При этом действительность дефолта не зависит от согласия или несогласия с ним со стороны Республики Беларусь и каких-либо возражений со стороны Белоруссии». «Если не удастся договориться с Москвой о рефинансировании, то на горизонте двух лет возможен дефолт Белоруссии по госдолгу», – прогнозирует Иосуб. В Беларуси произошел дефолт по внешнему долгу. К такому выводу пришло международное рейтинговое агентство Moody’s. В документе также говорится, что дефолт республики стал результатом невыполнения Советом министров и Нацбанком страны своих обязательств по погашению указанных выше. Международное рейтинговое агентство Moody's сообщило 14 июля, что Белоруссия допустила дефолт по внешнему долгу страны.
В Белоруссии дефолт. Moody's заявило о неуплате внешнего долга
Сообщается, что частичное решение по проведению расчетов с владельцами еврооблигаций уже содержится в совместном решении Правительства и Национального банка Республики Беларусь от 6 апреля 2022 г. Постановления Совмина, Нацбанка от 28. Вместе с тем, как отмечает Минфин, в постоянно меняющихся внешнеполитических условиях достаточно сложно учесть все «подводные камни» усиливающейся санкционной политики Запада и оперативно закрепить новые правила работы для гарантированного доведения платежей конечным владельцам.
Однако, если санкциями заморозят резервы Нацбанка, он мало что сможет контролировать», — резюмировал экономист. К следующей новости.
Она аналогична неспособности платежного агента и других участников иностранного соглашения своевременно завершить бюджетные переводы всем держателям еврооблигаций. В целом, кредитный рейтинг используется суверенными фондами, пенсионными фондами и другими инвесторами для оценки кредитоспособности Беларуси, что оказывает большое влияние на стоимость заимствований страны.
Это значит, что ставка по таким обязательствам меняется параллельно с подвижками в рыночной конъюнктуре. Оценить влияние рыночной конъюнктуры можно по котировкам белорусских евробондов. Такие котировки означают, что покупатели не согласны покупать наши евробонды на вторичном рынке без скидки от номинала. Выход Минфина на рынок евробондов сейчас практически заблокирован. Из этого следует, что властям нужно где-то быстро найти 1—1,2 млрд USD для погашения госдолга в 2020 году. Высшие должностные лица говорили о реструктуризации госдолга в конце января 2015 года. Тогда президент ошибочно назвал рефинансирование реструктуризацией, что вызвало обвальное падение котировок белорусских евробондов. По словам Крутого, пока обсуждаются только кредитные линии международных финансовых организаций Всемирного банка, ЕБРР и ЕИБ , а «евробондов эта тема вообще не касается». Интересно, что Крутой не назвал в перечне международных финансовых организаций Евразийский фонд стабилизации и развития ЕФСР.
Насколько реальна угроза от недовольных держателей белорусских евробондов?
В соответствии с арбитражным регламентом LCIA 2020 год сторона судебного процесса может быть представлена любым юристом, которому она доверяет в том числе российским. Российские стороны вправе привлекать и иностранных юристов для участия в процессах LCIA. Это предусмотрено Генеральной лицензией, выпущенной Казначейством Соединенного Королевства Великобритания и Северной Ирландии в 2022 году. Каковы шансы держателей облигаций на успех в случае обращения в LCIA? Дефолт Беларуси по ее еврооблигациям очевиден. Более того, своими действиями и изданными нормативными актами Беларуси фактически признала дефолт по бондам. Поэтому возможные аргументы эмитента о надлежащем исполнении обязательств по еврооблигациям представляются неубедительными и противоречащими действиям правительства страны. В силу доктрины эстоппеля эти аргументы должны быть отклонены составом арбитража.
Возможная ссылка Беларуси на ее государственный иммунитет от требований держателей еврооблигаций также неубедительна, поскольку в пунктах 17 d условий выпуска бондов Беларусью для всех выпусков эта страна прямо и недвусмысленно отказалась от государственного иммунитета в отношении законных требований держателей еврооблигаций в любой юрисдикции. Но этот аргумент не выдерживает критики: в сентябре 2023 года Министерство финансов республики представило альтернативную схему выплат по своим бондам. Она предполагала выплаты через российский Национальный расчетный депозитарий, договор с ним подписали осенью 2023 года. Но обязательства Беларусь по еврооблигациям через альтернативный механизм до сих пор не были погашены. Исходя из всего вышеуказанного, иск инвесторов к Беларуси с очень высокой вероятностью будет удовлетворен арбитрами LCIA. В таком случае держатели дефолтных бондов Беларуси получат решение о взыскании с государства задолженности по еврооблигациям включая невыплаченный купонный доход и, вероятно, убытков, вызванных нарушением обязательств по бондам. Продолжительность подобных процессов в LCIA с момента подачи иска до вынесения решения составляет около года с момента формирования состава арбитража.
Если LCIA вынесет решение в пользу держателей бондов, как его исполнить? Как только российские инвесторы получат решение LCIA о взыскании с Беларуси задолженности по бондам, то первая развилка будет такова: захочет ли страна исполнить это решение добровольно? Во-первых, не исключено, что Беларуси исполнит решение добровольно, поскольку неисполнение международного арбитражного решения считается «плохим тоном» и сильно вредит репутации государства как партнера, заслуживающего доверия иностранных инвесторов. Во-вторых, ранее отдельные частные инвесторы уже получали решения международных арбитражей против Беларуси, и, судя по публичным источникам, она добровольно их исполняла. Если же Беларусь откажется исполнять решение LCIA, то инвесторы смогут требовать признания и принудительного исполнения этого решения во всех 172 странах включая саму Белоруссию и Россию , которые участвуют в Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 год. Для сравнения: в ООН состоит 193 государства-члена. Процедура принудительного приведения в исполнение арбитражного решения LCIA займет от шести месяцев до года, в зависимости от страны, в которой истцы испрашивают такое признание и исполнение.
В мировой практике имеются примеры успешного получения от государств-должников денег как в судебном, так и во внесудебном порядке. Например, в 2008 году Аргентина объявила дефолт по собственным облигациям на сумму порядка 100 млрд долларов и предложила альтернативный вариант обмена дефолтных бумаг на новые. Многие инвесторы не согласились с таким подходом и обратились в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Речь идет о деле Ambiente Ufficio and others v. Беларусь своими действиями закрыла себе доступ к финансированию После официального подтверждения дефолта Беларуси по еврооблигациям в решении LCIA кредитные рейтинги Республики Беларусь по всему миру будут отозваны или изменены на дефолтные. Это сделает невозможным выпуск новых гособлигаций. Высока вероятность и существенного понижения кредитных рейтингов белорусских госкомпаний и фирм с существенным участием этой страны.
Тогда таким организациям будет сложно получить доступ к международному рынку капиталов. Однако уже сейчас в результате действий Беларуси для нее фактически закрыт российский рынок частных капиталов. Помимо отзыва кредитных рейтингов российскими кредитными агентствами, доверие российских инвесторов к республике как к надежному заемщику подорвано.
В заявлении агентства говорится, что ситуацию понимают, но дефолт в случившемся все равно видят. В то же время агентство считает выплаты в рублях дефолтом: «Согласно нашим рейтинговым определениям, мы также можем считать, что произошел дефолт, если платеж не произведен в валюте, предусмотренной условиями обязательства, и мы считаем, что инвестор не согласился на альтернативный платеж». Если проценты или основная сумма по другим евробондов не будет выплачена в соответствии с их первоначальными условиями, то по ним тоже будет признан дефолт.
Инвесторы считают, что обновлённый механизм "дискриминирует" владельцев ценных бумаг. Недовольные держатели облигаций намерены обратиться в третейский суд Лондона, если Белоруссия не рассчитается по обязательствам. Ранее Лайф писал, что в 2022 году Минск принял решение погашать долговые обязательства по евробондам в национальной валюте.
В соответствии с этой документацией платеж не был произведен после истечения льготного периода. Рейтинг странового потолка остался на уровне «B-». Fitch 7 июля в связи с выплатой купона по евробондам Belarus-27 в белорусских рублях понизило РДЭ Беларуси в инвалюте до «C» с «CCC» и предупредило, что если платежи по этому выпуску не будут произведены в соответствии с первоначальными условиями к 13 июля, то будет считать это дефолтом и понизит РДЭ Беларуси до «RD» ограниченный дефолт , а рейтинг этого выпуска еврооблигаций - до «D». Белорусский Минфин назвал такое решение провокацией. При этом агентство предупредило: «рейтинги в иностранной валюте остаются в рейтинге CreditWatch с «негативным» прогнозом, что указывает на то, что мы можем понизить их до «SD» преддефолтный уровень - ИФ , если купонная выплата по еврооблигациям с погашением в 2027 году не будет произведена в долларах к концу 30-дневной отсрочки ориентировочно конец июля - ИФ , указанной в условиях облигаций».
Fitch подтверждает ограниченный дефолт Беларуси
Это больше некий имиджевый шаг со стороны западных агентств. Видимо, они хотят показать, что белорусская экономика недееспособна. Это политический шаг для того, чтобы экономическое сотрудничество между западными странами и компаниями с Белоруссией минимизировалось. Сложно говорить о том, насколько эти оценки повлияют на рекомендации каких-то международных организаций или банков. Но, наверное, повлияют.
В конце июня белорусское правительство приняло решение, что долговые обязательства по еврооблигациям страна будет выполнять в белорусских рублях на счет в Беларусбанке. Речь шла о евробондах с погашением в 2026 и 2036 годах. Ранее агентство Bloomberg объявило, что в России впервые после 1918 года произошел дефолт по суверенным долговым обязательствам в иностранной валюте. В ночь на 27 июня истек льготный период для выплаты около 100 миллионов долларов просроченных платежей по гособлигациям.
Кроме того, Беларусь не погасила основной долг по выпуску бондов Belarus-2023 общим номиналом 800 млн долларов: полное погашение по этому выпуску должно было состояться 28 февраля 2023 года. В публичных источниках нет сведений о том, что на текущий момент большинство держателей еврооблигаций выпуска Belarus-2023 российских, белорусских и из других стран получили выплаты купонов и основного долга. Следовательно, возникли основания для признания дефолта Белоруссии по бондам всех выпусков на основании пунктов 8 а «Условий облигаций». В ноябре 2023 года российское агентство АКРА отозвало рейтинг Беларуси, хотя и не констатировало дефолта по какому-либо из выпусков. Правда, АКРА все еще сохраняет рейтинг BBB— для выпуска облигаций Беларусь-08 со сроком погашения 2 апреля 2026 года и объемом эмиссии 10 млрд российских рублей. Это означает умеренный уровень кредитоспособности. Однако очевидно, что на фоне кросс-дефолта такой рейтинг уже недостоверен. Рейтинг эмитента — важный показатель при принятии решений о приобретении или продаже ценных бумаг, поэтому его недостоверность может причинить убытки инвесторам, которые ориентировались на такой рейтинг. Признала ли сама Беларусь дефолт В дату погашения выпуска еврооблигаций Belarus-2023 Министерство финансов Республики Беларусь сообщило, что средства для погашения этих бондов в полном объеме зачислены на отдельный банковский счет, открытый в «АСБ Беларусбанк», а кредиторы смогут получить выплаты согласно регламенту на тот момент еще разрабатывался. Однако Беларусь предложила фактически дискриминационный механизм погашения еврооблигаций: выплаты будут проводиться только в BYN и в адрес тех инвесторов, которые купили ценные бумаги до 6 сентября 2022 года. Еще одно условие для получения выплат — владелец бондов должен обеспечить перевод еврооблигаций на счет Минфина республики в депозитарии-нерезиденте. Беларусь, как эмитент, могла заменить регистратора, финансового, платежного и трансфертного агентов по еврооблигациям. Такая возможность предусмотрена, в частности, разделом 12 «Собрание держателей облигаций; изменение» «Условий облигаций» всех выпусков. Для этого Беларусь должна созвать собрание держателей еврооблигаций и вынести на голосование вопрос замены регистратора, финансового, платежного и трансфертного агентов. Раздел 12 «Условий облигаций» всех выпусков предусматривает и возможность замены конвертации еврооблигаций в другие обязательства или ценные бумаги эмитента или любого другого лица. Во время арбитражного разбирательства может возникнуть вопрос, какие действия Республика Беларусь предприняла для минимизации убытков инвесторов. Насколько мы можем судить по публичным источникам, Беларусь не пыталась созвать собрание держателей еврооблигаций для поиска возможностей погашения еврооблигаций и соблюдения прав и интересов инвесторов. Таким образом, при разбирательстве может быть установлено, что Беларусь поспособствовала наступлению дефолта. Вместо осуществления действий, направленных на защиту интересов держателей бондов, страна предложила дискриминационный механизм погашения бондов, нарушающий права и интересы инвесторов, как указано выше. При этом, например, Россия, ограниченная намного более жесткими международными санкциями, в полном объеме исполнила обязательства перед резидентами РФ — держателями суверенных облигаций РФ, срок погашения по которым наступил после февраля 2022 года еврооблигации: RUS-22, 4. То есть Беларусь де-факто сама признала дефолт по своим бондам. Для потенциального третейского разбирательства даже неважно, признала ли Белоруссия дефолт. Достаточно, чтобы его прямо признали международные рейтинговые агентства и косвенно — российское. Правила здесь иные: если Беларусь несогласна с тем, что наступил дефолт по выпущенным ею бондам, то она может обратиться в LCIA с иском о признании дефолта несостоявшимся. Пока Беларусь этого не сделала, дефолт считается действительным. Какое значение имеет признание дефолта Факт дефолта влечет за собой возникновение у держателей бондов права на подачу иска к Беларусь. Участники финансовых рынков и корпоративные держатели бондов могут и, если они действуют осмотрительно, обязаны отразить в своей бухгалтерской отчетности статус бондов как дефолтных. Что касается фондовых бирж, бонды выпуска Беларусь-08 допущены к листингу на Санкт-Петербургской валютной бирже во втором котировальном списке. Участники рынка, в том числе частные неквалифицированные инвесторы, ориентируясь на рейтинг АКРА и допуск к листингу на российской фондовой бирже, могут понести значительные убытки при инвестировании в государственный долг Беларуси. Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть, говоря о значении и последствиях дефолта, такой: влечет ли дефолт за собой кросс-дефолт по другим обязательствам Белоруссии? Влечет ли дефолт за собой кросс-дефолт Да, влечет. Как указано выше, Беларусь не выплатила основную сумму долга по выпуску Belarus-2023 общим номиналом 800 млн долларов, а еще купонов по выпускам Belarus-2023, Belarus-2026, Belarus-2027, Belarus-2030 и Belarus-2031.
Поручение по разработке детального порядка проведения расчетов с владельцами еврооблигаций уже содержится в совместном решении Правительства и Национального банка, подчеркнули в Минфине. В конце июня министр финансов Юрий Селиверстов заявил, что в феврале Беларусь произвела выплату купона в долларах по еврооблигациям со сроком погашения в 2027 году. Однако позднее Минфин получил обращения от держателей ценных бумаг, которые пожаловались, что средства до них не дошли, хотя они и были перечислены платежному агенту Citibank N. A который позже и вовсе отказался работать с белорусскими евробондами , предположительно из-за санкций Запада. В связи с этим было принято совместное постановление Совмина и Нацбанка, которое позволило Минфину выполнять обязательства на счет в «Беларусбанке» в рублях. Также был предложен вариант конвертации ценных бумаг. Говоря о возможном признании дефолта, Селиверстов заявил, что оснований для него нет.
Агентство Moody’s объявило о дефолте Беларуси
Группа инвесторов направила Минску уведомление о дефолте по пяти выпускам еврооблигаций. — Дефолт Республики Беларусь по указанным выше еврооблигациям стал результатом невыполнения Советом министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики. По его мнению, вопрос дефолта может встать перед страной, когда актуализируются проблемы с текущем счетом: это может произойти в феврале-мае 2023 года, когда предстоит однократная. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Беларуси в иностранной валюте до «RD» (ограниченный дефолт) с «C».
В Белоруссии дефолт. Moody's заявило о неуплате внешнего долга
Министр финансов Беларуси: «Дефолт не будет большой проблемой» — Блог Гродно s13 | Международное рейтинговое агентство Moody's заявило, что Белоруссия допустила дефолт по внешнему долгу. |
S&P «понимает ситуацию», но объявило дефолт по белорусским евробондам | Факт дефолта влечет за собой возникновение у держателей бондов права на подачу иска к Белоруссии. |
Беларусь объявила недефолт. Власти считают, что нет причин для паники | Владельцы ценных бумаг, выпущенных Белоруссией, под названием «евробонды» адресовали Минску сообщение о его возможном дефолте. |
Беларусь погасила внешний долг в национальной валюте. Moody's заявляет о дефолте | S&P 6 мая снизило долгосрочный рейтинг Беларуси в инвалюте до «СС», посчитав неизбежным дефолт. |
Беларусь допустила дефолт по внешним долговым обязательствам | В конце июня правительство РБ приняло решение, что долговые обязательства по еврооблигациям страна будет выполнять в белорусских рублях на счет в Беларусбанке. |
Moody's: У Белоруссии случился дефолт по внешним долгам
Теперь же белорусский Минфин уведомлен о дефолте страны на сумму всех облигационных займов на внешних рынках капитала – это 3,25 млрд долл. 7 марта агентство Fitch понизило кредитный рейтинг Беларуси до уровня ССС, что означает довольно высокую вероятность дефолта. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings снова подтвердило долгосрочный рейтинг Беларуси в иностранной валюте на уровне "RD" (ограниченный дефолт).
Владельцы евробондов в Белоруссии объявили о дефолте
Видимо, они хотят показать, что белорусская экономика недееспособна. Это политический шаг для того, чтобы экономическое сотрудничество между западными странами и компаниями с Белоруссией минимизировалось. Сложно говорить о том, насколько эти оценки повлияют на рекомендации каких-то международных организаций или банков. Но, наверное, повлияют.
Опять же, для белорусской экономики это не будем чем-то фатальным.
Объясняем, что это значит для обычных белорусов. Долговая нагрузка на экономику будет несколько выше, чем в 2019-м 6,372 млрд USD , но ниже, чем в 2018 году 7,199 млрд USD. В общем, нагрузка вполне себе на уровне прошлого года. Чем же тогда вызвано заявление первого вице-премьера о том, что государство «рассматривает возможность реструктуризации части внешнего долга»? Дело в том, что подавляющая часть госдолга Беларуси номинирована в валюте. Следовательно, когда происходит девальвация белорусского рубля к иностранным валютам, в Беларуси значительно ухудшается соотношение госдолга и ВВП. Мы уже проходили это после кризиса 2014—2015 гг. Последняя статистика по госдолгу доступна на 1 февраля. С высокой вероятностью ВВП Беларуси сократится в 1-м квартале.
При этом российский Минфин утверждает, что обязательства были исполнены в полном объеме. Ответственность за то, что выплаты не дошли до держателей, там возложили на международные расчетно-клиринговые системы.
В правительстве Беларуси подчеркнули, что вынуждены выплачивать внешние долги в национальной валюте, поскольку платёжные агенты и иные участники международной расчетно-клиринговой системы не могут гарантировать полноту и своевременность перечисления средств всем держателям еврооблигаций. Читайте также:.
Министр финансов Беларуси: «Дефолт не будет большой проблемой»
Ряд владельцев госбондов Белоруссии направил Минску уведомление о дефолте. Минфин ответил на обвинения в дефолте агентству Moody’s. Рейтинговое агентство Fitch присвоило в 2022 году Белоруссии статус «ограниченный дефолт».
Бонд, да не тот: борьба за белорусские еврооблигации
Напомним, правительство Беларуси еще в конце июня приняло решение о выплате долговых обязательств по еврооблигациям в белорусских рублях на счет в Беларусбанке. Стоит отметить, что в России ситуация складывалась подобным образом. Там Путин подписал указ о выплате валютного госдолга в российских рублях.
Они также потребовали от правительства Белоруссии и Национального Банка расчета по всем обязательствам. Если эти условия не будут выполнены, инвесторы пригрозили направить иск в Лондонский международный третейский суд, передает издание. Президент России Владимир Путин утвердил временный порядок исполнения долговых обязательств РФ по еврооблигациям как перед резидентами, так и перед иностранными кредиторами.
Верующие со всей планеты ожидают схождения Благодатного огня в Иерусалиме. В чем суть события, какие поверия существуют, и откуда берется Благодатный огонь, расскажет редакция «Радио 1». Откуда берется Благодатный огонь Согласно церковному преданию, первым свидетелем божественного чуда стал апостол Петр. Именно он, узнав о воскрешении своего наставника, отправился к гробнице Спасителя и увидел отблески пламени неизвестного происхождения, которые озарили Гроб Господня. С тех пор, чтобы стать свидетелем чуда, в Иерусалим пребывают паломники и верующие. Схождение Благодатного огня 2024: когда Событие ежегодно происходит накануне великого праздника Пасхи. В 2024 году церковное торжество приходится на 5 мая, значит схождение Благодатного огня произойдет 4 мая. Чтобы стать свидетелями чуда, в столицу Израиля прибывают тысячи паломников, которые передают лампады со священным пламенем и развозят в разные уголки мира. Вербное воскресенье 2024: История и традиции праздника Где происходит схождение Благодатного огня Церемония схождения Благодатного огня всегда проходит в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где расположен Гроб Господень.
Однако по последним данным ЕАБР, в 2022-м страна, наоборот, существенно улучшила показатели по обслуживанию кредитных обязательств. Так, за 2022 год валовой внешний долг сократился на 2,2 млрд. Динамику долга, по информации аналитиков ЕАБР, определило сокращение внешних обязательств предприятий и банковского сектора на 1,8 и 0,7 млрд.