Чему учит Ислам? ГлавнаяМедиаАудиолекцииЧему учит Ислам? Поиск. Египет, как одно из наиболее светских государств с исламским населением, чаще остальных сталкивается с тем, что современные реалии плохо коррелируют с требованиями ислама. Разве, что отдельные непонимающие божественной мудрости мусульмане, пятнающие Ислам своим недостойным поведением, могут стать объектом порицания и осуждения.
Ислам: основные принципы и сущность
Расскажем о намерении, хадисах и награде, когда и как поститься, можно ли держать пост в месяц Шавваль в пятницу. Ураза байрам: 10 самых интересных фактов и традиций Ид аль-Фитр 23:00, 5 апр 2024 Ураза-байрам — один из основных и самых любимых праздников мусульман. Он знаменует завершение месяца поста Рамадан. Расскажем о 10 самых интересных особенностях и обычаях Ид аль-Фитр, или Праздника разговения. Ураза байрам 2024: как поздравить и как отмечают Ид аль-Фитр на Северном Кавказе? Когда и как празднуют Ид аль-Фитр в 2024 году, как поздравить с Праздником разговения? Расскажем о праздничном намазе, закят уль-фитр и традициях праздника на Северном Кавказе. Ночь предопределения 2024: точные признаки самой величественной ночи в исламе 17:00, 2 апр 2024 Ночь предопределения Ночь аль-Кадр, Ляйлятуль-Кадр — это самая важная ночь для всех последователей ислама. Она отмечается на 27-й день Рамадана. На какой день выпадает Ночь аль-Кадр в 2024 году? Закят и закят уль-фитр 2024: что это такое, как рассчитать и платить?
Важен и закят уль-фитр — милостыня в последний день Рамадана. Что это такое, как рассчитать и кому выплачивать, какое намерение на закят уль-фитр и нужно ли платить женщинам? Последний день Рамадана 2024: когда, что нужно делать, подготовка к Ураза-байрам 19:00, 28 мар 2024 Во время священного месяца особенную важность для мусульман имеет последний день Рамадана. Когда последний день Рамадана в 2024 году, что нужно делать и что читать, как держать пост, что такое таравих и закят, как провести подготовку к Ураза-байраму? Последние 10 дней Рамадана 2024: суть, когда начинаются, как провести? Эти 10 дней помогут освободиться от огня в Судный день. Когда они начинаются, что нужно читать и что такое Ночь предопределения? Стоит ли ехать в Дагестан в Рамадан? Правила и ограничения для туристов 19:00, 22 мар 2024 Рамадан — это особый месяц, время поста в Дагестане. В чем его особенности, как он влияет на туризм, какие есть правила и ограничения?
Что нужно знать туристу об отдыхе во время Рамадана?
Соответственно, в исламе есть пророки, но нет спасителя. Ислам учит, что Иисус был великим пророком. Ислам утверждает, что Иисус был рождён от Девы и жил безгрешной жизнью. Он творил великие чудеса и однажды грядёт на землю снова. Ислам даже называет Его словом от Бога. Однако он категорически отрицает божественность Христа и отвергает термин «Сын Божий», называя это богохульством. Кроме того, в большинстве своём исламисты отрицают, что Иисус умер на кресте.
Они утверждают, что образ Христа был нанесён на кого-то другого, кто и принял смерть на кресте, а Иисус был взят на небо, не вкусив смерти. Ислам категорически отрицает возможность заместительного искупления. Религиозную практику ислама можно свести к так называемым Пяти столпам. Этими столпами являются исповедания веры «Нет иного бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк» , молитва ритуальные молитвы, произносимые по-арабски пять раз в день, обращённые в сторону Мекки, с обязательным набором поклонов, коленопреклонений и простраций , подаяния в некоторых официально исламских странах оно взимается в качестве налога , пост месяц Рамадан, во время которого верующие мусульмане воздерживаются от еды в светлое время суток, но могут есть после наступления темноты , паломничество хадж, или паломничество в Мекку, которую должен совершить однажды в жизни. Подавляющее большинство мусульман — не террористы. На самом деле, общепризнанные законы исламской религии не допускают намеренного убийства человека, не участвующего в вооруженном сражении.
Наличие там радикально настроенных лиц приведет в будущем лишь к проблемам в жизни и деятельности прихода. Махалля содержит ряд общественных зданий, которыми пользуются сообща, в частности, мечеть и помещение для омовений, несут расходы по их содержанию, ремонту. За счет махалли содержится также обслуживающий персонал мечети — Имам-Хатыб, настоятель мечети, Имам-Наиб, замещающий имам, Имам-Мударрис, преподаватель, муэдзин, призывающий верующих на молитву. Для реализации социальных проектов, махалля также использует доходы вакуфного движимого или недвижимого неотчуждаемого имущества, которое передано государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. Соответственно возрастают требования к роли имама, который в общине всегда был авторитетным знатоком основ вероучения и религиозного закона, формировал общественное мнение, был духовным руководителем прихожан. Имам в большинстве случаев одновременно был учителем местного мектебе приходская школа или медресе. Деятельность имама в махалля не ограничивалась только религиозными и обрядовыми рамками. Он участвовал непосредственно в управлении всеми делами сельской общины, имел решающий голос при обсуждении вопросов махалли. Современной проблемой является сохранение традиций деятельности мечетей, ее роли в махалле, повышение образовательного и интеллектуального уровня имамов и смена их поколений. Образование, аргументированное красноречие, духовный авторитет, бескорыстное и ответственное служение умме — это жизненно важные критерии для авторитетного успешного религиозного деятеля. Для развития Ислама в России большое значение имеют вопросы дальнейшего совершенствования конституционно—правовых основ статуса Ислама как религии, формирования и совершенствования законодательных гарантий деятельности религиозных организаций и эффективности государственной религиозной политики. Характерной чертой ментальности российских мусульман всегда была лояльность действующей государственной власти, патриотизм и законопослушание. Задачей мусульманских организаций является просветительская деятельность относительно содержания российской Конституции, текущего законодательства с разъяснением прав, обязанностей и юридической ответственности верующих и мусульманских организаций в случае нарушения закона. Также необходима последовательная деятельность мусульманских организаций по формированию высокого уровня правовой культуры у верующих. Формирование позитивного образа Ислама и правоверного мусульманина в России имеет большое значение. Это обеспечивается следованием исламской традиции, повседневной деятельностью религиозных организаций, образом жизни мусульманина, просветительской деятельностью, пропагандой ценностей и норм Ислама, религиозной и медийной политикой государства, результативностью противодействия псевдорелигиозному экстремизму и терроризму. Развитие мусульманских организаций Мусульманские организации должны консолидироваться и вести согласованную просветительскую деятельность по обучению мусульман страны основам веры, по приобщению молодежи к созидательной идеологии Ислама, к совершенствованию ими нравов и своего внутреннего мира, противодействию крайним чуждым идеологиям. Это требует организации регулярной повседневной работы с прихожанами мечетей, понимания их потребностей и проблем, повышения эффективности сотрудничества с местными органами власти, интеллигенцией, институтами гражданского общества. Ислам отрицает и осуждает террор, агрессию и насилие в отношении невинных, угнетение людей. Это является одним из тягчайших преступлений границ дозволенного Аллахом, а также одним из видов нечестия на Земле. Эти секты разделяют мусульман, разжигают среди них ненависть и смуту, порождают экстремизм и терроризм, проливают кровь праведных учёных. Они отступили от истины, вышли из религии, подобно стреле, выпущенной из лука. Они, как поведал Пророк мир с ним и благословение Аллаха молоды годами, бестолковы умами и не обладают знаниями». Задача мусульманских организаций — нести истинные знания о ценностях Ислама верующим, просвещать людей и прививать иммунитет к экстремистской, террористической идеологии, а также к идеологии национального превосходства. Укрепление веры и основ традиционного Ислама находится в центре внимания канонической, образовательной, просветительской и идеологической деятельности религиозных организаций. Муфтии и имамы должны иметь качественное профессиональное религиозное и гуманитарное образование, владеть формами и методами просветительской работы с верующими и населением, показывать пример праведной жизни и законопослушания. В Исламе исторически присутствует плюрализм мнений, который нашел свое выражение в ряде течений, в богословских и правовых школах, имеющих единую основу. Сунниты и шииты составляют большинство мусульман, имеют схожие взгляды по наиболее фундаментальным теоретическим и практическим аспектам Ислама. Оманская декларация 2005 года подтвердила приверженность религиозно-философских школ к мирному сосуществованию. Такой подход и понимание дает возможность поддерживать и развивать диалог между мусульманами и находить точки соприкосновения, снижать уровень напряженности и конфликтности в быстро меняющихся общественных отношениях. Роль улемов исламских ученных в решении спорных вопросов и снижении напряженности между мусульманами становится ключевой, так как именно они должны на основе шариатских постановлений найти пути решения имеющихся разногласий. Мусульмане России отрицательно относятся к попыткам деструктивных сил политизировать вопросы внутрирелигиозной жизни, использовать их для разжигания розни, нетерпимости и насилия, оправдания экстремизма и терроризма. Социальная миссия Ислама направлена на гармонизацию социума и благо людей, реализуется в работе религиозных организаций с верующими, подрастающим поколением, с инвалидами и сиротами, с вдовами, ветеранами и пенсионерами, с любым человеком, оказавшемся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в понимании и поддержке. Всесторонняя социальная работа с верующими, а также теми, кто не относит себя к той или иной религиозной группе, является приоритетным направлением деятельности религиозных организаций и мусульман. Мусульманские организации поддерживают государственную демографическую политику, направленную на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, на сохранение и укрепление здоровья населения. Эта деятельность религиозных организаций должна строиться на основе проектов и планов социальной работы с сохранением преемственности в деятельности, на основе развития волонтерского движения, благотворительности и милосердия, вовлечения в эту деятельность бизнес-структур и всех активных верующих, при взаимодействии с муниципальными органами. Сегодня необходимо определить приоритеты выстраивания системы мусульманского образования в нашей стране, поскольку именно оно занимает особое место в выстраивании новых идеологических и богословских ориентиров в современном мусульманском сообществе. Развитие исламского образования является одним из приоритетных направлений деятельности религиозных организаций и осуществляется в тесном сотрудничестве с органами государственной и муниципальной власти, светскими научными и образовательными учреждениями, с зарубежными партнерами. Некоммерческое партнерство «Совет по исламскому образованию», приносит определенную пользу поэтапной реализации «Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама», «Комплексной программы содействия развитию религиозного исламского образования» в нашей стране и иных планирующих документов. В настоящее время в его работе участвуют 40 российских исламских вузов и средних учебных заведений. В целях создания единого образовательного пространства в сфере исламского религиозного образования религиозные организации должны общими усилиями разработать Концепцию непрерывного уровневого исламского образования в современной России, включая уровни воскресной школы, среднего специального профессионального образования, высшего профессионального образования, магистратуры и докторантуры, программы повышения квалификации и самообразования. Эта Концепция и ее реализация станут крупным проектом, консолидирующим российскую умму. Реализация Концепции подготовки исламских религиозных деятелей и специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, дальнейшая реализация государственной Программы поддержки духовного мусульманского образования и другие меры способствуют повышению эффективности исламского образования, которое играет важную роль в развитии уммы и направлено на подготовку духовных кадров священнослужителей, работников аппаратов духовных управлений мусульман и учебных заведений, обеспечивает высокий уровень кадрового резерва и удовлетворение спроса населения страны на получение религиозных знаний. В перспективе базовое профессиональное исламское образование должно даваться только в образовательных структурах России. В дальнейшем повышение образования, усовершенствование знания арабского языка и углубление богословских знаний может осуществляться в зарубежных образовательных центрах на основе договоров с централизованными российскими религиозными исламскими организациями и по их направлениям. Система исламского образования должна быть гибкой и мобильной системой, соответствовать духу времени, удовлетворять интеллектуальные потребности мусульман, повышать престиж имамов в обществе. Унификация и стандартизация исламского образования должны опираться как на базисные основы Ислама, так и на соответствие содержания исламского образования историко-культурным особенностям и народным традициям жизни в различных регионах проживания мусульман России. Исламское образование должно сочетать традицию и современность, нам необходимо преодолеть крайности джадидизма и кадимизма, тесно взаимодействовать со светской системой образования. Можно констатировать, что за последние годы в России в области исламского образования: формируется система религиозного, государственно-общественного управления исламским образованием, развиваются механизмы выработки и реализации религиозной образовательной политики России; - приобретает системность подготовка педагогических и управленческих кадров для мусульманских учебных заведений, осуществляются повышение квалификации, профессиональная переподготовка этих кадров; создается научно-методическая и учебно-методическая, информационная база исламского образования с учетом особенностей богословско-правовых школ; создаются организационно-управленческие механизмы, обеспечивающие реализацию гарантий доступности исламского образования с учетом возрастающих конфессиональных потребностей населения. В современных условиях требует общего понимания и решения проблема оптимизации существующей сети исламских учебных заведений, актуальна проблема формирования региональных межрегиональных сильных центров исламского среднего специального и высшего профессионального образования по отдельным направлениям и профилям. Большие надежды связываются с открытием и деятельностью Болгарской исламской академии. Это духовная образовательная организация, осуществляющая подготовку богословов и других специалистов высшей научной квалификации в области исламского богословия по программам магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Задачей Академии является развитие исламской богословской науки, изучение и популяризация отечественного богословского наследия и совершенствование системы исламского образования. Задача исламских религиозных организаций — уделять повышенное внимание развитию исламского образования как приоритетному направлению деятельности, координировать свои действия по подготовке кадров и совершенствованию учебно-методической базы и воспитательного процесса, развитию богословия, осуществлять сотрудничество с государственными образовательными и научными учреждениями. В Исламе заложено Всевышним особое уважительное отношение к знаниям и научной мысли, ибо в Священном Коране сказано: "Воистину, Аллах поднимает тех из вас, кто уверовал и кому даны знания на высокие ступени" 58:11. Вера делает людей праведными и чистыми в жизни этой и будущей, а знания поднимают их высоко пред Всевышним. Ислам высоко ценит роль науки и образованных людей, ученых в обществе. В Священном Коране сказано: «Бог доставит высокую степень тем из вас, которые веруют и получили познание» 58:12 ; «Скажи: разве сравняются те, которые знают, и те которые не знают? Пусть об этом размышляют люди рассудительные» 39:12. По исламским канонам каждый верующий должен стремиться к знаниям. С приходом Ислама на Земле наступила новая эпоха — стремления к наукам и знаниям. Пророк Мухаммад Мир ему и благословение Аллаха говорил: «За знаниями не ленитесь идти даже в далекий Китай, потому что, приобретение знаний есть главнейшая обязанность мусульманина». Это путь для каждого мусульманина, просвещённого человека, путь укрепления веры и своих знаний. Необходимо способствовать консолидации экспертного сообщества и мусульманских ученных России путем формирования единого центра выработки концептуальных основ развития богословия и мусульманской уммы в формате Всероссийского совета улемов. Задачей мусульманских организаций является поддержка стремления мусульман к знаниям, содействие развитию научных исследований, повышение авторитета ученых, воспитание подрастающего поколения в духе уважения к книге и знаниям. Важно помочь молодежи усваивать научные сведения, углублять свои научные познания в различных сферах жизни, ибо единство веры и науки необыкновенно развивают человека и способствуют его полноценной социализации, прививают иммунитет к экстремисткой идеологии и деструктивным действиям. Отечественная исламская богословская школа дореволюционного периода была богата славными именами, традициями и достижениями Президент РФ В. Путин в своем выступлении на торжествах, посвященных 225-летию Центрального духовного управления мусульман России ЦДУМ 22 октября 2013 г. Одна из важнейших задач — воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет российского духовного пространства. Эта школа должна откликаться на самые актуальные события и в России, и в мире». Сегодня остро стоит вопрос о возрождении традиции и формировании современной российской исламской богословской школы, о необходимости дать религиозно-правовые ответы на актуальные проблемы вероучения и жизни уммы. Исламская комплексная книгоиздательская деятельность имеет важное значение. Нужна сеть типографий и издательств, которая была бы способна удовлетворить все современные литературные запросы и потребности мусульман в книге. Для читателя сегодня интересны яркие и красочные издания, электронные и аудио форматы с хорошей редакцией текста и понятными темами о роли науки и религии, о проблемах общественного и религиозного развития. Задачей религиозных организаций является привлечение к изданию мусульманской литературы специалистов, профессиональных писателей, журналистов, критиков, публицистов и дизайнеров, которые в своем сотрудничестве с религиозными организациями были бы способны обеспечить выпуск периодической печати, серии произведений, посвященных изучению отечественной богословской школы и истории мусульманских организаций, учебников, книг и журналов по проблемам развития общества и Ислама в России и в мире. Деятельность переводческой школы всегда имела большое значение и здесь сложились традиции, требующие своего продолжения и развития. Задачей мусульманских организаций на перспективу является участие в формировании кадров современной российской школы перевода трудов по исламскому богословию и содействие их деятельности. Это следует рассматривать как процесс восстановления традиций переводческой деятельности и как одно из условий развития современной исламской богословской школы. Следует восполнить отсутствие на русском языке качественно изданных за рубежом на языках народов России базовых трудов по Исламу сделать их доступными для российских мусульман. Актуальна проблема перевода со старотатарского на современный татарский язык трудов известных дореволюционных богословов. Аналогичная проблема существует и в регионах Северного Кавказа. В этой связи необходимо сотрудничество со светскими научными и образовательными учреждениями — отечественными и зарубежными. В современных условиях оправдана постановка вопроса о необходимости создания Института религиоведения РАН РФ со структурой, соответствующей сложившимся традиционным религиям. Просветительская деятельность является особой и знаковой традицией Ислама и представляет собою последовательный целенаправленный процесс информирования верующих и населения об основах вероучения, ценностях и социально-культурном опыте Ислама и религиозных организаций. Просветительская деятельность реализуется через авторитетное слово имама, систему информационно-образовательных и духовно-просветительских мероприятий, направленных на повышение общей и исламской культуры, на преодоление невежества относительно знания основ вероучения. Просветительская деятельность направлена на повышение уровня мировоззрения мусульман и их солидарности, на формирование иммунитета к экстремистской и террористической идеологии. В этом отношении необходимо взаимодействие и сотрудничество со средствами массовой информации, научной и творческой интеллигенцией, широкой общественностью, религиозными организациями других традиционных конфессий. Задача религиозных организаций — разрабатывать соответствующие проекты и программы деятельности, добиваться в текущей деятельности эффективности и качества просветительской работы, широкой доступности просветительских мероприятий для детей, молодежи, женщин и всех желающих. Мечеть и махалля-приход должны быть центром религиозной, социально-культурной и просветительской жизни мусульман. Задачей религиозных организаций является укрепление этой первичной ячейки исламской инфраструктуры, учреждение молодежных и женских организаций, дискуссионных клубов, общественных советов махалли, советов аксакалов-старейшин, изучение и распространение передового опыта деятельности мечетей и приходов в России. В современных условиях возрастает роль имама и мечети в сохранении, укреплении и развитии системы махалля как традиционной формы социального единения и общности мусульман. Это важнейший институт в истории мусульманских народов, во многом определявший реалии бытования Ислама в нашей стране.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед а лучше — среднесуточные затраты на питание.
2. Кто такой Мухаммед
- Ураза-байрам 2024: традиции и значение мусульманского праздника разговения
- Образование: он изучал историю ислама
- Правила ислама
- Ислам и духовная жизнь
- Рекомендуемые статьи
- ПОВЕСТКА ДНЯ
Какие они мусульмане?
Ислам учит нас тому, что нельзя верить, что у Бога есть тело, что Он занимает место, что Он находиться в каком-либо направлении (будь то верх, низ, право или лево), что у Него есть части, размер и так далее. это духовный ориентир мусульман во всем мире, существует ряд фактов о Мекке, которые до сих пор малоизвестны. Ислам — самые актуальные и последние новости сегодня. Будьте в курсе главных свежих новостных событий дня и последнего часа, фото и видео репортажей на сайте Аргументы и Факты.
Джон Гилкрист "Бог или пророк?"
Есть такое мнение больших шариатских учённых, что если мусульманин не совершает эти молитвы, то этот поступок выводит человека из ислама. Ислам учит, что Бог дает человеку богатство для пользы всего человечества, и поэтому необходимо делить его с другими. Обусловленный определенный заранее процент за пользование денежными ресурсами, что ислам однозначно трактует как ростовщичество ("риба"). Этому учат утром и вечером мальчики и девочки Исламского государства, которые вместе с избиениями, насилием и интенсивными тренировками с оружием составляют новое поколение экстремистских боевиков.
Духовный лидер исмаилитов мира отмечает день рождения. Кто он и чем известен?
Шахада или «декларация веры». Намаз — пять ежедневных молитв. Рамадан — пост в священный месяц. Закят — мусульманский налог в пользу бедных и нуждающихся. Хадж — паломничество в Мекку. Ислам исповедуют около двух млрд человек по всему миру. Мусульмане живут как минимум в 125 странах, при этом в 28 странах ислам — государственная религия. Догмы ислама регулируются шариатом — сводом мусульманских правил.
Но, к сожалению, мы видим очень большое количество молодых людей, которые ходят в мечеть и ведут себя так, что действительно появляется мнение, будто многие из них пришли в религию с точки зрения моды, и это неправильно», — поделился эксперт.
Также, он добавил, что интерес к религии среди молодёжи можно заметить лишь в нескольких регионах Казахстана. Однако число мусульман всё же растёт.. Если брать северные регионы — Павлодар, Петропавловск, Костанай, я бы не сказал, что там мусульманство бросается в глаза. Поэтому, если говорить о том, что ислам на каком-то этапе возрождения, пике, то я бы не сказал. Но в Казахстане количество мусульман становится больше. Здесь есть несколько причин. Одна из них, что очень много приехали казахов, узбеков из Монголии, Китая, Узбекистана, Турции», — отметил Каирбеков. Ещё в Казахстане часто можно услышать о том, что некоторые называют себя мусульманами по национальному признаку.
Но, по мнению религиоведа, это ошибочное представление о религии. К примеру, так как родители мусульмане, то и он относится к этой религии. Но это не совсем так. В исламе, это когда люди стараются жить по шариату. Мы знаем немало людей, которые говорят, что они мусульманине, но при этом могут себе позволит то, что запрещает религия — выпить спиртное, или наоборот, не делает то, что требует шариат Ислама — не читают намаз, не ходят в мечеть. Вы можете обратить внимание, что во время Рамазана поток мусульманства, пост держат, ауызашары дают, в мечеть ходят. Рамазан закончится, и всё это успокоится», — сказал он. Учёный отметил, что история казахов в религиозной сфере очень богатая.
Она берёт начало с периода Караханидов. Но чтобы сегодня стать истинным мусульманином, необходимо иметь хороших наставников и обладать чётким пониманием о смысле религии. Первое, не политизироваться. Второе, иметь хороших учителей, которые действительно тебе объяснят, что такое религия. Буквально лет пять назад сколько человек уехали с джихадом в Сирию. Это происходит, потому что не имеют хороших учителей Ислама. Таких молодых людей используют, показывают им какие-то бредовые ценности, которых в религии нет. Используют механизм ислама для достижения своих политических, экономических или меркантильный целей.
Игнатенко ских времен, в которые, как изюм в булку, добавлены цитаты из Корана, к слову сказать, очень немногочисленные. Ассоциации, возникающие у читателя, который этот курс изучал он, к слову сказать, был введен в советских школах в период хрущевской «оттепели» и был довольно интересен не обманывают: биографы Акрама Юлдашева род. В 1963 г. В 1985-1990 гг. Затем он некоторое время преподавал в школе физику и математику и в связи с отсутствием учителя давал уроки по обществоведению [26, с. Но влияние прошлого социального опыта еще глубже: цитирование Корана в «Иймонга Йул» осуществляется по принципам коммунистического начетничества советских времен. Более или менее рационально и убедительно и нередко без связи с исламским вероучением обосновывается некий тезис. И, если удается обнаружить соответствующую цитату из Корана, она приводится. Если нет, как чаще всего и происходит в трактате, то автор обходится без цитат. Анализ трактата мог бы продемонстрировать, что он расходится, не совпадает с исламским вероучением в ряде принципиальных пунктов, но важно даже не это: интеллектуальная процедура в исламе иная - вероучительный текст выводится из Корана, в котором, как предполагается, уже всё сказано о реальности, и задача состоит не в экспликации разъяснении реальности, а в экспликации Корана.
К слову сказать, Акрам Юлдашев в последующем сочинил трактат, по формату более соответствующий исламской традиции, - комментарий суры [Корана] «Ас-Сафф», написанный в узбекистанской тюрьме примерно в марте 2005 г. Там, как утверждают исследователи имеются «неприкрытые призывы к джихаду» [26, с. Разные люди несли и несут в «новый ислам» разные вещи. Еще несколько примеров. Лакский19 деятель Надиршах Хачилаев, выпускник Московского литературного института, став депутатом Государственной Думы и, войдя в руководство, а затем возглавив Союз мусульман России, стал реализовывать цели национального утверждения лакской общины с использованием исламского ресурса, одновременно созидая свою версию «нового ислама» и призывая «создать центры ликвидации неграмотности в исламе», «представить к изучению «Протоколы сионских мудрецов» и т. Нам удалось еще при жизни Надира Хачилаева он был убит 11 августа 2003 г. Надиршах Хачилаев, писали мы, «утверждает, что джихад имеет три ступени. Первая ступень - это Высший джихад, в котором мусульманин должен пребывать всегда. Это джихаду нафс, «борьба с самим собой, со своими недостатками, со своим невежеством и вытекающим из него неверием». Вторая ступень - Большой джихад, «систематическое овладение и распространение научных знаний, как богословских, так и по изучению материального мира, как разумной созидательной деятельности всевышнего Аллаха».
И, наконец, третья ступень - это «Джихад в том случае, когда мусульманин вынужден защищать себя от агрессивного зла непри- 19 Лакцы, или лаки, или казикумухцы, - один из коренных народов Дагестана. Игнатенко ятеля, а также когда мусульманин борется на пути Аллаха, не пожалев своей жизни, и это - основной, классический джихад, т. Вывод автора: «... Отводить священную войну за веру на третью ступень джихада нельзя, она есть основная и самая большая ступень, через которую испытывается глубина имана веры. При том, что нет оснований отрицать наличие у автора религиозного рвения и искреннего стремления понять и объяснить другим то, что такое «основной, классический» джихад кстати сказать, употребляемые им в отношении этой формы джихада определения не соответствуют шариатским понятиям, в системе этих понятий невозможно представить выражение классический , он не приводит доводов, основанных на Коране и Сунне, и имплицитно неявно основывает свои рассуждения и окончательный вывод на соображениях здравого смысла. Строго говоря, эти рассуждения находятся вне шариатского поля - не потому, что они верны или не верны, а потому, что они, даже, возможно, совпадая в чем-то с некоторыми интерпретациями проблемы джихада, строятся не по правилам иджтихада [свободного суждения на основе анализа текста Корана и Сунны]» [29]. Здесь же отметим, что в это сочинение Надиршаха Хачилаева, наряду с не имеющими отношения к исламу рассуждениями о политике, демократии как неисламской и антиисламской ценности, точнее, по оценке автора, «антиценности» и всяких разностях, которые вводятся в текст, претендующий на то, чтобы быть исламским, оборотом «согласно исламскому учению», включен раздел «Иерархический порядок оказания помощи у горцев» [27], который тоже не имеет отношения к исламу, будучи посвящен доисламским и неисламским обычаям горцев, которые «привязываются» к исламу только выражением «Аллаху Акбар» в конце раздела. Несостоявшийся «новый ислам» Надиршаха Хачилаева, в котором соединены личные размышления об исламе, «любительская» трактовка джихада, фальшивка «Протоколы сионских мудрецов», и горские обычаи, - остается ярким примером «исламостроительства». Ожидают своего исследования с позиций исламоведения весьма рафинированные в интеллектуальном отношении концепции «возрождения Традиции» Хож-Ахмеда Нухаева [30] критики «криптоиерократии» тайной всемирной власти жрецов и «революционного ислама» Г ейдара Джемаля [31]. Абсолютно недоступна для неспециалиста неисламоведа , но должна быть критически исследована с позиций исламоведения и желательно опровергнута с позиций ислама «теоретическая» активность экстремистов и террористов типа Шамиля Басаева он в последние годы своей жизни требовал называть себя на арабский манер - Абдаллах Шамиль аль-Басси и целой плеяды «амиров» командиров и «комиссаров» экстремистско-террористических группировок или, как их характеризует дагестанский ученый Кафлан Ханбабаев, «наиболее активных идеологов радикального ислама в [северо-кавказском] регионе»: в Дагестане -Ахмад-Кади Ахтаева, Багаутдина Магомедова, Ангуты Омарова, Магомеда Тагае-ва, Мухаммада Сурхая, Расула Макашарипова, Ясина Махача Расулова, Раппани Халилова, в Чечне - Шамиля Басаева, Хаттаба, Мовлади Удугова, Зелимхана Яндарбиева, в Кабардино-Балкарии - Анзора Астемирова, Мусы Мукожева и т.
Игнатенко Еще менее исследовано как в России, так и в мире «теоретизирование» арабоязычных экстремистов и террористов типа Усамы бен Ладена, Аймана аз-Завахири, Абу-Мусаба аз-Заркави и великого множества других, хотя их идеи и концепции заполнили экстремистско-террористический Интернет на арабском языке не менее 3 тысяч сайтов и являются концептуальной моделью и практическим руководством к действию для экстремистско-террористических группировок в разных концах света, в т. Приведем еще один, но отнюдь не последний, пример «исламостроительства», - «русский ислам», «промоутером» которого является ни за что не догадаетесь! Сергей Кириенко, бывший на момент разработки и начала реализации этого проекта представителем Президента в Приволжском федеральном округе, а разработчиками - группа «методологов» Петр Щедровицкий, Сергей Градировский и др. По реакции уже начавшей формироваться общины «русских мусульман» можно судить, что это был проект «исламостроительства», конкурирующий с тем, который предлагали те, кто раньше вышел на «религиозный рынок»21. В ходе «исламостроительства» воздействию подвергается наиболее консервативная, и, по сути дела, наиболее сокровенная, ибо касается контакта с Аллахом, сторона ислама - обряды. Так, группа «Маърифатчилар» «Просветители» в Узбекистане произносит молитвы салат, намаз на узбекском языке вместо арабского, отказываются читать некоторые обязательные части исламской молитвы и т. В начальный период существования общины «Акрамийя» было отменена пятикратная ежедневная молитва и введена двукратная [35]. В 2007 г. Процедура принятия ислама прописана в Сунне и предполагает, что находящийся в здравом уме и не испытывающий давления человек в присутствии трех свидетелей-мусульман, которые видят и слышат обращающегося, произносит шахаду: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник». В Коране описания этой процедуры нет, она описана в Сунне, т.
Этот обряд, как и другие, должен выполняться с абсолютной точностью и скрупулезностью, т. Это мусульмане знают и исполняют неукоснительно. Или препятствуют исполнению этого обряда своими врагами, как это случилось во время казни бывшего иракского президента Саддама Хусейна. Во время казни через повешение, на которой отказались присутствовать представители суннитского духовенства, хотя Саддам Хусейн был суннитом, стоя на эшафоте, Хусейн начал произносить шахаду - исповедание исламского символа веры: «Свидетельствую, что нет божества... Понкина от 11 марта 2003 г. Перепечатка: в Сети: Государство и религия. Несмотря на явное несоблюдение условий принятия ислама, Г ейдар Джемаль стал утверждать, что принятие ислама состоялось [36]24, что, вероятно, нашло отклик у тех мусульман, которые считают его религиозным исламским авторитетом. Подобная история произошла с Александром Литвиненко, который, как стали сообщать после его смерти различные источники, принял ислам. Доступная информация показывает, что обязательные условия принятия ислама соблюдены не были, однако, по некоторым данным, Александр Литвиненко был похоронен по мусульманскому обряду, т. Предпринимаются попытки ввести новые обряды.
Упоминавшийся выше аз-Заркави, бывший руководитель «Аль-Каиды в Двуречье», группировки, действующей в Ираке, едва не стал «родоначальником» применения обряда нахр к «неверным». Экстремистско-террористическая медиа-среда в основном - Интернет прославляла его деятельность как «Благословенного Резника» аз-Заббах аль-мубарак за то, что он расправлялся с заложниками - гражданами из стран Запада и исламских стран например, Турции , иракцами - «неверными» и «вероотступниками», полутора десятком поваров-непальцев, приехавших в Ирак на заработки и др. Стали публиковаться полновесные трактаты, посвященные этой теме26. Убийство Тео Ван Гога утром 2 ноября 2004 года на людной амстердамской улице было совершено в рамках этой кампании: Тео Ван Гог не был «застрелен, а потом изрезан ножом», как об этом сообщали информационные агентства, а был подстрелен - обездвижен, а затем ему перерезали горло, т. Это один из множества Интернет-адресов «Аль-Каиды», название которой присутствует в самом адресе, где тройка заменяет отсутствующее в латинице обозначение для арабской буквы «айн». Игнатенко ной записке и были размещены в Интернете соответствующие заявления. Были и другие убийства по ритуалу нахр «в стиле аз-Заркави», которые снимались на видеокамеры или мобильные телефоны, а видеоклипы выставлялись в Интернете и висят там до сих пор вместе с шариатскими по форме трактатами, только один из которых упоминался выше. Эта вакханалия убийств, обозначавшихся их исполнителями как нахр, была остановлена приостановлена? Более результативно введение в практику мусульман таких действий, претендующих на статус обряда, как акции шахидов. Массированная агитационнопропагандистская кампания, проводившаяся в течение четверти века с 7080-х гг.
В семантическом смысловом поле арабского языка27 происходила своего рода переакцентировка смыслов слова, точнее, шариатского термина, шахада, которое имеет три значения - во-первых, исповедение исламской веры текст шахады -«Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник! И сейчас дело повернуто таким образом, что, в интерпретации ряда теоретиков ислама, для некоторых мусульман, акт шахады становится практическим подтверждением искренности веры мусульманина28, и шахиду как настоящему мусульманину гарантирован Фардус - высший ярус Рая и прочие награды типа 72 девственниц. И имеющиеся материалы подтверждают, что террористы-смертники, которых их командиры араб. Не думаю, что у исламоведов или филологов-арабистов когда-то дойдут руки до этой темы, и здесь только фиксируем ее. Игнатенко Подводя предварительные итоги с позиций исламоведения, констатируем, что идущий процесс «исламостроительства», или реформирования ислама ad hoc дает в качестве результата состоявшиеся и не состоявшиеся секты, например, акра-мизм «Акрамийя» , «Просветители» «Маърифатчилар» , гейдаризм по имени Гейдара Джемаля , «русский ислам» не называть же его «кириенкизм»! В связи с этим возникает интересная проблема: являются ли эти секты исламскими30. Общий ответ может быть таким: они меняют содержание понятий «исламский», «ислам» - в той мере, в какой мусульмане не отвергают их. Есть и другие точки зрения: эти секты расцениваются как «псевдо-ислам», «суррогратный ислам» и т. Это с позиций ислама, исламского вероучения, исламской догматики, исламского шариата. Ислам - религия закончившегося Божественного Откровения.
Это значит, что в период жизни Пророка Мухаммада ему Богом был ниспослан Коран, который почитается мусульманами как вечная, несотворенная и истинная речь Бога. Зафиксированные в виде речений или описаний действий хадисы Мухаммада составили Сунну Божьего Посланника. Со смертью Пророка Мухаммада 632 г. Откровение прекратилось, в последующем не возобновлялось и возобновляться не будет. Мухаммад - последний пророк истинного единобожия, т. В этом пункте ислам существенным образом отличается от христианства, в котором наличествует таинство священства, представляющее собой передачу благодати Святого Духа всё новым и новым священникам, доносящим догматы христианской веры до людей. Говоря иными словами, в исламе нет священников, которые могли бы ответить на некий вопрос, донося до людей Свято-Духовную истину, переданную им от Святого Духа. В исламе нет посредников между Аллахом и верующими. Таким образом, оказалось, что мусульмане в последующие периоды существования ислама имели возможность узнать нормы и правила все то, что нужно делать и знать единственно из Корана и Сунны, т. Эти положения, содержащиеся в Коране и Сунне, и называются шариатом букв.
Однако Коран и Сунна не являются кодифицированными сборниками норм, правил и предписаний на все случаи жизни. Как пишет египетский юрист-мусульманин Мухаммад Саид аль-Ашмави отмечает, что Коран «содержит только ном месте, удаленном от места совершения теракта. Последние звуки перед взрывом - клич-шахада. Аудио-файл хранится в архиве Института религии и политики. Игнатенко немногочисленные нормы, касающиеся отношений между людьми, и эти немногочисленные нормы не регулируют все отношения» [44]. Со смертью Пророка Мухаммада оказалось, что многие важные аспекты жизни исламской общины уммы текстуально, в виде сформулированного положения не регулируются ни Кораном, ни Сунной. В этом отношении характерно, что буквально первая возникшая проблема - наследование Пророку в его функциях предводителя общины привела к далеко зашедшим спорам и даже не преодоленному до сих пор расколу мусульман на суннитов, шиитов и еще - хариджитов, о которых неспециалисты забывают, хотя ибадиты подсекта хариджитов до сих пор проживают на Аравийском полуострове в Омане и на Севере Африки в Алжире и Ливии. Необходимость найти ответы на всё новые и новые вопросы привела к тому, что была разработана процедура выведения истинбат общих норм, правил, установлений и суждений по отдельным вопросам, которая получила название ид-жтихад. Этим стали заниматься не священники их, напомним, в исламе нет , а ученые. Отвлекаясь от детального рассмотрения правил этой процедуры, отметим только, что это была деятельность человеческая и она остается таковой до сих пор.
В дополнение к собственно шариату, как своего рода обязательной основе всех социально значимых норм и правил, существует громадная надстройка - по преимуществу правовое истолкование Корана и Сунны исламское правоведение -фикх. Мухаммад Саид аль-Ашмави абсолютно правильно характеризует исламское правоведение фикх, он же иногда не вполне корректно называется шариатом как «законодательство людей и для людей» [44]. В исламе духовенство как особая профессиональная группа есть - это все улемы, факихи, муфтии, имамы, единственным или главным источником существования которых является деятельность в религиозной сфере. И приметой ислама XX века, а также века наступившего, XXI является небывало возросшая в общественно-политическом отношении роль духовенства. Авторитетнейший британский исламовед Бернард Льюис констатирует: «В классическом исламе не было такого института священнослужителей, который мог бы управлять [государством либо общиной мусульман] или оказывать решительное давление на тех, кто управлял». Я бы еще добавил, что «новшеством XX века» является и то, какие место и вес заняло в общественно-политической системе Саудовской Аравии, географическом центре суннитского и мирового ислама ваххабитское духовенство. И уточнил бы, что резкое возрастание этой роли началось после первого глобального нефтяного кризиса 1974-75 гг. Историческая тенденция не говорю закономерность первых семи десятилетий XX в. Наиболее ярок здесь пример Турции, кемалистская революция в которой была последовательно секулярист-ской и четко антиклерикальной и привела в 1924 г. Имплицитный message кемализма: ислам является препятствием на пути национального прогресса.
Модернизация-секуляризация осуществлялась и продолжает осуще- 33 Это общее место исламоведения, и ссылку на исламский трактат мы даем здесь, чтобы показать, что исламские ученые придерживаются того же мнения. Игнатенко ствляться в разных формах, но во всех случаях она приводила к резкому падению роли и значения духовенства, превращения его в исчезающий класс - за исключением так называемых модернистов, которые, адаптируясь к изменяющимся историческим условиям, адаптировали к ним ислам. Модернизация в любой форме была связана с секуляризацией, что означало отсутствие исторической перспективы для духовенства как особого социального слоя в традиционном, домодернистском обществе. Самое большее, на что духовенство могло рассчитывать, - так это на сугубо служебные функции в обществе, политически организованном на принципах секуляризма. Антимодернистское духовенство всегда существовало в период модернизирующих реформ в странах распространения ислама, но все более маргинализировалось, а то и просто уничтожалось «как класс». Антимодернизм в конкретных исторических условиях -всегда антизападничество. Запад - главный враг антимодернистов, оттуда, с Запада идет секуляризация - в виде либерализма или демократии, коммунизма или национализма. Но 70-е гг. Именно в этот период дают о себе знать два квазитеократических режима - муфтиекратия в Саудовской Аравии и муллократия в Иране. Исторический шанс, то есть обстоятельство, которое не имеет отношения к исламу и не вызвано к жизни стремлениями или деятельностью духовенства, это - обнаружение и исключительно высокая рентабельность природных источников углеводородного сырья.
Ислам — от араб. Одна из ведущих мировых религий, по численности последователей ислам превосходит лишь христианство. С иудаизмом и христианством относится к авраамическим религиям. Главным священным текстом является Коран — Божественное учение, ниспосланное Мухаммеду в Откровении через ангела Джибрила. Второй важнейший источник вероучения, права и религиозной обрядности ислама — Сунна, состоящая из преданий хадисов об изречениях и деяниях Пророка [1].
Возникновение Кааба в мечети аль-Харам в Мекке — самое священное исламское место. Ислам считается самой молодой из мировых религий. Появление ислама относят к началу VII века. Община, созданная Мухаммедом 570—632 гг. Захват пограничных земель кочевниками-скотоводами, появление союзов оседлых жителей и кочевников, где возрастало влияние прорицателей кахин , известных ещё в доисламской Аравии.
Многие языческие культы пришли в упадок, однако некоторые племенные божества приобрели общеаравийское значение Аллах , аль-Лат, Манат, аль-Узза. В разделенной между племенами Внутренней Аравии особую роль стали играть «заповедные территории» харам , сочетавшие функции святилища и места проведения ярмарок мавасим и обладавшие правом убежища. Один из таких центров была родина ислама, Мекка [1].
Школа Ислама
- Ислам Сегодня. Стремятся ли мусульмане захватить мир? Призывает ли ислам убивать неверных? Угнетает ли ислам женщину? Чего на самом деле хотят мусульмане? Правила ислама – главные принципы, правила поведения и запреты для мусульман.
Чему учит ислам?
Ислам учит повиновению и покорности, он требует от своих последователей забыть о воле, чувствах и мыслях и полность покориться Мухаммеду и его Аллаху. Аллах - божество, презирающее разум, свободу и достоинство человека. Учит убивать людей и животных. Учит унижать иноверцев.
Самые известные и многочисленные ветви ислама — сунниты что значит «приверженцы Сунны» — хотя своя Сунна есть и у шиитов и шииты от араб. Инвеститура Али в Гадир-Хум. Но в 661 году Али был убит, и община раскололась окончательно. Всего большинство шиитов признает двенадцать имамов. Оно гласит, что Мухаммад ибн аль-Хасан был Махди — Мессией — и вновь придет в конце времен. Современные духовные лидеры шиитов — наместники скрытого имама.
Внутри шиизма и суннизма также существуют разные школы. Кроме того, в исламе существует особое мистическое направление — суфизм. Название суфизм, вероятно, происходит от арабского слова суф — шерсть, одежду из которой носили мусульманские мистики-аскеты — суфии. В суфизме очень важна роль наставника — шейха, примеру и наставлениям которого следуют его ученики — мюриды. Суфийские ордены — тарикаты — сложились в XI—XII веках, каждый из них имел особые практики и знаки отличия. Примерно к тому же времени оформилась особая суфийская философия, нашедшая, в частности, отражение в поэзии Омара Хайяма, Умара ибн аль-Фарида и др.
Какие у мусульман обязанности Пять основополагающих принципов, или столпов, ислама восходят к пророку Мухаммеду и известны из мусульманского предания — Сунны. Столпами их называют потому, что они представляют собой своего рода фундамент в основании ислама. Молящиеся в мечети. Миниатюра из манускрипта. Произнесение этих слов в присутствии двух мужчин-мусульман является главным условием принятия ислама. Второй столп — пятикратная молитва, которую следует совершать повернувшись лицом в сторону Мекки.
Молиться можно как индивидуально, так и вместе. В пятницу принято совершать послеполуденную молитву в мечети. Третий столп — милостыня, которую взрослые мусульмане, имеющие необходимый минимум средств, должны выплачивать в пользу малоимущих. Четвертый столп — пост в месяц Рамадан, когда запрещается прием пищи и питья в светлое время суток. Пятый столп — паломничество хадж в Мекку к Каабе, которое хотя бы раз в жизни должен совершить мусульманин, если ему позволяет здоровье и средства.
Таинственного незнакомца, явившегося Мухаммеду, обычно отождествляют с архангелом Гавриилом. Коран делится на главы — суры, а те, в свою очередь, на стихи — аяты. Последовательность сур в Коране, за некоторым исключением, определена их размером — длинные в начале, более короткие — в конце. При этом длинные суры считаются более поздними, полученными Мухаммедом после переселения из Мекки в Медину. Кто такой Мухаммед Пророк Мухаммед на горе Хира.
Миниатюра из манускрипта Сиер-и Неби. Существует несколько авторитетных собраний хадисов VIII—XI веков , составители которых тщательно изучали историю устной передачи всех хадисов: цепочка передатчиков от того или иного сподвижника Мухаммеда и далее должна была быть непрерывной, а их биография безупречной. Что же мы знаем о Мухаммеде? Помимо главной местной святыни — черного камня Согласно мусульманскому преданию, Адам получил этот камень от Бога, покидая рай. Мухаммед рано осиротел, и его воспитанием занялся дядя — Абу Талиб. Первой женой Мухаммеда стала богатая вдова Хадиджа. Именно она и двоюродный брат Мухаммеда Али первыми признали его пророком и приняли ислам. Около 610 года Мухаммед начал свою проповедь, призывая арабов отвергнуть ложных богов и поклоняться единому Богу. Однако проповедь не пользовалась успехом, и спустя 12 лет пророку вместе с немногочисленными сторонниками пришлось покинуть Мекку. Тогда он поселился в городе Ясриб, где у него уже было больше последователей.
Переселение араб. Языческое святилище Кааба, очищенное от идолов, стало главной святыней ислама — и остается ей до сих пор. Этим занялись его последователи. Чем шииты отличаются от суннитов Ислам не однороден, в нем существует несколько течений. Самые известные и многочисленные ветви ислама — сунниты что значит «приверженцы Сунны» — хотя своя Сунна есть и у шиитов и шииты от араб. Инвеститура Али в Гадир-Хум. Но в 661 году Али был убит, и община раскололась окончательно. Всего большинство шиитов признает двенадцать имамов.
Восьмая польза Ислам запрещает национализм и назвал это харамом: запрещенным.
И мы сделали вас различными сообществами и народами, чтобы вы соблюдали права друг друга: поистине, уважаемый перед Аллахом — тот, кто сторонится грехов. То есть, людьми, говорящим на разных языках, различной национальности, с разными профессиями и так далее. Девятая польза В исламе узаконена меритократия: все люди должны получать права, согласно своим возможностям, то есть, получать такие права, занимать такие должности, каких они заслуживают. Чтобы люди получали статус, место, ответственность, должность в соответствии с их возможностями, талантами, а не по другим параметрам — не через взятки, родство, знакомства и так далее. Десятая польза Ислам приказывает человеку выполнять данные им обещания. Одиннадцатая польза Ислам запрещает обман, ложь, воровство, грабеж, зульм и многие другие вредные вещи. Когда человек оставит эти вредные дела, тогда он будет человеком. То есть, ислам делает человека человеком. Двенадцатая польза Ислам приказывает человеку выполнять права.
Человек только тогда станет человеком, когда он будет выполнять права других созданий, и это и есть настоящая цивилизация. Цивилизованность общества — это когда в обществе выполняются права людей, тогда и само общество будет в безопасности. Цивилизованное общество — это общество, в котором справедливо выполняются права людей. Есть много обществ, которые называют себя цивилизованными, однако там не выполняются, не соблюдаются права людей, и, наоборот, в таком обществе помогают несправедливым людям, залимам, чтобы они причиняли несправедливость другим слабым людям. Цивилизация — это общество, в котором слабым помогают получать свои права, это не просто слова: «мы цивилизованные люди»… Тринадцатая польза Ислам побуждает к нравственности, говорит, что человеку нужен хороший нрав. Четырнадцатая польза Ислам осуждает лень, небрежное отношения ко времени. Пустая трата времени запрещена в исламе, это харам. Ислам говорит, что в Судный День будет спрошено за потраченное время, особенно, за то, которое провёл в молодости.