2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы. В данной работе будут проанализированы различные подходы к определению правовых норм и основные их признаки, рассмотрены различные критерии классификации норм права, а также соотнесены норма права и статья нормативного акта. постановления Правительства, например.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Соотношение норм права с иными социальными нормами, основные критерии различия и сходства. Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта.
4.5.5.СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО АКТА
Статья нормативного акта имеет название, номер; она имеет, как правило, несколько пунктов, частей. Необходимо учитывать, что текст статьи может прямо или косвенно выражать норму права. Например, в статьях особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации диспозиции излагаются косвенным образом и определяются с помощью элементарного логического анализа - установление санкции за то или иное деяние означает, что диспозиция заключается в запрете на совершение этого деяния.
Ранее в литературе при характеристике нормативных актов указывалось, что они результат деятельности только государственных органов. В современных условиях такого указания недостаточно, ибо правотворчеством занимаются и органы местного самоуправления, и работодатель - то есть субъекты, не входящие в структуру механизма государства, не являющиеся его органами; в нормативные акты содержат нормы права, то есть правила общего характера. Этим они отличаются от иных правовых актов, содержащих индивидуальные предписания, например, от правоприменительных или интерпретационных.
Особое качество нормативных актов — их юридическая сила, которая означает способность нормативного акта воздействовать на человека, регулировать общественные отношения. Следовательно, мало издать нормативный акт, мало его принять и опубликовать. Необходимо, чтобы этот акт вступил бы в юридическую силу, получив возможность регулирования. Только тогда он станет реально действующим актом. Система нормативных актов по Конституции России Нормативные акты весьма разнообразны.
Их отличает характер, содержание, порядок принятия и опубликования. Они имеют различное наименование и юридическую силу, которая определяется местом издавшего их органа, в механизме государства. Вместе с тем, действующие в обществе нормативные правовые акты представляют собой не механическую сумму, не простую совокупность. Они системно организованы, объединяясь и группируясь на определенных основаниях, и представляют собой систему нормативных актов систему законодательства. Рассмотрим организацию системы законодательства на примере российского законодательства.
Наиболее общее основание организации системы законодательства - юридическая сила нормативных правовых актов. Все нормативные акты России по юридической силе делятся на Законы и подзаконные акты. Закон как нормативный акт Закон — непосредственно отражающий интересы общества и принимаемый в определенном порядке высшими представительными органами государства, нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения. Признаки закона, отличающие его от иных нормативных актов: а закон - всегда только нормативный правовой акт. Если иные акты могут быть как нормативными, так и индивидуальными, то закон всегда нормативен; б закон — нормативный акт высшей юридической силы.
Это значит, что все иные нормативные акты должны соответствовать ему, не могут вносить в него изменений и дополнений; в закон — первичный нормативный акт. Все иные подзаконные акты принимаются «в соответствие» с актами более высокой силы, развивая и конкретизируя их. Закон же выступает как первичный акт, непосредственно отражающий интересы общества; г закон как первичный акт принимается только представительными законодательными органами — парламентами.
Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Статья 4. Субъекты правотворчества 1. Правомочие по принятию изданию нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют: граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями уставами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии издании нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии издании нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица правотворческие органы принимают издают нормативные правовые акты в пределах их компетенции. Нормативный правовой акт может быть принят издан совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Глава 2. Система нормативных правовых актов Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов Система нормативных правовых актов - совокупность нормативных правовых актов, принимаемых издаваемых и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления. Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации. Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов 1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.
При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения: 1 при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности; 2 при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.
Норма права: к вопросу о её структуре
Предполагается, что правоприменитель должен обладать данной информацией в силу собственной профессиональной компетенции. Теории права известны следующие способы изложения норм в нормативных актах: Абстрактный - когда правоотношения охватываются обобщенными родовыми понятиями, например - существенный вред, аренда, договор. Казуистический казус - случай - когда законодатель излагает конкретное действие, бездействие, например - убийство, кража. Логический — в это способе изложения учитываются логические связи между словами, предложениями, пропущенные слова.
При подготовке, а затем принятии и издании нормативно-правового акта законодатель излагает структуру нормы права таким образом, что все ее составные части - гипотеза, диспозиция и санкция - полностью совпадают со структурой статьи или даже всего нормативно-правового акта. Этот способ изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых ак-тов в юридической литературе называют прямым. В действующем законодательстве России и других стран полное совпадение структуры нормы права и статьи имеет место далеко не всегда.
При этом возможны самые различные варианты-комбинации. Например, в одной статье нормативно-правового акта может содержаться несколько полных правовых норм или в одной статье может быть только одна или две составные части нормы или норм. Для конституционного права довольно типична ситуация, когда в статье содержатся только гипотеза и диспозиция нормы права, а санкция находится в актах, развивающих то или иное конституционное положение.
Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов. В теории права и на практике часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах частях, разделах, статьях нормативно-правовых актов и как соотносится структура нормы права со структурой ее статей пунктов. Отметим, что какого-ли- бо обязательного порядка расположения частей правовой нормы не существует, поскольку это не имеет принципиального значения.
Поэтому законодатель или иной субъект правотворчества обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид.
Норма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Статья нормативного акта имеет название, номер; она имеет, как правило, несколько пунктов, частей. Необходимо учитывать, что текст статьи может прямо или косвенно выражать норму права.
Приказы министров, председателей государственных комитетов; Решения и постановления, применяемые местными органами государственной власти и управления. Система нормативно — правовых актов определяется конституцией Российской Федерации. Законодательство определяет порядок издания, изменения, отмены или дополнения нормативно — правовых актов. Нормативные акты обладают характерными признаками: нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов государства и должностных лиц; они содержат в себе общеобязательные правила поведения нормы ; содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли; применяются и реализуются в особом процессуальном порядке; имеют строго определённую документальную форму закон, указ, постановление и т. По юридической силе нормативно — правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Юридическая сила нормативно — правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. По содержанию. Не во всех нормативно - правовых актах содержатся нормы однородного содержания, имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав трудовое, семейное, уголовное законодательство , а также акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство По объёму и характеру действия нормативно — правовые акты подразделяются: на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории; на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного чрезвычайного действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт военных действий, стихийных бедствий. По основным субъектам государственного правотворчества нормативно — правовые акты можно разделить на акты: Законодательной власти законы ; Исполнительной власти подзаконные акты ; Судебной власти юрисдикционные акты общего характера. Закон главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства.
Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и текущие. Конституционные законы — это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией. По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
К их числу, в частности, относятся: 1 чрезвычайное положение; 2 принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта; 3 изменение статуса субъекта Российской Федерации; 4 описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации; 5 референдум и др. На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т. Конституция — акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства. Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.
Основные стадии законодательного процесса в РФ Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе — совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий. Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива — внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы. Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1 субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками.
В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные представительные органы субъектов РФ; 2 субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы. В соответствии со ст. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме: 1 законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; 2 законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу; 3 предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.
Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона. Совет Государственной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц Действие закона — это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц. Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении: 1 всех граждан; 2 организаций; 3 государственных органов; 4 объединений.
Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц.
4.5.5.СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО АКТА
Поэтому при реализации таких норм возникают трудности в понимании их содержания. Он заключается в изложении норм права путем указания индивидуальных признаков случаев, казусов. Это предполагает применение норм права в конкретных случаях. Казуальное изложение норм права довольно громоздко и, как правило, свидетельствует о низком уровне правотворческой техники. Оно оставляет место для пробелов, так как заранее невозможно предвидеть все конкретные случаи и указать на них в нормах права. Однако этот способ удобен для правоприменителей, так как облегчает понимание и реализацию норм права.
Кроме того, иногда этот способ является наиболее целесообразным, так как не всегда возможно достаточно полно изложить содержание нормы права, не прибегая к казуистическому перечислению всех существенных признаков, обстоятельств, правил поведения. Понятия форма права и источник права в формально-юридическом смысле тождественны. Форма источник права — внешняя форма выражения, закрепления правовых норм, показывающая, каким образом государство объективирует фиксирует нормы права и в каком виде нормы права доводятся до сознания членов общества. Виды форм источников права: 1. Правовой обычай — это санкционированное и обеспечиваемое государством исторически сложившееся правило поведения, регулирующее общественные отношения.
Санкционирование государством обычаев осуществляется двумя способами: а путем нормативной отсылки к обычаю а не путем его текстуального закрепления в нормативном правовом акте ; б путем восприятия обычая правоприменительной практикой в первую очередь, судебной , когда решения правоприменительных органов основываются на обычаях. Совокупность правовых обычаев образует обычное право. Обычай становится правовым в случае его санкционирования государством. Правовыми становились не все обычаи, а только те, которые выражали продолжительную общественную практику, выражали единообразную практику, выражали правовые воззрения данного общества, соответствовали государственной политике. Основные черты правовых обычаев: продолжительность существования; консервативность; постоянность соблюдения; локальный характер; множественность.
Правовой обычай — один из основных источников права в рабовладельческих и феодальных государствах. По мере развития общества, государства и права, с появлением других источников права сфера применения правовых обычаев быстро и резко сужается. Правовой обычай вытесняется другими источниками права и играет второстепенную роль в регулировании общественных отношений. Нормативный правовой акт — это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, иногда называют писанным правом.
В рабовладельческих и феодальних государствах нормативные правовые акты были немногочисленны. Они регулировали относительно узкий круг общественных отношений. По мере развития общества, государства и права нормативные правовые акты постепенно вытесняют другие источники права и становятся одним из основных источников права а в странах романо-германской правовой семьи они являются основным источником права. Правовой прецедент — это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, за которым государством признается общеобязательный характер. Виды правовых прецедентов: а судебный прецедент создается судебными органами ; б административный прецедент создается другими органами.
Судебный прецедент является обязательным для судов той же или низшей инстанции. При этом обязательным является не все решение или приговор, а только «сердцевина дела», то есть суть правовой позиции судебного органа, на основе которой выносится решение.
Статья нормативного акта имеет название, номер; она имеет, как правило, несколько пунктов, частей. Необходимо учитывать, что текст статьи может прямо или косвенно выражать норму права.
Единственное что я могу предположить, что я подъехал на машине к контейнеру, а она была переполнена так, что не было возможности положить в бак, даже около контейнера было неимоверное количество пакетов и мне не оставалось ничего другого как поставить тоже рядом с контейнером. Я не проживаю по месту регистрации поэтому никакого письма не получил. На госуслугах не было оповещения больше ни о чем и я не знал даже куда в суд обратиться, на кого?! А вчера пришло сообщение на госуслугах о начале исполнительного производства штраф 10 000 руб и я бы хотел узнать, можно ли как то отсрочить это производство и списание штрафа и есть ли возможность сейчас подать в суд и оспорить этот беспредел. Подскажите, пожалуйста.
Санкция Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей правовой нормы. В санкции нормы определены неблагоприятные последствия материального, физического, психического и т. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя. В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные. Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы. Пример Санкция п. Относительно-определенные санкции устанавливают интервал мер государственного воздействия на правонарушителя. К таким санкциям относятся нормы уголовного права, выраженные формулировками: «наказывается лишением свободы на срок от... Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один — наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения.
Похожие статьи
- Курсовой проект Теория государства и права.doc
- Популярные категории
- Нормы права и статьи нормативного акта их соотношение
- Роль нормы права в правовой системе
Теория государства и права
Нормы права в статьях нормативных актов: способы изложения. Отношение нормы права к статье закона. Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона. 2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы.
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
Подборка наиболее важных документов по вопросу Норма права это нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. Норму права не следует смешивать со статьей нормативного акта. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения. это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах. Соотношение нормы права
- Структура правовой нормы
- Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
- Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Нетипичные нормы права 1. Способы изложения НП. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм в нормативных актах 4.
Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические.
Абстрактная гипотеза наиболее распространённая указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Диспозиция то… — часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения, либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве и в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения.
В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний. По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные. Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии. Описательная диспозиция содержит признаки правомерного, либо неправомерного поведения.
Например, закон характеризует кражу как: а незаконное, б безвозмездное, в изъятие, г чужого имущества, д совершенное тайным способом. Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления, законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт, либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону. Санкция иначе… — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований, установленных в диспозиции правовой нормы, неблагоприятные для правонарушителя меры государственного принуждения, меры юридической ответственности , наказания.
Статья нормативного акта имеет название, номер; она имеет, как правило, несколько пунктов, частей. Необходимо учитывать, что текст статьи может прямо или косвенно выражать норму права. Например, в статьях особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации диспозиции излагаются косвенным образом и определяются с помощью элементарного логического анализа - установление санкции за то или иное деяние означает, что диспозиция заключается в запрете на совершение этого деяния.
В соответствии со ст. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы. Право законодательной инициативы осуществляется в форме: 1 законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; 2 законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу; 3 предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение. Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона. Совет Государственной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц Действие закона — это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц. Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении: 1 всех граждан; 2 организаций; 3 государственных органов; 4 объединений. Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени. Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит: 1 по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона; 2 немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона; 3 по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона нормативно-правового акта после его опубликования. Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой: 1 нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти; 2 по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов: 1 территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории; 2 экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции. Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев. В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства. Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета экстерриториальности. Систематизация нормативных актов: понятие, виды Правовая система государства — это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации. Инкорпорация — это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную. Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами. Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.
Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
Статьи нормативного правового акта по отношению к нормам права выполняют те же функции, что и система законодательства по отношению к системе права. Показательно то, что между нормой права и статьей нормативного правового акта нередко не бывает соответствия, совпадения. Во-вторых, конкретный нормативный акт может содержать нормы различных отраслей права. Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения. Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения Скриншот методических материалов автора. Скриншот методических материалов автора. Не скупитесь на одобрение, делитесь информацией в социальных сетях, заходите на наш сайт и подписывайтесь на канал.
Норма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции.
Статья нормативного акта имеет название, номер; она имеет, как правило, несколько пунктов, частей. Необходимо учитывать, что текст статьи может прямо или косвенно выражать норму права.
При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения: 1 при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности; 2 при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом. Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье статьям этого же нормативного акта. Например, ст. Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч.
Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов». Классификация норм права 1. По отраслям права выделяются нормы конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права. По функциям: регулятивные нормы и охранительные. На основе этой классификации была предложена ныне популярная двухэлементная структура нормы права: регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные — из диспозиции и санкции. По характеру закрепленных в нормах правил поведения: 1. По степени определенности элементов нормы: абсолютно определенные — это нормы которые с абсолютной точностью определяют гипотезу, диспозицию и санкцию например, при принятии Федеральным Собранием конституционного закона Президент обязан его подписать и не имеет права наложить на него вето ; относительно определенные — определяют обычно санкцию, а иногда и иные элементы нормы не абсолютно, а указанием на минимальный и максимальный предел какого-либо из признаков, характеризующих элемент нормы например, убийство по общей норме наказывается лишением свободы от 6 до 15 лет ; альтернативные — это нормы, предусматривающие несколько вариантов в описании их гипотезы диспозиции или санкции например, убийство при отягчающих обстоятельствах наказывается альтернативно лишением свободы на срок до 20 лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью. По логическому объему нормы бывают общие и специальные. Общая норма всегда логически охватывает специальную.
Выделяют следующие существенные признаки правовых норм. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Форма определения и закрепления прав и обязанностей. Норма права - это правила поведения общеобязательного характера, которые: а указывают, в каком направлении, каким образом, за какой промежуток времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б предписывают правильный образ действий конкретный для определенного индивида ; в носят общий характер, выступают в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия. Формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы состоит в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность выражается в закреплении нормы в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Оно проявляется в структурном построении нормы, в специализации норм различных отраслей и институтов права. Правовыми можно считать нормы, которые: - исторически сложились и дожили до наших дней обычаи, традиции признанные государством ; - исходят непосредственно от общества или страны, территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства нормы, принятые путем всенародного голосования, предусмотренного Конституцией ; - изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с Конституцией, которые не противоречат международно - правовым актам, закрепляющим естественные права человека; - закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Классификация правовых норм: 1.
Структура правовой нормы
Главное, что здесь необходимо отметить, это различия между нормой права и статьей нормативного акта. Однако норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать. Научная статья на тему 'Правовая норма и нормативное предписание: проблема соотношения'.