Прорыв блокады не изменил их временный характер, поэтому снятием блокады признано восстановление советского контроля над Октябрьской железной дорогой.
Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа
По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам.
Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя. Налаживанию этой коммуникации предшествовала колоссальная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней.
Военно-автомобильную дорогу ВАД оснастили съездами, домиками для регулировщиков из снега и льда и большими утепленными палатками. Транспортировка грузов осуществлялась в крайне тяжелых условиях, часто под атаками немецкой авиации, в штормовую погоду.
И очень напрасно Егор Сенников 26. Враг был отброшен на 60-100 километров от города — и была полностью снята блокада Ленинграда.
О мифах и заблуждениях о блокаде рассказывает Егор Сенников. Блокада шла ровно 900 дней Не столько миф, сколько яркий образ, закрепившийся в массовом сознании. На самом деле блокада продлилась немного меньше — 872 дня. Первые недели сентября были кризисными: только большими потерями удалось остановить врага на подступах к городу.
Начались страшные и невыносимые дни в жизни ленинградцев, которые продолжали сопротивляться врагу. А спустя ещё год удалось, наконец, полностью снять блокаду с Ленинграда. Но 872 дня блокады — это вопрос исторической точности, а не образности. Формулировка «900 дней блокады» закрепилась в публицистической и исторической литературе — причём, что советской, что западной например, книга американского историка Гаррисона Солсбери, выпущенная в 1969 году, так и называлась «The 900 days.
The Siege of Leningrad». В любом случае, 872 или 900 — это не уменьшает значение подвига ленинградцев и защитников города. Если бы город сдали — не было бы стольких жертв и с городом бы тоже ничего не случилось Этот миф много обсуждали в последние годы из-за опроса , проведённого телеканалом «Дождь», — и последовавшей реакции. Но на самом деле само представление, что сдача города могла спасти город, появилось гораздо раньше.
Можно вспомнить пример из советской киноэпопеи «Блокада» , в которой есть эпизод, где старый товарищ Сталина попадает к нему на приём осенью 1941 года и задаёт ему вопросы о том, почему страна оказалась в такой сложной ситуации и не стоит ли сдать Ленинград. Сталин отвечает, что нужно сражаться. Вот несколько цитат из донесений и отчётов НКВД: взяты из книги историка Никиты Ломагина «Неизвестная блокада» : »…Пропадаем ни за что, голодаем и мёрзнем. Сам Сталин в своём докладе указал, что у нас нет танков и самолётов.
Разве победим? Токарь одного из номерных заводов». Всё большее количество людей начало осознавать, что худшее впереди, что рассчитывать на облегчение положения не приходится».
В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни».
Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс.
Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г. Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз. Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8—11 км. По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города. В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде.
Тысячи жителей вышли на улицы, чтобы увидеть салют и порадоваться столь желанной победе у стен своего родного города.
Как послушать? Подкаст создан в рамках проекта «Цикл подкастов — слушаем, читаем, говорим», реализуемого с использованием гранта президента России, предоставляемого Президентским фондом культурных инициатив. Эпизод можно послушать уже сейчас на любом удобном аудио приложении, выбрав его по ссылке. Читайте также Ребятам также рассказали о подвигах их земляков.
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
В этот день была прорвана блокада и спасен от гибели Ленинград. Да, после этой победы город на Неве еще год оставался осажденным, но смертельная хватка на горле Ленинграда ослабла. В те переломные дни завершалась и Сталинградская битва. Именно зимой 1943-го стало ясно: война закончится нашей победой.
В смертельном кольце Блокадное кольцо сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, в самые черные и безнадежные дни войны. Красная армия отступала. Вместе с жителями пригородных районов в тисках окружения оказались почти 3 млн мирных жителей.
Немцам не удалось захватить колыбель революции. Следуя своей бесчеловечной логике, они приняли решение уничтожить город голодом и бомбежками. Шансов на жизнь они ленинградцам не оставляли.
Жители блокадного Ленинграда набирают воду, появившуюся после артобстрела в пробоинах в асфальте. Задачу уничтожения городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки».
Самым трудным временем было начало первой блокадной зимы. Рабочие карточки полагались лишь третьей части жителей. Город голодал.
Повысить норму удалось только 25 декабря. Рабочим прибавили по 100 г хлеба, служащим, иждивенцам и детям — по 75. Жизнь подчас зависела от лишних 5 г...
Муку приходилось заменять гидроцеллюлозой — то есть, по существу, обработанной древесиной. Электричества не было, водопровод замерз, канализация не работала. Последней ниточкой, связывавшей город со страной, стала ладожская ледовая Дорога жизни.
На Нюрнбергском процессе было установлено, что жертвами блокады стали 649 тыс. Большинство из них унес голод. Даже на исходе 1942 года Гитлер был уверен, что Красной армии не удастся прорвать кольцо блокады — и город рано или поздно вымрет.
Но у советского командования на этот счет имелось иное мнение. Встреча двух фронтов Город защищали два фронта — Ленинградский, которым командовал генерал-полковник Леонид Говоров, и Волховский генерала армии Кирилла Мерецкова. Перед ними стояла задача в первые недели 1943 года разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ.
Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя... От 12 до 18 км.
Сегодня этой дате в Санкт-Петербурге был посвящен ряд памятных мероприятий, участие в которых принял и глава государства. Владимир Путин посетил мемориальный военно-исторический комплекс «Невский пятачок» в Ленинградской области, где возложил цветы к памятнику «Рубежный камень». Далее на Пискаревском мемориальном кладбище президент принял участие в церемонии возложения венка к монументу «Мать-Родина». Глава государства в очередной раз напомнил о важности сохранения исторической памяти.
И чтобы мы могли вовремя реагировать на возникающие в отношении нашей страны угрозы. Вот это очень важная вещь.
Это наша историческая ответственность. Ведь Россия и сегодня продолжает бороться с наследием тех дней. Буквально в прошлом году Ленинградский областной суд признал геноцидом преступления фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Такие вещи нужно называть своими именами. В этот день стоит в очередной раз отметить недопустимость героизации нацизма и ревизии истории Второй мировой войны.
Хотя этим, к сожалению, сегодня модно заниматься во многих странах. Где-то находятся политики и историки, которые в угоду своим амбициям или, выполняя политический заказ, пытаются переписать историю. Об этом свидетельствуют и так называемая война с памятниками, и героизация пособников нацизма. Такая политика привела к тому, что мы видим сейчас на Украине. Шайка нацистов, захватившая власть в Киеве, наплевала на свой народ, историю и культуру. Они перевернули историческую картину для своих граждан. Сделали свои преступные иллюзии нормой для жителей своих стран.
Считать жителей Донбасса «недолюдьми» — это сейчас официальная политика киевской хунты, которая формирует отношение одной части населения к другой. Разве это не нацизм? Одна часть общества возвышается за счет унижения другой.
Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 г.
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта
Когда Жуков доложил о прорыве блокады Ленинграда Сталину, реакция последовала незамедлительно – через два часа Георгию Константиновичу присваивают звание Маршала Советского Союза. Таким образом, войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда». Полностью снять блокаду удалось только 27 января 1944 года, более чем через год после её прорыва.
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Первая попытка прорвать кольцо блокады была предпринята в конце сентября. Фото: РИА Новости/Александр Бродский Это действительно была незабываемая встреча — встреча двух фронтов, прорвавших блокаду Ленинграда.
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
Сражения операции "Искра" продолжались восемь дней — с 12 по 30 января 1943 года. Прорвать оборону врага получилось в районе рабочих поселков недалеко от Синявинских высот. Тогда же был освобожден город Шлиссельбург, который стоит у истоков Невы. Под контроль перешло южное побережье Ладоги. Бойцы 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и 372-1 стрелковой дивизией Волховского фронта встретились вблизи рабочего поселка 18 января в 9 часов 30 минут. Так они получили стратегическое преимущество над гитлеровцами, для которых уже не было возможности объединить силы с Финляндией.
В кольце осады образовалось окно, в результате чего были восстановлены сухопутные коммуникации с осажденным Ленинградом. Но больших продвижений не было. К 17 января коридор, который разделял войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал очень узким. Вторая ударная армия шаг за шагом двигалась к городу на Неве. Прорыв постепенно расширялся.
По льду Ладоги в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка был совершен рейд 12-й лыжной бригадой и 128-й стрелковой дивизией. В ходе боев наши солдаты смогли овладеть этим населенным пунктом. Немецкая 227-я пехотная дивизия прибыла в наши болота из Франции", — рассказывал участник операции, военный историк Григорий Шигин. Поселок Липки наконец был полностью освобожден от фашистов.
В нем участвовало множество людей. Так, политрук Павел Шагин «вывел» за собой из небытия целый полк - 1-й Особый отдельный лыжный полк моряков Краснознаменного Балтийского флота, почти тысячу человек, многие из которых считались пропавшими без вести, либо родные не знали, где и как они погибли. Для историка Вячеслава Мосунова, который много работал с немецкими и советскими документами, эта книга стала еще одной работой, посвященной битве за Ленинград. А Валерий Шагин осуществил свою мечту: увидел фотографию деда, познакомился с его личным делом и смог узнать о его судьбе и славном боевом пути.
Помочь им 54-я армия не могла, потому что вела бои у Волхова и Войбокалово. Командование Ленинградским фронтом, используя тот факт, что Ладожское озеро уже покрылось льдом, решило помочь наступающим с невских берегов дивизиям отвлекающим ударом с севера, атакуя «бутылочное горло» со льда Ладоги по всему побережью - от Шлиссельбурга до деревни Липки. Эту операцию решили провести силами 80-й стрелковой дивизии и 1-го Отдельного лыжного полка моряков Краснознаменного Балтийского флота. На ладожском льду "Здорово, клешники! Среди них были моряки из экипажей погибших в том числе и в Таллинском прорыве кораблей, зенитчики, матросы береговой службы. Морские сухопутные части называли морской пехотой, хотя к настоящей морской пехоте они имели весьма отдаленное отношение, у них не было специальной подготовки, вооружения, просто части, сформированные из моряков и переданные на сухопутный фронт. В Краснознаменном Балтийском флоте первые стрелковые бригады из моряков формируют в июле 1941 года. До замыкания кольца блокады был создан ряд бригад, которые активно участвовали в боях к северу и к югу от Ленинграда.
Всего было передано на сухопутный фронт до нескольких десятков тысяч человек. Опыт формирования бригад был подведен к концу сентября 1941 года в одном из писем в Главный морской штаб, и он был отрицательным. Слишком мало времени уделялось для подготовки морских сухопутных частей, поэтому они часто бросались в бой по частям. Либо их передавали отдельным сухопутным соединениям, которые отправляли их в самое пекло. За несколько дней до начала той операции, о которой написана книга «Шлиссельбургский десант», была предпринята попытка использовать 4-ю бригаду морской пехоты для удара севернее Невского пятачка. Попытка оказалась трагической: все участники погибли буквально за сутки, попали в плен или были перебиты на льду. Одной из следующих попыток и стал Шлиссельбургский десант 28 ноября 1941 года. Командовал полком пехотный офицер, майор Василий Маргелов, будущий Герой Советского Союза, после войны генерал армии.
Личность легендарная, создатель Воздушно-десантных войск, которые в шутку называли «войсками дяди Васи».
Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден.
И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан.
Таким образом, и вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника закончилась провалом. Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь. В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов.
Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия. Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией. В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта. Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию. Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55].
В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага. Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации. Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой. Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55].
Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла.
К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м.
Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55].
После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах.
После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55]. Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558.
Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью. За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55]. Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов.
На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск. Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда.
Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам.
В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой , но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная Звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. СССР[ править править код ] Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» 12—30 января составили 115 082 33 940 — безвозвратно , при этом Ленинградский фронт потерял 41 264 человека 12 320 — безвозвратно , а Волховский — 73818 человек 21 620 — безвозвратно [1]. Кроме того, советские войска за этот период потеряли 41 танк, 417 орудий и миномётов и 41 самолёт [56].
По другим данным потери в боевой технике были более значительными. Так, по данным историка И. Мощанского только Ленинградский фронт потерял 221 танк [57] , а историк М.
18 января – день прорыва блокады Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда, 18 января 1943 Автор фотографии: Борис Кудояров. Прорыв блокады Ленинграда – история праздника 18 января, ход операции Искра, когда годовщина в 2024, мероприятия, где и как отмечают в Петербурге. Прорыв блокады не изменил их временный характер, поэтому снятием блокады признано восстановление советского контроля над Октябрьской железной дорогой. Прорыв блокады Ленинграда советскими войсками в январе 1943 года имел ясную военно-политическую цель: соединить осажденный город с «большой землей». 76 лет назад Советские войска сняли блокаду Ленинграда. Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года.
Проект 'Прорыв блокады Ленинграда'
За счет этого, в общем-то, немцы и держались... Что же касается Невского пятачка, то, на мой взгляд, уже к концу 1941 года он в стратегическом отношении был тупиком. Он был невелик, и развернуть там достаточное количество сил для прорыва было невозможно. Наступать с него можно было лишь в ограниченном количестве направлений из-за конфигурации плацдарма, а также такого мощного узла немецкой обороны, как железобетонные руины здания 8-й ГРЭС, которые возвышалась над пятачком с его левого фланга. Это тоже одна из попыток прорыва блокады? Первоначально там очень удачно было выбрано место для удара - стык двух немецких корпусов. Гипотетически существовала возможность выйти к Октябрьской железной дороге - это давало шанс отрезать немецкие войска и лишить их линии снабжения. Сами немцы оценивали свою ситуацию как критическую. Вообще с боями под Погостьем связано много мифов. В первую очередь об их бесполезности. Это совершенно не так!
На мой взгляд, начало этих боев спасло Ленинград. Благодаря нашему натиску немцы приняли решение отходить от Волхова, дабы их ударный клин не оказался в окружении. Нам это дало возможность обеспечить нормальное функционирование Дороги жизни через Волховстрой. Ведь ко второй половине декабря 1941 года в Ленинграде оставалось продовольствия на четыре дня... Еще одна важная вещь. Операция 54-й армии у Погостья предотвратила немецкую попытку прервать Дорогу жизни - эту задачу в 20-х числах декабря 1941 года поставило командование вермахта. Было предложено три варианта операции, предусматривавших захват или западного, или восточного побережья Ладожского озера. Однако все силы, которые могли быть выделены для этой операции, противник был вынужден бросить под Погостье. Мы зачастую смотрим на те бои глазами фронтовика Николая Никулина, автора известных «Воспоминаний о войне». На мой взгляд, там все представлено в очень черных тонах.
Вот лишь одна цитата: «Снег стоял выше пояса, убитые не падали, застревали в сугробах. Трупы засыпало свежим снежком, а на другой день была новая атака, новые трупы, и за зиму образовались наслоения мертвецов, которые только весною обнажились от снега - скрюченные, перекореженные, разорванные, раздавленные тела. Целые штабеля». Жуткая картина! Однако, как свидетельствуют документы, в том числе и немецкие, под Погостьем вовсе не происходило «избиение красноармейцев». Особенно когда на поле боя появлялись советские тяжелые танки, немцам приходилось очень туго, и они держались из последних сил. А в марте 1942 года вражеская оборона была прорвана там окончательно - когда ввели в бой 4-й гвардейский стрелковый корпус Ленинградского фронта Николая Гагена, сформированный в феврале 1942 года это стало его боевым крещением. Немцы отошли на оборонительные позиции у реки Тигоды, которые готовили в течение трех месяцев. И в результате образовался выступ, существовавший до конца боев под Ленинградом в январе 1944 года. Складывается впечатление, что длительное время наше командование методом проб и ошибок нащупывало место прорыва.
И решило все-таки действовать в самом узком месте немецкой обороны - «бутылочном горле» у Ладоги. Там, где всего 14 километров отделяли блокадное кольцо от Большой земли... Траншеи, блиндажи, деревоземляные огневые точки, мощная артиллерийская группировка. Плюс Рабочие городки, которые были превращены противником практически в узлы обороны... Кстати, еще в декабре 1941 года командир одного из корпусов вермахта предлагал отвести войска из «бутылочного горла» на Синявинские высоты. Он считал, что полной блокады Ленинграда и так нет, поскольку город снабжается по Ладоге. Но ему указали, что он не прав, что выгоднее держать полностью весь фронт вдоль берега Невы и части Ладоги. Первые наметки плана, который лег в основу операции «Искра», появились еще весной 1942 года. Предложение исходило от Военного совета Ленфронта. Заслуга Леонида Говорова, возглавившего фронт в июне 1942-го, в том, что к январю 1943 года он собрал боеспособные соединения и удачно бросил их в бой на узком участке.
Почему он не сделал этого раньше? Летом 1942 года подобное наступление было бы просто невозможно. Надо было элементарно подкормить бойцов, получить с Большой земли боеприпасы. Ленинградская промышленность делала снаряды относительно небольшого калибра, до 76 мм. Запаса не было - это, кстати, одна из причин того, что в Синявинской операции осени 1942 года Ленинградский фронт выполнял всего лишь вспомогательную функцию. Основной удар наносили волховчане. Кстати, упомянутая Синявинская операция была уже четвертой по счету попыткой прорвать блокаду.
Не сумев взять Ленинград сразу, германское командование приняло решение стереть его с лица земли вместе с жителями. С 4 сентября 1941 года город стал подвергаться интенсивным артобстрелам, а с 8 сентября воздушным бомбардировкам за время блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных авиабомб. Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года в ходе военной операции под кодовым названием «Искра», к которой привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия. Утром 12 января 1943 года навстречу друг другу началось наступление войск Волховского и Ленинградского фронтов. Их отделял 15-километровый коридор шлиссельбургско-синявинского выступа между городом Мга и Ладожским озером , замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. Наступление поддерживали часть сил Балтийского флота, а также авиация дальнего действия. В тот же день был полностью освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера.
Среди авиационных предметов — контрольный щиток из кабины истребителя полковника П. Кондратьева сбил в воздушных боях 55 немецких самолетов. Герой Советского Союза П. Кондратьев погиб 1 июня 1943 года в бою над Финским заливом. Поиск на сайте.
Так началась блокада. Отныне сообщение с городом поддерживалось только через Ладожское озеро и по воздуху. Советский Союз оказался на грани катастрофы: взятие неприятелем Северной Пальмиры привело бы к потере основных военно-морских баз на Балтике, вывело бы из строя промышленность города и помешало контрнаступлению Красной армии под Москвой Многие исследователи уверены, что Гитлер хотел не просто взять Ленинград, а решил полностью стереть его с лица Земли — соответствующую директиву немецкое командование приняло 22 сентября. Как город готовился к осаде Жители попавшего в блокаду города даже не думали сдаваться оккупантам. В оперативном порядке появилось народное ополчение, в домах — в основном из женщин и детей — сформировались группы самозащиты: они должны были сбрасывать с крыш зданий зажигательные бомбы и оказывать помощь пострадавшим. Они тоже были обязаны принимать участие в строительстве оборонительных укреплений. По формулировке видного военачальника Кирилла Мерецкова, «в сентябре 1941 года более чем 300-тысячная армия немцев обложила Ленинград с юга и юго-востока, а финские войска нависли со стороны Карельского перешейка и вышли к реке Свирь ». В критической ситуации Сталин решил заменить командующего Ленинградским фронтом — вместо Климента Ворошилова был назначен Георгий Жуков. Стремясь во что бы то ни стало остановить отступление, он начал с крутых мер: отныне за оставление рубежей обороны полагался немедленный расстрел. Как рассказывал впоследствии Жуков поэту Константину Симонову, Сталин оценивал сложившееся под Ленинградом положение как катастрофическое и даже употребил слово «безнадежное», считая, что через несколько дней город придется считать потерянным Больше всего верховного главнокомандующего беспокоило объединение немцев с финнами, что неминуемо произошло бы после захвата Ленинграда, и формирование крайне опасной группировки к северу от Москвы. Назначение Жукова на пост командующего Ленинградским фронтом прошло буднично: Сталин передал ему записку для Ворошилова, которому предписывалось сдать фронт и возвращаться тем же самолетом. Жизнь в блокаде Немецкое наступление развивалось успешно, к 18 сентября нацисты захватили Пушкин и Слуцк Павловск , вышли к Финскому заливу в районе Петергофа. При своем максимальном продвижении агрессор остановился в пригородах Ленинграда: линия фронта проходила в 4 километрах от Кировского завода и в 16 километрах от Зимнего дворца. По ее свидетельству, нацисты прибыли в Сиверский на мотоциклах. Мешающую и лаявшую на них собаку застрелили. Пса было очень жалко, потом немцы забрали у нас всех кур и запас яиц. Часть картошки нам все же оставили, и это помогло выжить». Движение снайперов До конца сентября в блокадном Ленинграде и области провели 11 партийных мобилизаций. Гитлер был так уверен в скором триумфе, что 7 октября 1941 года отдал приказ не принимать капитуляцию Ленинграда.