Новости гештальт подход в психологии

Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Гештальт-психология на службе корпораций. Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы. Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены[1]. Второй сезон подкаста «Гештальт для всех», в первом выпуске которого журналистка Анна Ягода разговаривает с основателем Уральского института гештальта и современной психологии — Михаилом Исуповым и ведущей ключевых программ института.

Мастер-классы

  • Что такое гештальт и как его закрыть
  • На чем основывается метод
  • Основы гештальтпсихологии
  • Гештальт – Что Это Такое В Психологии?
  • Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты

Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами

Психологами доказано, что большая часть наших проблем возникает из-за того, что подлинное осознание реальности как бы подменяется интеллектуальным. Зачастую у нас складываются неверные представления о других: мы что-то ждем от них, сами себе «придумываем» их отношение к окружающему. Наши ложные представления затуманивают реальность и не позволяют нам получить полное удовлетворение от жизни. Если говорить научными словами, то происходит нарушение процесса формирования и разрушения гештальта. Работа гештальт-психолога направлена на достижение ясности сознания у человека: если он будет правильно воспринимать внешнюю и внутреннюю реальность, то сможет быстро и, самое главное, самостоятельно решить все свои проблемы и наслаждаться жизнью.

В процессе терапии человек учится осознавать себя: свои истинные чувства и желания, телесные процессы и мысли. Кроме этого, он начинает правильнее воспринимать окружающий мир и других людей. Гештальт-терапия не дает мгновенного результата, да и она не стремится к этому. Поведение человека не изменится как по взмаху волшебной палочки: новое не придет и не задержится надолго, если нет достаточной осознанности всего, что делаешь и что происходит вокруг.

Результат гештальт-терапии выражается в приобретении способности сознательно выбирать ту или иную модель поведения в зависимости от конкретной ситуации. Жизнь человека, использующего все аспекты своей личности, становится более насыщенной, наполненной. Он не будет страдать от невротических проявлений и не будет подвергаться манипуляциям со стороны других.

После знакомства с этим направлением я пошла в личную терапию к гештальтисту. В процессе, осознавая свои изменения и свой интерес, я приняла решение учиться. Так я стала гештальт-терапевтом. Для меня уникальность этого направления заключается в готовности психолога оставаться с клиентом там, где больше вопросов, чем ответов. Такой специалист не навешивает ярлыки ради собственного спокойствия, а помогает человеку осознавать то, что происходит в его жизни, и находить новые варианты решений.

Гештальт-терапия — это возможность заметить нового себя. Все мы живем в образах старого мира, устаревших картинах реальности, образах детства и с неактуальными установками. Мы часто не замечаем, что меняемся — так и возникает огромная пропасть между тем, что грезится и тем, что есть на самом деле. Человек погружается в растерянность, страдание, усталость и отчаяние. Гештальт-терапия — это способ войти в реальную жизнь, перестать быть образом самого себя. Гештальт-подход можно использовать в индивидуальной и групповой работе. К такому специалисту обращаются с семейными и детскими проблемами, с вопросами по разводу и сексуальности, с расстройствами пищевого поведения, приходят с психосоматикой и онкозаболеваниями. Обычно это зависит от личного интереса специалиста и пройденных специализаций в разных темах.

Мои специализации — это работа с кризисами и травмами, эмоциональные зависимости и длительная терапия личностных расстройств характера. Когда вы захотели не только работать, но и обучать других?

Человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются и этот опыт усваивается, — тогда все три описанных выше вещи личность, ее потребности, цикл контакта представляют собой именно гештальты, то есть целостные, не прерванные, не нарушенные структуры, фигуры, процессы. Но говорят еще и о незавершенных гештальтах. Если что-то в нашей жизни не было закончено удовлетворяющим образом есть незавершенные отношения, ситуации, не осмысленный опыт, нереализованные потребности , то мы, руководимые остаточным напряжением, неосознанно стремимся к завершению: сами того не замечая, организуем себе похожие отношения, воспроизводим прошлый опыт, попадаем в типичные ситуации. Однако это не помогает их завершению, ведь мы действуем привычными способами, и каждый раз эти способы срабатывают а точнее, наоборот, не срабатывают, дают сбой одинаково: мы снова и снова воспроизводим незавершенный гештальт например, каждый раз выбираем ненадежных партнеров, с которыми не складываются отношения, — словом, наступаем на одни и те же грабли. Что мешает человеку успешно удовлетворять свои потребности? Как правило, это нарушения прерывания психологических границ: границы могут отсутствовать или не осознаваться, быть слишком жесткими, быть подвинутыми вовне или вовнутрь — в них как будто имеются бреши, слепые пятна, непроницаемые участки, сдвиги. Тогда и сама структура личности как будто представляет собой нецелостный гештальт. Привычные повторяющиеся способы прерывания называют паттернами — от англ.

Как видно, ряд значений английского слова совпадают с семантикой немецкого «гештальт». И можно сказать, что паттерн — это устойчивый, повторяющийся сломанный гештальт. Задача гештальт-терапии, если коротко, — восстановление гештальтов, и в первую очередь — цикла контакта организма со средой человека с миром , что также предполагает работу с целостностью границ личности и с определением ее потребностей. Личность [1] с ее потребностями [2] и теми процессами, способами взаимодействия, приемами контакта со средой [3], которые она использует для удовлетворения потребностей, — это целостная система ее тоже можно считать гештальтом. И эта система устроена так, что изменения одного из компонентов [1], [2] или [3] ведут за собой изменения в других. Если точкой отсчета в терапии сделать гештальт цикла контакта компонент [3] и обращать внимание на то, как человек организует взаимодействие со средой; найти место, где цикл прерывается, исследовать его, восстановить цикл, — то это ведет к выравниванию личностных границ восстанавливается компонент [1] и осознанию потребностей восстанавливается компонент [2] ; можно пойти и иными путями, сделав точкой отсчета другие гештальты: начать работу с восстановления границ личности или структурирования потребностей — любой из этих путей ведет к налаживанию работы всей системы. Что происходит во время работы? Гештальт-терапия — это «разговорная» терапия, и основное, что происходит, — это диалог между терапевтом и клиентом, в котором исследуются прерывания границ. Особенностью работы является фокус на том, что происходит здесь и сейчас: исследуется, как проблемы из «там и тогда» проявляются и живут в «здесь и теперь» — в общении клиента и терапевта например, как клиент предъявляет проблему, как «живет» в теме; воспроизводит ли свои типичные трудности в общении с терапевтом. В работе возможны эксперименты — специально организованные ситуации, направленные на актуализацию трудностей, прояснение чувств, потребностей, получение и усвоение нового опыта.

Эксперимент может заключаться в просьбе, предложении представить какого-либо человека или себя в определенной ситуации, произнести какую-нибудь фразу, нарисовать что-то и т. Эксперимент в терапии должен быть добровольным обязательно согласие клиента и терапевта и безопасным.

Подсознательно люди тянутся ко всему законченному и незавершенных ситуаций стремятся избегать.

Поэтому недоделанное дело остается в памяти и добавляет беспокойства — теперь вы знаете, почему сериалы часто прерывают на самом интересном месте. Убрать гештальт самостоятельно непросто: к счастью, современные терапевты помогают с этим справиться. Основы и принципы гештальт-терапии Принципы гештальта сформированы в трудах немецкого психолога Фредерика Перлза, основателя гештальт-терапии.

Самое главное — работа не с прошлым, а с настоящим: человеку нужно сосредоточиться на его текущем состоянии, актуальных чувствах и перестать копаться в событиях многолетней давности, чтобы открыть возможность личностного роста. Психотерапевты помогают клиенту выстроить цельную картину своего внутреннего мира, установить взаимосвязь между мыслями и жизненными событиями, осознать свои ощущения — отсюда понятия «осознавания» и «инсайта», на которых стоит вся гештальт-терапия. Очень важен доверительный контакт пациента с терапевтом, только так можно добиться результата — изменить эмоциональную реакцию и поведенческие паттерны.

Помните, что специалист не должен давать оценок и советов, он скорее служит проводником по психике, помогает разобраться в собственных эмоциях и установить контакт с самим собой. Гештальт-терапия полезна всем, но особенно она показана людям со сложным жизненным опытом. В их числе — страдающие от длительной депрессии или стресса, жертвы насилия и психологического, и физического или те, кто потерял близкого человека.

Закрыть гештальт самостоятельно — реально, но в тяжелых случаях лучше обратиться за помощью специалиста. В первую очередь, это касается людей с трудным детством — у них множество незавершенных гештальтов, и человек без специального образования может просто не распутать этот сложный клубок. Методы гештальт-терапии также хорошо подойдут пациентам с проблемами в общении — например, таким, у которых не получается вписаться в коллектив, или тем, кому непросто установить контакт с членами семьи.

Важно знать, что техника гештальт-терапии не универсальна и рассчитана на здоровых людей, а при серьезных психических заболеваниях необходимо обратиться к психиатру. Не путайте понятие гештальтпсихологии с терапией, хотя в обоих случаях руководствуются принципом целостности. Психология изучает восприятие информации, а в терапии эти знания применяются в практических целях — для помощи людям.

Ранее мы рассказывали: Женское счастье: ученые выяснили, чем оно отличается от мужского и как его сохранить Причины появления гештальтов Механизм гештальта — слияние отдельных частей в единое целое. В принципе, гештальтом можно назвать любой цельный объект, составленный из разрозненных элементов. Например, когда мы смотрим на геометрическую фигуру из точек, мы видим квадрат или круг, а не отдельные точки.

Так работает наш мозг: нейроны, выстраивающие цельный образ, реагируют первыми, а детали мы замечаем уже потом.

Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу»

Ольга Лесницкая — Магистр психологии, практикующий психолог, cпециалист в области индивидуального консультирования, гештальт-терапии, системно-феноменологической психотерапии, арт-терапии музыкального направления. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение. Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, президент ОППГП (Общество практикующих психологов Гештальт-подход, ведущий тренер учебных программ и специализаций.

Что такое гештальт и как его наконец закрыть

Другой метафорой нефункциональных психологических границ может служить сравнение их с латами. Представим человека, который надел латы во время войны — тогда они были нужны для защиты, — но после окончания военных действий не смог расстаться с ними из страха быть случайно пораненным, задетым, либо потому, что латы настолько повреждены или проржавели, что уже не снимаются. Оставаясь в рамках этой метафоры, можно сказать, что в терапии клиент совместно с терапевтом чинит и смазывает латы, исследует их, себя и среду: насколько возможно для него в тот или иной период снимать латы совсем, или, например, оставлять нагрудный щит, или только поднимать забрало, и т. Только сам клиент решает, насколько он готов в каждый момент расстаться с латами или их частью, насколько они ему тяжелы и насколько опасно без них, насколько он поранен под ними. Пустой стул используется в экспериментах, направленных на прояснение и усиление чувств, — в том случае, когда клиенту трудно определить, что он чувствует к тому или иному человеку или в связи с какой-то ситуацией. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения.

Терапевт задает эти вопросы, когда наблюдает признаки прерывания контакта когда клиент ничего не чувствует; не знает, что чувствует или не замечает своих чувств; не понимает, чего хочет; не знает, как достичь желаемого, и пр. Как уже говорилось выше, человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются. Однако правда не всегда легко определить, какова моя потребность, чего я хочу и как это можно получить. Понять это помогает обращение не к отдельным сферам своей личности, а ко всем в их взаимосвязи задействовать свою личность целиком, как гештальт — например, не только к мыслям, идеям, оценкам, но и к телу, чувствам, своим способам контакта со средой. Телесные ощущения — ключ к чувствам, эмоциям все эмоции живут в теле, имеют телесное выражение.

Чувства, эмоции — это ключ к потребностям. Терапевт выступает для клиента в роли среды, и клиент получает возможность в безопасной обстановке изучить и свои реакции на среду, и то, как среда реагирует на него. Но рассказывать всё-всё — бесполезно и даже вредно: теряется время, его не хватает ни на что, кроме рассказа и слушания; иногда потребность клиента действительно только в том, чтобы быть безоценочно выслушанным; однако обычно клиент хочет какого-то отклика, реакции, мнения, на которые тоже как-то реагирует, но на рассмотрение этих важных вещей не останется времени, если всю сессию посвятить только подробному рассказу о проблеме. То, как клиент обходится со своими потребностями, как контактирует со средой, чтобы удовлетворить их, — все это можно проследить на примере того, как он контактирует с терапевтом. Отношения с терапевтом — это маленькая модель того, как клиент строит отношения с другими людьми, и свои паттерны он обычно воспроизводит не только в жизни, но и в терапии.

Например, клиент приходит работать над проблемой ответственности: не может определить границы своей ответственности в близких или деловых отношениях, берет больше или меньше ответственности, чем ему нужно. Эта же проблема будет воспроизводиться и в его отношениях с терапевтом: клиент будет пытаться переложить на терапевта всю ответственность за свое продвижение в терапии или, напротив, не замечать, не признавать ответственности терапевта и т. И если проследить и решить эту проблему на примере клиент-терапевтических отношений, то клиент научится решать проблему ответственности и в других своих отношениях. Получается, что мозаика проблемы обычно состоит из паттернов — повторяющихся элементов орнамента.

Индивид всегда находится в определенном контексте, в какой-либо окружающей среде.

С одной стороны, он противопоставляет себя ей, а с другой, нуждается в ней и является ее частью. Лишь через обмен с этой средой удовлетворяются потребности человека, достигается удовлетворительный способ жить. Обмен является основой и сущностью жизни. Он может обеспечиваться только благодаря процессу контакта. Определение 3 Контакт представляет собой процесс взаимодействия, взаимного функционирования, обмена индивида организма с окружающей средой.

Это процесс соприкосновения с другими, отличными от индивида. Не любое взаимодействие считается контактом.

Основной принцип гештальт-терапии — рассмотрение человека как целостного субъекта: специалист наблюдает его мысли, эмоции, чувства и физические ощущения как взаимосвязанные между собой элементы. Этим гештальт-терапия и отличается от других направлений психотерапии, где чаще делается акцент на чём-то одном. Например, в психоанализе идёт работа с сексуальной энергией. Считается, что это основа, которая по-разному сублимируется. В когнитивной или когнитивно-поведенческой психотерапии специалист обращает внимание на мысли и поведение человека. С осознанным человеком, который в целом очень хорошо всё про себя понимает, гештальтист будет работать в сторону усиления его чувств: замечания эмоций, отслеживания телесных реакций. Если клиент хорошо разбирается в своей эмоциональной жизни, важно будет уравновесить его осознание когнитивными процессами.

Например, замечать, как эти эмоции проживаются или блокируются телом. Таким образом внутренняя жизнь человека достигает большего баланса, появляется возможность большей гибкости в принятии решений и проявления себя, а следовательно, повышается адаптивность. Читайте также: Когнитивно-поведенческая терапия — что такое, объясняем простыми словами С какими проблемами люди приходят к гештальт-терапевтам? Самые распространённые запросы: тревога, страх, ощущение небезопасности, вопросы неудовлетворённости собственной жизнью, состояния, близкие к депрессии, невозможность построить отношения и продвинуться по карьерной лестнице. В гештальт-подходе выделяют три уровня потребностей, в которых человек чувствует нестабильность: Самая базовая — потребность в безопасности. При запросе человек может говорить, что ему страшно, тревожно, он находится в состоянии неопределённости. Второй уровень — потребность в принятии. Она звучит так: «У меня не получается выстраивать отношения». Или «Меня никто не любит».

Или: «Как построить отношения, чтобы они меня удовлетворяли? Здесь могут быть запросы о преодолении финансового барьера или поиске новой профессии. Читайте также: Профориентация для взрослых: как найти призвание Какие приёмы использует гештальт-терапевт? В гештальте специалисты работают в диалоговом подходе, когда терапевт и клиент общаются как субъект с субъектом. Такие отношения предполагают некоторое равенство и замечание индивидуальности друг друга. Это важно для доверительной и надёжной коммуникации. Помимо техники пустого стула, о которой мы рассказали выше, существует техника диалога полярностей.

Отзывы и комментарии Психологию, как систему жизненных явлений, знает, пожалуй, каждый, а вот как систему проверенных знаний — знают немногие, и то те, кто специально ею занимается, решая всевозможные научные и практические задачи.

Термин «психология» впервые в научном употреблении появился в ХVI веке, и обозначал особую науку, которая занималась изучением душевных и психических явлений. В XVII — XIX веках, сфера исследований психологов значительно расширилась и охватила неосознаваемые психические процессы бессознательное и детальность человека. Изучая психологию и поведение людей, ученые продолжают искать их объяснения, как в биологической природе человека, так и в его индивидуальном опыте. Что такое гештальтпсихология? Гештальтпсихология нем. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Гештальтпсихология — это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» гештальт — целостная форма , суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания структурная психология на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека. Школа гештальтпсихологии Школа гештальтпсихологии ведет свое начало родословную от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера — «фи — феномена», суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы — стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей две прямые линии путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее: Если интервал велик — испытуемый воспринимает линии последовательно Очень короткий интервал — линии воспринимаются одновременно Оптимальный интервал около 60 миллисекунд — создается восприятие движения глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно При оптимальном временном интервале — испытуемый воспринимал только чистое движение осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии — это явление и получило название «фи-феномен». Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год. Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия.

Вертгеймер 1880 -1943 — родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах — Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе — в Вюрцбурге получил в 1904 году ученую степень доктора философии. Летом 1910 года переезжает во Франкфурт — на — Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения. Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения. Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году.

А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление», в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации. Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка 1886 — 1941. Родился К. Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К. Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году — получил докторскую степень.

В 1910 году — плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований. В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития», посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина.

Что такое гештальт в психологии

гештальт терапия это в психологии. Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Гештальт-психология на службе корпораций. Гештальтпсихология – это немецкая научная школа психологии. Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход.

Возникновение и развитие школы гештальт-психологии

  • Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта
  • Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта
  • Примеры незакрытых гештальтов в отношениях
  • Примеры незакрытых гештальтов в отношениях
  • Как работает гештальттерапия
  • Отзывы о НЦРДО

Что такое гештальт-терапия, и как она работает?

Статья автора «ИСТиК» в Дзене: Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и онлайн-школы «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился своим профессиональным видением гештальт-подхода в психологии. Ольга Лесницкая — Магистр психологии, практикующий психолог, cпециалист в области индивидуального консультирования, гештальт-терапии, системно-феноменологической психотерапии, арт-терапии музыкального направления. Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы. Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе. Здоровье в гештальт-терапии — это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции как в физическом, так и психологическом аспектах. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке.

Мифы и реальность в методах гештальт-терапии

А не просто «все обо всем». Откровенность — обязательна, если хотите получить результат. Но не биография от А до Я. Хотите на практике развеять все мифы о гештальт-терапии? Увидеть пользу метода?

Люди порой не справляются с этим: кто-то начинает шутить, кто-то скатывается в грубости, в зависимости от контекста. Так вот одна из профессиональных компетенций гештальт-терапевта — это умение выдерживать это напряжение и оставаться в контакте с человеком, несмотря ни на что. Зачастую первые несколько встреч человек много и быстро говорит. Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство. Это один из признаков напряжения. Новая ситуация, он в растерянности, не очень понимает, что от него требуется… В таком состоянии встретиться по-настоящему практически невозможно.

Терапевт терпеливо ждёт. Но спустя время темп замедляется, и появляется возможность для контакта. Задача терапевта — не закидывать клиента вопросами, оставаться с ним рядом, дождаться этой возможности. Практически все гештальт-терапевты, которых я знаю, хорошо владеют этим навыком. Стиль работы гештальт-терапевта я бы назвала словами одного моего учителя, Владимира Филлипенко: доброжелательное безразличие. Это про безоценочность.

Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека. И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно. И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»? Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление.

И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать. Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать. Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки. Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии. Во-вторых, в программе есть дисциплина «Основы психологического консультирования», которая даст представление о том, из чего состоит и как выглядит такое консультирование.

Все преподаватели на программе — профессионалы с большим опытом практической работы. Студенты точно про себя очень многое поймут. Ведь помимо условно теоретической части, которая дает понимание, что такое гештальт-терапия, как она работает, есть еще терапевтическая группа — место, в котором человек, знакомясь и взаимодействуя с членами группы, проживает и узнает себя через призму других людей. Эта программа поможет психологическому росту. Но в том случае, если у человека есть мотивация расти. Если другие лекционные и практические занятия можно посмотреть в записи, то терапевтическая группа проходит без записи для сохранения конфиденциальности происходящего в ней.

Если человек много пропускает, если у него много сопротивления и он никак не хочет его преодолевать, тогда эффективность обучения будет ниже, чем для других. Потому что гештальт-терапия — терапия, которая делает человека свободным и ответственным одновременно. А это освобождает от тех социальных условностей и внутренних барьеров, которые есть у подавляющего большинства и которые ограничивают нас в развитии. Расскажите, кто вместе с Вами будет создавать процесс обучения? И опираясь именно на эту идею, я приглашала преподавателей. Подавляющее большинство из них — люди, которых я знаю лично.

Я видела, как они работают, наблюдала за их ростом. Часть людей — те, с кем я встречалась, может быть, вскользь, но они меня чем-то зацепили и поразили как профессионалы. На наших общих собраниях складывается очень теплая и веселая атмосфера. И точно есть связь между дисциплинами через преподавателей. Процесс обучения выстроен логично, как бы по спирали. Мы начинаем с истории терапии, параллельно подключается дисциплина «Консультирование», чтобы каждый студент освежил в памяти либо узнал основные моменты по этой теме.

Далее говорим про современное состояние гештальт-терапии, что тоже важно для построения профессиональной позиции консультанта в гештальт-подходе. Мы будем изучать базовые понятия и принципы гештальт-терапии, профессиональную этику. И постепенно выйдем на ознакомление с узкими направлениями. Будем говорить про работу с травмой, кризисами, использование творческих методов, рассматривать, как работает гештальт-терапия с семьей, с детьми и так далее. Меня очень радует, что преподаватели готовы сотрудничать и взаимодействовать. Мы договорились, что, если какие-то интересные студентам темы будут всплывать в одной дисциплине, то другие преподаватели в своих курсах тоже каким-то образом коснутся их.

За счет командной работы мы будем иметь целостную картину. Я с огромным вдохновением жду начала программы. Все, что будет подниматься в теоретической части, будет так или иначе отрабатываться в терапевтической группе. Это тоже практика. Через активные методы обучения, дискуссии, обсуждение кейсов, анализ видео- или аудиоматериалов у нас получится собрать этот кубик Рубика. Возможность получить современные знания и опыт в удобное для себя время.

Вы можете расположиться в комфортной локации и погрузиться в контакт со студентами и преподавателями, никуда не мчась, не опаздывая. Широкая география участников процесса — это тоже ценно.

Гештальт-терапевты много внимания уделяют физиологическим проявлениям клиента и его психолингвистике: речевые обороты, странные интонации, язык тела. Фиксируя эти феномены в себе, клиент развивает самонаблюдение и начинает лучше осознавать сценарии поведения, устанавливает контакт с собой, с собственным телом и перестаёт испытывать напряжение от тревожащих его ситуаций. Это своего рода психотерапевтическая репетиция полного присутствия в моменте. Новый опыт восприятия себя и даёт толчок к изменениям. Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта.

Она ставит тело с его движениями и чувствами на тот же уровень, что и душу с ее абстрактным мышлением и вербальными символами». Чего ждать от терапевта? Гештальт — одно из гуманистических направлений, поэтому терапевт здесь не выступает экспертом в чувствах клиентах, он скорее подбирает подходящую оптику для того, чтобы человек мог взглянуть на ситуацию под другим углом. Клиент и терапевт вместе исследуют то, что возникает в терапевтическом пространстве — и это не только чувства клиента, но и непосредственные реакции терапевта. Гештальт-терапевт делится собственным откликом на рассказ клиента, и это помогает клиенту лучше осознавать не проговоренные чувства. Например, клиент жалуется на то, что его игнорируют другие люди, они воспринимают его формально и не включённо.

Гештальттерапия — метод без четкой структуры: нет универсального алгоритма, по которому работает психотерапевт. В его взаимодействии с клиентом много спонтанности. Одним людям такой формат подходит. Другие же чувствуют себя некомфортно. Им может быть сложно активно участвовать в процессе, чего требуют неструктурированные методы, и легче следовать инструкции. Или же им важно, чтобы цели и техники психотерапии были четкими. Людям с тяжелыми психическими расстройствами, например шизофренией и биполярным расстройством, больше подходит психотерапия с четкой структурой, например когнитивно-поведенческая. В том числе и потому, что работа с гештальттерапевтом способна вызывать сильные эмоции — и человек должен быть в силах с ними справиться.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий