Буддизм сегодня — Десантники из Бурятии отметили буддийский Новый год в зоне СВО. Полиция Непала задержала «мальчика Будду» за изнасилование последователей. Число последователей буддизма – это одна из самых впечатляющих статистик нашего времени. Число последователей буддизма – это одна из самых впечатляющих статистик нашего времени.
Буддизм в жизни современных японцев: 7 показательных фактов
В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь.
Они адаптируют учения Будды к современному стилю жизни, чтобы они оставались актуальными для современных людей.
Распространение буддизма за пределами Восточной Азии. Религия расширяет свои границы и становится все более популярной в других регионах, в том числе в Европе, Северной Америке и Австралии. Это связано с миграцией населения, распространением информации и взаимодействием с другими культурами и религиями.
Буддизм и современная наука. Современные исследования и научные открытия стали все более интересны буддистским ученым. Они исследуют взаимосвязь учений буддизма с физикой, нейробиологией и другими науками.
Это способствует привлечению новых поклонников религии и обогащению буддистской философии. Интернет и социальные сети.
Раз уж мы заговорили о Тибете, не упомянуть о таком чрезвычайно распространённом направлении буддизма, как ламаизм, было бы большим упущением. Тем более, что именно ламаизм является действующей буддийской религией на территории бывшего СССР. Ламаизм не является в полном смысле не махаяной, ни ваджраяной.
Однако он сочетает в себе черты этих религий. Сам термин «ламаизм», так же, как и хинаяна, далеко не однозначен. Во-первых, ни тибетцы, ни калмыки, ни тувинцы и ни монголы так свою религию не называют. В Тибете, например, местный буддизм называют словом «закон» или «путь». Во-вторых, разновидностей ламаизма, как и направлений в махаяне, немало, и различия между ними довольно велики.
Поэтому иногда термин «ламаизм» применяют только для обозначения тибетской школы гелугпа. В-третьих, с начала 60-х годов европейская наука отказалась от использования этого термина в связи с тем, что с 1959 года китайские власти начали репрессии против тибетских монастырей и монахов, мотивируя это тем, что ламаизм не является буддизмом, это лишь результат деградации и извращения буддийской религии. Опасаясь, что ламаизм будет уничтожен, Далай-лама XIV предложил своим последователям и учёным отказаться от употребления этого термина, заменив его обтекаемым определением «национальные формы буддизма». В ламаизме содержаться те же религиозные и философские концепции, что и в других формах буддизма. Однако акценты на них расставлены по-разному.
Так, особое место в ламаизме уделяется практике тантрической йоги, которая способна, по мнению тибетцев, «форсировать» процесс достижения Просветления. Однако эзотерические знания — мандалы, мантры, секретные мудры и психотехнику — невозможно передать другому в книжном виде. Для того, чтобы постичь Тантру, необходимо непосредственное руководство опытного учителя. Священные тексты ламаизма — Ганджур и Данджур являются необходимыми для изучения, однако без эзотерической практики изучение их бесполезно. Заниматься же тибетской йогой, которая является модифицированной формой йоги древнеиндийской, не имеет смысла, если вы не имеете наставника.
Учитель в ламаизме — это не просто преподаватель каких-либо дисциплин. Этот человек постоянно наблюдает за своим учеником, воспитывает его, лечит его и следит за каждым его движением. Для ученика учитель — это отец и мать в едином лице, это мудрый врачеватель и воспитатель, это опытный педагог и великий мастер. Учитель обязан изучить своего ученика досконально: и его характер, и особенности его физиологии, и его слабости и сильные стороны, и его психологию. И только в буквальном смысле поняв, из чего состоит ученик, учитель мог приступить к испытаниям, проверяя его на «прочность».
Если ученик проходил все тесты, он допускался к обучению. Причём обучение подбиралось строго индивидуально, с учётом всех психофизиологических особенностей обучаемого. Наставник нёс персональную ответственность за своего ученика. Причём ответственность эта понималась гораздо более широко, чем ответственность «за жизнь и здоровье» школьника в западных школах. Лама принимал на себя ответственность за всю дальнейшую жизнь ученика, за все поступки, который он совершал и которые мог совершить в будущем, за применение им своих знаний на практике.
Учитель должен был быть очень осторожен в передаче знаний: неверное истолкование секретных положений и практик тантры могло не просто оказаться пустой тратой времени и сил, но и нанести непоправимый вред самому ученику и его окружающим. А неверно направленная практика тантры могла иметь самые катастрофические последствия: путём упорных тренировок ученик развивал такие способности, с помощью которых его мощь и влияние на людей многократно возрастали. Так, для тибетских лам не является недостижимым чудом левитация, или самая настоящая телепортация. Да, по многочисленным наблюдениям, тибетский лама высокого уровня может перемещать своё тело в пространстве, просто пропадая в одном месте и появляясь в другом. Энергетика этих людей такова, что они способны совершенно нагишом сидеть на снегу в двадцатиградусный мороз, при этом генерировать вокруг себя такое тепло, что его хватало, чтобы растопить под собой лёд и согреть всё живое в радиусе одного — двух метров вокруг своего тела.
Прибавить к этому великолепные врачевательские способности, которые могут показаться чудом, — мы ведь слышали о тибетской медицине? Да ещё парапсихологические способности — чтение мыслей, способность к внушению, ясновидение. Ну, чем не портрет сверхчеловека? Страшно себе представить, что такой лама вдруг направит свои способности на чёрное дело… А такое бывало, о чём говорят тибетские предостережения. Именно поэтому отбор учеников производился чрезвычайно тщательно.
Алама всегда помнил, от кого пришёл Гаутама в его общину. В общине созерцателей Гаутама достиг многого. Успехи его впечатляли. Он стал всеобщим любимцем, ибо никогда не отказывал в помощи и всегда находил силы для того, чтобы поддержать другого. Казалось, что этот человек вовсе никогда не устаёт.
Он был вынослив, как буйвол, силён, как лев, и ловок, как леопард. Его тело было закалено аскезой у Араты, дух силён, ум строен и настойчив. Мягкое обхождение и всепоглощающая доброта помогали ему обращать сердца в его пользу. Причём нельзя было отрицать, что Гаутама обладал внешней привлекательностью, что, конечно, может и не важно для адепта, который ищет истину, однако, тем не менее, в глазах окружающих только поднимает авторитет общины. Да, ученик был завидный.
Негоже цепляться за такие мысли, ибо любая зацепка за земное есть привязка к этому изменчивому миру, однако пока мы живём здесь, на этой земле! А как интересно было беседовать с Гаутамой вечерами, когда все практики были закончены, и можно было отправляться на покой. Никогда и не с кем ему не приходилось вести таких интересных бесед, даже, нужно признаться, с его старым другом Уддахой. Уддаха тоже заприметил выдающегося ученика, и вскоре его визиты стали более частыми, а разговоры втроём более длительными. Казалось, так будет всегда, но Алара немало пожил на свете, чтобы не чувствовать: как новая луна сначала набирает силу, полнеет и расцветает, так потом она становится всё меньше и меньше, превращаясь в тонкий серп, чтобы затем исчезнуть с небосклона.
Гаутама, как и новая луна, расцветал в общине. Расцветал долго, согревая своим светом и своих сотоварищей по общине, и учителей. Однако теперь всё повернулось вспять. В его беседах появлялось всё больше вопросов, на которые ни Алара, ни Уддаха не могли ответить. Вернее, они отвечали, однако их ответы вовсе не удовлетворяли Гаутаму.
Впрочем, учителя и сами признавали, что передают лишь ответы предыдущих учителей. Освоив науку созерцания, Гаутама вскоре превзошёл лучших учеников и, надо признаться, не отставал от своих учителей. Учить его больше было нечему… Алара как-то поделился своими сомнениями с Уддахой. Тот только скорбно кивнул головой — он сам заметил, как уходит от их учений Гаутама. Да, тому нужно было иной.
Нечто большее… Однако он не терял надежды удержать этого ученика, украшение общины. Только вот как это сделать? Этого не знали ни один, ни другой. Однако уход Гаутамы из общины всё равно для всех стал неожиданностью. Как-то, после вечернего сбора, когда вся община собралась расходится после проповеди, которую на этот раз вели оба учителя, Гаутама поднялся со своего места, накинул на плечи золотистый плащ, и обернулся, чтобы последний раз взглянуть на своих братьев, собравшихся вместе.
Как будто чувствуя, что сейчас произойдёт нечто важное, ученики застыли. Никто не расходился. Разговоры замерли на устах. Взгляд Сиддхартхи проплывал по лицам, которые стали за годы отшельничества родными ему, он видел глаза, направленные на него, глаза ждущие, глаза удивлённые, глаза печальные, самые разные глаза, в которых единым было одно, — желание, чтобы он не уходил. Единственная невысказанная просьба, которую он не мог исполнить.
Он покинул отца, мачеху и сына, он покинул своих жён и дворец ради Истины. Он не может остановится, ибо даже здесь, в этой великолепной общине он не нашёл Истину. Сиддхартха грустно улыбнулся и направился к заставшим на своих местах учителям. Алара смотрел прямо на него. Уддаха смотрел в землю.
Спасибо вам за всё, что вы сделали для меня. Никогда я не забуду вашей доброты. Однако нельзя камню долго лежать на одном и том же месте, иначе он зарастём мхом. Позвольте же мне покинуть вас. Уддаха быстро вскинул глаза на Гаутаму.
Лицо ученика было непроницаемо. Однако нет, это было не лицо ученика. Это было лицо человека, который понял суть явления, и не имеет больше желания заниматься им. Это было лицо равного ему. Взглянув в глаза Сиддхартхи, Уддаха увидел там нечто такое, что сразу же заставило его забыть о том, какие доводы он готовил, чтобы удержать Гаутаму в общине.
Этот отшельник знал больше, чем его учителя. И Уддаха ничего не сказал… Однако Алара был иного мнения. Он обнял Сиддхартху за плечи, и, глядя ему прямо в глаза, вопрошал: — Отчего же ты покидаешь нас, Гаутама? Разве ты видишь изъяны в нашем учении? Разве есть учение более чистое, чем наше?
Где ты будешь его искать? Нет учения превыше вашего. Я не видел такого. Однако я не вижу никакой пользы в созерцании. Какую же пользу может дать ей созерцание или любая другая практика?
Если душа неизменна, что может повредить ей либо возвысить её? Разве не смешными будут наши попытки как-то воздействовать на неё? Разве не всё равно будет Атману, в какой оболочке придёт к нему эта душа, ведь она остаётся всё той единой и неменяемой сущностью? Право же, Атман кажется мне слишком разборчивым, если он станет обращать внимание на развитие нашего духа, ждать, когда он подготовит душу к встрече с Божественным, если подарок-то не меняется никак… Итак, душу мы совершенствовать не можем, можем лишь совершенствовать наш дух. Но ни дух, ни тело наше не нужны Атману.
Не кажется ли Вам, что в этом случае наши практики теряют свой смысл? Учителя застыли поражённые. То, что говорил этот человек, было совершенно ново. Это было кощунственноё не влезало ни в какие рамки, это было совершенно ничем не подкреплённое утверждение, свержение всякого авторитета… Они могли опровергнуть каждое слово Гаутамы. Однако его слова оглушили их.
Они могли сказать многое. Что он не понял всю полноту их учения, иначе никогда бы не произнёс этих слов. Что на самом деле всё намного сложнее. Что за их плечами стоит опыт целых поколений учителей. Что не стоит доверять своему изменчивому разуму… Но было в глазах говорившего нечто такое, что мешало говорить.
Что само утверждало свою правоту. Что сеяло смятение в их душах. Уддахаа поднялся и стал рядом с Алларой. Он протянул руку и положил её на плечо Сиддхартхе. Иди с миром.
И пусть Атман направит стопы свои. Сиддхартха улыбнулся своей такой знакомой, милой всепонимающей улыбкой, поклонился обоим учителям и направился прочь. По общине пробежал ропот. Сиддхартху провожали долгими печальными взглядами.
Эта древняя религия продолжает привлекать новых последователей по всему миру и оказывать влияние на культуру и общество. Страны с наибольшим количеством последователей Китай: Китай является родиной буддизма и имеет самую большую популяцию буддистов в мире. Большинство китайских буддистов следуют Махаяне, одной из главных школ буддизма. Таиланд: Таиланд также известен своим большим числом буддистов.
Япония: Буддизм пришел в Японию из Китая около 6 века н. Сегодня оно является одной из главных религий в Японии, с множеством буддийских храмов и монастырей по всей стране. Страна известна своими древними буддийскими храмами и святыми местами. Вьетнам: Буддизм также является одной из главных религий во Вьетнаме, с огромным количеством буддийских храмов и монастырей. В этих странах буддизм играет важную роль в культуре и повседневной жизни миллионов людей.
Самая многочисленная религия в мире и количество ее последователей
Религия оказывает огромное влияние на культуру, ценности, традиции и обычаи, деятельность и историю человечества. Всего на данный момент существует от нескольких сотен до пары тысяч различных религий. Однако из них лишь некоторые массово распространены. Так выделяют всего три мировых религии — это христианство, ислам и буддизм. Помимо мировых религий выделяют национальные религии и родоплеменные. Первые религии формировались в первобытных обществах и являлись родоплеменными, наиболее известные из них — тотеизм, магия, анимизм, культ предков и фетишизм. С развитием общества стали появляться более усложненные формы религий, которые превратились в местные и национальные, объединяющие целые народы и государства. Наиболее распространенные из современных религий мира можно разделить на две основные группы — это религии, которые происходят от Авраама и религии Индийского субконтинента. К Авраамовым религиям относят такие современные религии как Христианство, Ислам, Иудаизм. К Индийской группе религии относят — Индуизм и Буддизм Сикхизм.
Сложно посчитать количество последователей этой религии, разные источники предлагают цифры, у которых несовпадение может достигать более 100 млн. Поэтому примерное число последователей составляет от 400 до 500 млн. Китайская церемония. Буддизм - 4 место Буддизм возник примерно в 5-4 веке после проповеди индийского царевича Сиддхартхи Гаутамы, известного как Будда Шакьямуни. Буддизм учит, что высшей целью в жизни является уход в нирвану, в состояние высшего просветления, когда человек перестает быть собой и уклоняется от колеса сансары - вечного перерождения. Всего насчитывается чуть больше 500 млн последователей буддизма. Буддийские монахи собирают пожертвования. Индуизм - 3 место Индуизм - религия большинства жителей Индии. На самом деле индуизм не является одной религией с множеством конфессий, как в буддизме или христианстве. В индуизме можно выделить четыре наиболее крупные индуистские традиции, которые имеют много общего между собой: вайшнавизм, шиваизм, шактизм и неоиндуизм. Это одна из самых быстрорастущих религий.
Народно-Освободительная Армия Китая, или НОАК, вела полномаштабные боевые действия, завоёвывая территорию, которую коммунистическое правительство считало своей. Война была жестокой: Далай-лама принял решение обороняться и призывал к этому народ. Решение это далось ему нелегко, ибо убийство человека для буддиста — грех тяжелейший. Однако при определённых обстоятельствах война оправдана. Как раз такие обстоятельства, по мнению Его Святейшества, и сложились в период оккупации Тибета. Тибетцы защищались отчаянно. Китайцы сотнями гибли в горах, не только от рук коренного населения, но и от голода, сурового климата, горной болезни. Но остановить лавину самой многочисленной в мире сухопутной армии они не смогли. Далай-лама был вынужден покинуть Лхасу, столицу Тибета, и укрыться в Дромо, маленьком поселении недалеко от границы. Однако вскоре его нашли и там. Несколько лет он провёл, подчиняясь прихотям китайских властей. Он видел, как рушились монастыри, как разгонялись монахи, как китайцы вели себя в его стране, как оккупанты. Когда же репрессии против его религии были оформлены документально, Его Святейшество уезал в эмиграцию. Нынешняя резиденция Далай-ламы — город Дхармасала в Северной Индии. Вместе с ним живёт большая община тибетцев, насчитывающая несколько десятков тысяч человек, сохранившая веру своей страны. Тибетские буддисты также проживают в Европе, США, России, где создают свои общины и регистрируются как религиозные организации. Однако в самом Тибете дела обстоят плачевно: несмотря на то, что с 1976 года гонения на ламаизм прекратились, согласно действующей норме китайской конституции о свободе вероисповедания, былого могущества тибетский буддизм не достиг. Опомнившись, китайские власти совместно с администрацией Тибетского автономного округа пытаются восстановить самые известные храмы и культурные памятники, а в 1983 году в Тибете была даже построена буддийская академия. Однако подлинная традиция была прервана, и эти усилия скорее декоративны, чем результативны. Власти КНР просто не хотят портить себе международный имидж, но в реставрации истинного ламаизма они никак не заинтересованы. Впрочем, в глухих местечках сохранились немногочисленные общины, где по сей день продолжается религиозная традиция. Однако той полноты и масштабности, которая существовала ещё полвека назад, естественно, не наблюдается. Для европейцев в этой ситуации есть один положитальный аспект. Только теперь, более тесно соприкасаясь с другими культурыми, тибетские ламы стали открывать свои секреты. Начало выходить множество книг по практике тибетской тантры, печатаются откровения известных тибетских лам. Не представляет сложности найти в обычном книжном магазине священные и засекреченные ранее тибетские тексты… Да и для того, чтобы поучиться у настоящих тибетских наставников, теперь не нужно ехать в Тибет. Там, на родине ламаизма, у нас практически нет шансов найти островки, где сохранились остатки этой загадочной религии. Зато деятельность лам в эмиграции всегда на виду, ибо теперь они живут по законам западного мира и охотно принимают в ряды учеников тех, кто раньше об этом не мог и мечтать. Однако в других, традиционно ламаистских регионах, положение не столь плачевно. Так, в Монголии ламаизм возрождается. Вновь открыт знаменитый буддийский монастырь, построенный в 1838 году, — Гандентекчинлинг. В конце 30-х годов XX века, во времена гонений на религию, он был частично разрушен, монахи репрессированы. Однако уже с 1949 вновь открыт. В 1970 году при монастыре открылась Буддийская духовная академия, которая готовит кадры для буддийских монастырей Монголии и России. При монастыре находятся библиотека, насчитывающая более 50 тысяч экземпляров буддийских рукописей, два буддийских храма. Для приёма гостей построена специальная юрта. К услугам посетителей гигантские курительницы, в дыму которых освещают четки и головные уборы. В монастыре хранится уникальный священный текст ламаизма — книга Ганджур, написанная золотом на чёрной бумаге. В монастыре проживает более ста лам. Активное возрождение национальной культуры началось в Монголии с 1989 года. Началась реставрация буддийских монастырей, активизировались связи с буддистами из других стран. Реорганизована сама структура управления буддийским движением. Так, путём демократических выборов избран глава монгольских буддистов — хамбо-лама. Монгольские буддийские общины стали членами Азиатской буддийской конференции за мир, штаб-квартира которой теперь находится также в Монголии, в Улан-Баторе. Раз в два года здесь проходят конференции этой организации, издаётся её официальный журнал «Буддисты за мир». Одним из самых интересных направлений буддизма является такое достаточно древнее, но, тем не менее, как нельзя более актуальное для реалий сегодняшнего дня направление, как дзен. Не случайно именно дзэн-буддизм так полюбили в США, где сама жизненная философия американского успеха близка к философии дзэн-буддизма. Именно дзэн стал одним из самых популярных направлений буддизма в западном мире. О роли дзэна в восточных боевых искусствах будет рассказано позже, а вот о роли дзэна в повседневной жизни и о самых привлекательных его чертах мы попробуем рассказать уже в этой главе. Итак, что же такое дзэн-буддизм и каково его современное понимание? Вообще дзэн — это японское слово. Означает оно ничто иное, как медитацию. В китайском варианте это направление звучит как чань, в индийском — дхьяна. С традиционным буддизмом у дзэна разногласий практически нет. Это одно учение. Вот только методы достижения просветления разные. Настолько разные, что со стороны кажется невозможным, что настолько различные школы принадлежат к одной и той же религии — к буддизму. Зародился дзэн в Китае, хотя многочисленные легенды повествуют, что это направление произошло из Индии. Дзэн — направление чисто практическое. Теоретические размышления не поощряются, главное место уделяется практике. Если в традиционных школах махаяны или хинаяны огромное внимание уделяется изучению священных текстов, догматов буддизма, имеется стройная система обучения от простого к сложному, и прогресс планируется как линейный, то обучение в дзэне — процесс непредсказуемый. Ведь в дзэне делается упор не на помощь богов или накопление заслуг, и даже не на постепенное постижение всё более и более глубоких истин, а на мгновенное озарение, мгновенное постижение истины. Мастера дзэна ничему не учат. По крайней мере, они сами так утверждают. Они лишь создают условия для того, чтобы у ученика возникло состояние «сатори», или «озарения», которое и есть главнейшая цель дзэна. Как же достигается это состояние? Вот здесь мы и сталкиваемся с парадоксами этой странной религии. Чтобы подвести ученика к нужному состоянию, для начала его отучивают… логически мыслить. То, чему учат практически все без исключения традиционные буддийские школы, считается в дзэне только помехой. Наш обычный ум, который цепляется за какие-то ментальные конструкции, не может постигнуть истину. Он не может выйти за пределы самого себя. Он только мешает… Таким образом, задачей учителя является приведение ученика в такое состояние, в котором он полностью перестанет полагаться на какие-либо умственные выводы и свой прошлый опыт, отбросит все накопленные знания, которые лишь «замутняют» истинное видение вещей, и станет размышлять совершенно спонтанно, как размышляет только что родившийся младенец. Однако это вовсе не означает, что дзэнские мастера наивны и неразумны, как дети. Познаниям этих людей и живости их ума можно только позавидовать. А уж быстроте их реакции и мгновенности выводов нет равных. Хотя со стороны некоторые их поступки и реакции могут казаться неадекватными. По крайней мере, с первого взгляда. Иногда ученика приходится довольно долго «изводить», запутывать, сбивать с толку, прежде чем он откажется от попыток построить какие-то логические схемы, понять происходящее разумом, а не просто спонтанно реагировать на происходящее. Некоторые ищут логику там, где её нет, совершенно не понимая суть дзэна. С такими учениками мастеру приходится либо возится очень долго и тщательно, либо отказаться от попыток к обучению. Однако прогресс в дзэне всегда внезапный, и зачастую он проявляется тогда, когда никаких подвижек от ученика уже никто не ждёт. Дзэнская тренировка включает в себя две важнейшие практики: дза-дзэн, или сидячую медитацию, и размышление над коанами. С коанами мы немного познакомились ранее. Однако для успешной медитации могут использоваться не только записанные, «канонические» коаны, но и истории из жизни учителя, какие-то двусмысленные фразы, неоднозначные ситуации. Дзэнские учителя — настоящие режиссёры: в процессе обучения они могут моделировать самые различные положения, выпутываться из которых ученику приходится, мобилизируя все свои умственные и моральные силы. Особенно ярко это видно на примере «дзэнских» боевых искусств. Однако и в «небоевых» школах дзэна экстремальные ситуации, где от ученика требуется в короткий промежуток времени принять ответственное решение, нередки. Дзэн чрезвычайно популярен. Дзэнские наставники проповедовали чуть ли не на площадях, собирали огромные аудитории и, естественно, деньги. В Европу и Америке впервые в истории строились дзэнские буддийские храмы. Издавалась многочисленная литература, дзэнские психотехники и его философию изучали на государственном уровне в научных университетах. А виновником такой популярности дзэна на Западе был японский буддолог, долгое время преподававший в университетах Европы и США в том числе в таких престижнейших заведениях, как Колумбийский и Гарвардский университеты , Дайсэцу Тэйтаро Судзуки. Когда-то Судзуки сам был послушником в дзэнской школе Риндзай-сю. Однако интересы этого разностороннего человека не ограничивались одним лишь дзэн-буддизмом. Он написал множество работ по проблемным вопросам буддизма махаяны, чрезвычайно интересовался возможностями адаптации восточной культуры к западным реалиям. Однако знаменитым он стал благодаря пропаганде дзэна. Являясь признанным мастером, носителем традиции, и в то же время чрезвычайно образованным человеком он имел филологическое образование , Судзуки смог донести до западного автора непростую суть дзэнского учения. Дзэн в изложении профессора стал близок и понятен западному читателю, и оказался довольно привлекательным учением для стран, где духовные традиции были либо утрачены, как в Европе, либо ещё не сложились, как в США. Дзэн начал активно проникать в западную культуру. Его положения стали использовать в психологии, философии, литературе, музыке и живописи. Эти люди использовали в своём творчестве дзэн. Дзэн виден и в их произведениях, написанных по наитию, в состоянии творческого озарения. Вы изучали философию Альберта Швейцера? Эта философия питается дзэном. В их психологических построениях ясно звучат дзэнские мотивы. На сегодняшний день дзэн не является самой популярной буддийской школой. Всё же количество «коренных» буддистов значительно превышает количество новообращённых западных адептов. Однако дзэн сегодня сохраняет достаточно прочные позиции как на своей исконной территории, то есть в Китае, Японии, Корее, так и на Западе. Цифры говорят сами за себя: только приверженцев школы Сото-сю насчитывается около 7 миллионов человек. Школа Риндзай-сю, к которой принадлежал Судзуки, собирает под своими знамёнами не менее 3 миллионов человек. Дзэн живёт и развивается. Теперь, когда бум дзэна прошёл, настало время серьёзно и основательно изучить все аспекты этого явления. Что и делается сегодня психологами, учёными, философами и медиками. Издаётся серьёзные исследования, появилась практическая литература, есть выбор. Сегодня с уверенностью можно сказать, что дзэн является для западной культуры чрезвычайно ценным приобретением. Теперь, когда он прошёл школу аскетизма и созерцания, когда он получил знания из уст известнейших учителей, Сиддхартха понял, что идти ему больше не к кому. То, что предложил ему Арата, что могли дать ему Алара и Уддаха, его не устраивало. Не такое спасение искал наследник Шакья. Не таким видел освобождение от страданий. Но иного знания ему никто не мог дать. Оставалось одно: искать это знание самому. Благо инструменты для этого у него были: тело, закалённое в аскезе Аратой, и сильный, незамутнённый дух, познавший свою мощь в общине созерцателей.
Сторонники буддизма. Распространение буддизма. Карта распространения буддизма. Распространенность буддизма в мире. Ареал распространения буддизма. Буддизм распространение по странам. Буддизм в России 18 века. Буддизм на территории России кратко. Буддизм в России карта. Буддизм в Калмыкии презентация. Сравнительная таблица религий. Религии таблица. Возраст религий Мировых таблица. Сравнение религий таблица. Праздник Монлам в буддизме. Монлам — память о 15 чудесах, совершённых Буддой;. Буддийский праздник Монлам Чхенмо 15 чудес Будды. Буддизм в каких странах на карте. Территория распространения буддизма. Буддизм махаяна монахи. Монахи Тхеравада. Тхеравада и махаяна. Буддизм-самая древняя мировая религия. Самая Старая мировая религия. Буддизм Старейшая мировая религия. Самая древняя из Мировых религий. Интересные факты о буддизме. Интересные факты о Будде. Основа религии буддизма. Дацан Гунзэчойнэй Будда. Далай лама Петербургский дацан. Дацан Гунзэчойнэй монах Далай лама. Монастырь дацан Гунзэчойнэй. Весак монастырь буддистов. Буддисты молятся. Буддийские монахи в монастыре. Люди в буддийском храме. Сангха Тхеравада. Буддийский монах Тхеравада. Тхеравада буддизм школа. Сангха в буддизме. Презентация на тему буддизм. Уникальность буддизма. Направление буддизма в России. Школа Гелуг буддизм в России. Желтошапочники Тибет. Шапки Гелуг Далай ламы. Буддисты желтошапочники.
Число последователей буддизма
Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Динамика роста количества буддистов в мире Буддизм является одной из крупнейших и наиболее распространенных религий в мире. Он учит своих последователей обретать просветление и достичь высшего состояния сознания. Всё же количество «коренных» буддистов значительно превышает количество новообращённых западных адептов. Это лишь несколько стран, где Католическая церковь имеет крупное количество последователей. Буддизм сегодня — Десантники из Бурятии отметили буддийский Новый год в зоне СВО. Полиция Непала задержала «мальчика Будду» за изнасилование последователей. На Тайване, в Гонконге, Сингапуре и Малайзии растёт количество последователей тибетского буддизма.
Какие 5 религий самые крупные
В странах, где людям нравятся молитвы, буддизм учит молиться. В странах, где господствует интеллектуализм, буддизм учит познавать и рассуждать. В странах, где люди хотят разобраться в своей душе при помощи психологии, буддизм использует понятия психологической науки. В 20-м веке буддизм вышел за пределы Азии и стал популярен на Западе. Без сожаления отбрасывались устаревшие положения, углублялось философское осмысление его идей, возрастало внимание к религиозно-нравственным проблемам. Одним из известных на Западе гуру наставников-проповедников был Джидду Кришнамурти 1895—1986.
Запись её канона Типитака на языке пали относится к 1 в.
Сарвастивада, создавшая санскритскую версию канона Трипитака , утвердилась в кушанскую эпоху в Гандхаре и Кашмире. Последний собор на территории Индии состоялся около 100 г. На нём был создан обширный комментарий к «Абхидхарма-питаке» — «Махавибхаша», или «Вибхаша» дошел до нашего времени лишь в переводе на китайский язык. Впоследствии монахов, признающих авторитет «Вибхаши», стали называть вайбхашиками , а тех, кто предпочёл опираться на «Сутра-питаку», — саутрантиками. Отсутствие единого авторитетного центра, разногласия по поводу дисциплины и доктрины, специализация в разных разделах буддийского канона — эти и другие факторы способствовали активному образованию и распространению школ на территории Индии. Идеи махасангхики нашли воплощение в новом направлении, которое его последователи назвали махаяной «широкий путь», или «большая колесница» , противопоставив учению предшественников, обозначенному ими как хинаяна «узкий путь», или «малая колесница».
Однако последние не приняли этого обозначения, идентифицируя себя по названию своих школ 18; однако современные учёные насчитывают от 23 до 30 школ; из них до нашего времени сохранилась одна — тхеравада. Чтобы избежать оценочного термина «хинаяна», учёные используют термин «традиционный, либо Южный, буддизм» в противоположность Северному, махаянскому буддизму. Расцвет махаяны приходится на середину 1-го тыс. В первый век своего существования из места своего возникновения Магадхи и Кошалы буддизм распространился на значительной части Северной Индии, включая Мадхуру ныне Мадурай и Удджайн на западе. При Ашоке буддизм становится государственной религией империи Маурьев , после его смерти и воцарения династии Шунгов, покровительствующей брахманизму, утверждается в Шри-Ланке 3 в. Буддизм поддерживали и индо-греческие цари, например Менандр, что нашло отражение в его знаменитых диалогах с буддистом Нагасеной «Вопросы Милинды».
В течение трёх последующих веков буддизм, оказавшийся наиболее приемлемой религией для пёстрых по своему этническому составу империй, превращается во влиятельную силу на всей территории Индии, а с воцарением династии Сатаваханов проникает в Центральную Азию. В эпоху правления Канишки 1—2 вв. В это же время он распространяется и в торговых центрах северного Китая, а через Юго-Восточную Азию также достигает южного Китая. В этот период буддийские монастыри образуют крупные объединения махавихары , действовавшие и как университеты, центры просвещения, учёности и искусства главный из них — Наланда. В Южной Индии поддержку буддизму оказывает династия Сатаваханов 2—3 вв. Хотя с 8 в.
С середины 8 в. Доминирующим направлением при Палах была ваджраяна, центром её изучения и практики — монастырь Наланда. Именно при Палах в связи с ослаблением контактов с Китаем индийские буддисты обратили свой интерес к Тибету и Юго-Восточной Азии. Как всеазиатская религия, создавшая свой тип цивилизации, включающий все достижения Индии в области науки, философии, грамматики, искусства, медицины, архитектуры, буддизм достигает пика своего развития к 9 в. Однако в это время в Индии начинают происходить процессы усиление влияния индусского тантризма, разрушение буддийских монастырей — основного оплота буддизма в Индии — радикальными тантристскими сектами , способствовавшие упадку и в конечном итоге вытеснению буддизма из этой страны в 12 в. С уходом из Индии заканчивается эра гегемонии индийской формы буддизма и начинается новый исторический этап, когда буддизм вступает в более тесные отношения с культурой тех стран, в которых утверждается в качестве государственной религии см.
Современный буддизм существует в трёх основных формах: тхеравада, распространённая в Шри-Ланке, Мьянме бывшей Бирме , Таиланде, Лаосе и Камбодже; махаяна и близкая ей ваджраяна, преобладающие в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, Японии, Корее и Монголии, а также в Бутане и Сиккиме на севере Индии. Значительное количество буддистов проживает в Непале. Общее число буддистов в мире колеблется от 300 до 700 млн человек. Такой разброс в цифрах связан c трудностями подсчёта, состоящими в том, что, во-первых, буддизм позволяет сохранить ту религию, к которой человек принадлежал раньше, а во-вторых, с тем, что в некоторых странах он слился с местными религиями например, с синтоизмом в Японии и даосизмом в Китае. Сотериология Если в основе других мировых религий лежит вера во всемогущего Бога, создавшего мир, то с точки зрения буддизма мир никем не создан и никем не управляется, а вера в бога-властителя и мироуправителя — Ишвару подрывает основы закона индивидуального морального воздаяния — кармы [если «люди становятся убийцами и ворами, невоздержанными, лжецами, клеветниками, насильниками, болтунами, скупыми, лжемыслящими… благодаря Ишваре, то … нет ни побуждения к действию, ни усилия, ни необходимости что-то сделать или что-то не сделать, а раз так, то термин шрамана "совершающий усилие" к ним неприменим, ибо их ум находится в замешательстве, а познавательные способности бесконтрольны» — «Ангуттара-никая», 3. Направляя взгляд человека внутрь самого себя, взывая не столько к его вере, сколько к его сознанию, интеллекту и воле, Будда повторяет, что единственная цель его учения — освобождение от перерождений «Всё моё учение имеет один лишь вкус освобождения» , которое человек способен достичь собственными усилиями, если осознанно изменит себя, используя путь, открытый Буддой в состоянии пробуждения «Будьте сами себе светильниками!
В этом смысле буддизм является религией спасения без бога хотя в поздних его формах признаётся помощь человеку со стороны более духовно продвинутых существ. Это первая в мировой истории религия, с точки зрения которой происхождение человека, его социальный статус, род занятий каста и, наконец, пол не являются основанием, чтобы считать одних людей выше других хотя в силу своей кармы люди отличаются друг от друга, они равны в том смысле, что их статус зависит от них самих. Перенося центр тяжести на внутреннюю природу человека, буддизм подчёркивает её изменчивость и конечность рождение приводит к смерти, а смерть — к новому рождению , вызывающие ощущение зыбкости и несамодостаточности человеческого бытия. Человек стремится «дополнить себя» вещами, другими людьми и существами, но, не достигая искомой устойчивости и целостности, постоянно испытывает неудовлетворённость. В буддизме её называют духкхой в европейской традиции духкхе больше соответствуют экзистенциалистские понятия тревожности, озабоченности, страха или психоаналитическое понятие фрустрации , нежели христианское понимание страдания. Изменчивость, присущая всем состояниям человека, превращает в духкху даже удовольствия.
Четыре благородные истины , возвещённые Буддой и часто отождествляемые с его дхармой учением , указывают на всеобщность духкхи «всё есть духкха» , на её причину — желание, укоренённое в ошибочном представлении человека о своём неизменном «я» атмане , наконец, провозглашают принципиальную возможность её искоренения и раскрывают способ реализации этой возможности восьмеричный путь : правильные воззрение, намерение, речь, действие, образ жизни, усилие, осознавание и сосредоточение. Это и есть рекомендуемый Буддой Путь преодоления тягот и страданий, ведущий к достижению идеального внутреннего состояния умиротворённости и безмятежности. Традиция говорит о нём как о сочетании «культуры поведения» шила , «культуры психики» читта, или самадхи и «культуры мудрости» праджня. Пять правил поведения, предписанных как для монахов, так и для мирян панча шила: не убий, не бери чужого, не прелюбодействуй, не лги, не опьяняй себя , перекликаются с заповедями в других религиях. Однако, проповедуя их, Будда взывает не столько к совести своих слушателей или к их страху перед возможным наказанием, сколько к их здравому смыслу, подводя их к мысли, что соблюдение данных правил создаст более благоприятные условия для личной и социальной гармонии. Методы работы над собой особенно в борьбе со страстями , рекомендуемые Буддой для монахов пали — бхиккху , санскр.
Чистая йога, с точки зрения буддизма, чтобы иметь «спасительный» эффект, должна быть ещё и «мудрой», т. Использование йогической практики исключительно для развития сверхобычных способностей телепатии, ясновидения и т. Физическое или психическое здоровье человека является в буддизме не самоцелью, а лишь одним из условий успешной религиозной практики, развитие же сил, помогающих господствовать над миром и другими людьми, рассматривается как самоутверждение личности, препятствующее духовному прогрессу. Принцип «срединности» Свой Путь Будда называет «срединным» в отличие от иных путей, которые он определял как «крайности» чувственное удовольствие и аскетическое самоумерщвление : на собственном опыте Будда осознал, что успех духовного самосовершенствования во многом зависит от состояния тела он достиг «пробуждения» только после того, как отказался от жёсткой аскезы и восстановил здоровье. Срединный путь — это не раз и навсегда отлаженное равновесие, а скорее постоянное смещение центра тяжести то в одну, то в другую сторону. Точка равновесия важна как точка духовного роста, и в каждом отдельном случае она должна определяться заново.
Так, если буддийский монах в результате практик по «успокоению ума» впал в слишком заторможенное состояние, Будда рекомендует ему «взбодриться» с помощью более жёсткой аскезы. Принцип «срединности» пронизывает всё учение Будды. Например, учение об отсутствии «я» анатмавада предстаёт как срединный путь между крайностями веры в единый неизменный атман и уверенности в его разрушении после смерти; доктрина взаимозависимого происхождения элементов реальности пратитьясамутпада — как срединный путь между крайним кармическим детерминизмом и верой в случайность всего происходящего в мире. Идея срединности получила дальнейшее развитие в махаянской школе мадхъямака буквально — срединная. Согласно её основателю Нагарджуне , срединный путь — это снятие всех оппозиций и их растворение в пустоте всего сущего. Учение о человеке Будда считает, что источник возможного самоизменения, ведущего к освобождению, заложен в самой природе человека: состоя из частей, как и всё в мироздании, индивид лишён неизменного стержня — атмана «я», души , сохраняющегося в течение этой жизни и последующих перерождений, центра, управляющего разными его частями по своему желанию, «внутреннего правителя» как атман Упанишад.
Выдвигая на первый план моральную сторону закона кармы человек несёт ответственность прежде всего за свои мысли и намерения, а уже потом за конкретные действия , Будда подчёркивает, что понятие вечного атмана как субъекта перерождения противоречит идее морального воздаяния и, прежде всего, возможности духовного самосовершенствования: ведь неизменный атман «не становится от хорошего деяния большим и не становится от нехорошего деяния меньшим» «Брихадараньяка-упанишада» , VI. Однако Будда не согласен и с тем, что смерть человека является полным прекращением его существования. На место атмана как статичного бытия Будда поставил сам процесс изменения в виде индивидуальной серии дхарм — дискретных психо-соматических событий, обусловливающих возникновение друг друга в определённом порядке пратитьясамутпада. Это должно было обосновать реальность изменений морального совершенствования или деградации в человеческой личности и, кроме того, существование морального воздаяния для индивида не только в виде его благоприятного или неблагоприятного будущего перерождения, как в брахманизме, но и в каждое мгновение данной его жизни. Человек, по учению буддизма, это не соединение вечной души с бренным телом, как в других индийских учениях, а динамическая психосоматическая система, состоящая из взаимосогласованных в своём функционировании дхарм, образующих 5 групп скандх : рупа — тело и чувственные способности индрии ; ведана — ощущение приятное, неприятное и нейтральное ; санджня — восприятие, распознавание, словесно-концептуальная идентификация объектов зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и мысли ; санскары — факторы, определяющие реализацию кармы через определённую конфигурацию индивидуального потока дхарм; виджняна — 6 чувственных распознаваний, включающих пять внешних сенсорных распознаваний зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное и распознавание внутренних состояний радости, страдания и т. Все скандхи образуют единую индивидуальную серию благодаря привязанности упадана к «я»; она же создаёт предпосылки будущих рождений и смертей, освободиться от которых можно, лишь искоренив в себе эгоцентричную установку, привычку понимать всё в терминах «я», «моё» и научившись рассматривать свои психические состояния как объективный процесс чередования дхарм система упражнений, разработанная для этого, включала медитацию над 32 элементами тела, сопровождающуюся постоянным повторением слов: «это не я, это не моё, это не моё я, я не содержится в этом, это не содержится в я» и т.
Однако при замене атмана скандхами возникала другая проблема: как объяснить тождество личности в разные моменты времени, память и узнавание, если нет неизменного субъекта? Обсуждением её занимались многие поколения буддийских философов. Будда разделяет традиционную индийскую идею циклического развития Вселенной, подчёркивая, что главную роль в нём играет духовный фактор — уровень сознания населяющих её существ. Помимо человека, единственного живого существа, способного изменить свою карму и даже окончательно освободиться от перерождений, испытав «просветление» бодхи и достигнув полного успокоения нирваны , остальные воплощают разные формы кармического воздаяния: дэвы, населяющие разные уровни небес награда за добродетельное поведение , асуры, духи предков, насельники адов, животные наказание за разные дурные проступки и наклонности. Это значит, что богам и другим существам, чтобы иметь возможность освободиться от сансары, нужно сначала переродиться в облике человека. Но, преодолевая сансару, человек преодолевает и само человеческое состояние, не обретая никакого иного.
Нирвана — это всецело трансцендентный опыт, не поддающийся описанию и не имеющий ничего общего с блаженством, которое может пережить или даже вообразить обычный человек Будда сравнивает счастье обычных людей с удовольствием, испытываемым прокажённым от расчёсывания собственных ран, нирвану — с излечением от проказы, а разговоры о нирване с обычными людьми — с бесплодной попыткой объяснить прокажённому, в чём состоит удовольствие здоровых людей. Образ Будды Основатель буддизма не называет себя богом или посланцем богов, а говорит о себе как об обычном человеке, ставшем учителем в результате переживания опыта, «неизвестного ранее», — опыта «просветления» бодхи , видения реальности как она есть ятхабхутам , неизменно подчёркивая, что не он, Будда, важен для верующих, а то, что он открыл в этом опыте и чему учит, — дхарма «Те, кто видят дхарму, видят и меня»; «Дхарма — подобна Луне, Будда же — пальцу, указывающему на неё». Однако в последующем развитии буддизма отношение к Будде претерпело существенные изменения. В некоторых школах раннего буддизма возникает представление о надмирной природе Будды локоттара , продолжающей существовать в особой трансцендентной форме. В махаяне исторический Будда рассматривается как одно из проявлений Абсолюта, появляется культ других будд в китайском и японском буддизме больше поклоняются Амитабхе или Вайрочане и особенно культ бодхисаттв. Если в ранних буддийских монастырях не было ни святилищ, ни изображений Будды, хотя уже существовало поклонение его останкам, то с развитием культовой и ритуальной сторон буддизма реликварии ступы становятся основными буддийскими культовыми памятниками, возникает живопись, скульптура, посвящённые Будде, а также практика паломничества к священным местам, связанным с его жизнью, календарные праздники главный из них — Весак , обряды жизненного цикла и т.
Наряду с этим складываются направления, в которых любой культ, в том числе и культ Будды, считается препятствием к достижению «просветления» адептам предлагается отбросить Будду как грязную тряпку , а главное внимание уделяется «внутренней» работе над собой чань , дзен. Единство и многообразие в вероучении буддизма Несмотря на дистанцию между разными буддийскими традициями, ни одна из них не считается «ересью», поскольку в буддизме нет ни единого религиозного канона в каждом направлении имеется своя «священная литература» , ни общих положений, наделённых силой догматов. Ступа Бодхнатх в Катманду Непал. Дхарма — это и опыт, изнутри которого всё видится «как оно есть» ятхабхутам , и вместе с тем предписание метод , применяя которое можно испытать этот опыт самому. Особенность буддизма как религиозного учения состоит в том, что оно не сформулировано в каком-то едином и универсальном виде, рассчитанном на всех без исключения людей. Дхарма — это всегда послание конкретному человеку в конкретной ситуации.
Для Будды главное различие между людьми связано не с их происхождением, а со степенью раскрытия заложенного в них духовного потенциала в махаяне его называют «природой Будды». В буддийских текстах это иллюстрируется примером с лотосами: в одном пруду они голубого цвета, в другом — красного, в третьем — белого, но независимо от цвета цвета символизируют сословия в каждом пруду есть и нераскрывшиеся, и полураскрывшиеся, и полностью раскрывшиеся цветы, высоко возвышающиеся над водой. Сострадание к тяжёлой участи живых существ побуждает Будду находить формы проповеди, соответствующие духовному уровню его слушателей. В буддизме эта тактика получила название упая каушалья «искусные средства» [обращения живых существ в буддизм]. Хотя принцип благорасположенности ко всем живым существам провозглашался и другими индийскими религиями, именно буддизм выдвинул его в центр своей этики.
Китай Буддизм, однако, более популярен в странах за пределами Индии с наибольшим количеством последователей в Китае. С незапамятных времен Китай принял любое учение, которое способствовало бы поддержанию или сохранению существующей власти и политической основы общества. Конфуцианство, широко распространенное в Китае на протяжении веков, учит людей уважать и выполнять свой долг перед обществом. Существует призыв сохранить порядок, установленный древними правителями, заложившими основы китайской цивилизации. В буддизме нет доктрины поддержания власти в какой-либо форме, но он также не содержит идей противостояния человека и общества. Идеи Будды об интегральном сострадании хорошо согласуются с постулатами баланса между теми, кто наделен властью, и их подчиненными. Таиланд Когда дело доходит до Таиланда, они говорят, что буддизм спас страну от колонизации и многих разрушительных войн за последние триста лет. Также утверждается, что благодаря мудрой и мирной политике наследственной династии тайских королей эта страна избежала всех войн в Юго-Восточной Азии, и это создало широкую основу для религии, исключая насилие в любой форме. На сегодняшний день в Таиланде 64 420 000 последователей буддизма. Крупные города страны включают целые районы, принадлежащие буддийским монастырям.
Благодаря эмиграции заметные общины сикхов появились в Северной Америке 680 тыс. На остальных континентах численность сикхов невелика: Африка — 58 тыс. Принято выделять 3 основных направления в буддизме: махаяна, тхеравада и тибетский буддизм. Большинство буддистов проживают в Азии. За пределами этой части света значительное число буддистов можно встретить в Северной Америке и Европе. На других частях света численность буддистов невелика. В Океании индуисты 439 тыс.
Какие 5 религий самые крупные
Буддизм замыкает тройку лидеров с полумиллионным числом последователей. Последователи дзен-буддизма, с которым массовое сознание в основном ассоциирует японскую культуру, действительно составляют значительный процент от общего числа последователей японского буддизма. Буддизм замыкает тройку лидеров с полумиллионным числом последователей.
Сколько процентов в мире исповедуют буддизм?
Буддизм народы России исповедующие буддизм. Религии мира численность верующих. Статистика буддистов в России. Буддизм в мире. Буддийская община.
Численность буддистов в мире. Первые общины буддистов. Основные положения учения христианство Ислам буддизм. Буддизм христианство Ислам таблица.
Мировые религии основы вероучения Православие. Кол-во приверженцев буддизма. Количество сторонников буддизма. Диаграмма религий мира.
Религиозный состав мира диаграмма. Процентное соотношение религий в мире. Религиозный состав населения. Перечислите основные мировые религии.
Мировые религии таблица буддизм христианство Ислам таблица. Самая древняя религия в мире буддизм христианство Ислам. Прическа буддистов. Монахи Махаяны.
Буддийский монах левитирующий. Буддизм Таиланд монахи. Религии мира. Основные религии мира.
Основные конфессии в мире. Наиболее влиятельные религии мира. Как буддизм относится к женщине. От что относится к буддизму.
Отличие буддизма от других религий. Отличие буддизма от других Мировых религий. Самая древняя религия. Приверженцами буддизма являются:.
Карта распространения протестантизма в мире. Религиозные центры христианства в мире. Религиозный состав Австралии. Диаграмма религий.
Христианские конфессии диаграмма. Религиозные конфессии России диаграмма. Религиозная структура населения. Самые крупные религии мира.
Религии мира статистика. Самая большая религия в мире по численности. Сиддхартха Гаутама Будда презе. Биография Будды кратко.
Буддизм презентация. Презентация на тему буддизм. Уникальность буддизма. Народы буддизма.
Народы исповедующие буддизм. Буддизм — религия распространенная. Буддизм последователи религии.
Христианские общины есть практически во всех странах мира. По числу своих последователей и верующих, христианство крупнейшая религия мира, сколько христиан в мире, спросите вы — по статистике их около 2, 355 млн. Эксперты утверждают, что за последние 11 лет в мире стало на 2.
Согласно исследованию, ислам ежедневно принимают 79 тыс. Исповедующих буддизм становится больше на 13. Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразию каноническую литературу, многочисленные религиозные институты, искусство, систему образования — иными словами, целую цивилизацию. Буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни, и как путь духовного развития. Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран…. Отличие этих мнений обусловлено различными подходами в оценке результатов социологических исследований.
На первый взгляд — это христианство. По последним данным, эту религию исповедуют около 2,4 млрд. Второе место занимает ислам — 1,3 млрд. Буддизм замыкает тройку лидеров с полумиллионным числом последователей.
В этих странах буддизм играет важную роль в культуре и повседневной жизни миллионов людей. Он вдохновляет и укрепляет их духовное развитие и привносит мир и гармонию в их жизни. Тенденции развития буддизма Вероисповедание буддизма продолжает развиваться и распространяться по всему миру. Существуют несколько основных тенденций в развитии этой религии: 1. Рост числа последователей. Возрастает количество людей, принимающих буддизм в качестве своей религиозной веры. Это связано с распространением информации о буддизме и его учениях, а также с появлением новых буддистских центров и храмов в разных регионах мира. Модернизация и адаптация учений. С развитием общества буддистские монахи и мудрецы активно работают над приспособлением учений буддизма к современным реалиям.
В отличие от большинства индийских и китайских школ, популярных в период Нара, Сингон и Тэндай проповедовали возможность мгновенного достижения состояния Будды япон. В их учениях был сформулирован важный для японского буддизма в целом принцип хонгаку — «изначальной просветлённости». В его основе лежала концепция «лона Истинно сущего» санскр. Кукай и Сайтё понимают хонгаку в духе полного тождества «истинного бытия» феноменальному миру, а не просто как потенцию, скрытую в нём. Даже не вступивший на путь бодхисаттвы человек изначально является Буддой. Поэтому все формы повседневного поведения, включая заблуждения, могут считаться проявлениями изначального просветления. Учения кэгон, тэндай, а затем дзен и нитирэн подчёркивали существование «природы Будды» даже в неодушевлённых предметах — травах, деревьях, горах и реках. Сайтё, создавшему доктрину охраны и защиты нации, принадлежит идея спасения «земли страны», т. Школа сингон также включала государство в число объектов спасения и разрабатывала соответствующие ритуалы. Политизация буддизма стала одной из характерных черт школ тэндай и сингон, отличавших их от китайских прототипов. Наряду с доктриной «изначальной просветлённости» в конце периода Хэйан возникла важная для японского буддизма теория «хондзи суйдзяку» буквально — след основного места пребывания , в соответствии с которой национальные синтоистские божества ками суть воплощения единого вечного Будды. На этой основе в 13—15 вв. Период Камакура 1192—1333 , считающийся эпохой расцвета японского буддизма, отмечен появлением наиболее оригинальных учений, несводимых к их континентальным аналогам. Буддийские школы этого периода принято называть «реформаторскими», поскольку на смену традиционным пришли более упрощённые формы религиозной практики. Если буддизм эпох Нара и Хэйан был достоянием элиты, то к концу 12 в. Ярким представителем буддизма нового типа является Нитирэн — основатель хоккэ-сю «школы Цветка дхармы» , с 1860-х гг. Взяв за основу догматику школы тэндай, Нитирэн, вслед за Сайтё, построил модель теократического буддийского государства на основе отождествления религиозной и политической жизни: человек и государство рассматривались как взаимосвязанные объекты спасения. Широкое распространение в период Камакура приобрели школы амидаизма — юдзу-нэмбуцу, основанная Рёнином 1073—1132 , дзёдо-сю , основанная Хонэном , дзёдо-синсю, основанная учеником Хонэна — Синраном 1173—1263 , и дзи-сю, основателем которой является Иппэн 1239—1289. Они выдвинули на первый план учение о спасении при помощи «внешней силы» япон. Возникновение дзен кит. Патриархом другого направления дзен — школы сото кит. Дзен, опиравшийся на учение о «внезапном просветлении», отводил первостепенное место медитативной практике обретения в себе «природы Будды», для чего разрабатывались различные методы размышления над парадоксальными текстами — коанами — в школе риндзай, «неподвижное сидение и безмолвное озарение» в школе сото и т. На протяжении 13—15 вв. В конце 16 в. В эпоху Токугава 1603—1867 , с ростом влияния идей неоконфуцианства , в недрах буддийских школ шёл активный процесс переосмысления философских концепций. В этот период многие проповедники Дзен начали отказываться от китайского языка и использовать в своих сочинениях и проповедях японский язык. Одновременно в японском буддизме усилились тенденции к синкретизму, проявившиеся во всё более частом обращении к конфуцианству и синтоизму. После Реставрации Мэйдзи в 1868 г. В 1872 г. Стремясь сохранить свое влияние, буддисты активно поддерживали власть и провозглашали ее сакральный статус. Так, богиня Аматэрасу мифическая прародительница японских императоров объявлялась воплощением абсолютного Будды. С введением западной философии в японские университетские программы появились интеллектуалы, предложившие переосмысление японских религиозно-философских традиций в категориях европейской философской мысли. Среди них известный популяризатор дзен-буддизма на Западе Судзуки Дайсэцу 1870—1966. Миссионерская деятельность японских проповедников за рубежом, прежде всего в США и Западной Европе активизировалась после 2-й мировой войны, а в самой в Японии буддизм переживал упадок. После отделения религии от государства Конституция 1947 для буддийских школ стала обязательной регистрация юридического лица с 1951 и членство во Всеяпонской буддийской федерации Дзэннихон буккё кай, с 1957. Вместе с тем в 1950—1960-е гг. В этих организациях т. Большая часть таких организаций восходят к школе нитирэн и опираются на текст «Лотосовой сутры». В меньшей степени необуддийские организации апеллируют к школам тэндай, сингон, дзёдо. Также в Японии распространена научно-просветительская деятельность сообществ буддистов-мирян. В последние десятилетия традиционные буддийские школы также занимаются изучением и популяризацией японского буддийского наследия, созданы специальные исследовательские институты отдельных школ. Важной задачей таких учреждений является актуализация буддийского наследия для осмысления проблем прав человека, пацифизма, окружающей среды, биоэтики и др. В начале 21 в. Однако отношение японцев к религии проявляется преимущественно на внешнем уровне, прежде всего как к части традиции. По данным Статистического ежегодника Японии за 2022 г. Эти данные в целом соответствуют результатам опроса 2018 г. Карелова Любовь Борисовна Буддизм в Тибете Буддизм в Тибете представляет собой синтез махаяны, ваджраяны и религии бон. В области философии тибетские мыслители создавали сложные схоластические доктрины, опиравшиеся в основном на мадхъямаку , идеи йогачары и учение о «лоне Истинно сущего» татхагата-гарбха. Институт диспута, созданный в индийских монастырях и перенесённый на тибетскую почву, не имел аналогов в других буддийских традициях. В области религиозной практики развивались эзотерические техники достижения «просветления» в этой жизни дзогчен. Для тибетских царей 7—8 вв. После открытия первого буддийского монастыря Самье 775—779 и объявления буддизма государственной религией царём Тисонг Дэцэном в течение нескольких веков господствовала школа ваджраяны ньингма , созданная Падмасамбхавой. Монастырский буддизм дополнялся в ней деятельностью сиддхов — мастеров тантрической йоги и магии. В результате успешного миссионерства Атиши в 1042—1054 гг. Огромную роль в сохранении буддийского письменного наследия в Тибете сыграл Будон Ринчендуб 1290—1364 — составитель и редактор тибетских канонических собраний Кангьюр в монгольском произношении — Ганджур; 108 томов энциклопедического формата и Тенгьюр в монгольском произношении — Данджур; 225 томов , автор многочисленных трудов свыше 200 , переводчик. При составлении канона он не включил в него тантры ньингмы, сомневаясь в их подлинности. С тех пор канон ньингмы отличается и превосходит по объёму Кангьюр и Тенгьюр. Они попеременно главенствовали в духовной жизни Тибета, имея собственные «вотчины» в виде монастырей и тибетских родов, содержавших их. Кагью тибет. Другие учители по линии духовной преемственности 11 — середина 12 вв. Позднее пхагмо дру распалась на 8 «младших» ветвей, из которых сохраняют традицию духовной преемственности дрикунг, таклунг и друкпа. Гампопа положил начало монастырской кагью, поскольку до него были лишь группы странствующих мастеров йоги. Карма-кагью, основанная Дусумом Кхьенпо 1110—1193 , известна как линия духовной преемственности кармапа [«Чёрных корон шапок »] с 1179 и линия духовного родства шамарпа [«Красных корон шапок »] с 13 в. Кармапа — титул главы школы — избирался как земное воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары тибет. Институт возрождающихся духовных учителей тулку сформировался именно в карма-кагью в 14 в. Этот институт заимствовали и другте школы тибетского буддизма например, аналогичные процедуры применялись по поиску и избранию далай-ламы в школе гелук. Шамарпа — высший духовный иерарх школы, воплощение будды Амитабхи, аналог панчен-ламы в школе гелук. Обе линии воплощений сохраняют преемственность до настоящего времени. В отличие от аскетичного образа жизни первых учителей, представители карма-кагью активно участвовали в политической жизни Тибета и боролись за власть в стране с сакьей и гелук. Ученик Гампопы — Пхагмо Друпа 1110—1170 — образовал подшколу пхагдруп, в которой делался упор на йогическую эзотерическую практику достижения «внутреннего жара в теле» туммо , а его ученик Линчен Рэпа Бема Дордже 1128—1188, его называли также Гьялва Лингрепа , построивший в 1180 г. Основоположником традиции шангпа-кагью, действующей и ныне, считается тибетский йогический мастер Кхьюнгпо Налчжор 1002—1064; по другим данным, родился в 990 и прожил 150 лет , ученик Нигумы сестры Наропы и ученицы Тилопы , передавшей ему йогический опыт созерцания «иллюзорного тела» и других практик Тилопы. Он построил ряд монастырей, где в течение 30 лет распространял учения Нигумы и Тилопы. Его ученики образовали несколько ветвей школы кагью. Сакья тибет. Хотя основоположником школы считается Сачен Гунга-ньинбо 1092—1158 , но свой специфический характер она получила благодаря мыслителю и переводчику Дрогми 993—1074, по другим данным, 1077 , 8 лет учившемуся в лучших буддийских университетах Индии. Из всех школ тибетского буддизма лишь в сакья было разрешено жениться. Главная доктрина школы — «Путь — Плод» — согласно её создателю, индийскому мастеру йоги Вирупе около 8—9 вв. В 13—14 вв. Сакья-Пандита 1182—1251 и Пагба-лама 1235—1280 были и видными учёными школы, её иерархами, и политическими деятелями, сумевшими создать условия для функционирования и развития тибетского буддизма в огромных новых государственных образованиях Центральной и Восточной Азии. Из сакья вышла и школа джонанг. Ныне сакья имеет несколько ветвей и монастырей в Тибете, Индии, Непале, а также в странах Запада. Кадам тибет. Она ориентировалась на практическое применение идеала бодхисаттвы в повседневной жизни, поэтому особое внимание уделялось строгому соблюдению монашеской дисциплины. В современном тибетском буддизме такой школы уже нет, но её древние учения высоко почитаются всеми монахами Тибета, в первую очередь в школе гелук, которая сформировалась в её лоне и известна как «новая кадам».
Численность последователей основных религий
В этой части мы поговорим о буддизме в современном мире. На Тайване, в Гонконге, Сингапуре и Малайзии растёт количество последователей тибетского буддизма. набросок десятичной. Буддизм представляет собой одну из крупнейших религий мира и имеет огромную численность последователей.
Религии мира: численность верующих
На Тайване, в Гонконге, Сингапуре и Малайзии растёт количество последователей тибетского буддизма. Всё же количество «коренных» буддистов значительно превышает количество новообращённых западных адептов. По оценкам специалистов, количество последователей буддизма составляет примерно 6% всего населения Земли1, хотя проверить эту цифру трудно ввиду способности буддизма сливаться с любой культурой и влиять на представления, лежащие в ее основе. набросок десятичной.