самого важного - балета Минкуса, хотя в обоих спектаклях главных номеров ждешь. Балет Баядерка «Баядерка» — балет в четырёх действиях и семи картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса.
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"
Или, если иначе, историк балета Ю. Слонимский вспоминает: «В первом акте Никия участвует в общем танце баядерок, где никак не выделена и имеет небольшое, очень скромное соло». «Баядерка» стала «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете. И "Баядеркой" же закончился его жизненный и творческий путь – 8 октября 1992 года Парижская опера давала премьеру балета "Баядерка", которую Нуриев очень хотел подарить французской публике. Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». Балета а Баядерка краткое повествование позволит узнать о любви, которой не позволили расцвести. Балета а Баядерка краткое повествование позволит узнать о любви, которой не позволили расцвести.
Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка"
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки" | По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. |
В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато | В саратовской «Баядере» постановочная группа из Санкт-Петербурга, постаралась подать сюжет ярко и современно. |
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви | Премьерный балет «Баядерка» стал 12-м спектаклем испанского постановщика Начо Дуато в Михайловском театре. |
«Баядерка» | Балет "Баядерка" в Большом с субтитрами-пояснениями. Государственный академический Большой театр России представляет Балет в трё действиях Композитор – Людвиг Минкус Либретто – Мариус Петипа, Сергей Худеков Редакция либретто. |
Балет Баядерка
Балетмейстер и композитор балета "Баядерка", год дебюта на сцене произведения, литературные и музыкальные источники. Краткое содержание балета. Однако это мнение — о влияние балета «Шакунтала» на создание другого балета «Баядерка» — ничем не подкреплено, кроме домыслов, а сюжет обоих балетов столь отличается, что нет никакого смысла искать в них что-то общее — кроме обращения к национальной индийской теме. Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного пруда.
«Баядерка» (1877)
История любовных треугольников баядерки Никии начинается с момента тайного свидания девушки и Солора. Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге и стала поворотным моментом для его создателя Мариуса Петипа и всего русского балетного театра. По мнению историков, литературной основой «Баядерки» послужила та же индийская драма Калидасты, что и в постановке «Шакунтала», но сюжеты этих двух балетов очень отличаются.
Либретто балета Баядерка
Кульминация спектакля, сцена царства теней, давно вошла в анналы мирового балета как одна из самых запоминающихся и впечатляющих массовых хореографических картин. Спектакль каждый раз задает сложный вопрос зрителю — что же выбрать, прислушаться к зову сердца или голосу разума, чтобы угодить земным законам и строгим правилам? Оригинальное название: Баядерка Мировая премьера состоялась 23 января 1877 года на сцене петербургского Большого театра Премьера постановки: 17, 18 ноября 2017 года Авторы и постановочная группа.
Он перетекает от простого к сложному, но мы всегда осознаем его источник, глубоко в спине танцора, и его вибрацию, когда она распространяется по расширяющимся дугам вокруг зала. Это танец, который нужно чувствовать, а также видеть, и Петипа дает ему много времени, чтобы пролезть под нашу кожу.
Как терпеливый инструктор, он открывает пьесу единственной темой из двух фраз в темпе адажио арабески камбре порт де бюстгальтер , повторяемой снова и снова, пока все танцоры не выйдут на сцену. Затем, в том же темпе, с танцорами, стоящими напротив нас колоннами, он создает набор мягких вариаций, расширяя профиль начального изображения с двух измерений до трех. Позиции развиваются естественным образом за счет рычагов тела - веса, противовеса. Диагонали четко выражены...
Хореография считается первым выражением грандиозного симфонизма в танце, предшествовавшим на семнадцать лет виртуозным замыслам Иванова для окончательной "Лебединого озера"... Сюжет "Царства теней" на самом деле не смерть, хотя все в нем, кроме героя, мертвы. Это Елисейское блаженство, и его окружение - вечность. Длинная, медленная, повторяющаяся арабесковая последовательность создает впечатление грандиозного крещендо, которое, кажется, аннигилирует все время.
Нет причин, по которым это не может продолжаться вечно... Балет передается из поколения в поколение, как легенды, приобретает патину ритуализма, но «Баядерка» - это настоящий ритуал, стихотворение о танцах, памяти и времени. Кажется, что каждый танец добавляет что-то новое к предыдущему, например, изучаемый язык. Балет отягощается этим знанием, которое вначале было лишь изначальным высказыванием, а в коде оно изрядно взрывается отчетливым великолепием.
Первый полнометражный спектакль «Баядерка» был поставлен балетмейстером Натали Конус для Иранской национальной балетной труппы в 1972 году. Для этой постановки партитура Минкуса была оркестрована из фортепианной редукции Робина Баркера. Стокгольм, 2007. Фото Матса Беккера.
Польский национальный балет в постановке Натальи Макаровой «Баядерка», Варшава, 2016. Фото Эвы Красуцкой 1974 г. Премьера постановки Макаровой состоялась 21 мая 1980 года в Метрополитен-опера и была показана в прямом эфире на PBS во время прямой трансляции из Линкольн-центра. Макарова исполнила партию самой Никии, но ее заменила Марианна Черкасская из-за травмы в первом акте.
Декор был разработан: костюмы от Теони В. Олдридж и освещение Тоширо Огава. Премьера стала триумфом для Американского театра балета, и с тех пор труппа неизменно исполняет ее. В 1989 году Макарова поставила свою версию «Баядерки» для Королевского балета в совершенно неизменной постановке, включая копии эскизов Самаритани для декора и новые костюмы от Иоланда Соннабенд.
С тех пор Макарова поставила свою постановку для многих компаний по всему миру, включая Ballet of La Scala которые недавно сняли свою постановку и выпустили ее на DVD , Australian Ballet , Польский национальный балет , Театр в Москве и Шведский королевский балет. Для постановки спектакля Нуриев заручился помощью своего друга и коллеги Нинель Кургапкина , бывшей прима-балерины Кировского балета. Администрация Парижской оперы знала, что постановка «Баядерки» станет последним подношением Нуриева миру, поскольку его здоровье все больше и больше ухудшалось из-за прогрессирующего СПИДа заболевания. Из-за этого культурное управление Парижской оперы выделило на постановку огромный бюджет, причем еще больше средств поступило из различных частных пожертвований.
Нуреев призвал итальянского оперного художника Эцио Фриджерио создать декор, а его жену оперного художника Франку Скуарчапино создать балетные костюмы. Фриджерио черпал вдохновение в Тадж-Махале и архитектуре Османской империи , а также в чертежах оригинального декора, использованного в постановке Петипа 1877 года - Фриджерио назвал свои проекты «мечтой о мире» Ориентируйтесь глазами Восточной Европы ». Дизайн костюмов Squarciapino был вдохновлен древними персидскими и индийскими картинами, с замысловатыми головными уборами и шляпами, яркими мерцающими тканями и традиционной индийской одеждой, при этом большая часть материалов поступает из парижских бутиков, импортированных непосредственно из Индии. Театр был заполнен самыми выдающимися людьми балетного мира, а также толпами газетных и тележурналистов со всего мира.
Спектакль имел оглушительный успех: Нуриев был удостоен престижной награды Ordre des Arts et des Lettres министра культуры Франции. Премьера постановки Нуриева стала особенным событием для многих в балетном мире, ведь всего через три месяца он скончался. Дансер Лоран Илер позже так прокомментировал возрождение Нуриева:... Это идея, которая мне нравится в «Баядерке» - что у вас есть кто-то приближающийся к смерти, который умирает, и вместо своей смерти он дает нам этот замечательный балет.
Спектакль Сергея Вихарева В 2000 г. Хореограф Сергей Вихарев использовал хореографическую нотацию Степанова из Сергеевского сборника при постановке хореографии.
Финальный танец «Теней» неизменно собирает бурные овации зрителей, купивших билеты. Публика сможет погрузиться в захватывающий сюжет и насладиться грацией артистов и впечатляющим световым шоу. Торопитесь увидеть насыщенное выступление.
Билеты на балет пользуются большой популярностью, поэтому лучше купить билет заранее.
Гете «Бог и баядерка». Место действия балета — древняя Индия. Персонажи — брамины, факиры, танцовщицы баядерки , живущие при храме с самого детства и участвующие в религиозных церемониях. В основе сюжета — всепоглощающая любовь баядерки Никии, верность и измена, искренность и коварство… Воспользовавшись экзотическим сюжетом, Мариус Петипа развернул серию классических танцев, изысканно украшенных элементами восточной пластики «Индусский танец», «Танец со змеей». А фантастическая картина «Тени» из 3-го акта до сих пор остается непревзойденным по красоте и гармонии шедевром и часто исполняется как отдельный концертный номер.
поиск по сайту
- поиск по сайту
- Самое читаемое
- Похожие новости
- Либретто балета Баядерка
- Казахский национальный театр оперы и балета
- Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"
Похожая на Болливуд: на сцену Михайловского театра блистательно вернулась «Баядерка»
В 1873 году Рейзингер снова появился в Москве и на разовых условиях стал ставить балет «Кащей» на тему русской сказки. После постановки «Кащея» с Рейзингером в конце 1874 года был заключён контракт. Обосновавшись в Москве, новый балетмейстер в 1875 году создал два балета: «Стелла» и «Ариадна». В них Рейзингер хотел показать зрителю свои новые методы постановки танцев.
Взяв за основу изобразительное искусство античности, Рейзингер стремился применить его в балете и ещё в 1873 году, предполагая поставить в Москве свой одноактный балет «Нарцисс и Эхо», говорил, что «написал балет только в одном акте, опасаясь, по условиям, относящимся до костюмов и танцев древнего времени, в нескольких актах утомить публику». Как «Стелла», так и «Ариадна» вызвали кратковременное любопытство зрителя, причём последний спектакль поражал ещё роскошью своей постановки. Он обошёлся дирекции в баснословную по тому времени сумму — 40 тысяч рублей постановка балета «Торжество Вакха» стоила театру всего 800 рублей.
Однако эти балеты не стали серьёзным событием. Московская балетная труппа и передовая художественная интеллигенция продолжали поиски новых средств выразительности в танцевальном искусстве, которые и привели к созданию «Лебединого озера», начинающего новый этап в развитии русского и мирового балета. Балет в провинции как самостоятельный вид театрального искусства в этот период прекратил своё существование.
Развивавшиеся коммерческие отношения задушили коммерческий балетный театр. Гонясь за повышением прибылей, провинциальные антрепренёры отказывались от таких ненадежных и малодоходных дел, как балет. Дольше других продержались полукоммерческие балетные труппы в Казани и Тифлисе.
Но интерес к сценическому танцу в провинции не прекратился. Это подтверждается как участившимися гастролями столичных артистов балета в губернских центрах, так и сохранением танцевальных номеров в операх, опереттах, водевилях и дивертисментах, шедших в провинции. Значительным изменениям в период 60-70-х годов подвергся балетный спектакль.
Содержание в нём отошло на второй план; параллельно стремительно развивалась техника танца. К концу 70-х годов балетный спектакль превратился в сплошной танцевальный дивертисмент, в котором отдельные исполнители демонстрировали своё техническое искусство. В этом отношении иностранные балетмейстеры и иноземные исполнители-гастролёры стояли на первом месте.
Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству. Говоря об артистах в первом акте «Золотой рыбки», Салтыков-Щедрин иронически констатировал, что «они пляшут потому, что налаживают сети, они пляшут потому, что они поселяне и в этом качестве должны плясать». Другой критик прогрессивного направления — Баженов — писал: «Преимущество… старых балетов перед нынешними, новыми заключается главнейшим образом в том, что, не имея назначения служить сборником, хрестоматией разнокалиберных танцев, они удерживают за собою характер пьес и, стало быть, могут действовать не на одни только глаза».
Упадок балетной драматургии вызвал постепенный отход серьёзной критики от балета и появление рецензий, обходивших молчанием содержание спектакля и касавшихся только исполнения танцев. С каждым годом усложнявшаяся техника танца требовала сосредоточения всего внимания исполнителя именно на этой стороне его искусства. Виртуозные движения, зачастую носившие акробатический характер, губили танец, ограничивая возможности создания образов.
Танцевальная драматургия ухудшалась, приходила в упадок. В те годы увлечение техникой распространялось по преимуществу из Италии, откуда пришли название первой танцовщицы — балерина и новый танцевальный костюм. Усложнение техники потребовало укорачивание юбки танцовщицы до колен, а энергичная манера исполнения движений заставила изготовлять эти юбки из упругой ткани.
В новых условиях посыл при вращении стал играть более важную роль, чем воздушность прыжка и полёта. Вращательные движения вызвали необходимость уплотнения носка балетных туфель, в которые стали вшиваться стёганные матерчатые подушки, опиравшиеся на пробковую основу. Техника танца отвлекала внимание исполнителей от создания образа.
В балете стала быстро распространяться условная пантомима это было нечто похожее на язык глухонемых — определённые жесты обозначали мысли и намерения исполнителей , не требовавшая ярких актёрских данных и легко усвоенная артистами, но малопонятная рядовому зрителю и доступная лишь балетным завсегдатаям. Это ещё более отдалило балет от широких масс, превращая его в кастовое искусство. Пётр Дмитриевич Боборыкин в своей книге «Театральное искусство» писал в 1872 году: «Если б в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой.
Большинство же приёмов жестикуляции, введённых в новую хореографию, чисто условного характера. Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму. Они зависят от произвола балетных хореографов».
В Петербурге, где влияние зарубежных течений было сильнее, пантомима прочно вошла в балет. В Москве же были очень сильны реалистические художественные традиции Малого театра, и она прививалась медленнее. Однако крупнейшие русские балетные артисты в обеих труппах стремились обходиться без условной пантомимы, которая очень неблагоприятно отражалась в работе над образом и вела к театральному штампу.
Значительно выросла за истекшее десятилетие техника классического танца. Появилась воздушная поддержка. Характерный танец начал приобретать народную манеру исполнения.
Использование для оформления спектаклей новинок зарубежной промышленности и техники неблагоприятно отразилось на развитии русской декорационной живописи. Водопровод, газовое и электрическое батарейное освещение, рефлекторы открывали новые возможности для создания феерических театральных эффектов. Это особенно ощущалось в балете и отодвигало декорационную живопись на задний план, подчиняя её техническим новшествам.
Следствием этого было соединение в одном лице машиниста-механика сцены и художника-декоратора. В этом отношении особенно прославился московский декоратор и машинист Карл Вальц. Нововведения вызвали интерес публики, но в художественном отношении декорации этого периода значительно уступали оформлению предыдущих лет.
Изменения в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права, обострили художественные разногласия между артистическим и демократическим зрителем. Отступавшая буржуазно-дворянская эстетика стремилась удержать свои позиции в балете, уделяя основное внимание развлекательности танца в ущерб идейному содержанию. Этот путь должен был привести балет к гибели.
Наступавшая демократическая эстетика требовала коренного переворота в искусстве, в том числе и в балете. Передовая интеллигенция ждала от балета не развлекательности, а служения обществу. Реализм стал главенствующим художественным направлением, и балетмейстеры лихорадочно и безрезультатно искали пути создания реалистических спектаклей.
При этом они не учитывали, что балет — искусство условное и что реализм в балете значительно отличался от реализма в литературе и живописи.
Он полулежал, потому что уже трудно было сидеть, на груди у него блестел орден Почетного легиона — высшая награда Франции. И через непродолжительное время его не стало, так что "Баядерка" как бы замкнула этот мистический круг», — напомнил Максов. Этот балет впервые был поставлен в 1877 году великим балетмейстером Мариусом Петипа, который к тому времени уже многие годы возглавлял балет Мариинского театра. И, может быть, неосознанно для себя подарил нам спектакль, в котором сделал удивительные прозрения о тайне жизни, о превратностях любви и искусства», — рассказал критик.
Лектор также объяснил зрителям необычное название балета: «Баядера в переводе с португальского означает "танцовщица". Так называют индуистских храмовых жриц, девадаси в переводе с санскрита "слуга Бога". Баядерки — это храмовые танцовщицы, которые в ритуальных плясках воздавали дань индуистским божествам.
Когда наступает ночь, Никия выходит на зов любимого. Их тайное свидание охраняет факир. Но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Великий брамин негодует и взывает к богам о каре. Месть его будет ужасна. Картина вторая Утром Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери, что сегодня она увидит жениха. Раджа посылает за ним.
Это — храбрый воин Солор. Раджа показывает Солору красавицу дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой дочери раджи. Но воспоминания о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводят его в замешательство. Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают Никию. Является Великий брамин. Он хочет передать радже тайну. Дугманта отсылает всех. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом.
Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии.
В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только прислужница спасает Гамзатти. Баядерка убегает. Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть.
В саду перед дворцом начинается праздник. Раджа велит Никии танцевать. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов, в которой змея. Во время танца Никию жалит змея.
Перед смертью Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить её вечно. Великий брамин предлагает противоядие, но Никия предпочитает смерть. Раджа и Гамзатти торжествуют. Солор в полном отчаянии и умоляет Гамзатти оставить его одного.
В его раздраженном воображении тень Никии упрекает его в измене. Солор падает без чувств и видит сон, в котором он в царстве теней встречается с возлюбленной. Она умоляет его не забывать данной клятвы. Солор просыпается.
Слуги раджи входят с богатыми подарками. Солор, поглощенный своими мыслями, идет за ними. Во дворце идут приготовления к свадьбе. Солора преследует тень Никии.
Гамзатти тщетно пытается привлечь его внимание. Великий брамин соединяет руки Гамзатти и Солора. Вдруг раздается удар грома и от землетрясения все гибнут под обломками дворца. Сквозь дождь виднеются вершины Гималаев.
Скользит тень Никии и Солор склоняется к её ногам.
Балет "Баядерка": содержание, авторы, отзывы
Трагическая история любви индийской храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора оживает в удивительных танцах балета «Баядерка». Хореограф-постановщик балета Андрис Лиепа преобразил структуру спектакля и придал классическому сюжету новый вид, что сделало постановку уникальной и единственной в своем роде. По мнению историков, литературной основой «Баядерки» послужила та же индийская драма Калидасты, что и в постановке «Шакунтала», но сюжеты этих двух балетов очень отличаются.
«Баядерка»
«Баядерка» – это красивая история о несчастной любви, ставшая одной из самых известных в русском балете. Трагическая история любви индийской храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора оживает в удивительных танцах балета «Баядерка». По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки.
Информация
Он обещает баядерке все богатства Индии за ее любовь. Но Никия отвергает его пылкие признания. Обряд окончен. Священное шествие возвращается в храм.
Никия с нетерпением ждет своего возлюбленного. Факир Магедавея охраняет тайное свидание Никии и Солора. Солор предлагает Никии бежать.
Вдали от этих мест, там, где их никто не знает, они будут счастливы. Баядерка согласна. Над священным огнем первый военачальник княжества клянется Никии в вечной любви и верности.
Великий брамин видит влюбленных и в гневе решает им отомстить. Картина вторая Дворец раджи. Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой знатного воина Солора.
Гамзатти счастлива. Хотя Солор поражен красотой Гамзатти, он не в силах забыть баядерку, которой поклялся в верности. Но и отказаться от высокой чести стать супругом Гамзатти он не смеет.
Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию. Появляется и Великий брамин.
Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она наконец станет женой храбрейшего воина Солора. Гамзатти не скрывает своей радости. Входит Солор. Раджа сообщает ему долгожданную новость и знакомит жениха и невесту. Воин в растерянности: он не может пойти против воли раджи и не может нарушить клятву, данную Никии, он любит ее. Появляется Великий брамин. Одержимый местью, он рассказывает Дугманте о любви Солора и Никии.
Раджа разгневан, но менять решение он не намерен: его дочь выйдет замуж за Солора, а баядерку ждет смерть. Брамин не ожидал такой развязки, он хотел погубить своего соперника, но точно не свою возлюбленную. Великий брамин грозится Дугманте гневом богов, но раджа непреклонен. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи слышала разговор своего отца и брамина и намерена действовать. Гамзатти сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает станцевать ее в день торжества. Никия польщена такой честью и соглашается. Но Гамзатти преследует свои цели — она намеренно показывает портрет жениха — Солора. Никия протестует: Солор поклялся ей в верности, он любит только ее.
Но зачем было привозить в Москву именно версию Макаровой — только из-за магии имени? В 1988 году в Лионе американец Энди Дегроут сотворил «Баядерку», действие которой происходит в Хиросиме 1945-го, Брюсселе 1993-го и на дискотеке в Токио в 2021-м. Десять лет назад голландец Адриан Лютейн поставил «Баядерку» для голландской труппы «Интроданс» — мне довелось видеть акт «Теней», в котором хореограф, используя прежний «змеиный» ход, придумал оригинальное пластическое решение: тени были гнущимися, вьющимися, мягкими — и при этом не менее пугающими и не менее прекрасными, чем у Петипа. Быть может, Музтеатру стоило предложить отанцевать либретто Сергея Худекова?
По крайней мере, был бы хоть какой-то шанс. Премьерой макаровской «Баядерки» МАМТ добровольно признался в готовности довольствоваться вторыми ролями на столичной балетной сцене — до недавнего времени казалось, что у Музтеатра амбиции все-таки несколько выше. Действие перенес в Индию, главной героиней сделал храмовую танцовщицу Никию, пострадавшую от коварства возлюбленного, воина Солора. Тот по ходу действия клянется в любви два пальца воздетой руки, устремленные в небо , обещает жениться те же пальцы, указующие на воображаемое обручальное кольцо , но в итоге предпочитает дочь раджи Гамзатти большая сцена с радостными танцами.
Никии, по долгу службы явившейся танцевать на помолвку, по приказу соперницы вручают корзинку с ядовитой змеей раскрашенная гуттаперча, чья «активность» зависит от ловкости пальцев танцовщицы. Солор, потрясенный смертью баядерки, употребляет опиум посредством кальяна и погружается в наркотические грезы, в процессе коих ему являются тени умерших дев с Никией во главе грандиозное гран-па с виртуозными танцами обоих. Тень баядерки вопиет о возмездии указание на небо всеми пальцами воздетой руки , и оно-таки наступает: начинается землетрясение, храм, где собираются соединить свои судьбы Солор и Гамзатти, рушится, погребая их под обломками. Чтобы зритель не сомневался, по чьей вине произошла катастрофа, Петипа заранее указывает на виновницу — тень Никии мелькает то тут, то там, отвлекая жениха от невесты.
Занимательная история, рассказанная кудесником русской сцены, быстро стала блокбастером, лишившись, правда, сцены разрушения храма. Редакторы сочли, что реальное наказание вполне может быть замешено метафорическим, танцевальным. Мнения коллег не разделила прославленная балерина Наталья Макарова, в 1980-м вернувшая означенную сцену в постановку Американского балетного театра. В этом варианте спектакль отныне будут представлять и в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, украсившем свои афиши изображением несравненной Натальи Романовны в роли баядерки.
Если версию Макаровой востребовали ради «наказания», не стоило было и затевать постановку. Финальные объяснения героев имеют смысл лишь при показе масштабных разрушений тяжесть наказания должна быть соразмерна тяжести преступления , а небольшая сцена «Стасика» для таковых не приспособлена. Посему возмущение природы изобразили, не прибегая к машинерии, с помощью видеопроекции, причем взамен бурных катаклизмов в духе канала «Дискавери» публика получила супрематическое движение белых пятен и красных полос. Остальное оформление художники — Пьер Луиджи Самаритани и Иоланда Соннабенд — очаровательная полянка, где горит священный огонь, уютные покои раджи, лужайка перед дворцом, сияющие цветами радуги костюмы — выдержано в реалистическом духе и соответствует масштабам театра.
То есть вопреки величественному замыслу Мариуса Ивановича, выпускавшего на сцену бутафорского слона в натуральную величину, тяготеет к камерной, почти интимной драме. Апофеозом живописного интима становится некогда близкий космическому путешествию выход теней, обернувшийся бесхитростной девичьей прогулкой. Вместо схождения с Гималаев читай: длинного, уходящего в бесконечность пандуса тени спускаются с мини-пригорка аккурат в раскидистые кусты. На столь прелестном фоне страсти героев рискуют стать домашней разборкой ветреного мужчины и его верных подруг.
В том, что этого не произошло, — заслуга премьера «Стасика» Сергея Полунина, изобразившего своего персонажа почти Чайльд Гарольдом. Этот Солор зависает в прыжках, словно раздумывая, стоит ли ему возвращаться на грешную землю, устремляет вдаль затуманенный взор и явно переживает разлад между мечтой и действительностью. Последняя материализуется в обликах Гамзатти Эрика Микиртичева и Никии Наталья Сомова , и вместе, и врозь посягающих на прайвеси воина. Первую он роскошным жестом отбрасывает в руки раджи получайте, папа, свою активную дочку.
А вторая к финалу своего земного пути утомляет героя настолько, что даже всплакнуть над телом он не в состоянии — не дожидаясь конца агонии, тихо ускальзывает в кулису. Дамы, разумеется, пребывают в тени великолепного Полунина, хотя в сольных фрагментах выглядят достойно. Но если на сцене в это время присутствует премьер, безропотно отдают ему львиную долю зрительского внимания. В достоинства спектакля, кроме Полунина, стоит записать компактность хорошо для детских утренников , два антракта пригодятся для корпоративных вылазок и прекрасные возможности для муштры женского кордебалета — «теневой» ансамбль, единый в 32 лицах, публика проводила овацией.
В список недостатков можно занести отсутствующие хиты — индусский танец и танец «Ману», а также неожиданный просчет мастера балетных аранжировок Джона Ланчберри. Музыку Лео Минкуса, конечно, трудно назвать шедевром, однако и там попадаются неплохие мелодии вроде предсмертного танца Никии. И надо же так случиться, что именно этот лирический оазис исказили странные паузы, по мысли сэра Джона означающие прерывистое дыхание героини, но на деле мешающие и балерине, и оркестру. Коммерсант «Баядерку» придавило камнями 21 октября 2013, Татьяна Кузнецова «Баядерка» — балет про недозволенную любовь храмовой танцовщицы к храброму воину, про ее убийство знатной соперницей и про гнев богов, обрушивший храм на злоумышленников,— был поставлен Мариусом Петипа в 1877 году.
Балету повезло: он подвергался разным редакциям, но успешно пережил советскую власть, потеряв только акт с финальным катаклизмом. А главный шедевр спектакля — сцена «Тени», в которой обкуренному герою-воину привиделась погибшая баядерка в окружении множества таких же невинных душ,— получил самостоятельную жизнь в качестве одноактного балета. Многоактную «Баядерку» мечтает иметь в репертуаре каждый театр: это пропуск в высшую балетную лигу. В принципе, ставить этот балет не возбраняется любой большой труппе; однако, если ее профессиональный уровень недостаточно высок, неизбежен шумный конфуз — как у недоученной Элизы Дулитл на скачках в Аскоте.
Такую неприятность лет шесть назад пережил и музтеатр Станиславского — а ведь его тогдашний балетный худрук Михаил Лавровский поставил всего лишь акт «Теней». За прошедшие годы «балет Стасика» совершил трудовой подвиг: в нынешней «Баядерке» труппе стыдиться нечего. Причем экстрасложные «Тени» оказались едва ли не лучшей частью спектакля: 32 привидения вышагивали ровнехонькими арабесками правда, появлялись они не с Гималайских гор, а из какого-то куста черемухи, спускаясь по покатому пандусу, что сильно обеднило впечатление от знаменитого шествия,— но тут уж все претензии к сценографу Пьеру Луиджи Самаритани. Тени не шатались в массовом адажио, а линии, ракурсы и позы держали не хуже кремлевских почетных караулов, за что следует благодарить ассистента постановщика Ольгу Евреинову, репетировавшую с кордебалетом.
Ее работа видна невооруженным глазом: исконно московская труппа вдруг затанцевала по-ленинградски — «вздыхая» ручками перед тем, как закрыть их в позиции, сдерживая жесты и целомудренно не виляя бедрами в игривом танце «Джампе». Солистки в «Тенях» не посрамили вышколенный кордебалет, а такого Золотого божка, как Дмитрий Загребин, не найти и в самых статусных труппах мира. Главной проблемой труппы оказались балерины. Никия-тень допустила пару сбоев в вариации, Гамзатти плохо прыгала, разваливала бедра в позах и разболтанно вертелась в руках партнера.
Но хуже то, что обе оказались слабыми актрисами. Обе балерины отчаянно фальшивили, заученно воспроизводя жесты и мимику, положенные по ходу сюжета. Рядом с неконтактными партнершами увял даже Сергей Полунин, славящийся актерским даром. Его сумрачного Солора все три акта угнетало чувство вины; артист воспарял только в танце, и его восхитительные мягкие, высоченные, академически безупречные прыжки восполняли эмоции, недоданные любовным треугольником.
Актерская проблема, впрочем, поправима: в труппе еще могут появиться харизматичные Никии, а Гамзатти уже есть — уверяют, что во втором составе отлично танцует Оксана Кардаш. Но вот с самой постановкой уже ничего не поделаешь, а ведь это, пожалуй, худшая из известных версий «Баядерки».
Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них украшающая празднество прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, Великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к ее ногам все богатства Индии. Никия отвергает его любовь. Вместе с другими баядерками Никия даёт факирам воду из священного источника. Магедавея сообщает Никии, что Солор придет к ней.
Никия счастлива. Наступает ночь. Тайное свидание Никии и Солора охраняет факир. Но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Солор предлагает Никии бежать. Баядерка согласна, но прежде Солор должен поклясться над священным огнем, что будет верен ей. Солор клянется. Великий брамин негодует и решает отомстить влюбленным.