Созыв Иваном Грозным первого Земского Собора, его деятельность. Именно Земский совет всея земли созвал собор для избрания царя, а после выборов Михаила Романова 3 марта 1613 года он получил власть от всех чинов Русского государства.
Похожие вопросы
- Земские соборы: возникновение, состав и особенности функционирования
- Земский собор - Энциклопедия России
- Топ-10 интересных фактов о Земском соборе
- Вече как регулятор общественной деятельности
- История России. Все органы власти. Земский собор.
За 135 лет с XVI по XVII век было созвано почти 60 земских соборов
Когда был созван первый земский собор? Земский собор 1653 г. был собран для принятия решения о включении Украины в состав Московского государства. Укажите: а) причину созыва первого Земского собора, связанную с социально-политической ситуацией в стране б) укажите причину наибольшей активности этих собраний в 1610-1620-е гг., связанную с социально—экономической ситуацией в стране в данный период в).
Первый Земский собор
21 февраля (3 марта) 1613 г. Земский собор избрал царем Российского государства Михаила Федоровича Романова (1596—1645). Первый земский собор был созван в 1549 й собор — высшее сословно-представительское учреждение в который входили все сословия, кроме крепостных земском собрании обсуждали вопрос. Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в историю как Собор примирения.
Созыв Первого Земского собора
Пришедший после этого к власти Борис Годунов не сумел навести в стране порядок, и после его смерти трон на целый год захватил самозванец Лжедмитрий I, выдававший себя за погибшего в 1591 году в Угличе царевича Дмитрия, другого сына Ивана Грозного. Период Смуты начался в 1598 году, после смерти Фёдора Иоанновича, и продлился до 1613 года. Причины избрания царём Михаила Романова На полтора десятка лет Русское царство погрузилось в хаос и анархию, самые разные силы боролись между собой, чтобы заполучить престол. Позднее ситуация ещё больше усугубилась, когда в Россию вторглись польско-литовские и шведские интервенты, решившие воспользоваться удачным для них моментов. Эти события вызвали мощный подъём национального самосознания, и вся страна объединилась для борьбы с захватчиками, но лидерам сопротивления было ясно — без твёрдой центральной власти Смуту не остановить. Именно это и стало основной причиной созыва Земского собора 1613 года: стране требовался новый царь. Так и состоялось воцарение династии Романовых, причём избрание царём 16-летнего Михаила Романова было обусловлено отчасти его юным возрастом: бояре рассчитывали, что в силу молодости Михаилом Фёдоровичем будет проще манипулировать, а потому его кандидатура устроила многих участников и представителей Земского собора. Кандидаты Итогом Земского собора 1613 года стало избрание царём Михаила Фёдоровича и воцарение династии Романовых Как известно, царём, избранным на Земском соборе 1613 года, стал Михаил Романов , первый представитель династии, правившей Россией вплоть до Февральской революции 1917 года. Представитель этого древнего русского дворянского рода, князь Иван Михайлович, сам отказался быть кандидатом.
Такое нововведение должно было уменьшить произвол наместников и стать конкретным проявлением планов правителя «привести всех в любовь».
Новый Судебник Собор, который проходил в 1549 году, принял решение о создании нового Судебника. Впоследствии его утвердили во время Стоглавого собора, организованного в 1551 году. Ему требовалось закрыть пустоты в старом законодательстве и внедрить новые нормативно-правовые акты, которые возникли на повестке дня. В новом законе присутствовала сотня упорядоченных статей. Это стало новинкой при составлении нормативно-правовых актов. В основе нового Судебника лежали прецеденты из судебных дел, включая ошибки. В первый раз устанавливалось наказание для судей, которые брали взятки или выносили ошибочные вердикты. Особенности первого Земского собора С середины шестнадцатого века до конца семнадцатого были проведены десятки соборов. Они отображали ключевые тенденции.
Тут решались финансовые проблемы, вопросы войны и заключения мира и даже проводились выборы правителей. При этом для первого собрания были характерны определенные особенности. Прежде всего, оно не имело выборного компонента. На сословия возлагалась совещательная функция. Они не могли навязывать свою волю царю. К тому же на собор не призывали представителей купеческого сословия. В 1549 году в собрании участвовали только представители церкви, бояре и дворяне. Результаты работы История говорит о том, что на соборе было принято не так много важных решений. Даже Судебник появился лишь спустя 2 года.
Главным изменением стало внедрение постов старост и целовальников. Это помогло сделать суд честнее. Значение Земского собора для истории Когда появился этот орган, ход истории несколько изменился. Его создание предопределило судьбу государства на десятки лет вперед. Это событие стало символом завершения конфликтов, которые охватили страну после того, как умер Василий III. Земский собор представляет собой значимую организацию, которая впервые появилась по приказу Ивана IV. Благодаря этому удалось решить множество конфликтных ситуаций и изменить структуру управления государством. Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов.
Существует множество теорий по поводу причин созыва первого Земского собора; к примеру, что его создание было связано с поиском народной поддержки и борьбой с боярами, что не имеет исторического подтверждения, потому как в 1550 году при сотрудничестве митрополитов Макария и Сильвестра Иван Грозный составил круг приближенных советников и помощников из лучших представителей боярского сословия. На почве этого была определена вторая причина — первый Земской собор был создан для будущей борьбы с боярством, что опять-таки не подтверждено, потому как при наступлении ожидаемого противостояния царь не ожидал поддержки от него, а наоборот, создал организацию, которая противоречила его принципам — опричинину, разгромив в будущем сравнительно недавно присоединенные Новгородские и Псковские земли, утверждая власть над всем государством. Также существовали и другие варианты повода для создания Земского собора: необходимость в централизованной власти после объединения Руси с Москвой — органа, который бы мог рассматривать жалобы и требования подчиненных Русских земель, таким образом формируя понимание целостности общерусской земщины. Созывая первый собор Иван IV мог также руководствоваться теми же принципами какие присутствовали у монархов из Западной Европы собирая парламент или Генеральные штаты — пресечь влияние крупного боярства в пользу мелких феодалов и купечества.
Участие данных слоев общества в соборе наравне с боярами помогло бы укрепить их отношения с царем и обеспечить преданность к действующему правительству. Год созыва первого Земского собора — 1549; позже историками он был назван «собором примирения». Заседание проходило два дня 27 — 28 февраля и проводилось в Московском Кремле. На нем впервые присутствовали представители разных социальных сословий — духовенство, купцы и бояре, представители от разных земель и социальных слоев.
Иван IV выступил три раза, поднимая такие темы как: - злоупотребление боярами своих полномочий; - призыв к государственной общности для достижения цели целостности Русского государства; обещание править справедливо, однако, в будущем царь не сдержал своих обещаний, в дальнейшем превратив собор в орган, который безукоризненно выполняет любой приказ правителя. Причины созыва первого земского собора: - устранение разногласий между боярами и дворянами; - искоренение последствий бунта 1547 года возникшего на почве московских пожаров; - демонстрация доверия царя ко всем слоям населения, укрепление отношений с народом; - решение таких вопросов управления, как отмена кормлений или борьба с злоупотреблением чиновников на местах; - исправление Судебника и реформы «Избранной Рады»; - объявление царя, что по всему государству для всех областей будут написаны уставные грамоты, которые бы предоставляли возможность правления без волостителей или государственных наместников; старосты и целовальники, сотские и дворские будут избраны самими жителями; - указ провести ряд реформ таких как: а Военная; в Церковная; г Реформа центрального и местного самоуправления губная. Издательство «Судебника» в 1550 году для усиления централизованной власти. За исходник был взят Судебник Ивана III, были внесены такие изменения как: - Переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день.
Реформы повлияли на создание Стоглавого собора назван в честь уложения, принятого на нем объёмом в сто глав , в 1551 году. Он принял реформы Ивана IV, согласился на принятие судебника 1550 г. В следствии на Стоглавом соборе были приняты такие нововведения: 1. Оформление общерусского списка святых.
Проверка церковной литературы.
О втором Земском соборе, который состоялся в 1566 году, сохранилось больше сведений. Его основная цель была решение вопросов, связанных с войной с Польшей. В его состав входили различные церковные и светские лица, а также представители разных социальных слоев. Организация и структура последующих Земских соборов Земский собор 1566 года отличался более детализированной документацией. Он был созван для обсуждения сложившихся военных проблем с Польшей. Священный собор представляли 32 священнослужителя, включая епископов, таких как Герман из Казани и Свияжска, Пимен из Новгорода и Пскова, Пикандр из Ростова и Ярославля, а также семь игуменов и семь архимадритов. На соборе отсутствовал Московский митрополит, так как, согласно Александровской летописи, тогда митрополия была "вакантной".
Среди других участников собора были три окольничих, 16 бояр и другие значимые лица, включая 97 дворян первой категории и 99 боярских детей второй категории. Примечательно также участие купечества, которое представляли 76 купцов. Замечание 5 Земский собор 1566 года собрал 374 представителя, которые в ходе своей работы высказали свое мнение по военным действиям против Польши и заверили царя в своей верности. В эпоху Ивана IV было два ключевых обращения к Земскому собору: в 1564 году, когда царь заявил о своем намерении отказаться от престола, и в 1579 году, перед началом Ливонской войны. Земский собор 1584 года был направлен на утверждение на троне Федора Ивановича, сына Ивана Грозного. После смерти Федора Ивановича в 1598 году под председательством Московского Патриарха собор избрал Бориса Годунова на российский трон. Примечание 6 457 участников собрались на этом соборе. Среди них были духовенство, аристократия и простые граждане, включая купцов.
Некоторые историки полагают, что собор был "организован" сторонниками Годунова, однако даже те, кто критически относился к Годунову, признают его начальное правление одним из наиболее успешных периодов в российской истории. Борис, описываемый как «мудрый правитель, но пришелец на троне», получил поддержку народа и начал амбициозные реформы, которые подготовили Россию к будущим вызовам, включая Польскую интервенцию и Смутное время. В 1613 году на Соборе был выбран Михаил Федорович Романов, основатель новой династии. Собор 1648-1649 годов связан с принятием Соборного уложения, а Собор 1653-1654 годов помог объединить Украину и Россию. Земские соборы первой половины XVII века акцентировали внимание на представительстве всех сословий.
Первый Земский собор – Примирения
Кто созвал Земский собор? Упадок и прекращение созыва Земских соборов. Земский собор и особенности его первого созыва. Причины созыва Земского собора. Новости и события Российского исторического общества. Созыв первого Земского Собора 27 февраля 1549 г. совпадает с началом реформаторского периода в правлении Ивана IV Васильевича Грозного.
Собор примирения
Первый земский собор был созван по инициативе Ивана Грозного, который столкнулся с необходимостью провести собрание важнейших представителей русского общества. Созыв Иваном Грозным первого Земского Собора, его деятельность. Последний Земский собор был созван в 1684 году и поводом стало заключение Вечного мира с королем Речи Посполитой Яном Собеским. Земский собор 1653 г. был собран для принятия решения о включении Украины в состав Московского государства.
Первый из рода: как Михаил Романов оказался во главе Русского царства
Прямым продолжением этих вечевых традиций стали Земские соборы, которые были фактически своеобразной формой первого русского парламента. Слово "земский" также можно понимать и в значении "собрание всей земли", как "общегосударственное собрание". Земский собор. Однако не их прямым аналогом.
Как орган парламентаризма, Земский собор безусловно представлял собой выборное начало, призванное противостоять потенциальному произволу власти. Но существенным его отличием от органов западного парламентаризма было то, что на Руси выборы в Земский собор осуществлялись не сколько от сословий, сколько от местного городского самоуправления. В этом смысле соборы достаточно эффективно действовали до конца XVII века.
Первые Земские соборы при Иване Грозном собирались прежде всего для того, чтобы власть в лице царя могла опереться на общественное мнение перед каким-то ответственным решением. Земский собор был тем совещательным органом, который позволял власти разделить ответственность с общественностью за принятие тех или иных важных государственных решений. Первый Земский собор был созван в 1549 году Иваном Грозным, которому крайне необходима была общественная поддержка его власти со стороны широких слоёв населения.
Издательство «Судебника» в 1550 году для усиления централизованной власти. За исходник был взят Судебник Ивана III, были внесены такие изменения как: - Переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Реформы повлияли на создание Стоглавого собора назван в честь уложения, принятого на нем объёмом в сто глав , в 1551 году. Он принял реформы Ивана IV, согласился на принятие судебника 1550 г. В следствии на Стоглавом соборе были приняты такие нововведения: 1. Оформление общерусского списка святых. Проверка церковной литературы. Унификация богослужений и обрядов. В последствии священнослужители имели право на приобретение и дар земель лишь с позволения царя, при этом все земли, приобретенные до издания закона, оставались их собственностью и не изымались. Начала проводится в 1550 — х годах.
С данным указом власть переходила в руки губных и земских старост. Рассмотрение и обсуждение поставленного вопроса распределялось по чинам и группам. Обсудив проблему, участники предоставляли группам свои мнения в письменно виде — «сказки». В отличие от западноевропейских аналогов собора — Парламента в Британии, Сейма в Речи Посполитой, Рейхстага в Священной Римской Империи Земской собор не имел точных обязательств, а действовал только в случае возникновения проблемы и угрозы для государства, представляя мнение народа или земли. В последующем собрания проводились по тематике внутренней и внешней политики Российского государства, к примеру, в 1566 году было принято решение о продолжении Ливонской войны, также рассматривались положения о налогах и сборах. В целом, по своим обязанностям в деятельность соборов входило рассматривание таких вопросов как: - избрание на престол; - утверждение нормативно — правовых актов; - замена функций правителя при его отсутствии; По характеру работы соборы делились на совещательные и избирательные. Также они могли быть созваны по разным инициативам, например, некоторые царь созывал самостоятельно, другие были собраны правителем по желанию сословий.
На нем решали судьбу Речи Посполитой. На этом история Земских соборов заканчивается. Особенно поспособствовал этому Петр Первый своей политикой установления абсолютизма в государстве. Но давайте более подробно разберемся в событиях одного из самых важных соборов в истории России. Он был последним из потомков Иоанна Васильевича Грозного. Его братья погибли ранее. Старший, Иоанн, как полагают ученые, пал от руки отца, а младший, Дмитрий, пропал в Угличе. Он считается погибшим, но достоверных фактов его смерти нет. Таким образом, с 1598 года начинается полная неразбериха. Это период экономического упадка, анархии и вторжения соседних армий. На севере, например, хозяйствовали шведы. В Кремль, при поддержке части населения Москвы, вошли польские войска под предводительством Владислава, сына Сигизмунда Третьего, польского короля и литовского князя. Получается, 17 век в истории России сыграл неоднозначную роль. События, развернувшиеся в стране, вынудили народ прийти к общему стремлению избавиться от разрухи. Было две попытки изгнать самозванцев из Кремля. Выходит, что созыв Земского собора 1613 года был просто неминуем. Если бы не подобный поворот событий, кто знает, как бы сложилась история и каково было бы положение в государстве сегодня. Таким образом, в 1612 году Пожарский и Минин во главе народного ополчения изгнали польско-литовские войска из столицы. Были созданы все предпосылки для наведения порядка в стране. Созыв Как мы знаем, Земские соборы в 17 веке были элементом управления государством в противовес духовным. Светская власть нуждалась в совете, который во многом повторял функции славянского вече, когда сходились все свободные мужчины рода и решали насущные вопросы. До этого первый Земский собор 1549 года был еще совместным. В нем участвовали представители церкви и светской власти. Позже от духовенства выступал только митрополит. Так произошло и в октябре 1612 года, когда после изгнания польско-литовских войск, оккупировавших сердце столицы Кремль, начали приводить страну в порядок. Армия Речи Посполитой, занимавшая Москву, ликвидировалась достаточно просто из-за того, что гетман Хоткевич перестал её поддерживать. В Польше уже поняли, что в назревшей ситуации им не выиграть. Таким образом, после зачистки всех внешних оккупационных сил необходимо было установить нормальную крепкую власть. Для этого были разосланы гонцы во все края и волости с предложением присоединиться выбранным людям к всеобщему собору в Москве. Однако ввиду того, что в государстве все еще была разруха и не очень спокойная обстановка, горожане смогли собраться только через месяц. Таким образом, Земский собор 1613 года был созван 6 января. Единственным местом, которое смогло вместить всех приехавших людей, был Успенский собор в Кремле. По разным данным, общее их количество составляло от семи сотен до полутора тысяч человек. Кандидаты Следствием подобного хаоса в стране было большое количество желающих воссесть на престоле. Кроме исконно русских княжеских фамилий, присоединились к предвыборной гонке правители других стран. Среди последних, например, были шведский принц Карл и королевич Речи Посполитой Владислав. Последнего нисколько не смутил тот факт, что его только месяц назад вытурили из Кремля. Русская же знать, хоть и представила свои кандидатуры на Земский собор 1613 года, особого веса в глазах общественности не имела. Давайте посмотрим, кто из представителей княжеских фамилий стремился к власти. Шуйские, как известные потомки династии Рюриковичей, несомненно, были достаточно уверены в победе. Однако опасность того, что они, и оказавшиеся в схожей ситуации Годуновы, начнут мстить прошлым обидчикам, свергнувшим их предков, была очень высока. Поэтому шансы на их победу оказались мизерными, так как многие из избирателей пребывали в родстве с теми, кто мог пострадать от новых правителей. Куракины, Мстиславские и прочие князья, некогда сотрудничавшие с Королевством Польским и Княжеством Литовским, хоть и сделали попытку приобщиться к власти, потерпели фиаско. Народ им не простил предательства.
Его юридический титул был неясен, так как после смерти старшего сына Иван 4-й не составил новое завещание. В 1598 г. Правителем стал Борис Годунов. Цари, избранные Земским собором, — это практически все цари, правящие Русским государством, за исключением: Самым известным из избирательных стал Земский собор 1613 г. Последними правителями, прошедшими эту процедуру, стали Петр 1-й и Иван 5-й. В 1649 г. Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей. Законы, сформулированные в нем, сохранили значение закона Русского государства до 1-й половины 19-го в. Создание Сборного уложения — это первая попытка сбора всех действующих правовых норм в единый свод законов. Основой для него послужили: ; указные книги Поместного, Земского, Разбойного и остальных приказов; коллективные челобитные дворян и посадских людей; Кормчая книга; Литовский статус 1588 г. На протяжении 16-17-го вв. Историк Черепнин перечисляет 57 соборов, при этом включает в них и три церковно-земских собора из-за присутствия на них земского элемента. Кроме того, вопросы религиозного характера, затрагиваемые на этих трех соборах, имели светское значение. Историки единодушны в отношении первого Земского собора, но о прекращении созыва соборов единого мнения нет. Одни считают последним Земский собор 1653 г. Другие считают, что последний собор состоялся в 1684 г. Земские соборы: условная классификация Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе Боярскую думу, высшее духовенство и представителей разных чинов поместное дворянство и купечество. Ремесленники и крестьяне не присутствовали на нем. По роду деятельности соборы делят на совещательные и избирательные. Если рассматривать общественно политическую значимость Земского собора, то можно выделить четыре группы: соборы, которые были созваны царем; соборы, созванные царем по инициативе сословий; созыв сословиями; Чтобы более полно понять роль соборов, рассмотрим еще одну классификацию: Классификация соборов дает возможность понять содержание их деятельности. Земские Соборы — это орган власти, где были представлены все сословия Российского царства в шестнадцатом и семнадцатом веках. Созывать мог их только царь. Решения Земских соборов за редким исключением имели совещательное значение. Основной причиной созыва была уменьшение власти бояр и возвышение роли дворянства. Регентом при малолетнем Великом князе стала его мать. Елена Васильевна была энергичной и властной женщиной. Она посадила в тюрьму своего дядю Михаила Глинского и братьев покойного мужа Андрея и Юрия. Они оказывали сильное сопротивление её правлению. Из темницы они не вышли. А в 1538 году Елену Васильевну отравили недовольные бояре. Восьмилетний Иван и его пятилетний брат остались сиротами. Мечта о мести боярам всё больше крепла. Злоба в нём стала уже постоянной. В тринадцать лет ему удалось отомстить одному из Шуйских, князю Андрею. Выбрав удачный момент, он и его псари натравили на Андрея собак, которые насмерть загрызли свою жертву. Только одного доброго человека встретил Иван в отрочестве. Умный и образованный митрополит Макарий занялся образованием великого князя. Он привил ему любовь к чтению, развил его природный ум. Макарий внушил подростку, что Москва является третьим Римом и воспитал в Иване желание создать на базе Великого Московского княжества православное царство. Он воспитывал в Иване будущего государя. Внушал не наносить вред церкви. И действительно, пока был жив Макарий, царь Иван не конфликтовал с духовенством. Но влияние и воспитание митрополита не смогло переломить в Иване озлобление на бояр, жестокость и лукавство. В шестнадцать лет объявил боярской думе о своём желании жениться и венчаться на царство. В начале 1547 года стал первым царём Русского государства и женился на Анастасии Юрьевой из рода Федора Кошки.
Земский собор 1613 года
Макария Иван VI венчался на царство и стал первым русским царем. Как считают некоторые исследователи, Макарьевские Освященные Поместные соборы Церкви 1547 и 1549 , особенно Стоглавый собор 1551 непосредственно связаны с организацией и формированием системы Земских соборов. Кроме митрополита Макария у молодого царя были и другие сторонники в деле изменения социально-политической системы государства. В сентябре 1549 года Ивану Грозному был подан проект реформ И. В нем осуждалось засилье бояр и отсутствие законности, а «грозному и мудрому» девятнадцатилетнему царю предлагалось восстановить в государстве «правду» и управлять независимо от вельмож, на благо всего государства, а не одной только касты аристократов. Но непосредственным поводом, подтолкнувшим молодого царя и его наставника митрополита Макария собрать первый Земский собор, стал «великий пожар» и московский бунт 1547 года, о котором Н. Носов сказал, что это был «страшный финал десятилетия боярских распрей, народного угнетения и произвола». Наказав наиболее активных участников бунта, Иван Грозный в то же время проявил разумную милость и даже заботу к остальным, повелев раздавать погорельцам «казну свою по рублю и по два и по пяти».
Карамзин указывает, что царь «изъявил попечительность отца о бедных: взяли меры, чтобы никто из них не остался без крова и хлеба». Орудием таковой и стали Земские соборы, призванные, с одной стороны, установить тесную связь царя и народа, а с другой — сделать народ и царя союзниками в противодействии разрушительной политике аристократической княжеско-боярской партии. Царь искренне пытался восстановить сословный мир на Руси — впрочем, не в ущерб государственным интересам. Фроянов пишет в своей капитальной монографии «Драма русской истории»: «Иван IV вышел из трудного детства и сел на царский трон не безнадежно испорченным, как об этом думают многие историки, старые и новые, а расположенным к миролюбию и согласию… Вспомним прощение царем в Новинском монастыре по слову митрополита всех «опальных и повинных» людей. Святитель Макарий пробудил в царе Иване желание править людьми миром и согласием, а не яростью и враждой, хотя для этого, будь он заурядной личностью, лишенной возвышенных чувств, оснований имелось с избытком. Ключевский также отмечает попытку царя преодолеть кризис мирным путем: «В речи на Красной площади, которою публично, в присутствии собравшегося народа, по-видимому, открыты были заседания этого собора, царь призывал толпившихся перед ним «людей божиих» не к борьбе с боярами, а ко взаимному прощению и примирению, молил их «оставить друг другу вражды и тяготы свои» и обращался к митрополиту с мольбой помочь ему в этом деле общего земского примирения. Смысл этого воззвания объясняется другою речью царя, прочитанной в следующем году на церковном Стоглавом соборе.
Можно с полною уверенностью думать, что царь разумел предложение, сделанное им на земском соборе 1550 г. Известно, что для сдержки злоупотреблений областных управителей, наместников и волостелей управляемым ими обществам предоставлялось право жаловаться на них высшей власти в Москве. Еще задолго до первого земского собора московское законодательство старалось установить порядок принесения и разбора таких жалоб, назначая для того известные сроки. В Судебнике 1550 г. Тяжбы, возникавшие в силу этого права, принадлежали к наиболее характерным явлениям древнерусской жизни; то были не политические процессы демократии с аристократией, а простые гражданские тяжбы о переборах в кормах и пошлинах, т. Эти иски велись или отдельными лицами или целыми обществами через старост и мирских ходоков, с обычными приемами тогдашнего искового процесса, с приставными памятями, свидетельскими показаниями, крестоцелованиями и т. Время малолетства Грозного было, по-видимому, особенно обильно такими тяжбами, длившимися иногда многие годы, и московские приказы были завалены ими.
Эти тяжбы и имел в виду царь, приказав на соборе 1550 г. Срок для этой судебно-административной ликвидации назначен был довольно короткий, вероятно, годовой, потому что в 1551 г. Ключевский делает слишком частный вывод о том, «что на первом земском соборе шло дело не о возбуждении социально-политической борьбы, а об устранении одного судебно-административного затруднения, и молодой царь выступил на нем не демократическим агитатором, а просто умным и добросовестным правителем». Именно этот собор заложил основы местного самоуправления, установив выборность народом должностных лиц повсеместно, в том числе и в частных владениях бояр, отгороженных прежде от государственной власти древней системой привилегий и иммунитетов. Можно сказать, что это был первый, неуверенный шаг по пути к «национализации» боярских вотчин, продолженный затем и уравнением вотчины с поместьем, и опричной чисткой Центральной России от самих вотчинников и их окружения, которую сам царь называл «перебором людишек».
Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов Земский собор 1653 г. В XVII в. Официальным языком на территории Украины был польский, государственной религией — католичество. Увеличение феодальных повинностей, религиозные притеснения православных украинцев вызвали недовольство польским господством, которое в середине XVII в. Начало войне положило восстание в Запорожской Сечи в январе 1648 г. Во главе восстания стоял Богдан Хмельницкий.
Напротив, оно очевидно вытекало из самой задачи последнего, заключавшейся в том, чтобы донести позицию населения до Верховной власти, дать ему возможность быть услышанным ею. Поэтому определяющим являлось не число лиц, входивших в состав Собора, а степень отражения ими интересов народа. Города вместе со своими уездами составляли избирательные округа. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. По окончании выборов составлялся «выбор за руками» — избирательный протокол, скреплявшийся подписями избирателей и подтверждавший годность избранников к «Государеву и земскому делу». После этого выборные лица с «отпиской» воеводы и «выборным списком за руками» отправлялись в Москву в Разрядный приказ, где дьяки удостоверялись в правильности проведения выборов. Депутаты получали от избирателей наказы, в основном устные, и по возвращении из столицы должны были отчитаться о проделанной работе. Известны случаи, когда поверенные, не сумевшие добиться удовлетворения всех ходатайств местных жителей, просили правительство выдать им специальные «береженые» грамоты, которые бы гарантировали им защиту от «всякого дурна» со стороны недовольных избирателей: «велено их, выборных людей, в городах воеводам от городских людей ото всяково дурна оберегати для того, что у твоего государева у соборного Уложения по челобитью земских людей не против всех статей твой госадурев указ ученен» Работа делегатов на Земском соборе осуществлялась преимущественно безвозмездно, на «общественных началах». Избиратели обеспечивали выборных только «запасом», то есть оплачивали их проезд и проживание в Москве. Государство же лишь изредка по просьбам самих народных избранников «жаловало» их за несение депутатской повинности. Вопросы, решаемые Соборами. Избрание царя. Собор 1584 г. Избрание Федора Иоанновича. По духовной 1572 г. Но смерть наследника от руки отца в 1581 г. Так второй его сын Федор, став старшим, остался без юридического титула, без акта, который давал бы ему право на престол. Этот недостающий акт и создан был земским собором. Собор 1589 г. Избрание Бориса Годунова. Царь Федор умер 6 января 1598 года. Древнюю корону — шапку Мономаха — надел на себя Борис Годунов, одержавший победу в борьбе за власть. Среди современников п потомков многие сочли его узурпатором. Но такой взгляд был основательно поколеблен благодаря работам В. Известный русский историк утверждал, что Борис был избран правильным Земским собором, то есть включавшим представителей дворянства, духовенства и верхов посадского населения. Мнение Ключевского поддержал С. Воцарение Годунова, писал он, не было следствием интриги, ибо Земский собор выбрал его вполне сознательно и лучше нас знал, за что выбирал. Собор 1610 г. Избрание польского короля Владислава. Командир польских войск, продвигавшихся с запада к Москве, гетман Жолкевский, потребовал от «семибоярщины» подтверждения договора тушинской Боярской думы с Сигизмундом III и признания королевича Владислава московским царем. Она объявила, что Владислав перейдет в православие после получения русской короны. Для того чтобы придать избранию Владислава на царство видимость законности, наскоро собралось подобие Земского собора. То есть Собор 1610 г.
Кроме этого, состав Земского собора не беспочвенно опасался последующей «чистки» участников Семибоярщины, с которой с большой вероятностью могли начать политическую карьеру эти кандидаты. Таким образом, получается, что необходимо было найти ранее неизвестного, но при этом достаточно знатного потомка княжеского рода, способного возглавить страну. Официальные мотивы Многие ученые интересовались этой темой. Шутка ли - определить реальный ход событий во время формирования основы современной российской государственности! Как показывает история земских соборов, вместе людям удавалось принимать наиболее правильные решения. Судя по записям протокола, первым решением народа было исключение из списка кандидатов всех иностранных претендентов. Ни Владислав, ни шведский королевич Карл теперь не могли участвовать в «гонке». Следующим шагом стал выбор кандидата из местных представителей знати. Главная проблема заключалась в том, что большинство из них скомпрометировали себя в течение прошедших десяти лет. Семибоярщина, участие в восстаниях, поддержка шведских и польско-литовских войск - все эти факторы в значительной мере сыграли против всех кандидатов. Судя по документам, в итоге остался только один, о котором мы не упоминали выше. Этот человек был потомком рода Иоанна Грозного. Он был племянником последнего законного царя Феодора Иоанновича. Таким образом, избрание Михаила Романова было наиболее правильным решением в глазах большинства избирателей. Единственной трудностью являлась недостаточная знатность. Его род происходил от боярина из прусских княжичей Андрея Кобылы. Далее мы поговорим о событиях, приведших к известному всем повороту истории. Первая версия событий 17 век в истории России имел особое значение. Именно в это время волей судьбы, а может, божьим перстом, но сформировалась почва для будущей империи. Если бы не казаки, о чем мы поговорим немного позже, ход истории, скорее всего, был бы совершенно другим. Итак, чем же выгоден стал Михаил Романов? По официальной версии, изложенной многими уважаемыми историками, такими как Черепнин, Дегтярев и другие, было несколько факторов. Во-первых, этот претендент был достаточно молод и неопытен. Его неискушенность в государственных делах позволила бы боярам стать «серыми кардиналами» и в роли советчиков быть фактическими царями. Вторым фактором стала причастность его отца к событиям, связанным с Лжедмитрием II. То есть всем перебежчикам из Тушино можно было не бояться мести или наказаний состороны нового царя. Кроме этого, патриарх Филарет, его отец, пользовался авторитетом в духовной жизни Московского царства, и большинство монастырей поддержали эту кандидатуру. Из всех претендентов только этот род был наименьше связан с Речью Посполитой во время «Семибоярщины», поэтому патриотические чувства народа были полностью удовлетворены. Еще бы: боярин из рода Ивана Калиты, имеющий среди родственников духовное лицо высокого сана, противник опричнины и к тому же молодой и «повадный», как его описывал Шереметьев. Вот какие факторы, по официальной версии событий, повлияли на воцарение Михаила Романова. Вторая версия собора Оппоненты же считают основным мотивом избрания упомянутого кандидата следующий фактор. Шереметьев достаточно сильно стремился к власти, но прямым путем не мог достичь ее по причине незнатности рода. Ввиду этого, как нас учит история 7 класс , он развил необычайно активную деятельность по популяризации Михаила Романова. Для него было все выгодно, ведь его избранник был простым, неискушенным молодым человеком из глубинки. Он ничего не понимал ни в государственном управлении, ни в столичной жизни, ни в интригах. А кому он будет благодарен за подобную щедрость и кого станет слушать в первую очередь при принятии важных решений? Конечно же тем, кто помог ему занять престол. Благодаря активности этого боярина, большинство из съехавшихся на Земский собор 1613 года были подготовлены к принятию «правильного» решения. Но что-то пошло не так. И первые результаты голосования объявляются недействительными «ввиду отсутствия многих избирателей». Решающее голосование переносится на три недели вперед. И в это время происходит много важных событий в обоих противостоящих лагерях. Бояре, противившиеся подобной кандидатуре, сделали попытку избавиться от Романова. Был послан отряд польско-литовских солдат для ликвидации неугодного претендента.
Первый Земской собор 1549г
Царю были необходимы люди и средства, которые помогли бы найти выход из положения. Существует множество теорий по поводу причин созыва первого Земского собора; к примеру, что его создание было связано с поиском народной поддержки и борьбой с боярами, что не имеет исторического подтверждения, потому как в 1550 году при сотрудничестве митрополитов Макария и Сильвестра Иван Грозный составил круг приближенных советников и помощников из лучших представителей боярского сословия. На почве этого была определена вторая причина — первый Земской собор был создан для будущей борьбы с боярством, что опять-таки не подтверждено, потому как при наступлении ожидаемого противостояния царь не ожидал поддержки от него, а наоборот, создал организацию, которая противоречила его принципам — опричинину, разгромив в будущем сравнительно недавно присоединенные Новгородские и Псковские земли, утверждая власть над всем государством. Также существовали и другие варианты повода для создания Земского собора: необходимость в централизованной власти после объединения Руси с Москвой — органа, который бы мог рассматривать жалобы и требования подчиненных Русских земель, таким образом формируя понимание целостности общерусской земщины. Созывая первый собор Иван IV мог также руководствоваться теми же принципами какие присутствовали у монархов из Западной Европы собирая парламент или Генеральные штаты — пресечь влияние крупного боярства в пользу мелких феодалов и купечества. Участие данных слоев общества в соборе наравне с боярами помогло бы укрепить их отношения с царем и обеспечить преданность к действующему правительству. Год созыва первого Земского собора — 1549; позже историками он был назван «собором примирения». Заседание проходило два дня 27 — 28 февраля и проводилось в Московском Кремле. На нем впервые присутствовали представители разных социальных сословий — духовенство, купцы и бояре, представители от разных земель и социальных слоев. Иван IV выступил три раза, поднимая такие темы как: - злоупотребление боярами своих полномочий; - призыв к государственной общности для достижения цели целостности Русского государства; обещание править справедливо, однако, в будущем царь не сдержал своих обещаний, в дальнейшем превратив собор в орган, который безукоризненно выполняет любой приказ правителя.
Причины созыва первого земского собора: - устранение разногласий между боярами и дворянами; - искоренение последствий бунта 1547 года возникшего на почве московских пожаров; - демонстрация доверия царя ко всем слоям населения, укрепление отношений с народом; - решение таких вопросов управления, как отмена кормлений или борьба с злоупотреблением чиновников на местах; - исправление Судебника и реформы «Избранной Рады»; - объявление царя, что по всему государству для всех областей будут написаны уставные грамоты, которые бы предоставляли возможность правления без волостителей или государственных наместников; старосты и целовальники, сотские и дворские будут избраны самими жителями; - указ провести ряд реформ таких как: а Военная; в Церковная; г Реформа центрального и местного самоуправления губная. Издательство «Судебника» в 1550 году для усиления централизованной власти. За исходник был взят Судебник Ивана III, были внесены такие изменения как: - Переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Реформы повлияли на создание Стоглавого собора назван в честь уложения, принятого на нем объёмом в сто глав , в 1551 году. Он принял реформы Ивана IV, согласился на принятие судебника 1550 г. В следствии на Стоглавом соборе были приняты такие нововведения: 1. Оформление общерусского списка святых.
Вече можно рассматривать как прообраз будущих Земских соборов. В управлении страной применялся принцип монархии и единоначалия. Во главе страны находился князь, который либо наследовал этот титул, либо был избран на собрании вече и держал отчет перед ним. Принцип наследственности для наделения высшей княжеской властью в то время не был обязательным, но при избрании правителя учитывалось его благородное происхождение. Кроме того, род, откуда происходил князь, должен был доминировать над остальными. Благодаря этому устройство общественной жизни славян нельзя было в полной мере назвать монархическим. Византийские и арабские летописцы видели в нем больше факторов, свидетельствующих скорее о демократии, а не о монархии. Примечание 1 Родоначальником первой княжеской династии был Рюрик. Восточные славяне выбрали его своим правителем на Новгородском вече. Историки утверждают, что для восточных славян на протяжении долгих лет характерным был именно такой вечевой строй — как традиционное средство управления в их племенах, поселениях, а позднее и в городах. При этом в различные исторические периоды каждая область могла вносить в него свои коррективы. Подобные собрания, называемые вечевыми сходами, действовали до середины 16 века. Отменил их специальным распоряжением взошедший на престол первый русский царь Иван IV. Несмотря на это, в начале следующего века, называемого периодом Смутного времени, на подобных вечевых сходах и сборах провозглашалось как столичное, так и провинциальное народное сопротивление. Ярким примером народного вече можно назвать сход на рыночной площади в Нижнем Новгороде в 1611 году. Именно там староста Кузьма Минин призвал собрать ополчение для борьбы с польскими интервентами и был поддержан собравшимися. Иллюстрация ниже называется «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам». Художник К. Маковский, 1896 г. Таким образом, решение о сборе ополчения получило статус общенародного. Аналогичных соборов в истории России было множество. Они помогали совершенствовать процедуру принятия решений государственной важности. Занимались также они и решением различных гражданских вопросов. Пример 1 В исторических летописях упоминается нежелание равноапостольного князя Владимира Первого Святославовича исполнять свой долг в части осуждения и наказания преступников. Будучи богобоязненным и очень миролюбивым человеком он почитал данную обязанность грешным делом, не согласующимся с христианским духом всепрощения. Недаром русский народ прозвал Владимира ласковым именем «Красное Солнышко» — он был любим народом за свою доброту, за введение единой веры христианства , за то, что положил начало новой славянской эпохе. Киевское духовенство на своем соборе смогло убедить князя, что свои человеческие качества такие, как всепрощение, добродетель и благочестие он может проявлять по отношению к личным врагам. Выступая же в качестве правителя целого народа, он должен оберегать его мир и нравы, и поэтому обязан осуществлять пресечение всяческих злых действий.
Земский собор. Однако не их прямым аналогом. Как орган парламентаризма, Земский собор безусловно представлял собой выборное начало, призванное противостоять потенциальному произволу власти. Но существенным его отличием от органов западного парламентаризма было то, что на Руси выборы в Земский собор осуществлялись не сколько от сословий, сколько от местного городского самоуправления. В этом смысле соборы достаточно эффективно действовали до конца XVII века. Первые Земские соборы при Иване Грозном собирались прежде всего для того, чтобы власть в лице царя могла опереться на общественное мнение перед каким-то ответственным решением. Земский собор был тем совещательным органом, который позволял власти разделить ответственность с общественностью за принятие тех или иных важных государственных решений. Первый Земский собор был созван в 1549 году Иваном Грозным, которому крайне необходима была общественная поддержка его власти со стороны широких слоёв населения. Последний созывался в 1683- 1684 гг. За период с 1549 по 1684 гг.
Сейчас сложно достоверно говорить обо всех тонкостях событий тех дней, поскольку документов сохранилось не так много. Тем не менее доподлино известно, что Собор окружали спложные интриги. Это неудивительно — слишком высоки были ставки. Решалась участь страны и целых правящих династий. Результатом Собора стало то, что на царство был избран Михаил Романов, которому на тот момент было всего 16 лет. Однозначного ответа «Почем именно он? Историки говорят о том, что это была фигура наиболее удобная всем династиям. Якобы молодой Михаил был крайне внушаемым человеком и им можно было бы «управлять как нужно большинству». По факту же вся полнота власти особено в первые годы правления Романова была не у самого царя, а у его отца, патриарха Филарета. Именно он фактически правил Россией от имени своего сына. Особенность и противоречие Главная особенность Земского Собора 1613 года заключалась в его массовости. В решении будущего страны принимали участие представители всех классов и сословий, за исключением холопов и безродных крестьян.
Земский собор 1613 года: избрание Михаила Романова. Роль земских соборов в России
Почему созыв первого Земского собора? Причиной созыва стало восстание в столице в 1549 году. Заседание продолжалось всего два дня, 27-28 февраля. Среди его участников были: царь, бояре, Боярская дума, а также выборные представители от других сословий. Кто созвал созыв первого Земского собора? В 1549 году Иван IV созвал Собор примирения рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах ; впоследствии такие соборы стали называться Земскими в противоположность соборам церковным — «освящённым». Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» то есть дело «всей земли».
Когда был создан первый Земский собор с какой целью? Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. Причина его созыва — восстание 1547 г. Какую роль играли Земские соборы и Боярская дума в 16 17 вв? Земские соборы — это центральное сословно-представительное учреждение Русского государства в середине 16-17 века. Появление таких соборов является показателем объединения русских земель в единое государство, ослабление княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и отчасти верхов посада.
Он предоставлял возможность разрешить конфликты и достигнуть примирения между ними. Первый Земский собор называется Собором примирения, потому что его основной целью было достижение согласия и примирения между различными сословиями общества. Участниками собора были представители боярской думы, духовенства, городских общин и крестьянства. Их задачей было обсуждение и принятие решений по важным вопросам государственного значения.
Земские соборы при царе М. Романове они созывались наиболее часто занимались обобщением донесений воевод и рассылкой им предписаний, ведением переговоров с Польшей, борьбой с разбоями, руководством военными силами государства , введением новых налогов. Соборы 1616—1642 гг. В 1619 г. Земский собор утвердил на русское патриаршество Филарета Романова. Земский собор 1648—1649 гг.
Земский собор 1653 г.
Например, 28 января в 1634 году царь издал приказ созвать собор по причине нового налога на военные нужды, в итоге на следующий день на самом соборе присутствовали лишь московские дворяне и столичные чины. Особенности проведения первого Земского собора Не известно, кто точно дал правителю идею на его создание есть вероятность что она последовала от участника Избранной Рады , кроме этого, важно заметить, что не сохранилось ни одного документа в самом процессе, оставшиеся сведения и факты были извлечены из более поздних источников. Первый Земский собор состоял из высшего духовенства Освященный собор , удельных князей и бояр Боярской думы. Особенностью проведения являлось отсутствие представителей купечества хотя оно не имело особой роли и на последующих собраниях. В целом, на Первом земском соборе представители призванных сословий имели право лишь на высказать свое мнение или обсудить определенную тему, но не указывать царю на принятие какого — либо решения. Пока что отсутствовало право выбора, оно появилось позже, приблизительно во времена Смуты.
Ключевский писал: «Рядом с государевой волей, а иногда и на ее месте теперь не раз становилась другая политическая сила — воля народа, выражавшаяся в приговорах земского Собора. Было необходимо срочно принять множество решений и законодательных актов в ситуации кризисного состояния государства. Царь разделил Первый собор по разным секциям в зависимости от чина и социального статуса участника. Итоги первого Земского собора Создание первого земского собора — государственного учреждения, которое послужило переходом Русского государства в сословно — представительскую монархию образом создания головного сословно — представительного органа который действовал за счет руководства представителей дворянства. Было принято решение о создании Судебника, утвержденного Иваном Грозным в 1550 году. Благодаря данному сборнику законов стала развиваться система судопроизводства, к примеру, любой гражданин мог обратиться в суд с жалобой на боярина, что повлекло за собой создание Челобитной избы. Также собор регулировал и Церковь утверждая список русских святых и регламентируя общие правила поведение священнослужителей.
Тем временем, высшие сословия также не оставались в тени, противодействуя влиянию собора. После того, как данное учреждение принимало какое — либо постановление или выпускало закон, Боярская дума имела право накладывать на него вето, в следствии решение принимало только лишь форму рекомендации, не становясь общепринятым законом. В дальнейшем некоторые положения и реформы, принятые на первых земских соборах, были не соблюдены, что в последствии привело государство в кризисное состояние, именуемое Смутным временем. Источники литературы: Черепнин Л. Состав представительства на земских соборах древней Руси Авалиани С. Земские соборы. Литературная история Земских соборов.
К истории земского собора 1566 г. Поделиться в соц.
Земские соборы 1549–1653 гг. Их структура, полномочия
Земский собор во втором ополчении 1611–1612 гг. был руководящим административно-политический центром ополчения. Первый Земский Собор был назван «Собором примирения», так как с его созыва началось преобразование русского государства в сословную монархию путем формирования сословно-представительного органа, в котором главенствующую роль играло дворянство. Первый Земский собор состоялся в 1549 г. Однако он имел свою предысторию. Именно Земский совет всея земли созвал собор для избрания царя, а после выборов Михаила Романова 3 марта 1613 года он получил власть от всех чинов Русского государства. 1613 год – земский собор привел на русский престол государя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых. Дата созыва первого Земского собора до сих пор является предметом для споров историков.