Новости гротеск что такое в литературе

Многие признаки гротеска, выделяемые современными исследователями, обнаруживаются и в фантастике.

Значение понятия

  • ФЭБ: Гротеск // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. — 1964 (текст)
  • Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы"
  • Этимология понятия
  • Значения слова
  • Гротеск - что значит? Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе) Виды гротеска
  • Что такое гротеск в литературе примеры

Что такое гротеск в литературе и примеры его использования

Термин «гротеск» появился именно благодаря этим фрескам. Памятник случайно обнаружили в XV веке, и исследователи обратили внимание на росписи. С тех пор художники стали использовать в своих работах сюжеты с выдуманными созданиями, подражая древнему живописцу. Так, работая над лоджиями Апостольского дворца, Рафаэль изобразил на стенах гротескных сказочных существ — единорогов с драконьими крыльями и рыбьими хвостами, людей с чешуей и плавниками, грифонов. Позже возник целый жанр, построенный на гротеске, — карикатура. Его первооткрывателем исследователи считают Леонардо да Винчи.

Он делал наброски людей, намеренно уродуя их облик.

У данного средства выразительности речи есть несколько разновидностей. Главным для этого художественного приёма остаётся преувеличение и противопоставление. Раскрытие понятия слова гротеск в словаре В толковых словарях можно найти точное значение понятия «гротеск». Например, в Энциклопедическом словаре сказано, что гротеск — это «художественный приём в искусстве, как чрезмерное преувеличение и сочетание неожиданных контрастов». Литературная энциклопедия даёт объяснение термину, как понятию, пришедшему в литературу из живописи: «Так называлась древняя стенная роспись, которую Рафаэль использовал как образец для украшения лож Ватикана». В словаре синонимов гротеск представлен в виде шаржа, карикатуры и пародии. Подробнее художественный приём гротеска рассмотрен в художественной литературе, как приём, который унаследовал свои черты не только из живописи, но и из музыки и архитектуры. Гротеск в литературе Этот приём считается комическим, он необходим в литературе для подчёркивания абсурдности происходящего. Необходимо было обратить внимание читателя на то, что считалось важным, но было скрыто за смешным явлением.

Гротеск был призван сделать сюжет абсурдным, доведя ситуацию до крайности.

Примерами эпитета могут послужить выражения: «уставшее сердце», «утраченные чувства». Синекдоха представляет собой подвид метонимии, суть этого приема заключается в том, что название общего переносится на частное или иногда с частного на общее. Для синекдохи характерен предмет с одним преобладающим признаком, то есть это признак является названием целого. Примером этого литературного приема являются выражения: «Что волнует современного читателя? Когда писатель использует выражение, содержащее понятие с помощью изображения его в виде живого существа, имеющего свойства этого понятия, это значит, что писатель прибегает к такому литературному приему как олицетворение. Часто писатели наделяют человеческими характеристиками и способностями элементы и явления природы.

Замечание 1 Олицетворения особенно широко распространены в сказках, легендах , художественной литературе. Примеры олицетворения — «О чем ты воешь, ветер ночной», «Нева вздувалась и ревела».

Оно не столько «форма существования» художественного произведения, сколько само это произведение, его плоть». Совершенно прав автор книги и в том случае, когда подчеркивает, что «сочетание гротескного с негротескным в рамках одного произведения тоже внутренне обусловлено» стр. А вот когда он утверждает, будто «в гротеске второго вида где фантастика — исходный пункт возрастает, так сказать, социально-обобщающая функция фантастики» стр. Думается, что социально-обобщающая функция фантастики зависит не от «вида» гротеска, а от того, как эта фантастика используется, выявлению каких противоречий подчинена.

Односторонним, чересчур категоричным представляется мне и такое утверждение автора книги: «То, что в гротеске выступает как необычное, взаимоисключающее, странное, отражает — через длинный ряд эстетических опосредствовании — реальную необычность, реальную «разорванность» стр. Да, необычное в гротеске может отражать и зачастую отражает реальную необычность, реальную «разорванность». Но нередко бывает и наоборот, когда оно отражает реальную обычность чего-либо, взрывая ее при этом изнутри, обнажая ее истинную сущность. В данном случае нет возможности остановиться на некоторых других, спорных вопросах художественной структуры гротеска это предмет особого разговора. И все же об одном из них, хотя бы кратко, необходимо сказать. Я имею в виду вопрос о границах гротеска.

В начале своей книги Ю. Манн, как уже говорилось, подчеркивает, что для гротеска «характерна» фантастика стр. Однако на следующей же странице он утверждает, что «возможен гротеск и без фантастики» стр. В подтверждение этого исследователь ссылается на повесть Герцена «Доктор Крупов». Манн пишет: «В том неожиданном ракурсе, который предложил нам писатель, мы по-иному смотрим на обычные — и, в сущности, ничего не утратившие в своей обычности — предметы. Гротескное создается здесь без помощи фантастики, путем смелого сближения разных планов, развития и аргументации парадоксальной точки зрения Крупова на историю» стр.

Итак, получается, будто бы для возникновения, создания гротеска вполне достаточно«неожиданного ракурса», «парадоксальной точки зрения». Но ведь тем самым автор вступает в противоречие с другими положениями книги, согласно которым гротеск предполагает нарушение «вида естественных произведений» природы стр. Аналогичное недоумение возникает и при ознакомлении с таким тезисом: «Мольер своими гиперболами и самим принципом гиперболической обрисовки характеров в известной мере близок к гротеску» стр. Ведь если Мольера считать «близким» к гротеску, тогда «близкими» к нему окажутся и все другие писатели-сатирики, прибегающие к гиперболе, к гиперболической обрисовке характеров, а различие между гиперболой и гротеском вообще исчезнет. И хотя затем автор говорит о «неразвитости» гротеска у Мольера, вопрос о соотношении гиперболы с гротеском, о границах гротеска не становится более ясным. Как видим, книжка Ю.

Манна не свободна от положений спорных или недоработанных. Да это и естественно. Слишком уж сложен и многогранен гротеск, слишком не исследован! В целом же впечатление от работы Ю. Манна — безусловно положительное. Поставленную перед собой основную задачу — «дать общее теоретическое понимание гротеска, охарактеризовать его место в реалистической литературе» — автор, несомненно, выполнил.

И не беда, что некоторые стороны специфики гротеска остались на сей раз вне поля зрения исследователя например, вопрос о своеобразии гротеска в различных поэтических родах, об особенностях литературного гротеска по сравнению с гротеском изобразительным или музыкальным и т.

Гротеск в поэзии Кальпиди

Гротеск, как излюбленное средство сатиры Салтыкова – Щедрина, выражается в том, что животные существуют в качестве людей. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые, однако многие литературоведы, например, Алексей Бушмин, опровергли этот стереотип. Сам термин «гротеск» необычайно популярен и в нашей критике, и в истории литературы, и в ее теории. грот)) - стиль в исскусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов - реального и фантастического, трагического и комического. Таким образом, гротеск в литературе является мощным инструментом, позволяющим авторам выразить свое видение мира и вызвать эмоциональный отклик у читателей. что это такое, как зародился жанр и какие произведения литературы могут служить его яркими примерами.

Гротеск — причудливое искусство с безобидным юмором

В сновидениях тех же Раскольникова и Лариной присутствуют фантастические и реалистические элементы. В ночных кошмарах Татьяны вместе с чудищами являются Онегин и Ленский. Комбинация гротеска и действительности в снах Родиона Раскольникова объясняется присутствием страшного образа и эпизода со вполне реальной старухой. Его сон — это переживание о совершенном преступлении. Сам преступник и его орудие убийства лишены фантастичности. Как определяется и что такое литота : примеры из русского языка и литературы Использование в сатирических произведениях Широко применяется гротескная образность в сочетании с обыденными житейскими ситуациями в сатирических произведениях.

К примеру, в произведении у Салтыкова-Щедрина присутствует градоначальник с «органчиком», заменяющим ему мозг. Также причудливость истории придают незаурядные ситуации: призыв воевать против людей, отказавшихся от горчицы или борьба за просвещение. Сюжет автор довел до абсурда, но происходящие события отображают повседневные реалии русского человека — вечные конфликты между самодурной властью и простым народом. Существует множество других примеров уникального использования художественного приема в литературе. Неправдоподобность, абсурдность и причудливость образа или ситуации встречается в произведениях не только российских писателей, но и зарубежных авторов.

Помогла статья?

Определение и история гротеска История гротеска связана с искусством и литературой, поскольку этот жанр был широко использован в различных формах искусства на протяжении веков. Гротеск был особенно популярным в эпоху Возрождения, где он часто использовался для пародии на реальность, подчеркивая ее нелогичность и противоречия.

В литературе гротеск может быть выражен через эксагерированные или деформированные образы персонажей, странные и необычные события, а также через черный юмор, сарказм и иронию. Гротеск помогает авторам подчеркнуть недостатки искаженного изображения действительности, а также привлечь внимание к социальным или культурным проблемам. Примером гротеска в литературе можно считать роман Шарля Диккенса «Мартин Чазелвит», в котором автор использует смех для маскировки и описания жестокости и неравенства в викторианском обществе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно.

На отдельных участках стен сохранились причудливые орнаменты, вызвавшие живой интерес среди художников. Найденные гротески вдохновили многих выдающихся мастеров Ренессанса на создание оригинальных фресок с элементами гибридных художественных образов. В частности, так поступили: Доменико Гирландайо Domenico Ghirlandaio ;.

Гротескные образы невозможно истолковать буквально. До конца непонятно, что они могут означать, поэтому они остаются непостижимы для человеческого разума и логики, благодаря чему сохраняют элементы загадочности. Примерами могут послужить образы из произведений Н. Гоголя «Нос», «Вий». Гротескные образы свободно пересекаются и взаимодействуют с обычными. Гротеск «живёт» в составе реальности, что только усиливает комический и экспрессивный эффект. При этом часто персонажи ничуть не удивляются происходящим из ряда вон выходящим событиям. Можно вспомнить повесть М. Булгакова «Собачье сердце»: даже если люди и удивлялись превращению собаки в человека, все считали это вполне возможным научным прорывом, но никак не фантастикой. Может проявляться в виде композиционного контраста. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» наблюдается причудливое сочетание бытового описания Москвы с фантастическими образами Воланда и его свиты. Очень часто в литературе данный приём используется для описания сновидений героев. Например, эпизод сна Татьяны Лариной из произведения Пушкина «Евгений Онегин»: во сне героиня видит Онегина в убогом шалаше в окружении группы страшных зверей и чудовищ — автор приводит описания их гротескных образов: «…Один в рогах, с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой» и т. Ещё одним примером может стать сон Родиона Раскольникова в романе Ф.

Что такое гротеск

Гротеск – это общеизвестный прием, используемый не только в литературе, но и других видах искусства: живописи, архитектуре, музыке. словари, энциклопедии, книги по науке, культуре, искусству на Подробная информация о гротеске — разновидности архитектурного декора с причудливым орнаментом и жанр в литературе. Литература Гротеска: Одно из первых применений термина «гротеск» для обозначения литературного жанра — «Очерки Монтень». От этого сравнения литературы с гротеском один шаг до понимания литературного произведения как гротеска.

Понятие гротеск

  • Гротеск в поэзии Кальпиди
  • Гротеск — Карта знаний
  • Определение и история гротеска
  • Гротеск: от античных фресок до сказок Гофмана

Что такое гротеск в литературе?

В литературе гротеск представляет собой жанровую форму фантастики, одну из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое. Многие признаки гротеска, выделяемые современными исследователями, обнаруживаются и в фантастике. Вы будете получать письма о лучших книгах ЭКСМО, узнаете первыми о скидках, удивитесь литературным новостям и интригующим фактам из жизни писателей, насладитесь занимательными тестами. грот)) - стиль в исскусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов - реального и фантастического, трагического и комического.

Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы"

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГРОТЕСК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. Предлагаем разобраться, что означает понятие гротеск в литературе, каковы его отличительные черты и лексическое значение, рассмотрим примеры в статье. Гротеск – это общеизвестный прием, используемый не только в литературе, но и других видах искусства: живописи, архитектуре, музыке.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий