В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой. Люди в блокадном Ленинграде были, фактически, отрезаны от страны. Спокойный или частый в часы тревог и обстрелов, ленинградский метроном стал символом блокадного, но не сломленного Ленинграда.
Что означал звук метронома в блокадном Ленинграде?
В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Ленинград, Блокада, Блокада Ленинграда, Вещание, Радио, Радиостанция, Великая Отечественная война, Чтобы помнили, Длиннопост. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Одним из символов ленинградской блокады является звук метронома.
«Блокадный метроном»
Сама "смотрительница" метронома - из легендарной семьи: её родные воевали на Ленинградском фронте и встретили Победу, а младший брат - погиб под Сталинградом. В стороне от парадных подъездов Таких долгожителей немного, но они есть, и их судьбы - яркие штрихи к тому, что тогда происходило. Накануне 70-летнего юбилея полного освобождения Ленинграда от блокады Елизавете Курбатовой - прапрабабушке Лизе - исполнилось сто лет. Собрались все - дети, внуки, правнуки и праправнуки.
Иные приехали из других городов. У неё две дочери, четверо внуков, восемь правнуков и два праправнука. В одном из домов Каменноостровского проспекта на Петроградской стороне она живет с одной из своих дочерей и зятем - Евгенией и Евгением Яковлевыми и своим правнуком - Никитой.
Однажды близкие попросили её написать о себе то, что помнит. Начала, потом забросила, есть среди страниц - записи о блокаде. К юбилею правнучка подготовила альбом монографию , в котором - старые семейные снимки.
Её родители - мои дедушка и бабушка поженились в 1913 году, а уже в январе 1914 года родилась мама. Но тогда в регистрационную книгу не сразу записывали дату рождения детей. Когда месяца через два стали записывать, точной даты не вспомнили, записали 15 число - думаю, если ошиблись, то не намного".
В двадцатом году родились брат и сестра Лизы, двойняшки - Лева и Элеонора, а в двадцать шестом - младший - Саша. Когда началась война, Саша был подростком. На фронт попал, когда шла битва под Сталинградом.
Оттуда от него пришло одно письмо о том, что он в госпитале - легко ранен. Родных он просил не беспокоиться, писал, что всё будет хорошо. Больше писем от него не было.
Пришла похоронка. Воспоминаний детства у бабушки Лизы немного. Её мама Полина не гнушалась любой работы: стирала, пекла хлеб, растила птицу и поросят.
Елизавета помнит, как брала в ладошки крохотных гусят - одно время мама выращивала их и продавала. А у деда была специальная установка для изготовления газировки, которая тоже пользовалась большим спросом... Самое яркое воспоминание детства - сильнейший пожар в городе.
Тогда Лизе было шесть лет. Ветер гнал огонь по одной стороне широкой улицы, где стоял их дом, который сгорел полностью. Лизина мама поставила дочку в сквере рядом с коляской - в ней были брат и сестра - близнецы, и сказала: "Не отходи"...
В 1931 году поступила в ПТУ, и потом работала на Центральном телефонном узле монтером. Трудовых книжек тогда не было, но сохранились справки, в которых указаны даты и квалификация. Перед войной работала на фабрике грампластинок, училась на вечерних подготовительных курсах и поступила в Энерготехникум, который находился на 8-й линии Васильевского острова, рядом с набережной.
В 1941 году училась на четвертом курсе. Когда началась война, техникум эвакуировали. Она осталась, и для того чтобы закончить учёбу, перешла в техникум связи, свидетельство об окончании которого получила в тяжелейшем 1942 году.
Сохранился снимок, на котором она с однокурсниками и преподавателем. Среди ровесников - подруга Женя, с которой она потом всю жизнь дружила, до самой Жениной смерти - вместе во время блокады работали на радио. Уйти на фронт, чтобы выжить Подруга дружила с молодым человеком Серёжей, который учился на два курса старше.
Он один раз зашел в их группу, второй раз зашел, и ему приглянулась Лиза. Закончилось это тем, что на самом пороге Второй мировой войны, 4 сентября 1939 года они поженились. Отметили это событие скромно.
В кинотеатре "Октябрь" был ресторан, куда пришли с его мамой. А 7 числа Сергея уже взяли в армию.
Почему метроном, а не сирена? Он был выбран, чтобы не травмировать воем сирен и без того обессилевших граждан Ленинграда. Его звук означал, что ты еще жив. Жив Ленинград!
Это помогало не наталкиваться друг на друга на улицах в темное время суток. Он начал работу над симфонией еще в 1939 году, а закончил в декабре 1941-го, находясь в эвакуации в Куйбышеве Самаре. Там же состоялась ее премьера — играл оркестр Большого театра. В оркестр Ленинградского радиокомитета к тому времени серьезно не хватало людей, поэтому пришлось привлечь музыкантов из воинских частей.
Сыграли при полном зале городской филармонии, а благодаря трансляции через громкоговорители музыку могли услышать все вокруг. Трамваи С началом блокады из-за перебоев с электричеством и разрушений в Ленинграде постепенно остановилось трамвайное движение. Однако уже 15 апреля вновь запустили первые шесть маршрутов. Трамваи доставляли людей на работу и домой, сыграли большую роль в эвакуации и стали еще одним символом того, что город жив. Летом по воде гнали баржи, а зимой по льду шли машины и орудия. За полтора года с сентября 1941-го по март 1943 года по ней переправили более 1,6 млн тонн грузов, а из города эвакуировали свыше 1,3 млн человек. Однако была еще Малая дорога жизни — по поверхности Финского залива. Кошки Пушистые питомцы помогали ленинградцам во многом — они могли предсказывать налеты и обстрелы, предупреждая хозяев своим поведением, и, конечно, боролись с вредителями.
Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность. У трансляции метронома было и техническое значение. Во-первых, этот звук передавали, чтобы проверить, есть ли связь. Во-вторых, он был нужен, чтобы предупредить население о авианалетах и обстрелах. Значение 50 ударов в минуту означало, что можно не волноваться, и сейчас все спокойно. А вот 150 ударов в минуту не только звучали слишком быстро и тревожно, но и предупреждали о налетах. Образ метронома выступает не только как главная отличительная деталь блокады, но и как нечто священное, неприкосновенное. Радио, посредством неумолчного стука метронома, связывало людей, даже когда замолкал голос диктора. Они вспомнили о том, что 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от фашистской блокады, выразили восхищение подвигом ленинградцев и почтили память павших защитников и жителей блокадного города.
Почему в блокадном Ленинграде постоянно звучал метроном?
Одним из символов ленинградской блокады является звук метронома. Ленинград, Блокада, Блокада Ленинграда, Вещание, Радио, Радиостанция, Великая Отечественная война, Чтобы помнили, Длиннопост. #МузейШколаГрота В видеоролике экскурсовод музея истории школы-интерната №1 им.К.К. Грота Санкт-Петербурга Александр Шлапак рассказывает о символе ленингра.
Радио блокадного Ленинграда
Слышал я о том, что в блокадном Ленинграде, в то время когда по радио не было никаких трансляций, передавали удары метронома. Все, кто пережил блокаду Ленинграда, хорошо помнят, насколько велика была в те годы роль радиоточки, когда своевременное оповещение об опасности спасало жизнь многим ленинградцам. Включение метронома в блокадном Ленинграде было одной из форм противостояния врагу и укрепления морального духа горожан. метроном в блокадном ленинграде для чего включали. Что означал звук метронома. Метроном в блокадном Ленинграде был не только простым музыкальным инструментом, но и сильным символом выживания и настойчивости.
Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном в эфире на радио
Также метроном помогал людям сохранять выдержку и устойчивость, а также служил напоминанием о преодолении трудностей. Таким образом, включение метронома в блокадном Ленинграде имело важное значение для людей, помогая им контролировать время, сохранять ритм и не забывать о надежде в самые трудные моменты. Метроном стал символом борьбы и выносливости, а его звук — звуком непоколебимой воли и живой надежды на лучшее будущее. Стремление к нормальной жизни Одной из основных причин включения метронома в блокадном Ленинграде было стремление к нормальной жизни. Даже в условиях тяжелейшей блокады, жители Ленинграда пытались сохранить свою нормальность и нормализовать свою жизнь.
Метроном был символом жизни, ритма и надежды на будущее. Метроном позволял сохранять определенную организацию и дисциплину в трудовом процессе. Регулярный и ритмичный звук метронома помогал поддерживать рабочий дух и мотивацию, несмотря на тяжелые условия блокады. Он помогал людям держаться и не сдаваться.
Кроме того, метроном имел значение не только в сфере работы и труда, но и в культурной сфере. Музыка, танцы и различные виды искусства были важной частью жизни ленинградцев. Метроном помогал сохранять и укреплять духовные ценности, чувство прекрасного и надежду на лучшее будущее. Стремление к нормальной жизни было своеобразным протестом против врага, который пытался сломить дух и волю жителей Ленинграда.
Метроном стал символом сопротивления и непоколебимости духа, которые помогли выжить и преодолеть самую страшную блокаду в истории города. Поддержание морального духа Одной из основных причин включения метронома в блокадном Ленинграде было поддержание морального духа населения. Во время блокады город был полностью отрезан от внешнего мира и оказался в полном изоляции. Народ ощущал постоянные угрозы голода, бомбежек и смерти, а также физическую и психологическую изнуренность.
Метроном становился символом жизни, надежды и упорства. Звук его постоянных ударов создавал ровный и стойкий ритм, который напоминал о необходимости продолжать бороться и не сдаваться. Это помогало людям сохранять оптимизм, внутреннюю силу и веру в то, что им удастся пережить трудности. Блокадники включали метроном в различных местах города — в квартирах, на работе, в больницах, в театрах.
Это создавало единый ритм и связывало всех жителей Ленинграда, давая им ощущение солидарности и взаимоподдержки. Метроном становился символом выживания и способом поддерживать моральное равновесие даже в самые тяжелые моменты блокады. Кроме того, метроном помогал сохранить самоорганизацию горожан.
Не дремлет город осажденный. Образ блокадного метронома в художественной литературе В. Азаров «Сердце Ленинграда» Слайд 7 «Даже если радио не говорило, а только стучал метроном — и то было легче: это означало, что город жив, что сердце его бьется». Слова: М.
Матусовский Образ блокадного метронома в художественной литературе Слайд 9 Метроном стал «сердцем» города, которое билось в такт с сердцами своих горожан. Он вошел в историю блокады Ленинграда, как культурный памятник сопротивления населения.
Оповещение ленинградцев. Блокадный громкоговоритель. Громкоговоритель Ленинград.
Радио в блокаду. Метроном Павлова. Метроном механический деревянный. Метроном СССР механический. Маятник метроном Менделеева.
Метроном Вундта. Метроном Zimmermann. Метроном Beyer. Символы блокадного Ленинграда. Блокада ленинградасимвод.
Репродуктор Левитана. Город жил блокадного Ленинграда. Блокадный театр в блокаду Ленинграда. Ленинградское радио в годы блокады. Объявление войны.
Метроном старинный. Музыкальный метроном. Стихи о блокаде. Схема механического метронома. Строение метронома.
Метроном Мельцеля. Вундт метроном. Первые месяцы блокады Ленинграда.
Жуковым в архивы, а бывший командующий Ленинградским фронтом К. Ворошилов вылетел в ставку верховного главнокомандующего в Москву.
Новое командование Ленинградским и Волховским фронтами искали методы уничтожения живой силы и техники врага. Стоит только вспомнить, что одна из первых радиолокационных станций, созданная при участии ленинградских ученых, своевременно зафиксировала и оповестила 21 сентября о звездном налете 386 бомбардировщиков фашистов на город для уничтожения кораблей Балтийского флота. Флот был спасен, а фашисты за три дня налетов потеряли 78 своих бомбардировщиков. Через три месяца ленинградские ученые смогли создать в штабе ПВО фронта круговые индикаторы оценки воздушной обстановки. Теперь операторам РЛС не требовалось оценивать интенсивность налетов и считать фашистские самолеты в воздушном пространстве города.
Эту задачу стали выполнять уже офицеры ПВО. В Ленинграде с 1925 года действовала проводная радиосвязь. В квартирах ленинградцев работали репродукторы, по которым жители города могли слушать радиопередачи. Также были установлены репродукторы и на зданиях города. Но с наступлением фашистов городская радиосеть из-за повреждений работала с перебоями.
Широковещательная радиостанция «РВ-53», работавшая в длинноволновом диапазоне волн была разбита в результате артиллерийского обстрела фашистов. Станция находилась в районе Колпино, и в сентябре фронт проходил уже не более чем в трёхстах метрах от нее. Руководство города и командование фронта решили восстановить эту радиостанцию. В соответствии с распоряжением Военного совета Ленинградского фронта от 30 июня 1942 года работу поручалась выполнить заводу «Коминтерн» и 18 Отдельному восстановительному отряду связи 180В0С. Требовалось оперативно демонтировать и вывезти сохранившееся оборудование станции «РВ-53» в безопасное место.
Бойцы отряда и специалисты НИИ работали на разрушенной станции «РВ-53» только ночью, остерегались прицельного обстрела фашистов.
Блокада Ленинграда: длительность, последствия, особенности
- Зачем в блокадном ленинграде был метроном? - Ответ найден!
- Почему в блокадном Ленинграде постоянно звучал метроном? |
- Метроном символ блокадного ленинграда
- Роль метронома в блокаде Ленинграда
Что такое Ленинградский метроном?
Блокадный метроном метроном. Блокада Ленинграда радио метроном. Ленинградский метроном блокада репродуктор. Стук метронома в блокадном Ленинграде. Радио в блокадном Ленинграде. Символы блокадного Ленинграда. Символ блокады Ленинграда. Символы Ленинградской блокады.
Блокада Ленинграда репродуктор. Метроном темп 69. СРВ метроном 200. Блокадный метроном. Ленинградский метроном. Метроном блокада. Репродуктор в блокадном Ленинграде.
Блокада ленинградасимвод. Громкоговорители в блокадном Ленинграде. Система оповещения в блокадном Ленинграде. Метроном старинный. Музыкальный метроном. Репродуктор блокадный Ленинград громкоговоритель. Метроном Ленинграда.
Метроном Feiyan.
Сеть из 33 опорно-усилительных станций к 1941 году обслуживало 1140 человек. Как в начале блокады обустраивали радио в Ленинграде Еще по теме «Увозили по 15 машин, наполненных трупами»: 97-летняя защитница Ленинграда рассказала, как выстоял город «Мало какие службы в Ленинграде были готовы к блокаде. Потому что никто не ожидал, что город Ленина, город трех революций ждет такая страшная судьба. Поэтому городская инфраструктура поддерживалась и местами даже создавалась в экстремальных условиях», — рассказывает «ФедералПресс» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Борис Ковалев. Когда нацисты блокировали Ленинград, большая часть линий связи и антенного хозяйства в городе и рядом с ним была разрушена. Поэтому радиосистема осажденной Северной столицы стала автономной. Связь с Москвой, другими частями страны и союзными государствами могла осуществляться только по эфиру. Тарасов и главный инженер Н.
В первый месяц блокады по их решению было построено 10 км высоковольтных фидеров — что позволило создать широкие возможности для маневра в работе радиоточек и громкоговорителей. Радио же было общедоступно и оперативно. Особенно ценной для жителей была информация о победах, репортажи о ситуациях на фронте. Музыка очень поддерживала Ленинград, а голосом блокадного города была Ольга Берггольц», — подчеркивает Ковалев. Роль радиоточки и уличных громкоговорителей в жизни горожан в блокадном городе была чересчур велика. Ведь своевременное оповещение спасало от бомбежек многих ленинградцев. Во время обстрелов сигнальная система прерывала вещание программы по радио, далее включался электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги. Тысяча громкоговорителей и 400 тыс. После грамзаписи начинал звучать метроном с учащенным темпом 160—180 ударов в минуту.
Когда бомбардировка прекращалась, то электропроигрыватели звучали вновь с сигналом об окончании тревоги и фанфарами. Темп метронома после этого замедлялся до 50—55 ударов в минуту.
Немцы блокировали Ленинград вынужденно, так как после переброски части войск группы армии "Север" на Московское направление, сил на захват города было недостаточно. Немецкий генерал-фельдмаршал - Рихтер фон Лееб - который в 1941-ом году был командующим группой армии "Север", был крайне недоволен тем, что часть своих войск, преимущественно танковые части, он был вынужден передать группе армии "Центр", которая двигалась на Москву. Произошло это по причине жесткого сопротивления Красной Армии, которое не рассчитали немцы. Блокадный Ленинград Блокадный Ленинград Но ленинградцы были настоящими героями, которые напрочь отказались сдать свой город врагу и находились в блокаде более восьмисот дней. Уже через месяц после начала блокады города, в нем стали заканчиваться продукты питания и близился страшный голод. Все это сопровождалось нескончаемыми налетами немецкой авиации, которые подвергали голод бомбардировке с воздуха. В Ленинграде оставалось на тот момент много известных советских людей, в том числе и Шостакович, который написал свою знаменитую "Ленинградскую" симфонию, которая стало прямой ассоциацией с блокадным Ленинградом.
Но помимо музыки, с блокадным Ленинградом так же ассоциируется и звук метронома, который, кстати говоря, и звучит в той самой "Ленинградской симфонии" Шостаковича.
Блокада Ленинграда продолжалась до 18 января 1943 года — этот день сейчас называют днем прорыва кольца, когда в ходе операции «Искра» советские войска освободили Шлиссельбург от гитлеровцев. Но полное освобождение города от блокады произошло только через год с небольшим — 27 января 1944. Репортаж с празднования ленинградского Дня Победы сделал всё тот же репортер Лазарь Маграчев. Это был единственный за всю историю Великой Отечественной салют, который прошел не в Москве. Сейчас звуковой архив получает новый статус и переезжает в специальное хранилище государственного архива. Записи будут оцифрованы и выложены в свободный доступ, чтобы звуки блокадного города вновь и вновь возвращали нас в то страшное, стремительное и величественное время, когда окруженный врагом город выжил и победил. Но за это время украинские элиты, тупые-тупые, но они тоже что-то увидели. Они за это время увидели своего друга Саакашвили.
Хорошо, когда ты на него смотришь издалека, и он тебе рассказывает, как его холят и лелеют США. А когда ты видишь, что его практически выбросили на помойку, а потом еще списали в утиль и сдали его врагам в Грузии. Появляется информация о новом вирусе, и все эти Pfizer, AstraZeneca и все остальные, которые говорили, что они спасут мир и не нужен им «Спутник V». И вдруг оказывается, что они не работают против этого штамма или работают, но не так. Три триллиона денег из этого пузыря фондовых активов в мире исчезло за три секунды. Они хотят нас развести с Китаем. Простейшая конструкция. Но если вы хотите действительно каких-то соглашений, то нужен компромисс. Американская политическая культура компромисс исключает, то есть моё — это моё, про твоё — мы поговорим.
Ровно эта формула. Но есть ситуация, при которой компромисс с ними возможен — когда он построен на реальной силе.
Метроном во время блокады Ленинграда: зачем?
Расскажем подробно об Метроном в блокадном ленинграде для чего включали: Живое биение сердца Ленинграда. "Ленинградский метроном" (Блокада Ленинграда). Голос за кадром. действовало распряжение МПВО, по которому во всех домах должны работать транзисторы и радиоприемники, а на улицах - системы оповещения граждан.
Что означал звук метронома в блокадном Ленинграде?
В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда. В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый ритм. Все, кто пережил блокаду Ленинграда, хорошо помнят, насколько велика была в те годы роль радиоточки, когда своевременное оповещение об опасности спасало жизнь многим ленинградцам. Зачем в ленинграде включали метроном. Блокада Ленинграда метроном. В блокадном Ленинграде метрономы получили другое назначение — использовались в повседневной жизни горожан. Метроном не умолкает, Метроном не умолкает, Будто все сердца погибших И сегодня в нём стучат.
Что означал звук метронома в блокадном Ленинграде?
Каждый раз по приказу штаба МПВО дежурный Центральной усилительной станции Ленинградской городской радиотрансляционной сети прерывал вещание программы, включал электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги, и тогда более тысячи громкоговорителей и 400 тысяч радиоточек разносили над городом вой сирены и речевой сигнал. Эту «симфонию» дополняли 400 мощных электросирен. После включался метроном с учащенным ритмом 160-180 тактов в минуту. Эту идею предложил инженер Георгий Дорофеев. Так метроном стал символом борьбы Ленинграда. Вот уже почти 90 лет предприятие обеспечивает трансляцию проводного радиовещания.
Глазнаж О. Врервые его использовали как источник звука случайно. Потом звук метронома стал предупреждением о воздушном нападении. Алексей П: В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то это нужно и дальше держаться и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность. Александр Щукин: Чтобы врачи могли проверить пульс.
Председатель: Ещё в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Служит как вспомогательный прибор для установления точного ритма в музыкальном произведении.
Тамара Новикова Однажды хлеба в магазинах не было три дня. Это было жуткое дело. Очереди стояли вот при этом морозе жутком и днем, и ночью. И я стоял в очереди. Это было очень тяжело. Юрий Александров Самая близкая к нам булочная была на углу 2-ой Советской и Суворовского. Приходишь за хлебом, ждешь.
А его нет, и нет, и нет, и нет, и нет. Холодрыга такая, ой, прямо невозможно. Пойти греться? Боишься очередь потерять. На руке писали номер очереди. И так бегали: то погреемся, то опять в очередь. А потом объявляют: «Сегодня хлеба не будет! Умерли во дворе все ребята моего возраста. Осталась только одна девочка и я.
И вдруг споткнулся, упал и свалился, я подбегаю к нему, говорю: «Дяденька, давайте я вас подниму, давайте я вас подниму, дяденька». Дяденька лежит, глаза открытые. Подходит ко мне женщина и говорит: «Отойди от него, девочка! Он умер». Как он умер? Вот же у него глаза открытые. Был такой момент, когда я видела — на канале Грибоедова лежит завернутый в одеяльце ребенок. И я опять кричу: «Ребенок упал, ребенок упал! Папа мне утром говорит: «Доченька, а ты меня угостишь?
И мама ушла за этим пайком. Ну вот, мама пришла, говорит: «Сейчас будем чай пить». А он спал на диване так, у него ноги мерзли, у буржуйки. Вдруг он сбрасывает одеяло, говорит: «Господи, когда это кончится, эта блокада? Я больше не могу». И снова накрылся им. Мама сделала чай — он уже был мертвый. У нас была такая общая комната, там гости приходили, собирались. И вот в этой комнате мы его поставили.
И я каждый день ходила к нему как бы говорить ему: «Доброе утро». Потом мы с мамой приволокли фанеру, и мама сама сделала гроб. И мы похоронили его на Серафимовском кладбище. Евгения Голубева Мой дедушка умер в день, когда в Ленинграде снова пошли трамваи, — 15 апреля 1942 года. Вот такое совпадение было. И радостный день, и тяжелый день. И хотя к этому времени я видел уже очень много покойников и на улице, и на своей темной лестнице. Но вот в нашей семье это был первый, и поэтому он воспринимался, конечно, особенно тяжело, к тому же я очень любил дедушку. Он был веселый, добрый, выдумщик.
Это была первая потеря, тяжелая потеря. Даже в эту страшную зиму работал трест «Похоронное дело». Он, конечно, не мог обеспечить гробами, но там можно было заказать автобус или машину, чтобы отвезти на кладбище. И вот мама заказала там автобус. И мы отвезли дедушку на большое Охтинское кладбище, похоронили. Вернулись, и мама сразу же легла на кровать. Сняла пальто, и больше не раздеваясь, легла на кровать, а я сел на диван напротив, взял книгу «Пятнадцатилетний капитан», чтобы читать. Но мне не читалось, перед глазами стояла могила дедушкина. Они тихо отдавали свою жизнь.
Но работали и держались до конца. Самое трудное было — дойти до работы. Были такие, которые уставали по дороге. Они садились отдыхать. И все. Если он сядет, он уже не вставал. Юрий Александров Идешь — лежит покойник, хорошо, если завязан. А бывает и просто лежит. Как заснул.
Я помню, что я шла однажды к маме, и на улице умирал мальчик-ремесленник. Смотрю, там несколько человек стоят, одна женщина ему дает кусочек хлеба, видимо с булочной шла. А у него хлеб изо рта вываливается, понимаете. Я говорю: «А почему он хлеб не съел? Зинаида Томасик У моего мужа умер брат, а его сестра попросила меня сообщить об этом брату, то есть, моему мужу. Он служил на корабле, который стоял на Неве. Этот корабль в лед вмерз. И вот я пошла по льду, чтобы сообщить об этом. Брела, вся закутанная, а все равно холод пронизывал.
Иду, падаю. Потом ползу. А на корабль меня не пустили. У них были очень строгие правила. Даже погреться не пустили туда. Я говорю: «Мне надо командира корабля. Я его жена». Тогда он спустился, сам подошел ко мне, меня так на корабль и не пустили. Он поместил меня в доме, в котором уже никто не жил.
На лестнице. Я уже почти умирала. Но он меня в свой бушлат закутал, принес поесть. И я обратно пошла. И снова: то упаду, то поднимусь, то поползу, то опять пойду. Лариса Большакова Хоронить — это фантастика. В ту пору невозможно было. Зима очень холодная была. До 35, даже до 40 градусов мороза доходила температура зимой.
Когда умерли папа и брат, их отвезли в морг. Там собирали трупы. Мама говорит: «Папа очень любил белый цвет, чистый». Ну вот, его зашили в покрывало такое — и на саночках. Еще была женщина, жила в нашем доме, которая маме помогла папу отвезти туда. Сначала всякую плохую мебель жгли, потом и книги. Печки-буржуйки все устанавливали. В комнате они стояли, а трубы на улицу через окна выводили. Но морозы в первую зиму и снегопады были жуткие.
Наш Кировский проспект превратился в огромный сугроб. Метра полтора-два в высоту, и две тропинки. По одной люди на работу идут, по другой — с работы. Юрий Александров Было очень холодно. Но бабушка очень строго следила за тем, чтобы в квартире поддерживалась чистота. Это было очень важно. Мы с бабушкой ходили, поскольку я старшая внучка, мне было уже 6—7 лет, и приносили снег. Разгребали грязный снег сверху, оттуда чистенький выгребали, насыпали его в ведро, несли домой. Там топили, грели на буржуечке и мылись.
Алиса Фрейндлих, актриса Мама лежала в больнице с дистрофией. Я топила дома печь. И вот я вспоминаю, скольких трудов стоило поднять, принести дрова, чтобы натопить хотя бы комнату. На второй этаж нужно было подняться. Сидела и плакала на лестнице, потому что не было сил поднять эти дрова. Валентина Колкова Автор фото: Василий Федосеев. Немцы буквально высыпали на город зажигательные бомбы. Нам на крышу штук 15 попало. Я, наверное, две бомбы погасил.
Их нужно было такими специальными щипцами схватить, бросить в ведро, а затем туда еще две лопаты песка кинуть. Если она секунд 15—20 на крыше полежит, то ой-ой-ой.
Это хорошо тем, что можно написать любую партию, в любом размере и с любой скоростью ритма, которую можно изменить в любую секунду. Со временем человек становится сам себе метрономом, ритмы играют у него в голове, так что можно сказать, метроном тренирует чувство ритма у музыканта. Увы, если у человека совсем никак не получается играть даже с метрономом, сбивается в ритме, значит можно сделать вывод, что он выбрал "не свое" занятие : Ну и самый простой способ научиться держать ритм - играть сначала медленно.