В тот вечер в Театральном центре на Дубровке шел обычный показ вот уже больше года длящегося промоушена постановки. Подпишитесь на канал 360: В Москве у Театрального центра на Дубровке прошёл митинг, посвящённый борьбе с терроризмом. В фойе Театрального центра на Дубровке зрителей встречал трехметровый золотистый робот из подшипников — привет из советского прошлого бывшего Дворца культуры Московского подшипникового завода, в здании которого репетировали и играли мюзикл.
20 лет спустя. Бывшие заложники «Норд-Оста» о погибших близких и жизни после теракта
В 2002 году 23 октября произошел захват террористами Театрального центра на Дубровке, где показывали мюзикл «Норд-Ост». Театральный центр на Дубровке — бывший Дом культуры ОАО «Московский подшипник» («1 ГПЗ»). 21 год со дня захвата заложников в театральном центре на Дубровке. Виталий Демидкин 20 лет назад освобождал от террористов Театральный центр на Дубровке Фото: Александр БОЙКО. К зданию Театрального центра на Дубровке подъехали три микроавтобуса.
Теперь здесь цирк
Всего в зале находилось 916 человек вместе с актерами и сотрудниками театра. В начале второго акта на сцену вышел вооруженный человек в маске, раздались выстрелы. После чего людям в зале объявили, что теперь они в заложниках. Предпосылки теракта Кровавую расправу спровоцировал конфликт в Чечне, который начался в 90-е годы. Чеченская Республика объявила о своем суверенитете и захотела выйти из состава России. Начались вооруженные столкновения между Россией и Чечней. В 1999 году, после вторжения в Дагестан чеченских боевиков, РФ организовала контртеррористическую операцию на Северном Кавказе. В это же время в нескольких российских городах были устроены теракты. Захват заложников на Дубровке должен был прекратить контртеррористические действия в Чечне, считали боевики.
Они верили, что кровавая акция поможет быстрее достигнуть соглашения с Москвой. Подготовкой теракта занимались глава военного комитета самопровозглашенной республики Ичкерия Шамиль Бас аев, Руслан Э льмурзаев, более известный в террористическом мире как Абу-Бакар, а также Асланбек Асхатов и Арби Бараев. По одной из версий, изначально чеченские террористы думали захватить здание Госдумы или Дома п равительства. Но попасть туда было сложно, все объекты серьезно охранялись. Поэтому было решено устроить взрывы машин в местах скопления людей и взять в заложники театральный центр. Хронология событий 23 октября в 21:15 в здание театрального центра на Дубровке ворвались вооруженные люди в камуфляже, которые прибыли на микроавтобусах. Они быстро попали в центр — расправиться с охраной на входе не составило для них труда. После залпового выстрела в воздух на сцене зрители поняли, что шоу закончилось.
Актеров со сцены рассадили в первый ряд зрительного зала, а затем террористы объявили, что все, кто находится внутри, теперь в заложниках. Голова отказывалась понимать, что может начаться стрельба. Первая мысль была: да это какая-то шутка. Когда же они стали стаскивать со сцены людей, возникла уверенность, что уводят пьяного или хулигана, — вспоминает о том вечере Александр Сталь. Среди террористов были женщины — их было около 20, каждая была обвешена поясом шахида. Смертницы выглядели жутко даже на фоне вооруженных боевиков. Когда взгляды заложников падали на этих женщин, они в ответ смотрели зло и говорили, что пришли сюда умереть. Шахидки разместились по всему залу между зрителями.
А террористы начали минировать здание. Через каждые пять метров по периметру были установлены взрывные устройства. В центре зала был установлен газовый баллон со взрывчаткой, а рядом дежурила смертница. Такой же баллон был установлен у стены, чтобы взрывные волны столкнулись.
Сцена заминирована. Две мощнейшие фугасные бомбы из 152-миллиметровых артиллерийских снарядов. Одна в партере, другая — на балконе. В любую секунду мог раздаться взрыв. По оценкам специалистов, количество взрывчатого вещества было настолько велико, что если бы детонация произошла, то погибли бы даже люди, которые находились в оцеплении. В зале — почти 800 заложников. Среди них в шахматном порядке — живые бомбы-смертницы.
На сцене 8 артистов в форме военных лётчиков 1940-х годов лихо били чечетку. Восхищенный зал аплодировал. И вдруг … Из кулис выскочили странные вооруженные люди, совсем не похожие на юных артистов-авиаторов. Эти были с автоматами в руках, в камуфляже, на головах — черные маски — балаклавы. Вылитые бандиты из тогдашних боевиков! Позже свидетели уверяли, что они подумали: это режиссер придумал какой-то странный трюк. Однако в театр ворвались самые настоящие террористы и стали стрелять из автоматов в потолок. Они пинками согнали со сцены танцоров и объявили, что теперь все, кто находится в зале, — заложники. В первые минуты захвата некоторым актёрам и сотрудникам Театрального центра удалось запереться в помещениях или покинуть здание через окна и запасные выходы. Сбежавшие люди спасались как могли. Некоторые даже прыгали с верхних этажей и получали при этом тяжелые травмы, ломали себе ноги, но все-таки спасали свои жизни. Людям, закрытым в зрительном зале, террористы разрешили позвонить домой и подробно сообщить родным и знакомым о захвате театра. Позже выяснилось, что так террористы стремились известить о захвате театра власти столицы и как можно больше людей, чтобы вызвать панику в городе. В подтверждение серьёзности своих слов довольно плюгавый «ведущий» сделал несколько выстрелов вверх. Посыпалась штукатурка… Террористы, хотя и объявили всех зрителей и работников театра заложниками, но не сразу выдвинули свои требования. Они рассредоточились по залу и приступили к его минированию. Довольно скоро весь зал был опутан проводами, а на театральных креслах расселись шахидки в «поясах смерти» и с пакетами со взрывчаткой. Страшная весть уже неслась по городу. У театра, кроме спецназа, стали быстро собираться представители разных СМИ, родственники заложников и просто зеваки, поначалу не понимавшие, чем может обернуться их любопытство. О случившемся был немедленно извещён Президент России Владимир Путин. Ему сразу поступила информация, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым, среди террористов есть женщины. Захват театра Нельзя сказать, что московские власти не предпринимали никаких мер к мирному разрешению событий. Неизвестно, на что надеялись боевики, но на другой день они пропустили в здание Театрального центра депутатов Госдумы РФ Асламбека Аслаханова и Иосифа Кобзона, а также съемочную группу российской телекомпании НТВ и британского журналиста Марка Франкетти. Тележурналистам удалось записать на видео обстановку в захваченном театре, а Иосиф Давыдович Кобзон, как Заслуженный артист Чечни и народный депутат, вел себя так строго и напористо, что сумел уговорить боевиков отпустить троих детей и их маму. Четвертого плачущего малыша женщина выдала за своего и увела из страшного зала. Он остался жив. Позднее, но в тот же день, в здание смог войти руководитель отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф профессор Леонид Рошаль и его иорданский коллега доктор, доцент кафедры хирургии Академии имени Сеченова Анвар Эль-Саид. Их заставили вынести тело ранее убитой девушки. Передав тело сотрудникам «скорой помощи», педиатры вернулись в здание Театрального центра и вновь стали уговаривать террористов отдать им детей. Внешне совершенно невозмутимый, доктор передал раненым и больным заложникам медицинские препараты у пожилых людей поднялось давление, у некоторых случились сердечные приступы и обмороки и оказал им первую помощь. С 17 часов и до полуночи Леонид Михайлович несколько раз под разными предлогами входил в зал, приносил лекарства, воду, средства гигиены и оказывал помощь, в первую очередь, детям и, если удавалось, раненным террористами взрослым. На другой день внешне спокойный доктор Рошаль снова появился на Дубровке с огромными коробками медицинских препаратов от Красного Креста и стал обходить своих пациентов. Спокойно… Как во время обычного обхода пациентов в своей детской больнице… Словно и не видел вооруженных террористов и 18 шахидок, обмотанных «поясами смерти». А ведь кому-то из захватчиков показалось, что под белым халатом У Леонида Михайловича «что-то шевелится, не прослушка ли? Террористы не рискнули его тронуть. Хотя, конечно, все переговорщики, вернувшись из зала, где стоял запах смерти, описывали спасателям обстановку в захваченном театре, чем помогали руководителям операции. К тому времени захватчики объявили, что не имеют претензий к иностранным гражданам, оказавшимся в заложниках случайно около 75 человек из 14 стран, в том числе из Австралии, Германии, Нидерландов, Украины, Грузии, Азербайджана, Великобритании и США. Им пообещали свободу. Под этим предлогом в зале началась проверка паспортов. Детей — артистов мюзикла, иностранцев и мусульман после проверки размещали отдельно — на заминированном балконе. В центре зала и на балконе были установлены две большие самодельные бомбы — металлические бочки — ресиверы от «КамАЗа».
После этого нервы тех, кто был на улице, начали сдавать. Одна девушка, 26-летняя Ольга Романова, не выдержала и каким-то образом прорвалась через оцепление. Она шла к зданию Дубровки твердо и решительно — кричать и звать ее назад уже не было смысла. Ольга попробовала открыть центральные входные двери, но они были заперты изнутри. К несчастью, боковой вход террористы замуровать не успели. Она зашла внутрь. Через несколько минут в здании раздались выстрелы. Тело девушки забрали только на следующее утро… Заложники вспоминали, что Романова зашла в зал и стала громко требовать немедленно всех освободить. Позже было установлено, что она находилась в состоянии глубокого шока. Политковская, хоть и отправилась на переговоры без колебаний, позже вспоминала: на самом деле ее ноги были ватными от страха. Она сразу же попросила отпустить детей старшего возраста, на что ей ответили категорическим отказом. Тут детей нет. Вы забираете наших на зачистках с 12 лет, мы будем держать ваших. Чтобы вы почувствовали, как это», — сказал ей главарь Абубакар. Политковская смогла договориться хотя бы о том, чтобы принести воды для измученных заложников. Абубакар от себя добавил: «И соки принеси». Для них», — обосновал он. Ирина Хакамада В здание также зашла Ирина Хакамада. Ей террористы заявили, что готовы отпустить 50 заложников, как только к ним приедет глава администрации Чечни. Забегая вперед, скажем, что этого не произойдет. Кобзону же удалось вывести несколько детей.
Теракт на Дубровке 16 лет назад. Как это было
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
На смертниках — 25 поясов со взрывчаткой. Сцена заминирована. Две мощнейшие фугасные бомбы из 152-миллиметровых артиллерийских снарядов. Одна в партере, другая — на балконе. В любую секунду мог раздаться взрыв. По оценкам специалистов, количество взрывчатого вещества было настолько велико, что если бы детонация произошла, то погибли бы даже люди, которые находились в оцеплении. В зале — почти 800 заложников.
Сразу после захвата здания части актеров и сотрудников Театрального центра удалось бежать оттуда через служебные помещения. Ночью террористы отпустили 15 маленьких детей и нескольких иностранцев. Когда информация о захвате дошла до правоохранителей, к зданию были направлены милиция и военнослужащие внутренних войск, а также бронетехника и бойцы из отряда спецназа «Альфа». Переговоры Главарь боевиков Мовсар Бараев потребовал встречи с представителями власти.
Первая попытка установить контакт с террористами была предпринята 24 октября — ночью в здание центра пришел депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов. В ходе этих встреч боевики отпустили более 20 человек. Тем не менее в итоге террористы объявили, что утром 26 октября начнут убивать заложников. Штурм с применением газа Взрыв в здании Театрального центра мог привести к катастрофическим последствиям, поскольку главный зал не имел надежных опор.
Чтобы предотвратить массовые жертвы, решили использовать нервно-паралитический газ. Еще по теме Почтил память прыжком: мужчина нырнул в бассейн мемориала жертвам 11 сентября В ночь на 26 октября одна из групп спецназа проникла на первый этаж здания — в технические помещения, куда террористы не спускались из-за снайперов. Были сделаны отверстия для доступа к вентиляции, а также установлены видеокамеры. Силы спецназа, милиции, внутренних войск и бронетехнику стянули к Театральному центру.
Штурм начался раньше запланированного срока. В ночь на 26 октября у одного из заложников не выдержали нервы, и он бросился к смертнице, находившейся рядом с основной бомбой. В результате мужчина был расстрелян, еще двое людей — ранены, один из них позже скончался. Когда в Оперативном штабе узнали о жертвах среди заложников, было принято решение начинать штурм.
Перед этим силовики пустили в зал усыпляющий газ.
Там была другая операция, было другое общество. Мы сейчас живем в обществе, в котором умеют сострадать, принимают чужую боль как свою, где не накручивают цены таксисты, а наоборот, стараются довезти бесплатно. Там, где люди выстраиваются в очереди на сдачу крови.
В таком обществе честь жить и работать", - процитировали слова Васильева в пресс-службе фракции в субботу.
Теракт на Дубровке 16 лет назад. Как это было
«Нам отсюда уже не выйти». Истории выживших и погибших в «Норд-Осте» | В 2002 году 23 октября произошел захват террористами Театрального центра на Дубровке, где показывали мюзикл «Норд-Ост». |
Театральный центр на Дубровке | Сегодня театр на Дубровке продолжает радовать своих зрителей высококачественными спектаклями и концертами. |
Театральный центр на Дубровке. 21 год спустя - YouTube | Из Театрального центра на Дубровке взрывотехники изъяли в общей сложности 30 взрывных устройств, 16 гранат Ф-1 и 89 самодельных ручных гранат. |
Telegram: Contact @Govorit_NeMoskva | Новости по тегу: Театр На Дубровке. |
20 лет спустя. Бывшие заложники «Норд-Оста» о погибших близких и жизни после теракта | Вот неужели командир террористической группы, захватившей Театральный центр на Дубровке, Мовсар Бараев всерьёз мог рассчитывать, что в обмен на захваченных заложников государство откажется от результатов победоносной военной операции. |
Что требовали террористы?
- Кобзон и Рошаль вывели детей, а Пугачева не сумела. Роль звезд в помощи заложникам «Норд-Оста»
- Сергей и Галина Будницкие
- "Норд-Ост" девятнадцать лет спустя | Пикабу
- Политолог предрёк восстановление «Крокус Сити Холла» и установку в нём мемориала
- Иосиф Кобзон
- 58 часов кромешного ада под названием «Норд-Ост»
58 часов кромешного ада под названием «Норд-Ост»
Коллектив Театрального центра на Дубровке не поддается унынию и панике, которые бы означали признание силы вероломного террора. В 2002 году 23 октября произошел захват террористами Театрального центра на Дубровке, где показывали мюзикл «Норд-Ост». Например, после теракта в 2002 году на территории Театрального центра на Дубровке, который сейчас продолжает функционировать, были возведены храм и мемориал. Театральный центр на Дубровке считается одной из лучших концертных площадок столицы. В 21.05 московский театральный центр на Дубровке захватили вооруженные люди. В тот вечер в Театральном центре на Дубровке шел обычный показ вот уже больше года длящегося промоушена постановки.
Васильев сравнил трагедии в Crocus City Hall и на Дубровке в 2002 году
По результатам проверки Ваш отзыв может быть опубликован «как есть», отредактирован грамматика, разбивка на абзацы, удаление некорректных, не соответствующих формату проекта, неинформативных, или не относящихся к теме частей, CAPSLOCK, и т. Данная проверка проводится с целью недопущения использования OSD. RU для «чёрных» и «белых» промо-компаний, исключения грубости и некорректности, повышения информативности потока отзывов. Мы стараемся предоставить посетителям максимально качественную и достоверную информацию.
Захват заложников и требования террористов 23 октября 2002 года в Москве группа из 40 вооруженных боевиков захватила заложников в здании Театрального центра на Дубровке бывший Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода.
В момент захвата в здании шел второй акт мюзикла "Норд-Ост". В заложниках оказались 912 человек - зрители спектакля, артисты и работники Театрального центра, в том числе около 100 детей школьного возраста. Главарь террористической группы Мовсар Бараев потребовал от российских властей прекратить контртеррористическую операцию федеральных войск в Чечне. Боевики заминировали зрительный зал и разместили среди зрителей женщин-смертниц с "поясами шахидов".
Переговоры Более двух суток переговоры с террористами вели политики, депутаты, общественные деятели, представители Международного комитета Красного Креста и др. Позднее в тот же день в здание смог зайти руководитель отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф Леонид Рошаль, который передал заложникам медицинские препараты и оказал им первую помощь. В период 23-25 октября около 60 человек были выведены из здания переговорщиками или смогли убежать самостоятельно. Остальные заложники все это время находились без воды и пищи.
Штурм театрального центра Рано утром 26 октября 2002 года у Театрального центра прозвучали выстрелы. В связи с угрозой взрыва здания и гибели людей президентом РФ Владимиром Путиным было принято решение о немедленном начале спецоперации по освобождению заложников силами спецподразделений ФСБ России. Штурм, в ходе которого спецслужбами был применен газ, продолжался около 40 минут. Из них пятеро были застрелены боевиками до начала штурма, остальные погибли во время проведения спецоперации, а также скончались в больницах из-за кислородного голодания, обезвоживания и дыхательных расстройств, вызванных "воздействием неидентифицированного газообразного химического вещества" по данным следствия, газ не был непосредственной причиной гибели заложников.
Он помогал выносить из центра пострадавших, а после этого присоединился к инициативной группе, искавшей людей. Не пропустите Александр Цекало рассказал, как пережил страшную трагедию «Норд-Оста» Поиски заняли неделю: больницы отдавали умерших в морги. Цекало пользовался своей медийностью, чтобы найти жертв теракта. Случившееся наложило на Александра отпечаток: из-за увиденного у артиста возникла психотравма. Он даже пытался заглушить гнев и ужас алкоголем, пока не связался с коучем, которая помогла научиться выплескивать негативную энергию. Попытки помочь Алла Борисовна не комментировала события на Дубровке Екатерине Гусевой несказанно повезло: она играла в «Норд-Осте», но именно в день захвата заложников взяла выходной. Актрисе позвонил режиссер Сергей Ткачев, а когда узнал, что она дома, просто повесил трубку. Артистка поняла, что что-то случилось, услышала новости по радио и в итоге три дня простояла у здания Театрального центра вместе с родителями, чьи дети оказались внутри. Анне Политковской удалось уговорить боевиков разрешить пронести детям хотя бы воду и сок. Однако убедить террористов отпустить кого-то из заложников у журналистки, увы, не вышло.
Не пропустите Поджог или пожар? По слухам, ей удалось достать через знакомых план реконструированного здания, и она намеревалась передать его спецназу. Сама Алла Борисовна коротко отмечала лишь, что пыталась договориться об освобождении заложников. В пресс-службе арт-студии «Алла» дали больше подробностей. К памятнику жертвам теракта на Дубровке в Москве ежегодно съезжаются родственники погибших и участники событий «В момент захвата «Норд-Оста» в здании находились четыре человека, сотрудничающие с мюзиклом «Чикаго». Это концертмейстеры Татьяна Солнышкина и Ирина Оржеховская, а также автор либретто российской версии «Чикаго» Александр Карпов он, увы, погиб при штурме с супругой. Алла Борисовна как продюсер «Чикаго» не могла остаться равнодушной к судьбе сотрудников. Целью ее визита в здание были переговоры с террористами об освобождении «чикагцев». И, конечно же, Алла Борисовна пыталась помочь детям-заложникам. Уже много лет Пугачева защищает права детей, помогает детским домам», — поясняли представители певицы.
Не пропустите Пугачева сжигает мосты: 5 доказательств того, что Примадонна не вернется в Россию Примадонна была одной из последних знаменитостей, кому удалось войти в здание, однако даже ее авторитет не принес результатов: террористы никого больше не отпустили. Не увенчались успехом и попытки Сергея Говорухина.
Ru» Сергей Карпов , который проходит потерпевшим по ряду уголовных дел, связанных с терактом, и знакомился с их материалами. Он подчеркнул, что непосредственно к бойцам спецназа у него претензий нет: «Альфа» отработала на «отлично», хотя ее бойцы рисковали жизнью. А вот эвакуация была организована безобразно.
Например, для приема пострадавших была подготовлена 15-ая больница, которая размещена рядом с театральным центром. Но туда привезли только семь человек. Неподалеку от театра была также 13-ая больница, но туда почему-то привозят 300 человек. Столько в принципе невозможно принять в одно медучреждение», — сказал он. Карпов отметил, что российские власти до сих пор не раскрыли состав газа, что также вызывает возмущение родственников жертв теракта.
Но как это можно утверждать, если его состав до сих пор не раскрыт?! Ветеран «Альфы» Милицкий, в свою очередь, пояснил, что свои причины поступать именно таким образом у силовиков и российских властей были. Такие вещи никто и нигде не раскрывает. Что же касается эвакуации, то она готовилась. Юрий Лужков , например, который был тогда мэром, подогнал к месту штурма 100 «скорых».
Вы только представьте себе, как это разом можно найти такое количество этих машин? Но близко подъезжать они не могли, ведь тогда террористы догадались бы, что готовится штурм», — отметил ветеран спецназа. В то же время Милицкий признал, что при эвакуации были допущены определенные ошибки. А вот те, кого эвакуировали прочим транспортом, погибли. Нужно понимать, что офицеров «Альфы», других структур, милиционеров учат задерживать и уничтожать, а не спасать.
Иногда пострадавших клали на асфальт или на пол автобуса неправильно: у них западал язык, начиналась рвота, и они захлебывались», — сказал Милицикий. В целом же, по его словам, во время церемонии награждения силовиков в Кремле президенту Владимиру Путину тогда лично позвонил генсек НАТО и поздравил с блестящей операцией. Меня учили так: если при штурме погибает хоть кто-то из заложников, то, значит, мы где-то недоработали», — заключил Милицкий. После событий у метро «Дубровка» прошел ряд громких судебных процессов. В 2003 году Московский городской суд признал Заурбека Талхигова виновным в пособничестве терроризму и захвату заложников в Доме культуры на Дубровке, приговорив его к 8,5 годам лишения свободы.
А в 2004 году Лефортовский суд Москвы приговорил к семи годам тюрьмы майора милиции ОВД «Нижегородский» Игоря Алямкина, оформившего регистрацию в столице чеченской террористке Луизе Бакуевой, участнице захвата театрального центра. В 2014 году в Крыму был задержан подозреваемый в причастности к теракту 41-летний Хасан Закаев.
Содержание
- «Крокус Сити Холл»: будут ли восстанавливать зал, мемориалы жертвам терактов
- После «Норд-Оста». Как живут люди, пережившие теракт на Дубровке | Аргументы и Факты
- «Реальный захват в центре Москвы»: 20 лет теракту на Дубровке - Ведомости
- 17 лет теракту на Дубровке. Как развивались события - ТАСС
«Нам отсюда уже не выйти». Истории выживших и погибших в «Норд-Осте»
Я попросила разрешения принести им воду и получила согласие. Когда я покинула здание, то в течение всех последующих часов люди меня спрашивали: а как там, а что там, а что боевики? Но я не могла никому, в том числе и спецслужбам, описать детальной картины происходящего, потому что просто не владела ею. Никто из зашедших в здание — ни я, ни Кобзон, ни Рошаль, ни Политковская — не могли вести переговоры с боевиками профессионально. Да, мы что-то подметили, что-то передали, но этого было явно недостаточно. С террористами должны были разговаривать люди, которые умеют это делать. И они же обязаны были давать рекомендации тем, кто заходил в помещение по запросу боевиков.
Ради того, чтобы выиграть время и грамотно подготовить штурм, чего в итоге сделано не было. Getty Ирина Хакамада в дни захвата театрального центра. Алексей Филатов, президент союза офицеров группы "Альфа", лично знал людей, которые штурмовали Театральный центр на Дубровке. Власть и люди поняли, что на безопасности страны экономить нельзя Захват заложников в Театральном центре на Дубровке стал уроком и для властей, и для спецслужб. С тех пор многое изменилось. Усилились системы предупреждения и профилактики: вероятность даже попытки проведения подобных акций сведена к минимуму.
После "Норд-Оста" все знали, что для террориста из подобной ситуации есть только два выхода: либо в тюрьму, либо на тот свет. Один этот факт, я уверен, предупредил не одну трагедию. И уже в Беслане, захватывая школу, преступники знали, что не уйдут. И готовились не к переговорам, а к "кровавому шоу". Возможно, я скажу непопулярную вещь, но в 2002 году на Дубровке операция была проведена на высоком профессиональном уровне, и спецслужбы сработали очень грамотно. Могла бы быть лучше, например, налажена работа со СМИ.
Они не должны были в прямом эфире транслировать ход подготовки к контртеррористической операции и фактически предупреждать террористов о действиях штаба. Сейчас эта проблема решена на законодательном уровне. Что касается применённого усыпляющего газа, о котором часто говорят, как чуть ли не о химическом оружии, то это был всего лишь один из тех препаратов, что используют для наркоза при проведении хирургических операций. И, как и в случае с медициной, реакция на препарат у всех разная. Но, если бы газ не применили, взрыва или массового расстрела заложников было бы не избежать. Надо понимать, что в 2002 году Россия ещё только оправлялась от тяжёлой встряски 1990-х.
Армия, правоохранительная система, спецслужбы были не в лучшей форме. Сергей Будницкий, был заложником в Театральном центре на Дубровке вместе с 12-летней дочкой Ириной и 13-летней племянницей Ксенией.
Не для себя, а для него — чтобы выжил, для его сына — потерявшего в год отца, для его родителей. Да, до боли хотелось закрыться от всех и от всего, отдаться гореванию.
Но я не имела права жить в трауре, потому что рядом со мной были дети. У старшего сына в декабре был день рождения. И я понимала, что должна организовать праздник, должна улыбаться его гостям, потому что если у пережившего страшную беду ребенка еще и это отобрать, получается, второй раз накажу его. Кормить, водить в детсад и школу, на мультфильмы в кинотеатр, гулять в парке, кататься на каруселях — это было важно.
Часто лежала в больнице с младшим ребенком, он очень много болел. Ты ему меряешь температуру, сажаешь его на горшок, другому помогаешь делать уроки. Не можешь спрятаться от всего под одеялом. Тем более что навалилась куча разных проблем, с которыми раньше справлялся муж.
А теперь все было на мне. А потом случился Беслан. И справляться со всем, что навалилось, самостоятельно уже не могла, обратилась к психотерапевту. Он сказал: «Если вам легче, когда разговариваете об этом с людьми, говорите».
То есть знала, как меня зовут и как зовут мужа, что у нас двое детей, что живу в Калининграде, но у меня была очень короткая память. Врач ко мне заходила, задавала вопросы, я отвечала, она выходила. Через 5 минут она снова заходила — и я снова здоровалась и заново знакомилась. Ничего, что происходило в течение 58 часов до больницы, я не помнила.
Была прям вот беда. Когда вернулась домой, телевизор смотрела до рекламной паузы, а после уже не могла вспомнить, о чем шла речь. Книгу читала до того момента, пока ребенок не отвлекал, а когда возвращалась к ней, не могла не то что сюжет вспомнить, а сказать даже, что это было: детектив или фантастика. А потом разные люди задавали вопросы, я начинала по совету психолога на автомате отвечать, рассказывала то, что прежде никому не говорила.
Ответы, над которыми я даже не пыталась задумываться, помогали мне восстановить личные воспоминания. А они для меня были очень важны. С памятью проблемы сохранились, но они уже не такие острые, какими были первые годы после «Норд-Оста». Приспособилась к ним так, что они не влияют на мою жизнь.
Многие выжившие рассказывают о проблемах со здоровьем, вызванных им.
Юрий Лужков , например, который был тогда мэром, подогнал к месту штурма 100 «скорых». Вы только представьте себе, как это разом можно найти такое количество этих машин? Но близко подъезжать они не могли, ведь тогда террористы догадались бы, что готовится штурм», — отметил ветеран спецназа. В то же время Милицкий признал, что при эвакуации были допущены определенные ошибки.
А вот те, кого эвакуировали прочим транспортом, погибли. Нужно понимать, что офицеров «Альфы», других структур, милиционеров учат задерживать и уничтожать, а не спасать. Иногда пострадавших клали на асфальт или на пол автобуса неправильно: у них западал язык, начиналась рвота, и они захлебывались», — сказал Милицикий. В целом же, по его словам, во время церемонии награждения силовиков в Кремле президенту Владимиру Путину тогда лично позвонил генсек НАТО и поздравил с блестящей операцией. Меня учили так: если при штурме погибает хоть кто-то из заложников, то, значит, мы где-то недоработали», — заключил Милицкий.
После событий у метро «Дубровка» прошел ряд громких судебных процессов. В 2003 году Московский городской суд признал Заурбека Талхигова виновным в пособничестве терроризму и захвату заложников в Доме культуры на Дубровке, приговорив его к 8,5 годам лишения свободы. А в 2004 году Лефортовский суд Москвы приговорил к семи годам тюрьмы майора милиции ОВД «Нижегородский» Игоря Алямкина, оформившего регистрацию в столице чеченской террористке Луизе Бакуевой, участнице захвата театрального центра. В 2014 году в Крыму был задержан подозреваемый в причастности к теракту 41-летний Хасан Закаев. Московский окружной военный суд признал его виновным в том, что он организовал доставку оружия и взрывчатки террористам, Закаев получил 19 лет колонии строгого режима.
А вот в компенсации родственникам жертв и самим заложникам российские суды долгое время отказывали. Дошли до Верховного суда, потом пошли в Единый европейский суд по правам человека в Страсбурге. Хотя компенсацию на общую сумму 1,3 млн евро Минфин нам выплатил», — пояснил Карпов. Впрочем, некоторые потерпевшие относятся к этому вопросу по-другому. Если бы мы думали только о случившемся, то что бы произошло в нашей жизни?
Надо жить нынешним мигом и думать о будущем. У меня с тех пор родилось трое детей — что еще нужно? Хотя 26 октября встречаемся с моими студентами и отмечаем наш второй общий день рождения», — рассказал Денисов. Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Лучше бы снесли этот центр и разбили здесь парк. У меня со сном до сих пор проблемы. Тревожно как-то. Сегодня уснула в 2 ночи, проснулась в 5 утра. Со здоровьем не все ладно. Кто мне на мероприятии подходит один мужчина: что-то вы желтенькая? Рассказать вам, почему у меня лицо жёлтенькое? Да потому, что у меня печень полетела после случившегося. Многие погибли тогда как раз из-за отказа печени.
А кто-то после газа заснул, не проснулся. Мне повезло, я проснулась… Фото: Ирина Боброва — Вы с психологом общались? А так лечение за свой счет. Я когда заикнулась о медицинской помощи, меня высмеяли: что вам ещё надо, денег ведь дали. Моя компенсация составила 60 тысяч рублей. Москвичам больше давали, а я тогда жила в Армении. Панихида никак не начиналась. Наша небольшая компания отправились в храм. Там читали молитву. Дожидаться панихиды не стала.
Теперь здесь цирк
Интерфакс: Руководитель думской фракции "Единая Россия" Владимир Васильев считает, что теракт в Crocus City Hall имеет некоторое сходство с тем, что произошло в театре на Дубровке в 2002 году, но российское общество сейчас другое. Да, действительно, сейчас иногда даже русскую женщину можно бывает встретить в хиджабе. В фойе Театрального центра на Дубровке зрителей встречал трехметровый золотистый робот из подшипников — привет из советского прошлого бывшего Дворца культуры Московского подшипникового завода, в здании которого репетировали и играли мюзикл. Здание Театрального центра на Дубровке было построено в 1974 году на улице Мельникова и называлось Дворцом культуры Первого государственного подшипникового завода. После операции по освобождению заложников театральные постановки вернулись в центр, но популярности «Норд-Оста», первого российского мюзикла, они так и не достигли.
«Нас запихнули в тот же зал и сказали играть»: что стало с «Норд-Остом» после теракта
Они ждали не только известий, но и реакции властей — ее не было. С 25 октября на Дубровке начались митинги — люди требовали, чтобы силовики стали активно действовать для освобождения заложников. Один из митингов, который провели родственники заложников, состоялся возле собора Василия Блаженного. Главарь террористов требовал встречи с властями. Президент Владимир Путин тогда хоть и отменил все рабочие поездки и встречи, но на диалог с захватчиками не шел. Им удалось передать заложникам воду, средства гигиены и медикаменты, а также вывести из театра несколько человек.
Одним из переговорщиков с террористами был артист Иосиф Кобзон. Так погибло по меньшей мере трое человек. Всё это время террористы практически не давали заложникам еды и воды, многих не выпускали в туалет. Устав ждать, пока их требования выполнят, боевики объявили, что утром 26 октября начнут убивать заложников. Тогда же силовики приняли ответное решение о спецоперации.
По ней пустили усыпляющий газ. Ближе к шести часам утра, когда газ начал действовать, несколько групп спецназа ворвались в зал со штурмом. Параллельно началась эвакуация. Спецназовцы выбивали в театре стекла, чтобы в здание попадал свежий воздух. К восьми утра 26 октября 750 заложников оказались на свободе.
Освобожденные из театра заложники — всего их оказалось 750.
Под дулами автоматов террористы согнали со сцены в зал всех артистов. На сцену вышел их главарь, назвавшийся Бараевым. Oбращаясь в зал, он сказал: «Вы тут жируете, а наш народ много лет борется за независимость, вы должны заставить ваше правительство вывести свои войска из Чечни». Несколько захватчиков принялись прикручивать взрывчатку скотчем к стульям. Пусть выдвигают правительству требование освободить Чечню от своих войск. Чтобы пройти в туалеты, надо было выйти в фойе, где до входной двери рукой подать. Очевидно, это не устраивало террористов.
Они никого не хотели выпускать из поля зрения. Поэтому нужду справляли сразу по несколько человек под дулом автомата чеченца сначала на лестнице, ведущей в подвал, а затем в маленьком помещении, напоминающем радиорубку. Помещение, в которое водили в туалет, оказалось слишком мало и быстро пришло в негодность. Поэтому бандиты решили превратить в туалет оркестровую яму. Туда разрешалось ходить в определенное время при наличии поднятой руки и по очереди. Причем передвигаться можно было только со стула на стул. Ходить нельзя, за этим следили шахидки. Командуя очередью, они проявляли свои симпатии и антипатии.
Если время истекало, доступ в яму прекращался. И это была пытка. Чтобы туда попасть, надо было вскарабкаться на стул, а затем на высокий барьер. С барьера надо было слезать задом, сначала нащупав ногами шаткий высокий табурет, а с него умудриться спуститься на какую-то подставку, на которой этот табурет стоял, и не сломать при этом ноги. Мне это удавалось проделывать с большим трудом. Настоящее испытание начиналось внутри ямы. Надо было преодолеть брезгливость, унижение, стыд и страх. Раз от разу места, куда можно было безбоязненно вступить, становилось всё меньше и меньше, а соответствующие запахи — всё сильнее и сильнее.
Сверху за происходящим наблюдала пара террористов с автоматами и неизвестно с чем в головах. Вместо туалетной бумаги в ход шли ноты еще недавно звучавшей музыки. Есть было нечего, да и не хотелось. Спустя некоторое время откуда-то появились маленькие шоколадки, сок и взбитые сливки в баллончиках. Позже я узнала из интернета, что боевики притащили это из буфета. Сок бандиты кидали со сцены сидящим в первых рядах, как собакам, а шоколадки и баллончики со взбитыми сливками пустили по рядам. Понятно, что до нашего девятнадцатого ряда мало что дошло. Когда передали сливки, меня затошнило от одного их вида, а ты сделал пару впрыскиваний в рот и передал баллончик девочкам, сидевшим справа от тебя.
Их глаза с момента захвата не просыхали от слез. Ты как мог развлекал их. У одной из девчонок с собой был роман Максима Горького «Мать». Прочитав его залпом, как умел это делать, ты стал с юмором пересказывать школьницам его содержание, проводя параллель с происходящими в зале событиями. А под конец сказал: — Не плачьте, девчонки, всё будет хорошо. Теперь я — и ваша мать, и ваш отец. Удочеряю обеих. И девчонки заулыбались!
Одна из них даже пообещала, что обязательно прочтет этот роман. Последняя ночь была ужасной. Все уже отупели от сидения. У меня была только одна мечта — принять душ и вытянуть ноги, которые нещадно ныли. К тому же большую бомбу с первых рядов почему-то перетащили и установили через ряд от нас. У парня, сидевшего в последнем ряду, видно на этой почве, «поехала крыша». Он вдруг вскочил и побежал прямо по креслам вперед. Началась стрельба.
В результате в парня не попали, а убили мужчину, мимо которого он пробежал, и ранили в живот женщину, которая сидела с мужем и дочкой. Женщину вынесли и уложили где-то у выхода из зала. Заметив это, я с облегчением подумала: «Значит, жива! Что с ним стало, не знаю. Что стало с женщиной, тоже не знаю. Муж просил вызвать скорую, но ему в грубой форме отказали. Этот инцидент подействовал на нас удручающе. Сон не шел.
Задремали под утро. Я проснулась от беготни на сцене. В нос ударил неприятный запах, террористы в панике метались по сцене, и я поняла, что зал заполняется каким-то газом. Ты спал. Я растолкала тебя. Ты был сонный и вялый. На полу стояла бутылка с водопроводной водой, которую раздали вечером шахидки. Я намочила бумажные носовые платки.
Один дала тебе закрыть рот, второй приложила себе. Инстинктивно натягивая ворот свитера до носа, я подумала: «Надо сказать, чтобы ты закрыл лицо пиджаком». И с этой мыслью отключилась, не успев ее озвучить... Второй раз я очнулась уже на кровати в боксе с белыми кафельными стенами. Я лежала под капельницей с трубкой в носу, и от меня тянулись какие-то провода. Вошла женщина средних лет в белом халате. Это институт скорой помощи Склифосовского. Я заведующая отделением токсикологии.
Поздравляю, вы вернулись с того света. Мы сидели рядом. Что с ним? Вас привезли на машине скорой помощи одну. Но вы не волнуйтесь. Наверное, он в другой больнице. Потом приходили какие-то люди, комиссии, и все отмечали, что мне очень повезло. А я говорила только об одном, что я сидела рядом с мужем, и просила их узнать, куда он попал.
Мне обещали. Приходила женщина-психолог.
Первая мысль была: ну надо же, мы шли освобождать заложников, а их всех убили. Но тут я услышал, как кто-то всхрапнул. И тут же вспомнил, как нас инструктировали — все вырубятся и будут спать минут 40. И мы начали делать людям антидот. У каждого из моих было по 4-5 шприцев. Кололи в руку или в бедро. И вытаскивали человека в фойе. Когда я вытаскивал первого заложника, заметил легкий сквозняк — витражи в фойе уже были выбиты.
Там у его группы был бой. Террористы были уничтожены. Они на втором этаже не отключились — возможно, до них газ не дошел. Или его мало осталось. Но только через 40 минут после его начала смогли запустить врачей. Потому что велось разминирование. В зале и на сцене. Саперы зашли вместе с боевыми группами. Вытащил, положил - и в зал за следующим. И слышать это было больно.
Если бы не пустили газ, то просто погибли бы все заложники. Террористы взорвали бы всех. И тех кто в зале, и тех, кто зашел, чтобы спасти людей. То есть нас. Но мы восхищались этими людьми, которые заходили к террористам без страха — Кобзоном, Аушевым. Они же не просто к ним ходили, а спасали, выводили хоть какое-то количество заложников - женщин, детей.
Рядом построили храм Кирилла и Мефодия. Здание театрального центра на Дубровке вполне используется, в прошлом году его переименовали в театр на Мельникова.
И локация понятна, и отрицательных эмоций не вызывает. О случившемся напоминает лишь мемориальная доска на углу здания. По официальным данным погибли 130 заложников, по неофициальным - 174 человека. Театр на Мельникова, он же театральный центр на Дубровке построен в 1974 году, как Дворец культуры 1-го Государственного подшипникового завода.
Теракт на Дубровке: 21 год после трагедии «Норд-Оста»
Играем на сцене театрально центра "На Страстном". Из Театрального центра на Дубровке взрывотехники изъяли в общей сложности 30 взрывных устройств, 16 гранат Ф-1 и 89 самодельных ручных гранат. В 2002 году 23 октября произошел захват террористами Театрального центра на Дубровке, где показывали мюзикл «Норд-Ост».