Тверское восстание 1327 года стало следствием недовольства населения Руси гнётом монгольского ига. В конце лета [1327 г.] явился в Твери Ханский Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами грабителей.
6 причин антиордынского восстания в Твери
Антиордынское восстание в Твери, подавленное московским князем Иваном Калитой | Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. |
Антиордынское восстание в Твери: история и последствия | Каковы причины антиордынского восстания в городе Твери против Чолхана, когда и как подавили бунт тверичей, и какими были его последствия – узнаем обо всем детально. |
Антиордынское восстание в Твери: история и причины
первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. В 1327 г. в Твери вспыхнуло антиордынское восстание. Восстание в Твери 1327 года: причины и повод к восстанию в Твери, основные этапы восстания и его последствя.
Антиордынское восстание в твери год
восстание в Твери (1327). Поиск. Смотреть позже. Восстание в Ростове в 1289 году произошло в период междоусобной борьбы русских князей, ориентировавшихся на разные силы в Орде. Видео:восстание в Твери 1327 Скачать Причины восстания Антиордынское восстание в Твери было вызвано несколькими причинами, которые оказали значительное влияние на настроения и население города. Тверское восстание 1327 года Борьба Москвы и Твери за лидерство над Северной Русью проходила на фоне усиления Литовского княжества. Антиордынское восстание в Твери в 1327 году и как тверское восстание обернулось пользой для Москвы. Во время антиордынского восстания в Твери при правлении князя Ивана Калиты были предприняты ряд мер для подавления мятежников и восстановления порядка в городе.
Даты по истории
Восстание в Твери 1327 года | ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное москвичами и татарами. |
Бунт Твери против Орды | Антиордынское восстание в Твери. Предпосылки Тверского восстания. |
Подавление антиордынского восстания в Твери при каком князе? | Восстание в Ростове в 1289 году произошло в период междоусобной борьбы русских князей, ориентировавшихся на разные силы в Орде. |
Антиордынское восстание в Твери | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов | ВОССТАНИЕ 1327 в Твери, первое массовое вооруж. выступление против ордынского ига на Руси. |
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. | Антиордынского Восстания в Твери в 1327 г. Восстание в Твери 1327 Чолхан. |
Антиордынское восстание в Твери в 1327 году и как тверское восстание обернулось пользой для Москвы
Антиордынское восстание в Твери было результатом накопленной недовольства населения во время правления Ярослава Халифа IV. Каковы причины антиордынского восстания в городе Твери против Чолхана, когда и как подавили бунт тверичей, и какими были его последствия – узнаем обо всем детально. Тверское восстание 1327 года Борьба Москвы и Твери за лидерство над Северной Русью проходила на фоне усиления Литовского княжества. Антиордынское восстание в Твери. Предпосылки Тверского восстания.
685 лет назад в Твери произошло одно из самых крупных на Руси восстаний против татар
15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло восстание, поводом для которого стало ограбление татарами некоего дьякона Дюдько, у которого они захотели отнять дородную кобылу. В 1327 г. в Твери вспыхнуло антиордынское восстание. Восстание в Твери 1327 года: причины и повод к восстанию в Твери, основные этапы восстания и его последствя. 15 августа 1327 года вспыхнуло восстание, которое началось с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. Тверь и Москва стали соперничать между собой за титул "столицы" бывшей Киевской Руси, ставшей частью Улуча Джучи.
Накануне Куликовской битвы - русские против русских, Тверь и Москва (кое-что о прошлом)
В Москве Юрия оплакали. Его в Московской земле любили, он защищал свое княжество, расширил его. Юрия лично отпевал митрополит Пётр, вызвал новгородского архиепископа, ростовского, рязанского и тверского епископов. К этому времени Москва уже фактически стала резиденцией митрополита. Тем временем в Орде было грозное затишье. Узбек возил за своей ставкой тверского князя аж 10 месяцев. Всё прикидывал, что с ним делать. Думал, вдруг ещё пригодится? Смотрел на поведение Литвы. Наконец вердикт был вынесен.
Вместе с ним казнили князя Александра Новосильского — то ли был другом и сообщником Дмитрия, то ли за другую вину. Выбор пал на Александра. Узбек полагал, что тот после гибели отца и брата будет выслуживаться особенно рьяно. Кроме того, у него появился план разместить сильный ордынский отряд в Тверской земле, вблизи литовских границ. При угрозе на юге, где были размещены основные ордынские войска, этот отряд вместе с русскими дружинами должен был нанести сильный удар по литовским тылам. Положение Александра с самого начала было плачевным. Он наделал в Орде долгов, беря деньги у ростовщиков, для подкупа ханского окружения, когда боролся за ярлык. В Тверь он вернулся с толпой ростовщиков-кредиторов. Князь, желая расплатиться с этой алчной ордой, отдал им на откуп рынки, пошлины, подати, промыслы.
Тверичей обчищали подчистую, а в княжеских селах в счёт долга забирали детей и девушек. Но это было только начало бед Тверской земли. Летом 1327 года в Тверь заявился ордынский отряд во главе с родственником Узбека Чол-ханом в русских источниках, Щелкан. Воинов расквартировали в Твери. Воины Чол-хана с горожанами не считались, сотворили «великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Прошёл даже слух, что ордынцы хотят перебить тверских князей и будут сами управлять Тверью, а население будет обращено в ислам. Атмосфера в городе быстро накалялась. Достаточно было искры, чтобы произошёл взрыв. Краткий пересказ событий Семилетней войны : причины, годы и итоги Поводом к восстанию стала попытка татар из свиты Чол-хана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко.
Тот стал звать людей на помощь. Тверичи бросились на ордынцев, упали первые убитые и раненые. К татарам прибежали на помощь товарищи. Ударил набатный колокол. Горожане хватая оружие бросились на площадь. Бунт возглавили бояре Борисовичи, тысяцкий и его брат. На улицах города закипела кровавая сеча. Князь, видимо, не был организатором восстания, как предполагали некоторые историки, это было бы самоубийством. Но и остановить его не смог.
Чол-хан с остатками отряда заперся в княжеской резиденции. Дворец подожгли и все ордынцы погибли. В Твери перебили не только воинов, но и ростовщиков, ордынских купцов. Спаслись лишь пастухи, которые пасли табуны за городом. Они убежали в Москву. Калита их с охраной отправил в Орду. Осуждать ли Ивана за это? Это не разумно. У всех русских земель были счёты, старые и новые к друг другу.
Ненавидели ордынцев многие, но единой силы, способной противостоять Орде не было. Было очевидно, за мигом буйной вольности последует жестокое наказание. Погибать вместе с Тверью смысла не было. Узбек, узнав о гибели родственника с отрядом, «рыкаша аки лев». В Орде прокатилась резня русских, которая затронула многих купцов, ремесленников и невольников. Убили рязанского князя Ивана Ярославича, который приехал в Орду в этот неподходящий момент. Узнав, что восстала не вся Русь, а только Тверь, ордынский царь несколько поостыл. Он вызвал к себе нескольких князей, включая Ивана Калиту, Александра Суздальского. В Орде шли масштабные военные приготовления, было собрано 5 туменов — 50 тыс.
Армию возглавил темник Федорчук. В ордынской армии присоединились и дружины русских князей. Александр мог возглавить подданных и погибнуть в неравном бою, мог, как отец, отправиться к царю с повинной, купить прощение Твери ценой своей жизни. Однако он предпочёл бежать в Новгород, а затем в Псков. А его братья Константин и Василий бежали в Ладогу. Тверь осталась без защитников. Сражения фактически не было, кто-то разрозненно сопротивлялся, другие пытались спрятаться. Оба города княжества — Тверь и Кашин были разгромлены, а земля опустошена. Тех тверичей, которых не перебили, увели в полон.
Участвующие в походе русские полки спасли тысячи людей, которых увели как пленников на свои земли. Надо сказать, что серьёзно пострадали и другие земли, по которым прошли каратели. Сильно досталось нижегородским, костромским, ростовским, новгородским селениям. Был взят Торжок, опустошены его окрестности. Новгородцы заверили, что тверских князей и у них нет, и выплатили ордынцам 2000 гривен серебра и дали множество даров их предводителям. Надо сказать, что благодаря однобокому освещению этих событий некоторыми историками, Калита выглядит, чуть ли не хуже Узбека. Но не он залез в долги в Орде. Не московский князь, не смог проконтролировать поведение ордынских воинов и собственных подданных. Не Иван Калита бросил своих подданных.
Однако он сделал всё, чтобы бунт обречённых не вылился в новое нашествие и кровопролитную войну. В 1328 году Узбек ярлык на Тверь отдал младшему брату бежавшего Александра, Константину. Ярлык на Кашин отдал третьему из братьев, Василию. Главным же политическим последствием разгрома Твери стала реформа власти, которую провел Узбек. Он решил не передавать верховную власть над русскими землями одному князю. Вместо одного великого князя хан назначил двух. Получил он и половину Ростова. Здешние князья совсем обнищали и не могли платить дань. Узбек посчитал, что московский князь, который хорошо наладил хозяйственно-финансовые дела в своих землях, исправит положение.
Калита не стал отказываться и тут же «купил» ещё три княжества — Углицкое, Белозерское и заволжский Галич. Он принял на себя долги местных князей, обязался внести за них недоимки в Орду, за это получил власть. Углицкие, белозерские и галицкие князья стали «подручными» Ивана Калиты. Начался долгий процесс созидания нового ядра Русской державы. Восстание в Твери 1327 года На Руси было много мятежей против ордынского властвования. Самым крупным народным волнением против монголо-татарского ига стало Тверское восстание 1327 года. Ордынской военной силой оно жестко было подавлено, после чего Москва одержала верх над Тверью в правлении землями северо-востока Руси. Рогожский и Тверской сборник летописей подробно описывает эти события. Предпосылки Тверского восстания После того, как монголо-татары захватили русские земли в начале XIII века, они стали полностью там властвовать.
Русские князья стали вассалами ханства Золотой Орды. Зависимость от чужеземцев проявлялась в формах: Политической. Ярлык на княжение в том или ином регионе выдавал хан. Княжества ежегодно выплачивали дань в больших размерах. Хан отправлял для управления специальных ордынских чиновников — баскаков. Они наблюдали за местными властями, делали перепись и собирали налоги. Воины князя участвовали в военных походах ордынцев, а близкие родственники служили в дневной охране хана. Суд Золотой Орды считался выше местного. Печенеги: кто были, чем занимались, почему воевали с Киевской Русью и роль Ярослава Мудрого в Русские люди не выдерживали условий, в которые их поставили завоеватели.
Производство затормозилось, все вело к утрате политической независимости. Восстание в Твери стало закономерностью негодования произволом поработителей правящих кругов и простых людей. Крепло у народа стремление постоять за свои обиды. В сентябре 1326 ордынцы казнили тверского князя Дмитрия Грозные Очи, а ярлык на княжение передали следующему в семействе брату — князю Александру Михайловичу. Около года он смог править относительно благополучно. Ключевым моментом выступления тверских жителей против монголо-татар в 1327 году стала стычка между ними и ордынским баскаком Щелканом Чолханом. Он приехал в город летом 1327 года и привез с собой большую свиту. Новый ставленник был двоюродным братом хана Узбека. В русских летописях его чаще всего называют Щелканом.
Новый наместник разместился в княжеских палатах. Его люди вели себя нагло, занимались грабежом и избиением местного населения. В городе стали говорить, что Щелкан стремится устранить тверского князя, а самостоятельно править городом. Горожане боялись, чтобы их не принуждали к принятию ислама. Безоговорочным толчком для начала восстания стало столкновение татар с дьяконом Дудко, произошедшее 15 августа 1327. В летописях сказано, что он пошел напоить своего коня на Волгу. Там его подстерег одним из окружения Щелкана, захотевший отобрать у дьякона кобылицу. Дудко позвал на помощь горожан, находившихся поблизости. Стычка дошла до кровопролития.
Тверское владение в первой половине XIV века занимало территорию меньшую, чем в настоящее время. Однако там все было густо заселено, благодаря проходящим по нему торговым путям верхней Волги. В 1317 году возле Бортенево местный князь Михаил одержал победу в сражении с московским князем Юрием. Ход событий Жители города хотели удержать правление князя Александра. Целью Тверского антиордынского восстания было освободить город от монголо-татарских поработителей. События развивались достаточно стремительно. Участники и руководители восстания В Твери стали бунтовать почти все жители города и близлежащих деревень независимо от сословия. На противостояние действительно вышел народ. Чолхан Щелкан До сих пор существуют сомнения по поводу того, кто возглавил это событие: В первой версии указывают князя Александра Михайловича.
В некоторых источниках говорится, что он лично руководил поджогом Щелкана в княжеских хоромах. В других летописях указано стихийное возникновение восстания. Многие историки склоняются к тому, что события настолько накалились, что руководители не нужны были.
Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых.
Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна.
От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.
Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича.
История государства Российского. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии.
Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.
Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар. Соловьев С. История России с древнейших времен: В 15 кн.
Источниковедческие исследования этих памятников показали, что в них наличествуют поздние наслоения. Ранние достоверные свидетельства о восстании содержат Новгородская первая летопись старшего извода и вторая часть «тверской» версии, дошедшая в составе Рогожского летописца и Тверского сборника. Сопоставление даты восстания 15 августа 1327 г. Что касается характера восстания, то, согласно тверской версии, оно носило стихийный характер, будучи ответом на чинившиеся татарами притеснения, а по новгородской - инициатива избиения татар исходила от великого князя.
Хан оценил душевный порыв московского князя и обещает ему великокняжеский ярлык, если все пройдет успешно. Федорчукова рать - так назвали это войско в летописях, по имени христианина-командующего. Тверское княжество запылало! Татары жгли все городки и деревни, встречавшиеся на пути, уничтожали все, что попадало под руку, чтобы и дети детей помнили о погроме. Сопротивление было бесполезным, тверской князь бежал сначала в Новгород, затем в Псков, а потом в Литву, так как татары требовали его выдачи и готовы были идти по пятам. Новгород сумел откупиться от татар, другим городам, которые бы укрыли князя, это было не по силам... Когда татары готовы были повернуть на Псков, а митрополит отлучил его жителей и князя от церкви - разрешая резню, Александр решил спасти их все своим бегством. Татары обязали всех русских подданных искать и выдать его. Разгромленные земли разделили между русскими князьями, причем ярлык получил слабейший из них - так татары провоцировали конфликты, чтобы разделять русские земли, а Москва чужими руками убрала своего главного врага на Руси.
А что же князь тверской? Он получал письма и посланцев от русских князей, которые упрашивали его поехать самому в Орду, принять наказание, чтобы кара не пала на других русских жителей - вдруг хану надоест терпеть существование на свете такого преступника. Однако князь отвечал уклончиво. В 1336 году, Александр едет в Орду, желая вновь получить тверские земли во княжение.
Он давно соперничал с Александром Михайловичем. В подходящей ситуации не упустил возможность устранить конкурента. Калита сам поехал к хану Узбеку и уговорил его собрать совместное войско для карательного похода. Тому понравилось такое предложение, и он выделил князю 50 000 воинов с пятью татарскими темниками. По дороге они добавили в поход войско князя Александра Суздальского. Руководил объединенным войском ордынский военачальник Федорчук, исповедовавший христианство.
Тверчанам было не под силу победить такое огромное войско. Александр Михайлович нашел убежище сначала в Новгороде, затем в Пскове. А объединенное войско занялось самой настоящей карательной операцией. Они сожгли не только Тверь, но и пригород, близлежащие села. Несколько тысяч людей взяли в плен, все вокруг сжигали. Историки выделяют несколько причины поражения восстания: силы были неравные; другие древнерусские князья не поддержали Александра Михайловича; велись политические распри между Москвой и Тверью. У Александра Суздальского был свой интерес от военного похода на Тверь. Он получил от хана ярлык на княжение во Владимире и Нижнем Новгороде. Через 5 лет Александр умер, и его владениями стал управлять Иван Калита. Итоги и последствия Тверского восстания Во время столкновения тверичи потерпели полное поражение.
Итоги противостояния такие: Московско-ордынское войско разорило Тверь и окрестности. Погибло много тверчан. Около 5 000 человек оказалось в плену, потом их отдали в рабство. К власти в Твери пришел новый князь — Константин Михайлович. Укрепился союз московских правителей и Орды. Иван Калита добился своей цели и укрепил позиции Москвы в длительном противостоянии с Тверью. Это событие послужило в будущем объединению русских княжеств вокруг московских земель. Древняя Тверь Летописи о восстании в Твери Несмотря на поражение народного восстания, оно имеет большое историческое значение. Тверь потеряла свое политического влияние. Москва смогла объединить вокруг себя русские княжества.
Монголо-татары были напуганы народной расправой над Чолханом и в будущем больше не бесчинствовали. Из тверского восстания русский народ вынес много уроков.
Тверское восстание 1327 года
Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Шапка Мономаха — главная царская шапка великих князей и царей , символ самодержавия в России. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы.
Он выгнал князя из дворца, а его люди занялись грабежами, мародёрством и насилием в городе. Летописи утверждают, что по Твери ходили слухи о том, будто Щелкан намеревается перебить всех князей и сам воцариться в городе, а жителей обратить в ислам. Судя по всему, никакого реального основания у этих слухов не было, но их хватило, чтобы люди заволновались. Пассивность тверского князя. Несмотря на всё происходящее, он смиренно терпел, и советовал терпеть жителям, которые приходили к нему жаловаться на произвол Щелкана и его людей.
В 1317 году возле Бортенево местный князь Михаил одержал победу в сражении с московским князем Юрием. Ход событий Жители города хотели удержать правление князя Александра. Целью Тверского антиордынского восстания было освободить город от монголо-татарских поработителей. События развивались достаточно стремительно. Участники и руководители восстания В Твери стали бунтовать почти все жители города и близлежащих деревень независимо от сословия. На противостояние действительно вышел народ. Чолхан Щелкан До сих пор существуют сомнения по поводу того, кто возглавил это событие: В первой версии указывают князя Александра Михайловича. В некоторых источниках говорится, что он лично руководил поджогом Щелкана в княжеских хоромах. В других летописях указано стихийное возникновение восстания. Многие историки склоняются к тому, что события настолько накалились, что руководители не нужны были. Народ, таким образом, выразил свой гнев и недовольство. Вряд ли он подталкивал людей к бунту. Главные участники в Твери были простые люди. Александр Михайлович симпатизировал повстанцам. После первого победного столкновения с ордынцами он позвал на помощь других русских князей. Только больше никто не захотел участвовать в этих событиях. Некоторые князья даже стали предателями и помогали монголо-татарам в подавлении восстания. Основные моменты восстания В противостоянии 1327 года историки выделяют 3 ступени. Каждая из них связана с возрастанием повстанческого движения. Стадии Тверского восстания: Расправа над ордынцами «Федорчукова рать» Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. Произвол, который чинили его подчиненные, вызвал у горожан большое недовольство. Страсти накалялись на протяжении всего лета 1327 года. Разгневанные горожане княжеский дворец сожгли, а всех татар, которые находились в Твери, убили. Всю осень продолжались кровавые стычки. Узбек решил, что горожан надо наказать. Он нашел себе помощника — московского князя Ивана Даниловича Калиту. Тот отправил для подавления восстания русско-татарское войско под командованием Федорчука. События происходили зимой 1327-1328 года.
Религиозно-моралистический аспект летописного повествования осложняется определенной политической тенденцией в той его части, где автор говорит о Москве и московском князе Иване Даниловиче Калите. Умалчивая об участии последнего в действиях карательной экспедиции, прибывшей из Золотой орды, летописец пишет: «великыи же Спас, милостивыи человеколюбець господь своею милостию заступил благоверного князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отъчину от иноплеменник, поганых татар». Из летописного контекста следует, что здесь перед нами не просто молитвенное обращение к господу богу, а определенная политическая формула под религиозной оболочкой. Слова «великий милостивый Спас» указывают на Спасский собор в Твери и олицетворяют Тверское княжество как одну из богом хранимых русских земель. На мой взгляд, в приведенном выше тексте, если сопоставить его с введением к рассказу о тверском восстании, можно уловить примерно такую мысль: бог наказал за грехи русских людей Тверскую землю; тверичи не захотели терпеть этого наказания и восстали; за это их земля еще раз была предана огню и мечу со стороны иноплеменников; но тем самым Тверь искупила грехи русского народа, приняла на себя весь божий гнев, обрушившийся на нее в лице «Федорчуковой рати», и спасла от возмездия всевышнего другие русские земли и прежде всего Москву. В рассматриваемом летописном тексте мы можем вскрыть и религиозную философию, и политическую концепцию. Мы можем найти в нем и осуждение правда, в спокойно-повествовательном тоне инициативы народа, учинившего избиение татар, и косвенное хотя и весьма завуалированное оправдание действий Ивана Калиты, выступившего вместе с татарскими темниками против своих же соотечественников о чем прямо вообще не говорится. Наконец, чувствуется защита летописцем своего собственного тверского князя Александра Михайловича от возможных обвинений и со стороны Орды — в противодействии ей доказывается его непричастность к антитатарскому восстанию и даже отрицательное к нему отношение , и со стороны русских людей — в измене национальному делу указывается, что он не мог. Наконец, внимание летописца устремляется на деятельность тверских князей Константина и Василия Михайловичей по восстановлению Твери после татарского погрома. В его повествовании здесь опять звучит мотив о Твери как богохранимом городе, о том, что милость «великого Спаса» распространяется на тех, кто «избыл от безбожных татар» и вернулся «по своим местом». Люди, понесшие наказание и теперь «преставшеот тугы», думают о возведении божиих церквей, «дабы в них молитва опять была»[1628]. Когда и в каких кругах могла сложиться такая концепция восстания 1327 г.? Думаю, что при дворе тверских князей, вскоре после того, как Иван Данилович Калита получил ярлык на великокняжеский стол, а Тверь несколько оправилась от татарского погрома. Политические позиции тверских князей были слабы. Им надо было ладить и с Москвой и с Ордой. Эта политическая неустойчивость нашла отражение и в той оценке восстания в Твери, которая дана в Рогожском летописце и в Тверском сборнике. Но ценность этих двух памятников летописания заключается в том, что при всей их тенденциозности они воспроизводят наиболее близкую к реальной действительности версию о тверском восстании 1327 г. Указанные летописные памятники довели до нас живой и яркий рассказ современника, полный интересных деталей, позволяющих воссоздать конкретную, социально и политически насыщенную картину антитатарского выступления тверских горожан. Картина эта далеко не укладывается в ту схему русско-татарских отношений, которая создана летописцем, своей жизненностью она разрывает сеть морально-религиозных сентенций, им сплетенных. В связи с рассказом Рогожского летописца и Тверского сборника о событиях 1327 г. Таким памятником устного народного творчества является песня о Щелкане Дюдентевиче, сохранившаяся в четырех вариантах: 1 одном наиболее раннем и наиболее полном «Сборник Кирши Данилова» середины XVIII в. Гильфердинга 70-х годов XIX в. Лишь в полном варианте песни говорится о деятельности Щелкана в Твери и его убийстве, в вариантах сокращенных конец песни утрачен. Седельников предполагал, что песня о Щелкане Дюдентевиче возникла в годы царствования Ивана Грозного, а сюжетом для нее послужили те насилия, которые чинил в Твери в 1569 г. Но точка зрения А. Седельникова не принята в советской исторической науке и ряд более поздних исследователей Н. Воронин, И. Будовниц и др. Анализ песни о Щелкане Дюдентевиче в основу которого должен быть положен наиболее полный ее текст, с дополнительным привлечением сокращенных вариантов убеждает в том, что в ней прежде всего нашло отклик тверское восстание 1327 г. Начальным местом действия, на котором завязывается песня, является Большая орда «А и деялося в Орде, передеялось в Большой». Поскольку здесь фигурирует Большая орда очевидно, наряду с какими-то другими ордами, песнею не называемыми , можно думать, что текст песни относится не к XIV, а к XV в. Об этом же свидетельствует и образ хана «Азвяка Тавруловича» «Возвяка Таврольевича» , нарисованный в песне с известным сатирическим оттенком: «На стуле золоте, на рытом бархате, на червчатой камке сидит тут царь Азвяк, Азвяк Таврулович, суды рассуживает и ряды разряживает, костылем размахивает по бритым тем усам, по татарским тем головам, по синим плешам». Изображенный таким образом «Азвяк Таврулович» не внушает особого почтения или страха, а скорее вызывает насмешки. Ничего не пожаловал он сначала лишь своему любимому шурину по другим вариантам — «зятюшке» Щелкану Дюдентевичу. Откуда взяла песня эти сведения? Ведь наиболее ранние летописные тексты, касающиеся Чол-хана Щелкана , ничего не говорят о пожалованиях ханом Узбеком русских городов своим слугам. Вероятно, это какое-то осмысливание русско-ордынских отношений прошлого в свете более поздних событий. Не могло ли найти поэтическое преломление в песне то обстоятельство, что во время нашествия на Русь Едигея в 1409 г. О четырех шуринах Узбека, отправленных им на Русь, говорит и песня о Щелкане. Можно отметить даже некоторые созвучия имен, фигурирующих в летописи и в песне: Тегриберди — Гордей, Алтамырь — Ахрамей. Мне думается, вполне возможно предположить, что песня поэтически обобщила материал русско-ордынских отношений второй четверти XIV и начала XV в. Это предположение подтверждается и некоторыми дальнейшими наблюдениями. Песня указывает, что Щелкан Дюдентевич первоначально не получил в дар от хана города на Руси, так как в тот момент, когда хан распределял города, «его дома не случилося, уезжал то млад Щелкан в дальнюю землю Литовскую, за моря синие[1634], брал он, млад Щелкан, дани, невыходы, царски невыплаты». Итак, Щелкан поехал из Орды собирать дань в Литву в тот момент, когда в Орде шел раздел русских городов между ханскими шурьями. Значит, «царь Азвяк» и его приближенные стремятся поживиться и за счет русских и за счет литовских земель. Конечно, перед нами памятник поэтического творчества, непременным элементом которого является вымысел, фантастика. Но и вымысел обычно возникает на основе сплетения каких-то элементов реальной действительности. И в песне о Щелкане, думается, отразился какой-то период в истории Орды, когда она, наступая на Русь, старалась усилиться и за счет ослабления Литвы. Таким периодом было время Едигея, который, по свидетельству русской летописи, натравливал друг на друга Московское и Литовское княжества «…вражду положи межи има…» [1635]. Картина сбора дани Щелканом в Литве характерна, поскольку она показывает, как в народном сознании запечатлелись те насилия и бесчинства, которые творили татаро-монгольские захватчики на Руси. Щелкан «с князей брал по сту рублев, с бояр попятидесят, с крестьян по пяти рублев; у которого денег нет, у того дитя возмет; у которого дитя нет, у того жену возмет; у которого жены-то нет, того самого головой возмет». Здесь перед нами не только поэтические образы. Здесь ряд бытовых деталей, характеризующих социальные отношения и осознание этих отношений народом. Хотя, говорит песня, с князей и бояр Щелкан брал гораздо большие денежные суммы, чем с крестьян, но вся тяжесть сбора недоимок падала на крестьянство под этим термином, очевидно, имеется в виду и сельское и городское население , у которого уже ничего не осталось для уплаты татарам. Должникам приходилось продавать в рабство жен, детей, самим отрабатывать долг по выплате дани, становясь холопами. Пожалуй, еще более красочная картина фискального нажима на население, проводившегося Щелканом Дюдентевичем, дана в тех вариантах песни, которые приведены Гильфердингом: «Он де с поля брал по колосу, с огороду по курици, с мужика по пяти рублей» или: «чорт-от с улицы брал по курицы, со избы брал он по петуху, со бела двора он по добру коню». Интересно, что, во-первых, объектом взысканий здесь являются не князья и бояре, а тяглое население; во-вторых, хорошо показан урон, который наносили эти взыскания народному хозяйству в городе и деревне. Характеристика результатов деятельности Щелкана, приведшей к массовому разорению и закабалению народа, дана в песне в вариантах, записанных Гильфердингом в следующих выражениях: «у Щелкана не выробишься, со двора вон не вырядишься» или: «где ли Щелкан побывал, как будто Щелкан головней покатил». Образ Щелкана Дюдентевича, возвратившегося из Литвы на дорогом коне, с богатой сбруей, олицетворяет облик татаро-монгольского захватчика, разбогатевшего на грабеже завоеванного трудового населения. В то же время вырисовывается фигура ханского приспешника, для которого «царь Азвяк» не жалеет даров и который хвастается царской милостью. Не тем узда дорога, что вся узда золота, она тем узда дорога — царское жалованье, государево величество; а нельзя, дескать тое узды ни продать, ни променять и друга дарить, Щелкана Дюдентевича». Приехав из Литвы, Щелкан обращается к хану с просьбой пожаловать его «Тверью старою, Тверью богатою» другой вариант: «Тверью славною», «Тверью богатою» , «двумя братцами родимыми, дву удалыми Борисовичами». Здесь песня воспроизводит реальный факт посылки в Тверь в 1327 г. В эпитетах, которыми награждается этот город, чувствуется гордость за него. Можно думать, что песня возникла в среде горожан и отразила их настроения. Удалые братья Борисовичи — это, как хорошо доказал Я. Лурье а его доказательства подкрепил дополнительными соображениями Н. Воронин , тверской тысяцкий с братом, потомки Бориса Федоровича Полового. Характерно, что в песне Тверской посад неразрывно связывается с тысяцкими, как представителями городского населения. Щелкан просит хана пожаловать его Тверью и передать под его власть тверского тысяцкого с братом. Не лишнее ли это доказательство того, что песня сложилась в среде горожан?
Первое русское восстание против Орды
Теперь же в связи с постоянным притоком населения экономический потенциал княжества быстро возрастал. Вокруг Москвы появлялись новые деревни и села, умножались посадские дворы в городах. Избавленная почти на двадцать лет от опустошительных ордынских ратей и почти не принимавшая участия в феодальных войнах, Москва постепенно накапливала силы, создавала материальные и людские ресурсы для будущей борьбы за ведущую роль на Руси. Возвышению Москвы способствовали важные речные и сухопутные торговые пути, которые делали Московское княжество центром торговых и иных связей между русскими землями, обогащали княжескую казну.
Вокруг Москвы складывалось этническое ядро, из которого выросла великорусская русская народность. Все эти подспудные, малозаметные со стороны процессы подготавливали новую расстановку сил на северо-востоке Руси: центр политической жизни постепенно перемещался с берегов Клязьмы на Москву-реку. Однако, прежде чем это произошло, Московское княжество ждали серьезные испытания.
В 1293 г. На этот раз разгрому подверглось и Московское княжество. Андрей захватил великое княжение Дмитрий Александрович в следующем году умер ; ростовская группировка князей, возглавляемая им, восторжествовала.
Даниил Московский, лишенный теперь поддержки старшего брата, оказался в опасности. В середине 90-х гг. Они единым фронтом выступили против притязаний великого князя Андрея Александровича, когда тот попробовал захватить Переяславль.
По свидетельству летописца, «князь Андреи Александрович собра рати многы и въсхоте ити на Переяславль», но «князь же Данило Московъскы и брат его князь Михаиле Тверьски собраша противу многы же рати и шед сташа близ Юрьева на полчищи, и не даша ити князю Андрею к Переяславлю» 19. Великий князь вынужден был отступить. Значение этих событий далеко выходило за пределы спора из-за Переяславля.
Фактически Москва отстаивала свою самостоятельность, свою независимую от великого князя политическую линию. Поражение великого князя Андрея в споре с Москвой и Тверью подорвало его авторитет, развязало руки Даниилу Московскому. Создавались условия для расширения территории Московского княжества: великий князь уже не имел возможности воспрепятствовать этому.
Москва переходила к активной, наступательной политике. Первый удар был нанесен рязанскому князю, который владел землями в нижнем течении Москвы-реки. Летописец записал под 1300 г.
Московски ходи на Рязань ратию и бися у города у Переяславля Рязанского и одоле князь Данило и много татар изби, а князя Константина Рязанского изнимав приводе на Москву» 20. Результаты своего победоносного похода Даниилу удалось закрепить на состоявшемся в том же году княжеском съезде, хотя там «о княженьях и бысть млъва велиа». А отвоеванные у рязанского князя земли были «весьма значительными.
Речь шла не только о Коломне, как обычно характеризуется «примысел» Даниила Московского в исторической литературе, а о всех рязанских владениях севернее Оки — от Коломны до Серпухова. По подсчетам М. Следующим крупным успехом Даниила было присоединение обширного и богатого Переяславского княжества.
Бездетный Иван Переяславский перед смертью завещал свою «отчину» Даниилу, и тот сразу же, в 1302 г. Это был смелый шаг, потому что по обычаю «выморочные» княжения переходили к, великому князю, и присоединение к Москве «отчины» князя Ивана неизбежно должно было встретить сопротивление великого князя Андрея. К тому же Андрей имел преимущественное право на Переяславль не только как великий князь, но и как старший «Александрович».
Не могло не вызвать противодействия такому расширению территории Московского княжества и соперничество Твери, но Даниил решился на этот шаг и выиграл. Знаменитые плодородные переяславские «ополья», бортные леса, соляные варницы и рыбные ловли на Плещеевом озере, славившиеся по всей Руси, обогатили московского князя. Присоединение Переяславского княжества имело большое военно-стратегическое значение: владения московского князя теперь непосредственно примыкали к территорий владимирского княжества.
Тихомиров высказывал предположение, что одновременно с Переяславлем к Москве отошел и город Дмитров 22. Несомненно, именно Даниилом Александровичем была проведена политическая и военная подготовка к присоединению Можайска. В Московском летописном своде под 1303 г.
Тое же весны князь Юрьи Даниловичь з братиею своею ходи ко Можайску, и Можайски князь, а князь Святославль, изнима и приведе его на Москву» 23. В результате этого похода к Москве отошли земли в бассейнах верхней части Москвы-реки и ее притоков: Иночи, Исконы, Колочи, верхней Протвы, Гжати с притоками, верхней и средней Вори. Оки, на западе — до лесных массивов на водоразделе Волги и Днепра.
Владение «младшего Александровича» превратилось в одно из самых обширных и сильных княжеств Северо-Восточной Руси и, как показали дальнейшие события, уже могло претендовать на ведущую роль в политических делах страны. Преемник Даниила — московский князь Юрий Данилович 1303—1325 — открыто вступил в борьбу за великокняжеский ярлык. Именно при Данииле сформировалась основная государственная территория Московского княжества, был создан материальный фундамент, на котором его преемники начали строить хрупкое здание главенства над Русью.
Соперницей Москвы в борьбе за великокняжеский ярлык выступала Тверь. При Юрии Даниловиче соперничество между Москвой и Тверью проходило с переменным успехом. Черепнин, автор капитального исследования по истории образования Русского централизованного государства, так оценивал результаты этой борьбы: «из длительной феодальной войны между Московским и Тверским княжествами, ведшейся в первой четверти XIV в.
Москва еще не стала центром государственного объединения земель Северо-Восточной Руси и ее национально-освободительной борьбы. Но ее политическая роль значительно возросла» 24. Перелом наступил в княжение следующего московского князя Ивана Даниловича Калиты 1325—1340.
После восстания 1327 г. Московский князь Иван Данилович Калита получил великое княжество Владимирское и больше уже не выпускал его из рук. Великий князь Иван Данилович Калита.
Иван Калита активно проводил политику подчинения Москве других земель и княжеств. В зависимость от Москвы попали ростовские князья, а в самом Ростове обосновался московский наместник. Черепнин считает также, что «при Калите были установлены какие-то формы зависимости от московского князя Галича, Белоозера и Углича».
Во всяком случае Дмитрий Донской называл эти города «куплями деда своего». Иван Калита широко практиковал приобретение земель в чужих княжествах, поощрял земельные владения своих бояр за пределами Московского княжества. Влияние московского князя в соседних землях неуклонно росло.
Однако и при Иване Калите Москва еще не превратилась в центр национально-освободительной борьбы русского народа против ордынского ига. Наоборот, Калита старался поддерживать мирные отношения с ханом, «откупаться» от него увеличенными данями и выражением покорности, старался обеспечить себе покровительство хана и пользоваться ордынцами для решения своих политических задач. Указывая на результаты «если не покровительства, то во всяком случае признания ордынского хана», Л.
Черепнин писал: «Калита использовал его для укрепления на Руси своей власти, которую в дальнейшем московские князья употребили против Орды». Сыновья Ивана Калиты — московские князья Семен Гордый и Иван Красный — продолжали политический курс на возвышение Москвы и политическое объединение Руси под ее главенством. Однако действовать им пришлось в более сложных исторических условиях.
Быстрое усиление Москвы стало вызывать беспокойство в Орде, оно противоречило самим основам ордынской политики на Руси: не давать ни одному князю чрезмерно усиливаться, поддерживать слабых князей против сильных, не допускать образования центра освободительной борьбы. Ханы содействовали укреплению самостоятельности других великих княжеств: Суздальско-Нижегородского, Тверского, Рязанского, явно стараясь противопоставить их Москве. Становилось ясным, что Орда не допустит политического объединения Руси, что политика централизации невозможна без свержения ордынского ига.
Сама логика развития исторических событий вела к превращению Москвы в центр национально-освободительной борьбы русского народа. Знамя общерусской освободительной войны против ордынцев поднял впервые внук Ивана Калиты князь Дмитрий Иванович Донской 1359—1389. Это он привел общерусское войско на Куликовское поле, но путь к «полю Куликову» был длинным и трудным.
Здесь важнее другое — народная оценка этого факта: позорная и в то же время немного комичная смерть Щелкана — результат того, что он не посчитался с народными требованиями. Последние слова полного варианта песни о Щелкане Дюдентевиче звучат несколько загадочно: «Тут смерть ему случилася, ни на ком не сыскалося». Вернее всего, что здесь речь идет о том, что убийство Щелкана — это дело городского «мира», акт вечевого приговора и поэтому никто за него не должен отвечать как за уголовное преступление. Другими словами, в концовке песни как бы подводится итог той идее, которая раскрывается в самом ее содержании: народное движение смело иноземного угнетателя. Спрашивать за это не с кого: сам виноват. Итак, песня о Щелкане Дюдентевиче, созданная примерно в первой половине XV в.
Редакция рассказа о тверском восстании 1327 г. Эта редакция дошла до нас в разных вариантах. Наиболее краткий из них — это текст Ермолинской[1639] и Львовской летописей. Здесь говорится, что «на успенье богородици» 15 августа «прииде на Тферь Щолкан, посол силен, хотя князей избити, а сам сести в Тфери». Таким образом, восстание против Чол-хана датируется днем его въезда в Тверь. Приезду в город ханского «посла» придается характер своеобразной демонстрации: он якобы выбрал для этого специальное время, когда собралось много народа «яко собрашася вси во град».
Эта деталь, очевидно, представляет собой литературное преломление того реального факта, что восстание против Чол-хана началось на тверском торгу, когда туда утром стали собираться горожане. Указание на утреннее время, как момент начала антитатарского выступления в Твери, также сохранено в Ермолинской и Львовской летописях «и съступишаяся въсходящу солнцу». Только руководящую роль в этом выступлении они отводят, как указано, тверскому князю. Это он, говорит летописец, собрал горожан «и созва тферичи» и, вооружась, выступил против Чол-хана и приведенных им в город татар. Сражение тверичей с татарами, по Ермолинской и Львовской летописям, продолжалось весь день, до вечера, причем Александр Михайлович лишь с трудом одержал победу. Последним эпизодом борьбы тверичей с татарами 15 августа 1327 г.
Летопись рассказывает также об избиениц в этот день в Твери купцов: в Ермолинской летописи — «польских», в Львовской — «полотцких» гостей. Затем Ермолинская и Львовская летописи содержат рассказ о поездке в Орду московского князя Ивана Даниловича Калиты и о приходе оттуда на Русь вместе с ним пяти темников «пяти князии темных» , захвативших по ханскому приказу «по повелению цареву» Тверь, Кашин и другие города, опустошивших и выжегших ряд волостей, перебивших или уведших в плен население. Специально говорится о том, что ордынские войска «и Новоторжскую волость пусту сотвориша», а Новгород откупился от татар большой денежной суммой в две тысячи рублей и другими дарами. В карательной экспедиции принимал участие суздальский князь Александр Васильевич. Тверской великий князь Александр Михайлович и его брат Константин бежали в Псков. Тогда же в Орде был убит князь рязанский Иван Ярославич[1640].
Я уже указывал на то, что версия Ермолинской и Львовской летописей о демонстративно обставленном приезде Чол-хана в Тверь при полном сборище народа, о сопротивлении, тут же оказанном великим князем Александром Михайловичем, сумевшим повести за собой народ, искусственна и выдает свое литературное происхождение. Но весь разбираемый рассказ все же, по-видимому, ранний. За это говорит его краткость, сжатость изложения, отсутствие излишних литературных напластований и стилистических украшений. По-моему, некоторые детали, фигурирующие в Ермолинской и Львовской летописях, воспроизводят реальные события, и это тем ценнее, что они отсутствуют в раннем описании тверского восстания, сохраненном Рогожским летописцем и Тверским сборником. Такой реальной деталью я считаю указание на поджог великокняжеского дворца. Во-первых, летописец, выдвигающий все время тверского великого князя Александра Михайловича как основное действующее лицо в событиях 15 августа 1327 г.
Далее, версия о гибели Чол-хана с окружающими его ордынцами в огне, охватившем великокняжеский дворец, отдающая некоторой искусственностью в контексте рассказа Ермолинской и Львовской летописей ханский «посол», гонимый князем Александром Михайловичем, скрывается в его палатах , становится вполне понятной, если ее сопоставить с тем, что говорит Рогожский летописец и Тверской сборник о великокняжеском дворце как местопребывании Чол-хана. Возможно, что действительно Чол-хан и уцелевшие во время сечи на тверской торговой площади его люди спрятались во дворце, надеясь найти там убежище. Нет никаких оснований сомневаться в реальности приведенного Ермолинской и Львовской летописями факта избиения тверичами гостей. Вопрос только в том, откуда пришли в Тверь гости? Из Полоцка, Литвы? Так можно думать, исходя из текста Ермолинской и Львовской летописей.
Эти гости вполне могли оказаться в Твери. Но в других летописях речь идет о гостях из Орды, что больше вяжется с общим духом рассказа. Среди других ордынцев народ мог перебить и ордынских купцов. Таким образом, по-моему, в Ермолинской и Львовской летописях сохранился сравнительно ранний рассказ о восстании 1327 г. В этом тексте в противоположность Рогожскому летописцу и Тверскому сборнику не затушевывается и роль Ивана Калиты, как одного из деятельных участников той карательной экспедиции, которая была прислана на Русь ордынским ханом. Правда, о деятельности Ивана Калиты говорится очень лаконично и его неблаговидные поступки объясняются тем, что он выполнял волю Орды.
Вероятно, версия Ермолинской и Львовской летописей о восстании 1327 г. Поскольку летописные своды, до нас дошедшие, представляют собой результат многочисленных переделок первоначальных текстов, реконструкция последних представляется чрезвычайно трудной и всегда гипотетичной. Столь же трудно представить себе, как идеологически использовались в разных княжествах разными социальными группами и политическими партиями в их борьбе между собой различные летописные версии, воспроизводящие прошлое, как недавнее, так и отдаленное. В Тверском княжестве, в кругах тех феодалов, которые рассматривали Тверь как центр политического объединения Руси, после гибели в Орде великого князя Александра Михайловича могла быть сделана попытка приподнять его значение в качестве борца за национальное дело, выдвинув его как одного из участников сопротивления золотоордынскому гнету в 1327 г. Это делалось достаточно тактично и осторожно, без лишних политических выпадов ив отношении Орды, которая была еще сильна и с которой приходилось считаться, и в отношении московского князя, который становился все более сильным противником Твери в деле борьбы за политическое первенство на Руси. Отсюда лаконичность изложения, отсутствие излишних эмоций и заостренных политических характеристик.
Выступление тверского великого князя Александра Михайловича против ханского посла — это акт самообороны, ибо последний хотел истребить тверских князей. Поступок Ивана Калиты, хотя он и продиктован необходимостью выполнить «царево повеление», принес вред Твери. Иное политическое звучание приобретала та же летописная версия в Москве. Московский великий князь Иван Калита, добивавшийся в Орде уничтожения своего политического противника — великого князя тверского Александра Михайловича, мог использовать разбираемый летописный рассказ о его деятельном участии в восстании 1327 г. В результате дальнейшей переделки рассказа о восстании 1327 г. В этом тексте на первое место поставлены новгородские или связанные с новгородскими делами события 1327 г.
Прежде всего говорится о восстании в Новгороде «…бысть мятеж в Новегороди и пограбиша двор Остафьев Дворяниндов и пожгоша» , затем о присылке московским великим князем Иваном Калитой в Новгород своих наместников, о его поездке в Орду и возвращении оттуда с татарской ратью, об опустошении Твери, Кашина и Новоторжской волости, о переговорах новгородцев с татарскими послами и уплате им двух тысяч серебра. Затем, после еще некоторых подробностей, следует под заголовком «Щелкановщина» описание восстания в Твери и, наконец, второй раз повторяется известие о поездке Ивана Калиты в Орду, приводе им оттуда войск и опустошении ряда русских земель. Дублировка известий свидетельствует о редакционной работе составителя летописного свода, поставившего повесть о «Щелкановщине» в контекст новгородских известий. Работа эта представляет больше литературный, чем исторический интерес. По существу интересно в рассматриваемом тексте указание на народное волнение в Новгороде. Евстафий Дворянинец, у которого был разгромлен и сожжен двор, — это новгородский тысяцкий, а впоследствии посадник.
Трудно сказать ввиду лаконичности летописного текста, каковы были причины выступления против него новгородцев очевидно, городских черных людей. Но если принять во внимание летописные сведения о введении Иваном Калитой своих наместников в Новгород и о требованиях, предъявленных татарскими послами новгородцам уплатить двухтысячную контрибуцию, то вряд ли будет слишком смелым предположение, что антифеодальное движение в Новгороде имело и антитатарскую направленность быть может, тысяцкий Евстафий Дворянинец был сторонником протатарской политики Ивана Калиты и находилось в связи с тверским восстанием 1327 г. Очевидно, это восстание не было только местным явлением, а нашло отклик в других частях Руси. Рассказ о «Щелкановщине» т. Так, Чол-хану приписывается намерение не только самому завладеть Тверью, но и передать другие русские города ордынским князьям, а также обратить русское население в магометанскую веру «…хотя сести в Тфери на княжении, а иную князью свою посажати по иным градом рускимь, хотяще привести крестьян в бесерменьскую веру». Нечто подобное, как было указано выше, утверждает и песня о Щелкане Дюдентевиче.
Я высказал уже предположение, что версия о планах Чол-хана разделить русские города между рядом ордынских выходцев могла появиться в первой половине XV в. Сейчас же укажу еще, что общий политический смысл переделок рассказа о «Щелкановщине» сводится к приданию тверскому восстанию 1327 г. Такая интерпретация восстания 1327 г. Читайте также.
Воспользовавшись его малолетством, суздальские князья забрали ярлык у Москвы. Только энергичные действия московского князя и митрополита Алексия способствовали возвращению ярлыка московскому князю. Б Строительство Кремля Прежде чем вступать с другими княжествами в открытую борьбу, Дмитрию надо было укрепить могущество Москвы. В 1367г. Его строительство выделяло Москву из всех остальных городов: это была первая каменная крепость на Северо-Востоке.
В Соперничество Москвы с Литвой. Очень серьезным соперником Москвы в это время было Великое княжество Литовское и Русское, в состав которого входили западнорусские земли. Русский язык здесь был государственным, большую часть населения составляли православные славяне, «Русская Правда» была в этом государстве действующим законодательством. Литовские князья, как и московские, претендовали на собирание русских земель.
Он же с этого времени вел переговоры с ордынцами от имени всех русских княжеств.
Последствия Восстание 1327 года подкосило могущество Тверского княжества, дало толчок перераспределению политических сил в северо-восточной Руси. После подавления антиордынского восстания в Тверском княжестве центр политической, экономической и культурной жизни сместился во владения Ивана Калиты, хотя сразу после усмирения Твери, в 1328 году, великое княжение было разделено между Суздалем и Москвой: под управление Московского князя переданы Новгород Великий и Кострома; Александру Суздальскому достались Нижний Новгород, Владимир и Городец. Такое разделение давало Узбеку свободу маневра. После прекращения многолетнего соперничества с Тверью Иван Московский получил более слабого противника в лице Александра Суздальского. Со смертью суздальского владетеля великокняжеский стол окончательно был закреплен за Москвой, но наследственным, вотчинным, стал только при Дмитрии Донском.
Благодаря возможности единолично устанавливать размеры податных сборов и распоряжаться общей казной, Московское княжество быстро окрепло. Его выросшая экономическая мощь и поддержка правящего хана позволяла диктовать новые правила, присоединять сначала мелкие, а затем и крупные удельные владения, вести самостоятельную внешнюю политику. Таковы последствия неудачного восстания в Твери 1327 года. Когда была Крымская война 1853-1856 гг: кратко о причинах и итогах Постепенно подчиняя другие русские княжества, Иван Калита предпочитал экономические методы. Укрепление центральной власти способствовало сокращению междоусобиц.
В условиях мира княжества восстановились после разорения, окрепли, исподволь накапливали богатства. Получили возможность для развития городская культура, архитектура, ремесленничество, храмовое строительство, иконопись, книжность, военное дело. Русичи набирали духовную силу для решительной борьбы с монголо-татарским игом. Произошедшее в Твери в 1327 году восстание стало первой ласточкой освободительного движения, которое окончательно сформировалось уже в ближайшие полвека. Полезное видео Вывод Восстание в Твери против ордынского баскака Чолхана было спровоцировано крайне жестоким поведением самого наместника и его свиты.
Стихийный и скоротечный бунт жестоко подавлен, Тверь потеряла великое княжение, право управления русскими землями и сбора дани перешло Ивану Калите. Насильственное смещение русского правителя федорчуковой ратью стало последним за годы монголо-татарского нашествия случаем силовой смена князя. Московское княжество стало центром объединения Руси и формирования единого национального государства. Помогла статья?
Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери?
От хана Узбека в 1326 году он получил ярлык на княжение во Владимире, а с Новгородом заключил договор. В 1327 году в Тверь прибыл двоюродный брат Узбека — Чолхан. Он стал вести себя в городе как хозяин. Сначала выгнал князя из дворца, где сам и поселился. Его свита начала грабить город и избивать жителей. Среди них пошли слухи, что Чолхан сам собирается занять тверской престол, а затем обратить русских подданных в ислам. Датой восстания против ордынцев стало 15 августа 1327 года.
Напуганные выступлением горожан, Чолхан и его свита укрылись в княжеском дворце, где их заживо сожгли. В Твери перебили всех татар и ордынских купцов. Поводом к восстанию народа в Твери стала попытка татар из свиты Чолхана отобрать лошадь у священника Дудко. Подробное изложение событий восстания можно прочитать в Тверском сборнике и в Рогожском летописце. Некоторые летописцы считали зачинщиком восстания князя Александра.
Тверское восстание 1327 года В 1318 году тверской князь Михаил Ярославич был казнён в ставке хана Узбека по обвинению в неповиновении. Доносчиком на него стал московский князь Юрий Данилович.
В 1324 году там же в Орде сын Михаила Дмитрий убил Юрия, отомстив за отца, за что его тут же казнили по приказу хана. Но ярлык на великое княжение над всеми русскими землями достался брату Дмитрия — Александру Михайловичу. Однако не вполне доверяя Александру, Узбек отправил в 1327 году в Тверь своего наместника Чолхана летопись называет его Щелканом. Щелкан занял княжеский двор, выгнав оттуда Александра, а баскаки начали чинить в Твери всякие грабежи и притеснения. Больше же всего испугал тверичей слух, что Щелкан собирается насильно приводить их в мусульманскую веру. Был базарный день, и на крик Дюдько «рятуйте, православные! Баскаков убили, но этим дело не ограничилось.
Толпа осадила Щелкана и его людей на княжьем дворе и сожгла живьём. Тверичи также принялись убивать ордынцев, рассеянных по улицам и другим населённым пунктам, так что лишь чудом уцелели немногие. Они и принесли в ханскую столицу Сарай весть о погроме. Ханская месть Узбек решил, что Тверь нужно наказать, а виновником случившегося для него однозначно был князь Александр.
После подавления антиордынского восстания в Тверском княжестве центр политической, экономической и культурной жизни сместился во владения Ивана Калиты, хотя сразу после усмирения Твери, в 1328 году, великое княжение было разделено между Суздалем и Москвой: под управление Московского князя переданы Новгород Великий и Кострома; Александру Суздальскому достались Нижний Новгород, Владимир и Городец. Такое разделение давало Узбеку свободу маневра. После прекращения многолетнего соперничества с Тверью Иван Московский получил более слабого противника в лице Александра Суздальского.
Со смертью суздальского владетеля великокняжеский стол окончательно был закреплен за Москвой, но наследственным, вотчинным, стал только при Дмитрии Донском. Благодаря возможности единолично устанавливать размеры податных сборов и распоряжаться общей казной, Московское княжество быстро окрепло. Его выросшая экономическая мощь и поддержка правящего хана позволяла диктовать новые правила, присоединять сначала мелкие, а затем и крупные удельные владения, вести самостоятельную внешнюю политику. Таковы последствия неудачного восстания в Твери 1327 года. Когда была Крымская война 1853-1856 гг: кратко о причинах и итогах Постепенно подчиняя другие русские княжества, Иван Калита предпочитал экономические методы. Укрепление центральной власти способствовало сокращению междоусобиц. В условиях мира княжества восстановились после разорения, окрепли, исподволь накапливали богатства.
Получили возможность для развития городская культура, архитектура, ремесленничество, храмовое строительство, иконопись, книжность, военное дело. Русичи набирали духовную силу для решительной борьбы с монголо-татарским игом. Произошедшее в Твери в 1327 году восстание стало первой ласточкой освободительного движения, которое окончательно сформировалось уже в ближайшие полвека. Полезное видео Вывод Восстание в Твери против ордынского баскака Чолхана было спровоцировано крайне жестоким поведением самого наместника и его свиты. Стихийный и скоротечный бунт жестоко подавлен, Тверь потеряла великое княжение, право управления русскими землями и сбора дани перешло Ивану Калите. Насильственное смещение русского правителя федорчуковой ратью стало последним за годы монголо-татарского нашествия случаем силовой смена князя. Московское княжество стало центром объединения Руси и формирования единого национального государства.
Помогла статья? Оцените её.
И царь веле ему так сотворить. Царь это Узбек. Возможно, князь Александр Михайлович помнил победу его отца в Бортеневской битве 10 лет назад над монголами и думал о том, что сможет победить отряды посланные Узбеком, если будет пользоваться общенародной поддержкой.
Татары отняли кобылу у диакона Дудко, что и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения народа. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Миниатюра, изображающая восстание в Летописном своде Князь Александр Михайлович или сознательно или по заранее намеченному плану поддержал восстание и призвал все русские княжества сопротивляться татарской власти. Политические противники Твери моментально воспользовались этим событием.
Иван Калита едет в Орду к Узбеку и возвращается с пятью туменами около 50000 человек и ведет объединенное московско-татарское войско на Тверь. Александр Васильевич Суздальский помогает ему в этом, присоединив к войску свой отряд. В русских летописях это войско называлось «Федорчукова рать» интересный факт, что татарский темник Федорчук был христианин. Эта рать полностью разорила княжество, взяла и сожгли Тверь и многие небольшие города, уведя огромный полон в Орду. Новгород откупился значительной суммой денег и тем, что не принял к себе бежавшего князя Александра Михайловича тот нашел убежище в Пскове.
§ 2. Народное восстание в Твери в 1327 г.
Антиордынского Восстания в Твери в 1327 г. Восстание в Твери Иван Калита. Восстания в Твери и антиордынские выступления в других городах вынудили хана передать Калите право сбора дани со всех русских земель и доставки ее в Орду, что способствовало ликвидации системы баскачества. Тверское антиордынское восстание произошло в 1327 году в Твери.