В бюллетене по выборам в Госдуму по федеральному избирательному округу указаны названия 14 партий в порядке, определённом ранее жеребьёвкой в ЦИК.
А если порвать на глазах у всех избирательный бюллетень?
Бюллетеней всегда печатается больше, чем нужно, на случай порчи и т. НО наши правители придумали более простой и легкий способ: заранее подготовленные бюллетени, с нужной галочкой, заменяют неугодные в момент вскрытия урн и разбора бюллетеней. Об этом мне рассказала знакомая, которой как то пришлось участвовать в этом балагане.
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме и устанавливает, что порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации регулируется федеральными законами, предусматривает положение о том, что Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и относит регулирование избирательного права, установление порядка проведения выборов к компетенции законодателя часть 2 статьи 32, пункт "в" статьи 71, пункт "н" части 1 статьи 72, части 1 и 2 статьи 76, часть 1 статьи 81 и статья 96 Конституции Российской Федерации. Правовой основой регулирования отношений, в рамках которых реализуются конституционное право достигших на день голосования 18 лет граждан Российской Федерации избирать активное избирательное право и право быть избранными пассивное избирательное право в органы публичной власти, а также право участвовать в референдуме, является Закон об основных гарантиях избирательных прав, имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 1 данного закона. Субъекты Российской Федерации на основе принципа верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов на всей территории Российской Федерации принимают соответствующие законы в качестве конкретизирующих нормативных положений, регулирующих избирательные права граждан и право на участие в референдуме, которые реализуются при организации и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума. Исходя из этого, субъекты Российской Федерации не вправе снижать уровень федеральных гарантий таких конституционных прав и не вправе вводить какие- либо ограничения избирательных прав и права на участие в референдуме, устанавливать процедуры и условия, искажающие само их существо.
При этом необходимо учитывать, что законодательством о выборах и референдумах могут быть установлены особенности подготовки и проведения выборов, референдума, а также в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации, реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации - особенности реализации отдельных положений Закона об основных гарантиях избирательных прав пункт 12 статьи 101, пункт 3 статьи 81 Федерального закона N 67-ФЗ. При введении конкретных избирательных процедур также предусматриваются необходимые дополнительные гарантии избирательных прав граждан часть 9 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 2, статья 3 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" далее - Закон об общих принципах организации публичной власти. Если при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации далее - дело о защите избирательных прав суд установит, что норма конституции устава , закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и или референдуме противоречит Закону об основных гарантиях избирательных прав, то следует применять соответствующую норму этого федерального закона пункт 6 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации далее - КАС РФ. Конституционной гарантией защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и их объединений является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения судами административных дел о защите указанных прав в порядке, предусмотренном главой 24 КАС РФ, которая содержит специальные требования к субъектам обращения, а также к порядку и срокам рассмотрения названных дел статья 46, часть 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации. Положения главы 22 КАС РФ о рассмотрении административных дел об оспаривании действий бездействия и решений органов публичной власти и их должностных лиц не подлежат применению при обращении в суд за защитой нарушенных избирательных прав. Нормативные правовые акты по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме могут быть оспорены по правилам главы 21 КАС РФ часть 4 статьи 208, часть 2 статьи 213 КАС РФ.
Подсудность дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме 5. Административные дела о защите избирательных прав рассматриваются районным судом, за исключением дел, отнесенных КАС РФ, федеральным конституционным законом, федеральным законом к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа далее - верховный суд республики, краевой, областной и равный им суд и Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции далее - Верховный Суд РФ статья 19, пункты 7 - 12 части 1 статьи 20, пункты 7 - 10 статьи 21 КАС РФ. Рассмотрение административных дел о защите избирательных прав не входит в компетенцию мировых судей статья 171 КАС РФ. К подсудности верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов отнесены дела: об оспаривании решений уклонения от принятия решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации независимо от уровня выборов, референдума , окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. В случае, когда полномочия одной избирательной комиссии, комиссии референдума возлагаются на другую избирательную комиссию, комиссию референдума, подсудность дела следует определять с учетом уровня комиссии, полномочия которой возложены на другую избирательную комиссию, комиссию референдума пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 67-ФЗ. Решения вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оставляющие в силе решения нижестоящих комиссий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решением нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу.
Подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую комиссию. Отдельные вопросы, связанные со статусом избирательных комиссий, комиссий референдума, их членов, а также наблюдателей 11. Избирательная комиссия, комиссия референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации и действуют в интересах всех граждан, как носителей активного и пассивного избирательного права, права на участие в референдуме. Данный коллегиальный орган вправе обратиться с административным исковым заявлением о защите избирательных прав по вопросам своего ведения только на основании принятого им решения. Компетенция по осуществлению указанных публичных полномочий определена законом и зависит в том числе от того, является комиссия вышестоящей, нижестоящей или организующей выборы подпункт 21 статьи 2, статья 20 Федерального закона N 67-ФЗ. Например, участковая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с требованием об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах пункт 12 статьи 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ.
В случае исполнения участковой избирательной комиссией полномочий комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, она вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, иным общественным объединением, а также иной избирательной комиссией, членом избирательной комиссии, наблюдателем или иным лицом пункт 91 статьи 26, пункт 7 статьи 27, пункт 12 статьи 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ. После установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума вышестоящей избирательной комиссией может быть оспорено в суде решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и или сводную таблицу пункт 11 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ. При обращении избирательной комиссии в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав в порядке, установленном законом, председатель избирательной комиссии, комиссии референдума либо иное лицо, на которое возложены полномочия председателя избирательной комиссии, комиссии референдума, вправе представлять ее интересы в суде на основании документов, подтверждающих его статус без соответствующей доверенности, независимо от указания в коллегиальном решении избирательной комиссии, комиссии референдума об обращении в суд на такое право. Данному лицу не требуется высшее юридическое образование либо ученая степень по юридической специальности для ведения административного дела пункт 13 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 4 статьи 2, часть 8 статьи 54 КАС РФ. Член комиссии с правом решающего голоса на основании доверенности вправе представлять в суде интересы комиссии, в состав которой он назначен, либо иной комиссии без подтверждения наличия у него высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности пункт 41 статьи 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 1 статьи 55 КАС РФ. Иное лицо вправе выступать от имени комиссии на основании соответствующей доверенности, выданной председателем комиссии, при наличии у этого лица высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности часть 1 статьи 55 КАС РФ.
Формирование избирательной комиссии осуществляется на основании предложений в том числе политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, и иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований и предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы и с соблюдением требований закона к условиям и порядку формирования избирательных комиссий соответствующего уровня, например, о том, что согласно закону государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов сформированного состава избирательной комиссии, кроме случаев формирования избирательных комиссий за пределами территории Российской Федерации. Нарушения условий и порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума могут являться основанием для отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, если они являются существенными и не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума пункты 1 и 2 статьи 22, пункт 5 статьи 23, пункт 6 статьи 25, пункт 6 статьи 26, пункт 4 статьи 27, подпункт "г" пункта 12, подпункт "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ. Статус членов избирательной комиссии, комиссии референдума обусловлен правовой природой этих коллегиальных органов, наделенных публичными полномочиями, и при реализации ими своих властных функций не препятствует осуществлению их прав как избирателей, участников референдума подпункты 21 - 24, 37 - 41 статьи 2, статьи 20 - 23, 25 - 31 Закона об основных гарантиях избирательных прав. С учетом этого члены избирательной комиссии, комиссии референдума при осуществлении своих полномочий вправе оспаривать в суде только решения, действия бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий, и не вправе оспорить итоги голосования, результаты выборов, референдума, ссылаясь только на свой статус часть 4 статьи 239 КАС РФ. Вместе с тем в случае реализации членом избирательной комиссии своего активного избирательного права он не лишен возможности обратиться в суд за защитой этого права как избиратель в порядке, предусмотренном законодательством о выборах и референдумах. Например, такое лицо вправе оспорить решение, действия бездействие участковой избирательной комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором оно приняло участие в голосовании.
Наблюдатели, исходя из особенностей их правового статуса, вправе оспаривать в суде решения, действия бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права наблюдателей, связанные с осуществлением ими своих полномочий, в частности с нахождением в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, наблюдением за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума. При этом наблюдатель не вправе совершать действия, препятствующие работе комиссии, а также иные действия, запрещенные законом подпункт "з" пункта 9, подпункт "е" пункта 10 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ. Следует иметь в виду, что лицо, являющееся иностранным агентом, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. С учетом этого лицо, имеющее статус иностранного агента, не может являться наблюдателем на выборах, референдуме пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" далее - Закон N 255-ФЗ. Акты избирательной комиссии, комиссии референдума и порядок их оспаривания 16. К решениям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относятся облеченные в установленную форму постановление, решение или закрепленные в соответствующих протоколах решения комиссии по рассматриваемым вопросам, принятые коллегиально, содержащие ее волеизъявление и порождающие правовые последствия в том числе для кандидатов, избирательных объединений и граждан в сфере избирательных отношений и отношений, связанных с проведением референдума подпункты 21 и 38 статьи 2, пункт 1 статьи 28 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Решения избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, оформляются в письменной, в том числе в электронной, форме пункт 11 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 2 статьи 84 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пункт 11 статьи 72 Закона о выборах Президента Российской Федерации. К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных в силу закона или специального поручения членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий, затрагивающее права, свободы и законные интересы субъектов избирательных отношений и отношений, связанных с проведением референдума. Указанные действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, например посредством размещения информации в сети "Интернет". Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии например, положениями, регламентами, инструкциями. Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона в установленный срок обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе, однако свою обязанность не выполнили в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ. Непринятие коллегиального решения по вопросам, не указанным в законе, не является уклонением от принятия соответствующего решения.
Следует учитывать, что решения, принятые избирательной комиссией, комиссией референдума, могут быть отменены по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом. Суд может отменить решение избирательной комиссии о регистрации кандидата списка кандидатов , если при рассмотрении дела будет установлено, что оно принято избирательной комиссией в нарушение требований закона, в том числе при наличии оснований для отказа в регистрации кандидата списка кандидатов либо оснований для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов пункты 24 - 26 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 3 статьи 50, часть 7 статьи 51 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пункт 2 статьи 39 Закона о выборах Президента Российской Федерации. Суд может отменить регистрацию кандидата списка кандидатов за нарушения законодательства о выборах, допущенные после принятия решения о регистрации кандидата списка кандидатов , либо за существенные нарушения законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата списка кандидатов и препятствовали принятию решения о регистрации кандидата списка кандидатов , но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости пункты 7 - 9 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом или вышестоящей избирательной комиссией пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Избирательная комиссия, принявшая решение об отказе в регистрации кандидата, таким правом не наделена. Вместе с тем данная комиссия вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене принятого ею решения в связи с нарушением законодательства о выборах часть 5 статьи 239 КАС РФ.
Аналогичным образом комиссия референдума не вправе отменить принятое ею решение о направлении ходатайства и документов инициативной группы по проведению референдума в законодательный орган субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума либо об отказе в регистрации инициативной группы пункт 5 статьи 36, пункты 1, 5 и 10 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ. До установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума непосредственно вышестоящая комиссия может отменить решение непосредственно нижестоящей комиссии об установлении итогов голосования, определении результатов выборов по основаниям, предусмотренным законом, и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными пункт 1 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Обращение в суд в защиту избирательных прав 20. Возможность оспаривания в судебном порядке решений, действий бездействия избирательных комиссий, комиссий референдума предоставляется избирателям, участникам референдума, кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям и их доверенным лицам, политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям, иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, наблюдателям, членам избирательной комиссии, комиссии референдума, избирательной комиссии, комиссии референдума, участвовавшим в выборах, референдуме, и зависит от объема прав и обязанностей, принадлежащих конкретному субъекту согласно избирательному законодательству части 1 - 5 статьи 239 КАС РФ. Обращение в защиту активного избирательного права, права на участие в референдуме 21. Наделение гражданина правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления обусловлено в том числе нахождением его места жительства или места пребывания в пределах избирательного округа пункты 4, 41 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ.
При рассмотрении административных дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что место жительства и место пребывания гражданина на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума подтверждаются данными органов регистрационного учета на основании Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" статья 16 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Избиратель, участник референдума, который в день голосования будет находиться вне места своего жительства, но в пределах избирательного округа, округа референдума вправе проголосовать на избирательном участке, участке референдума по месту фактического нахождения на основании соответствующего заявления на тех выборах, референдуме, где применяется голосование по месту нахождения. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства пункт 16 статьи 64 Федерального закона N 67-ФЗ. Включение гражданина в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения осуществляется в порядке, установленном Законом об основных гарантиях избирательных прав статьи 16, 17, пункт 16 статьи 64. Гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением о защите избирательных прав, права на участие в референдуме далее - административное исковое заявление о защите избирательных прав по месту нахождения того избирательного участка, участка референдума, где он был включен или должен был быть включен в список избирателей, участников референдума либо где он принимал участие в голосовании часть 16 статьи 239 КАС РФ. Гражданин вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании в установленном порядке.
В таком случае административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в суд по месту нахождения территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума дистанционного электронного голосования, если такая комиссия не сформирована, - в суд по месту нахождения комиссии, организующей дистанционное электронное голосование статья 641 Федерального закона N 67-ФЗ. При проведении выборов, референдума с применением дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах ; голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают находятся в населенных пунктах и в иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав по месту нахождения соответствующей участковой избирательной комиссии, комиссии референдума пункт 4 статьи 631 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории данных муниципальных образований пункт 5 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, зарегистрированные в установленном порядке по адресам воинских частей организаций, учреждений, органов , в которых указанные граждане проходят военную службу, могут включаться в списки избирателей, участников референдума в том числе на образованных на территориях воинских частей избирательных участках, участках референдума пункты 5, 6 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ, пункт 16 статьи 152 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Обращение в защиту пассивного избирательного права 25. Возможность лица быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не связана с нахождением его места жительства в пределах избирательного округа, продолжительностью и сроком проживания на территории округа, кроме случаев, установленных Конституцией Российской Федерации часть 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации, пункт 5 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ.
С учетом этих положений административное исковое заявление о защите избирательных прав, в том числе об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, подается в суд по месту нахождения избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, и не может быть подано в суд по месту жительства административного истца часть 1 статьи 22, часть 3 статьи 24 КАС РФ. С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу пункт 71 статьи 75, пункты 6, 61 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 10 статьи 239 КАС РФ. Следует иметь в виду, что кандидату, включенному в зарегистрированный список кандидатов, не предоставлено право оспорить регистрацию этого списка кандидатов и других включенных в него кандидатов либо регистрацию списка кандидатов или включенных в него кандидатов, выдвинутых иным избирательным объединением по этому же избирательному округу.
В этом случае избирателям будет предоставлена возможность снова проголосовать и выбрать кандидата. Использование резервного бюллетеня Если бюллетень будет поврежден, избирательная комиссия может использовать резервный бюллетень, который должен быть предусмотрен на каждом избирательном участке. Резервный бюллетень помогает избирателям продолжить голосование без проблем. Протокол об аномальных событиях Если бюллетень будет поврежден, избирательная комиссия составляет протокол об аномальных событиях, в котором фиксируются все случаи повреждения и возможные причины такого повреждения. Данный протокол отправляется вышестоящим органам и может быть использован в ходе дальнейшего расследования. Важно отметить, что порванный бюллетень может считаться недействительным, поэтому следует избегать его повреждения и обратиться за помощью к членам избирательной комиссии в случае возникновения подобной ситуации. Юридические последствия выборов в случае нарушений Одним из наиболее распространенных нарушений на выборах является порванный бюллетень.
Когда избиратель намеренно порвал свой бюллетень, он не только отказывается от своего права голосовать, но также может повлиять на доверие к процессу выборов в целом. Юридически, порвать бюллетень является нарушением норм и правил, установленных законодательством о выборах. В большинстве случаев, такие нарушения подпадают под категорию избирательного преступления. Если подобное нарушение будет доказано, отдельный гражданин может быть привлечен к уголовной или административной ответственности. Кроме того, порванный бюллетень также может повлиять на результаты выборов. Если количество порванных бюллетеней превышает определенный процент от общего числа бюллетеней, это может вызвать сомнения в законности выборов и привести к возможным оспариваниям результатов. В целях предотвращения нарушений на выборах и гарантии их честности, необходимо строго соблюдать правила и процедуры, установленные законодательством. В случае подозрения на нарушения, избирателям следует обращаться в избирательные комиссии для оформления официальной жалобы. В целом, юридические последствия выборов в случае нарушений могут быть серьезными.
Стоит отличать испорченный бюллетень от недействительного. Испорченный бюллетень — это тот бюллетень, который избиратель получил, в кабинке поставил сначала один крестик, потом другой, а потом передумал. Вот это «потом передумал» и называется испорченный бюллетень. Тогда человек идет к председателю комиссии, говорит, что у него испорченный бюллетень, и просит выдать второй. И комиссия фиксирует, что избиратель вернул бюллетень в качестве испорченного, и выдает ему другой бюллетень. Недействительный бюллетень — тот, который разрезается пополам, либо в котором ставятся крестики в два в квадрата, или бюллетень неустановленного образца, или в нем нет подписи членов комиссии на обратной стороне. Эти бюллетени признаются недействительными при подсчете голосов. Они, как правило, озвучиваются перед членами комиссии, которые принимают решение, что бюллетень недействительный. Собеседник приводит пример: «Председатель комиссии показывает, что стоит крестик возле квадратика за кандидата N, но непонятно, человек отметил N или просто промахнулся и хотел проголосовать за кандидата V. Комиссия голосует, признавать бюллетень действительным или недействительным. Таких бюллетеней на самом деле всегда бывает больше, чем испорченных». Что делать, если увидел а в списке неточности: умершие или переехавшие люди, граждане другой страны? Что должна сделать комиссия? Если человек умирает, переезжает в другую страну, город или район, он изначально не должен оказываться в списке. Но ошибки могут случаться, и в таком случае нужно указать на это комиссии, которая будет обязана исключить людей из списка. Если комиссия не отреагировала на устное замечание об исключении из списка лиц, которые не проживают на участке, напишите письменную жалобу в районную комиссию , советует Юрий Чаусов. Пункт 4. Однако статья 21 Избирательного кодекса устанавливает порядок обжалования неточностей в списках лишь самим избирателем. Но в любом случае письменное указание на такие неточности в списках будет иметь значение для составления списков на следующих выборах. Какие рекомендации разработал Минздрав для безопасности на участках? Перед началом выборов Минздрав составил список рекомендаций для нашей и вашей безопасности на участках. Так, члены комиссии должны опрашиваться о состоянии здоровья, и в случае наличия признаков респираторной инфекции их не допустят к работе. Все члены комиссии будут обеспечены масками и перчатками, а также дезинфицирующими средствами — последние должны быть не только у комиссии, но и стоять в открытом доступе для избирателей.
Что произойдет, если порвать бюллетень на выборах и почему это серьезное нарушение
Оказалось, что он начертал на бумаге определенные символы и для сокрытия улик съел ее. Правоохранительные органы проводят проверку. Ожидает ли мужчину наказание за порчу бюллетеня, не уточняется.
Считаются только те бюллетени, которые после закрытия участка были в накопителе. Если их там оказалось меньше, чем выдано, то абсолютно похер. Если оказалось больше, хоть на один, то пиздец. Результаты по этому участку считаются недействительными. Что такое утраченные бюллетени?
На участке 2000 избирателей. Бюллетеней выдают всегда меньше. В данном случае выдадут 1500 бюллетеней.
Данный законопроект был внесен большой группой депутатов от разных фракций во главе с председателем комитета по законодательству и государственному строительству Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом. Как отметил депутат-коммунист Олег Смолин, уголовное наказание за вброс бюллетеней и "избирательные карусели" голосование по нескольку раз вводится в РФ впервые — "как ни странно", добавил он. Смолин также обратил внимание на то, что уголовная статья вводится за вброс нескольких или многих бюллетеней. Тогда как вброс одного бюллетеня наказывается как административное правонарушение по ст.
Временная регистрация не подойдет. Чтобы проголосовать дистанционно, нужно подать заявление на госуслугах до 11 марта. Жителям Москвы заявление подавать не нужно. Тинькофф Журнал подробно рассказывал о том, как проголосовать онлайн. За границей. Участки для голосования организуют в 144 странах. Их список есть на сайте ЦИК. Как я рассказывал выше, заявление о смене избирательного участка можно подать на госуслугах — заграничные тоже есть в списке. Но делать это не обязательно. В день голосования можно прийти в любую зарубежную УИК, устно попросить внести вас в список избирателей и проголосовать. На избирательный участок с собой нужно взять один из документов: загранпаспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка или служебный паспорт.
Рвать или забрать, но не голосовать
Можно ли прийти на участок и забрать, то есть вынести свой бюллетень, так сказать оставить на память потомкам, что не участвовал в этом позоре. Замглавы Центризбиркома Николай Булаев заявил, что граждане, голосующие на цифровых избирательных участках, должны обладать правом испортить бюллетень. Раздосадованный избиратель порвал бюллетень и бросил его в урну для голосования. Депутат Чернов из Сызрани забрал бюллетень по голосованию за изменение Конституции РФ. Действующий российский лидер Владимир Путин раскритиковал инциденты с попыткой испортить бюллетени на выборах президента России зелёнкой или другой красящей жидкостью. Что грозит тем, кто испортил бюллетени? За испорченные бюллетени грозит наказание в виде штрафа до 300 тысяч рублей, обязательных работ до 480 часов или исправительных работ до двух лет, либо даже лишения свободы на срок до пяти лет.
Зеленка, краска и поджоги. Что грозит за порчу бюллетеней на выборах
Избирательный бюллетень — это средство выражения избирателем своего выбора (предпочтения) в отношении того или иного кандидата/партии на выборах. Избирательный бюллетень и график работы участков на выборах президента. 6. Взять лист бумаги, который можно будет кинуть в урну вместо бюллетеня (предварительно в кабинке сунув бюллетень в карман) Если вас остановили при выносе бюллетеня: 1. Сохраняйте спокойствие, вы не нарушаете ни один закон или кодекс.
Суд отказался считать доказательством вброса видео с женщиной на коленях у урны
В октябре 2009 года, выступая перед депутатами Госдумы, он высказался против введения таких ящиков, заявив, что они нарушают тайну голосования. Впрочем, теперь в ЦИК считают, что даже и с прозрачными урнами избиратели смогут скрыть свой выбор. Сергей Даниленко сообщил «Известиям», что избирком ставил эксперименты с бюллетенями. А если сложить его в четыре раза, то проблем точно не возникнет, — убежден он. По словам Даниленко, сотрудники избирательных участков будут объяснять всем избирателям, как надо складывать бюллетень. Эксперты соглашаются с мнением ЦИК, но опасаются, что прозрачные урны не позволят избежать фальсификаций на выборах. Если ты скрываешь свой голос, сложи бюллетень и всё будет в порядке, — говорит директор Института избирательных технологий Евгений Сучков.
Также в Перми на 2 часа был задержан молодой человек, порвавший свой бюллетень. Мужчина в Барнауле был задержан, когда попытался вынести свой бюллетень «на память». После того, как ему не позволили покинуть избирательный участок с листом для голосования, он демонстративно порвал его на глазах присутствующих. Как сообщили корреспонденту « ФедералПресс » в избиркоме Алтайского края, вызванные на место происшествия сотрудники прокуратуры, заставили мужчину написать объяснительную. Впрочем, в том же Алтайском крае была задержана еще одна девушка, пытавшаяся вынести свой бюллетень «на память». Она, спокойно и внятно, объяснившая свое желание оставить бюллетень у себя, просто отпустили. Похожий случай произошел в Перми. Как сообщает «Эхо Москвы—Пермь», пермяк просто порвал бюллетень и бросил его в урну для голосования. После того, как он попытался выйти, его задержали сотрудники милиции и увезли в УВД, где продержали 2 часа и сфотографировали. В городе Сосьва Свердловской области один из избирателей также порвал бюллетень, выразив тем самым свою позицию.
Берегите его и не давайте кому-либо возможность его порвать или испортить. Сообщайте о любых подозрительных действиях или нарушениях, связанных с голосованием. Вместе мы можем бороться с этой проблемой и обеспечить честные выборы. Надеюсь, что вы согласны со мной, дорогие друзья, что порча бюллетеней — это серьезная проблема. Но мы можем найти способы ее решения и обеспечить целостность голосования. Давайте объединим наши усилия, чтобы каждый голос был услышан и уважен. Защитные меры Еще одной защитной мерой является использование непрозрачных урн для сбора бюллетеней. Это предотвращает возможность их изучения или подмены до момента подсчета голосов. Кроме того, принимаются дополнительные меры для предотвращения возможности порвать бюллетень. Например, на бюллетенях могут быть нанесены специальные марки или печати, которые становятся видимыми при попытке их разорвать. Таким образом, будут видны попытки подделки или нарушения целостности бюллетеней. Итак, порвать бюллетень является нарушением законодательства и попыткой вмешательства в процесс выборов.
На вопрос журналиста, как он относится к призывам оппозиции массово проголосовать в воскресенье, он ответил, что, насколько ему известно, "призывы были голосовать в полдень, и это должно было быть проявлением оппозиционности". Потому что и я, когда выступал и призывал приходить на голосование, я не агитировал за себя, я говорил как действующий глава государства, это моя обязанность попросить людей прийти на участки проголосовать", - пояснил Путин. Но, насколько я понимаю, никакого эффекта это и не имело на самом деле", - сказал он.
Что произойдет, если бюллетень на выборах будет порван?
Всю эту памятку можно скачать и распечатать из файла Вынос бюллетеня с избирательного участка не запрещен и не наказуем. За совершение правонарушений в сфере законодательства о выборах виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от совершенного правонарушения и субъекта выборного процесса, его совершившего. Проголосовать за кандидата на выборах Президента России в 2024 году можно было через онлайн-голосование (ДЭГ) или на избирательном участке. Зеленка и поджоги: как и зачем портят бюллетени на выборах президента в России 2024.
Выборы-2023: где могут проголосовать участники СВО и что делать, если испортил бюллетень
Она требовала признать факт вброса бюллетеней на этом участке на основании видео с ползущей на коленях к избирательной урне женщиной. Раздосадованный избиратель порвал бюллетень и бросил его в урну для голосования. Таким образом, порвать бюллетень на выборах является серьезным нарушением законодательства и влечет за собой негативные последствия для нарушителя. Можно ли порвать бюллетень: факты и мифы о возможности повлиять на выборы.