Новости лезгины национальность происхождение

коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент". один из древнейших народов Кавказа, проживающий на юге Республики Дагестан в России и на северо-востоке современного Азербайджана. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание – лезги, мн. ч. лезгияр), лезгинский народ на Кавказе.

Этимология названия

  • Традиции лезгинского народа дошедшие до наших дней
  • Название-загадка
  • Смотрите так же
  • В этом номере газеты
  • Какая история у лезгин?
  • Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты

Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу

Значительная часть овощей выращивается на личном подсобном хозяйстве; картофель, морковь, лук, перец, томаты, баклажаны и огурцы являются основными предметами собственного производства. Мясо также играет важную роль в рационе лезгинов. Они предпочитают свежее и качественное мясо, часто употребляют баранину и говядину. Из мяса готовят различные блюда: плов, шашлык, манты, приготовленные на открытом огне для более насыщенного вкуса.

Особое место в кухне лезгинов занимают пироги и хачапури. Эти блюда готовят из теста с начинками из мяса, сыра, капусты или зелени. Творог и разнообразные сыры также широко распространены среди лезгинов.

Лезгины отличаются особым отношением к чаю. Чайные церемонии являются неразрывной частью культуры народа. Лезгины употребляют чай с сахаром и различными сладостями, включая печенье, варенье и свежие фрукты.

Все эти особенности пищевых привычек и кухни лезгинов отражают их национальные особенности и богатство культуры. Лезгинская кухня привлекает внимание своей оригинальностью и разнообразием блюд, которые непременно стоит попробовать. Знаменитые лезгины и их достижения В области музыки есть такие известные лезгины, как Муса Мусаев — талантливый музыкант и композитор.

Он известен своими яркими и душевными произведениями, исполненными в национальном стиле. Его музыка пользуется популярностью не только среди лезгинского народа, но и за его пределами. В области спорта лезгины также имеют успехи и достижения.

Популярным и знаменитым спортсменом является Шамиль Абдуллаев — чемпион мира по джиу-джитсу и двукратный чемпион Европы. Он является ярким примером того, как лезгинский народ обладает физической выносливостью и спортивными навыками. В сфере искусства и актерского мастерства выделяется замечательный актер Сламан Гамидов.

Он известен своими яркими и запоминающимися ролями в различных фильмах и театральных постановках. Благодаря своему таланту и профессионализму он получил признание не только среди лезгинского народа, но и широкой публики. Это лишь небольшой перечень знаменитых лезгин и их достижений.

В общественном быту большую роль играли различные календарные и религиозные праздники: Яран сувар Навруз-байрам , праздник цветов Цуьквер сувар, праздник черешни ПIинирин сувар, религиозные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам и др. Однако в верованиях народа до наших дней можно проследить реликты ранних форм верований. На довольно высоком уровне находилась народная медицина, которая была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными познаниями в лечении членов семьи народными средствами, и «профессиональной», представленной джаррахами — лекарями. В своей лечебной практике джаррахи применяли разные методы: хирургию, терапию, психотерапию. Широко были известны имена народных лекарей Мирзы Али из с.

Ахты, Шахбаза из с. Испик, Табиба Магомы из с. Немаловажную роль играла гидротерапия. Широкой известностью пользовались лечебные свойства ахтынских серных источников, каракюринского озера для лечения суставных заболеваний и т. К концу XIX в.

В настоящее время почти во всех населенных пунктах лезгин имеются медицинские учреждения. По некоторым данным, лезгины пользовались письменностью со времен Кавказской Албании. В результате экспансии Сасанидского Ирана в Южном Дагестане появляется так называемая пехлевийская письменность. С проникновением в Дагестан ислама на территории лезгин, как и во всем Дагестане, широко распространяется арабская письменность. В дальнейшем на основе арабской графики, путем приспособления с помощью системы дополнительных знаков к фонетическим особенностям местных языков у лезгин, как и у других народов Дагестана, создается так называемая аджамская письменность.

Народное образование лезгин вплоть до конца XIX в. Центрами религиозного образования являлись «миски» мечети , которые имелись почти в каждом селении, а в центрах союзов обществ их могло быть несколько. Только в с. Ахты насчитывалось 16 мечетей. С включением Дагестана в состав России начинается новый этап в истории просвещения лезгин.

Он характеризуется появлением светских учебных заведений. К 1 января 1892 г. Значительное развитие народное просвещение получает в годы Советской власти. В 1920-е годы в лезгинских районах открываются новые светские школы. В каждом селении были организованы пункты ликбеза, которые охватывали все взрослое население.

С 1930 г. Особое место в жизни лезгин занимал фольклор, который отличался богатством и разнообразием. Лезгинский фольклор в прошлом представлял собой своеобразную устную летопись, в которой народ воспроизводил свою историю, надежды и думы. Показателен в этом плане героический эпос, представленный в образах легендарных героев. Интересен, например, образ Шарвили — богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа.

К эпическому жанру близки произведения «Къванцин гада» «Каменный юноша» , «Бахтавар» «Счастливый» , «Ашукьдин къуват» «Сила ашуга» и др. В устном народном творчестве лезгин представлены сказки, пословицы, поговорки и т. Они создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор. Своеобразен лезгинский вариант лезгинки. Наука, образование Значителен вклад лезгин в образование.

Из среды лезгин вышло немало выдающихся личностей. Заметный след оставил известный мыслитель-идеолог Магомед Ярагский духовный предводитель национально-освободительного и демократического движения горских народов Кавказа в XIX в. Научные идеи шейха Ярагского продолжил его сын Гаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по матери известного ученого Гасана-эфенди Алкадарского. Одним из крупных ученых Кюринского округа был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его место преподавателя местного медресе занял сын Абакар-эфенди. Эстафету научных изысканий Абакара-эфенди принял его сын Абдул-Гамид-эфенди.

К числу известных ученых-арабистов относится Абдул-Хаким-эфенди — уроженец Самурского округа, который жил и работал в с. Он получил инвеституру от Магомеда Ярагского и стал наставником в тарикате накшибенди. Знатоком арабских наук считался также сын Хакима-эфенди Молла Абдул-Гай. До конца своей жизни он занимался распространением знаний и наук в своем родном с. В числе ученых можно упомянуть Гаджи-Магомеда-эфенди, сына шейха Магомеда-эфенди.

Видным арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был Гаджи Амирали-эфенди из с. Вершину лезгинской науки ученые историки связывают с именем Гасана-эфенди Алкадарского вторая половина XIX в. Кроме лезгинского, он владел русским, персидским и тюркским языками, прекрасно знал восточную литературу, сочинял стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил ряд лет под руководством ахтынского кадия Мирза-Али-эфенди. Научные трактаты Алкадарского по религии, философии не потеряли значения и в наши дни. Его эстафету продолжили Г.

Алкадарский, М. Гасанов и др. Значителен вклад лезгин в науку, образование в советское время. Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине XX в. Абилов, Г.

Аликберов, М. Омаров, М. Мерземетов, Г. Магомедов, Н. Исмаилов, А.

Юсуфов, Н. Ахмедов, Н. Эмиров, И. Среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана достойное место также занимали лезгины. Это Рза Шихсаидов — первый нарком здравоохранения Дагестана, который окончил в 1916 г.

Военно-медицинскую академию в Петрограде. Первым наркомом земледелия республики также был лезгин — М. Ахундов из с. Далеко за рубежами нашей страны известны имена Г. Гасанова — Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора, внука известного ученого Гасана Алкадари, М.

Лезгинцева — первого начальника финансовой службы Красной Армии, его сыновей — Г. Лезгинцева крупного ученого и известного писателя, доктора технических наук, адмирала и М. Лезгинцева контр-адмирала, командовавшего подводной лодкой , А. Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку, — А. Гусейнов, Ш.

Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши. Традиции В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим.

Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие.

Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе.

Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи. Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов.

Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов.

Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья. Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения.

До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа.

Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно. Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим.

Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали. Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать.

Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты.

Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими.

Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение.

Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться.

Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым.

В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома.

Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены.

Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине.

Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее.

Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу. В конце марта у лезгин наступает праздник — день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры.

Каждый старается, чтобы его костер был ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье.

В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол. Еще один знаменательный праздник этого народа — Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни.

Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы. Руководил торжеством «шах» — молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу.

В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях. Победителям девушки дарили призы — носки и кисеты. Продолжалось такое торжество до 3 дней.

Когда на протяжении длительного времени не было дождя, легзины проводили специальный обряд.

Как жили и чем занимались лезгины? Еще в V—IV веках до н. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании.

Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ. История Кавказской Албании — история бесконечных войн за свою независимость. Еще в I веке до н. Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками.

Кстати, некоторые историки считают, что амазонки, эти мужественные горские воительницы, тоже были албанками! В III в.

Лезгины: история, культура и образ жизни народа

Некоторые предпочитают наслаждаться национальной культурой и традициями, а религия занимает второстепенное место в их жизни. Независимо от верований, религия играет значимую роль в формировании лезгинской культуры, традиций и общественного мировоззрения. Она служит основой для моральных ценностей, нравственности и солидарности между лезгинским народом. Таким образом, лезгины, несмотря на разнообразие верований, стремятся сохранить и передать свою религиозно-культурную идентичность следующим поколениям. Современные лезгинцы и их культурная идентичность Одной из основных черт культурной идентичности лезгинцев является их язык. Лезгинский язык относится к горским языкам и отличается своеобразием и богатством фонетики.

К сожалению, в связи с различными факторами, лезгинский язык находится под угрозой исчезновения, поэтому в последние годы множество молодых лезгинцев стремятся сохранить и изучить свой родной язык. Культура лезгинцев также выражается через национальные танцы, музыку, народные ремесла и кулинарию. Национальные танцы лезгинцев являются важной частью их традиционной культуры и могут включать быстрые и энергичные движения. Лезгинская музыка отличается динамичностью и жизнерадостностью, а инструменты, такие как тар, балалайка и дудук, играют ключевую роль в музыкальном наследии народа. Вероисповедание лезгинцев разнообразно.

Большинство лезгинцев исповедуют ислам, но также существуют и христианское меньшинство. Важно отметить, что лезгины отличаются высокой степенью терпимости и уважения к другим религиозным традициям, что создает гармоничную мультикультурную среду. Современные лезгинцы сохраняют свою культурную идентичность, помня о своей истории и традициях.

Отсюда берёт начало всё, что связанно с дальнейшим однотипным характерным поведением всех таких новых политических советских наций, ставших сборными укрупнёнными советскими национальностями. Выйдя из колыбели, они сразу же усиленно создавали себе историю, культуру, метаясь во все стороны в поисках наиболее удобных для себя «доноров», иногда создавали себя с нуля, собирая в одно целое разные фрагменты из прошлого своих племён, но большинство их просто не утруждали себя особым трудом, а перенимали готовую историю и культуру. Более всего заимствование происходило за счёт ослабленных древних этносов подлинных органических общностей , которые в какой-то момент недооценили угрозу и позволили «по-братски» осваивать свою историю и культуру. Не столкнувшись с серьёзным отпором, начинается откровенное прямое паразитирование новой политической нации на «доноре», при котором «донор» постепенно слабеет и начинает умирать. Процесс умирания настоящего этноса может быть длительным по мере заимствования его органического тела паразитом. Подобное безусловно не является на самом деле дружественным, а даже смертельно опасным «содружеством». Не существует никакого «братства» между «донором» и «паразитом». Нет смысла искать форму позитивного сосуществования для «донора» - его нет. Относительно лезгин, не удивительна текущая тяжелая ослабленность лезгинского народа в свете известных обстоятельств. Этнос делает этносом только его органическая общность — с точки зрения этносоциологии, принадлежность к тому или иному этносу или народу. Этнос — органика, кровь, происхождение от общего предка. При своём естественном развитие от этноса к политической нации, открываются новые возможности и перспективы, при которых настоящая политическая нация переходит в форму наднации или супернации, например, «русские». Определение «русские» — это уже давно не просто политическая нация и не просто этнос, а надэтническая культурно-историческая общность, имеющая социальную иерархию, стратификацию помимо общего языка и другие признаки народа см. Иногда его называют «суперэтнос». Русским можно стать, вне зависимости от своей крови, происхождения, а самое главное, абсолютно не нужно при этом отказываться от своей прежней идентичности например, чеченской или лезгинской или любой другой. Чеченец, родившийся и воспитанный в России, в русском мире, за границей спокойно называет себя «русским чеченцем» и от этого определения он не теряет ничего в отношении своего этноса, он продолжает оставаться одновременно нохчи. Таким образом, этнос народ и национальность — это совершенно разные категории. Лезгин юридически по национальности является россиянином, так как имеет паспорт РФ, но по этносу по происхождению - Лезги. Лезгины были на стадии формирования политической нации 100 лет назад, но в силу известных причин, процесс был прерван внешними силами. Что такое нация? Нация - это высшая политическая форма развития этноса. Под нацией принято понимать политическую общность людей, чаще всего выражающуюся в наличии государственности. Как правило, нация редко бывает однородной, чаще всего в её составе присутствуют самые разные народности народность - это этническая группа, производная от корня материнского этноса, в силу исторических причин замкнувшаяся в определённой географической местности, в результате чего произошли изменения в языке. Лезгинский народ на самом деле имеет исторический опыт политической нации, но подзабыл об этом. Кавказо-албанская нация в прошлом была представлена около 26 племенами народности , которые, при общем происхождении, говорили на разных диалектах, отличались своими уникальными чертами. Конфедерация 26 племён народностей образовывали единую политическую нацию, называемую албанами, но по этнической принадлежности делились на леги, ути, гаргары, сильвы чилбы , гелы и другие. Древняя Кавказская Албания естественным путём развилась до своего политического выражения, то есть до государства со всей надлежащей государственной атрибутикой. Несомненно, кавказские албаны достигли самой высшей формы развития своей этнической идентичности — политической нации. Существует несколько основных механизмов формирования наций, или генезиса. Основной механизм: соответствующая политическая общность может складываться вследствие объединительных механизмов вокруг государствообразующего этноса — когда к одному сильному лидирующему этносу или группе таковых присоединяются другие этносы, лояльные к ней либо близкие ей по языку и культуре, а то и вовсе единокровные. Что можем наблюдать в древности на примере государства наших предков - Кавказской Албании. До сих пор учёные не пришли к единому мнению, является ли определение «албаны» названием отдельного этноса или общим наименованием всех народов государства. Вывод: любой существующий в мире этнос можно условно называть и национальностью, но не каждая национальность является этносом. Это единственный настоящий путь развития этноса до политической нации. Других путей нет. Попытка обойти этот процесс, обмануть природу, чревато будущими войнами, конфликтами, так как искусственно созданные химеры начинают воевать за освоение чужого жизненного пространства, избавиться от них не так то просто, а зачастую даже невозможно. Рано или поздно, создание обращается против своего создателя, так как его не устраивает правдивая история своего создания, почему оно предпочитает отречься от своего создателя, а при возможности, даже уничтожить своего создателя, не оставить свидетельств, так сказать. Отсюда и невероятная ненависть именно этой категории советских наций к Советскому Союзу. Всегда так или иначе следует наказание за вмешательство в законы человеческого бытия. Политические нации, которые оказались искусственно сформированы в советское время и были не способны представить себя этносом, стали называться новыми советскими «национальностями». Привожу выдержки из наиболее интересных и информативных определений по данной теме, способных прояснить суть слова «национальность» и насколько правильно его использовать нам. Дамир Исхаков ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ, д. Если говорят «французская нация» — это означает принадлежность к Франции как к государству. На Западе отличают принадлежность этническую от национальной. Внутри французской нации есть и арабы, они будут французами по гражданству. А в России существует предыдущая традиция, где национальность означала этническую и гражданскую принадлежность, и даже в переписных материалах стоял вопрос о национальности. Сейчас есть попытка перейти к западной терминологии, и когда вводится понятие «российская нация», это означает принадлежность к стране и российское гражданство. Нам приходится отойти от старых терминов.

Поэтому мы предлагаем вниманию взыскательных читателей краткий научно-популярный очерк лезгин, составленный по уже опубликованным материалам, в которых так или иначе приводятся и сведения, касающиеся лезгин. Привлечены также свидетельства древних историков, географов, путешественников, филологов, других ученых. История каждого народа — своеобразное зеркало для потомков. Заглядывая в него, люди хотят увидеть образец для подражания, проследить связь времен, суть происходивших и происходящих в жизни народа перемен. Исторические знания помогают правильно оценить день вчерашний, сделать верные выводы на будущее. Создавая настоящий очерк, мы не претендовали на фундаментальность исследования, напротив, явления лезгинской истории освещены в стиле научно-популярной литературы. Этот очерк мы адресуем тем людям, которые имея глубокий интерес к истории своего народа, своей Родины, не имеют вместе с тем возможности ознакомиться с трудами профессиональных историков, чьи исследования, к сожалению, выпускаются в свет мизерными тиражами и поэтому до многих не доходят. Они обосновывались на берегах рек и речушек, у источников воды в лесах и предгорьях. Археологические раскопки свидетельствуют о занятиях местного населения - сначала собирательством, охотой, позднее - рыболовством, животноводством и земледелием. Люди научились изготовлять охотничьи приспособления, земледельческие орудия, домашний инвентарь. Лезгистан был богат животным и растительным миром, природными ресурсами. Реки и море изобиловали рыбой, в лесах и низменных просторах обитали сотни видов диких животных и птиц. В процессе развития земледелия, научились выводить местные сорта пшеницы, ячменя, ржи, проса, овса, полбы, гороха, бобов. В борьбе с природой древние люди вынуждены были объединяться в малые и большие группы. Великим достижением для них было овладение огнем. Сначала его добывали из естественных источников пожары, происходящие в результате удара молнии. Самовозгорание нефти, торфа. Потом научились извлекать огонь при помощи примитивных приспособлений трением древесины, высеканием искры из кремния и т. Огонь дал человеку силу, служил источником света и тепла. Почтительное отношение лезгин к огню сохранилось до сегодняшнего дня в виде языческих верований и обычаев. Предки лезгин прошли все этапы первобытнообщинного строя. Постепенно совершенствовались орудия труда. Появились лук и стрелы, приручались дикие животные, люди научились добывать и обрабатывать металлы. Параллельно происходило становление языка и культуры. Собирательство и охота утратили былое значение, и главными занятиями людей становились земледелие и животноводство, развивалось ремесло. В связи с изменениями в экономике зарождались и новые общественные отношения. Это способствовало расслоению людей на богатых и бедных. Первобытнообщинный строй постепенно распадался, уступая место рабовладению раннему феодализму. К сожалению, эти процессы, касательно лезгин, не изучены в достаточной мере и приходится апеллировать к общим законам развития человеческого рода, в том числе и той его части, которая издревле жила на территории Кавказа и сопредельных регионов. Можно выразить уверенность, что первобытные лезгинские племена развивались примерно также, как и другие кавказские объединения древних людей, ибо у лезгин с ними много общего и в материальной, и в духовной культуре. С распадом первобытнообщинного строя создавались предпосылки для образования крупных племенных союзов, развитию признаков государственности. Стремление к государственному объединению диктовалось прежде всего необходимостью защитить свои земли от многочисленных кочевых племен, проникавших к лезгинам как с севера, так и с юга. В такие государственные образования в разные времена входили родственные лезгинам хурриты, касситы, луллубеи, кутии, маннеи, леги, нахи, кахи, лпины и множество других племен, имевших своих вождей и царей. Эти племенные названия или этнонимы до сих пор сохранились в лезгинской микротопонимии, антропонимии и патронимии. Страбон свидетельствует о том, что албаны объединили вокруг себя большинство местных племен и занимали территорию между иверами грузинами и Каспийским морем. Именно на этих землях и поныне проживают как собственно лезгины, так и другие лезгиноязычные народы — цахуры, рутулы, крызы, будухи, хиналуги, хапуты и др.. Птолемей указывает, что Албания граничила на севере с Сарматией. Что касается направления на север, то там и ныне проживают кавказоязычные народы, имеющие близкое языковое родство с лезгинами — аварцы, лакцы, даргинцы, андийцы, ботлихцы, гунзибцы, чеченцы, ингуши и др.. Эти же пределы древней Албании упоминают Плиний и М. Албаны — одно из крупных и сильных лезгинских племен. В память о них" осталось село Алпан в Кубинском районе, ряд сел с аналогичным названием в других районах Азербайджана и Дагестана. Лезгины сохранили и наименование древнего, языческого бога огня Алпана. Молния по-лезгински называется «ц! Эти этнографические и топонимические сведения позволяют увязать древних албанов с лезгинами, которые и являются прямыми их потомками. Албаны жили на побережье Каспийского моря, от устья реки Самур до устья реки Куры. Поэтому некогда Каспийское море называлось Албанским морем. А на древних картах река Самур называется Албаной. На северо-западе от албанов жили утии — предки современных удинов, чей язык родственней лезгинскому. В предгорьях Большого Кавказского хребта расселились кайтаги, кахи, нахи, ахцахи, мики, филы, куры, леги, гелы, лакзы, маскуты, касы и другие. Их соседями с юга были гаргары. Южнее их в междуречье Куры и Аракса проживали эры, цахи. Эти племена именовались либо по названию их племенного тотемного животного, либо по роду занятий. Античные и средневековые историки утверждают, что на территории Албании проживало 26 племен, близких друг к другу как по языку, так и по культуре. Все они являются предками лезгиноязычных народов, а если взять шире то и иахско-дагестанских. Новейшие исследования историков и филологов свидетельствуют о существовании общекавказского языкового единства. Что касается рода занятий, то отмечается, что торговля им не была свойственна. У них преобладало натуральное хозяйство совершались бартерные сделки, деньги в обществе особой роли не играли. Правителем Албании — государства лезгиноязычных народов — был царь! Столицей государства считался город Кабала, руины которого находятся в Куткашенском районе Азербайджана. Название Кабала по-лезгински означа- ет — «город, расположенный на двух холмах», от лезгинских слов «къпед». Это был крупный густонаселенный город. В нем находился и храм Лупы — языческого божества лезгин. Жрец главного языческого божества считался вторым человеком з государстве и обладал чрезвычайными полномочиями. Возникновение государства на основе политического и экономического союза лезгиноязычных племен способствовало развитию земледелия, животноводства ,ремесла дальнейшему росту производительных сил, облегчению защиты своих границ в случае нападения неприятеля. Закладывались новые и развивались старые города и села, расширялись экономические контакты с соседними племенами, углублялись культурные связи. Если сравнить эти топонимы с современными, то налицо прямая их связь с населенными пунктами, где ныне проживают лезгиноязычные народы. Албания состояла из ряда мелких. Любопытную страницу истории Албании составляет ее отношение к Римской империи. На помощь местному населению поспешили и воины из Албании. Натиск завоевателей был отбит. Через несколько лет предводителя римлян Лукулла сменил Помпеи. В 66 году до н. Царем Албании в то время был Оройз. Он собрал сильную армию и внезапно напал на захватчиков. В его войске насчитывалось 40 тысяч воинов. А Страбон сообщает, что в случае необходимости Албания могла выставить 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников. Б декабре 66 года до н. Однако, вскоре римляне нарушили договор и стали продвигаться вглубь Албании. Разразилась новая, еще более ожесточенная схватка, во время которой царевич Козис ворвался в расположение римлян и чуть было не поразил полководца Помпея. Козис получил смертельную рану, а албаны рассеялись по окрестным территориям. Очевидцы свидетельствуют, что в албанском войске сражались и женщины. Это были так называемые амазонки —храбрые воительницы кавказских гор. Легенды о них сохранились до нашихдней. После второго поражения царь Оройз запросил мира. Однако, Помпеи, воодушевленный победами, не соглашался на это.

По территориальному и языковому принципу лезгины разделились на три группы: кюринскую «кюревияр» , ахтынскую «ахцегьар» в Дагестане и кубинскую «кубавияр». В Азербайджане представители кюринского диалекта экономически наиболее развиты и многочисленны, вследствие чего термин «кюринцы» в прошлом применялся иногда для обозначения всей лезгинской народности, тогда как кюринцы были только её частью, занимавешй левобережье Самура и бассейны рек Курахчай и Гюлгери-чай. Частое употребление в Грузии терминов «лек», «лекеби», а в Азербайджане — «лезгиляр» послужило причиной того, что под лезгинами стали подразумевать всех жителей горного Дагестана. Между тем, с термином «лезгин» надо увязать, собственно, самих лезгин и народности, близкой к ним языковой группы [37] ». Кумыки и ныне называют всех горцев, за исключением лезгин «тавлулар» — «горцы» — гора. Интересно, что под термином «тавлу» многие годы бытовали и горцы Северного Дагестана и другие северо-кавказские народы. В частности, ещё в X в. Этнографы и историки Гаджиев , Давудов и Шихсаидов пишут: Что же касается этнонима леги леки , то существует несколько мнений об их идентификации и локализации: леки — это народы Дагестана в целом; это потомки современных лаков или лезгин; грузинская форма «лек» леки и «лег» Страбона восходят к общедагестанскому «лаки», а название «лег» ещё в древнейшую эпоху «утвердилось за дагестанскими лаками , как устоявшийся этноним»; термин лезги не был в прошлом самоназванием одного из дагестанских народов, а уже издревле, в течение многих столетий, употреблялся в качестве общего названия для дагестанских горских народов; этнонимом леки в грузинской хронике Л. Мровели «обозначает большую часть племён средневекового Дагестана», а вообще «леки грузинское название народов Дагестана в целом [38]. Действительно, леки леги это этноним, несущий самую широкую нагрузку из перечисленных выше. Но наличие рядом других этнонимов дидуры, таваспары и др. Бутаев возводил этноним лезгин от лакского слова «лакъсса» — «высокий» [39]. Далее В. Минорский пишет: Хотя русские и употребляли «лезг-ин» «ко всем жителям Дагестана , но в местном употреблении и у арабских географов этот термин применяется только к племенам Южного Дагестана …». Академик Марр писал, что родственное названию лезгин «лек, мн.

Традиции лезгинского народа

Лезгины - как живут «создатели лезгинки»? Лезгины — это дагестанский народ, коренной народ Кавказа, проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане.
Лезгины в Дагестане: национальность и происхождение в мире Лезгины – одна из наиболее многочисленных национальностей, проживающих на территории Южного Кавказа.
Лезгины: национальность, происхождение, где живут, религии Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане.

Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты

Возникновение государства на основе политического и экономического союза лезгиноязычных племен способствовало развитию земледелия, животноводства, ремесла, дальнейшему росту производительных сил, облегчению защиты своих границ в случае нападения неприятеля. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами. Ученые предполагают, что лезгины и другие северокавказские народы (аварцы, чеченцы, адыги, ингуши, даргинцы, лакцы, кабардинцы) являются потомками и наследниками этих ныне ушедших в небытие цивилизаций. В действительности происхождение лезгин, как и соседних горских народов, стоит рассматривать комплексно, учитывая данные лингвистических, археологических, антропологических и этнографических работ.

Вся правда о лезгинах

один из самых древних народов Дагестана. Расскажем об культуре и традициях этой национальности. Лезгины, (самоназвание: лезги; мн. числ. — лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на северо-востоке Азербайджана. В российском дореволюционном кавказоведении исследователи под этнонимом «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. Тем не менее большинство исследователей приписывают происхождение Лезгины быть из древних Леги и раннее средневековье Лакзи.

Лезгины Азербайджана заявили о сильнейшей национальной дискриминации

В античных источниках до 3 в упоминается народ «леги», живший на Восточном Кавказе. В арабских источниках 9-10вв имеются сведения о «царстве лакзов» в южном Дагестане. Лезгины как народ сформировались еще до 14 в. До вхождения в состав России лезгины проживали в Дербентском и Кубинских ханствах.

А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие историки не признают. С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.

Поэтому с Атлантиды началось переселение народов потомков атлантов на современные континенты. К 30 тыс. В это же время появились и первые поселенцы на юге современной Турции.

К этому времени через Кавказ проходили немногочисленные племена австралоидов потомков древних асуров, живших на материке Лемурия в Индийском океане. С побережья Индийского океана и Персидского залива, через Кавказ эти немногочисленные племена раса Гримальди доходили аж до Воронежской области, поэтому я считаю, что в 30 тыс. Но еще раз упоминаю что эти племена были немногочисленны.

К 14500 году днэ дата названа примерно на юге Кавказа все больше становится аккадийцев от них впоследствии произошли все семитские народы — аккадцы, арамеи, евреи, арабы. К 10000 лет днэ на территории Южного Кавказа и Западного Ирана сложилась зарзийская культура. Племена этой культуры обладали признаками как и аккадийцев, так и австралоидов, но это население все равно было малочисленно.

К 8500 году на территорию Турции многочисленными волнами начинают переселяться с территории современной Греции и Болгарии племена ориньякской культуры это поздние волны переселенцев потомков атлантов, которые прошли путь с Западной Европы до Турции. Внешне это европеоиды южного типа похожи на современных басков, испанцев или грков. Язык племен, поселившихся в это время на территории Турции непонятет, но по моему мнению он, чем то должен быть похож на язык басков.

К 7500 году днэ на территории Турции и на западе Южного Кавказа сложилась новая культура — Хаджилар. Она сложилась в результате переселенцев с территории Греции и Болгарии и части ассимилированных аккадийцев живших на юге Турции. Я думаю, что в это время начал складываться какой-то древний язык — язык древних кавказских народов.

К 6500 году днэ на этой же территории на основе культуры Хаджилар сложилась новая культура — Чатал-Гуюк племена этой культуры сохранили те же признаки, только пополнились новыми переселенцами с Балкан — племенами Чедапской культуры. Для информации племена Чедапской культуры были очень развиты, они первыми в Европе стали строить поселения городского типа по своей культуре и металлургии они не уступали народам Египта и Ближнего Востока. К 5700 году днэ племена культуры Чатал-Гуюк полностью вытеснили с территории Кавказа все другие племена, родственные австралоидам.

К 5400 году днэ на основе культуры Чатал-Гуюк на Кавказе сложилась своя археологическая культура — Шулавери. Я думаю, что именно в это время сложился единый пра-язык всех народов кавказской языковой семьи хурритов, албанов, иберов. В 4500 году днэ на основе культуры Шулавери на той же территории сложилась культура Шомутепе.

В основном ничего не изменилось, менялся немного язык, который все больше отдалялся от языков народов Турции и Ближнего востока. К 3900 году днэ на территории Турции и всего Кавказа появилась опять единая для обеих территорий археологическая культура. Всего вероятнее, что произошло взаимное объединение племен двух регионов из-за переселений племен либо из Турции на Кавказ, либо с Кавказа в Турцию.

Название культуры — Анатолийская. Кроме Турции и Кавказа эта культура включала в себя и территоию Северного Междуречья. А так как в древности там жили хурритские племена кавказской языковой семьи племена, то можно предположить, что эта культура сложилась все таки в результате переселения племен с территории Кавказа в Турцию и Северное Междуречье.

К 3300 году днэ единая культура опять распалась. От Анатолийской культуры отделилась новая культура — культура Куро-Аракского энеолита она включала в себя территорию всег Кавказа и Северное Междуречье. А значит, что языки народов Кавказа и Северной Месопотамии опять стали развиваться самостоятельно.

Всего вероятнее, что в это время язык древних кавказских племен был похож на хурритский язык язык урартов. С 1900 года я на своих картах уже разделяю племена всех кавказских народов на две группы — собственно кавказские народы и хурритов южнокавказские племена — будующих урартов. К 1100 году днэ на территории Кавказа происходят следующие события.

На юге Кавказа из хурритских племен складывается государство Урарту. На самом Кавказе из общей массы кавказских племен выделяются 5 новых групп племен: Колхидская культура это будущие абхазы и западные грузины , Ходжалы-Кедабекская культура это будущие албаны , Каякентско-Хорочеевская культура это будущие лезгины и другие дагестанские народы , Муганская культура это будущие каспии и южные албаны. Центрально-Закавказская это будущие грузинские народы Появления этих новых культур было наверняка связано с продвижением большой массы индоевропейских племен через Кавказ на территорию Турции лувийцев, хеттов, палайцев.

К 500 году днэ общность археологических культур на Кавказе восстановилась но только культур, а не языков. Языки племен в различных частях Кавказа продолжали развиваться и между ними появлялось все больше различий. К 300 году днэ на территории бывшего государства Урарту урарты-хурриты сложился новый народ — армяне смешение урартов, палайцев и западных фригийцев.

А на территории современного Азербайджана сложилась новая культура - Ялойму-тепинская это культура албанов. К 100 году днэ на территории Грузии сложилась новая культура — кувшинных погребений это племена будущих грузинских племен.

Нам кажется, что слова «лезги» и «лезгияр» не только показывают число единственное и множественное соответственно , но и олицетворяют понятия «племя лезг» и «лезгинские племена». Общеизвестно, что кавказские языки древнее, чем индоевропейские. В этом отношении и лезгинский язык не исключение.

Еще Е. Бокарев, Е. Крупнов, М. Ихилов и др. Хотя у них в руках не было ни одного предложения древнелезгинского пралезгинского языка, на его древность были серьезные предпосылки.

Если язык содержит слова, имеющие нерасчлененную основу в виде слова-звука, относящегося как к действию, так и к предмету, и предшествовавшего возникновению языка как системы, то такой язык уже по этому признаку можно отнести к древнейшим. В этом отношении характерно, что язык древнейшего человека должен быть богатым односложными словами, чему можно привести много примеров из нахско-дагестанских языков, в том числе из лезгинских языков. Со звуком «а» связаны лезгинские «ава» есть , «ама» осталось , «ана» там , «йа» есть , «йад» вода , «ква» есть и др. Этот звук как свободная едини-ца «а» — «есть, имеется, находится» функционирует в табасаранском, агульском и рутульском языках; в арчинском языке «а» — «делай». Звук «и» связан со слова-ми «и н » -этот, «ина» — здесь, «икIа» -так, «гьикIа» — как и т.

Кроме того: а на лезгинском языке некоторые слова в произношении максимально воспроизводят соответствующие им действия. Языковеды, сравнивая слова различных языковых семей, выявляют их более древние формы, составляющие самый древний праязык, так называемый ностратический язык. Они предполагают, что общеностратический язык сущест-вовал до неолита, то есть примерно в конце X тысячелетия до н. Следовательно, на рубеже мезолита XI-X тыс. Сравнивание родственных языков и даже языковых семей позволяло лингвистам выявить более древние корни, из которых были составлены этимологические словари, где приводятся реконструированные праностратические слова а их известно сейчас около тысячи.

Среди этих слов нет ни названий домашних животных, ни наименований культурных растений, ни вообще понятий, возникших в связи с земледелием или скотоводством. Нет и названий глиняных сосудов. Есть только те термины, которые связаны с охотой и рыболовством. Познания древнего охотника в анатомии животных были ограничены теми органами и тканями зверя, которые имели хозяйственное или кулинарное значение. Кроме охоты и рыболовства, древний человек занимался собиранием съедобных растений.

Самым правильным способом получения достоверной информации о каком-либо древнем этносе — это правильная дешифровка его письменности, то есть почерпнуть информацию из оригинала. Древность лезгинского языка неоспори-мо доказывается родственными его связями с древнейшими языками, письменные памятники которых впервые в мировой практике дешифровываются при помощи этого языка. К таким древним языкам относятся кавказско-албанский, урартский, хурритский, хаттский, пеласгский, этрусский языки. Об албанских письменных памятниках до 1937 года ничего не было известно. В сентябре 1937 года грузинский ученый И.

Абуладзе обнаружил в Матенадаранском архиве Ереван, Армения алфавит кавказских албан, состоящих из 52 букв. Позже выявлены несколько фрагментарных образцов кавказско-албанского письма: мингечаурские надписи, Балушенский, Дербентский, Гунибский и др. Только применение лезгинского языка в виде языка-ключа дало удовлетварительные результаты по дешифровке не только указанных коротких надписей, но и, как было указано выше, целую книгу из 50 стра-ниц «Алупанская книга». Исследования происхождения букв матенадаранского алфавита показало, что этот алфавит был создан по принципу акрофонии задолго до н. Предварительный просмотр имеющихся в литературе материалов по дешифровке урартских памятников показал более убедительную интерпретацию содержания этих надписей при помощи лезгинского языка.

К примеру, можно привести интерпретацию следующего предложения из урартских надписей: «… Менуаше Ишпуинихинише ини пили агуни…». Именно такое значение сохранило это слово в гелхенском смешанном говоре курахского диалекта лезгинского языка. По-гелхенски «пили» — зигзагообразное расположение камней, применяемое при постройке канала, чтобы предотвратить оползни почвы. Возьмем урартское слово «манкали». В словарях урартского языка его переводят как обозначение сорта масла?

Отсюда получается несколько транскрипций: «Шарру манкали шамну», «XX манкалини» и т. Словосочетание «…манкали шамну» позволило специалистам их переводить как «манкали масло» разновидность, сорт масла. Перевод: «20 ман коровье масло» или по-современному: «60 кг коровьего масла».

Согласно лезгинским верованиям, одна коса символизировала одиночество. Лезгины и сегодня надевают на маленьких детей различные бусы, талисманы, обереги.

Как и их предки, они верят, что такие предметы могут защитить малыша от происков злых сил, болезней и бедствий. Сегодня сложно найти людей, которые хотя бы раз не слышали о кавказском танце лезгинка. Как считают исследователи, его истоки уходят в далёкое прошлое. Вероятно, движения лезгинки, которая сегодня завораживает зрителей во всём мире, были заимствованы из ритуальных кавказских танцев. Насколько давно появилась лезгинка, не знает никто, но сегодня создается впечатление, что на Кавказе её танцевали всегда.

На протяжении многих веков у лезгин менялись не только отдельные обычаи, но и вера. Сегодня большинство представителей народа исповедует ислам, однако традиционные верования лезгин так и остаются не до конца изученными. Учёные не сомневаются — традиции, связанные с верой предков этого народа, уходят корнями в далёкое прошлое. Даже сегодня в отдалённых лезгинских селениях можно встретить людей, которые верят, что наша планета находится на рогах Красного быка, стоящего в Большой воде. И хотя конструкция эта кажется странной, старинные предания именно так рассказывают о мироустройстве.

Кто-то может сказать, что они совсем не похожи на своих далёких предков. С одной стороны, верно — у этого этноса поменялись даже верования. С другой же стороны, всё не так просто.

В этом наша трагедия. Организацию, которая существовала — движение «Садвал», разгромили руками самих же лезгин по указке Баку. Этого движения больше нет. Возможно, потому, что в период развала Советского Союза не было профессионалов по ведению общественно-политической деятельности, не было настоящих лидеров. Вопрос создания новой организации сегодня актуален как никогда. И она рано или поздно появится.

Называться она будет «Союз спасения лезгин». Потому что у лезгин очень много врагов. Даже руководство Дагестана по существу является пятой колонной Баку со времен Советского Союза. Долгие годы представители партийной школы города Баку были первыми секретарями обкома партии Дагестана. И вели ту пропаганду, которая нужна была Баку. А в Москве сидели те, кто слушал и принимал решения по наущению Баку, уже тогда реализовывавшего идеологию пантюркизма. Лезгины для огромного Советского Союза представляли как бы внутреннюю проблему. А сегодня лезгины являются пограничным народом. Поскольку официально лезгинская проблема не является внутренней проблемой ни России, ни Азербайджана, они от нее открещиваются, я считаю, что лезгинская проблема должна носить международный характер.

Но они предпочитают карательные методы, насилие. Потому что не способны к диалогу, боятся лезгин. Народ же все это видит. Молодое поколение с этим никак не может смириться. Когда-нибудь наступит день, когда люди очнутся, опомнятся и спросят: а почему мы так живем? Почему мы не можем выразить свое мнение? Посмотрите телевидение Азербайджана. Ни одной программы для лезгин. Огромный издательский комплекс — нет ни одной газеты, журнала, книги, которая выходит на лезгинском языке.

Как будто лезгинского народа на территории Азербайджана не существует! Исторические памятники лезгинского народа уничтожают, кладбища уничтожают, язык уничтожают. Сегодня у Азербайджана замашки региональной державы. Он хочет не только у себя наводить порядок, но и на сопредельных территориях. Единственное место, где у них произошла осечка — Нагорный Карабах.

Лезгины: национальность, происхождение, места проживания, религии

Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века Лезги́ны — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане.
Лезгины — история, численность и расселение народа, язык и письменность — РУВИКИ Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ.

КТО ТАКИЕ ЛЕЗГИНЫ (лезгияр)? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА!

В данный период велись подготовительные работы к свадьбе, шились праздничные наряды, готовилось приданое и свадебные подарки. Промежуток времени между обручением и свадьбой мог затянуться на несколько лет. Начиналось торжество с приема трех музыкантов в доме жениха, которым выносили традиционные дары: три платка, три пары носков, три хлебные лепешки. День подарков и заключения свадебного договора. Ко двору жениха все жители аула сносили по несколько кг зерна или муки. Невеста же получала в дар необходимые бытовые вещи: носки, платки, сумки и т. После процедуры дарения в дом заходили молодожены, дядя и отец невесты, свидетели и друзья жениха, кадий и мулла. Свидетели спрашивали молодоженов, согласны ли они себя связать брачными узами. После чего читалась молитва, совершался брачный обряд. В доме дяди по линии матери жениха расстилалась скатерть, на которую гости клали различные лакомства и деньги.

Скатерть с содержимым пряталась в сундук и лежала там до первой брачной ночи. Невеста прощалась со своим домом и переходила в дом жениха. О согласии и готовности девушки выйти из дома свидетельствовали шерстяные носки, подвешенные во дворе на винтовке. У семейного очага первой девушку встречала свекровь с мальчиком на руках, затем мать жениха осыпала свою невестку мукой, а девушка кидала горсть муки в огонь. Отец не должен был находиться в доме во время родов. За весть о новорожденном полагалась награда. В первую ночь роженице не давали спать, чтобы уберечь ребенка от демонического существа Ал-паб, которое могло навлечь порчу или подменить новорожденного. Также злых духов отпугивал огонь в комнате и стрельба из ружей во дворе. Традиционно имя ребенок получал в честь умершего близкого родственника, который прожил праведную жизнь.

Если же дитя долго болело или капризничало, имя могли сменить на другое. Состриженные утробные волосы тщательно оберегали и ни в коем случае не выбрасывали. Первую стрижку, как правило, проводил старший мужчина в семье. Волосы клались под подушку ребенку, чтобы подарить ему крепкий здоровый сон. Дабы малыш не вырос вором, ему долго не стригли ногти, остриженные ногти сжигали. Считалось плохим знаком, если первый зуб у ребенка заметит его мать. Если же это случилось, женщина разрывала ворот своего нательного белья, чтобы зубы хорошо росли, с этой целью у малыша также немного разрывали ворот рубашки. Первому, кто заметил растущий зуб, дарили иглу — символ остроты. Вставание на ноги сопровождалось осыпанием жареными пшеничными зернами и коноплей.

Когда ребенок самостоятельно делал первый шаг, взрослые имитировали разрыв или разрезание пут, чтобы малыш в будущем уверенно стоял на ногах. В этот день лезгины праздновали начало сельскохозяйственных работ. В ночь на 22 марта во всех дворах зажигались костры, проводилась стрельба из ружей. На следующий день все одевались в новую одежду и готовили праздничные угощения. Пир сопровождался импровизированными представлениями и различными ряжеными процессиями. Прежде чем начать посев яровых и озимых культур, хозяйка дома должна была угостить первого встречного хлебной лепешкой. Хозяин же пятью пальцами проделывал небольшие отверстия в земле и клал туда первые зерна, если же спустя некоторое время из какого-либо углубления не взошли ростки, то соответственный палец заматывался бинтом во время посевных работ. Молодежь в назначенное время традиционно отправлялась за сбором цветов в горы. Затем в нарядных одеждах девушки и юноши шли к ближайшему аулу и проводили там различные праздничные обряды с танцами и силовыми состязаниями.

Оригинальный праздник с танцами, пением и играми, который посвящен покупке и продаже плодов черешни, черешневых деревьев. Численность лезгин намного больше, чем описано в различных источниках Какова же численность лезгин? Для этого посмотрим, как же они расселялись. Как было сказано ранее, лезгины проживают на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане они населяют многие районы. На тот момент их насчитывалось около 350 тысяч человек. Они также объясняли, почему именно так происходило. Такое расхождение объяснялось обстоятельством, что многие лезгины жили в Азербайджане, а фиксировались как азербайджанцы. Лезгины — один из больших народов, которые проживают на территории Дагестана.

Их численность значительно выше, чем о ней пишут во многих источниках. Фото: welcomedagestan. Считалось, что их около 800 000 человек. Тогда считалось, что лезгинский народ самый крупнейший северо-кавказский народ. Важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане стал именно поток беженцев и соседнего Азербайджана. Поэтому по этим данным, мы можем судить, что их было значительно выше, чем описывалось во многих источниках. История[править править код] Основная статья: Кавказская Албания Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры конец 4 тысячелетия до н. Непосредственными предками лезгин и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа. Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные на территории Дагестана, относятся к ашельской эпохе древние племена легов, гелов, удинов и др.

В конце 1 тыс. Еда Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни.

Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши.

Берже в 1858 году выдвинул версию об индийском происхождении лезгин [28]. Данная версия основана на некоторой антропологической схожести дагестанцев с представителями племени буришков буриши на северо-западе Индостана [30]. В начале XX века К. Курдов высказал мнение, что кюринцы то есть лезгины «…подверглись метисации со стороны представителей семитического семейства , главным образом горских евреев » [29]. Согласно Евграфу Савельеву лезгины, «самый многочисленный и храбрый народ на всём Кавказе ; они говорят, собственно самурские, лёгким звучным языком арийского корня, но благодаря влиянию, начиная с VIII в.

В 1899 году норманнист датчанин В. Томсен , изучая малоазийские связи народов Кавказа , заметил: в северокавказских лезгинских языках множественное число существительных образуется через -r, -ru, -ri, -ar. Но и в шведском через — ar, -or, -er, -n: draken дракон , драконы — drakar. Бухта, залив — vik, заливы, бухты — vikar. В датском через -er, -e, -r: викинги — vikinger. В норвежском — близко к датскому. Лезгины называют себя лезгияр. Лезгинка «изначально была танцем воинов», она — «прообраз древних ритуальных танцев на Кавказе ».

По Стурлусону, предки викингов жили в Приазовье и на Кавказе, а священник и историк П. Флоренский считал древних кавказских албанов близкими к финикийцам и лезгинам [32]. Лингвистические данные Основная статья: Лезгинский язык В действительности происхождение лезгин, как и соседних горских народов, стоит рассматривать комплексно, учитывая данные лингвистических, археологических, антропологических и этнографических работ. Лезгины разговаривают на языке , относящемся к лезгинскому ответвлению нахско-дагестанской языковой семьи. Учёные-лингвисты полагают, что представители этой семьи связаны между собой общностью происхождения и являются древнейшими обитателями Кавказа. В связи с этим остро стоит вопрос о существовании единого праязыка, который с течением времени распался на множество других языков. Бокарёв предполагает, что такой праязык-основа существовал в эпоху не ближе III тысячелетия до н. Потому Х.

Шихсаидов указывают, что в III тысячелетии до н. Учитывая значительную близость агульского с лезгинским и табасаранским языками, З. Тарланов предполагает, что древневосточнолезгинский диалект, являвшийся частью лезгинского праязыка, относительно поздно распался на отдельные восточнолезгинские языки — собственно лезгинский, табасаранский и агульский. Давно выдвинутые гипотезы о родстве современных северо-кавказских языков с древнейшими языками Передней Азии получили серьёзные подтверждения. Так, И. Дьяконов и С. Старостин обнаружили свыше 100 общих корней между хуррито-урартскими и нахско-дагестанскими языками, что показало несомненное родство хурритского и урартского которые уже в третьем тысячелетии до н. Кузун Бакинская губерния , 1880 год Ряд авторов Ихилов [37] , Шихсаидов и Рамазанов [38] , касаясь отдельно вопроса об этногенезе народностей лезгинской группы, затрагивают и их антропологический характер.

Ещё в XIX веке русский антрополог Иван Пантюхов считал, что «главная масса лезгин имеет некоторые общие или свойственные признаки, отличающие их как от ближайших соседей, так и от всех других известных народов» [37]. Проведённые антропологические исследования выявили на Кавказе кавкасионский тип , к которому относятся жители западного и центрального Дагестана аварцы с андо-дидойскими народностями , лакцы , даргинцы , и каспийский подтип , представленный у народностей юго-восточного Дагестана, в частности среди азербайджанцев и в смешанном виде приближаясь к кавкасионской [39] , в лезгиноязычных группах и у кумыков. По мнению Г. Дебеца , народы Дагестана образовались в результате смешения двух типов Кавказа: кавкасионского и каспийского [37]. Со своей стороны В. Алексеев , отмечая, что «некоторые лезгиноязычные группы сближаются с кавкасионскими народами», находит, что в этногенетическом процессе лезгин сыграли связи с населением Азербайджана. В связи с этим он заключает: «Можно думать, что истоки этногенеза входящие в ареал каспийского типа, восходят как к местному автохтонному населению этих районов, так и к переселенцам из более южной зоны» [37]. Ризаханова в своём докладе «К вопросу об этногенезе лезгин» делает следующее заключение: Нынешние лезгины сформировались путём смешения кавкасионного типа местного населения с каспийским типом южных народов.

В дальнейшем стержневой процесс складывания лезгинского этноса и развитие его культуры шёл посредством непрерывного культурного и этнического общения с другими дагестанскими племенами, а также племенами Закавказья , Передней и Малой Азии. Это наглядно подтверждается культурной общностью и преемственностью предметов материальной и духовной культуры [40]. По исследованиям К. Курдова, более чистый тип лезгин сохранился в Самурском округе Дагестана — местности, изрезанной глубокими и дикими ущельями и защищённой с юга Кавказским хребтом [41]. Среди этих племён были леги и гелы, о которых было сказано выше. По мнению Роберта Хьюсена , албанские племена были в основном автохтонного кавказского происхождения, хотя нельзя быть уверенным, что это относится ко всем 26 племенам [42]. Принято считать, что народы лезгинской языковой группы входили в состав Кавказской Албании [43]. Вымерший агванский кавказско-албанский язык , по крайне мере, относился к лезгинской ветви, представляя собой, по общему мнению исследователей, старое состояние удинского языка [44].

Точное время исчезновения албан как самостоятельных племён неизвестно, но, по мнению исследователей, к IX веку понятия «Албания» и «албанский» стали уже в значительной степени историческими. Сами кавказские албаны участвовали в процессе этногенеза лезгин [45]. Ихилов полагает, что в результате вторжение захватчиков, вызвавший политический и этнический распад Кавказской Албании «часть албано-лезгинских племён покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных отрогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические общества. С течением времени V—X вв. Так сложились лезгинский, рутульский, цахурский и агульский языки и народности [46] ». Средневековье См. Известно, что к 722 году относится сообщение арабского автора о «стране Лакз» [47] Лекия , охватывавший к X веку территорию, занимаемую носителями лезгинских языков , в том числе и самих лезгин [48]. В 654 г.

Дербент был ареной ожесточённых сражений между арабами и хазарами. И лишь в 735 г. В период конца 12 — начала 13 вв. Дербент существует как самостоятельное феодальное владение — Дербентский эмират. Чеканилась своя монета. В 1239 г. Дербентский эмират входит в состав Золотой Орды, закончив своё существование как самостоятельное владение, а в 1437 г. Касаясь территории эмирата, Гарнати отмечает, что Дербентское княжество тянулось тогда к югу на несколько десятков километров и включало в свои границы город Шабран, к западу простиралось не далее ближайших горных ущелий, а на севере включало часть табасаранских земель [49].

Интересны также взаимоотношения между Дербентским эмиратом, Ширваном и Лакзом. Так, профессор Р. Магомедов пишет: «При определении отношений между Дербентским княжеством, Лакзом, Ширваном междоусобные распри нельзя считать определяющим мотивом. Факты свидетельствуют, что народы Дербентского княжества, Лакза чувствовали свою близость к ширванскому населению и чутко прислушивались к событиям в Ширване. Когда в Ширван вступили кочевники-даиламиты, ширваншах Йазид обратился к Дербенту с просьбой о помощи, и население Дербента помогло ему, и даиламиты были изгнаны из Ширвана» [50]. Нашествие монголов В начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников в Центральной Азии сложилось обширное монгольское государство. В течение 1220 и 1222 годов через территорию Закавказья проносятся монгольские орды. В 1221 году монголы разграбили город Бейлаган и вырезали его население.

На рисунках: надгробный камень с кладбища и мечеть с крестами в лезгинском селении Архит. Алпан АлпановскийУченик 145 1 год назад Огнепоклонников нету и да мы не сыновья шарвили мы сыновья пророка Адама Алейхи Салям а принадлежим мы Всевышнему Аллаху Miru Mir Ученик 132 6 лет назад Лезгины-это одна и дагестанских коренных национальностей и соответственно проживают в Дагестане и еще на северо-востоке Азербайджана. Их как правило, называют азербайджанскими лезгинами и принимают как своих Религия : мусульмане - сунниты. Существует еще наш танец - лезгинка. Вот я не понимаю, тут люди из википедии перетаскивают информацию, сами не зная о такой нации, как лезгины.

Кочевники приходили и уходили, а албаны, как и прежде, оставались хозяевами своей земли. В недолгие периоды мира между очередными нашествиями врагов, лезгиноязычные племена Албании восстанавливали разрушенное, продолжала развивать хозяйство, укреплять дружеские связи с соседями.

В то время большим спросом пользовались албанские ткани из хлопка, льна, шелка, изделия гончаров и ювелиров, ковровщиц и кожевников. Развивалось устное народное творчество, вершиной которого стал крупномасштабный героический эпос лезгинского народа о великом и справедливом богатыре Шарвили. Их подчинение верховной власти становилось все более и более нормальным. Особое внимание привлекает область Чур, название которого с лезгинского переводится как «долина», «равнина». Располагалась она к югу от Дербента на берегу Каспийского моря и имела большое стратегическое значение. Именно здесь располагались знаменитые Албанские ворота — проход между горами и морем. Лезгины это место, то есть Дербент, называют Кьвевар — «двое ворот».

Здесь обитали лезгиноязычные племена. Южнее располагалась область Маскат или Мюшкюр На западе простирались земли области Лакз. За нею, в горах -— область Шаки ,с которой граничила область. Здесь располагалась древняя столица Албании Кабала или Кьвепел. По обеим берегам реки Гирдман располагалась область Гирдман, богатая металлическими рудами. Южнее находилась область Ути со столицей Партав. У кстокоь Самура были более мелкие княжества Кзх и Цахур.

Эти и многие другие области Албании были густо населены и начинены городами, крепостями и селами. Одним из важнейших собы-ий в истории Албании было распространение здесь христианства. Новая религия принималась правящей верхушкой с целью упрочения своей власти. Начало христианизации Албании относится к IV ве- ку н. В наиболее крупных и сильных областях Албании стали строиться церкви. Христианам иногда отдавались и языческие храмы, посвященные богам Луны. Солнца Огня и I.

К тому же времени относится экспансия сасанидского Ирана в Албании, Официальной религией этого мощного государства являлся зороастризм, следы которого и поныне остались в верованиях лезгиноязычных и дагестаноязычных народов. Сасаниды разрушали в Албании языческие храмы и строили зороастрийские, распространяя здесь огнепоклонство. Не оставили свои завоевательские планы и римские императоры. С севера на Албанию все чаще стали нападать дикие тюрские племена. Албания в это время находилась в большом напряжении: много сил и средств уходило на организацию противодействия алчным поползновениям завоевателей. На ее экономике сильно сказалась и длительная воина между сасанидами и римлянами. Некоторые племена Албании вынуждены были из равнинных мест переселиться в горы, где было более или менее спокойно.

Отдельные племена, не в силах противостоять жесткому давлению противника, физически вымирали или же ассимилировались в чуждой среде, принимая чужой язык и чужую культуру. Албанские ворота — Кьвевар — Дербент оказался в руках сасанидов. Сюда насильно стали переселять в огромном количестве иранские семьи. Такая политика иранских сасанидов способствовала резкому изменению этнического фона вокруг Дербента, принадлежавшего. Областью Чур стал управлять сасанидский наместник Себухт, проводивший здесь проиранскую национальную политику, направленную на вытеснение местных племен. В 451 году в Армении под руководством Вардана Мамиконяна вспыхнуло восстание против сасанидов. Как свидетельствуют современники, в этой войне против сасанидов участвовали воины из Таваспора Табасарана и другие лезгиноязычные племена из Будуга, Шудуга, Крыза и Хина, а также племя гелов.

В середине V века н. Однако ,это восстание было жестоко подавлено. Албанские цари лишились самостоятельности, а их страна стала одной из областей огромной сасанидской империи. Сасаниды стали укреплять город Кьвевар Дербент для защиты от нашествий тюркских кочевников. Именно сасаниды дали этому городу его современное название Дербент. Большим бедствием для Албании и ее населения было нашествие хазар, нанесшее значительный урон экономике и культуре лезгиноязычных племен. В этой ситуации государственные деятели не могли не задуматься о будущем страны.

Одним из замечательных государственных деятелей Албании был Виро ,вернувшийся в эти трудные для родины дни из 25-летнего заточения в столице сасанидов. Роль Виро в консолидации усилий лезгиноязычных народов для борьбы с внешними врагами была огромной. Пользуясь поддержкой сасанидской царицы Ширин, являвшейся дочерью албанского царя, он из заточения руководил событиями, происходившими в Албании. Именно он добился восстановления самостоятельности албанских царей, обосновавшихся в области Гирдман. Отныне цари стали называться князьями и первым среди них был Вараз Григор, который немедленно стал готовиться к освобождению североалбанских территорий. Предводитель хазар Шат находился в это время в Кабале. Виро отправился к нему с ценными подарками и добился некоторого облегчения для местного населения, подвергавшегося поголовному истреблению.

В 630 году Виро умер во время эпидемии. После его смерти положение Албании еще более ухудшилось. Она попала под двойное иго: персов и хазар. Именно этот период послужил причиной уничтожения уникальной культуры, созданной лезгиноязычными народами, от которой до сегодняшнего дня почти ничего не дошло, не считая скупых сведений путешественников и историков, а также некоторых археологических находок. Экономика и культура Албании нришла в полный упадок, а набеги кочевников не прекращались — наоборот усиливались с каждым годом. В таких условиях трудно было не только развивать, но и сохранять самобытную культуру. Существуют сведения о том, что в V веке н.

Предполагают, что этот алфавит создан на основе гаргарского языка, богатого гортанными звуками, и насчитывал 52 буквы. По начертанию букв указанный алфавит походил на грузинский и армянский. Факт существования в Албании единого и понятного для всего населения языка неоспорим. Доказательством тому и создание алфавита. Между тем продолжалось дальнейшее размежевание отдельных областей Албании. Независимой государственной единицей стало и княжество Гирдман. Укрепившиеся здесь михраниды, перенесли свою столицу в Партав.

Одним из выдающихся государственных деятелей михранидского. Гирдмана был князь Джаваншир. К востоку от Гирдмана усиливалась область Щарван со столицей-сначала в Шабране, развалины которого сохранились в нынешнем Дивичинском районе Азербайджана, а потом в Шамахе. В этой области жили лезгиноязычные народы, к которым позднее были подселены тэты и персы —выходцы из Ирана. Мелкие, но самостоятельные княжества образовывались и в истоках реки Самур. Независимую политику вели таваспоры — коренные жители области Табасаран. Таким выглядела политическая карта Албании к середине VII века.

Во время правления халифа Омара 634—644 г. Поэтому правитель албанской области Гирдман Джаваншир выступил против мусульман на стороне сасанидского Ирана. В 642 году арабы нанесли сильное поражение персам, захватили Сирию, Месопотамию, Иран и устремились на Кавказ. Основу арабской армии составляла хорошо обученная конница. Пехотинцы набирались, в основном, из числа покоренных народов. Эта армада уничтожала все на своем пути, захватывая несметные богатства. Пятая часть добычи каждого арабского воина отдавалась в казну халифа.

Поэтому завоеватели стремились награбить как можно больше, чтобы составить собственный капитал. Алчность и стремление к легкой добыче стимулировали храбрость арабов. Поэтому они одерживали одну победу за другой. Албания оказалась перед лицом огромной опасности. В этой сложной ситуации гирдманский князь Джаваншир попытался заручиться поддержкой Византии, и с этой целью несколько раз встречался с византийским императором Константином II. В 654 году халиф Осман направил на Кавказ армию под командованием Салмана ибн Рабиа.

Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты. История танца лезгинка

Лезгины: история, численность, религия, народный костюм, кухня Ученые предполагают, что лезгины и другие северокавказские народы (аварцы, чеченцы, адыги, ингуши, даргинцы, лакцы, кабардинцы) являются потомками и наследниками этих ныне ушедших в небытие цивилизаций.
Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин Лезгины – древний народ с богатыми обычаями и традициями.

Откуда родом лезгины?

Входят лезгины в уникальную нахско-дагестанскую языковую семью, т.е по этой линии отдаленно родственны чеченцам. Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности. Численность лезгин в России, согласно данным переписи 2002 года, составляла 412 тыс., а в Азербайджане, согласно данным переписи 1999 года,— 178 авители лезгинских общественных организаций регулярно оспаривают официальные данные по численности. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Местные лезгины говорят только на своем родном Лезгинском языке, и поэтому старшее поколение с годами забывает Азербайджанский.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий