Увертюра (от фр. ouverture, вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение. В XIX веке увертюра становится самостоятельной оркестровой пьесой, в большей степени программной. Увертю́ра — развёрнутая пьеса, инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому. открытие, начало) - 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею.
Яркая увертюра
Увертюра (от фр. ouverture — вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом. Увертюра как жанр симфонической музыки получила распространение в эпоху романтизма и своим возникновением была обязана эволюции оперной увертюры — тенденции насыщения инструментального вступления тематизмом оперы. Некоторые композиторы пишут такие увертюры, которые длятся гораздо больше чем опера, поэтому такие увертюры стали самостоятельными, полноценными музыкальными произведениями, которые исполняются отдельно.
Информация
Она рассказывает зрителю о том, что его ждет впереди и окунает его в атмосферу самой симфонии. Это почти тоже самое, что музыка при первых титрах в киноленте. Ведь по вступительной музыке сразу же можно сказать о чем будет произведение, и какой характер оно носит. Самая первая увертюра зазвучала в пьесе «Орфей и Эвридика» написал итальянский композитор Монтеверди. Интересное звучание весьма пришлось по слуху всем французским композиторам, так как именно они продолжили использование увертюр в своих музыкальных творениях.
Вебера , « Летучему голландцу » или « Тангейзеру » Р. Вагнера [8]. При этом итальянские композиторы, как правило, отдавали предпочтение старому типу увертюры, порою до такой степени не связанной ни с музыкальным тематизмом, ни с сюжетом, что Дж Россини мог в одной своей опере использовать увертюру, сочинённую для другой, как это было, например, с « Севильским цирюльником » [9] [8]. Хотя и здесь бывали исключения, такие как увертюры к операм « Вильгельм Телль » Россини или « Сила судьбы » Дж.
Верди , с образцовым вагнеровским лейтмотивом [8]. Но уже во второй половине столетия в увертюре идею симфонического пересказа содержания оперы постепенно вытесняло стремление подготовить слушателя к её восприятию; даже Р. Вагнер в конце концов отказался от развёрнутой программной увертюры. На смену ей пришло более лаконичное и уже не основанное на сонатных принципах вступление, связанное, как, например, в « Лоэнгрине » Р. Вагнера или « Евгении Онегине » П. Чайковского , с образом лишь одного из персонажей оперы и выдержанное, соответственно, в одном характере [8]. Такие вступительные части, обычные в том числе и в операх Дж. Верди, уже и назывались не увертюрами, а вступлениями, интродукциями или прелюдиями.
Аналогичное явление наблюдалось и в балете, и в оперетте [8]. Если в конце XIX века с новой формой вступления ещё соперничали увертюры, выдержанные в сонатной форме, то в XX столетии последние встречались уже крайне редко [10].
Образ графа Эгмонта, созданный Гёте, отчасти художественный, отчасти исторический. Граф выступал против испанского владычества, был предан герцогом Альбой и казнён. В сюжете трагедии есть и любовная линия. Девушка Клерхен влюблена в Эгмонта, в неё же влюблен Бракенбург.
Мать Клерхен хочет выдать дочь за Бракенбурга. Когда Альба арестовывает Эгмонта, защищающего права народа, Клерхен, подобно шекспировской Джульетте, решает выпить яд, чтобы умереть с любимым. Увертюра быстро завоевала любовь зрителей и часто исполнялась, как самостоятельное музыкальное произведение. Бетховен сумел выразить в ней характерные для его творчества идеи: борьбы за свободу, героизм и надежду на светлое будущее. Образ порабощённого народа отражает медленное вступление. Контрастируют меду собой полновесные аккорды и интонации вздоха.
Обратимся к другому представителю Венской классической школы — Вольфгангу Амадею Моцарту. Значительное место в его творчестве занимают оперы. Задача увертюры к опере или балету — настроить зрителя на будущее действие на сцене, задать настроение. Увертюра исполняется при закрытом занавесе или затемнённых декорациях. Обычно в этот момент зрители заканчивают усаживаться на местах, вбегают последние опоздавшие, и спектакль начинается. Не нужно знать сюжет произведения и читать либретто, чтобы догадаться, что сейчас зрители окунутся в лёгкую комедию.
Сама музыка настраивает нас на нужный лад. Слово «либретто» также имеет два значения. Это либо словесный текст большого музыкально-вокального произведения, либо краткое изложение содержания оперы, балета.
Термин "увертюра" происходит от французского ouverture, означающего открытие, начало, вступление. Также увертюра означает самостоятельное инструментальное концертное произведение.
Оперная увертюра. Идея инструментального вступления оперы существовала с самого рождения этого жанра в начале 17-го века, первая опера "Эвредика" 1600 Якопо Пери начиналась с короткой инструментальной ритурнели. Клаудио Монтеверди в начале свого "Орфея" 1607 использовал токкату - фанфару для духовых инструментов. Однако в начале становления оперы более важным был пролог, который включал вокальный диалог, раскрывающий в аллегорической форме тему произведения. Как самостоятельная музыкальная форма так называемая французская увертюра впервые появилась в работах Жана-Батиста Люли, которые он сочинял для французского двора.
Он развил похожую двухчастную форму, которая называлась увертюра и использовалась во французских балетах ещё в 1640-х годах. Она состояла из медленного вступления, затем быстрая фуга и иногда добавлялось медленное заключение и часто следовала за серией танцевальных мелодий до поднятия занавеса и возвращалась после пролога. Этот отличительный стиль французской увертюры также использовался в английской опере, к примеру у Генри Персела в опере "Дидона и Эней" 1689 , и содержится в работах композиторов позднего Барокко, таких как И. Стиль чаще всего используется в прелюдии сюит и в непостановочных вокальных работах, например в начале хорала Баха "Nun komm, der Heiden Heiland". В Италии различные формы, которые назывались "увертюра", возникли в 1680-х годах и утвердились в операх Алессандро Скарлатти.
Обычная форма итальянского вида увертюры состоит из трёх частей: быстрая первая часть в основном ключе, короткая медленная вторая часть, последняя часть в танцевальных ритмах жиги или менуэта и возвращение к основной теме. К середине 18-го века оперная итальянская увертюра распространилась по всей Европе, практически полностью вытеснив французский стиль.
Закажите проект и монтаж экономичной системы вентиляции по цене ниже рыночной на 20%
Здесь нужно сделать одну оговорку. Читатель помнит, что было сказано о первой увертюре — Монтеверди к его «Орфею»: там фанфары призывали слушателя к вниманию. Здесь два первых аккорда формально, казалось бы, играют ту же роль так, кстати, считал А. Улыбышев, страстный почитатель Моцарта, автор первого обстоятельного исследования его творчества. Но это толкование в корне неверно. В увертюре Моцарта вступительные аккорды — та же музыка, которая сопровождает роковое появление Каменного гостя в последней сцене оперы. Декорации к опере В. Моцарта «Дон Джованни» «Дон Жуан» в Гранд-опера Таким образом, весь первый раздел увертюры — это картина развязки оперы в некоем поэтическом предвидении.
В сущности, это гениальная художественная находка Моцарта, которая впоследствии, еще и с легкой руки Вебера в увертюре к его «Оберону» , стала художественным достоянием многих других композиторов. Эти тридцать тактов вступления к увертюре написаны в ре миноре. Для Моцарта это трагическая тональность. Здесь заявляют о себе сверхъестественные силы. Это всего лишь два аккорда. Но какая потрясающая энергия заключена в многозначительных паузах и в не имеющем себе равных эффекте синкоп, следующих за каждым аккордом! Аберт, крупнейший знаток Моцарта.
Но эти аккорды проходят, увертюра разражается солнечным мажором и теперь звучит необычайно живо, как и должна звучать увертюра к dramma giocoso итал. Эта увертюра не только гениальное музыкальное произведение, это гениальное драматургическое творение! Вебер Сцена из оперы «Оберон» К. Мюнхенская опера. Так, вступительный мягкий зов рога — это мелодия, которую герой сам исполняет на своем волшебном роге. Быстро спускающиеся аккорды у деревянных духовых используются в опере для того, чтобы нарисовать фон или атмосферу сказочного царства; взволнованные поднимающиеся ввысь скрипки, открывающие быстрый раздел увертюры, используются для сопровождения бегства влюбленных на корабль мы, к сожалению, не можем здесь подробно излагать весь сюжет оперы. Чудесная, похожая на молитвенную мелодия, исполняемая сначала кларнетом соло, а затем струнными, превращается действительно в молитву героя, в то время как триумфальная тема, исполняемая сначала спокойно, а затем в радостном fortissimo, вновь появляется в качестве кульминации грандиозной арии сопрано — «Океан, ты могущественный монстр».
Так Вебер в увертюре обозревает основные музыкальные образы оперы. Сцена из оперы «Фиделио» Л. Австрийский театр. Первая — она была сочинена прежде остальных и исполнялась на премьере оперы в 1805 г. Другая увертюра была сочинена для постановки оперы в марте 1806 г. Именно она была несколько упрощена для планировавшейся, но так и не осуществленной постановки оперы в Праге в том же году. Рукопись этого варианта увертюры была потеряна и найдена в 1832 г.
Третья увертюра, написанная для исполнения оперы в 1814 г. Именно она в наши дни обычно исполняется перед первым действием и более, чем все остальные, соответствует ему.
Порядка, во-первых, в этикетном смысле, но и в смысле более возвышенном тоже: она - средство разграничить будничное человеческое время и время музыкального действа. Вот только что это была просто толпа, случайный набор более или менее нарядных людей. Раз - и все они уже зрители и слушатели. Но этот самый момент перехода успел и помимо всякой музыки обрасти ритуальными предисловиями - гаснущий свет, чинный выход дирижера и так далее,- которые во времена Фридриха II были просто-напросто немыслимы.
Сегодняшнему слушателю важнее не все эти то ритуальные, то идеологические соображения, а исполнительская сторона дела. Увертюра - визитная карточка дирижерской трактовки той или иной оперы: у нас есть возможность именно в эти первые минуты, пока певцы еще не появились на сцене, попробовать понять, как дирижер воспринимает композитора, эпоху, эстетику, какие подходы к ним он старается найти. Этого бывает достаточно для того, чтобы ощутить, насколько огромные перемены происходили и продолжают происходить в нашем восприятии музыки. Даже притом что увертюры Глюка или Моцарта сами по себе величина постоянная, разница между тем, как они звучали у Фуртвенглера в начале 1940-х и у современных дирижеров,- внушительное доказательство того, что существование оперных партитур в культурном и вкусовом поле оказывается не закостеневшим фактом, а живым процессом. Увертюра с церемонией. При ликующе-торжественном духе она проста и даже архаична: по сути, это трижды повторенная фанфара, какими тогда сопровождались церемониальные события так композитор хотел приветствовать своего главного зрителя - герцога Винченцо Гонзага.
Увертюра с трагизмом. Увертюра с барабанами. Это пространная сонатная композиция с типичными россиниевскими беззаботностью, мелодической привязчивостью и огненными крещендо, но открывается она оглушительно-эффектным маршем с участием двух военных барабанов. Увертюра с атональностью. Но дело не в трансгрессии, а в почти физическом ощущении великого томления, глубинного, но неутолимого желания, которое создается в результате. Увертюра Это статья о музыкальном термине.
О стихотворении Северянина см. Во времена Моцарта традиция изменилась, и увертюра стала полноправной частью композиции. Многие композиторы использовали в увертюре мелодии из оперы, для которой увертюра писалась. Рихард Вагнер и Иоганн Штраус-младший делали свои увертюры программными, то есть передавали в них, вкратце, сюжет последующего драматического действия. Ссылки Синонимы : Смотреть что такое "Увертюра" в других словарях: увертюра - ы, ж. Незанятое противником пространство; промежуток, проход.
Кавалерия правого крыла имеет быть постирована от Флемгудена к Швартенбергу и Кронсгагену, дабы она у Кварнбека через увертуру… … Исторический словарь галлицизмов русского языка - фр. Симфония, служащая началом или как бы введением в оперу или балет. Словарь иностранных слов , вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету. Небольшое музыкальное произведение для оркестра.
Концертная увертюра. Толковый словарь Ушакова. Сверхурочная работа. Крутить увертюру работать сверхурочно. В 19 20 вв. Оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму.
Оперная у. Одночастное музыкальное произведение обычно относящееся к программной музыке. Толковый словарь Ожегова. И … Толковый словарь Ожегова Жен. Толковый словарь Даля. Фильм балет.
Балетная феерия на темы зарождения стихий в начале времен. Жанры: Overtures; For orchestra; Scores featuring the orchestra.
Однако, с развитием музыкального искусства и академической музыки, увертюры приобрели более сложную структуру и музыкальное содержание. Расширились не только их мелодические и гармонические девайсы, но и форма композиций. И это позволило композиторам использовать увертюры не только как предварительное произведение, но и как самостоятельное музыкальное творение.
В XIX веке увертюры начали играть важную роль и стали самостоятельными композициями, не связанными с оперой или балетом. Романтические композиторы, такие как Бетховен, Мендельсон, Берлиоз и другие, использовали увертюры как вступление к оркестровым концертам или как отдельные симфонические произведения.
Подобный тип увертюры особенно часто встречался в музыке Ж. Итальянская увертюра состояла из иного последования частей и строилась по схеме: быстро — медленно — быстро. Тип французской увертюры использован в оркестровых сюитах И. Баха характерно, что сюиты Бах именует — по названию первых частей — увертюрами.
Роль увертюры в классической музыке
- Увертюра. Что такое увертюра? Сообщение на тему увертюра
- Преддверие – вот что такое увертюра
- Свежие записи
- Значение слова «Увертюра» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др. -
Увертюра: определение и значение
- Увертюры: что это значит и как они используются в музыке
- Майкапар Александр | Музыкальные жанры. Увертюра | Журнал «Искусство» № 6/2009
- Увертюра в музыке: определение и применение
- Музыкальные жанры. Увертюра
- Значение слова УВЕРТЮРА в Словаре музыкальных терминов
- Толковый словарь Ушакова
Увертюра в музыке: определение и применение
Некоторые из увертюр настолько узнаваемы сами по себе, что, я не сомневаюсь, многие из вас легко напоют увертюру к опере «Кармен» или к балету «Лебединое озеро» ского. 2. Одночастное музыкальное произведение (обычно относящееся к программной музыке). Увертюра (от фр. ouverture, вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — театрального спектакля, оперы, оперетты, балета, кинофильма и т. п.
Краткий словарь музыкальных терминов ХОР.by
Известные композиторы, которые написали знаменитые увертюры, включают Моцарта, Бетховена и Россини. Увертюры также стали популярными в концертном репертуаре и часто исполняются оркестрами как самостоятельные музыкальные произведения. Увертюра в опере В истории оперы увертюры играют важную роль. В барокко и классическом периодах оперы обычно начинались с увертюры, которая состояла из нескольких частей. Это было связано с тем, что оперы в эпоху барокко и классицизма были длинными спектаклями и увертюра служила не только для создания настроения, но и для подготовки зрителей к тому, что будет происходить на сцене. Со временем увертюра в опере стала более самостоятельной и часто стала исполняться отдельно от оперного спектакля. Так, многие увертюры стали популярными концертными произведениями, которые исполнялись на концертах и фестивалях. Некоторые увертюры, например, увертюры к операм Вагнера или Верди, стали известными произведениями самостоятельно и исполнялись отдельно от оперных постановок. Увертюра в опере может иметь различные формы.
Она может быть сонатной, вариационной, симфонической и т. Форма увертюры зависит от композитора и его творческого замысла. Важно отметить, что увертюра должна отражать основные музыкальные темы и идеи оперы и создавать настроение, характерное для данного произведения. Увертюра в опере — это музыкальное произведение, которое играет важную роль в создании общей атмосферы и настроения оперного спектакля. Она помогает зрителям войти в мир оперного искусства и готовится к тому, что увидят и услышат на сцене.
Она как будто распахивает дверь в предстоящий музыкальный спектакль, подготавливает слушателя к основным драматическим событиям, создает определенный настрой мыслей и эмоций. Увертюра может отражать характер оперы.
Так, блистательное вступление Россини к «Севильскому цирюльнику» заряжает искрометной легкостью и весельем.
Увертюра часто сопровождалась серией танцевальных мелодий перед поднятием занавеса и часто исполнялась и после пролога, чтобы предварить собственно действие. Так в опере Люлли «Тесей» увертюра начинает и завершает пролог оперы. Какую роль увертюра играет в опере? Увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию. Что является началом оперы? Увертюра — инструментальное вступление, музыка, звучащая, по замыслу композитора, перед поднятием занавеса.
Впредь в придворном театре должны звучать только оперы с увертюрой одного-единственного рода — "итальянской увертюрой" — такое предписание издал в 1745 году Фридрих II, король Пруссии. Какие есть жанры в музыке?
Глюка, которое способствовало эволюции увертюры. На протяжении его творчества все более укрепляется связь увертюры с самой оперой, например в опере «Ифигения в Авлиде» увертюра имеет тематическую связь с оперой и структурно к ней примыкает, будучи незавершенной. А в «Ифигении в Тавриде» увертюра подготавливает драму, не являясь ее «пересказом». Со временем намечается тенденция сближения увертюры с оперой не только в драматургическом, но и в интонационно-тематическом плане. В результате увертюра становится воплощением основного конфликта оперы с помощью использованного в ней материала из сцен оперы. А сама опера приобретает ценнейшие качества инструментальной музыки, и оркестр уже не является лишь «фоном», а получает важнейшую роль, отражая сценическую ситуацию в психологическом контексте, выражая чувства героев.
Оперные увертюры Моцарта От творчества Глюка лежит путь к «блестящим образцам» увертюр В. Моцарта, хотя здесь трудно найти прототипы. Моцарт обладал совершенно иной творческой индивидуальностью, опираясь в своем творчестве на традиции сразу нескольких различных оперных школ. Поэтому в его увертюрах нашли соединение и итальянские, и немецкие, и французские традиции, которые образовали новый пласт увертюрных форм и законов музыкально-тематического развития. Три вершинных этапа оперного творчества Моцарта — «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» и «Волшебная флейта» — имеют совершенно разные по строению и смысловому назначению увертюры. Но в любой из них в центре внимания находится человеческая личность, которую Моцарт раскрывает как лирик и одновременно как драматург. Опера «Свадьба Фигаро» предваряется увертюрой, построенной целиком на самостоятельном, не связанном с оперой материале.
Увертюра в современном искусстве
- Похожие слова
- Увертюра. Что такое увертюра? Сообщение на тему увертюра - Мир фактов
- Действия для выбранных медиафайлов
- ТОП-10 увертюр опер и балетов: jozhik — LiveJournal
- Введите определение
ТОП-10 увертюр опер и балетов
Эти тридцать тактов вступления к увертюре написаны в ре миноре. Для Моцарта это трагическая тональность. Здесь заявляют о себе сверхъестественные силы. Это всего лишь два аккорда. Но какая потрясающая энергия заключена в многозначительных паузах и в не имеющем себе равных эффекте синкоп, следующих за каждым аккордом! Аберт, крупнейший знаток Моцарта. Но эти аккорды проходят, увертюра разражается солнечным мажором и теперь звучит необычайно живо, как и должна звучать увертюра к dramma giocoso итал. Эта увертюра не только гениальное музыкальное произведение, это гениальное драматургическое творение! Вебер Сцена из оперы «Оберон» К. Мюнхенская опера.
Так, вступительный мягкий зов рога — это мелодия, которую герой сам исполняет на своем волшебном роге. Быстро спускающиеся аккорды у деревянных духовых используются в опере для того, чтобы нарисовать фон или атмосферу сказочного царства; взволнованные поднимающиеся ввысь скрипки, открывающие быстрый раздел увертюры, используются для сопровождения бегства влюбленных на корабль мы, к сожалению, не можем здесь подробно излагать весь сюжет оперы. Чудесная, похожая на молитвенную мелодия, исполняемая сначала кларнетом соло, а затем струнными, превращается действительно в молитву героя, в то время как триумфальная тема, исполняемая сначала спокойно, а затем в радостном fortissimo, вновь появляется в качестве кульминации грандиозной арии сопрано — «Океан, ты могущественный монстр». Так Вебер в увертюре обозревает основные музыкальные образы оперы. Сцена из оперы «Фиделио» Л. Австрийский театр. Первая — она была сочинена прежде остальных и исполнялась на премьере оперы в 1805 г. Другая увертюра была сочинена для постановки оперы в марте 1806 г. Именно она была несколько упрощена для планировавшейся, но так и не осуществленной постановки оперы в Праге в том же году.
Рукопись этого варианта увертюры была потеряна и найдена в 1832 г. Третья увертюра, написанная для исполнения оперы в 1814 г. Именно она в наши дни обычно исполняется перед первым действием и более, чем все остальные, соответствует ему. Она часто исполняется между двумя сценами второго действия. Многим критикам предвосхищение в ней музыкальных и драматических эффектов, которые имеются в следующей за нею сцене, кажется художественным просчетом композитора. Но сама по себе эта увертюра столь сильна, столь драматична, столь действенна благодаря призыву трубы за сценой повторенному, конечно, в опере , что не нуждается ни в каких сценических действиях, чтобы передать музыкальное послание оперы. Мендельсон Трудно удержаться, чтобы не привести рассуждения другого гениального композитора — Ф. Листа — об этой увертюре, предваряющей среди других номеров цикла знаменитый «Свадебный марш». Аккорды духовых в начале и в конце — точно веки, которые тихо смыкаются над глазами засыпающего и потом тихо раскрываются при пробуждении, а между этим опусканием и поднятием век целый мир сновидений, в котором элементы, страстный, фантастический и комический, мастерски выраженные каждый порознь, встречаются и переплетаются между собою в самых искусных контрастах и в самом изящном сочетании линий.
Талант Мендельсона как нельзя счастливее сроднился с веселой, шутливой, очаровательной и чарующей атмосферой этого роскошного шекспировского создания». Комментарии переводчика статьи, выдающегося русского композитора и музыканта А. Серова: «Чего бы, казалось, требовать от музыки в отношении картинности, как, например, увертюра к «Сну в летнюю ночь», где кроме общей волшебно-капризной атмосферы так живо вырисованы все главные стороны сюжета?
Она тоже связана по духу со строгим порядком двора Людовика XIV , но стала необычайно популярной во всей Европе - даже там, где французскую оперную музыку в целом встречали в штыки.
Соперничество этих двух увертюр на самом деле очень показательно. Увертюра итальянская ее, как правило, называли sinfonia в оперном контексте жила подольше, но куда важнее совсем другая ее жизнь - ее превращение в последней трети века из оперной увертюры в самостоятельное произведение , из sinfonia в симфонию. А с чем осталась опера? Опера в лице Глюка и его современников меж тем задумывалась о том, что хорошо бы увертюре быть тематически и эмоционально, органически связанной с материалом самой драмы; что не стоит поступать, как прежде - когда по одной и той же схеме склепанные вступления писались к операм любого содержания.
И так появились одночастные увертюры в сонатной форме , так появились невиданные прежде цитаты из тематического материала самой оперы. Отход от жестких схем сделал XIX век столетием знаменитых увертюр. Будучи для оперы своего рода рамой, функционально увертюра воплощает идею порядка - потому король Пруссии и был так к ней внимателен. Порядка, во-первых, в этикетном смысле, но и в смысле более возвышенном тоже: она - средство разграничить будничное человеческое время и время музыкального действа.
Вот только что это была просто толпа, случайный набор более или менее нарядных людей. Раз - и все они уже зрители и слушатели. Но этот самый момент перехода успел и помимо всякой музыки обрасти ритуальными предисловиями - гаснущий свет, чинный выход дирижера и так далее,- которые во времена Фридриха II были просто-напросто немыслимы. Сегодняшнему слушателю важнее не все эти то ритуальные, то идеологические соображения, а исполнительская сторона дела.
Увертюра - визитная карточка дирижерской трактовки той или иной оперы: у нас есть возможность именно в эти первые минуты, пока певцы еще не появились на сцене, попробовать понять, как дирижер воспринимает композитора, эпоху, эстетику, какие подходы к ним он старается найти. Этого бывает достаточно для того, чтобы ощутить, насколько огромные перемены происходили и продолжают происходить в нашем восприятии музыки. Даже притом что увертюры Глюка или Моцарта сами по себе величина постоянная, разница между тем, как они звучали у Фуртвенглера в начале 1940-х и у современных дирижеров,- внушительное доказательство того, что существование оперных партитур в культурном и вкусовом поле оказывается не закостеневшим фактом, а живым процессом. Увертюра с церемонией.
При ликующе-торжественном духе она проста и даже архаична: по сути, это трижды повторенная фанфара, какими тогда сопровождались церемониальные события так композитор хотел приветствовать своего главного зрителя - герцога Винченцо Гонзага. Увертюра с трагизмом. Увертюра с барабанами. Это пространная сонатная композиция с типичными россиниевскими беззаботностью, мелодической привязчивостью и огненными крещендо, но открывается она оглушительно-эффектным маршем с участием двух военных барабанов.
Увертюра с атональностью. Но дело не в трансгрессии, а в почти физическом ощущении великого томления, глубинного, но неутолимого желания, которое создается в результате. Увертюра Это статья о музыкальном термине. О стихотворении Северянина см.
Во времена Моцарта традиция изменилась, и увертюра стала полноправной частью композиции. Многие композиторы использовали в увертюре мелодии из оперы, для которой увертюра писалась. Рихард Вагнер и Иоганн Штраус-младший делали свои увертюры программными, то есть передавали в них, вкратце, сюжет последующего драматического действия. Ссылки Синонимы : Смотреть что такое "Увертюра" в других словарях: увертюра - ы, ж.
Незанятое противником пространство; промежуток, проход. Кавалерия правого крыла имеет быть постирована от Флемгудена к Швартенбергу и Кронсгагену, дабы она у Кварнбека через увертуру… … Исторический словарь галлицизмов русского языка - фр. Симфония, служащая началом или как бы введением в оперу или балет. Словарь иностранных слов , вошедших в состав русского языка.
Чудинов А. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра.
Толковый словарь Ушакова. Сверхурочная работа. Крутить увертюру работать сверхурочно. В 19 20 вв.
Оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму.
Начальный этап, предваряющая часть чего-л. Небольшое музыкальное произведение для оркестра.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона увертюра от ouvrir — открывать — музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы или концерта. Форма У. Старейшая У.
Это — род интродукции, которую Монтеверде приписал к своей опере "Орфей". Отличаясь простейшей формой, эта У. На некоторое развитие формы У.
Форма так называемой французской У.
Современные тенденции в использовании увертюры Одной из современных тенденций в использовании увертюры является ее применение в киноиндустрии. Многочисленные фильмы используют увертюры в своих саундтреках, чтобы подготовить зрителей к загадочности и интриге предстоящего произведения. Такие увертюры часто написаны в духе классической музыки, но имеют современное звучание благодаря использованию современных инструментов и электроники. Другая актуальная тенденция — использование увертюры в музыкальных спектаклях и мюзиклах. Увертюра здесь служит своеобразным предисловием, в котором зрители знакомятся с основными мотивами и темой спектакля. Она помогает создать нужное настроение и подготовить зрителей к предстоящему музыкальному путешествию. И наконец, не стоит забывать о классической музыке, где увертюра по-прежнему занимает важное место.
Современные композиторы пишут увертюры в симфонические концерты, оперы и оркестровые произведения, привнося в них свежий взгляд и современные музыкальные техники. Примеры использования увертюры в современной музыке: 1. Саундтреки к фильмам «Звездные войны», «Гарри Поттер» и «Иллюзия обмана» содержат увертюры, которые подчеркивают масштабность и эпичность произведений. Мюзикл «Призрак Оперы» начинается с увертюры, которая включает все главные темы произведения и создает загадочную атмосферу. Композитор Джон Адамс в своем произведении «Гармониейр лейк овертюра» сочетает классический стиль с современными звуками электроники, создавая уникальное звучание. Разновидности увертюр Что касается разновидностей увертюр, то их существует несколько: 1. Увертюра-сюита — это разновидность увертюры, которая представляет собой цикл из нескольких сцен или действий. Она объединяет различные эпизоды произведения, создавая цельную композицию.
Увертюра военная — это увертюра, написанная в военной манере.
Музыка. 6 класс
Что такое увертюра Все любители классической музыки и симфонических произведений прекрасно знают, что такое увертюра. Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям. Увертюра – это музыкальное произведение, представляющее собой симфоническое открытие к опере, балету или инструментальному концерту. В увертюре Моцарта вступительные аккорды та же музыка, которая сопровождает роковое появление Каменного гостя в последней сцене оперы.
Увертюры: что это значит и как они используются в музыке
Увертюра часто сопровождалась серией танцевальных мелодий перед поднятием занавеса и часто исполнялась и после пролога, чтобы предварить собственно действие. Так в опере Люлли «Тесей» увертюра начинает и завершает пролог оперы. Какую роль увертюра играет в опере? Увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию. Что является началом оперы? Увертюра — инструментальное вступление, музыка, звучащая, по замыслу композитора, перед поднятием занавеса. Впредь в придворном театре должны звучать только оперы с увертюрой одного-единственного рода — "итальянской увертюрой" — такое предписание издал в 1745 году Фридрих II, король Пруссии. Какие есть жанры в музыке?
Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Оркестровая пьеса, являющаяся вступлением к опере, балету, драме, кинофильму и т. Начальный этап, предваряющая часть чего-либо.
Первый взмах дирижёрской палочки и, привлекая внимание зрителей, начинает звучать музыка — это своеобразное предисловие к спектаклю, которое называется увертюрой. Она играет весьма важную роль, так как заранее подготавливает зрителей к действию, которое далее будет происходить на подмостках сцены. Что такое увертюра Увертюра. Данный термин, имеющий французское происхождение и в переводе означающий «открытие», в нынешнее время имеет два значения. Во-первых - это оркестровые пьесы, которые открывают какой-либо музыкальный спектакль: оперу , балет, оперетту , мюзикл, а в иных случаях драматическую театральную постановку или кинофильм. Ещё при опущенном занавесе «увертюра» с первых звуков задаёт соответствующий эмоциональный тон, то есть концентрирует внимание зрителя, настраивает его на идейный смысл произведения и подготавливает к предстоящему на сцене действию. К тому же, композиторы иногда «увертюрой» называют вступления к произведениям таких крупных вокально-инструментальных жанров, как кантата и оратория, а также вводную часть к инструментальным сочинениям, написанным в форме сюиты. Второе значение слова «увертюра» заключается в обозначении жанра симфонической музыки, а именно самодостаточного одночастного концертного произведения, как правило, написанного в сонатной форме. Большая часть таких концертных «увертюр» делятся на два вида: программная и праздничная. Программы композиций первого вида либо создаются самим автором, либо отражают сюжет того или иного литературного произведения. Праздничные «увертюры», как правило, посвящаются памятным и торжественным датам. Популярные увертюры Джоаккино Россини. Увертюра к опере «Севильский цирюльник». Это одна из самых известных увертюр композитора. Она написана в репризной контрастной трёхчастной форме, с неторопливым вступлением, за которым следует задорный по характеру первый раздел, а далее лирический средний эпизод. Необходимо отметить, что музыка данной увертюры не связанна ни с сюжетом оперы «Севильский цирюльник» , ни с тематическим материалом этого музыкального спектакля. Вольфганг Амадей Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Для своего времени эта увертюра являлась поистине уникальной. Её музыка, написанная в сонатной форме без разработки, передаёт неудержимую радость и стремительную смену событий, происходящие в тот «безумный день», о котором рассказал драматург Пьер Бомарше и вместе с ним великий Моцарт. Людвиг ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Данное произведение входит в перечень самых известных сочинений композитора. В нём в полной силе не только передан замысел знаменитой драмы великого Гёте, но и посредством музыкальных звуков так отображена свобода духа и воля к победе, что эта композиция стала актуальной на все времена. Михаил Иванович Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Искромётная музыка этой поистине выдающейся композиции буквально с первых звуков заставляет слушателей окунуться в сказочную атмосферу.
Одновременно происходит четкое разделение увертюры в сонатной форме и симфонии, это видно у Вольфганга Амадея Моцарта в зингшпиле "Похищение из сераля" и незаконченной "Обманутый жених". Последняя увертюра Моцарта к опере "Волшебная флейта" 1791 , предворяет модель увертюры 19-го века, которую установит Джоаккино Россини, с торжественным открытием и медленным, тяжелым введением, ведущим к весёлой основной теме. В работах Бетховена ещё больше увеличился разрыв между формой и стилем увертюры и симфонии. В начале девятнадцатого века Дж. Россини разработал и усовершенствовал форму увертюры, в первую очередь для итальянской оперы-буффа, и заслужил репутацию грандмастера увертюры. Конечной точкой развития этого стиля стала опера "Вильгельм Телль" 1829 , ознаменовавшая конец классической эпохи в опере и послужившая моделью романтической увертюры 19-го века с революционными четырьмя частями, достигающей эффекта мини-симфонии. Чайковского "1812" и Оффенбаха "Орфей в преисподней". Уветрюра к опере "Вильгельм Телль" Дж. Россини В середине 19-го века получили распространение увертюры в форме попурри на основе главных мелодий, звучащих в основном произведении, с этой задачей мог справиться даже не композитор, а опытный оркестратор. Концертная увертюра. Хотя к концу восемнадцатого века оперные увертюры уже начали исполняться в качестве отдельных произведений в концертном зале, концертная увертюра, предназначенная специально для исполнения на концерте и в целом основанная на некоторых литературных темах, начала появляться в начале романтического периода. Уже у Л. Бетховена увертюра складывается как самостоятельный жанр инструментальной программной музыки, предшествующий симфонической поэме. Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И.
Что такое увертюра? презентация
Увертюра Увертюра (от фр. ouverture, вступление) в музыке — инструментальная (как правило, оркестровая) Термин «увертюра» утвердился во второй половине XVII века во Франции. Подобный тип героико-драм. программной увертюры Бетховен закрепил в музыке к драмам ("Кориолан", "Эгмонт"). Другой вид самостоятельных выступлений в опере — музыкальные антракты, то есть музыка, исполняемая оркестром между действиями и служащая вступлением к сценическому действию, то есть «увертюра местного значения» антракты к 4-ому акту «Руслана и Людмилы». Таким образом, увертюры являются важным элементом классической музыки, который помогает создать и подчеркнуть атмосферу и контекст музыкального произведения, а также вызвать эмоциональные реакции у слушателей. 2. Одночастное музыкальное произведение (обычно относящееся к программной музыке).