Эйзенхауэр, Монтгомери, Брэдли редкостные бездарности Долгое время нас пытались уверять, что СССР победил в Великой Отечественной войне, завалив немцев трупами. Однако потери при высадке в Нормандии были настолько велики (погибло около шести тысяч человек и еще больше было раненых и контуженных), что смерть «всего» 749 человек в ходе учений была вскоре забыта.
История в историях
Much more polished is his printed Order of the Day for June 6, 1944, which Eisenhower began drafting in February. настоящие реальные кадры высадки» на канале «Эпоха войны» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 5 июня 2022 года в 18:21, длительностью 00:09. Генерал Д. Эйзенхауэр выступает перед бойцами 101-й ВДД накануне высадки в Нормандии. Слайд 3 Карта высадки в Нормандии, или Операция «Нептун» 6 июня 1944 г.
LAST DAY CLUB
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Эскадрилия Нормандия - Неман и высадка в Нормандии
- 75 лет назад в годы Второй мировой войны был открыт второй фронт в Европе
Высадка союзников в Нормандии застала противника врасплох
Высадку в Нормандии считают началом конца войны в Европе. Американцы вступили в войну в декабре 1941 года, а к 1942 году вместе с англичанами которые были эвакуированы с пляжей Дюнкерка в мае 1940 года, когда немцы отрезали их во время битвы за Францию рассматривали возможность крупного вторжения союзников на Ла-Манш. В следующем году планы союзников по перекрестному вторжению начали нарастать. В ноябре 1943 года Адольф Гитлер 1889-1945 , который знал об угрозе вторжения на северное побережье Франции, поставил Эрвина Роммеля 1891-1944 возглавить оборонительные операции в регионе, хотя немцы точно не знали, куда ударят союзники.
Гитлер обвинил Роммеля в том, что тот потерял Атлантический вал, 2400-километровую линию укреплений бункеров, наземных мин и пляжных и водных препятствий. В январе 1944 года генерал Дуайт Эйзенхауэр 1890-1969 был назначен командующим операцией «Оверлорд». В течение нескольких недель до Дня-Д союзники провели большую дезинформирующую операцию, призванную заставить немцев думать, что главной целью вторжения был пролив Па-де-Кале самое узкое место между Великобританией и Францией , а не Нормандия.
Кроме того, они заставили немцев поверить, что также потенциальными объектами вторжения являются Норвегия и несколько других мест. Для осуществления этой ложной операции использовались макеты орудий, фантомная армия под командованием Джорджа Паттона и предположительно базировавшаяся в Англии, напротив Па-де-Кале, двойные агенты и радиограммы с ложными сведениями. Задержка высадки в Нормандии из-за погоды 5 июня 1944 года был назначен днем вторжения, но природа внесла свои коррективы в планы Эйзенхаура, настпуление отложили на сутки.
Ранним утром 5 июня штатный метеоролог союзных войск сообщил об улучшении метеоусловий, эти новости стали определяющими и Эйзенхауэр дал добро на операцию «Оверлорд».
Выполняя решения Тегеранской конференции 1943 г. Объединённый британо-американский штаб в начале 1944 г. Начало операции «Оверлорд» планировалось на первые числа мая, затем было перенесено на 6 июня.
К началу июня 1944 г. Из её состава для противодействия силам вторжения союзников предназначались группа армий «Б», 1-я полевая армия и танковая дивизия командования армейской группы «Г» и резерв командования Запада — всего 49 дивизий, насчитывавших 528 тыс. Их поддерживали 3-й воздушный флот около 160 самолётов , часть военно-морских сил ВМС командования Запада 259 кораблей и катеров. На участке побережья залива Сены, намеченном союзным командованием для высадки, занимали оборону 3 германские пехотные дивизии две из них стационарные — без автотранспорта.
Высадка в ходе операции «Оверлорд» и последующие боевые действия в Северной Франции.
Военные власти вынуждены были установить строгую дисциплину в рядах солдат, ошибочно считавших, что француженки склонны вступать в половую связь с «освободителями». С таким подходом, проявление самых низких инстинктов, совершение солдатами грабежей, краж и изнасилований, оставалось вопросом времени. Частые случаи изнасилования послужили сигналом для американских высокопоставленных военных не склонным поучать свои войска прекратить эти жестокие действия. Суд над нацизмом».
Данная практика преследовалась главнoкомандующим Дуайтом Эйзенхауэром Dwight Eisenhower. Именно он ввёл смертную казнь для осуждённых за изнасилования. В своей работе «После Рейха. Преступление и наказание в послевоенное время в Германии», историк Джайлз Макдоно Giles Macdonogh утверждает, что: «обвинения в изнасилованиях, выдвинутые против солдат США, увеличились с 18 в январе 1945 до 31 в феврале, достигнув 402 обвинений в марте и 501 в апреле, уже после окончания военного противостояния. При всём этом, в сравнении с союзниками, против американских военных было выдвинуто больше всего обвинений.
Ночью 6 июня 1944 года силами двух американских и одной британской дивизии в Нормандии был высажен парашютный десант. Десантники захватили мост через реку Орн и заняли город Сент-Мер-Эглиз, ставший первым освобождённым населённым пунктом на территории Франции. Вскоре после рассвета началась массированная высадка союзных войск со стороны моря. Ввиду бездарной подготовки наступления самой сложной ситуация оказалась на пляже «Омаха»: из-за тумана авиация отбомбилась в другом месте, а корабельная артиллерия промахнулась. В итоге пехота наступала на укреплённое побережье под огнём невредимых гитлеровцев», — рассказал Юрий Кнутов.
Высадка союзников в Нормандии AFP 6 июня при создании плацдарма в секторе «Омаха» войска союзников потеряли 1700 человек убитыми и пропавшими без вести и порядка 3000 ранеными. Нацисты в тисках В конце июня союзникам удалось создать на побережье Нормандии плацдарм с протяжённостью по фронту до 100 км и до 40 км в глубину. Они также овладели глубоководным портом Шербур, что существенно облегчило выгрузку техники и войск. В июле численность контингента союзников в Нормандии достигла почти 1,5 млн военнослужащих. Благодаря полному превосходству в воздухе силам союзников удалось 25 июля прорвать фронт в районе Авранша и устремиться вглубь Франции.
Попытки немецких войск ликвидировать прорыв оказались безуспешными. В середине августа в ходе Фалезской операции крупные силы нацистов попали в котёл, из которого вырвались со значительными потерями. Освобождённый Париж, 1944 год globallookpress. Несколько дней в городе с переменным успехом шли уличные бои. Нацистская система обороны в Западной Европе рухнула.
Фронт временно стабилизировался осенью 1944 года уже в районе германской границы. Всего в операции «Оверлорд» были задействованы свыше 3 млн военнослужащих союзников.
General Dwight D. Eisenhower's Order of the Day (1944)
Аннотация издательства: Книга представляет собой мемуарный труд бывшего верховного командующего союзными войсками при высадке в Нормандии в июне 1944 года, впоследствии президента США. Командующий американскими войсками в Европе генерал Эйзенхауэр отдавал себе отчет, что, в случае неудачи при высадке в Нормандии, второго шанса не будет. Высадка американских десантов в Нормандии. Главная» Новости» Высадка в нормандии год. Ранним утром 4 июня Эйзенхауэр должен был решить, предпримет ли он высадку утром следующего дня – первого из трех намеченных для этой цели дней. День «Д» (Высадка в Нормандии) / Clah of Warriors (2000).
6 июня – 75 лет операции "Оверлорд". Высадка Союзников в Нормандии.
Всего 6 июня на участке "Омаха" высадились 34 тыс. При этом о немедленном наступлении для расширения плацдарма не могло быть и речи. По официальным данным, потери американцев на этом участке высадки составили 694 убитых, 331 пропавшего без вести и 1 тыс. Современные подсчеты оценивают потери в 4 тыс. Однако не следует думать, что показанная в голливудском фильме "Спасти рядового Райана" мясорубка на "Омахе" была правилом для "Дня Д". Высадка американцев на втором участке - "Юта" - прошла сравнительно гладко.
Он был слабее укреплен немцами, т. Дополнительный участок был полезен для обеспечения фланга и соединения с воздушным десантом. На "Юте" оборонялось всего около роты немцев, и выехавшие из воды танки-амфибии быстро расстреляли пулеметные гнезда. В "День Д" на участке "Юта" высадилось около 23 тыс. Потери составили всего 197 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
Вскоре высадившиеся на "Юте" части соединились с воздушным десантом союзников, а через несколько дней ударом на запад они отрезали немецкий гарнизон Шербура. Высадка британских и канадских войск на участках "Голд", "Джуно" и "Суорд" происходила гораздо успешнее. Эти части перегрузились с транспортных судов на десантные гораздо ближе к суше, нежели американцы, и должны были преодолеть меньшее расстояние до берега. Как следствие, по пути погибли гораздо меньше людей и было потеряно не так много снаряжения. Однако отставание от плана все равно имело место.
Одной из основных целей первого дня высадки на участке "Суорд" был город Кан, важный узел дорог. Его захватить не получилось, двигавшиеся к нему канадцы были встречены контратакой 21-й танковой дивизии немцев. В середине дня 6 июня к районам высадки отправились корабли, буксировавшие за собой причальные конструкции "Малбери". Началось сооружение искусственной гавани. Уже к исходу "Дня Д" на побережье высадились 156 тыс.
Адольф Гитлер, узнав о высадке, не спешил давать разрешение на использование резервов. Он по-прежнему считал, что главный десант союзников будет в порту Кале. Роммель, обладавший достаточными властными полномочиями для использования резервов, еще не успел вернуться в свой штаб. Время работало на союзников. Потери англичан и американцев 6 июня составили около 9 тыс.
Dwight D. Eisenhower to encourage Allied soldiers taking part in the D-day invasion. Almost immediately after France fell to the Nazis in 1940, the Allies planned a cross-Channel assault on the German occupying forces. Although Churchill acceded begrudgingly to the operation, historians note that the British still harbored persistent doubts about whether Overlord would succeed. The decision to mount the invasion was cemented at the Tehran Conference held in November and December 1943. Joseph Stalin, on his first trip outside the Soviet Union since 1912, pressed Roosevelt and Churchill for details about the plan, particularly the identity of the supreme commander of Overlord.
Просторные песчаные пляжи давали возможность одновременно высаживать большое количество войск и боевой техники. Также определённую роль играло то, что глубина Сенской бухты исключала действие немецких крупных и средних подводных лодок [13]. Правда, порты Шербур и Гавр были базами для вражеских торпедных катеров и подводных лодок, однако отсутствие в полосе вторжения других крупных городов не давало возможности создать устойчивые очаги обороны войскам Вермахта. Рассматривая вариант с Нормандией , планировщики пришли к выводу, что это направление более привлекательно прежде всего из-за близости побережья к британским портам. Проблема портов имела два аспекта её решения: первый — создание временных портов, второй — наращивание сил на плацдармах и захват крупных портов, прежде всего Шербура [14]. Исходя из этого, возникла задача обеспечить условия для успешного захвата этого порта. Фельдмаршал Бернард Монтгомери настоял на том, чтобы включить в план вторжения пятый плацдарм, расположенный за водной преградой реки Орн , который впоследствии получил название «Юта». После дальнейшего всестороннего анализа данных разведки и оценки сил противника районом проведения десантной операции в конце концов стало побережье Нормандии — там укрепления были мощнее, чем в Бретани , но не так глубоко эшелонированы, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем в Па-де-Кале , но меньше, чем в Бретани. Значительную роль также сыграли большое количество военно-морских баз и портов на южном побережье Великобритании, относительно малые расстояния от них до побережья Франции и господство авиации союзников в воздухе — благодаря этому можно было спокойно осуществлять посадку войск на транспортные средства и переход армады морем ночью. Боевая подготовка десанта. Наконец, было решено воспользоваться отрезком времени между приливом и отливом и осуществить высадку первого эшелона на берег через 40 минут после рассвета. Но поскольку разница времени между моментами полной воды на восточном и западном берегах сенской бухты составляла 40 минут, то для каждого плацдарма было установлено своё время начала высадки, максимальный интервал между которыми достигал 85 минут. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений во время прилива [15]. Первоначально союзники планировали начать операцию в мае 1944 года. Однако, по настоянию Б. Монтгомери , было решено дополнительно высадить ещё один десант на полуострове Котантен сектор «Юта». Из-за внесения изменений в план высадки дату вынужденно перенесли с мая на июнь. На июнь приходилось несколько подходящих режимом приливов дней, в первую очередь — 5, 6 и 7 июня. Если бы не получилось начать вторжение в эти дни, то его пришлось бы отложить на 18, 19 или 20 июня [16]. Учения морского десанта с высадкой на берег с малого десантного корабля LCI. Утром 5 июня главнокомандующий провёл заключительное совещание, на котором главный метеоролог армии предоставил прогноз на кратковременное улучшение погоды 6 июня. Мнения командования разделились, но Эйзенхауэр после некоторых колебаний отдал решительный приказ — вторжение союзных войск в Западную Европу начать утром 6 июня [18] , именно этот день и вошёл в историю, как День «Д». Предварительный план получил название «Скайскрепер» и предусматривал одновременную высадку в районе Кана десанта силами до трёх дивизий, за которыми следовал второй эшелон с шестью дивизиями [19]. В дальнейшем, после захвата и удержания плацдарма, союзники планировали сосредоточить значительное количество войск на берегу и, мощным ударом прорвав оборону Вермахта, развить наступление по территории Франции в двух направлениях: на запад и восток от нормандского побережья. Однако, чем больше штаб руководства сталкивался с реалиями на запланированных зонах высадки, оценивая силы противника и в особенности свойства района вторжения, тем больше поддержку получало предложение Монтгомери усилить общую численность сил вторжения. Монтгомери настаивал на том, чтобы увеличить число дивизий с трёх до пяти, что должны высаживаться морем, также осуществить высадку войск на восточном краю полуострова Котантен и минимум трёх воздушно-десантных дивизий для поддержки морского десанта. Высадка британского воздушного десанта возле Кана и американского возле Сент-Мер-Эглиз имели целью всячески содействовать высадке морского десанта и изоляции района боевых действий на флангах полосы вторжения. Десант, который предлагалось провести ночью накануне операции, имел задачей захватить узлы дорог, переправы, мосты и другие ключевые объекты, и помешать контратакам войск Вермахта и максимально нарушать систему управления войсками противника в операционной зоне. Окончательный утверждённый стратегический замысел операции определял одновременную высадку крупных сил морского десанта на побережье Нормандии на фронте до 80 км. В ходе операции «Нептун» планировалось захватить плацдарм глубиной 18—20 км и прочно закрепиться на нём. В дальнейшем ставилась задача накопить значительные силы вторжения, и, создав значительное превосходство в силах, мощными ударами занять расположенные на флангах зоны вторжения морские порты Шербур и Гавр. В дальнейшем планом предусматривалось организовать полномасштабное наступление вглубь Франции.
Большие споры среди немецких командующих вызвал выбор стратегии отражения десанта. Имевший значительный опыт войны с союзниками командующий группой армий "Б" Эрвин Роммель считал, что вопрос об успешности высадки будет решен в первые 24 часа сражения. Поэтому он выступал за удержание прочной обороны на побережье и предлагал создать вдоль него "жемчужное ожерелье" танковых частей. Другого мнения придерживались главнокомандующий немецкими войсками на Западе Герд фон Рундштедт и командующий танковой группой "Запад" Гейр фон Швеппенбург. Они предлагали держать танки в глубине континента, а в случае высадки разгромить противника в маневренном сражении. Фон Швеппенбург указывал, что на побережье танки попадут под огонь корабельной артиллерии. Роммель в ответ напоминал о господстве союзников в воздухе висящие над головой истребители-бомбардировщики затрудняли любые перемещения войск. В итоге Адольфом Гитлером было принято компромиссное решение: три танковые дивизии получил Роммель, три - Рундштедт и Гейр, и еще четыре находились в резерве верховного командования. Серьезным препятствием на пути реализации обоих вариантов было то, что многие немецкие подвижные соединения в Нормандии были недавно выведены с Восточного фронта на переформирование и мало боеспособны. Из вышеупомянутых десяти дивизий в Западной Европе только две были полностью боеготовы. Наихудшим для немцев было соотношение сил в воздухе. В распоряжении 3-го воздушного флота находилось около 500 самолетов. Союзники же могли противопоставить им более 7 тыс. Высадке предшествовало воздушное наступление, длившееся несколько недель и приведшее к сильным разрушениям на севере Франции. Авиаударам подвергалась дорожная сеть, но одновременно разрушались жилые постройки, под бомбами союзников гибли французские мирные жители. Определенные надежды на успех немцам давал строившийся с 1942 года "Атлантический вал" - полоса укреплений вдоль побережья. Однако в первую очередь укреплялись порты и прилежащее к ним побережье. Снабжение бетоном строительства "Атлантического вала" на других участках осуществлялось по остаточному принципу. Поэтому идея союзников с сооружением искусственной гавани открывала им дорогу для атаки наименее укрепленных позиций. Помимо препятствий и ДОТов на берегу немцами были построены заграждения в море. Металлические ежи, бетонные пирамиды должны были пробивать днища десантных кораблей. Поэтому союзным командованием было решено высаживаться во время отлива, когда все эти препятствия показывались из-под воды. За время до прилива саперы должны были подорвать заграждения, мешающие подойти к берегу. Первоначально датой высадки было назначено 5 июня 1944 года. Утром 4 июня высадка была задержана на сутки в ожидании улучшения погодных условий. Вечером того же дня Эйзенхауэр принял решение - вторжение на континент должно начаться во вторник 6 июня.
Как открывался Второй фронт в Нормандии в 1944 году
- Генерал Эйзенхауэр: «Наша высадка не привела к удержанию плацдарма, и я отвел войска»
- Высадка союзников в Нормандии. | Пикабу
- Продолжение высадки в Нормандию
- Американцы изобрели свою "Родину-мать против России"
Высадка в Нормандии
Высадившиеся на сравнительно небольшом участке английские войска закрепились восточнее реки Орн, захватив переправы через эту реку. Обе менее подготовленные американские воздушно-десантные дивизии высадились на участке шириной 40 и глубиной 25 км, простиравшемся от района севернее Сент-Мер-Эглиза до района севернее Карантана. При этом было потеряно значительное количество вооружения и снаряжения, войска оказались разбросанными на большом пространстве. Тем не менее они в течение дня смогли выполнить задачи. С наступлением рассвета авиация и корабли засыпали северное побережье Нормандии градом бомб и снарядов. Штормовой силы северо-западный ветер поднял уровень прилива выше, чем предполагалось. Много мелких десантных судов было выброшено на берег или опрокинуто. Лишь в 2 пунктах высадки удалось спустить на воду танки-амфибии, при поддержке которых пехота должна была выходить на сушу, но и их много потонуло из-за большого волнения на море. Американцы в своих районах высадки в течение всего дня не вышли за пределы захваченных узких плацдармов. Особенно тяжело пришлось двум полкам, наступавшим в районе Вьервиля: они натолкнулись на 352-ю дивизию немцев и понесли тяжелые потери. Удачнее происходила высадка 2 английских и канадской дивизий у Арромаша, Курселя и Лион-сюр-Мер, но и они не выполнили задачи дня.
Им оказывала сопротивление 716-я пехотная дивизия, оборона которой вскоре распалась на отдельные узлы сопротивления. Англичане и канадцы захватили плацдарм глубиной до 10 и шириной 30 км. Переправив на континент 5 дивизий по морю и 3 по воздуху, союзники располагали численным превосходством при полном господстве авиации, которой должна была исключить подход немецких резервов. В ставке фюрера все заботы сводились к тому, чтобы предотвратить прорыв англо-американских войск на Париж. Именно по этой причине немецкое командование ожидало более крупной высадки севернее Сены и все происшедшее до сих пор рассматривало как отвлекающие действия. Этого предвзятого мнения немецкое командование твердо придерживалось и в последующие дни, и даже недели. Эйзенхауэр и Монтгомери могли быть довольны результатами дня. Самое главное было достигнуто, высадка удалась. Сталин прислал Черчиллю телеграмму следующего содержания: "Как видно, массовая высадка, предпринятая в грандиозных масштабах, удалась полностью. Мои коллеги и я не можем не признать, что история войн не знает другого подобного предприятия по широте замысла, грандиозности масштабов и мастерству выполнения".
Открытия второго фронта Советский Союз ждал с начала формирования антигитлеровской коалиции, особенно в наиболее трагичные периоды Великой Отечественной войны: в битве под Москвой, летом 1942 г. Мир, затаив дыхание, ждал, куда качнется стрелка весов. И если бы пала Москва или Сталинград, а Япония открыла второй фронт на Дальнем Востоке, нашей стране было бы неизмеримо труднее. Сталин все время настойчиво требовал от союзников открытия второго фронта. Последние предпочитали помогать вооружением и продовольствием, ведя боевые действия на второстепенных направлениях, выжидая того оптимального момента, когда Германия будет обескровлена и не окажет серьезного сопротивления. В конце 1943 г. Вспоминает солдат 27-й гвардейской воздушно-десантной бригады Владимир Яковлев. Но открытие второго фронта в трудные для нас времена сыграло бы большую роль. Среди нашего брата в те времена ходило меткое выражение: "Хватит тушенкой помогать - надо воевать". В 1943 г.
Таким образом, требовалось больше времени на подготовку. Дата высадки была сдвинута с середины мая на 1 июня, а затем на 5 июня 1944 г. Чтобы вовремя выполнить задания Верховного командования союзных экспедиционных сил, военная промышленность перешла на усиленный режим работы. В сочельник 1943 г. Войны без этого не бывает, как не бывает легкой дороги к победе. Но конец войны уже не за горами».
Весной 1944 г. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
В пути «Скимитар» столкнулся с одним из «десантов», им обоим пришлось вернуться. Оставшиеся восемь LST приняли на борт технику и личный состав на пляже курортного городка Лайм-Реджис в Дорсетшире и в ночи направились к Слэптону. Поврежденный торпедой LST-289. Вся эта суета в Ла-Манше со стрельбой в последние дни вызвала интерес не только условного противника, но и вполне реального. Сразу две торпеды попали в LST-507, вскоре он затонул. LST-531 тоже получил две торпеды, взорвался и затонул.
Торпедой разворотило корму LST-289, но экипажу удалось спасти корабль. С уцелевших кораблей открыли беспорядочный огонь и серьезно повредили LST-511. Шнельботы же растворились в ночи. Немецкий шнельбот Немецкий шнельбот Немецкая ночная атака унесла жизни 749 военнослужащих армии и флота США. Более 200 получили ранения. В этом трагическом происшествии принято обвинять американское командование — лично Эйзенхауэра и контр-адмирала Д. Муна, командовавшего учениями. Даже называть их идиотами.
Вот только за что? Такая грандиозная операция, как «Оверлорд», разве могла пройти без репетиций? Кстати, радар английского патрульного самолета тогда засек немцев, но с берега успокоили, мол, ничего страшного - американцы резвятся. Вина за разгром Т-4 лежит на англичанах, разве не так? Другое дело, что жертв могло быть значительно меньше, если бы американские солдаты знали, как правильно носить спасательный пояс. Они носили его на талии и бедрах.
Американские войска должны были высадиться в западном секторе на двух плацдармах, английские и канадские — в восточном секторе на трёх участках. Планируя высадку войск, союзники учли такой важный фактор, как разграничительные линии между зонами ответственности войск противника. Удар был нанесён в стык разграничительной линии между 7-й и 15-й немецкими армиями , что создало большие проблемы с организацией взаимодействия между командованиями двух немецких армий.
Подготовка войск к операции[ править править код ] Британские коммандос перед погрузкой на десантные корабли. Подготовка к самой масштабной десантной операции в истории войн шла не только путём тренировки войск и сил, которые должны были непосредственно участвовать в операции, но и за счёт наращивания темпов производства вооружения и расширения строительства специальных десантных и противолодочных средств. Специально для проведения операции судостроительными компаниями Англии и США в сжатые сроки было построено около 30 тысяч единиц разнородных десантных судов , а также десантно-высадочных средств. Были разработаны и запущены в массовое производство специальные средства для обеспечения пехотных подразделений в бою во время высадки: плавающие и огнемётные танки, специализированные бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, мостоукладчики, специальные баржи с реактивными установками залпового огня и т. Для ускорения темпов загрузки техники на морской транспорт на юге Англии была оборудована разветвлённая сеть специальных подъездных дорог, которые спускались к морю. Оригинальным решением проблемы с портовой инфраструктурой для высадки войск и выгрузки грузов стала идея создания временных искусственных портов. Планировщики операции исходили из того, что в зоне высадки в течение 90 дней после начала вторжения не будет больших портов, а каждый день надо будет выгружать для снабжения войск и перевозки подкреплений около 12 тысяч тонн различных грузов и около 2,5 тыс. Для решения этой проблемы они предложили создать возле захваченных берегов две искусственные гавани, которые получили название гавань «Малберри» , и которые не уступали по размеру большому торговому порту. Для этих целей на юге Англии втайне были сооружены гигантские кессоны для создания двух искусственных гаваней «Малберри» по одной в английском и американском секторах.
Гавань «Малберри» состояла из внешних — плавающих — и внутренних — стационарных — волнорезов и из плавающих пирсов от берега до свайных причалов, к которым могли швартоваться суда [20]. Железобетонные кессоны, из которых делались стационарные волнорезы, устанавливали на глубине не более 10—11 м, что было достаточно для небольших судов типа «Либерти» ; судна большего размера пользовались акваторией, защищённой плавающими волнорезами. Много кессонов было оборудовано кранами, складами, кубриками для экипажей, имели собственные пушки, боезапас и даже средства ПВО, что усиливало противовоздушную оборону района высадки. Для каждого порта «Малберри» нужно было 146 кессонов различных размеров, весом от 1672 до 6044 т, в зависимости от глубины их затопления [21]. Параллельно с кессонами строились плавающие пирсы, или, как их иначе называли, «наплавные мосты» общей протяжённостью около 7 миль, которые держались на понтонах. Автомашины с грузом, после разгрузки с транспортных средств, ехали по «наплавному» мосту, что соединял свайные причалы, на берег. С первых дней высадки и до окончания строительства портов «Малберри», для обеспечения временной стоянки транспортных судов, предполагалось создать в сравнительно мелководных районах Ароманша и Сен-Лорана пять искусственных гаваней «Гузберри». Эти укрытия, созданные путём затопления старых судов, защищали гавань от ветра и волн, предназначались для стоянки и разгрузки большого количества малых судов и одновременно должны были служить продолжением портов «Малберри». Для затопления было выделено 60 судов в том числе старые линкоры и крейсеры , которые образовали волнолом длиной около 7300 м [22].
Прибуксированные и установленные в районе высадки кессоны создавали гавань, равную по размерам гавани Дувра. С целью обеспечения горюче-смазочными материалами войск, которые должны высаживаться на побережье Нормандии, была подготовлена, а с началом высадки осуществлена прокладка по дну моря через пролив Ла-Манш 20 нефтепроводов для бесперебойного питания войск горючим. Операция «Плуто» была реализована британскими учёными, экспертами нефтяных компаний и представителями вооружённых сил. Создание трубопроводной системы, которая пролегала по дну Ла-Манша прямо на плацдармы, позволяло избавиться от необходимости привлекать в угрожающих условиях боевых действий танкеры, очень уязвимые для уничтожения немецкими подводными лодками. Десант готовится для посадки на десантные корабли. Десантные формирования проходили специальную подготовку в нескольких районах: английские — в юго-восточной части Англии, американские — в юго-западной. Районы сосредоточения войск, в которых проводилась боевая подготовка этих войск, располагались за 100—150 км от южного побережья. При этом тренировки войск осуществлялись в нескольких различных по характеру ландшафта районах. Для сокрытия намерений вторжения лишь один из 10 районов по своим географическим свойствам был похож на настоящий район высадки.
После трёх месяцев напряжённой подготовки, в конце мая — в начале июня, войска были передислоцированы в районы сбора — по 20—25 км от пунктов посадки на транспортные судна. Около 7 тысяч зенитных пушек и свыше 1 тысячи аэростатов защищали это огромное скопление людей и машин от нападений с воздуха [23]. В лагерях каждый солдат получал соответствующий приказ и после этого уже не мог оставлять лагерь.
Высадка в Нормандии - «величайшая операция» или жуткое позорище?
Именно он возглавлял крупную наступательную операцию союзников – вторжение во Францию, начавшееся высадкой десанта в Нормандии в июне 1944 года. Высадка в Нормандии — морская десантная операция, проведённая 6 июня 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. Высадка в Нормандии – стратегическая операция союзников по высадке войск в Нормандии (Франция), начавшаяся рано утром 6 июня года и закончившаяся 31 августа года. За несколько месяцев до вторжения в Нормандию была проведена операция Fortitude по дезинформации противника, и немцы были уверены, что высадка произойдет в другом месте — в регионе Па-де-Кале. Высадка в Нормандии — морская десантная операция, проведённая 6 июня 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии.
General Dwight D. Eisenhower's Order of the Day (1944)
Изначально высадка в Нормандии планировалась на 5 июня, но когда день пришел, плохая погода заставил Генерала Эйзенхауэра отложить операцию на 24 часа. Конечно высадка в Нормандии приблизила конец войны, но ставить ее на один уровень со Сталинградской битвой или Курской дугой, по меньшей мере, подло. Высадка в Нормандии (англ. Normandy landings, фр. Débarquement de Normandie) или Опера́ция «Непту́н» (англ. Operation Neptune, фр. Opération Neptune) — морская десантная операция.
«Нептун» выходит на берег: девять фактов о высадке союзников в Нормандии
Во-вторых, вторжение предварила тщательная подготовка, войска долгое время тренировались высаживаться на берег и преодолевать оборону врага. Перед высадкой, за несколько дней, были выброшены авиадесанты, которые непосредственно перед наступлением должны были овладеть важными объектами врага. В-третьих, все разведанные укрепления немцев перед высадкой десанта подверглись жесточайшему артобстрелу и авиаударам. Уточненный план высадки Союзников в Нормандии Фото: ru. После мощной артподготовки и бомбежки к берегу подходили десантные суда — и на берег бежали пехотинцы первой волны десанта. Кто оборонял французское побережье?
На территории Франции, Бельгии и Голландии находилось 59 немецких дивизий. Северную Францию прикрывала группа армий «Б» под командованием генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля. Под его командованием находились две полевые армии. Атлантический вал состоял из тысячи опорных пунктов, оборонять которые должны были около 300. Самая мощная часть вала находилась в департаменте Па-де-Кале.
Побережье в Нормандии прикрывали отдельные огневые точки немцев. Почти везде высадка прошла как по маслу. Огневые точки немцев, разведанные заранее, были уничтожены при бомбардировке или артогнем с моря, если им повезло уцелеть при бомбежке и они осмелились открыть огонь по десанту. В большинстве мест десантирования потери Союзников были не боевыми: например, один из батальонов плавающих танков десантировали слишком рано, далеко от берега, а море после шторма еще не совсем успокоилось. В результате — 27 из 32 плавающих танков утонули, не сумев добраться до берега.
Были утонувшие, были потери от «дружественного» огня При этом на пляже «Сорд» уже в первый день было высажено 28 845 военнослужащих. На пляже «Джуно» — до 30.
Было известно, что во Франции немцы держат 59 дивизий. Начальник штаба столкнулся с настоящей головоломкой — как десантировать на французский берег максимально возможное количество солдат, которое было бы способно противостоять немцам до прибытия подкрепления. Атака на какой-либо порт, как то показал рейд в Дьеп, исключалась. Морган и его штаб предложили высадку на берег.
Но где именно? При этом следовало обеспечить превосходство в воздухе еще один урок, извлеченный из дьепского рейда , а значит, участок берега должен был располагаться в пределах оперативной досягаемости с территории Англии. Двумя годами ранее Би-би-си обратилась к соотечественникам с просьбой присылать в военное министерство фотографии и открытки с изображением прибрежной Европы. Англичане с воодушевлением откликнулись на этот призыв и передали военным почти 10 миллионов открыток. И вот теперь штаб Моргана внимательно их изучал, по крупицам отыскивая нужную информацию. Одновременно британские разведывательные самолеты совершали полеты над побережьем стран оккупированной немцами Европы, собирая сведения, относящиеся к местному рельефу.
Люфтваффе практически не препятствовало им, поскольку большая часть немецких самолетов была задействована в боях на Восточном фронте. Разведывательные полеты совершались над всем атлантическим побережьем — от Голландии до Испании. Такой широкий охват был намеренным. Делалось это для того, чтобы немцы не догадались, где именно начнется вторжение. Имели место и вылазки небольших разведгрупп для фотографирования, а также сбора образцов песка и прибрежного грунта с тем, чтобы установить возможность высадки на берег танков. Еще одним источником информации были пленные немцы — так называемые «языки».
Вскоре стало очевидно, что для высадки есть только два варианта — район Кале или местность в 225 км западнее, побережье Нормандии на полуострове Котантен. Хотя Нормандия и была в пределах досягаемости самолетов-истребителей, Кале имел преимущество по причине большей близости к южному берегу Англии. Расстояние составляло всего 33 км, что позволяло десантным кораблям быстрее пересечь Ла-Манш. Однако высадка в Кале имела существенный недостаток: этот участок береговой линии надежно охранялся немецкими танковыми дивизиями и именно здесь ожидалась десантная операция англо-американских войск. Морган остановил выбор на Нормандии. Его штаб приступил к планированию операции.
По замыслу Моргана высадка пехоты должна была состояться на 48-километровом отрезке береговой линии, в то время как сброшенным с самолетов десантникам надлежало захватить столицу Нормандии, город Кан, расположенный в 12 км от берега. Закрепившись там, пехота сможет захватить порт Шербур в западной части полуострова Котантен, что позволит переправлять сюда припасы и снаряжение. Одновременно началось планирование еще одного вторжения, на юге Франции, под кодовым названием «Дракон». Причалы «Малберри» Более всего Моргана и его штаб волновала следующая проблема: без доступа к глубоководному порту транспортные корабли не имели возможности пристать к берегу. Для успешной высадки союзников на побережье Нормандии огромную важность имела максимально быстрая доставка подкрепления и припасов транспортными судами. В этих целях было придумано уникальное решение: построить в Англии два плавучих причала — один для англичан, другой для американцев и канадцев, — которые будут отбуксированы на другую сторону Ла-Манша и установлены возле берега.
Черчилль одобрил это предложение: «Разработайте лучшее решение. Не оспаривайте этот вопрос. Трудности скажут сами за себя». Причалы, изготовленные точно по размерам порта в Дувре, состояли из нескольких бетонных волнорезов и понтонных причалов, которые предполагалось удерживать на месте при помощи якорей. Понтоны соединялись отрезками стального настила, для которого они служили опорами. Для борьбы с морскими волнами к побережью Нормандии предстояло отправить примерно 60 старых торговых судов.
Их следовало затопить там рядами, создав тем самым условия, близкие к условиям защищенной гавани. Одновременно начались первые в истории работы по прокладке подводного трубопровода протяженностью 112 км для перекачки топлива от острова Уайт до французского Шербура. Саперы также разработали сборные взлетно-посадочные полосы, которые можно было разместить на пляжах Нормандии, чтобы облегчить высадку последующих волн десанта и обеспечить эвакуацию раненых. Пожалуй, самым известным был танк-амфибия, для которого пехотинцы придумали прозвище «Дональд Дак» «Утенок Дональд». Оснащенный винтами и складным водонепроницаемым экраном-чехлом, он мог проплыть несколько километров до берега, где этот самый чехол снимался и далее танк-амфибия мог действовать как обычный танк, поддерживающий наступление первой волны пехоты. Танк-тихоход под названием «краб» был оснащен вращающимся барабаном с массивными цепями — они вызывали детонацию мин, которые могли встретиться на пути бронемашины.
Были и такие танки, которые раскатывали позади себя длинные парусиновые дорожки, не позволявшие машинам, идущим сзади, увязнуть в песке. Были танки-огнеметы и танки, способные нырять на глубину до 3 м для буксировки подбитых машин. Последние могли вытягивать наружу те танки, что увязли в прибрежном иле. Были танки, снабженные пандусами — их можно было использовать как подвижные мосты. Изобретательность была воистину поразительной. С мая 1941 г.
При подготовке ко дню «Д» и в последующие дни сражения в Нормандии британская разведка благодаря «Энигме» предоставляла в штаб союзников ценнейшую информацию, касающуюся передвижений и планов немецких войск, что позволяло англо-американцам при необходимости менять собственные планы и готовиться к ударам противника. Дезинформация Союзники прекрасно понимали, что сосредоточение огромной массы войск, боевой техники и снаряжения вряд ли ускользнет от внимания немецкой военной разведки — абвера. По этой причине была разработана масштабная операция под кодовым названием «Бодигард» «Охранник» , нацеленная на дезинформацию противника. Немцев следовало убедить в том, что высадка в Нормандии — небольшая, второстепенная операция, а настоящее грандиозное вторжение состоится в другом месте. Первая была призвана убедить немцев, что главный удар противник нанесет в Кале. Таким образом, значительная часть немецких сил будет оттянута от пляжей Нормандии, в результате чего у союзников будет больше времени для высадки пехоты, которая сможет надежно закрепиться на прибрежных плацдармах прежде, чем немцы перебросят туда свои войска.
С этой целью союзники сформировали фальшивую группировку, «1-ю группу армий США», базировавшуюся близ Дувра, напротив Кале. Руководство ею было поручено знаменитому генералу Джорджу Паттону-младшему. В целях введения в заблуждение воздушной разведки немцев в указанном районе были размещены макеты танков и планеров. Тем же целям служили фальшивые радиосообщения, фальшивые военные лагеря и штабы, макеты нефтевозов. Старшие офицеры тщательно подготовили актера Клифтона Джеймса, которому предстояло сыграть роль генерала Монтгомери во время «инспекционных» поездок в Гибралтар и в Северную Африку. Джеймс, лишившийся в сражениях Первой мировой войны пальца, был вынужден обзавестись протезом, а на время операции бросить пить и курить — настоящий Монтгомери был трезвенником и не выносил табака.
Для дезинформации немцев задействовалась и агентурная сеть. Пожалуй, самым ценным агентом в Британии был испанец Хуан Пужоль Гарсия, двойной агент по кличке Гарбо по имени знаменитой актрисы Греты Гарбо , известный в Германии как Арабель. За полгода до дня «Д» Гарбо отправил в Германию более пятисот шифровок, большая часть которых содержала настоящие сведения, призванные завоевать доверие противника. Немцы считали его надежным источником информации, не догадываясь, на кого он на самом деле работает. Гарбо помог окончательно убедить немцев в том, что главный удар союзники нанесут в Кале или в Норвегии и произойдет это в июле 1944 г. С тем, чтобы убедить немцев в своей лояльности, 6 июня Арабель отправил им срочное предупреждение о начале операции «Оверлорд».
Впрочем, сделано это было лишь тогда, когда немцы уже не успевали отреагировать на наступление противника. Похоже, доверие немцев к агенту Арабелю было завоевано окончательно. У них не вызвала никаких сомнений его шифровка, в которой он предупреждал о том, что наступление в Нормандии — всего лишь ложный маневр, имеющий целью отвлечь внимание противника от главного удара в Кале. Когда первые волны десанта хлынули на пляжи Нормандии, немецкое военное командование привело в состояние боевой готовности свои танковые части возле Кале. Случись так, что эта хитрость провалилась бы, силы союзников натолкнулись бы на мощный отпор со стороны немецких танковых дивизий и исход операции был бы совсем иным. Операция «Фортитьюд-Север» имела целью вынудить немцев поверить в то, что вторжение англо-американских войск начнется с высадки на побережье Норвегии в районе Тронхейма.
Для этого была создана еще одна мнимая армейская группировка, британская 4-я армия, дислоцированная в Эдинбурге. Дезинформацию о ней немцам «скормили» два двойных агента-норвежца, Матт и Джефф. Правда, у англичан позднее возникли сомнения в преданности Матта, и они его интернировали. На момент операции «Оверлорд» немцы сосредоточили на побережье Норвегии 400 000 солдат — на тот случай, если враг десантируется именно там. Другие планы, призванные дезинформировать немцев, включали в себя мнимые удары по Испании, западному побережью Франции, западному побережью Италии, а также по Албании, Греции, Румынии и Швеции. Обман сработал: в Нормандии оставалось существенно меньше немецких войск, поскольку Гитлер перебросил их на северо-запад Европы.
Немецкие солдаты делали ставки в спорах, в каком именно месте произойдет высадка противника.
В состав Верховного главнокомандования также вошли адмирал сэр Бертрам Рамсей и маршал авиации сэр Траффорд Ли-Мэллори, соответственно — командующий военно-морскими операция «Нептун» и авиационными силами. За четыре года до этого Рамсей снискал себе славу, руководя эвакуацией 330 000 солдат из Дюнкерка. Незадолго до конца войны и Рамсей, и Ли-Мэллори погибли в авиакатастрофах. В следующем месяце Эйзенхауэр сформировал штаб. Сначала тот размещался на лондонской Гроувнер-сквер, затем, в начале марта 1944 г.
Верховное командование союзных экспедиционных сил, заменившее штаб Моргана, продолжило разработку планов вторжения в оккупированную немцами Европу. Монтгомери расширил предложение Моргана о высадке на трех участках полуострова Котантен, увеличив их число до пяти. Он также удлинил линию высадки с 48 до 80 км и предложил усилить морской десант ударами воздушно-десантных сил на западном и восточном флангах. Американцы должны были высадиться на двух западных участках береговой линии, получивших название «Омаха» и «Юта», тогда как англичанам предстояло атаковать средние и восточные участки — «Голд» и «Сорд». Канадским войскам предстояло действовать между ними, на участке «Джуно». По мнению Монтгомери, город Кан необходимо было захватить в течение первых же суток, после чего выбить немцев из Шербура.
На самом же деле Кан был взят лишь 9 июля. Расширение первоначального плана Моргана предполагало большее количество десантных кораблей и, соответственно, большее число солдат. Таким образом, требовалось больше времени на подготовку. Дата высадки была сдвинута с середины мая на 1 июня, а затем на 5 июня 1944 г. Чтобы вовремя выполнить задания Верховного командования союзных экспедиционных сил, военная промышленность перешла на усиленный режим работы. В сочельник 1943 г.
Войны без этого не бывает, как не бывает легкой дороги к победе. Но конец войны уже не за горами». Весной 1944 г. Атлантический вал Гитлер знал, что в какой-то момент угроза вторжения союзников в Европу станет реальностью. Гитлер назначил командующим 66-летнего фельдмаршала Карла Герда фон Рундштедта, приказав ему возвести оборонительный периметр, получивший название «Атлантический вал». Задействовав два миллиона рабочих из стран оккупированной Европы, большая часть которых была превращена, по сути, в рабов, немцы начали возводить укрепленную линию обороны.
По завершении работ ее длина составила 4500 км. Вал протянулся вдоль всего побережья Западной Европы — от северной оконечности Норвегии вдоль Атлантического побережья Дании, Германии, Голландии, Бельгии и Франции до границы с Испанией на юге. Атлантический вал включал 700 смонтированных в бетоне артиллерийских батарей и 12 250 бункеров, расположенных на расстоянии не более 90 м друг от друга. Эти береговые батареи и долговременные огневые точки круглосуточно охраняли 300 000 немецких солдат. Впрочем, то были отнюдь не отборные войска. Охрану береговых укреплений несли пожилые или, наоборот, молодые неопытные солдаты, а также военнопленные, захваченные на Восточном фронте и насильно угнанные в Германию.
В феврале 1944 г. Гитлер поручил одному из самых опытных своих генералов, Эрвину Роммелю, проверить состояние оборонительных сооружений во Франции. Роммель, четыре года назад снискавший славу храброго воина, командуя немецкими частями в Северной Африке, за что удостоился прозвища «Лис пустыни», пришел к следующему выводу: чтобы помешать возможной высадке противника и дальнейшему его проникновению в глубь континентальной Европы, ему необходимо дать отпор и отбросить назад в море в первые же сутки. По мнению Роммеля, французский участок Атлантического вала не был в должной мере готов к выполнению этой задачи. Он приказал укрепить оборонительные позиции, а именно заложить минные поля как на берегу, так и в глубине материка — количество мин достигало шести миллионов штук, — и установить подводные препятствия, такие как смертоносные металлические пики. В апреле 1944 г.
Эти бревна, получившие название «спаржа Роммеля», были соединены проводами и часто заминированы. Для уничтожения вражеского десанта Роммель также рекомендовал разместить близ северного побережья Франции девять немецких танковых дивизий. Его начальник, фон Рундштедт, склонялся к тому, чтобы разместить танковые части и севернее Парижа, вне пределов досягаемости вражеской огневой мощи, откуда их можно было бы быстро перебросить к месту вражеской высадки. Роммель был иного мнения, считая, что при господстве в воздухе англо-американской авиации немецкие танки будут уничтожены при первой же попытке занять новые позиции. Пытаясь смягчить этот конфликт двух сильных личностей, Гитлер пошел на компромисс: выделил три дивизии Роммелю, а остальные отдал Рундштедту. Несколько портов на берегу Ла-Манша и вдоль атлантического побережья Франции были укреплены и получили статус цитаделей.
Эскизы их конструкций Гитлер выполнил лично. В каждой был назначен комендант, который принес присягу, поклявшись стоять до конца. Французским гражданам было приказано сдать радиоприемники. Тех, кого застанут за слушанием передач британской радиостанции Би-би-си, ожидало суровое наказание. В Англии по мере приближения дня «Д» были ужесточены меры безопасности. Гражданским лицам было запрещено посещение мест в районе Ла-Манша и побережья Северного моря.
Письма в страны Европы подвергались цензуре, что удлиняло сроки их доставки получателям. Бомбардировка Тем временем, согласно решению, принятому в Касабланке пятью месяцами ранее, начиная с июня 1943 г. Уничтожение стратегически важных промышленных центров и подрыв боевого духа немцев предваряли вторжение на континент. В конце марта 1944 г. Эйзенхауэр столкнулся с разногласиями по поводу приоритетных целей этих бомбардировок. Командующие бомбардировочной авиацией англичанин Артур Харрис и его американский коллега Карл Спаатц настаивали на продолжении операции «Пойнтблэнк».
Харрис свято верил в то, что способен одержать победу силами своих «ланкастеров», а это делало вторжение союзников в оккупированную Францию ненужным. Траффорд Ли-Мэллори, командующий авиационными соединениями операции «Оверлорд», настаивал на стратегических бомбардировках немецких транспортных узлов во Франции. Операция эта, под кодовым названием «Транспортировка», началась несколькими днями ранее. В месяцы, предшествовавшие вторжению, операция «Транспортировка» доказала свою эффективность. В результате 200 000 боевых вылетов было уничтожено или приведено в негодность большое количество немецких железных дорог и складов, мостов были уничтожены все мосты через Сену и Луару , электростанций, одна радиолокационная станция, сорваны приготовления к укреплению оборонительных сооружений. Увы, цель удалось достичь высокой ценой — 2000 самолетов союзников были сбиты, 12 000 летчиков погибли.
Тем не менее эти усилия в немалой степени способствовали успеху операции в Нормандии и последующих боевых действий в Европе. Впрочем, кроме погибших летчиков союзной авиации имелись и другие жертвы. В ходе этих налетов погибло около 15 000 французских и бельгийских граждан, почти 20 000 человек было ранено. Черчилль усомнился в правомерности столь огромного числа жертв среди тех, кого англичане и американцы намеревались освободить. Командующие английской авиацией были с ним не согласны. По их мнению, победа стоила того, чтобы заплатить за нее такую цену.
В противном случае потери в операции «Оверлорд» окажутся существенно выше предполагаемых. Черчилль, которого они не смогли убедить, обратился к Рузвельту. Американский президент, хотя и сожалел о «сопутствующих жертвах среди мирного населения», приказал продолжить авианалеты. Операция имела целью ослабить переброску немцами подкрепления к месту будущей операции «Оверлорд». Успех бомбардировок оказался настолько велик, что немецкое военное командование было вынуждено незамедлительно приступить к ремонту разрушенной сети железных дорог, используя для этого рабский труд насильно угнанных гражданских лиц и военнопленных. Свой вклад в приближение дня «Д» внесло также французское движение Сопротивления.
Его участники развернули диверсионную деятельность против немецких оккупационных властей и коллаборационистского правительства режима Виши. Риск поимки и ареста был велик. Пойманных патриотов ждали допросы и пытки в застенках гестапо. Учения По мере приближения дня «Д» боевая подготовка усилилась. Солдатам было сказано лишь то, что им полагалось знать: они определенно не имели понятия о том, когда и куда их отправят воевать. Их обучали садиться на десантные боты и высаживаться с них.
На побережье обрушился огонь семи линкоров, 18 крейсеров, 43 эсминцев, двух канонерских лодок и монитора с тяжелыми орудиями. Казалось, что после града тяжелых снарядов на берегу не останется ничего живого. Поддерживать первую волну десанта должны были специальные танки-амфибии Sherman, оснащенные водонепроницаемыми "юбками" и винтами. Однако волны заливали их, и они тонули. Почти половина танков-амфибий, которые должны были поддерживать высадку главных сил американцев на участке "Омаха", пошли ко дну, не добравшись до берега. В 06:30 началась высадка пехоты с десантных кораблей. Десант был сразу встречен шквалом огня. Немногие добравшиеся до берега танки-амфибии оказали неоценимую помощь высадившимся пехотинцам, расстреливая немецкие пулеметные гнезда. Сами танки вскоре попали под огонь противотанковых пушек бетонных ДОТов. Спасли положение эсминцы, которые приблизились вплотную к берегу.
Под их огнем пушечные ДОТы стали замолкать один за другим. Захват моста у Ремагена союзными войсками Хотя кризис первых минут на "Омахе" был преодолен, обстановка оставалась напряженной. Команды, которые должны были взорвать подводные ежи и пирамиды, понесли потери, и в системе заграждений удалось пробить лишь несколько узких коридоров. Вторая очередь десантных кораблей, подошедшая к берегу в прилив, с трудом обнаружила эти коридоры. Тем не менее, американцам удалось захватить плацдарм и начать выгрузку войск. Всего 6 июня на участке "Омаха" высадились 34 тыс. При этом о немедленном наступлении для расширения плацдарма не могло быть и речи. По официальным данным, потери американцев на этом участке высадки составили 694 убитых, 331 пропавшего без вести и 1 тыс. Современные подсчеты оценивают потери в 4 тыс. Однако не следует думать, что показанная в голливудском фильме "Спасти рядового Райана" мясорубка на "Омахе" была правилом для "Дня Д".
Высадка американцев на втором участке - "Юта" - прошла сравнительно гладко. Он был слабее укреплен немцами, т. Дополнительный участок был полезен для обеспечения фланга и соединения с воздушным десантом. На "Юте" оборонялось всего около роты немцев, и выехавшие из воды танки-амфибии быстро расстреляли пулеметные гнезда. В "День Д" на участке "Юта" высадилось около 23 тыс. Потери составили всего 197 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.