Радиоспектакль "Бесприданница" — по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского (1823 — 1886).
История создания пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».
При этом он не мог быть им ровней в силу материальной бедности. По тем временам сюжет был весьма новаторским. Тем не менее, во время написания пьесы Островский сместил акценты и решил сделать главной героиней пьесы Ларису Огудалову. Карандышев остался все тем же мелким чиновником. Однако автор решил добавить персонажу отрицательных качеств. Теперь он становится бесчувственным и загордившимся человеком. Брак с Ларисой для Карандышева превращается в повод похвастаться перед окружающими. Потому герой не пользуется уважением окружающих и самого автора. Основа для сюжета — реальная история Пьеса создавалась на основе реальных событий. Во время создания произведения Островский занимал пост уездного судьи и занимался делом чиновника Ивана Коновалова, убившего свою жену.
Бытует мнение, что эта трагедия и стала основой «Бесприданницы». При этом достоверно неизвестно, имеют ли герои пьесы прототипов. Вполне вероятно, это собирательные образы. Островский всегда выбирал для своих произведений злободневные темы. В его работе фигурируют предприимчивые купцы, мать, которая пытается торговать дочерью, мелкий чиновник, страдающий от своего бессилия. При этом главной героиней пьесы стала молодая девушка, которая мечтает о большой любви и обеспеченной жизни. Персонажи произведения предстают в ярко описанной мещанской обстановке и сталкиваются с различными жизненными проблемами.
Так и выстилает, так и выстилает. Ты говоришь, выстилает? Шибче «Самолета» бежит, так и меряет. Они идут-с. Вожеватов Ивану. Так ты скажи, как приставать станут. Слушаю-с… Чай, из пушки выпалят. У них тут свои баржи серед Волги на якоре. Так на барже пушка есть. Когда Сергея Сергеича встречают или провожают, так всегда палят. Взглянув в сторону за кофейную. Вон и коляска за ними едет-с, извозчицкая, Чиркова-с! Видно, дали знать Чиркову, что приедут. Сам хозяин, Чирков, на козлах. Да почем ты знаешь, что за ними? Четыре иноходца в ряд, помилуйте, за ними. Для кого же Чирков такую четверню сберет! Ведь это ужасти смотреть… как львы… все четыре на трензелях! А сбруя-то, сбруя-то! И цыган с Чирковым на козлах сидит, в парадном казакине, ремнем перетянут так, что, того и гляди, переломится. Это за ними-с.
Сняли один раз, перешли к сцене с Вожеватовым: — Вася, что мне делать? Я погибаю... Едва начав, я поняла—провалилась, все кончено! Протазанов сказал: — Ну что ж, будем репетировать, — и муки мои продолжались. Полуживая от волнения и стыда, я безмолвно шевелила губами — голос пропал. Оператор М. Магидсон не выдержал: «Да говори ж ты, наконец! Теперь зрители смеялись, уже не стесняясь. Протазанов приблизился ко мне — я сжалась.
Да, «Ласточку». А что? Резво бегает, сильный пароход. Да вот обманул Сергей Сергеич, не приехал. Вы их с «Самолетом» ждали, а они, может, на своем приедут, на «Ласточке». Василий Данилыч, да вон еще пароход бежит сверху. Мало ль их по Волге бегает. Это Сергей Сергеич едут. Ты думаешь? Да похоже, что они-с… Кожухи-то на «Ласточке» больно приметны. Разберешь ты кожухи за семь верст! За десять разобрать можно-с… Да и ходко идет, сейчас видно, что с хозяином. А далеко? Из-за острова вышел. Так и выстилает, так и выстилает. Ты говоришь, выстилает? Шибче «Самолета» бежит, так и меряет. Они идут-с. Вожеватов Ивану. Так ты скажи, как приставать станут. Слушаю-с… Чай, из пушки выпалят.
Смысл пьесы «Бесприданница» Александра Николаевича Островского
Встречал, да не встретил. Я вчера от Сергея Сергеича Паратова телеграмму получил. Я у него пароход покупаю. Не «Ласточку» ли, Василий Данилыч? Да, «Ласточку».
А что? Резво бегает, сильный пароход. Да вот обманул Сергей Сергеич, не приехал. Вы их с «Самолетом» ждали, а они, может, на своем приедут, на «Ласточке».
Василий Данилыч, да вон еще пароход бежит сверху. Мало ль их по Волге бегает. Это Сергей Сергеич едут. Ты думаешь?
Да похоже, что они-с… Кожухи-то на «Ласточке» больно приметны. Разберешь ты кожухи за семь верст! За десять разобрать можно-с… Да и ходко идет, сейчас видно, что с хозяином. А далеко?
Из-за острова вышел. Так и выстилает, так и выстилает. Ты говоришь, выстилает? Шибче «Самолета» бежит, так и меряет.
История создания и особенности композиционного построения пьесы Великий русский драматург А. Островский поведал своему читателю печальную судьбу молодой женщины. Автор талантливо и реалистично раскрыл образ Ларисы Огудаловой, а также окружающий её мир, состоящий из разнохарактерных личностей.
Красивая, но бедная героиня столкнулась с циничностью потомственных купцов Вожеватова и Кнурова, с жестокостью и безнравственностью лже ухажера Паратова, с жадностью собственной матушки, с мелочностью и ограниченностью ревнивого Карандышева. Показанная с театральной сцены пьеса вызвала бурю негодования в зрительском зале и отзывах критиков. Заслуженного признания труд Александра Островского достиг лишь после смерти своего автора.
Довольно резкие оценки произведения театралов и читателей того времени объяснялись новаторскими приёмами его создателя, которые были не поняты и не приняты общественностью. Лариса Огудалова выходит замуж без любви за господина Карандышева, так как находится в печальном положении невесты без приданного. Неожиданно в город нагрянул господин Паратов, молодой человек, ухаживавший за главной героиней год назад и пропавший без объяснения причин.
Лариса всё ещё влюблена в своего бывшего поклонника, в чём признаётся ему при случае. Он же подло скрывает то, что намерен совсем скоро жениться на другой девушке. Паратов зовёт Ларису на ночную прогулку по реке Волге.
Девушка ждёт, что любимый сделает ей предложение, но вместо этого он признаётся, что обручён. Честь Ларисы потеряна, а сердце разбито. Когда появляется Карандышев, она отказывает ему.
В приступе ревности отвергнутый жених стреляет в девушку. Умирая, Лариса забирает пистолет, что бы все вокруг решили, что произошло самоубийство, и умирает. Главные герои и их характеристика: Лариса Дмитриевна — центральный персонаж пьесы.
Необычайно красивая молодая женщина, но, к сожалению, из бедной семьи. По натуре своей она горда и умна. Лариса существует, словно «поверх быта», мимо суеты и повседневности, страстей, присущих обывателям.
Её тонкая душа стремится в «тихий уголок»: приветливый лес, деревню, куда-нибудь за Волгу. Девушка постоянно чувствует себя одинокой. Ею восхищаются, её желают, но никто не задавался вопросом, что у Ларисы творится в душе.
Героиня влюблена в Паратова, с ним она ассоциирует возможность жить иначе, вырваться из удушающего плена её безрадостных будней. Любимые пропадает и девушка, согласившись стать супругой Карандышева, который ничего кроме неприязни в ней не вызывает, становится ужасно несчастлива.
Пьеса написана о любви и деньгах. История героини Ларисы Огудаловой — девушки впечатлительной, искренней, правдивой и романтичной — вошла в картину нравов и быта города. Она — бесприданница, бедная, безденежная невеста. В душе ее птицей бьется мечта о красивой, благородной, честной, тихой жизни, и она всей душой тянется к идеалу.
Случилось это 17 сентября 1896 года — во многом благодаря популярной актрисе тех лет Вере Комиссаржевской. В то время «Бесприданница», что называется, «пылилась на полке». Никто из театральных режиссеров не спешил вновь обращаться к когда-то провалившейся пьесе. Но Комиссаржевской очень хотелось сыграть Ларису. Говорили, что она даже прибегала к шантажу: «Либо вы даете мне роль Ларисы, либо я ухожу из театра! И после того, как занавес на сцене опустится, у «Бесприданницы» появятся две эпохи: до Комиссаржевской в роли Ларисы и после. Комиссаржевская увидела в Ларисе не «хорошенькую мещаночку, ведущую бесшабашную жизнь в материнском доме», а девушку, глубоко чувствующую и прекрасно понимающую всю нелепость своего положения. На сцене Лариса была показана трагически-обреченной, в ее голосе ощущалась безысходность. А когда утихла мелодия романса «Не искушай меня без нужды», в зале царила абсолютная тишина, публика боялась пошевелится.
Тот день стал новым рождением пьесы. Билеты в театр после этого было невозможно достать. С тех пор «Бесприданница» ставилась более тридцати раз. В советское время она пользовалась популярностью благодаря выдвижению на первый план социального аспекта драмы. И это угнетение со стороны владеющих капиталом демонстрировалось как неотъемлемая порочность царского режима. Болгарская актриса Петя Герганова в роли Ларисы На сцену Малого театра в Москве, где была показана премьера, пьеса вернулась уже в послевоенное время постановкой Константина Зубова.
Александр Островский: Бесприданница
Написанную в XIX веке, Островский считал «Бесприданницу» одним из наиболее удачных своих созданий. Александр Островский». Книга Бесприданница доступна в 14 форматах Doc, Docx, RTF, TXT, ODT, PDF, DjVu, FB2, HTML, JAVA, ePub, LIT, Mobi, PDB (для телефона, планшета, компьютера и ридера для электронных книг). «Бесприда́нница» — пьеса Александра Николаевича Островского. Работа над ней продолжалась в течение четырёх лет — с 1874 по 1878 год.
Краткое содержание «Бесприданница» Островский А. Н.
Островского «Бесприданница». Пьесу «Бесприданница» А. Островский рассматривал как остродинамичное произведение, не имеющее себе равных в его творчестве. Творил ее автор в течение 4 лет с 1874 по 1878 год. Очевидный пример основной мысли, показанный автором народу о том, что общество подчиняется богатству, и владельцы больших капиталов распоряжаются долями людей, которые от них зависят, большинству не понравилась. История создания произведения Будучи служителем Фемиды в Кинешемском уезде Островский принимал участие во всевозможных знаменитых тяжбах и был отлично ознакомлен со сводными отчетами криминальных преступлений начала семидесятых годов девятнадцатого века. Это и обеспечивало его литературными идеями для творчества.
Бытует мнение, что прототипом событий, происходящих в художественном произведении, послужила трагедия гибели молоденькой представительницы слабого пола, убитой собственным мужем, Коноваловым Иваном, коренным жителем Кинешемского уезда. Работу над пьесой автор начинает в одиннадцатом месяце 1874 года и растягивает ее сочинение на 4 года, синхронно трудясь над рядом сочинений. За время работы над «Бесприданницей» из-под пера автора выходит 7 творений.
Лариса Дмитриевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно. Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием. Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.
Тема — Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене. Жанр — Пьеса. Социально-психологическая драма.
Островского «Щелыково». Из письма А. Александр Николаевич Островский. Цит по: Шамбинаго С. Москва, 1937. Особенно высоко была оценена игра Савиной. Так она подходит к средствам этой симпатичной актрисы». Письма Островского к жене М. Новые материалы и исследования. Москва, 1974. Программка спектакля Александринского театра 19 сентября 1896 г. Из фондов Александринского театра. Несмотря на полный актёрский ансамбль, в сезон 1878-79 годов пьеса ставилась в репертуар Александринского театра крайне редко, а потом о ней и вовсе забыли. Возвращение «Бесприданницы» Островского на подмостки связано с именем великой актрисы Веры Фёдоровны Комиссаржевской: 17 сентября 1896 года она впервые выступила в роли Ларисы на сцене Александринского театра. Об ее игре А. Амфитеатров восторженно писал: «Если бы Комиссаржевская ничего, кроме Ларисы Огудаловой, не сыграла, то и тогда ее имя осталось бы незабвенным в русском искусстве, ибо роль эта была в ее исполнении не только великим артистическим откровением, но и знамением общественного настроения. Комиссаржевская играла Ларису не талантом даже, но кровью сердца своего и поднялась в ней на такую высоту скорби, которая доступна только крыльям гения». Амфитеатров А. Маски Мельпомены. Москва, 1911. Гайдебуров П. Санкт-Петербург, 1911. Комиссаржевская заменила романс «Не искушай меня без нужды», указанный в пьесе, на более современный — «Нет, не любил он... Это был перевод М. Медведева итальянского произведения композитора А. Гуэрчиа на стихи Е. Вставить в старую пьесу музыкальный материал, более близкий зрителям, но не искажающий общий замысел пьесы — смелое сценическое решение для того времени. Долгов Н. Альбом Солнца России. Санкт-Петербург, 1915. Комиссаржевская в роли Ларисы в спектакле Александринского театра. Именно Комиссаржевская по-настоящему открыла роль Ларисы, и после этой постановки «Бесприданница» становится одной из самых популярных пьес в репертуаре русского театра и часто ставится как на столичной, так и на провинциальной сцене. Афиша спектакля «Бесприданница», показанного 21 июля 1879 г. Афиша литературного вечера 20 марта 1894 г. Ермоловой на сцене Городского театра г. Афиша спектакля «Бесприданница», показанного 8 мая 1903 г. Антрепризой С. Сабурова и А. Кручинина на сцене Николаевского театра г. Афиша со спектаклем «Бесприданница», показанного 12 сентября 1879 г. Афиша со спектаклем «Бесприданница», показанного 6 января 1879 г. Афиша спектакля «Бесприданница», показанного 1 августа 1909 г. Товариществом драматических артистов на сцене театра Городского сада г. Афиша со спектаклем «Бесприданница», показанного 7 февраля 1879 г. Товариществом драматических артистов Н.
БЕСПРИДАННИЦА
Обложка книги 1С Аудиокниги Бесприданница. Пьеса "Бесприданница" принадлежит к числу лучших произвдений выдающегося русского драматурга А. В этой статье представлена история создания пьесы "Бесприданница" Островского. Написанную в XIX веке, Островский считал «Бесприданницу» одним из наиболее удачных своих созданий. Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной. Направо (от актеров) — вход в кофейную, налево — деревья; в глубине низкая чугунная. Если задуматься, «Бесприданница» — это русский вариант знаменитой книги Гюстава Флобера «Мадам Бовари», героиня которой тоже оказалась слишком страстной, слишком романтичной и импульсивной для этого мира. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу одним из громких дел, всколыхнувшим весь уезд — им стало убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены[1].
Островский Александр - Бесприданница
Евгений Марчелли многое вытравил из первоисточника, но нелюбовь как принцип жизни в спектакль все же перенес. Время действия «БЕСприданницы» — условная современность, хотя в ней от нулевых куда больше. Герои одеты кто во что горазд: брючные костюмы, роскошные платья и перья в волосах, сапоги-заколенники, туфли, купальники, парики. Пестрая эклектика костюмов контрастирует с серым пространством: похожие на бетонные стены гигантские блоки наслаиваются друг на друга, образуя холодный безжизненный фон. Ни в нем, ни за ним не угадываются волжские просторы — здесь установился придавленный безвоздушный мир. И все же спектакль кажется тихим. Не сразу замечаешь причину парадоксального впечатления: оказывается, здесь совсем нет музыки и никаких звуков, кроме голосов и чавканья. Действие начинается и заканчивается сценой, где герои едят.
Такова их суть — поглощать, пожирать, плотоядно причмокивая.
Социально-психологическая драма. Композиция — Для произведения, состоящего из четырех актов, характерна линейная композиция. Первый акт — экспозиция и заявка приезд Паратова , второй акт — развитие сюжета сильная любовь Ларисы к Паратову, ради которой она готова на большие жертвы , третий акт — кульминация обед у Карандышева , четвертый акт — развязка смерть Ларисы. Первый акт-описание жизни Ларисы и ее семьи, приезд Паратова; во втором акте происходит развитие событий Лариса все больше убеждается, что ее личное счастье возможно только с Паратовым, и ради него готова пожертвовать многим ; третий акт — кульминация обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову ; четвертый акт — развязка гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто, так или иначе, виновен в ее гибели.
Долговременное создание драмы было накаленным и усердным. Установлено, что по задумке автора, пьеса должна была состоять из трех действий. Театральные постановки пьесы После публикации театральные труппы в Петербурге и в Москве приступили к репетициям, чтобы продемонстрировать пьесу критикам и зрителям. Премьера драмы состоялась через 10 дней. Без сомнений ясно, что за такой короткий срок режиссер и актеры не смогли внятно понять творение автора, которое им было поручено представить на суд публике. Актеры и режиссеры оказались неспособными ни понять интригу произведения, ни постичь многосложность отличительных свойств и особенностей героев и отношений, которые их связывают. Режиссеры все огрубили, упростили, не «схватив» главной проблемы драмы и ее художественного воплощения, не сумев приблизиться к сущности умысла. Первое представление пьесы оказалось неудачным и вызвало погромную критику ценителей сценического искусства. В конце 90-х годов XIX века, спустя десятилетие после кончины автора, пьеса наконец-то получила должное признание.
Произошло это вследствие того, что исполнительница Вера Комиссаржевская, исполнившая главную героиню Ларису Огудалову, пользовалась у поклонников немалой известностью и безупречной репутацией.
Уязвленный поведением человека, ниже его ранга, и посягнувший на его девушку, Сергей Сергеевич мстит неучтивому жениху на ужине. Он вместе с друзьями подпаивает Юлия Капитоныча и уезжают, забрав Ларису Дмитриевну с ее согласия на теплоход развлекаться. Обесчестив Ларису, Паратов остается довольным, что он добился, наконец, этой девушки, и в то же время отомстил Карандышеву. Лариса, пытается найти утешение у Васи, но тот, оставляет ее с Вожеватовым, ведь несколько минут он проиграл ее Мокию Пармёнычу. Кнуров предлагает стать его любовницей, и она в ужасе понимает, что сделала глупость. Никому она не нужна. Ею просто потешались и выбросили как ненужную куклу.
Лариса Дмитриевна хочет покончить жизнь самоубийством, но появляется Карандышев, успешно добравшийся до теплохода. Он просит Ларису не делать поспешных действий, и, говорит, что он все простил и сделает так, что все забудут о случившемся. Репутация ее будет сохранена. Но девушка, измученная такой жизнью, не соглашается на такие условия. Озлобленный, Карандышев убивает ее.
Александр Островский — Бесприданница
Александр Николаевич Островский. Бесприданница. (Драма в четырех действиях). Александр Николаевич Островский. Бесприданница. (Драма в четырех действиях). Прочесть полностью текст произведения Александр Островский «Бесприданница» по главам онлайн Скачать книгу в формате FB2 PDF EPUB бесплатно Распечатать текст. Бесприданницы-то и находят женихов тов.
Краткое содержание по действиям пьесы А. Островского «Бесприданница»
Александр Николаевич Островский Бесприданница читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на Драма, исторический фильм, экранизация. Режиссер: Яков Протазанов. В ролях: Нина Алисова, Ольга Пыжова, Анатолий Кторов и др. Экранизация одноименной пьесы А.Н. Островского(восстановлен в 1970). Слушать Бесприданница, читает: Артисты театра и кино. Написанную в XIX веке, Островский считал «Бесприданницу» одним из наиболее удачных своих созданий. Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Бесприданница», автора Островский А.Н. Язык книги: «Русский». Бесприданницы-то и находят женихов хороших.