Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Гештальт-терапия сформировалась на основе гештальт-психологии. Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Основы гештальт-терапии В основе гештальт-терапии лежит утверждение, что человек должен быть счастлив «здесь и сейчас», то есть не откладывал свою жизнь «на потом» и не углублялся в переживания прошлого. Для того чтобы прийти к пониманию счастья, большинству людей нужна гештальт-терапия. Суть гештальт-терапии заключается в том, чтобы избавлять людей от тех психоэмоциональных «якорей», которые удерживают их в подавленном состоянии. Такими часто становятся привычки, которые нужно обязательно искоренять. Речь идёт о привычке негативно мыслить, надевать старую и несовременную одежду, быстро есть, искать недостатки в окружающих людях и других «якорях». Всё перечисленное мешает человеку стать счастливым, а потому подлежит искоренению. В задачи гештальт-терапии входит оценка психоэмоционального состояния пациента, подбор программы лечения, замещение травмирующих установок на объективные. Проще говоря, терапия поэтапно позволяет выявить причины проблем, избавиться от них и предотвратить их появление в дальнейшем. Методы гештальт-терапии или как закрыть гештальт? Итак, мы рассмотрели основы работы гештальтиста и можем начать разбираться в том, как работает гештальт терапия. Вкратце этот механизм можно описать следующим образом.
При возникновении определённой потребности возникает логическая цепочка действий: 1. Поиск способов удовлетворения потребности. Реализация одного из способов. Осознание полученного опыта. Если все перечисленные шаги выполняются, то гештальт закрывается. Если нет — возникает незавершённый гештальт. Соответственно, гештальтист помогает найти те потребности, которые неудовлетворены по каким-либо причинам. С его помощью все необходимые действия совершаются и человек достигает желаемого. В этом и заключается гештальт подход. Чтобы помочь человеку удовлетворить свои потребности, гештальтисты используют разнообразные техники гештальт-терапии.
Их принято называть упражнениями или играми. Какой именно метод гештальт-терапии выбрать, гештальтист решает после первой консультации с пациентом.
Например, если человек узнает о том, что его проблема связана с каким-то событием, произошедшим в раннем детстве, не факт, что это поможет ему. Напротив, человек может еще более закрыться и разочароваться, постоянно вспоминая негативный опыт.
Именно поэтому гештальт-терапия не любит копаться в прошлом, она помогает научиться жить человеку настоящим, научиться получать удовольствие от жизни. Гештальт-терапия помогает осмыслить реальность, учит слышать, думать, чувствовать совершенно по-новому. Гештальт-терапия предлагает человеку следующие действия: - правильно относиться к себе и к окружающему миру - изучить несколько способов восприятия реальности, анализировать как они влияют на его поведение - уметь восстанавливать процессы саморегуляции Сначала клиент выполняет все упражнения с помощью терапевта. Затем человеку даются самостоятельные задания.
И так постепенно человек учится сам ощущать и анализировать проблемы на данный момент жизни. Два вероятных исхода После окончания терапии есть два варианта исхода событий: Терапия окончится и человек станет полностью самостоятельным, способным находить и решать свои проблемы. Терапия продолжится. Клиент начнет понимать и находить проблемы, но пока будет не в состоянии решать их самостоятельно.
Терапия будет продолжаться до тех пор, пока клиент не научится решать проблемы сам. Беседа при гештальт-терапии Беседа с клиентом проходит следующим об разом. Рассмотри два варианта: Беседа, предполагающая рассмотрение клиентом личного опыта. Беседа, включающая эксперименты то есть способность обрести новый опыт.
Обычно гештальт-диалог длится около часа. Атмосфера и обстановка должна быть предрасполагающая, чтобы клиент смог полностью расслабиться и довериться терапевту. Другими словами, терапевт должен стать клиенту не просто собеседником, а другом. Он должен мягко, но конкретизировано говорить о проблемах клиента: поставить себя на его место.
Из диалога человек должен получить обратную связь. Однако, существуют некоторые особенности: Общение часто формируется на основе традиций, правил и ритуалов. Во многом все зависит от того в какой среде общается человек и каковы там правила поведения. В зависимости от этого человек получает обратную связь.
Услышать что-то важное от постороннего человека. Порой близкие люди на протяжении долгого времени твердят нам одно и то же, но мы будто бы их не слышим или не хотим слышать. А когда некий посторонний скажет то же самое, нас словно озаряет. Задача терапевта — дать клиенту обратную связь и дать информацию.
Но не просто дать, а обратить внимание на реакцию клиента при получении данной информации. Гештальт-терапия — очень сложная наука. Настоящие профессионалы начинают обучаться этой технологии еще с самого раннего детства, примерно лет с 5. Обучение на этом не заканчивается.
Только с тем, что формирует фигуру, можно контактировать. То, каким образом человек устанавливает контакт с миром и представляет собой предмет гештальт-исследований. В ходе гештальт-терапии человек стремится найти способы, используя которые он сможет получить из среды то, что ему необходимо. Также он отдает, то, что не нужно, делится тем, что необходимо другому. Граница контакта отделяет «я» от «не я». Она регулирует обмен и считается динамической характеристикой процесса. В случае здорового, естественного контакта с окружающей средой кривая контакта функциональна, проявляя открытость для обмена и прочность для автономии. В различные фазы контакта граница будет разной полное растворение или непроницаемость.
Это — несвоевременное использование «выхода на границу-контакт». Очевидно, что в нашей жизни у всего есть начало и конец. У терапевтической сессии — тоже.
Первый этап гештальт-сессии — ориентировка. По сути, на этой фазе терапевт работает с феноменами клиента — с его представлениями, его картиной происходящего, его чувствами и переживаниями, ожиданиями по поводу терапии. Пока терапевт не прояснил, куда двигаться, он внимательно наблюдает, слушает, чувствует, расспрашивает.
Иногда эта фаза длится несколько встреч, иногда — буквально минуты. Но она — начало работы, тот краеугольный камень, который кладется в основание храма… Без прохождения этой фазы гештальт-терапевт рискует оказаться в плену своих проекций, идей и фантазий безотносительно к потребностям и чувствам клиента, а также собственно к процессу взаимодействия между ними. Второй этап гештальт-сессии — гештальт-эксперимент.
Используя запрос клиента, собственные реакции, знания, навыки, терапевт сопровождает клиента на пути, где может встретиться что-то новое — забытая история, неожиданное осознавание, необычная идея… На этом этапе клиент может убедиться в чем-то важном для него, понять, отпустить, принять, захотеть… Более подробно опыт гештальт-экспериментов в группе описаны мною ранее. И последний, третий этап — ассимиляция, освоение нового, переход к использованию этого опыта в жизни. Так вот: сессии, клиенты и контакт бывают очень разными.
Иногда клиент настолько погружен в себя, настолько озабочен произошедшим, настолько встревожен, что не способен заметить Другого. И тогда интервенции типа: замечаешь ли ты, что я… кому ты все это рассказываешь… ты мне кажешься… и т. В этот момент терапевт встречается с феноменами, предъявляемыми клиентом — его чувственным опытом, его болью и тревогой, его окружением, отношениями, идеями… Прежде чем чинить машину, хорошо бы понять как она устроена — именно поэтому важна феноменологическая диагностика.
Она может быть как реалистичной и построенной на прямых и ясных вопросах, так и метафорической, образной, чувственной. Важная задача терапевта — попасть «в поле» клиента, «увидеть» его ситуацию с минимальным числом искажений, услышать его историю. Приведем пример супервизируемой работы.
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Что такое гештальт-терапия, и как она работает? | Практические выводы из гештальт-теории генезиса невроза Как тревожно, страшно, скучно, пресно. |
Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта | Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение. |
Гельштат психология и терапия. В чем разница?
- Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами / Skillbox Media
- Гештальт-терапия
- Как появилась и развивалась гештальт-терапия?
- Основы гештальтпсихологии | Блог 4brain
Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами
гештальт терапия это в психологии. Психология и коучинг. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Общество практикующих психологов «Гештальт‑подход». Московский гештальт институт.
Please wait while your request is being verified...
Пожалуй, это одно из основополагающих положений гештальт-терапии. Непрерывное осознание всего, что происходит вокруг, позволяет нам полностью контролировать ситуацию и понимать, что происходит с нами. Человек постепенно будет отказываться от выяснений, вербализации и интерпретации ситуации, при этом концентрируясь на собственных чувствах и телесных ощущениях — а это основа для правильного установления связей между «Я» и окружением. Где можно освоить гештальт-терапию? Обучение предполагает прохождение трех ступеней, и в программу включены супервизия и личная терапия в групповой или индивидуальной форме. Для сертифицированных гештальт-терапевтов существуют курсы повышения квалификации, которые также можно пройти дистанционно. Кроме того, для заинтересованных специалистов созданы и курсы профессиональной переподготовки. Кому в работе необходима гештальт-терапия Что может заставить человека обратиться к гештальт-психологу? Это может быть жажда каких-либо изменений, развития, улучшения качества жизни. Но, как правило, к специалисту, в первую очередь, обращаются за помощью в решении сложных жизненных ситуаций или проблем.
В любом случае к психологу идут тогда, когда есть неудовлетворенность ситуацией и потребность ее ликвидировать. Гештальт-терапия нужна практикующим психологам и психотерапевтам.
При этом наличие дела, требующего дополнительного осмысливания и упорядочивания к примеру, вы собирались сходить за продуктами в магазин, но не пошли , не считается гештальтом, а просто несовершенным процессом. А вот несбывшаяся мечта отдохнуть на Бали из-за неимения на это путешествие времени, денежных средств и других непреодолимых обстоятельств, как раз и есть незакрытый гештальт, потому что вы будете об этом постоянно думать и страдать. Такие переживания держат человека в напряжении, что значительно истощает НС, мешает жить в сегодняшнем настоящем. Итак, о незакрытом гештальте свидетельствует: застревание в проблеме, зацикленность на том, что не завершено. Человек постоянно мысленно возвращается к определенному событию, обыгрывает его снова и снова; повторяющиеся ситуации. При неразрешенной проблеме психика раз за разом создает похожую, что также заканчиваются тупиком. Так, личные отношения с противоположным полом идут по одному тому же сценарию — человек выбирает в пару тот же типаж. Опять для примера — раз за разом женщина попадает на абьюзера, то есть вступает в отношения с мужчиной, унижающим ее, безразличным и заставляет страдать.
И пока гештальт не будет закрыт, все это будет продолжаться. Специалисты определяют незакрытый гештальт по высокому баллу шкалы САН самочувствие — активность — настроение. Полезная методика Рассматриваемую проблему можно решить с помощью специальных техник, развивающих способности правильно контактировать. В 1951 году немецкий врач-психиатр Фридрих Саломон Фриц Перлз, который взял в соавторы коллег Ральфа Хефферлина и Пола Гудмана, выпустил труд под названием «Гештальт-терапия», тем самым став «отцами» данного подхода. Он стал отдельным практическим направлением психологии, способным восстановить целостность личности, помогающим понять причинно-следственные связи, структурировать и упорядочивать жизнь индивида. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Интересно, что у самого ее основателя Ф. Перлза был незакрытый гештальт. Он пишет об истории, произошедшей в 1936 году. Психиатр приехал в Прагу, где должен был выступить с докладом на Международном психоаналитическом конгрессе.
Перлз хотел поговорить с З. Фрейдом, работой которого очень интересовался. Но их встреча продолжалась только 4 минуты, и ответов на интересующие его вопросы Фриц не получил: отец психоанализа лишь поинтересовался, когда он уезжает. Этот случай основатель и назвал одной из самых важных своих незаконченных ситуаций. Как проработать гештальт Самостоятельно завершить прерванное действие можно, следуя таким рекомендациям: Лист бумаги разделить пополам, то есть, на две колонки. В одну записывать положительные моменты ситуации, в другую — отрицательные.
Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться. Недосказанные фразы осложняют общение между друзьями. На основе открытых гештальтов люди всю жизнь могут что-то кому-то доказывать, так и не разобравшись в себе. Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении.
Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости. Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня. У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу. И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам. Как закрыть гештальт — техники Простым языком закрыть гештальт — значит создать целостную картину чего-то, будь то какое-то дело, ситуация или отношения. Но это не так легко сделать, как звучит. Иногда требуется целое гештальт-обучение человека на терапии, чтобы что-то закрыть или дополнить. Закрытие гештальта Итак, с этим разобрались. Но мы не сможем закрыть гештальт, не зная основных его законов. Ведь каждый гештальт-терапевт в своей работе на них основывается.
Законы гештальта: Сразу целое, а не сумма частей — наше восприятие стремится к целостности. Когда вы зажжете бенгальский огонь и будете делать им круговые движения, то психика воспримет это как горящий круг, а не отдельную светящуюся палку в разных точках пространства. Есть главное и второстепенное — то, что в центре нашего внимания, то есть фигура, все остальное — фон. Это интересно тем, что без нашего желания что-то становится главным, а что-то — второстепенным. Как только мы фокусируемся на чем-то, то учимся выделять фигуру из фона. Это дает нам возможность самостоятельно закрывать свои гештальты, когда они становятся фигурой. Фигура зависит от качеств и желаний — то, что центральное в нашем сознании, основывается на наших привычках, эмоциях, стимулах внешнего мира. Человек может выбирать — восприятие организует процесс сознания. Человек может выбирать, что он хочет чувствовать, воспринимать, видеть. И это связано с привычками, интересами, желаниями человека.
Мы можем выбрать свой гештальт, что в него вносим, что в нем видим. Чтобы что-то поменять, выбирать, нужно это осознать. Я постаралась описать законы не академическим языком, а простым человеческим. На основе этих законов работает гештальт-подход. Есть несколько техник в арсенале гештальтиста, которые помогают ему направлять человека к решению проблем. Техника пустого стула Применяется, когда у человека есть нерешенная проблема, но по какой-то причине он не может ее довести до логического завершения. Например, не может поговорить с мамой из-за того, что она умерла, или друг не хочет с ним видеться, уехал, заболел психически и т. Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. Эту технику нередко используют в группе, тогда каждый участник может задавать наводящие вопросы, делиться чувствами. Здесь и сейчас Закрыть гештальт самостоятельно можно, если использовать эту технику.
Когда человек ощущает себя в настоящем, тогда подсознательно настраивается на решение проблемы. Важно вытягивать себя из прошлого или будущего. Часто человеку свойственно застревать в прошлом, а как было бы, если бы… Признаюсь, я тоже иногда так рассуждаю, но постоянно вытягиваю себя в настоящее.
Принцип закрытия: Мы имеем тенденцию видеть недостающие части объекта как закрытые или завершенные формы. Даже если часть изображения отсутствует, наш мозг автоматически дополняет ее. Принцип подобия: Элементы, имеющие схожие свойства, такие как форма, цвет или размер, имеют тенденцию восприниматься как группы или целостные структуры.
Принцип пространства: Восприятие объектов в трехмерном пространстве организовано на основе их относительного расположения и пропорций. Что значит закрыть гештальт в психологии? Понятие «закрытия гештальта» представляет собой один из ключевых аспектов в теории гештальт-психологии. Эта теория развилась в начале 20 века в работах немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Кёлера и Курта Коффки. Гештальт-психология подчеркивает важность восприятия и понимания целостности и структуры воспринимаемых объектов и событий. Термин «гештальт» в переводе с немецкого означает «форма» или «структура».
Закрытие гештальта относится к процессу, при котором ум организует фрагментарные визуальные, аудиальные или другие сенсорные восприятия в цельные, понятные формы или образы. Этот процесс играет важную роль в нашем способе восприятия мира и понимания окружающей действительности. Принцип закрытия гештальта проявляется в нескольких аспектах: Завершенность фигур. Люди склонны видеть недостающие части объектов или форм, чтобы создать завершенные и понятные фигуры. Например, если представить ряд из нескольких отдельных точек, наши мозги могут автоматически воссоздать из них линию или кривую. Контурное восприятие.
Закрытие гештальта позволяет нам видеть контуры и обводки объектов, даже если они на самом деле не полностью видимы. Это способствует определению форм и объектов даже при неполных данных. Образование групп.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог | Гештальт подход — это направление в современной теории и практике психологии. |
Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта | Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. |
КПТ и гештальт. Чем отличаются эти психологические подходы | Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины. |
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. Гештальт-терапия – особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты. "Гештальт-подход" несомненно станет одной из основных книг в литературе по гештальту. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Гештальт в психологии – это незаконченная ситуация, которая оказывает негативное давление на личность.
Что такое гештальт-терапия, и как она работает?
Что такое гештальт и как его закрыть: мнение эксперта | Гештальт-психология на службе корпораций. |
Основы гештальтпсихологии | В последнее время появилось много направлений в психологии, помогающих справиться с жизненными проблемами и неурядицами. Одно из них - гештальт-терапия. |
Please wait while your request is being verified... | Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ. |
Основы гештальтпсихологии | Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы. |
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1 | Что такое гештальт в психологии. Гештальтпсихология – это направление психологии, ставящее перед собой цель объяснить процессы мышления, восприятия. |
Гештальт-терапия
Они занимались изучением психологии восприятия, особенностями того, как наше сознание распознает те или иные вещи. К примеру, изображение вазы Рубина говорит нам о соотношении фигуры и фона: в один момент времени мы можем видеть либо два лица, либо вазу. Человеческое восприятие всегда делит картину на фон и объект, привлекающий наше внимание. Объект мы выбираем в зависимости от наших насущных потребностей. Источник: Wikipedia Вертхаймер, Келер и Коффка также выявили, что образ Gestalt стремится быть законченным. Если мы берем фигуру квадрата, и он нарисован не цельными линиями, а штрихами, мы все равно будем видеть квадрат, а не штрихи.
Eсли круг по большей части прорисован, но небольшая часть окружности пропущена, то разум человека все равно будет стремиться видеть в нем целостную фигуру. Основатель гештальт-терапии Фредерик Фриц Перлз из-за ряда разногласий с системой классического психоанализа решил отделиться от аналитиков и создать новую форму терапии. За основу он взял принципы гештальт психологии. Таким образом, гештальт-терапия — это практическое направление, которое вдохновлено идеями психологии восприятия. В середине 1940-х немецкий психиатр и психотерапевт Фредерик Перлз начал пересматривать классическую психоаналитическую систему, в рамках которой он работал более 15 лет.
Перлз давно был знаком с наработками гештальт-психологии благодаря своей жене Лоре, психологу-гештальтисту. Вместе с ней и Полом Гудмэном они создают базу нового течения. В 1951 году выходит книга «Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности», написанная Перлзом в соавторстве с Гудмэном и Ральфом Хефферлином. К концу 1950-х гештальт-терапия получает повсеместное распространение в США, в Европу течение приходит в начале 1980-х годов. Историческая справка Продолжительность и особенности курса Выделяют два глобальных течения гештальт-терапии: американскую и европейскую французскую школы.
Европейская школа больше внимания обращает на работу с телом, ощущениями, действием. Американская работает в диалоговом направлении, через словесное выражение. Гештальт-подход — дисциплина совместного исследования, которое клиент и терапевт проводят в партнерстве. Семейные сессии могут проходить в течение нескольких месяцев. Также небольшие текущие запросы могут быть отработаны в рамках 10 сессий если за ними не стоят более глубинные проблемы.
В рамках гештальт-терапии очень популярны групповые курсы. Групповая терапия особенно полезна тем, кто испытывает проблемы во взаимодействии с другими людьми, в отношениях и близости. Человек проверяет свои представления, проекции, учится выстраивать коммуникацию по-новому. Это происходит в присутствии терапевта, который обеспечивает конструктивный контакт. Терапия в группе может быть краткосрочной от 2-х недель и долгосрочной около года.
Как и любой другой метод в психологии она опирается на что-либо. А если точнее, то на представления о человеке, психике,и, главное, на психологические проблемы. Главная задача гештальт-терапии — найти пути решения возникшей проблемы. Для начала необходимо разобраться, что же такое проблема? Существует множество определений данного слова. Однако, вот наиболее распространенное понятие: проблема — это положение дел или условия, создающие определенные затруднения и побуждающие человека к действию. Все это связано с недостатком или избытком чего-то в нашем сознании. Так как избыток и недостаток каждый из нас определяет сам для себя, то и решать есть у вас, вообще, какая-либо психологическая проблема решать только вам. На мой взгляд, нет таких людей у кого нет проблем. Они есть у всех и всегда.
У кого-то более мелкие, у кого-то грандиозные. Каждый из нас сам решает каким образом ему решать свои проблемы: самостоятельно, с помощь друзей или прибегнуть к помощи психологов психотерапевтов. Вернемся к самому подходу. Гештальт-подход подразумевает рассмотрение человека как целостного организма, наделенного способностью к саморегуляции. Одна из самых важных основ природной саморегуляции — эмоции чувства. Другими словами, чувства — маркеры потребностей человека. А жизнь — это сложный процесс по удовлетворению наших потребностей. Есть первичные потребности, а есть вторичные. Первичные — еда, сон, собственный угол. Вторичные — отдых на море, машина, семья.
То есть без вторичных потребностей человек спокойно проживет, просто получит минимум удовольствия от жизни. Если копать глубже, то потребность — это основной смыслообразующий фактор восприятия. В зависимости от ключевой потребности человека и будет складываться ситуация и его отношение к ней. Человек ориентируется в своих потребностях благодаря чувствам и эмоциям, а удовлетворяет потребности благодаря взаимодействию с внешним миром. Таким образом, на протяжении всей жизни, по мере взросления, каждый из нас вмешивается в процесс саморегуляции. Например, маленький ребенок зависит полностью от взрослого. Его основная биологическая потребность — любовь со стороны взрослых. Поэтому они могут легко поменять себя ради того, чтобы мамочка не злилась, не плакала и давала вовремя покушать. Вот такой простейший пример. Однако, этот пример ужасен.
По сути — принятие некоего «слипшегося», не проясненного до конца утверждения, кусочка чужого не моего! Например: «Не суй два пальца в розетку! Или: «Все мужики — гады! Хотя при этом надо иметь в виду, что, допустим, интроецированные правила поведения в рамках своей культуры способны подсказать человеку способ действия в непредвиденной, стрессовой ситуации, а доведенные до автоматизма навыки вождения автомобиля — спасти жизнь водителю и другим участникам дорожного движения. Проекция — это перенос на Другого того, что я чувствую в чем нуждаюсь сам. Хотя, с другой стороны, именно благодаря проецированию мы оказываемся способны понимать и до некоторой степени предугадывать поведение окружающих людей. Ретрофлекция буквально означает «разворот назад» от лат.
Это возвращение себе того, что изначально было адресовано миру. Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек! Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью. Только так он способен выжить. Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди? Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции.
Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен. В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям. Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций. Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое. Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам. Это привычный, «естественный» для него способ реагирования. И задача терапевта — помочь клиенту осознать, в каком месте и каким образом он себя прерывает, поддержать его способность к экспериментированию и живому, творческому приспособлению к ситуациям, каждая из которых является уникальной и неповторимой.
С точки зрения Гештальта, полноценный контакт — это акт открытой, искренней коммуникации между «Я» и «Ты» именно так, как это описывал философ-экзистенциалист Мартин Бубер. Каждый из участников процесса обладает своими границами, мотивами, эмоциями, телесными ощущениями, способен их осознавать и предъявлять Другому. Как сказано в молитве гештальтиста у Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты — это ты. И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь».
Принцип реалистичности Гештальттерапевт следует принципу реалистичности. Представьте, приходит к нему 70-летняя старая дева и жалуется, что у нее никогда не было опыта сексуальной близости. Перед терапевтом встает вопрос: что с этим делать? Он не может изменить реальность, он не может превратить 70-летнюю женщину в 20-летнюю! Нужно искать какой-то другой подход… Мы не способны объять необъятное. Из множества тем, которые клиент предъявляет на сессии, терапевт вынужден выбрать что-то одно. Терапевт может лишь надеяться: если один из паззлов встанет на место, остальные тоже как-то переформатируются.
То есть картина мира у клиента изменится, даже если мы вместе с ним сможем передвинуть всего один элемент. В действительности, какой из элементов системы будет выбран, — зависит от множества причин: от тренированности терапевта, от его и клиента актуального состояния, от того, насколько доверительные отношения установились между клиентом и терапевтом, от случая, от того, на чем здесь и сейчас готов сфокусироваться человек и т. Нам все равно не удастся действовать сразу во всех направлениях. Мы используем системный подход, предполагая, с одной стороны, что целое всегда больше суммы его частей, а с другой — что изменение любой части ведет к изменению целого. В этом особенность гештальт-методологии — пристальное внимание к деталям, связанным с процессом детализация. Как человек откликается на происходящее, что он чувствует, как это отзывается в его теле, что он думает?.. Очень-очень подробное прохождение всех этапов контактного процесса.
Без пропусков, без лакун. Еще одна особенность гештальт-метода — стремление не оценивать то, о чем говорит человек. Как только терапевт начинает оценивать факты с позиции «хорошо-плохо», «должно быть так» или «так не должно быть», он перестает думать. Не говоря уже о том, что тот, кого оценивают, переживает множество эмоций, не имеющих отношения к терапии, к тому, что происходит между двумя людьми здесь и сейчас. Приведу пример неосознанной оценки. Клиент рассказывает терапевту, что его клиента ограбили на улице. Буквально: «Жизнь или кошелек!
Он говорит: «Наверное, вы очень сильно разозлились? Не потому, что он действительно разозлился, а потому, что он вроде бы должен был нечто такое почувствовать. На самом же деле, человек испытал сильнейший страх, а вовсе не злость. И работать здесь нужно было бы с травмой, позволив жертве прожить до конца мысли, импульсы, эмоции, которые были прерваны. Тогда, возможно, у клиента через некоторое время возникло бы и чувство злости, и желание восстановить справедливость. Терапевт в нашем случае сильно поторопился. Он сразу же оценил ситуацию.
И что произошло с клиентом? Он почувствовал стыд за то, что не отреагировал в соответствии с «нормой» «мужчина должен…» , и, конечно, да, стал говорить, будто он испытывает злость и хочет справедливости. Получилось не «я чувствую», а «я должен чувствовать». Ситуация «законсервировалась», она не была завершена. И, добавлю, клиент стал меньше доверять терапевту, поскольку последний взял на себя роль педагога, который склонен воспринимать человека не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. То есть, разумеется, терапевт не может совсем не иметь собственной позиции, совсем никак не оценивать то, о чем ему говорят. Дело не в этом.
Дело в том, что терапевт обучается переводить внимание на процесс, стараясь не пропускать его этапы и фокусируясь на деталях на их проживании , а не на оценке целого. Кстати, понимание того, как все это происходит, сильно меняет и саму оценку происходящего! Диагностика и терапия В отличие от клинической психологии, диагностика в психотерапии достаточно сильно зависит от направления, которого придерживается терапевт Гештальт, транзактный анализ, психоанализ и проч. Все дело в том, что клинический психолог и психотерапевт пытаются ответить на разные вопросы. Диагностика для клинического психолога — это постановка диагноза и составление прогноза. Примерно тем же самым занимаются психологи, отвечающие за профориентацию, подбор персонала, выявление лжи при тестировании сотрудников компании или кандидатов на должность и т. Такая диагностика основана на том, что человек сравнивается с другими людьми.
Говоря упрощенно, его как бы помещают в некую более или менее широкую группу шизофреники, социопаты, люди с органическими нарушениями, без органических нарушений…. Благодаря клиническому опыту мы знаем, что у людей из определенной группы возникают те-то и те-то проблемы, прогноз — такой-то, показаны те-то и те-то методы лечения. Для терапевта, занятого консультированием и психокоррекцией, подобного рода диагностика интересна, но, в общем, не очень нужна. По сути, любая психотерапия занимается не лечением, а восстановлением способности человека к контакту с самим собой и окружающим миром другое дело, что восстановление контакта может стать частью лечения, например, при психических расстройствах. Поэтому, кстати, в большинстве терапевтических направлений не используется слово «пациент». Его заменяют словом «клиент», подчеркивая тем самым, что мы не лечим, а оказываем услуги по психокоррекции. Смысл диагностики для нас, прежде всего, состоит в том, чтобы понять, какие элементы психической системы конкретного человека мы будем считать здоровыми и значит, постараемся поддержать , а какие — патологическими тут мы попытаемся научить клиента как-то это компенсировать или реорганизовать.
Для психотерапевта важно не отнесение человека к определенной категории, а то, как он сам понимает источник своих проблем. В связи с тем, что рассказывает о себе клиент, мы можем спросить: «Как вы думаете, как такое происходит? Мы начинаем видеть его картину мира, его модель, объясняющую, почему ему плохо. Такая диагностика очень важна при психотерапии, поскольку от картины мира зависит, как действует человек, какой помощи он ищет. Для нас важно, что модель взаимоотношений с миром одновременно и объясняет человеку происходящее с ним, и запутывает его. Коль скоро он пришел к терапевту, значит, в этой модели есть противоречия, есть пропущенные мысли, которые сам клиент не видит. И первое, что, на мой взгляд, должен сделать терапевт в плане диагностики — максимально прояснить картину мира структуру взаимоотношений с миром своего клиента, поскольку от этого зависит стратегия и тактики дальнейшей работы.
Концепция здоровья и психосоматика В отношении физических заболеваний мы исходим из концепции биологического здоровья человека и способности организма поддерживать свое физическое функционирование. Мы предполагаем, что изначально то есть в соответствии с биологической природой человека , все физиологические и психические регуляторные механизмы функционирования, внутреннего взаимодействия гомеостаза и способности к организации внешней деятельности достаточно сбалансированы для того, чтобы человек мог приспособиться адаптироваться к любой ситуации. Тут опять нам придется вспомнить про первичную и вторичную сигнальные системы. Первичная система позволяет произвести самую общую и, скажем так, «грубую» настройку на изменение окружающей среды. Однако высшим животным и, в особенности, человеку, требуется настройка гораздо более тонкая. За нее как раз и отвечает вторичная система. Чтобы как-то адаптироваться в новых условиях, человек должен понять происходящее, он должен назвать процесс каким-то словом, обозначить его образно, метафорически… Тогда приспособление становится более качественным.
Однако этот баланс систем сам по себе очень хрупок, тем более, когда речь заходит об отношениях между близкими людьми. Представьте, ребенку жарко. Именно так он и говорит маме: «Жарко! Ты просто капризничаешь! Первичная система сигнализирует: жарко! Вторичная система обрабатывает сигнал: «Мама сказала: не жарко! В результате формируется некоторый сложный по композиции процесс остановки и «запутывания» импульсов активности.
Если мы используем термин «интенция», то заметим, что борьба побуждений и попытка сориентироваться ведет в результате к тому, что интенция теряет свою форму. Развивается «обратное направление внимания». Некоторые эффекты, связанные с такого рода изменением направления, психологи называют аутоагрессией: «Я злюсь на себя за то, что чувствую жару, и что мне дискомфортно». Энергия в результате не направляется вовне, не реализуется в форме активного поведения, которое вело бы к изменению ситуации, энергия направляется внутрь себя потому что у меня в голове возникает фигура матери, но «на мать злиться нельзя! В гештальт-подходе эти эффекты «разворота интенции» замечаются, прежде всего, как проявления напряжения в теле и обозначаются термином «ретрофлексия». В результате развивается психосоматический симптом. В нашем представлении, все заболевания, в которых присутствует психический компонент, есть результат неудачной избыточной или недостаточной регулировки со стороны второй сигнальной системы.
Значит, задача психотерапевта — поспособствовать тому, чтобы клиент нашел новый способ регулировки, в большей степени отвечающий ситуации «здесь и сейчас». Во всяком случае, не препятствующий мозгу проводить внутреннюю саморегуляцию организма. Это — с одной стороны. И с другой стороны, — чтобы направленная вовне активность находила какой-то выход в действии. Такой подход вроде бы похож на то, что в аналитической психотерапии называется отреагированием. Но есть и существенные отличия. Слово «abreaction» можно перевести как «раскрытие», «распечатывание».
Это, конечно, благоприятный вариант развития событий. Довольно часто человек или не понимает, чего он хочет, или не может этого достичь, так как не способен выстроить гармоничный контакт с миром. Это называется незавершённый гештальт. И человек будет возвращаться к нему снова и снова, пока не удовлетворит своё желание. Одна из главных идей гештальта: мы сами несём ответственность за удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. Как происходит работа с психологом При гештальт-подходе психолог выступает не наставником, а другом.
Он помогает клиенту осознать его цели и понять, как их достичь. Терапия превращается в переживание совместного опыта, где каждый проживает и выражает свои эмоции. Поэтому важно, чтобы психолог был в первую очередь достойным человеком, а потом уже первоклассным специалистом. В итоге все подавленные чувства и желания клиента высвобождаются, он начинает лучше себя понимать и выстраивать более гармоничные связи с окружающей средой. Терапия может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от целей и потребностей клиента. В каких случаях эффективен гештальт Гештальт может применяться для решения самых разных проблем: от страха перед публичными выступлениями до различных психосоматических расстройств, тревожных состояний и посттравматического синдрома.
Этот подход бесценен при работе с парами и коллективами. Поэтому он часто используется в бизнесе, где так важно наладить полезные связи. Психолог может выступать бизнес-коучем или вести тренинги для сотрудников компании. Гештальт-терапия не подходит людям с серьёзными психическими нарушениями. Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. Оба подхода помогут тебе стать осознанным и успешным человеком.
Главная теория гештальт-терапии
- 4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы
- Гештальт-терапия – мифы и реальность | Вовремя
- Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу»
- Мифы и реальность в методах гештальт-терапии
- Идея подхода
Гештальт: что это такое и как его закрыть?
Гештальт это огромный и важный пласт психолгии. Рассмотрим основные идеи и термины гештальд психологии, а также методы гештальт-терапии, упражнения и методики для самосовершенствования и решения собственных проблем в духе гештальт-подхода. Что такое гештальт в психологии. Гештальтпсихология – это направление психологии, ставящее перед собой цель объяснить процессы мышления, восприятия. две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы. Фактически, выбирая гештальт подход, вы выбирает психотерапевта, который вам симпатичен и интересен как личность, которому вы доверяете и от которого вы не ожидаете морализаторства, давления и заумности. Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Что такое гештальт-терапия простыми словами. Гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека.
Что такое гештальт в психологии
Гештальт-терапия (далее – ГТ) возникла в середине 20 века в диалоге с психоанализом, в опоре на гештальт психологию, экзистенциальную философию и, позднее — на восточные практики. Что такое гештальт и почему он так популярен: 5 фактов о самом модном направлении в психологии. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее.
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
Психолог, преподаватель психологии, гештальт-терапевт с 17-летним опытом, доцент ВШПК (Высшей школы психологического консультирования), тренер, супервизор. Гештальт-терапия – это удивительный глубокий психотерапевтический подход, удачно сочетающий достижения психологической науки и практики, терапевтический опыт основателей и современных практиков. Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни.