достичь американского города Ванкувер, штат Вашингтон. Перелет сквозь Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду. В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали. Были назначены внеплановые и весьма срочные испытания истребителя-новинки «И-180». Тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением практически всех мер безопасности. Но испытания были назначены на 15 декабря 1938 года, и их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха. Вылет прошел неплохо, но при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился.

Однако выговоры и наказания на пилота не действовали. Порой проблемы доходили до крайности. Так, в 1925 Чкалов Валерий Павлович был осужден трибуналом к году лишения свободы. Он явился на службу в пьяном виде, прилюдно оскорбил и ударил командира. Позже наказание смягчили, ограничившись 6-ю месяцами. Вскоре пилот смог реабилитироваться. Менее чем через 2 года будущего героя Советского Союза отправили на повышение квалификации в Липецк. В то время в городе учились немецкие летчики. На показательных выступлениях Чкалов занял 1-е место. Пролет Чкалова под мостом на истребителе В том же 1927 году, зимой Валерия Павловича перевели в Брянскую авиационную бригаду. Однако долго служить ему не пришлось. Во время одного из групповых полетов из-за ошибки руководства Чкалов потерпел аварию. Суд решил переложить вину только на летчика, оставив за кадром неграмотные действия командования. Военный трибунал 1928-го приговорил пилота к году лишения свободы. Кроме того, его уволили из рядов Красной Армии. К счастью, за Чкалова заступились К. Ворошилов и Я. В реальном заключении летчик провел всего месяц. Оставшаяся часть наказания была заменена на условную. Чкалов вышел из брянской тюрьмы. С 1929 по ноябрь 1930 числился в запасе. Трудился летчиком-инструктором, преподавателем в Осоавиахиме. Летно-испытательная работа После недолгого «изгнания» в 1930 В. Чкалов вернулся в военные силы и стал работать в Научно-исследовательском институте ВВС. За 2 следующих года опытный профессионал совершил более 800 полетов, успел познакомиться с пилотированием 30-и самолетов. Он принимал участие в проверке экспериментальных моделей. Например, именно Чкалов управлял воздушным авианосцем. На его плечи выпало испытание огромного бомбардировщика, который нес на борту несколько истребителей. Валерий Чкалов с матерью В 1932-м году научно-исследовательский институт перевели из Москвы в Щелково, расположенное неподалеку. Изначально простое перебазирование превратилось в первый парад Военно-воздушных сил Советского Союза. Валерий Чкалов участвовал в этом событии. Он с экипажем пилотировал тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Вскоре в жизни летчика начался новый период. Зимой 1933 года в биографии Валерия Чкалова случается очередное изменение. Он увольняется из рядов Красной Армии и уходит в запас. Здесь он совместно с товарищем по службе Александром Анисимовым занимался опытным пилотированием новейших истребителей и самолетов конструкции Поликарпова. Среди них были такие модели, как И-15, И-16, а также тяжелые бомбардировщики ТБ-1, 3. Через руки Валерия Павловича прошли десятки, если не сотни образцов новейшей техники. Полеты были экспериментальными, а потому очень опасными. Валерий Чкалов и летчик Александр Анисимов Пилот проявлял большое мужество. Благодаря в том числе его стараниям страна смогла догнать зарубежных конкурентов и обеспечить воздушную безопасность, которая очень скоро подверглась серьезной проверке. Старания летчика-испытателя Валерия Чкалова не прошли даром.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий