15:41 23.03.2024 SpaceX разместила новый Starship на стартовой площадке для испытаний перед четвёртым запуском.
SpaceX запустила в космос тяжелейшую ракету в истории
Ускоритель внешне представляет собой существенно увеличенную версию первой ступени ракеты-носителя Falcon 9. Высота ускорителя — 77,5 м, диаметр — 12 м, сухая масса — 275 т [30]. Использование трёх решётчатых рулей обеспечит максимальную точность приземления. Ускоритель планировалось оборудовать 42 двигателями Raptor с суммарной тягой на уровне моря в 128 000 кН, и 138 000 кН в вакууме [30].
Семь двигателей центральной секции отклоняются от центральной оси, обеспечивая контроль вектора тяги, остальные двигатели закреплены неподвижно. Корабль ITS на Энцеладе в представлении художника Корабль планировалось разделить на отдельные секции: в нижней части расположены двигатели и топливные баки, над ними — отсек для груза, в верхней части корабля размещаются пассажиры. На внешней поверхности в отдельных выступающих отсеках планировалось расположить механизмы выдвижения посадочных стоек, которые могли бы использоваться при посадке как на Земле, так и на других планетах.
Длина корабля должна была составлять 49,5 м, максимальный диаметр — 17 м, стартовая масса — 2100 тонн, из которых сухая масса — 150 тонн и 1950 тонн приходится на горючее жидкий метан и окислитель жидкий кислород. На корабле планировалось установить 9 двигателй Raptor 6 двигателей с увеличенным соплом, предназначенных для работы в вакууме, и 3 двигателя со стандартным соплом, использующихся при посадке. Электроснабжение планировалось обеспечивать двумя раскладывающимися крыльями солнечных батарей , общей производительностью до 200 кВт.
Абляционное теплозащитное покрытие PICA третьего поколения позволяло бы выдерживать высокую температуру при входе в атмосферу Марса, а также в атмосферу Земли на обратном пути.
НАСА и ЕСА могут позволить себе лишь небольшое количество миссий, поскольку каждый запуск обходится в десятки и даже сотни миллионов долларов, однако Starship позволит снизить стоимость каждого запуска до всего 2 миллионов. Верхняя часть ракеты может быть дозаправлена на околоземной орбите, благодаря чему место, которые обычно занимает топливо, освободится для научного оборудования. Отправка людей на Луну, например, может потребовать восемь отдельных запусков : топливные танкеры будут доставлять топливо для космического корабля, несущего на Луну экипаж и оборудование. Ученые уже сейчас исследуют возможности, которые откроет Starship. В начале года Дженнифер Хелдманн из Исследовательского центра Эймса написала статью , в которой рассказала, что принесут науке рейсы Starship на Луну и Марс. Одно из главных преимуществ Starship — это способность доставлять крупногабаритное оборудование с Земли без необходимости уменьшать его размеры, как это было в случае с полетами «Аполлона». Это позволит получить доступ к недрам Луны и Марса, в которых, по мнению ученых, скрыты лед и полезные ископаемые.
Поскольку Starship будет возвращаться на Землю, он сможет доставлять многочисленные образцы из различных точек Солнечной системы, и ученые смогут изучать материалы внеземного происхождения в намного больших масштабах, чем сейчас. Это позволит пролить свет на, например, историю вулканической активности на Луне и жизни на Марсе, говорит Хелдманн. Согласно амбициозным планам Маска, Starship также будет осуществлять рейсы в другие точки Солнечной системы — либо посредством прямого запуска с Земли, либо используя Луну и Марс в качестве дозаправочных станций. Полетим на Нептун Международная группа ученых под названием Conex разработала проект космического аппарата Arcanum , который, используя мощность ракеты-носителя Starship, сможет достичь Нептуна и Тритона. Этот аппарат весом 21 тонну в четыре раза тяжелее самой крупной межпланетной станции Кассини-Гюйгенс, совместно созданной НАСА и Европейским космическим агентством и исследовавшей Сатурн с 2004 по 2017 год. Ни одна из ныне существующих ракет не в состоянии осуществить запуск такого аппарата.
Несмотря на то, что обе ступени не довели свою миссию до конца, испытания для SpaceX прошли вполне удачно. Новый стартовый стол подтвердил свою надежность. Если апрельский пуск привел к серьезным разрушениям наземной инфраструктуры, то после этого пуска повреждения выглядят минимальными.
Это важно, поскольку позволит ускорить дальнейшую программу летных испытаний. Кроме этого, SpaceX удалось успешно испытать новую, достаточно сложную систему разделения ступеней. И, наконец, все 33 двигателя Super Heavy отработали без сбоев на этапе подъема. Отказ Starship на финальном этапе выведения вряд ли вызван какой-то глубинной проблемой. Однако инженерам SpaceX придется разобраться с причиной отказа двигателей Super Heavy при повторном включении. Кроме того, многие обратили внимание, что теплозащитные плитки Starship сильно пострадали при старте ракеты, а значит, у него не было шансов выжить при повторном входе в плотные слои атмосферы, даже если бы он не самоуничтожился.
Сам Маск ранее заявил, что основная цель испытания - отправить ракету в сколь-нибудь продолжительный полет: "Лишь бы мы не разнесли космодром". Сверхтяжелый класс ракет - особая весовая категория, в которой готовые варианты уместятся на пальцах одной руки. При этом обе заметно уступают гиганту Starship и грузоподъемности, и по стартовой массе, и по тяге двигателей.
И обе могут уйти с рынка в случае успеха Starship. Что до SLS, то хотя ее первый полет в конце прошлого года прошел успешно, многие эксперты в США считают, что будущее этой ракеты с одноразовым носителем туманно из-за высокой стоимости пусков. Многоразовая концепция, которая лежит в основе Starship, по крайней мере в теории призвана снизить стоимость доставки грузов на орбиту. Так, хотя в первый в этом веке полет на Луну американские астронавты отправятся на ракете SLS с кораблем Orion, именно Starship планируется использовать как челнок для высадки людей на поверхность спутника Земли и их возвращения на корабль Orion на лунной орбите, который уже доставит их обратно. Но пилотируемыми полетами планы использования Starship не ограничиваются. SpaceX собирается использовать эту платформу для отправки спутников на околоземную орбиту, а также позиционирует ее как сверхбыструю менее часа систему доставки больших грузов в разные регионы на Земле.
Прямая трансляция второго летного испытания «Starship» компании SpaceX
В NASA долго не могли разработать ракету-носитель, которая соответствовала бы всем техническим требованиям, необходимым для достижения этой цели. Изначально исследователи хотели использовать носитель Space Launch System SLS : лучшие космические инженеры планеты много лет разрабатывали эту конструкцию, однако предпочтение все же отдали коммерческому проекту от компании SpaceX. Почему же так случилось? Ответ кроется в деньгах Starship станет первой ракетой, все компоненты которой подлежат повторному использованию. Это поможет значительно снизить расходы на космические экспедиции: по некоторым расчетам, доставка одного килограмма груза на Луну на SLS стоит около 31 тыс. Это означает, что Starship позволит проводить более частые и эффективные операции по освоению космоса по сравнению с одноразовым носителем SLS. Свою роль сыграло и то, что на этапе производства Space Launch System возникло много проблем: подрядчики постоянно не укладывались в обозначенные сроки и превышали установленный бюджет. Проект Илона стал своего рода выходом из сложившейся тупиковой ситуации. Какова конструкция Starship?
Ракета-носитель выводится на орбиту с помощью первой взрывной ступени Super Heavy, состоящей из 33 двигателей Raptor. Их совместной мощности достаточно, чтобы поднять на околоземную орбиту около 165 тонн груза.
Корабль вышел в стратосферу, достигнув высоты 38 км. Через три минуты после взлета произошла нештатная ситуация: на этой высоте должна была отделиться первая ступень, но этого не произошло. После этого ракета начала вращаться, снижаться и на четвертой минуте взорвалась. Как сообщили в SpaceX, первый тестовый полет позволил извлечь «многочисленные уроки», в результате которых были модернизированы как сама ракетная система, так и наземная инфраструктура. Super Heavy высотой 120 м имеет тягу в 7700 т — это в два раза больше ракеты Saturn V, которая доставила американских астронавтов на Луну в 1969 г.
Без преувеличения, это был самый ожидаемый старт, который откладывался вот уже более полутора лет. По итогу ракета добралась до высоты 39 км, однако после этого потеряла ориентацию и была подорвана по команде с Земли. Так что это — успех или провал? Чтобы разобраться, нужно вспомнить историю создания самой большой ракеты в мире. Перпендикулярно Схема создания ракет давно отработана — чаще всего выделяют девять стадий в их разработке. Все начинается с тактико-технического задания, затем составляется аванпроект, эскизный проект, разработка конструкторской документации и так далее. Летные испытания — это седьмая стадия из девяти, которая следует перед подготовкой аппарата к серийному производству. Так было создано множество самых разных ракет-носителей, однако Илон Маск решил пойти по другому пути. Строительство Starship началось в 2018 году на частном космодроме в районе местечка Бока-Чика. Прямо под палящим техасским солнцем простые работяги на обычной строительной площадке начали сборку первого прототипа будущей ракеты.
В отличие от привычных для ракетостроения легких алюминиевых сплавов Илон Маск решил сделать ставку на нержавеющую сталь. Куски нержавейки строители скрепляли между собой заклепками и сваркой, предварительно обработав болгаркой все это можно было видеть на прямых эфирах со стройки. На самом деле происходившее в Бока-Чика было так непохоже на классическое ракетостроение с цехами и чистыми комнатами, что над компанией SpaceX шутили почти беспрерывно. Илона Маска сравнивали с орками из вселенной Warhammer 40 000, строящими свои ракеты и роботов из подручных материалов прямо на свалке. В SpaceX заявили, что специально взорвали Starship Получившийся в результате работы первый прототип Starhopper "Звездный прыгун" , прямо скажу, не впечатлял — был больше похож на кусок водопроводной башни на ножках, чем на привычную ракету. Оснащенный одним двигателем Raptor его специально разработали для проекта Starship , прототип совершил три испытания: в первом "подпрыгнул" на 1 м, во втором оторвался уже на 150, в третьем — поднялся уже на 400 м.
Предприниматель выразил уверенность, что новая система позволит человечеству сделать существенный шаг в технологическом прогрессе, а именно в освоении межпланетного пространства. По его мнению, люди могут сделать свою жизнь "мультипланетной". Согласно обозначенной стратегии, SpaceX планирует сделать систему Starship универсальной. Она будет использоваться для пилотируемых полетов на околоземную орбиту, вывода спутников, а также проведения миссий на Луну, Марс и другие небесные тела.
Второй полет «Старшипа» от SpaceX снова закончился взрывом: почему это нельзя называть провалом
Интерфакс: Американская аэрокосмическая компания SpaceX рассчитывает сделать многоразовыми все ступени сверхтяжелой ракеты Starship, разрабатываемой для полетов на Луну и Марс, сообщил в соцсети основатель компании Илон Маск. Первые летные испытания системы запуска Starship/Super Heavy компании SpaceX продлились всего несколько минут после старта. Если испытания пройдут успешно, стодвадцатиметровая ракета Starship должна доставить астронавтов НАСА на Луну. Starship вернулся к летным испытаниям со своим вторым запуском из Starbase в Техасе.
SpaceX озвучила причину неудачи запуска сверхтяжёлой ракеты Starship
Электроснабжение планировалось обеспечивать двумя раскладывающимися крыльями солнечных батарей , общей производительностью до 200 кВт. Абляционное теплозащитное покрытие PICA третьего поколения позволяло бы выдерживать высокую температуру при входе в атмосферу Марса, а также в атмосферу Земли на обратном пути. Посадки на поверхность Земли и других небесных тел Солнечной системы корабль осуществляет вертикально путем торможения ракетными двигателями на финальной стадии полета. После заполнения баков произведённым на Марсе топливом, корабль может стартовать к Земле используя только собственные двигатели, без ракеты-носителя, из-за сравнительно низкой величины второй космической скорости для этой планеты [30]. В корабле предполагалось первоначально доставлять на низкую околоземную орбиту до 300 т полезного груза, а на отлетную траекторию к Марсу — до 450 т при условии дозаправки и пополнения припасов на орбите. В перспективе корабль должен был быть способен вместить 100 и более пассажиров для полёта на Марс.
Танкерная версия повторяет общую схему конструкции с межпланетным кораблём для снижения стоимости разработки и постройки. Секции для груза и пассажиров предполагалось заменить топливными баками для дозаправки основного корабля на орбите в ходе нескольких повторных запусков. Отсутствие дополнительного оборудования уменьшает сухую массу заправщика до 90 т, вместимость топлива увеличивается до 2500 т. Планировалось, что за один раз корабль сможет доставить до 380 т топлива для дозаправки [30]. Планировавшаяся стоимость компонентов системы [30] Ускоритель.
Однако двигатели Super Heavy не отработали, как планировалось, что привело к потере ускорителя. После отделения от первой ступени Starship продолжил полёт в суборбитальной фазе для демонстрации двух систем — повторного запуска двигателей Starship Raptor и перекачки криогенного топлива между баками. Ожидалось, что через 65 минут после запуска Starship приводнится в Индийском океане. SpaceX сообщила о потере прототипа корабля Starship в ходе третьего испытательного полёта.
Первая ступень, или ускоритель Super Heavy, составляет в высоту 70 метров и оснащается 33 двигателями. Верхняя ступень, возведенная для перевозки груза и экипажа по сути, именно она носит название Starship , равняется 50 метрам. В ее активе также находится шесть двигателей, аналогичных таковым на первой ступени. Фото: SpaceX Сами двигатели называются Raptor — они разрабатываются больше десятка лет и уже пережили несколько итераций.
Starship незадолго до запуска в апреле 2023 года Если особо не углубляться в технические подробности, то подобная система считается более перспективной в сравнении с двигателями с газогенераторами открытого цикла. Проще говоря, в «Рапторах» сгорание происходит поэтапно — конструкция сокращает количество расходуемого впустую топлива. Впрочем, использование метана имеет еще одну не самую очевидную подоплеку. Представители SpaceX заявляют, что метан возможно синтезировать на Марсе. Так что заправка Starship для обратного пути на Землю — при условии, что такой полет в относительно недалеком будущем все-таки состоится — с использованием марсианских ресурсов «даст определенный уровень самодостаточности, сделав путешествие более экономически эффективным». Ракета-носитель Super Heavy не менее интересна. Она, судя по характеристикам, будет способна развить максимальную тягу более 70 меганьютонов, что даст возможность поднять на околоземную орбиту 100—150 тонн различных грузов. Это и делает установку «самой мощной в истории»: предыдущий рекордсмен, ракета Saturn V, использовавшаяся для миссий Apollo в 60—70-х годах XX века, таких показателей не достигала.
С помощью огромной 140-метровой «Мехазиллы» — пары стальных рычагов, как бы «вытягивающихся» из пусковой башни. Эти «руки» пока только в будущем должны поймать первую ступень, обеспечив «контролируемое падение».
Дорогой изменений По ходу работы у многофункциональной, полностью многоразовой двухступенчатой сверхтяжелой ракеты-носителя менялось очень и очень многое — форма корпуса, наличие и отсутствие крылышек для управления в атмосфере , количество двигателей для первой и второй ступеней, теплозащита и т. Причем изначально, чтобы Starship пережил вход в атмосферу на обратном пути, предполагалось вообще сделать его корпус композитным. Затем основным материалом стала все же нержавеющая сталь. Еще позже был предложен вариант с охлаждением аппарата при помощи микроотверстий, из которых должно было подаваться топливо, превращающееся в газ пиролиз.
В итоге же остановились на плитке из вспененного кварца по корпусу, как на советском "Буране" и американском Space Shuttle. Какие-то из прототипов будущего Starship были уничтожены во время тестирования прочности баков, какие-то — во время летных испытаний. Из семи испытаний по атмосферному полету без особых повреждений до Земли добрались только два прототипа. При этом над каждой новой попыткой шутили, как казалось, вообще все. Маск же упрямо продолжал идти к своей цели через взрывы, закопченные куски корпусов и поврежденных двигателей. Хронология нештатных запусков ракет-носителей SpaceX Отмечу, что при методе, выбранном Маском, требуется делать как можно более простые и дешевые прототипы, спокойно относиться к их уничтожению и использовать максимум полученной информации для исправления ошибок.
Вместо огромной стартовой площадки, оснащенной газоотводами и спрятанными вглубь земли коммуникациями, компания SpaceX создала небольшой стол или даже скорее нечто напоминающее табуреточку для запуска. И опять же, все это было сделано для удешевления каждого пуска; для того, чтобы иметь возможность провести как можно больше испытаний. Однако в мае 2021 года начался длительный перерыв. Летных испытаний не было, а многие специалисты команды сосредоточились на модернизации и доведении двигателя Raptor 2, предыдущая версия которого была частой причиной аварий. Все дополнительные работы по Starship заняли почти два года — очень много времени ушло на получение лицензии для полета от американского надзорного органа FAA. И вот наконец 20 апреля состоялся запуск.
Авантюра века или «скачок для всего человечества»? Про Starship Илона Маска и полет к Марсу
В SpaceX уже заявляли, что Starship полностью заменит Falcon Heavy. Именно революционный Starship, который одновременно является и второй ступенью ракеты, и космическим кораблём, и спускаемым аппаратом, должен был стать главным инструментом достижения этой цели. Ступень Starship взорвалась, так как сработала система самоликвидации. В целом, этот пуск сверхтяжелой ракеты прошел гораздо удачнее: первая ступень отработала в штатном режиме. Компания SpaceX планирует к концу 2025 года сделать полностью многоразовой космическую систему Starship, которая совмещает в себе корабль и сверхтяжелую ракету-носитель, выполняющую роль ускорителя.
SpaceX достраивает завод для «конвейерного производства» Starship
В марте прошлого года компания SpaceX вертикально посадила прототип космического корабля SpaceX, предназначенный для полетов на Марс, однако корабль взорвался спустя несколько минут после посадки. Подписывайтесь на telegram-канал и группу «ВКонтакте» «Реального времени». Илина Хакимова.
Тем не менее, название менялось несколько раз. С сентября 2016 года по август 2017 года транспортная система, разрабатываемая компанией SpaceX, называлась ITS [32]. В сентябре 2017 года Илон Маск снова назвал последнюю разработку ракетой BFR [33] [34] [34] [11] [35] , что может расшифровываться как Big Falcon Rocket «ракета Большой Фалкон» [36] [37] или Big Fucking Rocket «большая грёбаная ракета» [37] [38]. Предыстория[ править править код ] 6 мая 2002 года при основании компании SpaceX Илон Маск заявил её целью заселение других планет [39].
Все успехи компании на текущий момент являются, по словам Маска, лишь промежуточными шагами в направлении колонизации Марса [40]. Также было объявлено, что SpaceX работает над увеличенной версией двигателя Merlin — Merlin 2, который предназначался для первых ступеней этих ракет. Для верхних ступеней был запланирован двигатель под названием Raptor , в изначальной концепции использовавший топливную пару жидкий водород — жидкий кислород [43] [44] [45]. Теперь Raptor должен был работать на жидком метане и использоваться как на первой, так и на второй ступени [45] [47] [48] [49] , поэтому был увеличен. Проект Merlin 2 был отменён [43]. В 2013 году SpaceX впервые объявила о работе над концепцией транспортной системы на Марс под названием «Mars Colonial Transporter» [50]. Первые испытания компонентов двигателя Raptor начались в 2014 году [51].
Ее высота превышает 120 метров. Она выше любой другой ракеты, когда-либо созданной в мире. К настоящему моменту ракета была запущена трижды, но только один полет - в марте 2024 года - увенчался успехом.
Маск убежден, что это поможет человечеству освоить другие планеты и сделать свою жизнь "мультипланетной". Согласно планам компании -разработчика, космическая система Starship будет универсальной и сможет в разных версиях использоваться для пилотируемых полетов на околоземную орбиту, вывода спутников и осуществления миссий на Луну, Марс, а также к более далеким небесным телам.
SpaceX запустила в космос тяжелейшую ракету в истории
Главная» Новости» Старшип ракета последние новости. Читайте последние новости на сегодня по теме SpaceX. Как отмечал Илон Маск, ракета Starship для третьего полета должна быть готова к запуску через 3-4 недели. Американская компания SpaceX сообщила о потере связи с космическим кораблем Starship в ходе финальной стадии третьего испытательного полета. Starship — разрабатываемая компанией SpaceX многофункциональная, полностью многоразовая двухступенчатая сверхтяжёлая система из ускорителя Super Heavy.
SpaceX больше не летает? Что означает сегодняшняя отмена полёта Starship
Ориентиром стало облачко после подрыва. Но дальше удалось снять видео неуправляемого полёта останков Starship — носовой части с «крылышками» со струями топлива из оторвавшейся части. Съёмка велась до высоты примерно 150 км, что выше условной границы космоса.
Тогда Starship оторвался от стартового стола, поднялся на высоту 39 км, полет продлился 4 минуты… Затем ракета была дистанционно взорвана еще до отделения второй ступени из-за отказа нескольких двигателей. Никто не пострадал, стартовый стол остался неповрежденным. Предыдущая попытка, 17 апреля, была остановлена буквально за несколько секунд до старта: нештатное давление в топливном баке носителя. Почему Starship настолько важен для космической отрасли. Стартовая масса Super Heavy — 3500 т, и эта ступень оснащена 33 метанкислородными двигателями. Напомним, американская ракета Saturn V, которая использовалась для доставки американских астронавтов на Луну в рамках программы «Аполло», имела массу 3000 т.
Таким образом, американцы вплотную приблизились к тому, чтобы иметь два тяжелых носителя, способных доставлять грузы и экипажи на Луну и Марс.
Подробнее о многообещающем звездолете и этапах работы с ним можете узнать в обзоре Hi-Tech Mail. Ранее мы вспомнили все ключевые космические события, которые произошли в 2022 году. Источник: Gizmodo Это тоже интересно:.
От успеха этого пуска для SpaceX зависит очень многое: NASA рассматривает кандидатуру Starship для своих лунных пилотируемых миссий по программе "Артемида". Не говоря уже о том, что главной целью "Звёздного корабля" заявлен Марс. Сейчас корабль то есть верхняя ступень стоит на суборбитальном стартовом столе, его готовят к криогенным испытаниям топливной системы. У него шесть двигателей Raptor 2 на жидком метане и жидком кислороде.
Super Heavy у которого три десятка таких же двигателей находится уже на орбитальном стартовом комплексе, его тоже предстоит испытать. Надо сказать, недавно его пришлось вернуть на производство, чтобы заменить трубу для перекачки метана: она разрушилась во время предыдущих испытаний. Как только обе части космической системы подтвердят свою надёжность, их вместе поставят на так называемую "Мехазиллу" — стартовую башню. Именно с неё Starship и будет взлетать.
А в перспективе она же будет "ловить" возвращающийся сверхтяж. Стартовые комплексы Starbase в Техасе. В декабре 2021-го компания ждала официального разрешения на орбитальный пуск из Бока-Чики. С тех пор выдача этого разрешения всё откладывается.