Мотофестиваль «Два Кремля» пройдёт 27 августа в столице Татарстана, сообщили в мэрии Казани. Главная» Новости» Новости опг казань. не фотошоп. Казань феномен 80 90. Казанский феномен 56 квартал. Казань 1980г. Казанский феномен группировки 90х годов. Фураги Самара группировка. Челнинцы, которым сейчас 40-45 лет, узнают в Артуре себя – мальчика из интеллигентной камазовской семьи, оказавшегося в обстоятельствах зарождающейся эры «мотальщиков».
Мотальщики казани
# Вахитовский районный суд Казани отправил под домашний арест 10 обвиняемых по нашумевшему делу ОПГ «Тукаевксие». В Казани завершается чемпионат по профессиональному мастерству в авиастроении. Буквально в прошлом году режиссер Жора Крыжовников собирался было даже снимать в Казани многосерийную экранизацию «Слова пацана». «Мотальщики» частенько ездили в Москву просто потолкаться на Казанском вокзале, пройтись по центральным площадям, пугая всех встречных злобными взглядами исподлобья.
Мотальщики казани - 87 фото
Финал республиканского конкурса автомногоборья стартовал в Казани | «Мотальщики» частенько ездили в Москву просто потолкаться на Казанском вокзале, пройтись по центральным площадям, пугая всех встречных злобными взглядами исподлобья. |
Каскадёры и «Хитобои»: в Казани пройдёт мотофестиваль «Два Кремля» | АиФ Казань | не фотошоп. Казань феномен 80 90. Казанский феномен 56 квартал. Казань 1980г. Казанский феномен группировки 90х годов. Фураги Самара группировка. |
Заключительный период советской эпохи . | В Москве процент иногородних преступников из числа казанских подростков был небольшой, однако казанских «мотальщиков» выделяли из общей массы. |
О Челнах написан роман: мотальщики, КАМАЗ и милиция | Согласно письмам в редакцию «Вечерней Казани», драки между «мотальщиками» происходили исключительно по их желанию. |
«Закат казанского феномена»: как сформировался костяк кровавых ОПГ 90-х годов
В реальности «Хади Такташ» — самый вероятный прототип «Универсама», а Вова Адидас напоминает одного из их лидеров. Группировка «Хади Такташ» сформировалась в 1982 году в Вахитовском районе Казани. Часть участников уже отсидела в тюрьме в сериале — Кощей и его близкие , они и стали «старшими». Банду составляли подростки, которые нападали на прохожих и дрались за территорию с другими бандами. Период возвышения «Хади Такташ» — 90-е, когда банда стала большой силой в городе. Именно они спровоцировали раскол банды на две бригады — «стариков» и «молодых».
В сериале молодежь открыла видеосалон, где показывала иностранные фильмы и мультики. Они предпочитали рэкет, грабежи и вымогательства.
Если нет — только на Dream Job. Официальный ответ покажет, что вам важна любая обратная связь, и вы заинтересованы в улучшении условий труда и рабочих процессов в компании.
Открытость к диалогу оценят и соискатели, и авторы отзывов. Сделать это можно во вкладке «Отзывы» в личном кабинете на Dream Job. Напишите на employers dreamjob. Теперь соискатели видят отзывы на странице компании и в вакансиях.
Если считаете, что страница была здесь раньше, но исчезла, — напишите в службу поддержки.
Они якобы должны были приехать в день Пасхи из западных городов Советского Союза и убивать всех подряд. А группировщики Казани перед лицом внешней угрозы якобы заключили между собой мир и собрались выступить единым фронтом. Говорили, что вместе с мотальщиками будут одетые так же, как они, сотрудники милиции... Сначала власть отмахивалась, но под давлением директоров учебных заведений даже КГБ был вынужден заняться поиском распространителей слухов. Мне удалось встретиться с одним из «источников» в подпольном в прямом смысле слова тренажерном зале. Этот «качок» рассказал, как повстречал на вокзале человек 20 панков из Киева. После моих подробных расспросов байка рассыпалась. Какая глубинная задача была у распространителей этого слуха, осталось загадкой.
Но факт — в вечер перед Пасхой город обезлюдел. Улицы патрулировались всем личным составом милиции и сотнями окодовцев. То и дело в дежурную часть звонили граждане, сообщая о появлении больших групп молодежи. На самом деле это были окодовцы… В эту ночь не было зафиксировано ни одного уличного преступления. Естественно, никаких «панков» и в помине не было. Мне показалось, что именно с этого времени наступил коренной перелом в сознании властей. Начали проводить совещания, осмысливать явление. Сначала накручивали правоохранителей, потом педагогов, затем стали взывать к общественности... Наконец явление назвали своим именем.
Потом появились списки активных участников. Лично мне в горкоме комсомола для работы дали «черный список» из трех тысяч человек с адресами, местами работы, учебы. Я должен был закрепить за ними «шефов-комсомольцев» — та еще была благоглупость! Но не пересажать же все три тысячи? Я объехал практически все ПТУ и техникумы города, побывал в десятках школ, во всех инспекциях по делам несовершеннолетних... Не забуду никогда встречи с растерянными педагогами и с разъяренными родителями мальчишек, которых приходилось провожать в школу и встречать... Милиция сосредоточилась на выявлении лидеров группировок, которые старались оставаться в тени. В районах города были созданы неофициальные сводные формирования правоохранительных органов под названием «Лидер». Была проведена большая и тонкая работа с привлечением агентурной сети.
Выявили около трехсот главарей. Но тогда еще не было законодательства об организованной преступности. Тем не менее, силовики почти всех их пересажали — по разным статьям, в том числе по которым раньше суды давали зачастую условные сроки. Задержанных привлекали к административной ответственности. Во время групповых стычек задерживались в основном подростки, и в их отношении прокуратура процентов на 80 отказывала в возбуждении дел, находя в их действиях только признаки мелкого хулиганства. Это было от непонимания остроты обстановки, да и сказывалось нежелание портить статистику детской преступности. Тоталитарная система еще работала, административный ресурс, когда надо, был мощный. Суды назывались правоохранительными органами, а не органами правосудия. Им были даны соответствующие рекомендации.
Судей и прокуроров приглашали на межведомственные совещания по этой теме, чтобы прониклись общей задачей. Надо отдать должное, в целом для молодежи стало многое делаться: повсеместно во дворах за счет предприятий создавались спортгородки, хоккейные корты, в жилых массивах работали подростковые клубы с кружками по интересам. Всем дворцам, домам культуры и ведомственным клубам строго предписано было проводить по выходным дискотеки. Я сам ездил по вечерам по всем танцполам города, и если где клуб был закрыт, руководство завода получало от парторганов нагоняй. Помню, как инструктор Кировского райкома КПСС Александр Барышев брал меня с собой на подворовые обходы, а наутро поручал обзванивать директоров предприятий насчет непорядка на их подшефных площадках. Другое дело, что многими плодами этим благих дел пользовались в своих целях группировщики. Скажем, хоккейные корты стали местом их сбора и драк, благо оружие — клюшки — всегда при себе... В целом, уже не только силовики, но и предприятия, организации были вовлечены в системную работу. Заниматься начали так, что к нам стали приезжать делегации со всей страны перенимать опыт, так как везде была проблема групповой подростковой преступности.
Просто в других регионах ее продолжали замалчивать. Новый всплеск прогнозировался где-то лет через семь, когда основной костяк главарей, еще более заматеревших, должен был выйти после отсидки. Но так совпало, что в это время стал активно развиваться частный бизнес, и организованный преступный мир переключился на коммерсантов. Сначала крышевали, рэкетировали, потом сами занялись делом. Этим ребятам уже не нужны были уличные разборки, и они практические были прекращены. Дворовую братву, «пехоту» привлекали к своим делам. Сформировался тот самый образ «нового русского» со специфическими манерами. Им совершенно не нужны были психопатические личности, девианты, лишний шум. Главари стали стремиться в депутаты, и не только для получения иммунитета от уголовного преследования, а чтобы «решать вопросы».
Сегодня опять появились опасения, что «казанский феномен» может вернуться, и уже есть симптомы. Любой кризис, ухудшение жизни населения, безработица на фоне резкого расслоения общества дают такие предпосылки. Но все-таки ситуация у нас заметно улучшилась по сравнению с теми годами. И если ОПГ вернутся, они будут технологичными, более продвинутыми. Примитивный же бандитизм идет от мигрантов, которые не связаны ни с территорией, ни с местными устоями. Мы дали всей стране методику работы в этой сфере.
Антикультура криминального мира прочно воцарилась среди молодежи. В обиход вошли слова «мотаться» и «мотальщики» — именно так называлось членство в группировках.
С точки зрения группировщиков, молодежь делилась на «пацанов» — тех, кто «мотается», и «чушпанов» — тех, кто не живет по принципам группировок. Они с удовольствием эпатировали окружающих, гордясь своим нарочито люмпенским видом. В-третьих, сам принцип организации. Ячеистые структуры прочнее, чем цельные и монолитные. Одного они не учли: такая система хороша исключительно для подполья, а не для легального существования.
Мотальщики казани - 87 фото
новости Казани и РТ на сайте про город казань. Арест спустя 28 лет: предполагаемый член ОПГ «Борисково» Виталий Фадеев отправили в СИЗО (17 видео). онлайн на сайте Главная» Новости» Мотальщики казани. В Казани разработали мощный двигатель для мотоциклов Gimura 1000s. Последние новости криминала Казани и Республики Татарстан за сегодня. Главная» Новости» Мотальщики казани.
Страховые выплаты раненым военнослужащим
Курить и употреблять спиртное разрешалось только «старшакам» и «авторам». Время от времени внутри сообществ устраивались тренировочные бои — «хомутки», организованные по приказу старших. Во время этих «учений» запрещалось применять прутья или палки, а также бить по голове. У «моталок» существовали свои учебные заведения — даже расположенные на чужой территории.
ПТУ и техникумы были распределены: в каждом могли учиться только подростки из определённых группировок, остальных путём угроз и избиений заставляли прекратить посещение. Банды вербовали будущих участников ещё в младших классах школ: ученики брались под защиту, каждый из них знал, что в случае надобности за него вступится вся группировка. Таким образом, проблема смены поколений перед «моталками» не стояла.
Куда шли деньги? Раз в месяц со всех членов банды собирались деньги — от трёх до пяти рублей в зависимости от возраста участника. Рядовым бойцам объясняли, что такие вклады будут «греть» тех, кто попадёт в лагерь.
Но за эти деньги никто никогда не отчитывался. Казанские оперативники того времени утверждают, что немалая часть наличности вывозилась из города. Вот только куда и для какой цели?
Продуманная система «моталок» до сих пор вызывает ряд вопросов — ведь такие уличные группировки вряд ли могли возникнуть стихийно. Этим процессом явно кто-то руководил, преследуя сразу несколько целей: держать в страхе огромный город, иметь целую армию уличных бойцов и, наконец, получать большие деньги. Но кто же мог быть причастным к созданию «моталок»?
Исследовавшие казанский феномен журналисты и социологи неоднократно пытались установить это. К примеру, причинами массового возникновения уличных банд называли то, что в Казани издавна существовала традиция кулачных боёв, что вокруг города много лагерей, что досуг подростков был совершенно не организован, а милиция бездействовала. Однако точно такие же факторы действовали на территории практически всей страны.
В книге журналистки Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» 1991 год высказано мнение, что «моталки» породило бескультурье — в Казани того времени один кинотеатр приходился на 150 тысяч жителей.
Звякает че-то, выворачивай! Нефиг было гнать… Казанская молодёжь обособилась ещё в застойных 70-х.
Когда в Ленинграде шпана довольствовалась традицией драк на салютах, в Казани всё было поделено на улицы, шли «войны за асфальт». Информация дошла наверх и в 1988 году «Литературная газета» с профилями Пушкина и пролетарского Горького в названии, обладавшая большой свободой, опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности, где впервые прозвучал термин «казанский феномен». Жизнь в Казани подразумевала, что каждому десятилетнему мальчишке рано или поздно придётся оказаться в молодёжной банде.
Статью «Экстремальная модель» написал известный журналист Юрий Щекочихин. В ней он привёл данные статистики, которые ужасают сами по себе: за 1986-1987 годы в Казани было совершено 181 нарушение общественного порядка, в том числе 51 групповая драка, в которой участвовали 900 человек. В итоге шесть молодых людей погибли, 73 были госпитализированы с серьёзными травмами, 193 получили телесные повреждения.
Нам нравятся герои «Слова пацана» — и это проблема. Реальность совсем другая. В сериале показали кадры документального фильма «А у вас во дворе?
Снят сериал по книге Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Это сборник воспоминаний выживших в «войнах за асфальт», который вышел в 2020-м.
Тогда же я её прочитала в интернете, и мне запомнилось ощущение безысходности и мозаика фактов. Каждый мальчишка с 10 лет должен был примкнуть к группировке, это была битва детей за выживание. В сериале показали одного румяного десятилетку, нас щадят.
Из личного опыта скажу, что когда-то пообщалась с девушкой из Татарстана лет двадцати. Она долго не знала отца, потом мать с ним помирилась и познакомила дочь, только он о себе ничего не рассказывает. Я догадалась, а кто-то узнает из сериала, о чём молчат их родители.
Переход от 80-х к 90-м я помню. Ходила на дискачи райцентра, училась в женской путяге в общем здании с мужской, смотрела кино. Молодёжь качала права и примыкала к какой-то субкультуре.
Царила презрительность к нормам и превосходство низов как свобода выбора — этакая усмешка социального дна. Не все были «на дне», но большинство жили скромно, и усмешка была настроением. На архивных фотографиях казанских группировок у всех характерное выражение лица — ухмылки блатного мира.
Эта тень есть и на фото обычных ленинградских пэтэушниц-швей. В сериале мне не хватает татарского колорита, хотя зрители пишут, что «так было во всех пролетарских городах Союза». Так да не так.
Из книги запомнилось, что все ходили в ватниках — от беспросветной бедности и носили мужицкие широкие штаны. Униформа относит казанских мотальщиков к субкультурам низших слоев общества капиталистической Европы. В Универе это была моя, культуролога моды, любимая тема.
Ярко отметились британцы: послевоенные тедди-бойз, скинхеды 60-х, панки 70-х. Либералам не надо ля-ля, это не проблема позднего СССР, а общемировая экономическая закономерность. Она не заканчивается и не исчезает, время идёт, меняется экономическая ситуация, субкультуры сменяют одна другую.
Чтобы подчеркнуть масштаб драмы, мастера использовали большую палитру. Сериал снят с любовью к деталям, батальные сцены подростков зрелищны, романтические линии аж у трёх главных героев стоит поучиться, с каким уважением шпана ухаживает , комизм — от юмора до сарказма. Чего стоит донос Андрея знакомому менту про «время сборов, имена старших, всё что знаешь —очень выручишь Андрюш».
Или песня «Богатырская сила» группы «Цветы» Стаса Намина, под которую пацаны пляшут на дискаче. Интересовались многие, а успели продюсеры во главе с Фёдором Бондарчуком и режиссёром Жорой Крыжовниковым. И не прогадали.
Во всех обстоятельствах случившегося будут разбираться. За рулем «Лады» находился 19-летний водитель. Его и пассажира легковушки госпитализировали с места ДТП. Подписывайтесь на наши Telegram-канал , YouTube-канал , группы в VK и Одноклассниках и следите за актуальными новостями.
Не могли же все враз принять одно решение? Может, и не было в том событии ничего криминального — просто ребячье подражательство. Но через несколько лет подростки не будут скрывать от взрослых свою символику, оденутся в одну униформу, придумают знаки различия группировок, чтобы по типу вязаной шапочки можно было узнать «своего» и «чужого». О том, что идет процесс организованного укрепления, можно было догадаться и по такому факту. В дни майской и ноябрьской демонстраций в одно место стягивались сразу несколько группировок. Они словно пробовали наши силы.
И постепенно стали переходить в наступление. Когда несовершеннолетний Хабибуллин и трое его дружков совершили злостное хулиганство и групповое изнасилование, они были арестованы и отданы под суд. После процесса группировкой была предпринята попытка отбить их у конвоя. Мы уже не могли помешать главному — механизмы вражды сложились. В одночасье обнаружили, что конфликтует весь город. Группировки пошли в наступление. Когда в марте 1985 года после допроса в милиции скончался один из подростков Кировского района, на похороны собралась, пожалуй, вся молодежь города. Это была настоящая демонстрация. И как бы мы ни старались казаться хозяевами положения, силы, противостоящей группировкам, в городе не было. Если в середине семидесятых годов драки разных компаний были стихийными, то через 10 лет они становятся в большинстве своем организованными, заранее спланированными.
Группировки то мирились, то враждовали, а однажды вообще заключили всеобщее перемирие. Когда Казань была полна слухами о предстоящем съезде панков. Наши «мотальщики» решили дать им отпор. Пришлось поставить под ружье всю милицию города. К счастью, все закончилось без происшествий. Но после этого подросткам, остриженным на манер панков, стало небезопасно появляться на улицах города. Не могу утверждать наверняка, но мне кажется, что казанским «мотальщикам» так понравилась популярность — о них писали в газетах и журналах, снимали фильмы и телепередачи, с ними встречались высокие должностные лица и ученые, что когда наступала относительная тишина, они подогревали ее с помощью нехитрых приемов. Например, пускали по городу слух о «месячнике любви», приводя в трепет тысячи казанских матерей и их дочек. Или наезжали в другие города. Особую популярность наши «гопники» приобрели в Москве.
И хотя процент иногородних преступников из числа казанских подростков в столице был небольшой, их выделяли из общей массы. Конечно, даже отдельные факты таких «гастролей» вызывали наше беспокойство. Для своевременного предотвращения подобных преступлений мы тесно сотрудничали с транспортной милицией и московскими коллегами. Сегодня хозяева положения — уже не группировки. Нам удалось переломить ситуацию. Мы получили возможность заняться ее анализом, реальной профилактикой. Наша главная задача сегодня — это выявление потенциальных группировщиков в среде двенадцатилетних. Мало того, мы выявили ребят из группы риска во всех первых классах казанских школ. Но работа с ними — конечно же, не милицейское дело. Ребятам нужна помощь психологов, педагогов, медиков.
Им нужны нормальные условия жизни и взросления, чтобы через несколько лет они не встретились с работниками милиции уже в новом качестве. По нашим предположениям здесь тоже действовала преступная группа. Район этот к тому времени представлял устойчивую городскую территорию заводской застройки со сформировавшимся населением, значительную часть которого составляли ранее судимые. Своеобразным организующим центром такого рода элементов, стягивающим преступников разного калибра со всего города, был птичий рынок, место легальных встреч и знакомств. Я неделю не вылазил из Соцгорода — меня освободили от всех других дел. Однако выводы, к которым я пришел, моему начальству не понравились. Мне даже намекнули, не больной ли я? Так что не надо казанцев обманывать: мы знали, что в нашем городе существовала не одна банда «Тяп-ляп». Причем, если в пору ее деятельности остальные преступные группы не высовывались, то после суда над ней голову подняли другие. Можно было предположить, что пример «Тяп-ляпа», державшего в страхе весь город, кому-то покажется заразительным, что найдутся другие группы, которые захотят занять лидирующее место в преступном мире.
В 1984-1985 годах в противоборство были втянуты практически все казанские группировки, и преступные, и обычные, дворовые. Жесткий прессинг положение немного стабилизировал. После амнистии наметился новый подъем. В Ленинском районе, например, из мест заключения вернулись 33 человека, значительная часть уголовных дел о хулиганстве была прекращена. Осужденные вернулись в свои группировки, а их места оказались заняты другими «авторитетами». Доказывая свое право на прежнее место в сообществе, некоторые шли даже на преступление. Почему же правоохранительным органам не удалось предотвратить это явление? Нас прежде всего подвело неумение работать качественно, профессионально. Я имею в виду не только беспомощность инспектора ИДН, который не имеет нужных знаний и навыков, и малоквалифицированного следователя, но и в целом работу правоохранительных органов. Мы думали, что «силовыми» методами одолеем группировки, а получилось наоборот: мы сплотили их, подняли преступный «профессионализм» вожаков, выходящих на свободу из колоний более жестокими и более изворотливыми.
Нам бы помнить, что ребята из подворотен — никакие они не подонки, а наши дети. Я не верю, что с каждым конкретным пареньком нельзя разобраться. Устать с ним, конечно, можно. Порой так хочется плюнуть с досады. Но кто ему тогда поможет? До каждого паренька разве мы доходили? Что мы сделали в масштабах всего города? Противопоставили подростков горожанам. Ужесточили контроль по всем направлениям. Многие формы работы, взятые на вооружение, не приносят пользы.
Скажем, без конца дергаем ребят из группировок, обсуждаем, осуждаем, предупреждаем, заставляем регулярно являться пред наши очи, организуем многолюдные партийно-хозяйственные рейды, когда процесс воспитания напоминает конвейер. Кто-нибудь задумывался, имеет ли все это результат? Я не раз убеждался, что таким образом мы лишь усугубляем положение дел. Попав «на крючок» милиции, подросток подвергается в группировке такой обструкции, что ему не позавидуешь. Он еще больше настраивается против нас, в другой раз старается напакостить так, чтобы его не поймали. А почему все это происходит? Потому что спрашивают не за конечный результат, а за бумаги, за «мероприятия», за планы. Мне кажется, милиция должна работать по примеру американской. В каждом крупном микрорайоне — что-то наподобие шерифа со штатом, материальными ресурсами и полной самостоятельностью в действиях. Но и с полной ответственностью за порядок на своей территории.
Тогда и спросить можно будет построже. Нуждается в переосмыслении деятельность всех общественных формирований, которые взаимодействуют с милицией. Скажем, районные комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних во многом дублируют друг друга. Может, комиссии вообще не нужны? У нас любое дело могут так заформализовать, что выхолащивается сама суть. Скажем, в нашем районе мы подошли к мысли о необходимости специализации сотрудников для работы с главарями группировок. Потом группы «Лидер» были созданы везде, уже формально. И вместо будничной кропотливой работы начались отчеты, справки... Причина проста: нельзя набором каких-то разрозненных мер изменить то, что является плодом бездействия на протяжении многих лет. Весь город боится «гопников».
Не слишком ли много у нас «испугавшихся»? Не просматривается ли в этом простое обывательское равнодушие? Почему за подростков стали нести ответственность только работники милиции? Мы делали не одну попытку привлечь к охране общественного порядка широкую общественность. Практика последних лет убедила, что существующая система добровольных народных дружин, основанная на производственном принципе, себя изжила. Дополнительные три дня к отпуску как-то дисциплинировали людей, отмена их повлекла массовые невыходы на дежурство. Три года мы пытались перестроить ДНД: создавали их не на предприятиях, а по месту жительства. Дружина из жильцов имеет много преимуществ. Начала потихоньку возрождаться забытая общественная мораль, у соседей появился повод познакомиться друг с другом. Мобильнее стали формы работы — дружинники не только патрулируют на улице, но и заходят в квартиры, где живут «трудные» подростки.
Если на дружинника со стороны можно было не обратить внимания, то на помощь «своему» приходят другие жильцы, а с народом не повоюешь. Важно, что в такую дружину приходят в основном мужчины. Мы не отрицаем и роль молодежных формирований по поддержанию общественного порядка. Но попытки создать массовые отряды в противовес группировкам заранее были обречены на провал. Мы только противопоставили одну категорию молодежи другой. Вот что писал в «Вечерке» об окодовцах один из группировщиков, пожелавший остаться неизвестным: «Не всех берут «мотаться». Но среди них нет ни одного путевого человека, все они последние трусы. Когда они кучей подходят к группе ребят, то такие наглые, дерзкие, смелые. Но один оидовец или группа без милиции постараются с «гопниками» не встречаться». ПАТУЛЯН, начальник республиканской инспекции по делам несовершеннолетних: — Если соотнести пики активности дворовых группировок, то без труда углядишь, что они приходятся на годы «спячки» правоохранительных органов.
Разогнали «Тяп-ляп» — и успокоились. Через несколько лет отправили за решетку сотни подростков — опять «заснули». А ведь события надо было упреждать. Или хотя бы идти с ними вровень. Мы все эти годы запаздывали. Пытались улучшить положение какими-то частными изменениями, а, на мой взгляд, вся система работы правоохранительных органов нуждается в кардинальной перестройке. Мы говорим: главное направление нашей работы — профилактическое. А мы не заблуждаемся? Не лучше ли профилактикой, а точнее — воспитанием заниматься другим социальным институтам: семье, детскому саду, школе, учреждениям культуры? А нам оставить другие функции — обеспечение правопорядка, работу с теми, кто представляет общественную опасность.
Я считаю, что систему инспекций по делам несовершеннолетних необходимо упразднить вообще. Во-первых, ИДН сегодня не имеют полноценный кадровый состав, во-вторых, обязанностей у инспекторов столько, что изначально планируется нулевой результат. Разве может один человек держать в поле зрения до четырех-пяти тысяч подростков? А ведь у него есть и другие обязанности — дежурить по райотделу милиции, участвовать в раскрытии преступлений, даже по службе БХСС поручения дают. С другой стороны, все отделы занимаются несовершеннолетними. Будто не ясно, что любое дело профессионал сделает лучше дилетанта. Если уж оставить инспекции, то они должны иметь государственный статус. Потому и прославились. Мы, к сожалению, до сих пор не имеем полного знания о группировках, о процессах, происходящих в молодежной среде, а потому очень часто «бьем по хвостам». Переориентация дворовых компаний на социально полезные дела практически не удается.
Ждали мы помощи от науки. Но на Всесоюзной конференции по вопросам молодежной преступности, проходившей в 1989 году в Минске, я убедился, что ученые не могут нам дать конкретных рекомендаций. Хотя подобное явление теперь наблюдается уже во многих городах страны. Правда, я в своем выступлении сказал, что Казани наука в какой-то степени помогла. В частности, исследования, проводимые социологической лабораторией университета во главе с А. Салагаевым, которые были проведены по ряду судебных процессов, в том числе и банды «Тяп-ляп». До сих пор сильна установка решать молодежные проблемы милицейскими методами. Конечно, нам зевать не надо. Но правоохранительные органы сегодня оказались в очень сложном положении. Авторитет милиции и в молодежной среде, и у населения очень упал.
Причин тут много. Да и сами работники относятся к своей работе без должного уважения. Велика текучесть кадров. По итогам социологического исследования, 38,5 процента хотели бы сменить работу. В прокуратуре и суде этот показатель еще выше — соответственно 50 и 60 процентов. Люди говорят о постоянных перегрузках. А объем и сложность работы не только не уменьшаются, а наоборот, увеличиваются. Не думаю, что нам за короткие сроки удастся стабилизировать обстановку. Но и не стоит пугать горожан апокалипсисом. Нельзя сказать, что «гопники» терроризируют весь город, хотя такое мнение довольно устойчиво.
Конфликты в основном не касаются горожан — группировки выясняют отношения между собой. Пока у нас нет основания говорить и о том, что преступный мир распространил свое влияние на все группировки, но опасность такая есть. Вот почему фиксируем каждый шаг, стараемся докопаться до корней. К трагическим событиям 1988 года с семью смертельными исходами, думаю, уже не вернемся. Все очевиднее становится ориентация «мотальщиков» на корыстные преступления. Прослеживается система вымогательства денег у сверстников. Не исключено, что есть виды на подростков у рэкетиров. Широкое распространение в группировках имеет карточная игра. Сегодня мы больше знаем, лучше умеем работать. Отсюда и результаты ощутимее.
Интервью эти нуждаются в небольшом комментарии. Мои собеседники — специалисты в своем деле, в этом не раз приходилось убеждаться. Более эффективная работа с группировками во многом связана с тем, что на ключевых позициях оказались как раз такие люди. Все они в последние год-два поменяли место работы. Правда, причины у каждого разные. Матвеев ушел на пенсию, но поля боя не покинул. Тесная связь с журналистами привела его к мысли самому взяться за перо — он перешел на работу в редакцию «Вечерней Казани». Гатцук, ранее работавший начальником РОВД Кировского района, возглавил новую городскую службу — управление профилактики. Руководитель республиканской ИДН С. Тесис стал начальником отдела по борьбе с организованной преступностью.
Бывшие начальники районных ИДН А. Патулян и Н. Быков продолжают работать с подростками, правда, на другом уровне. А вот заместитель начальника УВД города А. Авдеев совершенно неожиданно для нас стал начальником отдела, который к ребятам никакого отношения не имеет. Как я выяснила, сделал он это отнюдь не по своему желанию. Нетрудно вычислить причины. Заместителя начальника УВД, в компетенцию которого входила борьба с преступлениями несовершеннолетних, принесли в жертву, когда понадобилось продемонстрировать Москве, что в Казани не дремлют, наказывают за плохой результат. Между тем Александр Дмитриевич «крайним» тут не был. Хотя бы потому, что на своем месте делал все возможное, чтобы молодежные проблемы решались.
На очередной сессии горсовета он, а не кто-то другой говорил о необходимости трудоустройства подростков на время каникул. Его статья в нашей газете «Откуда усобица и как ее преодолеть? Нельзя не отметить, что при всех издержках именно правоохранительные органы оказались способны как-то влиять на развитие событий. Если бы не их наступательность, положение могло бы оказаться много серьезнее. Десятки служебных кабинетов обошла она за последние десять лет своей жизни, но ни в одном не получила поддержки. И вот теперь, по ее мнению, забрезжил для нее лучик надежды. Она не хочет умереть матерью бандита, она умоляет снять с сына это позорное клеймо. Ей очень хочется верить, что его осудили напрасно, а потому сегодня, в пору пересмотра многих прежних представлений, рассчитывает на реабилитацию... Как ей объяснить, что мой рассказ мало что изменит в ее судьбе? Разве что еще более озлобится против нее людская молва, которая вряд ли подвергнет приговор десятилетней давности сомнению — скорее пожалеет, что расстреляли всего двоих, а не всех четверых, как было решено вначале.
Это для нее Джавдат — любящий, заботливый мальчик, единственная надежда и опора родителей. Для других — он главарь преступной банды. Ей никогда не найти понимания и сочувствия у людей, которые содрогаются при одном упоминании об этом уголовном деле, «Тяп-ляп» для Казани — это знак беды, наложившей отпечаток на судьбы многих горожан. Было это в 1979 году. Журналистов пригласили на процесс, обещавший стать процессом года, а потом бесцеремонно выставили за дверь — и ни один материал о банде «Тяп-ляп» не появился. Люди питались слухами. Помню, мне с большой долей уверенности очевидца рассказывали, как «тяп-ляповцы» ездят на машине по породу и стреляют по прохожим из обрезов. Какого-то старика убили прямо на скамейке у дома. Появление «тяп-ляповцев» вызывало шок. Один из моих коллег так вспоминает встречу с ними во Дворце культуры имени Урицкого: «Они приехали на автобусах, профессионально блокировали зал, где проходили танцы, — и начали всех подряд избивать.
Местная молодежь мужественно защищалась. К концу драки подоспела милиция. Автобусы отправились обратно с эскортом. Но, по-моему, это больше походило на охрану, чем на задержание хулиганов. Насколько мне известно, и этот поход прошел для «тяп-ляповцев» безнаказанно». Этого эпизода в уголовном деле нет. Там дела пострашнее. Октябрь 1977 года — две попытки убийства приемщика посуды Гришина — чтобы не «стучал» в милицию. Февраль 1978 года — убийство с третьей попытки Даньшина. Убийство жестокое — шестеро на одного.
Июль 1978 года — драка с местными у магазина деревни Старое Победилово. Двое пострадавших получили ножевое ранение, один — смертельное, в одного стреляли из пистолета. Событие случайное по завязке, но закономерное по существу. На всякий случай «тяп-ляповцы» имели при себе оружие, резиновый шланг и напильник. И наконец та самая «пробежка» по улицам Ново-Татарской слободы в конце августа 1978 года, после которой бандитов задержали. О ней стоит рассказать подробнее. Начну с цитаты из уголовного дела: «В 1973-1976 гг. Павлюхина, Тукаевской, в микрорайонах Казанского мехобъединения — ул. Меховщиков, К. Якуба, Ш.
Камала и других так называемой Ново-Татарской слободе. Эти столкновения носили стихийный, неорганизованный характер, в них участвовало незначительное число лиц. В такой противоправной форме зачастую разрешались личные счеты». У меня еще будет возможность рассказать о взаимоотношениях казанской молодежи на почве соперничества. Здесь достаточно информации о том, что молодежь, живущая рядом с заводом «Теплоконтроль», в просторечии именуемом «Тяп-ляп», враждовала с молодежью Ново-Татарской слободы. И вот в конце августа 1978 года руководящее ядро «тяп-ляповской» компании принимает решение проучить «врагов» — на 29 августа была назначена своеобразная «карательная» акция. Операцию пришлось отложить на 31 августа. Собрались все в одном месте, получили инструкции и на машине отправились на место акции, где пробежали толпой по двум улицам, избивая первых встречных. Вот краткая хроника этой операции: — избили металлическими прутьями мужчину; — забросали такими же прутьями мотоциклиста с пассажирами; — обстреляли другого мотоциклиста с пассажирами; — обстреляли микроавтобус с четырьмя людьми; — обстреляли микроавтобус с работниками милиции; — у дома убит 74-летний Закиров, двое получили огнестрельные ранения, одна из потерпевших осталась в 20 лет инвалидом; — на железнодорожной платформе Вахитово избили напоследок двух молодых мужчин. Я представляю, в какой ужас были ввергнуты в этот день жители улиц Зайцева и Меховщиков.
Число жертв могло быть больше: не взорвалась граната, брошенная Тазетдиновым вблизи от людей. Это нападение было бессмысленным и жестоким. Мстили одним, а избивали других. Мало того, опьяненные своей силой, не заботились даже о безопасности своих — и в результате четыре человека получили в перестрелке ранения, один — Музафаров — скончался в больнице. Трудно понять, как умудренные преступным опытом вожаки «тяп-ляповцев» пошли на столь рискованный шаг — финал его можно было предсказать заранее. Отвечать пришлось уже не только за набег, но и за другие преступления. Как видим, были у нападавших и металлические прутья, и оружие, даже граната была припасена. Вот как охарактеризован этот эпизод в уголовном деле: «Умысел участников бандитского нападения 31. Итог известен — 27 человек на скамье подсудимых с обвинением по 77-й статье УК РСФСР бандитизм , 28-й привлекался к уголовной ответственности за недоносительство. Фамилии преступников мало что скажут читателям.
Но кое-какие сведения о них представляют несомненный интерес. Люди разных специальностей и социальных положений: рабочие, служащие, учащиеся техникумов. Среднюю школу закончили 17 человек, неполное среднее образование имели 10, у одного за плечами была только семилетка. Один в момент нападения был военнослужащим, дома оказался случайно и вместо спортивных соревнований угодил на целых 10 лет в колонию. Семь человек не работали и не учились. Возрастной состав довольно пестрый: самому старшему 26, и лишь семеро — несовершеннолетние. То есть чисто молодежное сообщество, в котором проходили «практику» малолетки. Немаловажно, что были в компании в основном люди холостые, женаты — двое, оба имели по ребенку. Очень важная деталь: десятеро были ранее судимы, в основном, за хулиганство. Меня в этой компании больше всего интересовал Джавдат Хантемиров, или Джавда, как звали его в дворовой компании.
Родители радовались, наблюдая, с каким упорством идет сын к диплому — выходцы из деревни, они сами не получили образования и очень хотели, чтобы это сделал их сын. Наверное, уже мечтали о внуке — знали, что у сына есть подруга. И вот последним августовским днем 1978 года на всем этом — на родительских мечтах, на его собственных планах — был поставлен крест. Впрочем, его тень появилась много раньше — в январе 1974 года, когда он за хулиганский проступок был осужден на 4 года 6 месяцев. Никто тогда не увидел в нем закоренелого преступника, и после года с небольшим лишения свободы он был освобожден — сначала с привлечением к труду, а потом условно досрочно.
Финал республиканского конкурса автомногоборья стартовал в Казани
Реальные прототипы героев сериала «Слово пацана» | Главная» Новости» Криминальные новости казани за сутки. |
Анвар Маликов: «Бандитскую страницу истории Казани надо знать» | Казанские «мотальщики» в Москве обычно появлялись с целью просто подраться и прогуляться по площадям, чтобы внушить страх всем встречным: их внешний вид и поступки привлекали. |
Казанские моталки. «Город грехов» – это про Казань? Пингвинья походка и «ритуальные хороводы»
По факту произошедшего следователи возбудили уголовное дело по статье «Хулиганство». Читайте новости в нашем Telegram и Дзен. Поделиться Рубрики новостей.
Но куда страшнее выхода из группировки по собственной воле, где можно было заплатить только выкуп, было изгнание из банды, то есть подростка «отшивали». Собиралась вся банда, и каждый ее член наносил удар провинившемуся. Выдержать такое мог не каждый, но тот кто выдерживал навсегда становился «отшитым» и дальнейшая его жизнь не становилась слаще. Поэтому пацанский кодекс чли. В «моталках» действовала железная дисциплина. Проводились регулярные проверочные сборы, в том числе и ночью. Не прийти или даже опоздать на них являлось серьёзным проступком, за которым следовало наказание. Рядовые участники группировки в обязательном порядке должны были дежурить на «точках» — в местах скопления людей в своём районе.
Их задачей было не пропустить ни одного чужого подростка на контролируемую территорию, не взяв с него дани или не оказав физического воздействия. Кроме того, «мотальщики» регулярно выезжали в другие города в основном в Москву и Ленинград. Целью поездок был грабёж, при их подготовке всегда обговаривалось, какую сумму необходимо добыть. Все деньги отдавались «авторам» авторитетам. Из этих средств оплачивались отпевания и пышные похороны погибших в кровавых драках бойцов, а также проводы в армию или свадьбы участников группировок. Война против всех Вопросы любви решались однозначно. Пацан мог иметь подругу, которая утешала бы его в перерывах между разборками, дежурством и тренировками. Но слово старшего по иерархии было гораздо весомее нежных чувств. По приказу с девушкой следовало расстаться или передать её товарищам. Взаимоотношения между группировками строились по принципу войны против всех.
Иногда банды объединялись, но такие соглашения были временными и быстро заканчивались. Русские и татары представители основных диаспор Казани всегда действовали сообща — согласно криминальной статистике в 1970-1980-х годах ни в группировках, ни между ними не произошло ни одного столкновения на национальной почве.
Банду составляли подростки, которые нападали на прохожих и дрались за территорию с другими бандами. Период возвышения «Хади Такташ» — 90-е, когда банда стала большой силой в городе. Именно они спровоцировали раскол банды на две бригады — «стариков» и «молодых». В сериале молодежь открыла видеосалон, где показывала иностранные фильмы и мультики. Они предпочитали рэкет, грабежи и вымогательства. Рауф Шарафутдинов даже внешне напоминает Кощея Соцсети Анвар считал себя бизнесменом и не хотел делиться деньгами с «безработной» бригадой Рауфа. Финансовый конфликт перерос в войну, разделившую «Хади Такташ» на два лагеря.
Это был 1991 год — пока другие группировки делили территорию, «Хади Такташ» воевали сами с собой.
Не прийти или даже опоздать на них являлось серьёзным проступком, за которым следовало наказание. Рядовые участники группировки в обязательном порядке должны были дежурить на «точках» — в местах скопления людей в своём районе. Их задачей было не пропустить ни одного чужого подростка на контролируемую территорию, не взяв с него дани или не оказав физического воздействия. Кроме того, «мотальщики» регулярно выезжали в другие города в основном в Москву и Ленинград.
Целью поездок был грабёж, при их подготовке всегда обговаривалось, какую сумму необходимо добыть. Все деньги отдавались «авторам» авторитетам. Из этих средств оплачивались отпевания и пышные похороны погибших в кровавых драках бойцов, а также проводы в армию или свадьбы участников группировок. Война против всех Вопросы любви решались однозначно. Пацан мог иметь подругу, которая утешала бы его в перерывах между разборками, дежурством и тренировками.
Но слово старшего по иерархии было гораздо весомее нежных чувств. По приказу с девушкой следовало расстаться или передать её товарищам. Взаимоотношения между группировками строились по принципу войны против всех. Иногда банды объединялись, но такие соглашения были временными и быстро заканчивались. Русские и татары представители основных диаспор Казани всегда действовали сообща — согласно криминальной статистике в 1970-1980-х годах ни в группировках, ни между ними не произошло ни одного столкновения на национальной почве.
Внешний вид «мотальщиков» был очень схожим. Подростки носили недорогую просторную одежду, в которой удобно драться, — широкие штаны, свитеры, куртки или телогрейки. Джинсы считались признаком западной моды, их никто не надевал. Длинные волосы исключались — все ребята имели короткие волосы или стриглись наголо. Курить и употреблять спиртное разрешалось только «старшакам» и «авторам».
Время от времени внутри сообществ устраивались тренировочные бои — «хомутки», организованные по приказу старших.
«Закат казанского феномена»: как сформировался костяк кровавых ОПГ 90-х годов
Казанские мотальщики в моей памяти. Некоторое время назад -в начале лета 2022 года, я в Доме Книги неожиданно обратил внимание на книгу Роберта Гараева Слово Пацана. Главная» Новости» Новости опг казань. В конкурсе участвуют 26 команд. Финал республиканского конкурса автомногоборья стартовал в Казани.
«Казанский феномен». Вернутся ли молодежные банды?
Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, ещё в 1970-е. Главная» Новости» Казань опг последние новости. Без «ржавого пояса»: промзоны Казани интегрируют в городское пространство . Главная» Новости» Казань опг последние новости. Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, ещё в 1970-е. Исследовавшие казанский феномен журналисты и социологи неоднократно пытались установить это.
Мотальщики казани - фотоподборка
Одним из симптомов, указывавших на эту болезнь, была возраставшая конфликтность уличных группировок, которая становилась формой общения. Все изощреннее становились издевательства. Не только над чужими пацанами, но и над своими. Слишком много накапливалось злобы, чтобы ее можно было излить только на чужих. Так, может, мы хотя бы сегодня наберемся мужества и признаем, что улица не создает собственных форм жизнедеятельности и моделей поведения, а только перенимает их у взрослых и осуществляет в соответствии с главными особенностями подросткового возраста — максимализмом и безжалостностью? Не так давно беседовал с подростками и узнал потрясающую вещь. Они, оказывается, разоблачили одного из своих, который был у милиции осведомителем. Вскоре читаю в газете: компания зверски избила товарища. За то, что «работал на милицию, стучал».
Беседую с работниками милиции, возмущаюсь: да разве можно вербовать пацана, играть его жизнью! А мне спокойно: не лезьте в нашу специфику, мы обязаны знать, что происходит в наиболее криминогенных группах, и потому использование «источников» вполне оправдано... Когда-то мы сокрушались, как много в школах формальных активистов, не имеющих авторитета у одноклассников. Потом бросились в другую крайность: стали предлагать в актив тех, кто уже утвердил свое влияние. Не вникая, что это влияние держится на наглости, кулаке, обладании престижными вещами, сплоченности кучки «суперменов». И все же она «провела» Сергея в старосты, руководствуясь тем, что он, такой красивый, властный, сильный, будет держать класс в руках, заставит ребят выполнять все ее распоряжения. Последствия ставки на «сильную личность» были трагическими. Одна из жертв старосты, Виктор П.
Той классной руководительнице было хорошо известно о замашках протеже. Другим учителям чаще всего просто некогда рассматривать «второе» лицо своих выдвиженцев. Учительство прибегало к такому использованию актива постольку, поскольку само было жертвой чьего-то использования. На учителя наваливалось столько ненужной работы, никак не способствующей лучшему воспитанию, что он рад был свалить хотя бы часть этого груза на какой угодно актив, изображать какую угодно бурную деятельность, только бы его не терзали коллеги и проверяющие. И в прежние времена уличные взаимоотношения строились на примитивном принципе: либо боишься ты. Явление использования вынуждало строить отношения так, чтобы «свои» боялись не только «чужих», но и «своих». Особенно циничные формы приняла практика использования «актива» в деле перевоспитания. Не желая и не умея переделать правонарушителя путем духовного влияния, работники воспитательно-трудовых колоний, загруженные, подобно учителям, множеством ненужных обязанностей, не придумали ничего лучшего, как «перевоспитывать» своих подопечных, используя оголтелый, на все готовый ради своей корысти «актив».
Вот письмо, полученное мной от 42-летнего мужчины. Я не был в «отрицаловке». Я был членом библиотечной комиссии, "а это почти что «актив». Но я не мог выдержать каждодневных «разборов». Каждый вечер наше отделение выстраивалось, и «бугор» надевал перчатки. За нарушения режима средней тяжести виновный получал по морде или по почкам. Били за плохо пришитую пуговицу, за плохо начищенные сапоги, за дырку в одежде, за курение в неположенном месте. За более серьезные нарушения виновника ждало нечто дикое, ужасное, скотское.
Это похлеще пыток в гестапо. Знаю паренька, которого пропускали через строй «актива», а в руках у каждого «активиста» была табуретка... Назрел бунт. Но все сорвалось. И членам заговора была устроена бойня. Из барака вынесли большинство коек для оперативного простора, и началось... Потом хватали за руки, за ноги и били спиной о штакетник на улице, возле отряда. Многих изувечили в полном смысле слова.
Целых два дня шло жестокое избиение... Нас было в отделении трое друзей. Но почему-то старшему воспитателю мы не приглянулись, и он запретил нам находиться вместе. За ослушание нас подвергли «телефону». Это когда с силой бьют сразу по обоим ушам, после чего часа два ничего не слышишь. Последствия этого «телефона» испытываю до сих пор». То, что описано, происходило 28 лет назад! И не только в Бобровской ВТК.
А правда открылась только в последние годы. Вот вам еще одна причина — многолетнее сокрытие того, что происходило с подростками всюду: в семьях, в милиции, в колониях. В этом признании матери — констатация почти типичного равнодушия родителей к уличному общению детей. Ничто их не настораживало: ни чужие «шмотки» или деньги, ни холодное оружие, ни синяки и легкие ранения. Вот когда пацана дырявили ножом, сажали за грабеж или убийство, начинались причитания: «Ну кто бы мог подумать!.. Исмагулов из Алма-Аты, — я написал письмо первому секретарю Ленинского райкома партии. Но он мне не поверил. Тот тоже не поверил...
Сын написал прощальное письмо и выпил много лекарств. Но и это сочли просто попыткой самоубийства». Отец мальчика, убитого членами алма-атинской «банды», настаивал на проведении показательного судебного процесса. Хотел, чтобы о причине смерти сына было сказано открыто. Но просьба не была удовлетворена. Дело рассматривалось как обычный конфликт. Особую ответственность несут школьные педагоги. Уж они-то не могли не знать, что туалеты превратились в курильни анаши, что многие «банды» организовались не столько по территориальному, сколько по школьному признаку: в каждой школе своя «банда».
Они, педагоги, точно знали, что на совести члена «банды», сыгравшего в фильме «Алпамыс идет в школу» роль хулигана, не только реальные хулиганские действия, но и убийство... Завуч 18-й алма-атинской школы Л. Венгерова на свой страх и риск пригласила нарколога, который провел скрытое обследование учащихся. Разрушая структуру школьной «банды», Венгерова добилась поразительных результатов.
Например, «Мебелька» — квартал, где находился мебельный магазин; «Ботинки» — такой же жилищный массив, но с магазином обуви; «Перваки» — микрорайон Горки-1; «Тяп-Ляп» — район Теплоцентраль; «Хади Такташ» — по названию соответствующей улицы и т. Общее число банд составляло несколько десятков. Но все они были очень похожими друг на друга. Прежде всего, в сознание молодёжи внедрялся главный принцип: кто не пацан то есть не входит в «моталку» — тот чушпан.
Подросток должен быть членом какой-либо из банд, иначе он попадает в категорию отверженных, его не только может, но и обязан обидеть и унизить любой другой. Участники криминальных сообществ разделялись по возрасту: «шелуха» до 13 лет , «супера» 14-15 лет , «молодые» 15-18 лет , «старшаки» от 19 лет , «авторы» 20-30 лет — наиболее авторитетные лидеры группировок, как правило, уже отсидевшие в местах заключения. Младшие были обязаны безоговорочно подчиняться старшим. Стать участником мог любой подросток, проживавший на данной территории. Но, чтобы выйти из группировки например, при переезде в другой город или желая «завязать» , необходимо было заплатить выкуп от 300 до 1000 рублей — учитывая, что средняя зарплата тогда составляла 120 рублей в месяц. В то же время «старшаки» могли безнаказанно отходить от дел — считалось, что они заслужили право действовать так, как считают нужным. Но куда страшнее выхода из группировки по собственной воле, где можно было заплатить только выкуп, было изгнание из банды, то есть подростка «отшивали». Собиралась вся банда, и каждый ее член наносил удар провинившемуся.
Выдержать такое мог не каждый, но тот кто выдерживал навсегда становился «отшитым» и дальнейшая его жизнь не становилась слаще. Поэтому пацанский кодекс чли. В «моталках» действовала железная дисциплина. Проводились регулярные проверочные сборы, в том числе и ночью. Не прийти или даже опоздать на них являлось серьёзным проступком, за которым следовало наказание. Рядовые участники группировки в обязательном порядке должны были дежурить на «точках» — в местах скопления людей в своём районе. Их задачей было не пропустить ни одного чужого подростка на контролируемую территорию, не взяв с него дани или не оказав физического воздействия. Кроме того, «мотальщики» регулярно выезжали в другие города в основном в Москву и Ленинград.
Ячеистые структуры прочнее, чем цельные и монолитные. Советские идеологи хорошо это понимали, когда внедряли октябрятские звёздочки, пионерские звенья, комсомольские дружины и партийные ячейки, надеясь укрепить внутренними связями всё общество. Одного они не учли: такая система хороша исключительно для подполья, а не для легального существования. Зато это хорошо усвоили отцы-создатели группировок, недаром многие из них имели педагогическое образование. Он также абсолютно правильно описал этапы вербовки молодёжи в группировки, их структуры, иерархию и потенциальную опасность. За 1986—1987 годы в Казани было совершено 181 нарушение общественного порядка, в том числе 51 групповая драка, в которой участвовали 900 человек.
В итоге 6 подростков погибли, 73 были госпитализированы с серьёзными травмами, 193 получили телесные повреждения. С осени 1987 года обстановка резко ухудшилась. В драках стали использовать ножи, тяжёлые металлические шары, обрезки арматуры, кастеты, самодельные взрывные устройства. Щекочихин в 1988 году опубликовал в «Литературке» целую серию статей, посвящённых зреющей криминальной опасности. Самые известные из них — «Лев готовится к прыжку» и «Лев прыгнул! Во-первых, это — преступное сообщество, которое имеет чёткую структуру и иерархические связи: есть главарь или группа главарей , держатель кассы, связники, боевики, разведка, контрразведка.
Во-вторых, это организация, созданная для систематического преступного бизнеса. И третий, основной, признак — преступное сообщество становится мафией лишь в условиях коррупции: оно должно быть связано с представителями государственного аппарата, которые состоят на службе у преступников. Если это прокурор, то он спасёт от наказания, если работник милиции, то передаст важную информацию, если это ответственный работник, то сделает вовремя нужный звонок». Таким образом, задолго до изменений в уголовном и уголовно-процессуальном кодексах появилось официальное определение оргпреступности. О «львах» и ловцах Власть медленно, со скрипом, но осознавала, что организованная преступность таит в себе огромную угрозу, и в 1985 году в МВД Узбекской ССР было создано первое специализированное подразделение по борьбе с организованной преступностью. Вскоре на одном из закрытых заседаний коллегий МВД СССР было принято решение о создании во всех союзных республиках, автономиях и областях спецподразделений по борьбе с оргпреступностью.
Возглавил группу Савелий Тесис. Сколько на самом деле было организованных преступных групп в республике к концу 80-х — началу 90-х годов, доподлинно сейчас никто не сможет сказать. Для себя оперативники определили список из наиболее дерзких и крупных — порядка пятидесяти. В основном группировки формировались по месту жительства, были не равнозначны по численности и структуре, во главе многих стояли криминальные авторитеты. В 1987 году, за год до создания «шестых отделов», в СССР фактически началась легализация частного бизнеса. Вступил в силу Закон об индивидуально-трудовой деятельности, а Совмином СССР было принято сразу два постановления — «О совместных предприятиях» и «О деятельности кооперативов в сфере сервиса, общепита и производства».
В это время лишь 9 процентов товаров народного потребления, выпускаемых в стране, соответствовали качеству мирового уровня, и очень скоро кооперативы успешно стали заполнять нишу как оказания услуг, так и производства. Если во Франции в эпоху расцвета буржуазии появились нуворИши — «новые богатые», то у нас возникли нуворАши — «новые русские». Только название это, быстро вошедшее в обиход, относилось совсем не к тем, кто деньги зарабатывал честно. Большие, по советским меркам, доходы привлекли пристальное внимание криминала. Уже через год слово «рэкет» вошло в обиход, а главными сообщениями информационных программ стали вымогательства с пытками утюгами и паяльниками. Одно из первых уголовных дел в истории казанского рэкета возбудили в отношении членов группировки «Дом обуви».
Жертву — председателя кооператива «Стройдетали» — нашли в начале 1988 года. Поначалу определили «таксу» — две тысячи рублей в месяц. Сумма по тем временам, когда зарплата ещё исчислялась в рублях, была колоссальная, но строительный бизнес приносил немалый доход, и Сергей согласился. Однако ежемесячная дань была только началом. Уже в январе 1989 года от кооперативщика потребовали четыре тысячи рублей сверх обычного. Иначе его убьют, жену изнасилуют, сына искалечат.
В начале марта история повторилась: лидерам ОПГ Гарееву и Агафонову срочно потребовались ещё три тысячи рублей. В мае «крыша» забрала у предпринимателя машину. В конце июня Сергея опять выловили и потребовали ещё десять тысяч наличными. В случае отказа… в общем, он в курсе. Уже потом потерпевший признался, что если бы мзда была разовой или хотя бы посильной, он и не подумал бы обращаться в милицию. Но дошло до того, что Сергей в определённый момент просто не смог выплатить своим рабочим зарплату: «Я понял, что это будет продолжаться бесконечно, и рано или поздно они меня убьют!..
Чтобы взять с поличным, решили сделать передачу денег под контролем сотрудников. Всё происходящее снималось скрытой камерой. После, когда Гареев и Агафонов пытались оспорить факт встречи, видеозапись пригодилась — доказательства были налицо. Уликами стали и отпечатки пальцев, оставленные вымогателями на конверте с деньгами, и зафиксированные номера купюр. Гареев рассчитывал выйти сухим из воды — его отец занимал высокий пост. Естественно, шёл серьёзный накат, и каждому оперативнику обещали либо позорное увольнение из милиции, либо вообще физическое устранение.
Аналогичные «доводы убеждения» предоставлялись и потерпевшему. Пришлось брать под круглосуточную охрану его самого и его родных. Это дело по рэкету можно считать показательным: те, кто верит, что с «крышей» можно договориться по-хорошему, глубоко заблуждаются. Бандиты не видят смысла беречь своих дойных коровок — зачем? На место высосанного досуха коммерсанта обязательно придёт другой, новый.
Декабристов, д. Из этой части вы узнаете о том, как антикультура криминального мира воцарилась среди молодёжи, каким был «уродливый кодекс чести» группировщиков и когда впервые прозвучал термин «казанский феномен». Зачем молодежь шла в группировки?
По идее дело «Тяп-ляпа» [пришедшееся на семидесятые годы] должно было войти в историю как первый успех по ликвидации организованного преступного формирования, стать практическим пособием для изучения всеми курсантами МВД и будущими юристами. Возьми правоохранительные органы этот опыт на вооружение, может, и не было бы «лихих 90-х». Увы, всё пошло по стандартному российскому сценарию: награждение непричастных и наказание невиновных. Правда, награждение на этот раз пропустили, зато наказания раздали щедро. Урок усвоили — до следующего процесса по бандитизму в республике прошло почти десятилетие. А между тем время безвозвратно уходило. И хотя самое крупное злокачественное образование вырезали, метастазы прорастали уже практически повсюду. Бесславный конец главарей «Тяп-ляпа» быстро забылся, зато легенды об их «подвигах» пересказывались с восхищением и завистью.
На вооружение по всему городу брались методы тяпляповцев: железная дисциплина, регулярные занятия спортом, сборы денег и культивирование агрессии. Тема для специалистов-психологов, но я считаю, что в группировки шли и идут два типа подростков. Первый — те, кому физически необходимо выплёскивать свою агрессию, драться, самоутверждаться, но таких, как правило, не очень много. И второй, самый многочисленный, — те, кто чувствует себя неуверенно вне своей группы. Кстати, один из тяпляповцев на допросе в своё время так и сказал: «Жить в группе намного легче». Этот многочисленный тип самый опасный: такие люди, чтобы не потерять доверие своей стаи, способны на всё. Ещё одна причина, как мне кажется, лежит в проблеме целого поколения. Почему становление организованной преступности проходило по всей стране именно в 80-е годы, ни раньше ни позже?
Те, кто родился в 60-е и 70-е годы — это поколение «с ключом на шее». Сами — в школу, сами — из школы, сами приготовить, сами себя проконтролировать.