Николаю Рериху посвящен значительный раздел и на выставке «Невероятная Индия. 9 октября состоялось открытие выставки Николая Рериха в Новой Третьяковке – самого ожидаемого проекта 2023 года Третьяковской галереи.
Выставка «Николай Рерих»
Она состоит из нескольких частей: собственно художественное наследие Николая Константиновича, его театральные работы и вещи из личной коллекции мастера. Более 30 экспонатов — а это каждое пятое произведение на выставке — предоставил Музей Востока. Например, множество изображений Гималаев, предметы из коллекции семьи мелкая пластика из Непала, Тибета, Пакистана, ритуальные изображения танка и даже личные вещи: юбилейная медаль и головной убор. Николаю Рериху посвящен значительный раздел и на выставке «Невероятная Индия. Взгляд из России» в музее Царицыно.
Для нее Музей Востока подобрал более 70 экспонатов из творческого наследия художника.
Размер грандиозного полотна 10х23 метра. Этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Работа была приобретена галереей и транспортирована в Москву из-за рубежа в 2021 году. На основе пресс-релиза.
Во время этой экспедиции, в 1925 году, и была написана серия «Майтрейя». В этих картинах нашли отражение непосредственные впечатления художника от путешествия.
В приветственном слове директор музея Марина Батоевна Болотова отметила значимость и ценность данной выставки, поблагодарила гостей и преподнесла им памятные подарки. Выставка «Провозвестница Новой Эпохи» способствует к творческому осмыслению и воплощению культурно-духовных идей, заложенных в многогранном наследии семьи Рерихов. Без преувеличения можно сказать, что всех представителей семьи Рерихов отличало многообразие талантов и широта интересов. Каждый из них был личностью мирового масштаба, а их наследие — уникальное явление в мировой культуре. Помимо картин Николая Рериха, посетителям представлены два портрета Елены Рерих в исполнении её сына художника Святослава Николаевича Рериха, а также книжно-иллюстративная выставка произведений Н. Их творчество — это не только красочные пейзажи, но и вдохновение, философия, заложенная в каждом движении кисти. Творение Рерихов переносит в мир, где образ женщины становится провозвестником новой эпохи», — отметила в своем выступлении председатель Забайкальской региональной общественной организации «Читинский рериховский центр» Татьяна Арсеньевна Свечникова. С теплыми пожеланиями и поздравлениями выступили директор Нерчинского краеведческого музея Жанна Николаевна Кокушина и настоятель Агинского дацана Даши лама.
НГХМ поддержал масштабный проект Государственной Третьяковской галереи - выставку «Николай Рерих»
Фрагмент Богатырского фриза. В результате этого путешествия художник создал серию картин в архитектурном жанре. На выставке в Русском музее из этой серии представлены работы «Успенская Пароменская церковь в Пскове» и «Воскресенский монастырь в Угличе». Свои переживания за судьбу страны Николай Рерих изложил в полотне «Зловещие» 1901. Работа отражала переживания художника, она — словно предчувствие скорых непростых времен, революций, войн. А в картине в красных тонах «Тени» 1916 , где изображено пожарище, художник передает настроение первой мировой войны и страх за разрушение культурных ценностей. В 1909 году Сергей Дягилев, однокурсник Рериха по Высшему художественному училищу, пригласил художника поработать в театральной антрепризе «Русские сезоны» в Париже. В результате сотрудничества были созданы эскизы к костюмам и декорации к операм «Весна священная» Игоря Стравинского и «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова.
Для оперы «Князь Игорь» Александра Бородина художник подготовил декорации «Половецкий стан», элементы которых также представлены на выставке в Русском музее. Николай Рерих верил в высшие силы, которые руководят всем на земле.
Во время этой экспедиции, в 1925 году, и была написана серия «Майтрейя». В этих картинах нашли отражение непосредственные впечатления художника от путешествия.
Подготовлен объемный универсальный каталог выставки, где Николай Рерих представлен как литератор, поэт, исследователь, фотограф, художник, коллекционер. Дни работы выставки будет сопровождать большая культурная лекционная программа, для юного поколения организаторы подготовили квест по маршруту всей экспозиции с чтением былин под аккомпанемент цимбал. В феврале 2024 г. В январе 2023 года в Новой Третьяковке пройдет двухдневная международная научная конференция по творческому наследию Николая Рериха. На неё приглашены ученые из России, Белоруссии, Казахстана, Швейцарии и других стран.
Исторически сложилось, что ретроспектива Н. Рериха была прерогативой Русского музея в Санкт-Петербурге. Но теперь эта глобальная тема «дождалась» своего куратора в Москве, - это хранитель музейных предметов отдела живописи второй половины XIX- начала XX вв. Государственной Третьяковской галереи Владимир Никишин.
Родившись в Санкт-Петербурге, Николай Рерих объездил всю Российскую империю, много путешествовал по миру, жил и творил в разных уголках земного шара.
Но Алтай занимал особое место в жизни художника и его семьи. И именно в культуре, точнее ее осмыслении, видели Рерихи спасительный ковчег будущего.
Государственный музей Востока
С 10 апреля 2018 года по 28 февраля 2019 года в Музее Рерихов работает выставка «Николай Рерих. С 10 апреля 2018 года по 28 февраля 2019 года в Музее Рерихов работает выставка «Николай Рерих. Название выставке дал сборник статей Рериха «Держава Света», который был выпущен впервые в 1931 году. Посетители смогут увидеть как ранние произведения Николая Рериха, созданные в петербургский период, так и наиболее поздние работы. В Ростове открылась выставка Рериха, созданная с помощью нейросети, сообщили организаторы выставки «Арт-Ростов». Основной акцент выставки, как сказал Бондаренко, будет сделан на духовную культуру, которую Рерих отражал в своих трудах и правам которой всегда придавал особенное значение.
В Доме России готовится к открытию выставка картин Николая Рериха
Выставка Москва События в Москве no email. Выставка «Николай Рерих» Творчество Николая Рериха — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Полотна Рериха притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью и тайной, свободой мышления и глубоким символизмом. Яркая жизнь Николая Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он завершил его в Азии.
Рериха не только как мастера горных пейзажей Индии, Гималаев, но и обратить внимание на ту часть его творчества, которая посвящена России. В подготовке экспозиции, продолжавшейся более трех лет, приняли участие 18 музеев страны. По словам Елены Проничевой, для экспозиции было отобрано более 150 работ из 5 тысяч единиц музейных фондов. Впервые посетители увидят коллекцию ангелов, уникальное панно Богатырский фриз к балетному фрагменту «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Заместитель генерального директора ГТГ по научной работе Татьяна Карпова отметила, что у выставки особый формат, ибо такого масштаба экспозиции проводятся раз в 25 лет. В соответствие с замыслом выстроен и особый дизайн, каждый зал имеет свой цвет, интерьерное решение. Подготовлен объемный универсальный каталог выставки, где Николай Рерих представлен как литератор, поэт, исследователь, фотограф, художник, коллекционер. Дни работы выставки будет сопровождать большая культурная лекционная программа, для юного поколения организаторы подготовили квест по маршруту всей экспозиции с чтением былин под аккомпанемент цимбал.
Адрес: улица Льва Толстого, 24. Входной билет — 250 рублей; льготный студенты и пенсионеры — 150 рублей; экскурсия оплачивается отдельно — 50 рублей. Кроме Рериха, можно сходить и на другие выставки. А немного позже, летом, пройдут несколько фестивалей. Афишу NGS22. RU уже публиковал.
Основной акцент выставки, как сказал Бондаренко, будет сделан на духовную культуру, которую Рерих отражал в своих трудах и правам которой всегда придавал особенное значение. Важность такого подхода при создании выставки о столь многогранной личности также отметил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Текущие экспозиции и выставки
10 октября 2023 года в Новой Третьяковке откроется полномасштабный проект Третьяковской галереи, приуроченный к 150-летию со дня рождения знаменитого художника Николая Рериха. Культурно-просветительская программа к выставке «Николай Рерих». Посетили выставку "Николай Рерих" в Третьяковской галерее, расположенной на Крымском Валу в будний день, в четверг 12.10.2023, поэтому посетителей было немного. Имя Николая Рериха овеяно множеством легенд и домыслов.
«Николай Рерих в поисках Шамбалы»: гид по выставке в Русском музее
Размер грандиозного полотна — 10 на 23 метра. Отныне этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи.
Также он обращался к пейзажной, символической и эпической живописи. Сам Святослав Рерих отмечал, что истоки его искусства неразделимо связаны с Николаем Константиновичем. Но в то же время у каждого из них есть свой уникальный стиль и техника исполнения.
Николай Рерих поистине был человеком мира: родившись в Санкт-Петербурге, он объездил всю Российскую империю, много путешествовал по миру, жил и творил в разных уголках земного шара. Но Алтай занимал особое место в жизни художника и его семьи. Там он организовал Центрально-Азиатскую экспедицию, во время которой проводил археологические и этнографические исследования, собирал местный фольклор, записывал обычаи разных народов и изучал редкие лингвистические материалы. Все это он перенес на страницы своих книг — «Сердце Азии» и «Алтай — Гималаи». Это место для Николая Рериха было связующим звеном между Россией и Индией.
В течение месяца он общался со староверами и изучал наскальные рисунки, целебные травы и минералы. Особенно его внимание привлекала Белуха и легенды, которые складывали о ней. Рерих верил, что где-то там находится мифическая страна Шамбала, а развитие мировой цивилизации мыслитель и художник напрямую связывал с процветанием Алтая. За годы Центрально-Азиатской экспедиции художник создал около 500 картин, отобразив на полотнах живописную панораму маршрута и дух этих удивительных мест. Почему нужно прийти на выставку?
В день начала работы выставки «Ковчег будущего» перед музеем «Город» выстроилась огромная очередь. Сотни барнаульцев пришли посмотреть на подлинные работы Николая Рериха и его сына Святослава, ведь для нашего региона это по-настоящему уникальное событие. В краевую столицу из фондов Государственного музея искусства народов Востока привезли 94 подлинных полотна авторства художников, некоторые из которых впервые покинули столицу. За Уралом еще не было выставки работ Рерихов такого масштаба.
Более 30 экспонатов — а это каждое пятое произведение на выставке — предоставил Музей Востока. Например, множество изображений Гималаев, предметы из коллекции семьи мелкая пластика из Непала, Тибета, Пакистана, ритуальные изображения танка и даже личные вещи: юбилейная медаль и головной убор. Николаю Рериху посвящен значительный раздел и на выставке «Невероятная Индия. Взгляд из России» в музее Царицыно. Для нее Музей Востока подобрал более 70 экспонатов из творческого наследия художника. Ознакомиться с творчеством Рериха можно в дни работы Музея Востока.
Его именем названо около 80 обществ в Европе, Америке, Азии. Художник инициировал воззвание к мировому сообществу, известное под названием «Пакт Рериха» — первый в истории международный договор о защите культурного наследия. Призыв Рериха сохранять преемственность прошлого, настоящего и будущего воплотился в созданном им флаге «Знамя Мира». Белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами стало символом связи между народами и религиями. С юных лет интерес к культурам Азии, в частности Индии, развивался у Рериха одновременно с изучением истории, искусства древних славян и христианской Руси. На протяжении всего творческого пути, от ранних произведений «славянского» цикла к последней, самой масштабной живописной серии — «Гималайской сюите», Рерих последовательно воплощал свою мечту о сближении народов через искусство и создании единой общемировой культуры. В 1903-1904 гг. Рерих вместе с женой Еленой Ивановной именно с Казани начинает экспедицию «По старине».
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее
В 1925 году Николай Рерих вместе с женой и детьми отправляется в Центрально-азиатскую экспедицию, которая длилась несколько лет. Фотографии из репортажа РИА Новости 09.10.2023: Выставка "Николай Рерих" в Москве | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». В октябре 2023 г. в Третьяковской галерее откроется глобальная экспозиция «Николай Рерих», приуроченная к 150-летию со дня рождения великого русского живописца.
Текущие экспозиции и выставки
Художник продолжил заниматься искусством уже в Европе и Америке. Открывшаяся в 1920 году передвижная выставка живописца за два с лишним года объехала более десятка городов США. В 1921 году Николай Константинович, заручившись помощью американских инвесторов, открыл «Мастер-Институт объединенных искусств». Основная цель учебного заведения — примирить человечество с помощью любви к культуре.
В это же время в США активно создавались рериховские движения. В них вошли последователи и поклонники художника, разделяющие его взгляды на культуру как всеобъемлющую и объединяющую силу. Пакт Рериха — первый международный договор, предусматривающий защиту исторических памятников и объектов культуры как в мирное, так и в военное время.
Создание пакта было инициировано самим Рерихом, впечатленным войнами и революциями XX века. Подписание документа состоялась в Вашингтоне в присутствии президента Рузвельта в 1935 году. Последователи Рериха считают , что к созданию пакта привели философские размышления художника о Живой Этике — философском учении, связанном с восточной эзотерикой и пониманием культуры как приоритетной части жизни любого человека.
На выставке в Третьяковской галерее впервые будет представлен театральный задник, созданный Рерихом для балета «Русских сезонов» «Половецкие пляски» в 1908 году. Музей считает это произведение искусства самым крупным экспонатом своей коллекции. Посетителям также покажут живописные работы как раннего, так и позднего периодов творчества художника, например «Гонец» 1897 , «Тень учителя» 1932 и «Ченрази» 1932.
Показанные там произведения — горные пейзажи, картины религиозно-философского содержания — представляют Рериха как художника-путешественника, иллюстрируют его духовные искания «Ступа. Ладак», 1937; «Кришна», 1946. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже. Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы. Подлинными шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генриха Ибсена «Пер Гюнт» 1912, Московский художественный театр и балету Игоря Стравинского «Весна священная» 1913. Выставка продлится до 10 марта 2024 года. Воскресенский монстырь в Угличе.
Нужно было, прежде всего, детально изучить, познакомиться с предметом, узнать, на какой основе он выполнен, свойства материалов. Здесь мы видим и бумагу, и картон, и холст, и ткани», — подчеркнула секретарь реставрационного совета Государственного музея-института семьи Рерихов Светлана Севастьянова. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» Самым известным владельцем дома, где сейчас расположен музей, был художник и коллекционер Михаил Боткин. Ему и истории особняка посвящена центральная часть экспозиции. На стенах и в витринах — живопись, графика, фотографии и личные вещи. Здесь же — недавние находки реставраторов. Газету «Санкт-Петербургские Ведомости» 1831 года на немецком языке нашли под обоями в одном из помещений. Механическую птичку обнаружили под полом в гостиной. В 1918 году, благодаря этой бумаге особняк не был национализирован и не был разграблен», — рассказала ведущий научный сотрудник Государственного музея-института семьи Рерихов Елена Бакалдина.
Только некоторые непроясненные теневые моменты этой деятельности остались за рамками ретроспективы. Видя перед пресс-показом на фасаде Новой Третьяковки огромную афишу «Николай», думаешь: «Приехали». Ко времени вернисажа имя, впрочем, обрело фамилию. Бывают люди-биографии — с ударением на втором слове. Рерих из таких. Юрист с дипломной работой «Правовое положение художников в Древней Руси», ученик Куинджи, человек, увлеченный археологией и духовностью всех мастей, общественный деятель и организатор всевозможных обществ, который по итогам знаменитой и вызывающей скандальные споры Центральноазиатской экспедиции 1924—1928 годов основал в Индии Гималайский институт научных исследований «Урусвати», а основную часть собранного и написанного отправил в свой именной нью-йоркский музей, учрежденный в 1923-м. И, разумеется, он еще разработчик Пакта Рериха, посвященного международной защите культурных ценностей. Рериху посвящено неимоверное количество музеев, его имя овеяно мистическим ореолом, в его биографии и возможных политических амбициях не все разъяснено. Вопрос о Центральноазиатской экспедиции и о том, был ли Рерих связан с ОГПУ, то подтверждают, то опровергают, но музей на этот счет не высказывается. Впрочем, первая работа в музейной коллекции, принесшая Рериху звание художника и купленная еще Третьяковым, — «Гонец.