Новости роберт гараев слово пацана читать

В издательстве Individuum готовится к выходу книга создателя паблика «Казанский феномен» Роберта Гараева — «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х. Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Громкие обвинения посыпались на голову известного писателя Роберта Гараева после выхода интернет-версии его книги «Слово пацана». В 2020 году вышла книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберта Гараева, которая легла в основу сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте».

Account Options

  • Как я писал эту книгу
  • «Слово пацана»: в свет вышла новая книга о казанском феномене –
  • Роберт Гараев, книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» — Реальное время
  • Как в кино
  • Роберт Гараев, книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» — Реальное время
  • «Теперь ты считался пацаном»

Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»

Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Казань. Роберт Гараев, автор этой книги, попал в «Низы», одну из местных банд, еще в средней школе. Спустя 30 лет он решил выяснить, откуда взялся казанский феномен — полторы сотни подростковых группировок, что сначала «делили асфальт» в драках район на район, а затем начали массово истреблять себе подобных, — и как вспоминают те суровые дни сами пацаны, бывшие сотрудники милиции, адвокаты и простые жители города, обезображенного страхом и жестокостью.

Фото: открытые источники Многосерийный фильм Жоры Крыжовникова, посвященный подростковой преступности в Казани 80-х годов, стал одним из самых обсуждаемых проектов за последнее время. Для кого-то это просто необычная остросюжетная криминальная драма, для других — повод для беспокойства. Оценивают сериал очень по-разному, а потому в нашем сегодняшнем обзоре речь пойдет об одноименной книге Роберта Гараева, по мотивам которой снимали «Слово пацана». Об авторе Яра Горина, автор фэнтези из Минска. Да, она действительно читает все книги, о которых рассказывает. От корки до корки.

Утверждает, что на одно произведение уходит два вечера и две ночи. Произведения в жанре тру-крайм частенько обвиняют в том, что они романтизируют преступников и не всегда с должным уважением относятся к тем реальным людям, что стали их жертвами.

Выход был только один: принять предложение знакомых и вступить в группировку, чтобы не быть «чушпаном» и не терпеть регулярные побои. В городе патриархальный надзор семьи ослабевал, многочасовой физический труд отсутствовал. Жизненный уклад тут был другим, а свободного времени было слишком много. Что делать, чтобы не смеялись и не били? Влиться в группировку». Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Почему милиция не боролась ОПГ в Казани Чудовищный набег «Тяп-Ляпа» на Ново-Татарскую слободу в конце августа 1978 года, показанный в сериале «Слово пацана», не мог остаться без внимания советских властей.

В Казани оперативно создали спецгруппу для борьбы с бандитами. Четырех главарей группировки арестовали и приговорили к расстрелу. Однако, как отмечал в своей книге Гараев, «расстреливать стольких юных парней было не комильфо». Двоим высшую меру заменили 15 годами лишения свободы — максимумом по старому Уголовному кодексу. Около 30 участников банды получили серьезные сроки. Главные роли в «Слове пацана»: топ-7 парней из сериала Суровость наказания казанскую молодежь не остановила. Новые группировки появлялись как грибы после дождя. В интервью журналистке Саше Сулим бывший сотрудник уголовного розыска Александр Аввакумов рассказал, что правоохранители были в курсе «подвигов» группировщиков, да и самих их знали в лицо.

И я благодарен ребятам, что они помогли это сделать. У меня есть много интервью различных людей, но все равно каждую главу предваряет мой авторский текст. Грубо говоря, дайджест, а дальше герои начинали говорить от себя. RU — Какими способами вы общались с этими героями? По мессенджерам, видеосвязи, с кем-то созванивался по телефону и встречался лично. Это закрытое сообщество, и в нем общение с журналистами не приветствуется вообще. Но тут мне нужно было убедить их. Для этого я создал паблик «ВКонтакте». Эта соцсеть понятна людям в местах заключения. Я открыто написал в шапке паблика, что это исследовательский проект для того, чтобы сделать книгу про группировки.

И они нормально реагировали, потому что у меня был опросник — в нем не обязательно было называть свое имя, по желанию человека. Многие дали интервью анонимно. Для меня был важен только возраст, потому что книга охватывает 40 лет. По этой хронологии в 1980—90-х группировки трансформируются в ОПГ, а 2000-е с 2010-ми я тоже затронул, чтобы показать, как это все уходило вниз. В динамике пик был в 1980—90-х, а дальше все шло по нисходящей. Поэтому мне нужны были люди разного возраста. Самый старый человек, который дал мне интервью, 1944 года рождения. И есть молодые 20-летние мальчики, которые рассказывали, как это происходит сейчас. RU — Сколько процентов людей из них имели тюремный опыт? В местах заключениях нет права пользоваться телефоном, и мне было важно не раскрыть их.

Мы переписывались и созванивались, а когда вышли, то лично познакомились. Такого нет, потому что есть негласный закон, что участников ОПГ в большую власть не тянут. Но есть люди, ставшие успешными. Истории публичны. Кто-то поднялся высоко, но это стереотип, что если ты в 1990-е был бандитом, то сейчас депутат или миллионер. Скорее, таксист или строитель, потому что на другие работы тебя не берут. Если в 1990-е ты был связан с криминалом, то, скорее всего, тебя посадили, попортил здоровье, наверняка приклеились вредные привычки вроде употребления тяжелых наркотиков. Основная масса — не у власти и не с деньгами. RU «Мне рекламу сделала прокуратура Татарстана» — Что происходило, когда вы выпустили книгу? Я немного расстроился.

Но с другой стороны, у меня была очень хорошая реклама, которую мне сделала прокуратура Татарстана. Точнее, все произошло благодаря телеканалу НТВ и местной телекомпании «Эфир». Они меня реально обманули. Наши интервью почикали и в конце вывели лжесоциолога. Он сказал: «Народ Татарстана против выхода этой книги. На презентациях будут приходить толпы протестовать». На тот момент книги еще не было ни в электронном, ни в бумажном виде. Естественно, никакой романтизации криминала там нет. Книга у меня достаточно жесткая. Но протестная реклама работает — если запрещают, значит, там есть что-то прикольное.

И скепсис, который мог быть у криминальных кругов, сменился на интерес: «Поддержим автора, раз тут про нас пишут и это запрещают». Это хорошо сработало. Еще до выхода сериала по меркам российского рынка книга прозвучала хорошо. В Татарстане есть детский омбудсмен Ирина Волунец, и она как будто рекламный агент этого сериала. Она же самая первая кричала, что детям нельзя его смотреть. Не позволяйте детям его смотреть. А если посмотрели, то, дорогие родители, поговорите и объясните ребенку, что это такое. В итоге, кажется, она мою книгу прочитала, ко мне претензий не было. У нас есть контакт в мессенджере, с Новым годом поздравляла. RU — Как ваши дети отреагировали на сериал?

Ей это было интересно.

«Конец мог бы быть любым»: автор книги «Слово пацана» о финале сериала

В книжных магазинах закончились экземпляры книги «Слово пацана» Роберта Гараева. «‹ ›» Роберт Гараев. Cлово пацана. Наверно, теперь и он мог бы, как другой его знакомый, который живет у Ротонды, пришить на пару с дружком одного фраерка за какую-нибудь тысячу лир. Актеры сериала «Слово пацана»: кто играет, где снимались и что с ними еще посмотреть.

Описание и характеристики

  • Бесплатно читать онлайн Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
  • Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х: краткое содержание, описание и аннотация
  • «Слово пацана»: экс-участник ОПГ написал книгу о казанских бандитах // Новости НТВ
  • Гараев, Роберт Наилевич — Википедия

Актеры сериала «Слово пацана»: кто играет, где снимались и что с ними еще посмотреть

Роберт Наилевич Гараев. О том, как жил криминальный мир Казани 1980-х, «» рассказал журналист Роберт Гараев — автор книги, которая легла в основу сериала «Слово пацана». В подкасте «Что случилось» мы говорим с Робертом Гараевым. Он сам был участником такой банды, а потом написал об этом феномене книгу «Слово пацана. Роберт Гараев Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно целиком (полностью) без регистрации на телефоне или компьютере. Страна и мир - 6 декабря 2023 - Новости Липецка - Книга Роберта Гараева «Слово пацана.

Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х

Слово пацана. Книга - Слово пацана Автор - Роберт Гараев Жанр - #криминал #нон-фикшен Год выпуска - 2021 год 18+ Экранизация - 12 сентября 2023 год. Роберт Гараев, автор книги “Слово пацана”, по которой сняли одноименный сериал, рассказал любопытную вещь. Культура «Слово пацана» интервью «Маскулинная культура в России была всегда». Читать онлайн «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). Читайте также другие книги автора Роберт Гараев бесплатно у нас в библиотеке.

«Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников?

Насколько знаю, молодежь что-то записывает в «ТикТоке», особенно реагируют мужчины за сорок, которые сами пережили всё это. Это своего рода причастность… Отсюда неприятие, отторжение и фейки. Например, самый нашумевший — про историю в Иркутске, где подростка убили сверстники якобы со словами из сериала. Потом, правда, выяснилось, что они его даже не смотрели.

Мне кажется, у журналистов, запустивших этот фейк, был элемент хайпа. Если написать, что подростки убили подростка, то такой реакции не было бы, для России такая новость слишком частая. А вот если добавить к ней «Слово пацана.

Кровь на асфальте», то она завирусится. То же самое было и с новостью, что якобы в Набережных Челнах подростки, насмотревшись сериала, стали «делить асфальт». На самом деле, как выяснилось позже, они играли в снежки.

Мне кажется, что у людей есть просто желание высказаться на эту тему, такой, знаете ли, вид рецензии. Он предложил ограничить его показ… — У меня такое впечатление, что ему кто-то из подчиненных показал видео не с теми объяснениями. Я и сам бы испугался, если бы увидел то видео, поэтому мне понятна его реакция.

Но дети просто играли в снежки, это совершенно безопасная игра. Но тут всё, конечно, зависит от правил в вашей семье. Ему понравилось.

Он видел, как я работал над книгой, и понимает, что никакой романтизацией группировок не занимаюсь. Просто радуется успехам папы. Моей дочке шестнадцать лет, и она говорит, что в ее классе все смотрят сериал.

Автор — журналист, использовавший для книги не только «показания» свидетелей, но и собственный опыт. В ранней юности он пару лет состоял в банде «Низы» и видел эту криминальную субкультуру воочию. К 14 годам в городе, где орудует более сотни банд, подростки либо присоединялись к одной из них, либо становились их жертвами. К счастью, по мере прочтения книги проясняется, что весь этот разгул подростковой преступности — явление скорее уникальное. И даже если какие-то современные подростки решат повторить «подвиги» из 80-х, то это станет не более чем отдельным криминальным эпизодом. Автор довольно глубоко исследует тему начиная с истории и традиций этих мест. Население Казани не моноэтничное, и ввести какие-то правила, чтобы избежать кровавых «ледовых побоищ» стенка на стенку, пыталась еще Екатерина II.

В советское время межэтническая рознь поутихла, но в город активно проникла криминальная культура.

В молодежную банду он попал так. Один из местных гопников стал требовать у него деньги.

Причем, сумма была явно неподъемная для советского школьника — целых три рубля. К тому же, было ясно, что на этом он не остановится, а будет требовать новые суммы систематически. Восемь из одиннадцати одноклассников Роберта так или иначе были связаны с подростковыми ОПГ.

И для защиты он был вынужден стать участником одной из них, выбрав группировку «Низы» по своему месту жительства. На тот момент ему было четырнадцать лет. Молодежь использовалась для пополнения рядов и противостояния конкурентам.

Несмотря на явную финансовую ориентацию, первое собрание «низовских», на которое попал Гараев, было обставлено в духе пионерской романтики. На лесной поляне под старым деревом горел костер, куда ребята бросали картошку. Его приняли без всяких вопросов, но, по традиции, проверили стойкость с помощью нескольких внезапных ударов.

Участие в ОПГ больше всего напоминало обычную работу. В обмен на предоставляемую защиту требовалось посещать собрания несколько раз в неделю, воздерживаться от выпивки и курения, а во время войны с соседями — участвовать в рейдах на их территорию и защите своей. Роберт столкнулся, как с бессмысленной суровостью, так и с настоящей мужской дружбой.

Со временем интерес к такому образу жизни у него угас, он начал пропускать низовские сходки. Его собирались «отшить», т.

Вам кто-нибудь симпатичен из героев? Также мне нравится Зима, которого сыграл Лев Зулькарнаев. Вова Адидас сложный герой для меня. Как вам история Марата? Берется два героя: один - пацан, другой - чушпан. В конце они должны поменяться ролями. Что может привести Марата к тому, чтобы он нарушил правила группировки? Только трагическая любовь.

Мне не особо понравился Комсомолец. Какой-то он чересчур карикатурный. Что вы думаете? Многие комсомольцы мне писали отзывы, мол, почему его герой получился таким карикатурным, но я не знаю, что ответить. Возможно, у меня было меньше всего консультантов именно в этой области. Если честно, у меня была даже какая-то личная обида, о которой я рассказываю в своей книге: меня как-то завел в отделение ОКОДовец, засунул кирпич в валенок и дубасил по почкам. Была история, что переделали конец сериала… - Жора Крыжовников идеалист. Он сразу закладывал в смету, что возможны пересъемы. Жора понял, что нужно переделать концовку, так как это был важный момент. Вы знаете, будут ли цензурировать сериал на телеэкранах?

Будет ли второй сезон? Второй сезон - 91 год, а третий - 93. Не думаю, что это будут снимать. Вы ожидали, что будет такой ажиотаж? Чем планируете заниматься еще? Как справляетесь с обрушившейся славой? Не успеваешь снять телефон, а уже даешь интервью.

Роберт Гараев - Слово пацана

Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» — Консультировали по каким вопросам? Я просто единственный из съемочной группы, кто жил в Казани в 1989-м. Так что следил, во что нужно одеть героев, как на них должна сидеть шапочка-«петушок» — в строгом соответствии с локальной пацанской модой Казани 1989 года, как они должны говорить друг с другом, а как не могли говорить ни при каких обстоятельствах, как могли поступить, а как не могли.

Надписи воспроизводил по памяти — на гаражах, на стенах. В общем, за все пацанские казанские специалитеты отвечал исходя из положений пацанского кодекса. Прожил ты жизнь эту сложную дворовую маскулинную, прошел группировку — эти пацанские правила и понятия вшиты в подкорку.

Кто-то с ними сжился, а кто-то живет параллельно этим понятиям. Они есть, ты есть. Ты не поддерживаешь, условно, все эти «пацаны не извиняются», «пацан сказал — пацан сделал», «пацан всегда прав», «нет закона выше пацанского» — но ты их помнишь и в какой-то ситуации, в каком-то контексте подсознательно можешь повести себя по каким-то своим правилам.

Я понимаю, почему они существовали в группировках — подростки считали себя элитой этого государства в государстве и как элита устанавливали высшие законы. Но в нормальной жизни не извиняться — это как? Мир живет по принципам новой этики, все прислушиваются к каждому — это не о том.

Или Казань все же была уникальна? В Казани просто все было гипертрофировано, максимально ярко. Из-за обилия молодежных группировок Казань стала символом подростковой преступности и имела славу одной из криминальных столиц СССР.

Это был закат тоталитарного государства, и подростки, ощущая это, строили свою модель тоталитарного государства в государстве. Но — более жестокую, более дисциплинированную, более военизированную структуру. В Казани было очень много группировок, они разрастались как грибы.

Шли многочисленные «войны за асфальт». Там подростки жили только этим. В других городах СССР пацанская субкультура соседствовала с другими — металлистами, рокерами, панками и т.

В Казани же этих неформальных движений не было — были одни пацаны. Нет, наверное, отдельные панки были — но это точно были очень смелые, даже отчаянные ребята, потому что выжить в том мире им было ох как непросто, фактически опасно для жизни. Я уже говорил в разных интервью и повторюсь: мир казанского феномена — это «Хогвартс».

Он страшный, но в нем есть набор определенных практик, свод четких правил, которые были большинству людей совершенно незнакомы. Но, как только человек начал смотреть сериал или читать книгу, ему становится ясно, что целый мир улицы живет по этим правилам, и за этим интересно наблюдать.

С моей истории списан только вход в группировку, дальше он Андрей — прим.

Автор книги признался, что вопреки всем очевидным препятствиям многие общественники и представители власти выступили против «Слова пацана» - прим. Однако Гараев не мог предвидеть, что народ проявит настолько сильный интерес к сериалу. Ведь действительно, сейчас от многих россиян, как на улице, так и в Сети можно услышать обращение «чушпан».

И это лишь один из немногих и, пожалуй, самый безобидный пример. Примечательно, но он так и не сумел сказать, кому из героев симпатизирует.

Хотелось узнать, чем они занимаются. В основном в группировку попадали по двум причинам: либо ты вырос в одной компании с пацанами и не видел другой дороги, либо искал спасения от каких-то проблем. В любом случае пока ты не был в группировке, ты был чушпаном, чертом и лохом. Ты не был гражданином мини-государства, а значит, был вне его системы привилегий и не попадал под его защиту Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Как вступление в группировку «Низы» изменило вашу жизнь? Самое главное — появились частые сборы.

На сборах мы играли в футбол, иногда занимались спортом, просто стояли и разговаривали. Правда, очень скоро это стало в тягость. Особенно зимой, когда холодно и ты хочешь провести время по-другому, но все равно обязан идти на сборы — непонятно зачем. В эти моменты было ощущение серости и беспросветности. Зато ты менялся в статусе — считался пацаном и мог находиться в сообществе людей, которые кажутся крутыми. Если перевести на современный язык, у тебя словно появлялся миллион подписчиков. Правда, я себя суперкрутым не считал — наоборот, у меня был синдром самозванца. Мне казалось, что скоро меня разоблачат — я же ботаник, отличник, и мне тут не место.

Боялся, что мне дадут какое-нибудь задание, а я с ним не справлюсь. Внешних опасностей на сборах было две. Во-первых, менты, которые могли приехать и забрать в отделение тех, кто не успеет убежать. Во-вторых, курировавшие нас старшие, которые заходили с проверками. Проверяли они наше количество, могли внезапно нагрянуть и застать кого-нибудь за курением сигарет, хотя для наказания хватало и сигаретного запаха Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» «Тебе старались сломать нос» Чем «Низы» отличались от других молодежных группировок Казани? Правила поведения у всех группировок были общегородские: всегда стоять за свою улицу, представляться, если идешь по чужой территории, причем даже если понимаешь, что перед тобой враги и они в большинстве. Не курить, не пить, не употреблять наркотики — отличий у группировок было мало.

Всего в одноименной группировке из этого микрорайона было около ста человек — точнее сказать сложно, поскольку у участников разных возрастов были свои сборы, и мы пересекались редко. Это была большая и очень сильная группировка, участников которой мы считали отморозками. Однако мое участие в «Низах» пришлось на более-менее спокойное время. Пару раз мы стояли наготове и ждали набега со стороны «Грязи», но все как-то разрешилось. Если и были драки между группировками, то на бытовой почве — они быстро стали обыденными. Моя первая, например, произошла уже на второй месяц после «пришивания». У нас была война, сейчас уже не вспомню с кем, и к нам в ПТУ приехали драться два вражеских пацана. Неприятели были выше нас на голову.

Мы молча зашли в подъезд и встали возле лифтов на первом этаже в боевые стойки. После команды «Поехали» те двое тяжеловесов месили нас на протяжении нескольких минут Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Как складывались ваши отношения в группировке со старшими и ровесниками?

Нас учили быть сильными и готовили отстаивать интересы своей улицы. Чем объяснялась необходимость состоять в них? Когда построили завод «Теплоконтроль», вокруг него создали и новый микрорайон, куда заезжали разные семьи. Подростки из этих семей воспринимались местными враждебно, их постоянно задирали, грабили. В ответ на это ребята из нового района стали собираться вместе, чтобы дать отпор. И запустилась цепная реакция — эта практика распространилась на всю Казань, породила субкультуру.

А еще участие в группировке позволяло людям, у которых не было иных социальных лифтов, получить поддержку и внимание. Например, еще до революции в Казани проводились массовые драки, настоящие ледовые побоища — это случалось зимой на озере Кабан. Татарская слобода дралась с русскими, то есть конфликт имел этнические корни. В советское время это изменилось, национальная рознь затихла, но и в 40-е, и в 50-е люди находили в себе силы и энтузиазм, чтобы просто драться, без какой-либо идеи. К 80-м стихийное и малопонятное уличное насилие стало организованным, появилась новая причудливая логика и этика, в рамках которой существовал целый город. Были созданы около 100 группировок. В 80-е годы дрались за символический авторитет, этот период я называю «битва за асфальт». Тогда участники группировок не искали никакой материальной выгоды — всё это пришло позже, в 90-е. Для пацанов из 80-х значение имело только уважение на улицах.

Почему так вышло в России? Во-первых, маскулинная культура в России была всегда, это основа нашего менталитета. Агрессивная «пацанская» субкультура с ее этикой и эстетикой — часть большой маскулинной культуры. Во-вторых, хрущевская амнистия, после которой на свободу вышло огромное количество заключенных, принесла в культуру очень много своеобразного колорита, появился особый фольклор, да и сами по себе эти освобожденные люди были весьма яркими и запоминающимися личностями. Низовая дворовая эстетика пропитывала жизнь всего Советского Союза, как рэп в наши дни. Это не могло не повлиять на становление пацанов и не войти в культурный код.

Роберт Гараев - Слово пацана

Никогда не забуду нашумевшую статью про люберов в «Огоньке», живой динамичный лонгрид — и особенно пассаж о том, как какой-то жертве полоснули по лицу опасной бритвой, и он побежал, поддерживая отваливающийся подбородок… Ну и как дальше было жить с этим знанием? На улицу страшно выйти. Надо сказать, что с тех пор тема молодёжных группировок никогда особо далеко из медиапространства не уходила. То и дело демонстрировались разные телефильмы с плохо разыгранной реконструкцией событий , в основном на дальних малосмотрибельных телеканалах. Как-то осмысливало это всё искусство, кино и художественная литература. Шамиль Идиатуллин «воспел» в кавычках! Идиатуллин же написал блёрб для «Пацана»: «Интересная и очень важная попытка взгляда на так называемый казанский феномен в первую очередь изнутри». Почему нас заинтересовал сей труд? Вроде бы: социологическое исследование, основа — интервью, цитаты из прессы и всяких важных работ о феноменах молодёжной преступности. Специфическая литература, верно?

Но помимо того, что это просто увлекательный, полифонический если можно так выразиться эпос, он передаёт дух эпохи, заставляет задуматься о том, почему же люди так любят ходить строем, и о других вопросах человеческой натуры. Это — насыщенное повествование, на уникальном языке. Или языках — ибо интервью «вербатим» же, а герои говорят либо так, как говорили в своей юности бритоголовой, либо — с налётом современности.

Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними. Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы».

Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили. Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше. Если бы началась серьезная война с другой группировкой, мой возраст стал бы основной боевой единицей — пехотой «Низов». В 1991-м меня отшили — исключили из группировки.

Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть. Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное.

Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу. Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Для этого я завел во вконтакте группу «Казанский феномен» [1] , где начал делиться деталями исследования.

Сеттинг сериала разворачивается в Казани, но большая часть съемок прошла в Ярославле. Изначально авторы сериала планировали снимать в столице Татарстана — группа уже начала проводить пробы среди местных. Но, как рассказал автор книги «Слово пацана» Роберт Гараев, проект не понравился местным чиновникам, из-за чего всю работу пришлось перенести в другой город. Это ничуть не помешало передать атмосферу позднего СССР. К примеру, популярное место сборов «Универсамовцев» с хоккейной площадкой снимали в одном из домов Брагинского района. Фасад ДК, где проходила дискотека, — это фасад Дома культуры на Резинотехнике. Чтобы убедить зрителя в том, что действие происходит в Казани, авторы сериала сделали вывески на татарском языке.

Даже сцены с московскими эпизодами снимались в Ярославле. Реальная история пацанов Не все знают, но Жора Крыжовников вдохновлялся событиями, которые происходили в Татарстане в реальной жизни. Некоторые актеры, играющие в «Слове пацана», возможно, имеют реальные прототипы. Сериал базируется на документальной работе Роберта Гараева — «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х». Книга посвящена культуре уличных банд, образовавшихся в период позднего СССР. Роберт сам был членом одной из таких группировок.

Цифровая книга Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» 799 р. Ранее мы рассказывали: Лучшие триллеры 2023: рейтинг фильмов Будет ли второй сезон? Кровь на асфальте» получил статус самого популярного сериала ноября 2023 года. Бешеная популярность картины фактически дала зеленый свет на выпуск продолжения. И хотя официально авторы не подтверждали работу над вторым сезоном, в пресс-службе Wink говорили о возможных съемках, которые «начнутся не раньше января 2024 года». Подтверждаем эти слова: актеры и роли персонажей дают простор авторам для работы над следующим сезоном.

К примеру, сценарист Андрей Золотарев настаивал на продолжении. Что еще посмотреть с участием актеров сериала «Слово пацана» Помимо «Слово пацана. Кровь на асфальте», актеры играли в других крупных картинах. Наверняка, с некоторыми из них вы знакомы. Если нет, держите список: «Фишер» с участием Ивана Янковского Криминальный триллер, основанный на реальных событиях, про серийного убийцу. В восьми сериях. Премьера состоялась в феврале 2023 года.

Был выпущен в 2021 году.

По сути, бумажное «Слово пацана» — это сборник воспоминаний реальных группировщиков их больше всего , тех, кто с ними боролся и был свидетелем тех событий. Мы поинтересовались у Гараева, как бывшие бандиты отреагировали на выход кинокартины.

По словам писателя, они вполне довольны. Если судить по их отзывам, то все довольны. Никто не говорит «Вот такого не было».

Все понимают, что сериал не документальный фильм, а художественный. Все следят за перипетиями сюжета, обсуждают игру актеров, особенно Рузиля Минекаева, сыгравшего Марата. Очень много хороших отзывов о работе актера Никиты Кологривого, который сыграл Кащея, — отметил Гараев.

Интересно было также узнать о жертвах опэгэшников. По словам автора, некоторым до сих пор тяжело говорить о тех временах.

Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»

Тогда я вспомнил, что состоял в группировках. Я создал закрытую группу, в которой участники подобных организаций могли рассказывать что-то анонимно. Как вам удалось разговорить ваших героев книги? Многие участники ведь признаются в жутких вещах.

Ключ к этому - мой исследовательский интерес. Для многих было странно, что какой-то человек расспрашивает тебя о вещах, которые происходили 30 лет назад. Большинство привыкло рассказывать о своем жизненном опыте на допросах.

Я отключил какую-то эмоциональную оценку и просто старался задавать вопросы безо всякого осуждения. Когда люди понимали, что я разбираюсь в этом, то разговор шел охотнее. Вы рассказывали своим героям, что вы сами были пацаном?

Я старался держать исследовательскую дистанцию, чтобы не было какой-то фамильярности, но я рассказывал о себе. Мой опыт, конечно, считается мизерным, эти два года, проведенные в группировке, похожи на младшие классы. Сериал «Слово пацана» рассказывает про события 1989 года.

На мой взгляд, это самое удачное время. В 90-е началась рефлексия вдоль и поперек. В казанских группировках тогда происходила трансформация из социалистического общества в капиталистическое.

Появились наконец-то экономические ресурсы. Подростковые группировки превратились в настоящие бандитские общества, которые бились до крови. В вашей книге был герой, который рассказывал об убийствах и отсидке в тюрьме.

С ним было тяжело разговаривать? Он очень общительный и многое рассказал, но в какой-то момент на него обрушилась волна недовольства, и он перестал соглашаться на интервью. После выхода книги с вами пытался кто-то разговаривать?

Да, со мной связывались. У вас была глава про девчонок, которые были при группировках. С человеческой точки зрения там рассказываются совершенно жуткие события.

Например, о том, что в нее были втянуты даже первоклашки. Это действительно бред, в «скорлупу» набирали не раньше, чем в 12-13 лет, — ответил автор на вопрос корреспондента «ВК», как ему удалось разговорить членов группировки. По его словам, первые протогруппировки появились в Казани в конце 1960-х-начале 1970-х, пик развития пришелся на 1980-е, еще через десятилетие произошла их трансформация. Есть мнение, что через ОПГ прошла четверть мужского населения Казани. Я бы очень хотел получить достоверные цифры, обращался для этого за помощью в пресс-службу МВД по Татарстану, но там от сотрудничества отказались.

Сценарий «Слова пацана» режиссера Жоры Крыжовникова не основан на содержании книги, однако известно, что Гараев принимал участие в работе над картиной в качестве консультанта. Соцсети Вскоре после премьеры сериала, на фоне возросшего интереса к теме деятельности татарстанских группировок книга Гараева заинтересовала казанскую прокуратуру. По словам самого автора, его произведение решили проверить на предмет пропаганды движения АУЕ запрещено в России , однако нарушений не нашли. Впрочем, Роскомнадзор не выявил никаких нарушений.

Автор — журналист, использовавший для книги не только «показания» свидетелей, но и собственный опыт. В ранней юности он пару лет состоял в банде «Низы» и видел эту криминальную субкультуру воочию. К 14 годам в городе, где орудует более сотни банд, подростки либо присоединялись к одной из них, либо становились их жертвами. К счастью, по мере прочтения книги проясняется, что весь этот разгул подростковой преступности — явление скорее уникальное. И даже если какие-то современные подростки решат повторить «подвиги» из 80-х, то это станет не более чем отдельным криминальным эпизодом. Автор довольно глубоко исследует тему начиная с истории и традиций этих мест. Население Казани не моноэтничное, и ввести какие-то правила, чтобы избежать кровавых «ледовых побоищ» стенка на стенку, пыталась еще Екатерина II. В советское время межэтническая рознь поутихла, но в город активно проникла криминальная культура.

Книга «Слово пацана»: где читать?

Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев планирует написать гид о женских бандах — «бабских конторах». В 1989 году 13-летний Роберт Гараев был участником подростковой группировки «Низы» в Казани (Татарская АССР). В 2020-м он выпустил книгу-исследование «Слово пацана. Страна и мир - 6 декабря 2023 - Новости Липецка - Роберт Гараев о своей книге и сериале «Слово пацана». О книге Роберта Гараева «Слово пацана. «Какое страшное было время». Писатель Роберт Гараев рассказал, как прокуратура проверяла сериал «Слово пацана» на экстремизм.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий